Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Экспериментальная китайская живопись. Каллиграфия и живопись

Сюй Бэй-хун. Лошади

Ци Бай-ши. Цветы камелии

Ли Кэ-жань. Мальчик на буйволе

Гуань Шай-юэ. Жизнь в горах


Цзян Чжао-хэ. Внучка читает деду газету



Цзян Чжао-хэ. Документ на владение землёй

Гу Юань. Живой мост

Гу Юань. Восстановление завода

Чжан Фань-фу. Свадебное платье

Янь Хань. Всем сердцем мы за мир. (Плакат)

Сопроводительная статья:

"...Современные китайские живопись и графика, продолжающие лучшие традиции китайского искусства, являются новым этапом в общем развитии китайской культуры. Сохраняя национальное своеобразие китайского искусства, современные художники создают произведения, отражающие строительство нового социалистического Китая, великие преобразования, происходящие в стране.
Во второй половине XIX века - начале XX века в китайской живописи возникло новое направление. Основоположником этого направления был талантливый художник Жень Бо-нянь (1839- 1894), порвавший со старыми, ставшими условными канонами феодальной живописи и обратившийся к непосредственному изучению природы. Последователи Жень Бо-няня - Сюй Бэй-хун, Ци Бай-ши и другие художники - создавали и создают живые реалистические произведение понятные и близкие народу.
Крупнейший мастер современной живописи Китая Сюй БзЙ-хун (1894-1953), изучая лучшие традиции национального искусства, выработал свой, индивидуальный стиль. Его мастерство раскрывается в картине «Лошади», исполненной китайской тушью очень сдержанно, четко и в то же время предельно выразительно.
Другим выдающимся мастером старшего поколения является художник Ци Бай-ши. Пишет Ци Бай-ши исключительно живо, передавая красоту и неувядающее очарование природы.
Ставя свою подпись под Обращением Всемирного Совета Мира, Ци Бай-ши писал: «Я рисую уже 70 лет. И всегда изображаю красивые, живые вещи. Как можно допустить, чтобы мир красоты был разрушен!» Ци Бай-ши, которому исполнилось 96 лет, активно участвует своим искусством в строительстве новой жизни Китая.
Талантливый последователь и ученик Сюй Бэй-хуна и Ци Бай-ши, художник Ли Кэ-жань пишет также лаконично и выразительно. Его высокое мастерство видно в картине «Мальчик на буйволе» .
Многие современные китайские художники, создавая пейзажи, отражают в этих произведениях строительство нового Китая. На картине Гуань Шань-юэ «Жизнь в горах» изображены горы, покрытые лесом, одинокий всадник и рядом палатки геологов. Новая жизнь приходит в горы, и горы отдают людям богатство своих недр.
Произведения выдающегося современного художника Цзян Чжао-хэ всегда актуальны по тематике и исполнены с большим реалистическим мастерством. Они рассказывают о новой, счастливой жизни китайского народа.
В Народном Китае грамоте обучаются все - и молодые и старые. Об этом повествует одна из картин Цзян Чжао-хэ. Сдержанно и просто рисует художник задумавшегося старика с устремленными вдаль глазами, который как бы видит перед собой все то. что читает сидящая рядом внучка-пионерка. Другая картина художника изображает радостный момент в жизни китайских крестьян, работающих теперь не на помещика, а для себя и на собственной земле.
Одним из наиболее распространенных видов искусства является а Китае искусство гравирования на дереве, имеющее многовековую историю. Особенное разйитие получила гравюра в последние 20-25 лет.
Прогрессивные китайские граверы 30-х годов отражали в своих произведениях революционное движение в Китае, героическую борьбу народа против японских интервентов. Много сделал для развития гравюры выдающийся писатель Лу Синь, основавший в 1931 году в Шанхае Общество по изучению искусства гравюры на дереве. В 1938 году по инициативе Коммунистической партии Китая в городе Яньане, центре национального сопротивления, было организована Академия искусств имени Лу Синя. Многие лучшие ученики Академии проводили в районах действия Народной Армии пропагандистскую работу среди населения.
Гравюры современных художников Китая очень актуальны по тематике, проникнуты подлинным оптимизмом. Художники-граверы сохраняют в своих произведениях преемственную связь с лучшими традициями искусства прошлого. Для их работ характерны оригинальность композиционного решения, твердость и выразительность линии, тонкость исполнения.
В гравюре талантливого мастера Гу Юаня «Живой мост»» выражен пафос героической борьбы китайского народа за свою независимость. Строительство новой, счастливой жизни, героика трудовых будней воспеваются в гравюре того же художника «Восстановление сталелитейного завода в Аньшане».
Очень распространен в Китае лубок - самая популярная форма народного искусства. Китайский народ в течение многих веков украшает в Новый год свое жилище красочными картинками. Современные новогодние картинки изображают радостную жизнь трудящихся Народного Китая. Свободную, счастливую жизнь современных китайских женщин, рост благосостояния народа показывает художник Чжан Фань-фу в лубочной картине «Свадебное платье».
Одним из самых молодых видов китайского изобразительного искусства является плакат, получивший широкое распространение в Народном Китае. Большой популярностью пользуется плакат художника Янь Ханя «Всем сердцем мы за мир», в котором выражено стремление китайского народа к миру.
Искусство демократического Китая, выражающее интересы многомиллионного китайского народа и активно участвующее в строи* тельстве социализма, в борьбе за мир и дружбу между народами, находится на пути к дальнейшему расцвету.
Е. Норина..."

Лян Хуан-чжоу. Свидание

Чэнь Чжи-фо. Большой снег - богатый урожай

Цзян Чжао-хэ. Ребёнок и голубь

Чжао Янь-нянь и Тань Юнь. Ловля воробьёв

Чжоу Чан-гу. На пути домой

Выходные данные сборника:

ДИАЛЕКТИКА ТРАДИЦИОННОГО И СОВРЕМЕННОГО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ КИТАЯ XXI ВЕКА

Чжан Далей

канд. искусствоведения, доцент, заместитель декана художественного факультета финансово-экономического университета, Китайская Народная Республика, г. Чжэнчжоу

E-mail:

DIALECTICS OF TRADITIONAL AND MODERN IN CHINA XXI CENTURY FINE ARTS

Zhang Dalei

PhD, Associate Professor , Deputy Dean of the Faculty of Arts University of Finance and Economics, China, Zhengzhou

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена особенностям развития изобразительного искусства Китая на современном этапе. Особое внимание уделено рассмотрению творческих работ художников традиционного (категория «смысл-образ»), концептуального (категория «образ-смысл») искусства и искусства циничного реализма (категория «понимание-смысл»).

ABSTRACT

The article is devoted to the peculiarities of fine arts development in China at present. Particular attention is paid to the creative work of artists of the traditional art (the category of "sense-image"), conceptual art (category "image-sense") and the art of critical realism (category "understanding-sense").

Ключевые слова: современное изобразительное искусство Китая; традиционный стиль; концептуальное искусство; перфоманс; циничный реализм.

Keywords: fine arts in China; traditional style; conceptual arts; performance; cynical realism.

На протяжении нескольких тысячелетий китайское изобразительное искусство следовало по традиционному пути, создавая с помощью кисти и туши масштабные полотна в стиле «сеи» или «гунби». Каноничность образов, материалов и техники исполнения, обусловленные требованиями традиционного общества, составляли идейную основу изобразительного искусства.

Существенные изменения в ситуации произошли только в 80-е годы ХХ столетия: экономические и политические преобразования в стране стали импульсом для появления художников новой эпохи. Их задачей было «пересмотреть содержание и формы, извечно существующие в китайской живописи, взглянуть на мир «новыми глазами», уловить новые течения в современном обществе, и затем как можно скорее создать новый образ мышления, который откроет перед творчеством новые горизонты» .

Поиск новых форм в искусстве стал переломным моментом для целого поколения мастеров. Экспериментируя с классическими материалами, копируя европейский стиль письма, смешивая традицию и современность, и главное, бесконечно дискутируя с искусствоведами, художники Китая 80-90-х годов смогли заложить основу современного китайского изобразительного искусства.

Классифицировать искусство современного Китая достаточно сложно. Тем не менее, китайский искусствовед - Фань Жуйхуа, проанализировав культурные традиции конфуцианства, буддизма и даосизма, лежащие в основе традиционной культуры Китая - выдвинул теорию трёх направлений развития изобразительного искусства. Он считает, что все произведения современной живописи можно разделить на категории «смысл-образ», «образ-смысл», «понимание-смысл» . Придерживаясь данной теории, мы рассмотрим некоторые направления в китайском изобразительном искусстве, обозначив, насколько ярко проявляются в них традиционные либо современные идеи.

$11. Творческие работы категории «Смысл-образ».

«Я верю, что в любую эпоху определённые вещи могут сохранять свою ценность в течение очень долгого времени, даже после прохождения этого периода. Китайская культура богата и глубока, и в ней есть много различных слоёв, которые могут проявляться в качестве шаблона, способа мышления или отношения к жизни. Это то, что передавалось нам из поколения в поколение» - пожалуй, эти слова гонконгского художника Кань Тай Кеунга наиболее ярко характеризуют поколение художников, создающих работы в категории «смысл-образ». Это произведения последователей классического изобразительного искусства Китая, т. н. живописи «гохуа». Обучаясь в традиционных школах живописи и каллиграфии, художники обрели глубокое понимание глубинной философии Китая, научились раскрывать суть событий и явлений с помощью традиционных выразительных средств - туши, кисти, рисовой бумаги.

Конечно, это не означает слепого поклонения традициям: современное сочетание живописи и каллиграфии позволяет создавать не просто полотна, а зрелищные произведения, интересные всему мировому сообществу. Мастерство «кисти и туши» становится вневременным, отражая лишь самобытность китайского искусства, выходящего на международный уровень.

Ярчайшим примером соединения традиционного и современного стала экспозиция “Ink ArtvsInk Art” (в рамках культурной программы Всемирной выставки Экспо-2010, Шанхай). Представленная на ней анимированная картина «Свиток» продемонстрировала оригинальный способ слияния традиционного материала и современной интерпретации.

Для создания нового произведения была использована репродукция известнейшего шедевра эпохи Сун - «Праздник Цинмин на реке Бяньхэ» (Чжан Цзэдуань, 1085-1145). На 5,5-метровом полотне были отражены традиции празднования Дня душ (Праздника чистого света) с народными гуляниями, запуском воздушных змеев и прогулками на лодках. Придворный художник трудился над полотном несколько лет, в результате чего на нём изображено огромное количество деревьев, архитектурных объектов, и более 800 человек.

За тысячу лет, формат данного праздника не изменился - в современном Китае он считается государственным и празднуется ежегодно. Именно поэтому сотрудники компании CrystalGC решили использовать древний «Свиток», чтобы «позволить зрителям окунуться в прошлое, используя технологии будущего» . Более двух лет семьдесят художников, программистов, аниматоров под руководством Юй Чжена (Yu Zheng) создавали свою, цифровую версию шедевра. Увеличенная электронная версия демонстрирует ежедневные занятия населения того времени, технические достижения и научные открытия. Все персонажи картины выполнены в 3D и анимированы: они движутся, взаимодействуют друг с другом, создавая полную иллюзию вселенской гармонии.

Создатели цифрового ремейка традиционного полотна утверждают, что с помощью современных образов они стремились передать традиционные убеждения о перерождении душ, одновременно обыгрывая название праздника.

Данный пример ярко иллюстрирует стремление художников традиционной школы преодолеть эстетику академической живописи и каллиграфии, актуализировать возможность воспринимать искусство создания изображений и письменных знаков в качестве игры.

$12. Творческие работы категории «образ-смысл»

Создание ярких провокационных образов и наполнение их особым смыслом стало основополагающим у китайских художников, приверженцев концептуального искусства. Используя необычные для изобразительного искусства материалы - фотографии, промышленные изделия или собственные тела, перечёркивая понятия «красоты» и внешней привлекательности художники концептуального искусства пытались донести своё миропонимание до зрителей с помощью инсталляции, видео-арта или перфоманса. В качестве идей некоторых перфомансов китайские мастера выбирают категории, лежащие в основе традиционной философии: действие-бездействие, свобода - подчинение и пр.

Из множества известных мастеров концептуального искусства Поднебесной, наиболее любопытен творческий путь Чжана Хуаня - художника, чьи творческие эксперименты стали символом современного китайского искусства. С конца 80-х годов Хуань создаёт различные перфомансы, основным средством выразительности в которых выступает его тело, используемое в качестве своеобразной точки отсчёта. Художник отмечает: «Тело - единственный настоящий способ узнать общество, и продемонстрировать себя обществу. Оно - доказательство моей идентичности, мой язык…» . В 1993 г. Чжан Хуань создаёт общество единомышленников - East village, с помощью которых проводит различные акции: обливается мёдом и несколько часов сидит перед общественным туалетом («12 м 2»), подвешивает себя к потолку, сдавая при этом кровь («65 кг.»), обнажённый, вместе с товарищами образует пирамиду на вершине горы («Добавить 1 метр к неизвестной горе»). Своими творческими работами художник привлекает внимание к авторитарности политической власти в Китае, бесчеловечным законам, пренебрежению властей интересами бедных, цензуре и репрессиям. Стоит, однако, отметить, что Чжан Хуань не занимает активной позиции «борца» за общественные интересы (как это делают европейские художники-концептуалисты), не взывает с трибун к изменению существующего порядка в стране. Он познаёт действительность и делится своими переживаниями со зрителем, трансформируя свой опыт и впечатления в яркие образы, предоставляя зрителю возможность пережить аналогичные чувства.

Работы Чжана Хуаня порой, вызывают недоумение, отвращение или брезгливость у зрителей, но ведь «сущность искусства состоит не в том, чтобы преподносить красивые вещи, которые можно беззаботно разглядывать сквозь розовые очки. Художник должен что-то отдавать…»

Анализируя творчество Чжана Хуаня, искусствоведы затрудняются сказать, к западным либо восточным традициям тяготеет художник. В его работах смешиваются ритуалы буддизма и христианства, традиционная китайская культура тесно переплетается с историей искусств Европы, а используемые средства выразительности включают как ритуалы и церемонии, так и хореографию, и акробатику. Одно бесспорно: творчество Чжан Хуаня столь необычно по своему содержанию и способу выражения, что принесло художнику всемирную славу и звание крупнейшего концептуалиста мира.

$13. Творческие работы категории «Понимание-смысл».

Донести своё понимание действительности до зрителя, показать ему истинный смысл происходящих в стране и мире событий - такова основная миссия художников, создающих произведения политического поп-арта и циничного реализма. Зародившиеся в конце ХХ века, эти течения были невероятно популярны в Китае в течение первого десятилетия XXI века и до настоящего времени не потеряли своей актуальности. Картины, созданные в пику существующему в Китае политическому режиму и устою традиционного общества, стали невероятно востребованными на западных художественных аукционах. В миллионы долларов коллекционеры оценивают произведения Чжана Сяогана («Площадь Тяньаньмэнь»), Ю Минчжуна (серия автопортретов), Фан Лицзюнь («Gold Head 10»; «Вода») и др. Их работы выполнены в европейской живописной манере, открыто кричат о проблемах в обществе (что не свойственно для национального менталитета), и в то же время содержат детали восточного миропонимания и мироощущения.

Современное искусство Китая насчитывает немногим более 30 лет, однако за это время оно не только освоило европейские формы и методы взаимодействия со зрителями, но и смогло сохранить свою верность традиционному стилю живописи. Классическая эстетика и философия китайской культуры как выражение этнического своеобразия воплощаются в произведениях современных китайских художников, делая изобразительное искусство Китая востребованным продуктом на национальном и мировом рынке.

Список литературы:

  1. Ван Фэй Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.04 / Ван Фэй; [Место защиты: Рос. акад. художеств] - 212 с. Ил
  2. Ван Шоучжи История мирового современного искусства. Пекин, 2005 г.
  3. Иванова Ю.В., Яковлева Н.Ф. Традиционная живопись в современной культуре Китая // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. - 2013. - №4 (51). - С. 228-237.
  4. Люй Пэн. Вопросы истории искусства: направления исследования истории искусства в ХХ в. (1950-1999 гг.). Сычуань, 2006. - 420 с. (кит. яз.)
  5. Мерекина О. Чжан Хуань: концептуальное искусство в Китае//Sino Art[Искусство в Поднебесной]. - 19.01.2010 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://merekina-olga.livejournal.com/4910.html (дата обращения 10.08.2014).

  6. Неглинская М.А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения//Общество и государство в Китае: XL научная конференция / Ин-т востоковедения РАН. М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. - 470 с. - (Ученые записки Отдела Китая ИВ РАН. Вып. 2 / редколл. А.А. Бокщанин (пред.) и др.). - С. 403-414.
  7. Неглинская М.А. Современная живопись го-хуа /Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. М.: Вост. лит., 2006. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. 2010. - 1031 с. С. 201-221.
  8. Zhang Huan, Official web site[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.zhanghuan.com (дата обращения 10.08.2014).

Средства массовой информации

Конституция КНР гарантирует свободу слова и свободу информации. Развитие экономики с 80-х гг. повлекло за собой тенденцию к разнообразию средств массовой информации. В настоящее время в Китае издается более 2 тыс. наименований газет и свыше 8 тыс. наименований периодических журналов, вещают 282 радиостанции и 320 телевизионных станций. К концу 2003 г. работали 774 передающие и ретрансляционные радиостанции на средних и коротких волнах, 105,08 млн. абонентов принимали передачи кабельного телевидения. Радио и телевидение покрыли соответственно 93,7% и 94,9% территории страны, в основном сформировалась сеть радио- и телевещания со спутниковыми, эфирными и кабельными каналами передачи сигнала.

Информационные агентства

Государственное информационное агентство Синьхуа находится в Пекине, Синьхуа - одно из ведущих мировых информационных агентств, в АТР, на Среднем Востоке, в Латинской Америке, Африке и других регионах работают более 100 его корпунктов. В 2003 г. подчиненная агентству Синьхуа одноименная финансово-экономическая компания с ограниченной ответственностью заключила с финансово-экономической компанией агентства Франс Пресс (АФП) международный союз и полностью скупила агентства азиатского филиала финансово-экономической компании АФП в Сянгане, Японии, Южной Корее, Сингапуре и других 8 странах и регионах Азии. Таким образом, расширилась зона охвата агентства Синьхуа в мировых сетях. Штаб-квартира информационного агентства Чжунго также находится в Пекине, его информационные сообщения в основном ориентированы на китайцев, проживающих за границей, китайских эмигрантов, соотечественников в ОАР Сянган и Аомэнь и в провинции Тайвань.

В 1950 - 2000 гг. почти в 11 раз увеличилось число наименований газет. В 2003 г. во всей стране насчитывается более 400 наименований ежедневных газет, тираж которых достиг 80 млн. экземпляров, превратив Китай в крупнейшую газетную державу мира. Обогащается содержание, становится разнообразнее оформление газет, которые ориентированы на самые различные круги читателей. Реорганизация газетных издательств - заметная тенденция развития этой сферы в последние годы, к настоящему времени в стране созданы 39 крупных газетно-издательских концернов, в их числе «Бэйцзин жибао», «Вэньхой синьминь» и «Гуанчжоу жибао». В 2003 г. новым бумом стало межрегиональное сотрудничество бумажных СМИ. Газета «Синьцзин бао», выпуск которой спонсируют газетные корпорации «Гуанмин жибао» и «Наньфан жибао», является первой в Китае межрегиональной газетой, официально утвержденной правительством. В конце 2003 г. в Шанхае вышла в свет еженедельник «Ляован дунфан», его самым большим акционером является агентство Синьхуа, штаб-квартира которого находится в Пекине.

Государственная радиостанция - Центральная народная радиостанция имеет восемь программ, ежедневно это в общей сложности 156 часов спутникового вещания. Все провинции, автономные районы, города центрального подчинения, местные административные единицы имеют свои радиостанции. Международное радио Китая - единственное в Китае радио для зарубежной аудитории, ведет передачи на 38 языках, а также на общепринятом китайском языке и четырех местных диалектах, ежедневно проводит 290 часов спутникового вещания. В программу радио входят новости, обозрения, развлекательные передачи, а также специальные тематические рубрики по вопросам политики, экономики, культуры, науки и техники. По продолжительности вещания и числу языков Международное радио Китая вышло на третье место в мире среди радиостанций, ведущих вещание на зарубежную аудиторию.

Телевидение

В Китае сложилась целостная система телевидения с высоким техническим уровнем выпуска передач, вещания и диапазона сигнала. Центральное телевидение - самое крупное и самое мощное в стране, оно поддерживает деловые связи с более чем 250 телевизионными организациями свыше 130 стран и районов мира. Чтобы соответствовать ходу развития международной телевизионной отрасли, в 2003 г. оно открыло два специальных канала - канал новостей и канал для детей. По всей стране - во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения - насчитывается свыше 3 тыс. телевизионных станций. Периодически проводятся масштабные международные телеярмарки - Дни телевидения в Шанхае, международная Неделя телевидения в Пекине, Всекитайская ярмарка радиовещания и телевизионной аппаратуры, Сычуаньский телефестиваль, устраиваются различные конкурсы и объявляются их лауреаты, ведутся научный телеобмен и купля-продажа телепрограмм. Шанхай стал самым крупным в Азии рынком по обмену телепрограммами.

Сетевые средства массовой информации

С середины 90-х гг. стремительно развиваются сетевые средства массовой информации, 2000 из более 10 тысяч СМИ работают в сети Интернет. Открыты известные в стране сайты, работающие по режиме средств массовой информации, они очень быстро заявили о собственных преимуществах благодаря эксклюзивному подбору публикаций. Специалисты прогнозируют интеграцию сетевых и традиционных СМИ в сторону создания универсальных информационных мультимедийных платформ, отличающихся высоким качеством звучания, содержательными публикациями и богатыми иллюстрациями. Предполагается, что в 2005 г. у Интернета Китая будет до 40 млн. пользователей, к услугам цифровых СМИ, мультимедиа и сетей Интернет обратятся 200 млн. абонентов, охват населения компьютерными сетями составит около 15%.

Мультимедийные корпорации

В ответ на суровый вызов со стороны ведущих зарубежных СМИ, связанный с вступлением Китая в ВТО, в развитии китайских СМИ возникла тенденция к формированию трансмедийных, межрегиональных и многоукладных мультимедийных корпораций. В 2001 г. правительство приняло целевую программу активного содействия реформам, направленным на консолидацию СМИ и создание крупных межрайонных мультимедийных корпораций, выработало конкретные положения относительно аккумуляции капитала по каналам СМИ, сотрудничества с зарубежными инвесторами и трансмедийного развития. Китайская корпорация радиовещания, кинематографии и телевидения, созданная в конце 2001 г., объединила ресурсы и потенциал Центрального телевидения и других центральных органов теле- и радиовещания, кинематографии и радио-сетевой компании. В настоящее время корпорация осуществляет операции в области телевидения, Интернета, издательства и рекламы, является самой масштабной и мощной мультимедийной корпорацией в Китае.

Китайские СМИ поддерживают сотрудничество с зарубежными партнерами. На конец 2003 г. в Китае сетями кабельного телевидения в рамках установленного лимита пользовались 30 зарубежных телеканалов, такие, как «PHOENIX-TV», «BLOOMBERG», «STAR-TV», «EUROSPORTSNEWS», «CETV» и др. Передачи Центрального телевидения Китая на английском языке ретранслируются в США на информационном канале «Фокс ньюс».

Издательское дело

Издательское дело непрерывно развивается. В 2003 г. общий тираж газет на уровне государства, провинции, автономного района и города центрального подчинения составил 24,36 млрд. экз., различных журналов - 2,99 млрд. экз., книг - 6,75 млрд. экз.

С 2002 г. началось слияние издательств, в настоящее время во всей стране насчитывается 55 издательских корпораций. В апреле 2003 г. создана Китайская издательская корпорация, которая объединила 12 крупных органов по изданию и распространению печатной продукции, включая известные в стране и за рубежом издательства «Шанъу иньшугуань», «Чжунхуа шуцзюй», «Саньлянь шудянь» и главный книжный магазин «Синьхуа», а также Китайскую главную компанию издательской внешней торговли и Китайскую корпорацию по импорту и экспорту книг. Этот гигант издательского дела в Китае интегрирует издание и распространение различных печатных изданий, импорт и экспорт, торговлю авторскими правами, издание репродукций, информационные услуги, освоение науки и техники, располагает полной цепочкой хозяйственных звеньев и распоряжается различными видами капитала. По государственному плану к 2005 г. в Китае будут созданы 5 - 10 издательских корпораций с доходами от реализации 1 - 10 млрд. юаней в год каждая, учреждены 10 - 20 всемирно известных периодических изданий, а также 1 - 2 корпорации по изданию периодики с доходами от реализации 300 - 500 млн. юаней в год каждая.

В соответствии с обязательствами Китая при вступлении в ВТО, Главное управление по делам прессы и издательств в мае 2003 г. опубликовало «Меры по управлению предприятиями с иностранными инвестициями по распространению книг, газет и периодических изданий», в которых предусмотрено: с 1 мая разрешить зарубежным инвесторам выход на китайский розничный рынок книг и прессы; 1 декабря 2004 г. ввести в действие положения о создании предприятий оптовой торговли книгами и прессой с зарубежными инвестициями. В данных мерах, кроме этого, ясно предусмотрено, что создание иностранными инвесторами предприятий, занимающихся розничной или оптовой продажей книг и прессы, допускается с санкции Главного управления по делам прессы и издательств. В настоящее время более 60 зарубежных компаний учредили свои офисы в континентальной части Китая, они готовы подать или уже подали заявки об инвестировании в создание предприятий по распространению книг и периодической печати.

Книги и периодические издания

В стране работают 568 издательств и 292 организации аудио- и видеопродукции. Государственные ведомства планируют издание основной литературы и премируют лучшие проекты, что способствует развитию издательского дела. Удивительными темпами развивается издание периодики. В 1949 г. в стране издавались лишь 257 наименований журналов общим тиражом 20 млн. экз., в среднем 1 экз. на 10 человек. После начала реформ и открытости в 1979 г. в стране уже издавалось 1470 наименований периодических изданий общим тиражом 1 млрд. 184 млн. экз., в среднем 1 экз. на человека. В 2003 г. общее число периодических изданий превысило 8000 наименований, общий тираж составил 2,99 млрд. экз., в среднем 2,3 экз. на человека.

Электронные издания

Ускорение темпов информатизации общества способствовало быстрому развитию рынка электронных изданий, имеющего сегодня достаточные масштабы. В настоящее время в стране насчитывается 110 издательских организаций по выпуску электронной издательской продукции, в общей сложности в 2003 г. вышло в свет более 2400 наименований электронных изданий.

Издания для зарубежной аудитории

Китайская международная издательская корпорация - крупнейшая в этой сфере, ее главная задача - издание и распространение литературы на иностранных языках. Она играет специфическую роль во внешнем обмене и сотрудничестве в области издательского дела. Корпорация издает четыре наименования журналов на английском, французском, испанском, арабском, японском и китайском языках - «Пекинский еженедельник», «Китай сегодня», иллюстрированный журнал «Китай», «Народный Китай». Корпорация открыла вебсайты на различных языках. Ей подчинены 7 издательств, включая Издательство литературы на иностранных языках и издательство «Новый мир». Ежегодно издаются более 20 видов печатной продукции на иностранных языках, охватывающих тысячу тем, которые распространяются в 190 с лишним странах и районах мира. Это играет важную роль в еще более близком знакомстве мира с Китаем. В корпорацию также входит Китайская компания международной книжной торговли, которая распространяет продукцию в более 80 странах и районах мира и регулярно участвует в крупных международных книжных ярмарках.

Издательский центр «Пять континентов». Это неправительственный международный издательский орган, который в основном предлагает аудио- и видеопродукцию на многих языках и различные печатные издания. Он создан в 1993 г. для производства телепрограмм объемом несколько сотен часов и свыше ста наименований печатной продукции в год, все это распространяется в 150 с лишним странах и районах мира. Главное содержание продукции - современное положение в Китае, ход реформ, открытости и модернизации, ответы на актуальные вопросы международного сообщества, культура китайской нации, местные условия и обычаи народов Китая.

Информационный центр Китая в Интернете. Эта информационная сеть является самым престижным, насыщенным и разнообразным по содержанию каналом знакомства внешнего мира с положением в Китае через Интернет. Свои операции центр ведет с 1 января 1997 г., свыше 90% электронных посетителей - иностранцы.

Библиотеки

К концу 2003 г. в стране насчитывалось 2709 публичных библиотек, насчитывающих в общей сложности более 430 млн. единиц хранения. Среди библиотек вузов по объемам книгохранилищ лидируют библиотеки Пекинского и Уханьского университетов. Библиотечная сеть страны охватывает библиотеки научно-исследовательской системы, профсоюзов, учреждений и коллективов, армии, а также библиотеки средних и начальных школ, поселков, предприятий и уличные библиотеки.

В Государственной библиотеке - самой крупной в Азии - собраны 25 млн. экз. книг, ее хранилище литературы на китайском языке стоит на первом месте в мире по числу изданий. Государственная библиотека - величественный архитектурный ансамбль Пекина, расположенный рядом с красивым парком Пурпурного бамбука. Здесь хранятся более 3500 пластинок из бивней мамонта с надписями, 1,6 млн. древних сброшюрованных книг, свыше 1 тыс. свитков дуньхуанских фресок, здесь собрано 12 млн. книг на иностранных языках и имеется хранилище компьютерных данных, которое динамично пополняется и обновляется. С 1916 г. библиотека принимает на хранение официально изданные в стране печатные издания и является, таким образом, государственным книгохранилищем. С 1987 г. она принимает отечественные электронные издания. Здесь находятся Центральный государственный каталог книг (ISSN) и Информационный центр компьютерных сетей. В настоящее время Государственная библиотека вместе с другими 90 библиотеками входит в союз библиотек цифровых изданий, совместно способствуя развитию и предложению услуг цифровой массовой информации в Китае. В апреле 2004 г. началось строительство второй очереди Государственной библиотеки - библиотеки цифровой информации, которая по предварительным подсчетам вступит в эксплуатацию в октябре 2007 г. Расширенный склад библиотеки будет отвечать требованию хранения книг в течение будущих 30 лет, благодаря созданию библиотеки цифровой информации Государственная библиотека станет крупнейшей в мире базой цифровой информации на китайском языке и самой передовой базой сетевой службы в стране.

Известная в стране и за рубежом Шанхайская библиотека - крупнейшая в Китае на уровне провинций и городов центрального подчинения. Самое ценное и уникальное ее достояние - впервые представленное широкому читателю древнее литературное наследие. Это более 1,7 млн. книг, из них 178 тыс. томов 25 тыс. наименований - особенно ценные раритеты, многие из них на сегодня сохранились в единственном экземпляре. Самой древней книге почти 1500 лет.

Охрана древних памятников

В Китае насчитывается около 400 тыс. наземных и подземных недвижимых памятников культуры. 90-е гг. XX века стали периодом самых крупных правительственных ассигнований на спасение и охрану памятников старины и самых эффективных результатов в этом деле. Центральные финансовые органы выделили около 700 млн. юаней на спасение и охрану памятников старины, которые пошли на реставрацию и охрану более тысячи древних памятников. Таким образом, было спасено и взято под охрану большое количество раритетов, находившихся на грани разрушения. В 2004 г. правительство Тибетского автономного района планирует вложить 70 млн. юаней в ремонт трех важных памятников - дворца Потала, Норбулинка и монастыря Сакья. С февраля 2004 г. начался масштабный ремонт храма Шаолиньсы провинции Хэнань, который имеет более чем 1500-летнюю историю.

В последние годы охрана древних памятников постепенно поставлена на законодательную основу. В настоящее время Китай уже присоединился ко всем четырем международным конвенциям об охране древних памятников. «Закон КНР об охране памятников культуры», исправленный в октябре 2002 г., впервые конкретно определяет механизмы передачи и обмена культурными ценностями. В 2003 г. еще опубликовано несколько соответствующих законов: «Положения о применении Закона КНР об охране памятников культуры», «Временные положения об управлении аукционами древних памятников» и «Меры Пекина по управлению охраной Великой китайской стены».

К настоящему времени утверждены 100 культурно-исторических городов государственного значения и более 80 культурно-исторических городов на уровне провинций, где взяты под охрану старинные памятники и постройки, архитектурная планировка и специфика, традиционная культура.

В Китае - традиционной аграрной державе - сохранилось множество древних поселений. Они разбросаны повсюду на его широких просторах, представляя редкое в мире явление. В этих местах прекрасно сохранилась экология, обнаружено множество изделий народных промыслов и исторических материалов о сельском искусстве. Ведомства по охране памятников старины планируют расширить рамки охраны дошедших до нас древних поселений. В ноябре 2003 г. Министерство строительства и Государственное управление по охране древних памятников совместно опубликовали список первой группы из 10 культурно-исторических сел (деревень), включая село Цзиншэн уезда Линши провинции Шэньси, и 12 деревень, включая деревню Чуаньдися района Мэньтоугоу Пекина.

Литература

Первый сборник стихотворений в Китае - поэтическая антология «Шицзин», составленная в VI веке до нашей эры, считается самым ранним в Китае литературным памятником. Проза доциньской эпохи, великолепная рифмованная проза «Ханьфу» и стихи из музыкальной палаты «Юефу» конца династии Хань отражают характер художественной литературы тех эпох. В Танскую династию поэтическое творчество достигло своей вершины. Тысячи знаменитых поэтов, в том числе Ли Бо и Ду Фу, написали свыше 50 тыс. стихотворений. Сунская эпоха выделяется новым поэтическим жанром «цы». Наивысшим достижением литературы в эпоху династии Юань являются «смешанные пьесы» («цзацзюй»). В эпоху династий Мин и Цин вышли романы «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на Запад» и «Сон в красном тереме». Как в древности, так и сегодня они славятся своим глубоким историческим и литературным значением и оригинальным художественным стилем.

В XX веке китайская литература пережила два взлета - в 20-30-е гг. и 80-90-е гг. Первый вылился в движение за новую культуру и с самого начала был проникнут мощными идеями, направленными против империализма и феодализма. Прогрессивные литераторы, представителем которых является Лу Синь, создали новую китайскую литературу. Лу Синь, Шэнь Цунвэнь, Ба Цзинь, Мао Дунь, Лао Шэ и Чжан Айлин считаются крупными мастерами слова в литературном мире Китая.

В 80 - 90 гг. XX века вышли произведения новых писателей, завоевавших мировую известность, это доказывает успехи и расцвет современной литературы Китая. Китайские писатели более зрело описывают современным китайским языком жизнь и чувства своего народа. По языку, образу мышления и художественной выразительности современные авторы превзошли своих предшественников. В последние годы на литературном поприще активно заявили о себе писательницы старшего и среднего поколений, по количеству и жанровому разнообразию произведений они занимают заметное место в литературе Китая. Особенно это касается писательниц, родившихся после 60-х гг., их произведения в значительной степени изменили образы героев и их мировоззрение, канонизированные в классическом романе, что создает особую гуманитарную картину современного общества.

В Китае учреждены десятки литературных премий, в том числе престижные литературные премии им. Мао Дуня и Лу Синя, ежегодно проводится Всекитайский конкурс литераторов. Премия за женскую литературу, присуждающаяся каждые пять лет, является крупной всекитайской литературной премией, охватывающей беллетристику, прозу, поэзию, очерковую литературу, теорию женской литературы и искусства и художественный перевод.

Каллиграфия и живопись

Китайская письменность возникла в процессе постепенной эволюции рисунков и графических знаков. Иероглифика и развитие письменности повлекли за собой рождение искусства каллиграфии. В истории Китая известна целая плеяда выдающихся каллиграфов, воплотивших в своем творчестве стили различных династий. Любовь к каллиграфии повсеместна и в наши дни.

Традиционная живопись Китая отличается от западной живописи своими специфическими формами. Самая ранняя живопись в Китае - рисунки на керамических изделиях в эпоху неолита, которую отделяют от наших дней 6 - 7 тысячелетий. В самой ранней живописи и при написании иероглифов мастера пользовались только кисточкой, причем главным образом писали штрихами, поэтому считается, что у каллиграфии и живописи единые корни. В китайской живописи в верхнем углу картины обычно имеются стихи или надпись, в ней слиты поэзия, каллиграфия и живопись, что усиливает эстетическое восприятие. Главной темой традиционной китайской живописи являются персонажи, горы и реки, цветы и птицы. О картинах, оставленных нам предками, ходят целые легенды.

В современном Китае по-прежнему процветает традиционная живопись. В Павильоне искусств Китая круглый год проводятся персональные выставки и тематические вернисажи. Ежегодно традиционная китайская живопись выставляется за рубежом - в Японии, Республике Корея, США, Канаде и Европе. Помимо традиционной живописи в Китае процветает живопись западных стилей - масло, графика, акварель. Некоторые художники сочетают традиционный стиль с западным, обогащая тем самым сокровищницу китайской живописи. Определенное место занимает модернизм с использованием современных материалов, форм, рамок и методов. На выставках современного искусства в Китае и за рубежом демонстрируется отечественная аудио-, видео-, цифровая и анимационная продукция.

В последние годы, идя в ногу с развитием аукционов художественных произведений, картинные галереи Китая постепенно интегрируются в общепринятую мировую практику проведения вернисажей. Ежегодные ярмарки искусства в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу становятся каналами торговли произведениями искусства. В частности, ярмарка в Шанхае - крупнейшая в Азии по видам экспонируемых произведений искусства.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство Китая отличается разнообразием форм и тонкой работой, многие произведения признаны уникальными. Мастерство народных умельцев охраняется государством и передается из поколения в поколение, многие изделия идут на мировой рынок и охотно раскупаются зарубежными гостями.

Специфическое искусство отличается использованием ценных и специфических материалов в качестве сырья. Глубокий замысел и тонкая обработка рождают изящные и драгоценные произведения искусства. Нефритовые изделия, например, представляют собой образец тончайшей резьбы, при обработке мастера умело используют естественный рисунок, блеск, цвет и форму нефрита, которые чудесно сливаются в произведении и со всей полнотой демонстрируют чудо природы. Всемирно известна перегородчатая эмаль «цзинтайлань». Перегородчатая эмаль возникла в годы минского императора, правившего под девизом «Цзинтай», когда самой известной была синяя (по-китайски: «лань») перегородчатая эмаль. Ее основой служит бронза и бронзовая проволока, из которой делают орнамент, затем его покрывают золотом и серебром, в результате изделие выглядит роскошно и великолепно. В основном из перегородчатой эмали делают вазы, блюда и кубки. Народное декоративно-прикладное искусство приобрело ярко выраженный национальный колорит и местную специфику, оно отличается многообразием. Формы народного декоративно-прикладного искусства - бумажная вырезка, связывание декоративных узлов, плетеные изделия, ткачество, вышивание, резьба, ваяние и живопись.

Театр

Традиционный театр Китая имеет оригинальное название - «сицюй» - опера и драма, вместе с греческой трагикомедией и индийской пьесой он входит в «тройку» древней мировой театральной культуры. Китайский театр имеет 300 с лишним жанров местных опер, главные сценические средства - выражение сюжета пьесы в форме песни и танца. Приз «Мэйхуа», датой рождения которого является 1983 год, представляет собой высшую театральную премию в Китае для актеров молодого и среднего возраста.

Пекинская опера

Самым распространенным и самым влиятельным театральным жанром является пекинская опера. Ее прародитель - еще более древний жанр «куньцюй». Пекинская опера появилась в Пекине в начале XIX века, это сценическое искусство объединяет в себе элементы пения, драмы, акробатики и боевого искусства. За 200 с лишним лет это сценическое искусство вобрало в свой репертуар свыше 1000 замечательных опер, отличающихся оригинальными условными сценическими приемами. Пекинскую оперу прославили выдающиеся актеры Мэй Ланьфан, Чэн Яньцю, Ма Ляньлян, Чжоу Синьфан и Ду Цзиньфан, появилось много молодых выдающихся актеров, беззаветно преданных любимому искусству, искусство пекинской оперы не утрачивает свои традиции.

В течение прошедших лет Китайский театр пекинской оперы сделал смелую попытку - в традиционной пекин-ской опере использовать элементы западной симфонии, что было положительно встречено критикой и зрителями. Произошло другое важное событие в истории пекинской оперы - завершены видеозапись и озвучивание 355 пьес из классического репертуара пекинской оперы. В антологии собраны замечательные арии 47 известных актеров пекинской оперы 40 - 60-х гг. XX века, шедевры в исполнении актеров молодого поколения, чтобы традиции искусства передавались из поколения в поколение.

Жанры местных опер

Непрерывно реформируются и обновляются жанры местных опер, которые сохраняют традиционные особенности. Сравнительно популярны «юецзюй» (шаосинская опера), «хуанмэйси», «чуаньцзюй» (сычуаньская опера), «юйцзюй» (хэнаньская опера), «юецзюй» (гуандунская опера). Все большую популярность у китайских и зарубежных зрителей завоевывает тибетская опера, отличающаяся ярко выраженным религиозным колоритом, незамысловатостью сюжета и широтой исторической тематики.

Драматургия

Драма пришла в Китай из-за рубежа в начале XX века. В 20-х гг. на драматической сцене появились реализм и экспрессионизм. В 30-х гг. зарождается драматургия Китая, в то время ставится трилогия крупного мастера сцены Цао Юя - «Гроза», «Восход» и «Поле», отличающаяся глубоким смыслом и высоким игровым мастерством, это классика драматического искусства Китая. Трилогия по сей день ставится на драматической сцене, она экранизирована в кино и на телевидении.

Постановки Пекинского театра народного искусства, созданного в 1952 г., отражают высочайший уровень драматургии Китая. Пьесы в жанре реализма «Чайная» и «Канава Лунсюйгоу» пользуются большой славой не только в стране, но и за рубежом. В течение последних 20 лет театр поставил более 80 новых спектаклей и возродил 12 прежних. В театре всегда аншлаг.

Драматический «авангард» признан и принят широким зрителем молодого поколения. Темы «авангарда» в основном продиктованы жизнью современников, яркий представитель «авангарда» - режиссер Мэн Цзинхой.

Кино

Реализм - главное направление развития китайского кинематографа. С середины 80-х гг. на экран вышло много ставших известными фильмов, которые ознаменовали новый подъем киноискусства благодаря глубокому и широкому отражению жизни народа, небывалому тематическому и жанровому многообразию, разнообразию выразительных форм, поиску языка кино и новаторству. Мировой кинематограф обратил внимание на Чжан Имоу, Чэнь Кайгэ, Хуан Цзяньсиня и других режиссеров «пятого поколения».

В конце ХХ века и начале XXI века появилась новая плеяда режиссеров, родившихся в 60 - 70-х гг. Это Ван Сяошуай, Чжан Юань, Лоу Е, фильмы которых ориентированы на рядового и массового зрителя и отличаются приемами документалистики. Ленты режиссера Фэн Сяогана имеют наибольший кассовый успех в коммерческом кино, они большей частью рассказывают о простых людях.

Достаточно престижны ежегодные международные кинофестивали в Чанчуне и Шанхае. Приз «Золотой петух» - высшая кинематографическая премия в Китае. Для поощрения развития главных направлений в кинематографе учреждены специальные государственные премии «Хуабяо» и «Сто цветов», последняя присуждается на основе зрительских симпатий.

Искусство Китая, отличаясь большим разнообразием и богатством своих форм, занимает вполне самостоятельное и значительное место среди художественного творчества других народов. В различные периоды своего существования, с глубокой древности и до наших дней, искусство Китая оказывало глубокое влияние на художественную культуру других стран. Так, в искусстве Японии, Ирана, Кореи, Монголии можно наблюдать влияние китайского искусства.

Благодаря раскопкам, которые производились в последние десятилетия на севере Китая, появилась возможность ознакомиться с древнейшей цивилизацией, которая около четырех тысяч лет тому назад существовала в долине реки Хуанхэ. Эти раскопки дали ценнейшие сведения о древней культуре и искусстве Китая.

Особый интерес представляют найденные изделия из тонко обработанной глины, относящиеся к 3000 году до нашей эры. Простые по форме сосуды обычно украшены росписью красной, черной и белой красками по светло-серой поверхности. Рисунки в виде сложных спиралей или кругов, покрывая поверхность ваз или наружные борты чаш, обнаруживают богатство приемов, явно свидетельствующих о высокой художественной культуре их творцов.

Наиболее характерным видом китайского искусства 2000-1000 годов до нашей эры являются изделия из бронзы, изготовление которых началось в глубокой древности.

Наибольшее количество бронзовых сосудов, найденных в раскопках около реки Хай, относится к эпохе династии Чжоу (1122-256 годы до нашей эры), когда начинает складываться китайское государство. Жертвенные сосуды этой эпохи отличаются простотой форм. Они украшены рельефными изображениями стилизованных животных и символическими орнаментами.

Говоря о памятниках раннего Китая, нельзя не вспомнить грандиозное архитектурное сооружение древности - Великую китайскую стену,построение которой началось в III веке до нашей эры, в эпоху династии Цинь (256-206 годы до нашей эры). Выстроенная вдоль северной границы для защиты оседлого населения от набегов кочевников, эта стена частично сохранилась до нашего времени.

В следующую эпоху - династии Хань (206 год до нашей эры - 220 год нашей эры) - сильно расширяются границы Китая. Растут экономические и культурные связи с другими странами (Индией, Ираном).

В китайских исторических хрониках сохранились интересные сведения об искусстве этой эпохи. Так, историки рассказывают о великолепных дворцах, украшенных стенной живописью, представление о которой дают сохранившиеся до нашего времени каменные барельефы эпохи Хань, служившие для украшения знатных погребений и, несомненно, имевшие связь с живописью того времени. Ярким примером может служить часть барельефа с надгробия By Лан в провинции Шаньдунь, датированная 147-149 годами нашей эры.

В отдельных, дошедших до нас памятниках искусства этой эпохи проглядывает уже непосредственное наблюдение художника над окружающей его природой. Часто встречающиеся изображения животных, исполненные в камне или металле, обычно передаются в сильном и энергичном движении.

Хроники сообщают об изобретении в эпоху Хань бумаги и кисти, которые служат китайцу как для живописи, так и для письма. Это обстоятельство способствовало еще большему развитию каллиграфии и живописи. До появления кисти письменные знаки - иероглифы - выцарапывались острым кривым ножом на кости или камне. Различные украшения и туалетные принадлежности из бронзы и камня нефрита, дошедшие до нашего времени, исполнены с большим вкусом и мастерством. В это же время впервые появляются керамические изделия с тонким черепком, покрытые глазурью.

Народные восстания и жестокие войны, охватившие в конце II века всю страну, приводят в 220 году к падению династии Хань. Китай разделяется на несколько самостоятельных государств, из которых наиболее крупную роль играет династия Вэй (386-557), образовавшаяся на севере Китая.

Наиболее значительным событием этой эпохи является укрепление и распространение буддизма - религиозного учения, проникшего в Китай из Индии в I веке нашей эры. Буддизм подчиняет своим задачам и искусство, в частности скульптуру, которая широко применялась для украшения буддийских храмов и монастырей.

В первые века своего распространения буддизм испытывал большие гонения и преследования со стороны других религий Китая, и поэтому большинство буддийских памятников этой эпохи не сохранилось. Лишь в Y веке, после официального признания буддизма, в Китае вновь возникают буддийские храмы и монастыри, украшавшиеся религиозной скульптурой. В Y-YI веках возникают грандиозные пещерные храмы: Юн-Кан в провинции Шаньси и Лун-Мын в провинции Хэнань. В пещерах Юн-Кан сохранились до настоящего времени стены, сплошь покрытые буддийскими скульптурными изображениями.

Особой известностью пользуется грандиозная фигура Будды, высеченная из мягкого песчаника, достигающая тридцати метров высоты. Буддийские изображения этой эпохи часто отражают влияния индийского и эллинистического искусства.

В эпоху династии Тан (618-907) вновь происходит объединение страны. Границы Китая доходят до Индии и берегов Каспийского моря. Большое значение приобретают города, ведущие торговлю внутри страны и за ее пределами. Искусство этой эпохи достигает большого расцвета.

В эту эпоху устанавливаются основные традиции китайской живописи, которые были восприняты последующими поколениями художников и сохранились в искусстве Китая до настоящего времени.

Наравне с каллиграфией, то есть искусством письма, живопись всегда считалась в Китае наиболее важным видом искусства.

В китайской живописи особое место занимают картины, написанные одной тушью (монохромы). Живопись Китая не знает светотени, главную роль в картине играет линия, которая не только очерчивает контур, но и выявляет форму предмета.

Творчество китайских художников разнообразно: они прекрасно, с глубокой повествовательной силой передают народные легенды и сказания; сказочные образы китайской мифологии; пейзажи, полные лиризма и глубокого знания окружающего мира; насыщенные пафосом героизма события истории и т. п.

Два крупнейших художника эпохи Тан - Ли Сы-сюнь и Ван Вэй - посвятили свое творчество изображению пейзажа, который с этого времени получает самостоятельное значение. Изображение китайского пейзажа отличается особым своеобразием. Для передачи в картине пространства художник не применяет линейной перспективы, характерной для европейской живописи, а путем деления композиции на ряд отдельных планов, видимых с различных точек зрения, и умелого объединения их в единое целое добивается зрительного впечатления глубины и дали.

Помимо живописи, большой художественный интерес представляет скульптура эпохи Тан. Изображения буддийских божеств в эту эпоху теряют прежнюю строгость и отвлеченность, трактовка образов делается более жизненной. Наравне с храмовой скульптурой особое развитие получает мелкая пластика: фигурки из обожженной глины, изображающие людей и животных.

В противоположность чисто условной храмовой скульптуре, погребальные фигурки отличаются реалистической трактовкой. С особой выразительностью мастера исполняют фигуры красивых, мощных лошадей, которые привозились в страну из Средней Азии.

От эпохи Тан сохранились и наиболее ранние памятники архитектуры в виде высоких многоярусных башен, так называемых пагод.

В начале X века свергается ослабевшая династия Тан, и страна вновь распадается на ряд отдельных государств. В 960 году основывается новая династия - Сун (960-1278), при которой, несмотря на непрерывные войны с кочевниками и восстания внутри страны, наблюдается подъем в области культуры и искусства.

В период правления династии Сун важное значение получает живопись, живущая старыми традициями эпохи Тан. Не только техника живописи, но и старые классические сюжеты используются художниками. В это время основывается Академия живописи.

В эпоху Сун большое развитие получает живопись тушью, где особую роль играет выразительная линия контура. Главной темой живописи этого времени становится пейзаж. Изображение высоких гор и спокойной реки, текущей среди причудливо изрезанных берегов, является характерным для пейзажей XI-XII веков.

В ХV-XYIII веках страна переживает известный подъем своих культурных и экономических сил. Для торговли с иностранцами, а также для украшения жилищ богатеющей китайской знати создаются многочисленные произведения искусства, В живописи вновь наблюдается увлечение чисто декоративными формами. Используя традиции эпохи Сун, многие художники XV XVII веков посвящают свое творчество изображению цветов и птиц.

В эпоху Мин (1368-1644) приобретают значение и фарфоровые изделия, для производства которых создаются в различных пунктах страны государственные и частные мастерские.

Наивысшее развитие китайского фарфора, как со стороны технической, так и художественной, относится к XV-XVII векам.

Помимо фарфора, особой известностью пользовались изделия из китайского красного резного лака.

В 1644 году династия Мин под натиском народного восстания прекращает свое существование. Испуганная феодальная знать призывает на помощь манчжуров, которые подавляют восстание, захватывают Китай и основывают манчжурскую династию Цин (1644-1911).

В творчестве многочисленных художников XVII-XVIII веков замечается подражание старым мастерам. Большую роль, как и раньше, играет декоративная живопись, изображающая цветы и птиц. Среди художников этого жанра особой известностью пользуется Юнь Шоу-пин, работавший в конце XVII века и применявший стиль так называемой «бесконтурной живописи». Эта манера письма позволяла создавать форму цветка легкими, прозрачными мазками, передававшими тончайшие цветовые нюансы.

На протяжении всего XIX века непрерывно возрастает вторжение иностранного капитала в Китай, что приводит страну к экономическому порабощению.

Разрушение мелкой домашней промышленности и жестокая эксплоа-тация трудящихся масс вновь вызывают большие народные восстания против «западных чертей» (как называли в то время китайцы европейцев). Одно из них известно под названием восстания тайпинов (1850 - 1864), другое, вспыхнувшее в 1900 году, - восстания боксеров. Оба восстания были жестоко подавлены европейцами, после чего Китай на многие годы превратился в полуколонию европейского капитала.

Лишь после падения манчжурской династии и революции 1911 года наблюдается значительный подъем в области культуры и искусства.

В живописи XX века можно отметить ряд новых течений: это, с одной стороны, стремление к творческой переработке богатого художественного наследия прошлого, а с другой - изучение европейских методов живописи.

В настоящее время, когда волна патриотизма и ненависти к японскому агрессору охватила весь китайский народ, национально-освободительное движение нашло свой отклик и в искусстве.

Молодые современные художники, преодолевая ряд трудностей и отбрасывая традиции прошлого, создают новые для Китая виды искусства - антияпонский плакат и карикатуру, являющиеся орудием борьбы против японских захватчиков. В творчестве целого ряда художников - Тао Моу-цзи, Айнай, Лу Шао-фэй и других - можно отметить стремление к отображению образа нового человека, мужественного бойца за родину. С особой любовью художники изображают бойцов Народно-революционной армии, сражающейся на севере Китая.

Уверенностью в конечной победе звучит лозунг: «Мы победим!», написанный на антияпонском плакате художника Айнай, изображающем молодого бойца 8-й Народно-революционной армии.

С еще большей выразительностью художник Цзян Тао передает в своем рисунке образы партизан, расположившихся в горном ущелье и наблюдающих за врагом. Фигуры крестьян, вставших на защиту страны, изображены им с большой жизненностью и правдивостью.

Это новое молодое искусство Китая, развивающееся в условиях героической борьбы китайского народа, насыщенное идеями борьбы за укрепление единого национального антияпонского фронта и лишенное старой условности, особенно понятно широким народным массам.

Полотна китайских художников XXI века продолжают расходиться на аукционах, как горячие пирожки, причем дорогие. Например, современный художник Цзэн Фаньчжи написал картину «Тайная вечеря», которая была продана за 23,3 миллиона долларов, и входит в список самых дорогостоящих картин современности. Однако несмотря на свою немаловажность в масштабах мировой культуры и мирового изобразительного искусства, современная китайская живопись нашему человеку практически неизвестна. О десяти значимых современных художниках Китая читайте далее.

Чжан Сяоган

Чжан популяризировал живопись Китая своими узнаваемыми работами. Так этот современный художник стал у себя на родине одним из наиболее известных живописцев. Один раз увидев, вы тоже больше не пропустите его уникальные семейные портреты из серии «Родословная». Его неповторимый стиль поразил многих коллекционеров, которые теперь скупают современные картины Чжана за баснословные суммы.

Тематикой его произведений являются политические и социальные реалии современного Китая, свое отношение к которым переживший Великую пролетарскую культурную революцию 1966-1967 годов Чжан и пытается передать на холсте.

Увидеть работы художника можно на официальном сайте: zhangxiaogang.org.

Чжао Учао

Родина Чжао - китайский город Хайнань, где он получил высшее образование по специализации китайская живопись. Наиболее знамениты работы, которые современный художник посвящает природе: китайские пейзажи, изображения животных и рыбок, цветов и птиц.

Современная живопись Чжао содержит в себе два разных направления китайского изобразительного искусства — это Лингнанская и Шанхайская школы. От первой китайский художник сохранил в своих произведениях динамичные мазки и яркие краски, а от второй - красоту в простоте.

Цзэн Фаньчжи

Этот современный художник получил признание в 90-е годы прошлого века с его серией картин под названием «Маски». На них изображены чудаковатые, мультяшного вида персонажи с белыми масками на лицах, которые приводят зрителя в некоторое замешательство. В свое время одна из работ этой серии побила рекорд по наивысшей цене, за которую когда-либо была продана с аукциона картина, чьим автором бы являлся ныне живущий китайский художник - и эта цена составила 9,7 миллионов долларов в 2008 году.

«Автопортрет» (1996)


Триптих «Госпиталь» (1992)


Серия «Маски». № 3 (1997)


Серия «Маски». № 6 (1996)


На сегодня Цзэн является одним из самых успешных художников Китая. Он также не скрывает, что сильное влияние на его творчество оказывает немецкий экспрессионизм и более ранние периоды немецкого искусства.

Тянь Хайбо

Таким образом современная живопись этого художника отдает дань традиционному китайскому изобразительному искусству, в котором изображение рыб - символ процветания и огромного богатства, а также счастья - это слово произносится в китайском языке как «ю», и точно так же произносится и слово «рыба».

Лю Е

Этот современный художник известен своими красочными картинами и изображенными на них фигурами детей и взрослых, тоже выполненных в «детском» стиле. Все работы Лю Е выглядят очень забавно и мультяшно, как иллюстрации к книжкам для детей, но несмотря на всю внешнюю яркость, их содержание довольно меланхолично.

Как на многих других современных китайских художников, на Лю повлияла Культурная революция в Китае, но он не стал продвигать в своих работах революционные идеи и бороться с властью, а сосредоточился на том, чтобы передать внутреннее психологическое состояние своих персонажей. Некоторые современные картины художника написаны в стиле абстракционизм .

Лю Сяодун

Современный китайский художник Лю Сяодун пишет картины в стиле реализм, где изображает людей и места, подвергнувшиеся влиянию стремительной модернизации Китая.

Современная живопись Лю тяготеет к маленьким, некогда индустриальным городам всего мира, где он и пытается искать персонажей своих полотен. Многие свои современные картины он рисует по сюжетам из жизни, которые выглядят довольно смело, натуралистично и откровенно, но зато правдиво. На них изображены обыкновенные люди такими, какие они есть.

Лю Сяодун считается представителем «нового реализма».

Юй Хун

Эпизоды из своей собственной повседневной жизни, детства, жизни ее семьи и ее друзей - вот что современный художник Юй Хун выбрала главными субъектами своих картин. Однако не спешите зевать, ожидая увидеть скучные автопортреты и семейные зарисовки.

Это, скорее, эдакие виньетки и отдельные образы из ее опыта и воспоминаний, которые запечатлены на холсте в виде своеобразного коллажа и воссоздают общие представления о былой и современной жизни обычных жителей Китая. От этого творчество Юй выглядит очень необычно, одновременно и свежо, и по-ностальгически.

Лю Маошань

Современный художник Лю Маошань представляет живопись Китая в пейзажном жанре. Он прославился еще в двадцатилетнем возрасте, организовав собственную художественную выставку в родном городе Сучжоу. Здесь же он и пишет восхитительные китайские пейзажи, в которых гармонично сочетается и традиционная китайская живопись, и европейский классицизм, и даже импрессионизм современности.

Сейчас Лю - вице-президент Академии китайской живописи в Сучжоу, а его акварельные китайские пейзажи находятся в галереях и музеях США, Гонконга, Японии и других стран.

Фонвэй Лю

Одаренный и амбициозный Фонвэй Лю, современный китайский художник, в погоне за мечтами об искусстве переехал жить в США в 2007 году, где закончил художественную академию со степенью бакалавра. Потом Лю участвовал в различных конкурсах и выставках и получил признание в кругах живописцев.

Китайский художник утверждает, что вдохновением для его произведений является сама жизнь и природа. Прежде всего он стремится передать красоту, которая окружает нас на каждом шагу и таится в самых обыденных вещах.

Чаще всего он пишет пейзажи, женские портреты и натюрморты. Увидеть их можно в блоге художника по адресу: fongwei.blogspot.com.

Юэ Миньцзюнь

В своих картинах современный художник Юэ Миньцзюнь пытается осмыслить знаковые моменты в истории Китая, его прошлое и настоящее. По сути, эти работы - автопортреты, где художник изображает себя в нарочно утрированном, гротескном виде, используя ярчайшие цветовые оттенки в духе поп-арта. Картины он пишет маслом. На всех полотнах фигуры автора изображены с широкими, даже зияющими улыбками, которые выглядят скорее жутковато, нежели комично.

Несложно заметить, что большое влияние на живопись художника оказало такое художественное течение, как сюрреализм , хотя самого Юэ относят к новаторам жанра «циничный реализм». Теперь символическую улыбку Юэ пытаются разгадать и по-своему трактовать десятки художественных критиков и простых зрителей. Узнаваемость стиля и оригинальность сыграли на руку Юэ, который также стал одним из самых «дорогих» китайских художников современности.

Посмотреть работы художника можно на сайте: yueminjun.com.cn.

А в следующем видео представлена современная китайская живопись на шелке, авторами которой являются художники Чжао Гоцзин, Ван Мэйфан и Дэвид Ли:


В продолжение статьи предлагаем вашему вниманию:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

На какие имена современной российской живописи стоит обратить особое внимание? Какой современный художник написал самую дорогую среди картин ныне живущих российских авторов? Насколько хорошо вы знакомы с отечественным изобразительным искусством современности, узнайте из нашей статьи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса