Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эрмитаж – главный музей России и один из крупнейших в мире. Три экскурсии по эрмитажу в неофициальный день рождения музея

Крупнейший и самый значительный художественный и культурно-исторический музей России и мира Государственный Эрмитаж отмечает сегодня 165-летие с того момента, как он был открыт для посещения публики.

История музея началась в 1764 с коллекции произведений искусства, которые приобрела императрица Екатерина II. По разным данным это 317 или 225 ценных картин. Среди них были полотна в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Сегодня в Эрмитаже сохранилось, по меньшей мере, 96 из них.

Это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество). В 1852 году был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Большие и важные пополнения коллекции были в 1772 и 1779. В этот период стало понятно, что помещения не хватает и архитектор Фельтен строит здание Большого Эрмитажа. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин.

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. Николай I реализовал идею превращения Эрмитажа в публичный музей 17 февраля 1852 года.

До середины XIX века посещать Эрмитаж могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Тогда музей насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков.

Уже к 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Так Эрмитаж стал центром русского искусствознания и пришла новая эра жизни музея.

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Черного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

Интересные факты

В Эрмитаже работают коты. В XVIII веке, когда стены Зимнего дворца начали портить крысы, императрица Елизавета Петровна издала «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были прислать отборных охотников. А Екатерина II пожаловала котам официальный статус: «охранники картинных галерей».

Музей охраняет около 70 котов: их называют «внештатными сотрудниками», каждому выписан свой паспорт, им разрешается передвигаться по всей территории музея, кроме залов. Американка Мэри Эн Эллин, однажды посетившая Эрмитаж с внучкой, даже выпустила детскую книгу, посвященную эрмитажным котам — часть доходов от продаж книги в США была потрачена на уход за животными.

В Эрмитаже был гараж. Император Николай II очень любил автомобили: первую машину он купил в 1905-м, а уже к 1911 году в императорском парке автомобилей было уже около 50 разных марок. Здесь была мойка для машин, бензоколонка и собственная система парового отопления, чтобы автомобили не повредила коррозия. В 1917-м году при разграблении Эрмитажа весь автомобильный парк Николая II исчез.

На осмотр Эрмитажа потребуется 11 лет.Эрмитаж сегодня — один из самых популярных музеев в мире и самый большой на территории России. В нем — более трех миллионов экспонатов, которые представлены в пяти огромных зданиях. Для того, чтобы хотя бы пройти мимо всех произведений искусства, нужно преодолеть 24 километра. А если проводить у каждого около минуты, на прохождение всех залов потребуется 11 лет: и это при условии, что посетитель будет бывать в музее ежедневно по восемь, а то и десять часов.

Эрмитаж - это крупнейший музей нашей страны. Эрмитаж – самое большое и значительное место культуры и художества в России.

Расположен Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Он занимает огромную площадь, состоит из пяти зданий, одно из них – Зимний дворец.

Из истории создания Эрмитажа:

Эрмитажу уже более 250 лет. Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. В 1764 году Екатерина приобрела в Берлине коллекцию из 225 произведений голландских и фламандских художников. Сначала картины украшали дворец. В 1775 году для картин построили отдельное здание. Коллекция картин Екатерины II изначально размещалась также во дворцовом флигеле, который и получил название «Малый Эрмитаж».

Малый Эрмитаж был создан по проекту Ж.-Б. Вален-Деламота рядом с Зимним дворцом. Однако «уголок» оказался не таким уж маленьким: в нем хватило места и для парадных комнат, в которых Екатерина принимала гостей, и для отдельного крыла, где жили ее фавориты, и даже для висячего сада, из-за которого новый павильон и получил свое первоначальное название - Оранжерейный дом. Так началась история одного из крупнейших музеев мира - Эрмитажа.

В далеком 1764 году его коллекция насчитывала всего 317 экспонатов. В настоящее время в пяти зданиях музея находятся около трех миллионов произведений искусства, а сам Эрмитаж входит в 20-ку лучших музеев мира.

Название музея с французскими корнями. Слово «эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «приют отшельника», «келья». Во Франции эрмитажами называли небольшие павильоны при дворцах. На первом этаже таких павильонов размещались слуги, а на втором – хозяева и гости. Слуги внизу накрывали столы и с помощью специального устройства отправляли кушанья наверх, как на лифте. Таким образом, знатные особы оставались наедине, обслуживающий персонал не мешал их уединению. А взяли такое название музею потому, что изначально все картины находились в уединенных местах.

Изначально Эрмитаж считался частной собственностью Екатерины II. Постепенно коллекция становилась больше, но посмотреть ее могли лишь избранные. Доступ к музею был закрыт для обычных граждан. В то время попасть в музей могли только приближенные ко двору предполагалось, что в Эрмитаже они смогут побыть наедине с искусством и собственными мыслями.

В XVIII и первой половине XIX века простые люди не могли попасть в Эрмитаж: в музей допускались только самые знатные особы, приближенные ко двору. Но даже для первых лиц страны действовали строгие правила посещения. Военные должны были приходить исключительно в парадных мундирах, а все остальные – во фраках. Известного человека, одетого в повседневный сюртук, в Эрмитаж бы не пропустила придворная контора, которая выдавала билеты. К каждому посетителю приставлялся камер-лакей, который рассказывал вельможе о картинах и следил, чтобы тот их не испортил. Попасть в музей не мог даже Пушкин. Лишь в 1832 году его друг Василий Жуковский, служивший наставником у сына Николая I, подарил поэту бессрочный пропуск.

В 1852 году коллекция музея разрослась. Для новых экспонатов был открыт Императорский Эрмитаж. И 17 февраля 1852 года свои двери Эрмитаж открыл для посетителей.

А открыл Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

Строительство здания императорского музея было завершено в 1850 году. Николай Первый назвал его Новым Эрмитажем. Он открыл новую страницу в истории музея и продолжал политику Екатерины Второй, своей великой бабки. Она устраивала картинную галерею в Эрмитаже для того, чтобы мир увидел, что Россия имеет право именоваться европейской державой, а императрица – просвещённая монархиня. Великолепные коллекции собрала Екатерина Вторая в пустыньке – на антресолях бельэтажа Зимнего дворца и двух галереях Малого Эрмитажа, а потом и в специально построенном здании Большого Эрмитажа.

Строители Эрмитажа не ценились, и были рабами. В строительстве этого масштабного здания принимали участие 4 тысячи работников. Это были каменщики и штукатуры, мраморщики и лепщики, паркетчики и живописцы. Получали они за свою работу сущие гроши. Да и жили они либо здесь же, либо ютились в лачугах, построенных прямо на площади.

После завершения строительства Дворцовая площадь была завалена строительным мусором. Пётр III решил избавиться от мусора оригинальным способом – он объявил народу, что каждый может взять с площади всё, что захочет, и при том совершенно бесплатно. Через несколько часов мусора на площади не было.

В XVIII столетии стены Зимнего дворца начали портить крысы. По указу императрицы Елизаветы Петровны из Казани были привезены коты, которые и избавили музей от грызунов. Известно, что Екатерина II не любила кошек, но оставила их и присвоила им статус «охранников картинных галерей», разделив котов на дворовых и комнатных. Зимний дворец перестроили в камне, но коты никуда не делись – их переселили в новое здание, где они по сей день чувствуют себя полноправными хозяевами. В настоящее время эрмитажные коты продолжают охранять музей. Они считаются официальными сотрудниками Эрмитажа, имеют собственный паспорт и могут перемещаться по всей территории музея, кроме залов.

С 1762 по 1904 год Зимний дворец служил резиденцией российских императоров. В 1904 году Николай II перенес резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. 30 октября (12 ноября) 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский объявил Зимний дворец и Эрмитаж музеями.

В 1837 году дворец случился пожар, сгорело всё, и императорская семья осталась без крова. Положение спасли 6000 работников, которые работали днём и ночью. Через год с небольшим дворец был полностью восстановлен, и стал ещё краше!

5 февраля 1880 года в Зимнем дворце произошел теракт: Степан Халтурин устроил взрыв. Александр II, на которого покушался Халтурин, не пострадал. Одиннадцать героев русско-турецкой войны погибли: они несли службу в Зимнем дворце. Взрыв ранил 56 человек. + Во время Великой Отечественной Войны в Зимний дворец попали 17 артиллерийских снарядов и 2 бомбы. В подвалах дворца организовали 12 бомбоубежищ. Здесь жили люди, сюда перенесли музейные коллекции.

В настоящее время название музея «Малый Эрмитаж» никак не соответствует его предназначению в XVIII столетии: Эрмитаж состоит из нескольких зданий, а его залы ежедневно посещают около 12 тысяч человек. А за год в нем насчитывается приблизительно три миллиона человек. Он является самым популярным музеем не только в России, но и в мире. +Эрмитаж всё время перекрашивали в разные цвета. Был он и красным и розовым, и жёлтым. Бледно-зеленый цвет, в который здание окрашено сейчас, Эрмитаж приобрел в 1946 году.

История пополнения коллекции Эрмитажа:

1) 1764 год считается годом основания музея и в этом году были приобретены 225 картин фламандских и голландских мастеров у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского.

2) В Брюсселе в 1768 году были приобретены собрания картин фламандской и голландской школ графа Иоганна Карла Кобенцля и принца де Линя.

3) В 1779 году в Англии для Эрмитажа была закуплена знаменитая галерея лорда Уолпола, заложившая основу коллекции итальянской живописи 17 века.

4) Собрание Эрмитажа стало одним из самых больших в Европе к концу царствования Екатерины Второй, при сыне её Павле Первом и её внуке Александре Первом медленно приобретало статус дворцового музея.

5) Николай Первый приобретал современную и античную скульптуру и другие произведения искусств.

6) В 1830-х годах были произведены большие закупки картин художников Испании.

7) В 1850 году в Венеции произвели закупку коллекции галереи Барбариго вместе с полотнами Тициана. В этом же году приобрели картины для музея из собрания короля Нидерландов Вильгельма.

8) В 1850 году в Эрмитаже насчитывалось 56 321 единица хранения.

9) В 1852 году были приобретены полотна в Париже из колекции Сульта испанской и итальянской школ.

10) Важным событием стала в жизни Эрмитажа закупка в 1851-1858 годах замечательного собрания медалей и монет Я Рейхеля, крупнейшего собирателя в Петербурге. Почти пять тысяч русских медалей и монет и сорок три тысячи восточных, западноевропейских и и античных медалей и монет обогатили собрание Эрмитажа.

Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания:

1764 – собрание И.-Э. Гоцковского 1769 – собрание графа Г. Брюля.

1772 – собрание барона П. Кроза.

1779 – собрание лорда Р. Уолпола.

1781 – собрание графа Ф. Бодуэна.

1787 – Кабинет резных камней герцога Орлеанского.

1814 – картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ.

1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны.

1884 – собрание А. П. Базилевского.

1885 – Царскосельский арсенал.

1910 – собрание П. П. Семенова-Тян-Шанского.

После 1918 года в музей поступили национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и другие.

1935 – собрание музея Центрального училища технического рисования (А. Л. Штиглица).

1948 – коллекция новой европейской живописи конца XIX - начала XX в., в основном из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова.

1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея.

2001 – коллекция музея Ломоносовского фарфорового завода.

30 интересных фактов об Эрмитаже:

1. Государственный Эрмитаж располагается в пяти зданиях: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Эрмитажный театр, Новый Эрмитаж - стоящих в центре Санкт-Петербурга на берегу Невы.

2.Этот архитектурный ансамбль сформировался в XVIII - XIX веках. Впоследствии название Эрмитаж перешло ко всему музейному комплексу. Изначально произведения искусства концентрировались в дворцовом флигеле, который назвали Малым Эрмитажем.

3.Самым примечательным зданием Эрмитажа является Зимний дворец, построенный архитектором Ф. Б. Растрелли в 1754 -1762 годах. Он был в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге.

4. Интересно, что в 1844 году Николай I издал указ о запрете строить в Санкт-Петербурге здания выше Зимнего дворца.

5. Одной из самых полных и дорогих считается коллекция игральных карт, собранная генералом Д.П.Ивковым (1849-1912). Она насчитывает свыше 2 000 колод! В настоящее время коллекция хранится в Эрмитаже.

6. Количество скульптур, которые установлены на парапете Зимнего дворца – 176 штук.

7.Масштаб музея побил все рекорды. Эрмитаж состоит из более одной тысячи комнат, 117 лестниц, 1885 дверей, почти 2 тысячи окон. Главный фасад – 150 метров, а его высота 30 метров. Длина карниза около двух километров.

8.Из картин, положивших начало Эрмитажу в XVIII столетии, до наших дней дошла лишь треть. Тем не менее, с каждым годом экспозиция музея разрастается. В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая картинная галерея мира. Чтобы посмотреть все три миллиона экспонатов музея, нужно пройти 24 км. Если же проводить около каждого произведения искусства по одной минуте, то на прохождение всех залов потребуется 11 лет – при условии, что вы будете бывать в Эрмитаже по восемь часов ежедневно.

9.В 1960-х годах в Эрмитаж с официальным визитом приехал искусствовед из Голландии. После прочтения лекции для ленинградцев специалист пил чай в подсобке с сотрудниками музея. Вдруг он увидел выглядывающий из-за шкафа край какого-то листа. Искусствовед потянул этот лист и обомлел: это оказался холст кисти известного голландского художника Хендрика Голциуса «Вакх, Церера, Венера и Купидон». Сотрудники Эрмитажа пришли в изумление. Известно, что рисунок был приобретен Екатериной II еще в 1772 году, потом уехал в московскую Академию Художеств, после революции вернулся в Эрмитаж, а вот сколько времени после этого он пылился в забытьи – установить не удалось. Полотно отправили на реставрацию, а с 2005 года картина снова находится в экспозиции Эрмитажа.

10.В XXI веке представительства музея стали появляться в других городах России и даже за рубежом. Так в Казани работает «мини-Эрмитаж», в котором проходят выставки и лекции. В Амстердаме существует выставочный центр «Эрмитаж на Амстеле», в лондонском филиале Эрмитажа изучают историю искусства, в центре «Эрмитаж-Италия» в Венеции занимаются историко-культурными связями двух стран, а музее Лас-Вегаса открыты «Эрмитажные комнаты». Периодически во всех филиалах музея проходят выставки картин, привезенных из петербургского Эрмитажа. В 2016 году музей появится и в Омске: он будет называться «Эрмитаж-Сибирь».

11.Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров.

12.История и залы его хорошо знакомы всем петербуржцам, но далеко не все знают о связанных с Эрмитажем необычных историях и легендах. Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

13.Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Ходит легенда, что скульптура кровожадной богини Сахмет, раз в году оживает. И на ней появляется кровь, но к моменту первого просителя кровь исчезает. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

14.Общая площадь помещений (зданий) Эрмитажа составляет 233 345 кв. м. А экспозиционно-выставочная площадь 66 842 кв. м.

15. Часть картин художника Рембрандта, в том числе известные «Даная», «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана», хранятся в Государственном Эрмитаже. Одни из них – Даная, Немилость Амана. В 1985 году, один душевнобольной человек облил картину Даная кислотой. Ее реставрировали более 20 лет. Теперь ее можно смотреть только под стеклом.

16. За полвека с 1711 по 1764 год в Санкт Петербурге построили целых пять зимних дворцов. Ныне существующий Зимний дворец - пятый по счету.

17. В 1725 году в Зимнем дворце скончался Петр I.

18. В Зимнем дворце снимали фильм «Русский ковчег» режиссера Александра Сокурова. Съемки происходили 23 декабря 2001 года. Фильм был снят за 1 час 27 минут 12 секунд одним кадром без использования монтажа. Это первый полнометражный художественный фильм без монтажа.

19. В Эрмитаже официально работают около 50 котов. Это коты-аристократы: потомки кота, привезенного Петром I из Голландии, а также потомки знаменитой и ныне утерянной казанской породы котов-мышеловов. Казанских котов выписывала из Казани лично Екатерина II. 20.На сегодняшний день в Эрмитаже живут 70 котов. У них есть паспорт, и они могут свободно передвигаться по Эрмитажу. Эти коты пользуются популярностью у посетителей, о них пишут статьи, фотографируют, приносят подарки. Эти коты внештатные работники музея. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

20.Директор Государственного Эрмитажа даже сказал как-то раз, что о кошках его спрашивают едва ли не чаще, чем о полотнах Рембрандта.

21.Коты пережили в Зимнем дворце войну с Наполеоном и Октябрьскую революцию, но блокада Ленинграда подкосила их, что сразу сказалось на возросшем поголовье крыс. После войны музей заново заселили кошками.

22. В 2014 году руководство музея установило «лимит» в 50 кошек – остальных ежегодно раздают в добрые руки.

23.Скульптуры из Царского Села и Таврического дворца составили основу коллекции античных памятников.

24. В коллекции Эрмитажа находится «Колыванская ваза» – работа русских мастеров. Она создана из твёрдого камня – яшмы. Делали её 14 лет. Ваза была изготовлена в 1843 году. Она весит 19 тонн, а вместе с тем кажется изящной и лёгкой.

25.Гордость Эрмитажа органические экспонаты. Такие как: древнейший ковер из шерсти, шелковая ткань из Китая, татуировки на самой настоящей человеческой коже. Такие экспонаты хранятся в специальных условиях температуры.

26. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи - татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Дама в голубом» Гейнсборо.

27.Император Николай II очень любил автомобили. В его личной коллекции насчитывалось более двадцати машин марок «Мерседес», «Роллс-Ройс» и «Делоне-Бельвиль». Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. В 1910 году специально для автопарка императора в проезде между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем был построен большой гараж. Он был оборудован бензоколонкой, мойкой и собственной системой парового отопления. Император любил бывать в гараже и лично мыл и заправлял свежеприобретенные машины.

28.Автопарк Николая II насчитывал более 20 личных машин. Но в 1917 году при разграблении Эрмитажа большевики присвоили себе все автомобили, поэтому в коллекции музея нельзя увидеть ни одной машины Николая II.

29. Необычны Эрмитажные ритуалы. В них есть интересные и важные даты для сотрудников, которые их отмечают: День святой Екатерины, Прощание с белыми ночами и т. д. А один из самых интересных ритуалов произошел, когда реставрировали полы в рыцарском зале. Конных рыцарей вывозили из залы под оркестр. Таким образом, отдали честь доблестным рыцарям.

30.Эрмитаж отменяет плату за фото- и видеосъемку.

Описание

В течение года Эрмитаж посещают 3 млн человек. Основной наплыв посетителей - с мая по сентябрь, в это время за 20 минут в музей проходит 200-300 человек

Коллекция музея насчитывает более 3 млн 106 тыс. экспонатов. Из них произведений живописи - около 17 тыс., графических работ - 623 тыс., скульптур - порядка 13 тыс., произведений прикладного искусства - свыше 357 тыс., археологических предметов искусства - 751 тыс., памятников нумизматики - более 1 млн 122 тыс., редких книг - около 350, оружия - 14 тыс. и др. На фото: Малый испанский просвет

Современный Эрмитаж - это комплекс из пяти зданий, расположенных на Дворцовой набережной и Миллионной улице: Зимний дворец, Большой (Старый) Эрмитаж, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Кроме того, коллекции музея размещены в здании Главного штаба на Дворцовой площади и во Дворце Меншикова на Университетской набережной. На фото: Парадная лестница Нового Эрмитажа

В зале Рембрандта в Эрмитаже выставлены 24 полотна знаменитого голландца. Одной из самых известных картин художника является написанная в 1636-1647 гг. "Даная". В 1985 году она серьезно пострадала - один из посетителей, позднее признанный сумасшедшим, облил картину кислотой и полоснул ее ножом. На восстановление полотна Рембрандта ушло 12 лет

В музее находится 180 тыс. предметов, представляющих искусство Востока, среди которых произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, ювелирные изделия, образцы письменности и др. Экспонаты представлены в 50 залах. На фото: Иорданская лестница Государственного Эрмитажа

В коллекции античных древностей - свыше 170 тыс. предметов, среди которых собрания расписных ваз, резных камней, античной скульптуры, археологических памятников Северного Причерноморья, ювелирных изделий и др. На фото: дети на экскурсии у скульптуры Юпитера, в честь которого был назван зал Эрмитажа

Для защиты экспонатов от грызунов в подвалах Эрмитажа со времен Екатерины II проживают коты. На службе в музее постоянно состоят более 50 котов, кошек и котят. Они живут в просторных подвалах Эрмитажа вольно, но в залы с экспозицией животных не пускают

Собрание европейского искусства насчитывает около 600 тыс. предметов и охватывает период от средних веков до ХХ столетия. В составе коллекции - более 7 тыс. картин, 2 тыс. скульптур, 40 тыс. рисунков, 500 тыс. гравюр

Собрание экспонатов древних и раннесредневековых культур в Эрмитаже насчитывает почти 2 млн единиц хранения и является одним из лучших и крупнейших в России

Советская лестница. Свое название получила от Государственного Совета, который в XIX в. располагался на первом этаже. Специально для него в западной части здания были устроены новый подъезд и новая лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер)

Общая площадь помещений (зданий) Государственного Эрмитажа составляет 233 тыс. 345 кв. м. Из них экспозиционно-выставочная площадь занимает 66 тыс. 842 кв. м. На фото: Скульптуры Атлантов на портике Малого Эрмитажа

Редакция

Спецпроект. Наши площадки

Входит в число самых посещаемых художественных музеев мира. По итогам 2016 года, в нём побывали более 4 миллионов человек. Это один из самых значительных, с культурной и исторической точек зрения, музей России. Когда-то сюда попадали лишь избранные, даже Пушкина не сразу пустили, а потом в подвалах музея обустраивали бомбоубежища и за копейки распродавали и раздаривали коллекции “друзьям" советской власти.

Эрмитажи для уединённых экскурсий

История Эрмитажа началась в 1764 году, когда Екатерина II купила коллекцию из 225 картин у берлинского купца Гоцковского. Сначала их разместили в Зимнем дворце. Но императрица вошла во вкус - продолжила покупать картины, скульптуры, монеты.

Висячий сад, Малый Эрмитаж. Фото: hermitagemuseum.org

Всё это богатство нужно было где-то размещать. И по велению императрицы возле Зимнего дворца возвели пристройку - место для уединённого отдыха с парадной, гостиными и оранжереей.Так появился Малый Эрмитаж, в продольных галереях которого разместили работы из той самой приобретённой коллекции. В переводе с французского, эрмитаж - это место уединения, приют отшельника. Собственно, во Франции эрмитажами называли маленькие павильоны при дворцах. И екатерининский Эрмитаж был задуман как место, где императрица и её приближённые смогут в уединении насладиться искусством.

Но задумка переросла себя. Императорская коллекция пополнялась год от года. Например, только в 1769 году были куплены 600 картин саксонского министра Брюля. Одного Малого Эрмитажа для всего этого великолепия было уже недостаточно. И по заказу Екатерины II рядом с Малым Эрмитажем возвели Большой Эрмитаж - трёхэтажное строение, созданное архитектором Фельетоном в стиле классицизма.

Во время правления Екатерины II коллекция Эрмитажа пополнилась творениями Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Микеланджело и других мастеров. За границей даже работали специальные агенты, которые скупали произведения искусства для Эрмитажа.

Большой Эрмитаж, зал испанской живописи, конец XIX века.
Фото: pastvu.com

Эрмитажный кот. Фото: жизнь-спб.рф

Говоря об истории Эрмитажа в период Екатерины II, непростительно промолчать о знаменитых эрмитажных котах. Считается, что на территорию Зимнего дворца кошек привезли для того, чтобы они предотвращали размножение крыс. Потом появился Эрмитаж, и хотя его создательница Екатерина не очень любила кошек, она решила их оставить в качестве охранников картинных галерей. Кошки жили в Эрмитаже после революций, при советской власти, особенно пригодились после войны, когда пришлось усиленно бороться с расплодившимися грызунами. Коты обитают в Эрмитаже и по сей день. Правда, в музейные залы им нельзя входить. А в 2016 годы издание “Telegraph” внесло эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые нужно увидеть.

Как Эрмитаж стал публичным

Во время правления Александра I собрание Эрмитажа пополнили работы итальянской, фламандской и голландской школ. В эпоху Николая I, который заботился о своём имидже, как бы сейчас выразились, и который увлекался военным делом, в 1826 году была создана Военная галерея 1812 года. Состояла она из портретов генералов, фельдмаршалов, князей, императоров - всех, кто отличился в период войны.

Кстати, именно Николай I превратил Эрмитаж в публичный музей. До этого у простого человека не было никакого шанса попасть туда. Даже Александра Сергеевича Пушкина пустили в Эрмитаж только по рекомендации Жуковского, который был наставником императорского сына.

Военная галерея 1812 года. Фото: pastvu.com

Новый Эрмитаж, 1970-е годы. Фото: pastvu.com

Так вот, в 1852 году состоялось открытие Императорского музея Нового Эрмитажа. Здание Нового Эрмитажа было открыто для посетителей. Но опять же открытость получилась относительной: надо было получить билет в дворцовой конторе, что не каждому оказалось доступным. К тому же для посетителей ввели дресс-код: мундир или фрак.

Новый Эрмитаж, отличавшийся большой роскошью, был первым зданием в России, специально созданным для художественного музея. На первом этаже разместилась коллекция древностей, на втором - картинная галерея. Через тридцать лет посещаемость Эрмитажа достигла 50 тысяч человек в год.

Вторая половина XIX века запомнилась созданием Павильонного зала (один из самых эффектных интерьеров Эрмитажа), парадных интерьеров Большого Эрмитажа, приобретением картин Рафаэля и Леонардо да Винчи, передачей Царскосельского Арсенала (коллекция доспехов и оружия) в Эрмитаж и пополнением музея произведениями русских живописцев.

XX век: распродажа, эвакуация и долгое восстановление

Удивительным образом Эрмитаж не сильно пострадал во время революционных событий. Сотрудники Эрмитажа не стали сопротивляться и заявили о принятии новой власти и о продолжении работы музея. Но от посетителей временно отказались.

Павильонный зал, 1959 год. Фото: pastvu.com

Эвакуация коллекции Эрмитажа, 1917 год. Фото: pastvu.com

Однако в сентябре 1917 года Временное правительство объявило о национализации дворцов и создало комиссию по приёмке ценностей Зимнего дворца, часть коллекции эвакуировали в Москву. А после октябрьской революции Эрмитаж, собственно, как и Зимний дворец, стали государственными музеями. Вернулись ценности, эвакуированные в Москву, вернулись и посетители, вход в течение пяти лет после революции был бесплатным.

Для Эрмитажа 1920-1930 годы выдались противоречивыми. С одной стороны, происходила национализация частных коллекций. Так в музей попали коллекции византийских монет, икон, древних документов, Кушелевская галерея с полотнами Руссо, Декана, Делакруа.

С другой стороны, в это время роль Петербурга, который традиционно считался императорской столицей, хотели уменьшить в пользу новой столицы - Москвы. И этой новой столице тоже нужен был свой большой музей с большой коллекцией произведений искусства. Таким местом стал нынешний Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В итоге в Москву из Эрмитажа передали около 500 картин.

Ударом для Эрмитажа в это время стало буквальное разбазаривание ценностей музея. Огромное количество картин вывезли на европейские аукционы, а советская власть раздаривала коллекции музея иностранным политическим партнёрам или бизнесменам, с которыми им нужно было поддерживать отношения.

Очередное испытание для музея подготовила Великая Отечественная. Как только началась война, из Эрмитажа эвакуировали около миллиона произведений искусства на Урал. Сотрудники музея берегли экспонаты, и ни один из них не пропал за всё время эвакуации.

Опустевшие залы Эрмитажа во время эвакуации, 1941 год.
Фото: pastvu.com

Возвращение произведений искусства из эвакуации в Эрмитаж, 1945 год.
Фото: foto-history.livejournal.com

Но часть коллекций вывезти из Ленинграда не удалось - началась блокада. В Эрмитаже находились подразделения гражданской обороны, а в музейных подвалах - 12 бомбоубежищ. Но музей всё же сильно пострадал от бомбёжек. По окончании войны какие-то залы удалось восстановить в течение нескольких месяцев, а какие-то, пострадавшие от артиллерийских снарядом и бомб, пришлось приводить в порядок несколько лет. Приятным поствоенным подарком стала передача в Эрмитажу более 300 картин Музея нового западноевропейского искусства. Среди этих картин были работы Моне, Гогена, Сезанна, Пикассо, Матисса и других художников.

Эрмитаж бьёт рекорды

В 1988 году Эрмитаж попал в Книгу рекордов Гиннесса в качестве самой большой картинной галереи в мире.

После распада СССР Эрмитаж направил усилия на пополнение своих собраний произведениями XX века. Этому, в какой-то степени, помог международный Клуб Друзей Эрмитажа, основанный в 1996 году для поддержки проектов по реставрации и программ по приобретению новых экспонатов. А в 2006 году запустили проект “Эрмитаж 20/21”, целью которого было привлекать внимание к современному искусству.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, надо пройти более 20 км. А если возле каждого экспоната задерживаться хотя бы на минуту, потребуется 11 лет.

Сейчас коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства: живопись, скульптуры, археологические находки, графику и т.д. В Эрмитаже проходят выставки, научные конференции, мастер-классы. В музей выстраиваются огромные очереди (особенно в первый четверг месяца, когда вход бесплатный).

Но одного Петербурга для Эрмитажа оказалось мало, и представительства музея стали открываться в других городах и странах. Например, Центры Государственного Эрмитажа уже есть в Казани, Выборге, Амстердаме, есть филиалы в Лондоне, Венеции.

Очередь в Эрмитаж, 2016 год. Фото: blog.fontanka.ru

Эрмитаж обокрали свои: музейные «оборотни» унесли произведения искусства стоимостью более 130 миллионов рублей


Сергей Андреев
Фото Замира Усманова, Андрея Кульгуна


Модное слово «оборотень» обрело на прошлой неделе еще один смысл. В грандиозной краже 221 экспоната из фондов главного музея страны обвиняют не уголовников с улицы, а самих музейных сотрудников. Ошарашенный происшествием директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил, что принцип «презумпции невиновности сотрудников музея» больше не действует. Если раньше считалось, что музейщик ни при каких обстоятельствах не может причинить вреда собственному хранилищу, то теперь утверждается обратное. Практически все пропавшие экспонаты - памятники ювелирного и иконописного искусства XV - XIX веков. В руках воров оказались 107 икон, 10 крестов-мощевиков, 8 серебряных чаш-потир, пасхальные яйца мастерской Карла Фаберже, столовое серебро, настольные фигурки животных из драгоценных материалов, портсигары из серебра и золота, часы, усыпанные драгоценными камнями, рамки для фотографий, пудреница, принадлежавшая одной из российских императриц, и ее же зеркальце в серебряной рамке.

Злосчастное хранилище уже неоднократно осматривали высокопоставленные сотрудники ГУВД Петербурга, в том числе представители девятого, так называемого «антикварного» отдела, а также специалисты из Москвы. Никаких результатов ни те ни другие добиться пока не смогли. Начальник службы музейной безопасности Эрмитажа Александр Хожаинов заявил, что основная цель поисковой группы - попытаться хотя бы точно определить дату хищения. Большая часть пропавших экспонатов выставлялась крайне редко. Например, некоторые из пропавших предметов в последний раз экспонировались в 2000 году. При этом среди украденных раритетов есть и такие, которые сотрудники Эрмитажа видели и держали в руках 30 и более лет назад. Ни Хожаинов, ни Михаил Пиотровский не исключают, что вещи могли быть похищены не за один раз. Преступление могло растянуться на десятилетия.

Но это далеко не все, что поражает в этой истории. Оказывается, сами музейщики узнали о том, что ценнейшие экспонаты делись неизвестно куда еще… прошлой осенью. Хранитель же, ответственный за пропавшие экспонаты, и вовсе скончался на рабочем месте. И сотрудники пресс-службы Эрмитажа, и глава службы музейной безопасности отказались назвать имя умершей хранительницы, ссылаясь на тайну следствия. Выяснить его, а также узнать, что на данный момент покойная является основным подозреваемым в краже, удалось лишь у сотрудников милиции, пожелавших сохранить инкогнито.

В общей сложности в Эрмитаже 46- летняя Лариса Алексеевна Завадская отработала около 30 лет. Последние 15 лет она являлась старшим научным сотрудником отдела истории русской культуры - хранителем фонда ювелирных изделий. Она же длительное время сотрудничала с органами ФСБ. В середине октября прошлого года Завадская, человек, который последним держал пропавшие экспонаты в руках и лично составлял их каталог, умерла прямо на рабочем месте. В конце дня Лариса Алексеевна стала собираться домой, позвонила мужу, сказала, что выходит через 15 минут. Далее женщина села к компьютеру и через несколько мгновений уткнулась в клавиатуру. По словам врачей «скорой помощи», умерла она мгновенно. Официальная причина смерти - тромб в сердце.

По странному совпадению, именно в эти октябрьские дни решался вопрос о передаче экспонатов русского отдела Эрмитажа другим, более молодым хранителям. Если к Ларисе Завадской руководство музея не имело никаких претензий, то возраст ее напарницы (76 лет) смущал. Тогда же выяснилось, что некоторых предметов в коллекции не хватает. Масштабы пропажи стали известны лишь после смерти Ларисы Завадской, но и тут музейное руководство не спешило бить тревогу. «То, что какого-то экспоната нет на полке, еще не означает его исчезновения, - объяснял Михаил Пиотровский журналистам. - Единица хранения может попасть в другой фонд, ведь у нас более трех миллионов экспонатов, к реставраторам или в фотолабораторию. Лишь по окончании тотальной инвентаризации мы составили соответствующий акт и сообщили куда следует». Доступ в фонды, где хранились пропавшие экспонаты, имели всего три человека, включая покойную Завадскую.

«Это удар в спину Эрмитажу и всему музейному сообществу, - сокрушается Михаил Пиотровский. - И свидетельство глубокого несовершенства системы хранения, построенной на презумпции невиновности музейщиков».

Максимальная зарплата хранителя музея равна 15 тысячам рублей. Обеспечить себе, а заодно и внукам безбедную старость любой из сотрудников, которые с трудом вписываются даже в понятие «среднего класса», мог, прикарманив любую, даже самую небольшую вещицу. Вынести же ее из Эрмитажа не составит никакого труда. Сотрудников музея не только не обыскивают, но даже не заставляют пройти через рамку металлоискателя.

Грандиозное хищение стало шоком для всех, руководство музея задумалось о новых средствах обеспечения безопасности, вплоть до нанесения на экспонаты изотопных меток. Стражи порядка бьются над вопросом о том, куда могли уйти раритеты. Версии разнообразные - от вывоза за границу (список и фото похищенных ценностей переданы в Интерпол) до той, по которой все вещи спрятаны вором в самом Эрмитаже и будут вынесены после того, как уляжется шум.

Проблема хищений из фондов музея сложна и многогранна. Достоянием общественности становятся лишь громкие случаи: в 2001 году в том же Эрмитаже не найденные до сих пор воры средь беда дня вырезали из рамы и унесли картину Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». Воровать же из запасников музея можно практически безнаказанно. Любопытна в этом отношении история с проверкой Эрмитажа Счетной палатой в марте 2000 года. Аудиторы потребовали у музейщиков предъявить 50 экспонатов, по документам хранящихся в фондах. Список составлялся по случайному принципу. Комиссии смогли продемонстрировать всего 3 экспоната, еще 19 отыскали уже по окончании проверки. Куда делись остальные, рассказать никто и не смог. Та же проверка выявила, что на 2000 год 220 тысяч экспонатов не были закреплены за материально ответственными лицами вообще. А 200 единиц хранения числились за уволенными или умершими сотрудниками.

P.S. На прошлой неделе были найдены целых два экспоната из похищенной коллекции. О находке иконы «Собор Всех Святых» ГУВД Санкт-Петербурга сообщило сухо: образ обнаружен в помойном баке около дома 21 по улице Рылеева. Аноним якобы проинформировал об этом по «02». Неофициальная версия такова: как только был озвучен список пропавшего, в «антикварный» отдел ГУВД (по странному совпадению, он рядом с домом 21 по улице Рылеева) явился коллекционер с «Собором Всех Святых» в руках. Петербуржец заявил, что приобрел икону у частного лица аж в 2001 году. Второй экспонат - церковная чаша - отыскался в прошлую пятницу в Москве у известного антиквара, который добровольно сдал его властям.

Досье «Огонька»

Государственный Эрмитаж сегодня - это более чем 3 млн экспонатов, половина из которых попадают под категорию «особо ценные». Из них 300 тысяч - «русская коллекция», 600 тысяч - собрание западноевропейского искусства, 1500 - галерея драгоценностей, свыше миллиона - отдел нумизматики и т д. С учетом отказа от принципа презумпции невиновности сотрудников музея под подозрением практически все лица, имеющие отношение к «русскому» отделу Эрмитажа. Кстати, отдел истории русской культуры самый молодой отдел музея, он основан в апреле 1941 года. На данный момент в нем 34 сотрудника, из которых двое - доктора наук и 13 кандидатов. Экспозиция, разработанная отделом, занимает 50 залов.

Михаил Пиотровский - это первая крупная неудача 61- летнего директора Эрмитажа за 14 лет его руководства музеем. Пиотровский - доктор исторических наук, крупнейший востоковед, один из самых обласканных Путиным деятелей культуры. Пиотровский - председатель Совета культуры при президенте, некоторое время он даже возглавлял совет директоров ОРТ, президент Всемирного клуба петербуржцев.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса