Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Егэ литература шаблон задание 17

Среднее общее образование

Литература

Задание №17 ЕГЭ по литературе

Предлагаем вашему вниманию разбор 17 задания по литературе к ЕГЭ 2019 с комментариями

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по литературе

Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений(17.1-17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.

Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

Правила подсчёта слов совпадают с правилами ЕГЭ по русскому языку: «При подсчётеслов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитываетсялюбая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно

слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например,«М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, приподсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

17.1 Какую роль в раскрытии образа Чацкого играют монологи героя? (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

17.2 Кто из персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)

17.3 Тема родной природы в лирике С.А. Есенина.

17.4 Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе.

(На примере одного-двух произведений 1990-2000-х годов)

«В части 2 участникам ЕГЭ предложено выбрать одну из четырех тем (17.1–17.4) и написать полноформатное развернутое высказывание на литературном материале – сочинение, благодаря чему к отработанному в части 1 анализу художественных произведений добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса. Внутренняя логика компоновки заданий части 2 определяется несколькими подходами. Темы сочинений охватывают важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса и формулируются по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в., литературы ХIХ–ХХI в. (включая новейшую литературу 1990–2000-х гг.). В наборе тем могут использоваться разные формы предъявления задания: в виде вопроса или тезиса (утверждения). Темы задания 17.1–17.4 различаются также особенностями формулировок. Одна из них может иметь литературоведческий характер (на первый план выдвигается литературоведческое понятие). Другая нацеливает экзаменуемого на размышление над тематикой и проблематикой произведения(-ий) конкретного автора. В наборе может быть представлена тема, ориентирующая экзаменуемого на создание сочинения, близкого к читательскому дневнику. Однако ее не следует рассматривать как «свободную», поскольку она строго прикреплена к конкретному литературному материалу и требует его анализа. Еще один вариант в заданиях 17.1–17.4 – это тема, близкая к литературному обзору. Обращение к теме такого типа позволяет экзаменуемому свободно выбирать текст и дает ему возможность проявить свои читательские интересы.

Выпускник выбирает только одну из предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Написание сочинения требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию». (С.А. Зинин, М.А. Барабанова, Л.В. НовиковаМетодические рекомендации для учителей, подготовленные на основеанализа типичных ошибок участниковЕГЭ 2018 года по литературе.)

Требования к выполнению задания 17

  1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена (3 балла)
  2. Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла)
  3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла)
  4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла)
  5. Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка (3 балла)

Максимальная оценка – 14 баллов.

Считать одной из первых попыток создания образа "маленького человека" в русской литературе?

"Маленький человек" – это условное название ряда героев, занимающих нижнюю нишу в системе социальной иерархии и объединённых общностью некоторых психологических черт. Это и Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Н.В. Гоголя, и Червяков в рассказе "Смерть чиновника" А.П. Чехова, но первооткрывателем данной системы персонажей можно считать А.С. Пушкина с образом "маленького человека" Евгения в поэме "Медный всадник".
Во-первых, автор не даёт главному герою Евгению фамилии ("прозванья нам его не нужно"). Издавна фамилия указывала на род, к которому принадлежал отдельный человек. Получается, что Евгений лишён предков, своего места в истории. Пушкин делает это с целью подчеркнуть его заурядность и ничтожность по отношению к власти. Власть в поэме символизирует Пётр I, который назван "он", "истукан", "кумир на бронзовом коне" для акцентирования внимания читателей на его бесчеловечности.
Во-вторых, как и любой "маленький человек", Евгений совершает личный незначительный бунт. В основу поэмы положен неразрешимый конфликт между властью и частным человеком. Власть не замечает обычного человека с его мечтами и стремлениями, а человек не видит большой истории, не ощущает себя гражданином. Евгений в наводнении, в смерти Параши винит Петра I. Он трясёт кулаком перед "Медным всадником", приговаривая: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе!.."
В третьих, о причастности героя к типу "маленького человека" могут свидетельствовать его мечты и мысли. Даже они у него ничтожны! В момент наводнения Евгений думает не о том, что могут погибнуть люди, а о том, что не сможет некоторое время видеться с любимой. Мечты его ограничены бытовым пространством. Герой мечтает о финансовом благополучии, свадьбе с Парашей, детях, внуках. Завидует и более успешным людям, чем он: "Ума недальнего, ленивцы, /Которым жизнь куда легка!"
Итак, многие черты, присущие образу "маленького человека", а именно отсутствие "прозванья", бунт против власти и бытовой характер стремлений, свойственны образу Евгения. Значит, можно с уверенностью отнести его к данному типу героев. (250 слов)


17. (12 баллов: 2 + 1 + 3 + 3 + 3) .
Как Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» отвечает на вопрос: «Какая сила управляет всем?»?

В «Войне и мире» Л.Н. Толстой не только рассказывает о жизни вымышленных персонажей из высшего общества, не только описывает реальные исторические события и исторических деятелей, но и выражает своё видение истории. В романе можно найти ответы на множество вопросов, и одним из них является вопрос: «Какая сила управляет всем?» Писатель создал свою философию истории. В ней и нужно искать ответ на поставленный вопрос.
Толстой считает, что нельзя объяснять историческое событие волей отдельных великих людей – «исторических личностей». История для Толстого – это не летопись деяний царей, полководцев, героев. Она представляет собой результат совпадения «миллионов воль», то есть интересов и поступков множества людей, не имеющих постоянно в сознании никаких глобальных исторических целей. Эти люди и составляют народную массу. Такое понимание истории раскрывается во многих эпизодах романа. В Шенграбенском сражении русские войска победили не благодаря распоряжениям князя Багратиона. Он «только старался делать вид, что всё делалось согласно с его намерениями», и не мешал солдатам следовать их душевному порыву. Причина победы в действиях «маленького» капитана Тушина, который честно и вдумчиво выполняет свою военную работу, в осознании всеми необходимости боя. На исход Аустерлицкого сражения повлияло непонимание солдатами его цели.
Толстой выводит общую формулу: деятельность людей может быть основана только на добре, простоте и правде. Силой, управляющей всеми, по мнению автора, должна быть гармония. Гармония поступков и моральных норм. Личная жизнь должна быть согласована с законами «роевой» жизни. Неправильное существование – вражда с этими законами, состояние войны, когда герой противопоставляет себя людям и старается навязать миру свою волю».

Думаю, что все согласятся с утверждением, что написание сочинения из третьей части ЕГЭ по литературе — это самое сложное задание из экзаменационной работы. Выполняя 17.1, 17.2, 17.3, вы должны дать развернутый ответ на поставленный в теме вопрос. В этом материале мы с вами попробуем разобраться, как эффективнее готовиться к заданию 17, а именно, какой раздел школьного курса лучше всего выбрать.

Если вы видели демоверсию, то, наверное, обратили внимание, что задание имеет три варианта формулировки. Произведения представлены в темах в хронологическом порядке.

Задание 17.1 проверяет знание древнерусской литературы, а также произведений XVIIIначала XIX веков. С одной стороны, для глубокого изучения этот раздел проще, так как объем текстов, которые нужно перечитать и осмыслить, небольшой. С другой, произведения из этого раздела изучались два года назад, поэтому тексты нужно будет перечитывать практически на свежую голову. Да и, как показывает практика, , Д.И.Фонвизина и стихи русских классицистов (Г.Р.Державина и М.В.Ломоносова) далеко не все понимают и ценят. Зато материалов для подготовки (критических статей, анализов, подробных разборов) по творчеству писателей, вошедших в темы задания 17.1., предостаточно. Громких имён и названий в этом варианте немного. Помимо перечисленных, вам нужно восстановить в памяти комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума» , а также произведения по кодификатору А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя .

Серьёзный недостаток сочинения 17.1 — необходимость выучить большое количество стихотворений и отрывков. Но ЕГЭ по литературе — один из самых сложных экзаменов, поэтому примите данную «зубрёжку» как данность.


Задание 17.2
включает в себя произведения второй половины XIX-начала XX веков. В этом разделе стихотворных текстов поменьше (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев и Н.А.Некрасов), что компенсируется солидным объемом прозаических произведений . Чего только «Война и мир» Л.Н.Толстого стоит, не говоря уже о таких «кирпичах», как «Обломов» И.А.Гончарова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева . Также вам придется перечитать две пьесы: «Грозу» А.Н.Островского и «Вишневый сад» А.П.Чехова . Обязательно перечитайте чеховские рассказы и сказки Салтыкова-Щедрина , читаются они легко и с интересом.

Помните, что поверхностного знания текста недостаточно. Вам стоит ознакомиться с историями создания произведений, критикой, примерами сочинений и т.д. Кроме того, не забудьте о том, что надо выбрать одно произведение Н.С.Лескова для изучения, а роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» дан только в обзорном изучении . Изучать глубоко его, может, и не обязательно (но очень желательно, так как оно вполне может оказаться в темах сочинений), но идею, тематику и проблематику произведения всё-таки законспектируйте.

Подготовка к заданию 17.3 (творчество писателей и поэтов XX века) осложнена тем, что в начале и даже в середине 11 класса большая часть представленных в кодификаторе произведений ещё не будет изучена. При этом вы можете организовать подготовку непосредственно на свежих материалах с уроков литературы. В третьем разделе вас ждёт огромное количество и стихотворений, и эпических произведений.

Выбрав задание 17.3, вы должны будете подготовить впечатляющее количество цитат, знать наизусть большой объем лирических отрывков .

В этот раздел входит творчество И.А. Бунина, М. Горького, стихи и поэмы А.А. Блока, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, поэзия М.И. Цветаевой, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой и А.Т. Трифонова, проза М.А. Шолохова и М.А. Булгакова, произведения Б.Л. Пастернака, А.П. Платонова (на выбор), А.И. Солженицына по кодификатору.

В сочинении 17.3 может быть тема по творчеству писателей второй половины XX века, поэтому вам нужно выбрать 7 произведений из списка: три стихотворения (на выбор экзаменуемого по одному произведению Б.А. Ахмадулиной, И.А. Бродского, А.А. Вознесенского, В.С. Высоцкого, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкого, Ю.П. Кузнецова, Л.Н. Мартынова, Б.Ш. Окуджавы, Н.М. Рубцова, Д.С. Самойлова, Б.А. Слуцкого, В.Н. Соколова, В.А. Солоухина или А.А. Тарковского ), одно драматическое произведение (А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов или М.М. Рощин) и три прозаических текста (на выбор такие авторы, как Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин).

Ещё один немаловажный критерий при выборе раздела — это ваше личное отношение . Если вас, что называется, с души воротит от поэзии серебряного века или древнерусской литературы, то остановите свой выбор на другой эпохе. Конечно, вам нужно знать все произведения из кодификатора, но к заданию 17 нужно готовиться более тщательно. Поэтому как можно раньше определите вариант сочинения — 17.1, 17.2 или 17.3, подробно конспектируйте анализы текстов и тренируйтесь, тренируйтесь, тренируйтесь!

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель школы «САМАРУС»


Итак, заключительное задание КИМ ЕГЭ по литературе - это сочинение. Подразумевается, что это традиционное задание по литературе, которое уже в течение десятков лет проверяет знания и умения выпускников по предмету. Однако если раньше оценка за сочинение строилась больше на субъективных критериях, то теперь требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд критериев оценивания.

Подробный разбор критериев, анализ предложенной темы и примерный образец сочинения смотрите на видео.

Разбор критериев

Как видно из описания, мы должны:

  1. Раскрыть тему . Мы должны дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.
  2. Опереться на авторскую позицию . Это значит, что нужно сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.
  3. Сформулировать свою точку зрения . Это необходимо сделать, согласившись или не согласившись с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.
  4. Обосновать свои тезисы . Каждое утверждение должно быть «по делу» и подкреплено иллюстративным материалом из произведения.

При написании сочинения необходимо сделать анализ произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины - композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Вернемся к первому пункту - там имеется требование подкрепить выдвигаемые тезисы материалом из художественного произведения. Вам предлагают в качестве иллюстративного материала использовать:

  • Цитаты . Это необходимо делать очень аккуратно, потому что неточная цитата считается фактической ошибкой. За это можно потерять балл. Вывод: цитируем только тогда, когда абсолютно уверены в правильности цитаты. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.
  • Пересказ . С пересказом нужно быть также предельно осторожным. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Более того, пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.
  • Микротема . Это смысловая единица художественного текста, которая необходима для понимания всего идейно-тематического комплекса целиком. Каждая микротема может быть интерпретирована читателем по-своему.
  • Ссылка на изображенное . По своей сути, это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В принципе, такое использование текста в сочинении считается удачным, старайтесь иллюстрировать разнообразно. Не переусердствуйте с цитатами и пересказами.

Все ваши мысли должны быть последовательны. Структура сочинения может быть разной, но самое главное следите, что все части были связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац, внутри абзацев должна быть логика и не должно быть повторов мысли.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная мысль и заключение.

Сочинение должно быть написано грамотно (по правилам русской речевой культуры).

Пример заданий

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести. (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

17. 2 В чём противопоставлены образы Катерины и Кабанихи? (По пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

17. 3 Гуманное начало в пьесе М. Горького «На дне»

Из трёх заданий мы выбрали одно

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

ПЛАН

1. Вступление.

Сказка в русской литературе. Фольклор. Аллегория. Как это помогает писателю создать художественный образ, а читателю лучше понять идею произведения.

2. Основная мысль.

Пушкин и сказки. Противопоставление Пугачева и Гринева. Внутренние противоречия. С кем соотносит себя Пугачев. Ворон и орёл как символы и аллегории. Как рассказанная сказка дополняет образ Пугачева. Как она доказывает его идею. С чем Гринёв не согласен. Как сказка повлияла на мнение Гринева о Пугачеве.

3. Заключение.

Сочинение

17. 1 Сказка, рассказанная Пугачевым Гринёву, и её значение в идейном звучании повести (по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:
  • Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №3 Гиагинского района Сорокина Светлана Алексеевна
  • Рекомендации для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе (выполнение заданий 8,9,15,16,17.1-17.3)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА.
  • Подготовка к экзамену:
  • Подготовьте место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п.
  • Введите в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета. Для этого достаточно картинки или эстампа в этих тонах.
  • Составьте план занятий. Для начала определите: кто вы – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы.
  • Начните с самого трудного раздела, с того материала, который знаете хуже всего. Но если Вам трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который наиболее интересен и приятен.
  • Чередуйте занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10минут – перерыв. Во время перерыва можно помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Выполняйте как можно больше различных опубликованных текстов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят Вас с конструкциями текстовых занятий.
  • Тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на 1 задание в среднем должно уходить не более 2 минут).
  • Готовясь к экзаменам, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Никогда не думайте о том, что не справишься с заданием.
  • Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.
  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
  • ТЕОРИЯ
  • ТЕОРИЯ
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • На вопросы заданий 8, 9, 15, 16 экзаменуемые должны дать краткий связный ответ в объёме 5-10 предложений. Указание на объём условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при наличии глубоких знаний экзаменуемый может ответить в большем объёме; при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить в меньшем объёме).
Выполняя задания 8,15, выпускник должен дать прямой связный аргументированный ответ на вопрос, опираясь на текст произведения, учитывая авторскую позицию и при необходимости излагая свою точку зрения. Кроме того, экзаменуемый при ответе должен соблюдать нормы речи.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 8,15
  • 2. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
  • ПРИМЕЧАНИЕ:
  • Если по первому критерию выпускник получает 1 балл или 0 баллов, то по второму критерию работа не оценивается (0 баллов).
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 8, 15 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию, а при необходимости – с учётом своей точки зрения;
  • убедительное обоснование своих тезисов, подтверждение их текстом без подмены анализа пересказом текста;
  • точность в изложении литературных фактов;
  • грамотное речевое оформление ответа.
  • ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАДАНИЯМ 8 И 15
  • 1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.
  • 2. Сформулируйте тезис-ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).
  • 3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего произведения.
  • 4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.
  • 5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.
  • 6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?
  • 7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.
  • 8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям 1 – 12: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах на задания 8, 15 .
  • 9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.
  • ЗАДАНИЕ 8. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЛОСЬ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЛУЧЕННОГО ШТОЛЬЦЕМ ВОСПИТАНИЯ И КАК ОНО СКАЗАЛОСЬ НА ЕГО ЛИЧНОСТИ?
  • Ответ 1
  • Штольц получил два типа образования. Отец, немецкий бюргер, приучал сына к труду, трудовой дисциплине, делился с ним секретами его, как бы сейчас сказали, бизнеса. Мать, русская дворянка, обучала его поэзии, литературе, истории. Словом, старалась сделать из него настоящего русского дворянина, а не просто зарабатывателя денег, каким, по её мнению, видел Штольца отец. Такое воспитание сильно отразилось на судьбе мальчика. Трудовое воспитание позволило Штольцу стать деловым человеком, преуспевающим дельцом. Но именно благодаря материнскому воспитанию, занятиям с матерью литературой и поэзией, Штольц смог разглядеть в Обломове «золотое сердце» и стал для него настоящим другом.
  • 2; 0
  • Ответ 2
  • Воспитание Андрея Штольца, героя романа И. Гончарова «Обломов», очень своеобразно. С одной стороны, отец всячески старался приучить сына к труду: собираясь по каким-то делам, он брал сына с собой, параллельно обучая его всем тонкостям и хитростям дела, затем он стал давать Андрею поручения, с которыми тот всегда справлялся. С другой стороны, мать, которая видела в сыне «идеал барина», стремилась уберечь сына от трудовой деятельности, привить ему вкус к светской жизни, деликатность и снисхождение. И мы видим, что Штольц, несмотря на свой деятельный характер и практицизм, умеет сопереживать, любить, способен поддержать друга в трудную минуту. Именно благодаря таким качествам Штольц не остаётся одиноким: у него есть друг детства Обломов, а затем он женится на Ольге Ильинской.
  • 3; 0
  • ЗАДАНИЕ 15 . В ЧЁМ ВИДИТ Г. Р. ДЕРЖАВИН ИСТИННУЮ НАГРАДУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТАЛАНТА?
  • Само название стихотворения Державина «Памятник» указывает на то, что поэт размышлял о признании и забвении, о вечном и сиюминутном, о смерти и бессмертии. Г. Р. Державин истинной наградой поэтического таланта считает народное признание, сохраняющуюся в веках память, которая будет вечно жить в сердцах людей. И это – самая ценная награда, о которой мечтает каждый писатель и поэт.
  • 3; 1
Выполнение заданий 9, 16 требует включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Данные задания являются своеобразным итогом работы с текстом. По существу представляют собой проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определённом литературном контексте.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЙ 9, 16
  • убедительно обосновывает выбор каждого произведения
  • убедительно сопоставляет эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • искажение авторской позиции и фактические ошибки в ответе отсутствуют
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов,
  • но не во всём убедительно обосновывает выбор каждого
  • произведения / или убедительно обосновывает выбор одного произведения и не во всём убедительно обосновывает выбор другого произведения
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, обосновывает выбор только одного произведения (возможно, не во всём убедительно)
  • убедительно сопоставляет одно произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух произведений и их авторов, не обосновывает выбор обоих произведений (или даёт неубедительное обоснование)
  • убедительно сопоставляет одно или оба произведения с
  • предложенным текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты);
  • в) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, обосновывает выбор двух произведений (возможно, не во всём убедительно) / или убедительно обосновывает выбор только одного
  • произведения,
  • не сопоставляет одно или оба произведения с текстом в заданном направлении анализа;
  • г) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно),
  • убедительно сопоставляет это произведение с предложенным
  • текстом в заданном направлении анализа (при сопоставлении
  • допускаются отдельные негрубые недочёты)
  • И/ИЛИ допускает две фактические ошибки, в целом не искажая
  • авторской позиции
  • а) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает названия двух
  • произведений и их авторов, не во всём убедительно обосновывает выбор одного произведения /
  • или не обосновывает свой выбор (или даёт неубедительное
  • обоснование)
  • неубедительно сопоставляет эти произведения с предложенным
  • текстом / или сопоставляет их с предложенным текстом без учёта заданного направления анализа;
  • б) экзаменуемый отвечает на вопрос, указывает название только
  • одного произведения и его автора, обосновывает выбор произведения (возможно, не во всём убедительно) и неубедительно сопоставляет это произведение с
  • предложенным текстом;
  • в) указывает название только одного произведения и его автора,
  • не обосновывает выбор произведения (или даёт неубедительное
  • обоснование), но убедительно сопоставляет это произведение
  • с предложенным текстом в заданном направлении анализа (при
  • сопоставлении допускаются отдельные негрубые недочёты),
  • И/ИЛИ допускает искажение авторской позиции,
  • И/ИЛИ допускает три фактические ошибки
  • ОТВЕТ НА ЗАДАНИЯ 9, 16 ДОЛЖЕН СООТВЕТСТВОВАТЬ СЛЕДУЮЩИМ ТРЕБОВАНИЯМ:
  • формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию;
  • привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того же автора, которому принадлежит исходный текст; при указании автора инициалы необходимы только для различения однофамильцев и родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа, например, Л. Н. и А. К. Толстые; В. Л. и А. С. Пушкины);
  • обоснование выбора этих произведений для сопоставления;
  • убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа;
  • отсутствие искажений авторской позиции и фактических ошибок.
  • ЗАДАНИЕ 9 . В каких произведениях отечественной классики изображён тип «деятельного» героя и в чём его можно сопоставить с Андреем Штольцем?
  • Андрей Штольц принадлежит к типу «деятельного» героя. Он во многом руководствуется разумом, обладает предприимчивостью в материальных делах, не витая в облаках в отличии от Обломова. Во многом с ним похож другой «деятель» - Лопахин из пьесы Чехова «Вишнёвый сад». Этот молодой человек активен в воплощении своих планов в жизнь, он является антитезой паре мечтателей, Раневской и Гаеву. Так же к данному типу можно отнести студента Разумихина, второстепенного персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Он жив и находчив на фоне строящего теории Раскольникова, находясь в очень близкой к нему ситуации, Разумихин находит способ зарабатывать деньги и продолжает учёбу.
Задание 16. Кто из русских поэтов обращался к социальной проблематике и в чём их произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока «Фабрика»?
  • Часто к социальной теме в своих стихотворениях и поэмах обращался Н. А. Некрасов. Его похожесть с Блоком в том, что он обвиняет не только господ, прячущихся за «жолтыми окнами», но и сам народ. Некрасов обвиняет народ в покорности. Обвинения народа в рабской покорности мы видим в его поэме «Кому на Руси жить хорошо». Похоже в этом случае на «Фабрику» Блока и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». Он так же, как и Блок, делит Россию на «нищих» и господ за «жолтыми окнами» и так же обвиняет и тех и других: «И вы, мундиры голубые, и вы, покорный им народ…».
  • Во 2 -й части работы (задания 17.1, 17.2, 17.3) проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде проблемного вопроса. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1- 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
  • 1 - по произведениям первой половины XIX века,
  • 2 - по произведениям второй половины XIX века,
  • 3 - по произведениям XX века.
  • Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Объем сочинения рекомендован не менее 200 слов. При объеме 150 слов работа будет проверяться, но баллы уменьшат. Самое важное в сочинении – обнаружить понимание проблемы, предложенной в вопросе, продемонстрировать умение формулировать своё мнение с учётом позиции автора, выдвинуть тезисы и найти аргументы, подтверждающие их. Внимание! Орфографические и пунктуационные ошибки во всех заданиях на ЕГЭ по литературе не проверяются. Но эксперты советуют писать максимально грамотно, чтобы проверяющие разобрались в сочинении, а выпускники наиболее точно и грамотно выразили свои мысли.
  • КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗАДАНИЯ 17.1-17.3
  • 1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность
  • суждений
  • баллы
  • а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы;
  • фактические ошибки и неточности отсутствуют
  • б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на
  • авторскую позицию; формулирует свою точку зрения,
  • не все тезисы убедительно обосновывает
  • и/или допускает одну-две фактические ошибки
  • в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или
  • односторонне, не опираясь на авторскую позицию,
  • и/или не обосновывает свои тезисы,
  • и/или допускает три-четыре фактические ошибки
  • г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения
  • и/или допускает более четырёх фактических ошибок
  • 2. УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫМИ ПОНЯТИЯМИ
  • 3. ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТЕКСТА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
  • 4. КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛЬНОСТЬ И ЛОГИЧНОСТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ
  • а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений
  • последовательности и необоснованных повторов
  • б) сочинение характеризуется композиционной цельностью, его
  • части логически связаны между собой,
  • внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и
  • необоснованные повторы
  • в) в сочинении прослеживается композиционный замысел,
  • есть нарушения композиционной связи между смысловыми
  • частями,
  • и/или мысль повторяется и не развивается
  • г) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;
  • допущены грубые нарушения последовательности частей
  • высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла
  • сочинения
  • 5. СЛЕДОВАНИЕ НОРМАМ РЕЧИ
Примечание:
  • Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение части 2, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит "0" баллов, задание части 2 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется.
Этапы работы над сочинением
  • 1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).
  • 2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?
  • 3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).
  • 4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.
  • 5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).
  • 6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.
  • 7. Проверка: не менее двух раз! Первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).
  • 8. И еще несколько советов:
  • никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;
  • не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;
  • не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;
  • пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.
  • НАПИСАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО СОЧИНЕНИЯ
  • Как писать сочинение?
  • Композиция сочинения:
  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение
  • ВСТУПЛЕНИЕ
  • Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
  • Во вступлении может:
  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
  • представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего («как вы понимаете смысл названия…»);
  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
  • сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («тема судьбы», «образ героя»…).
  • ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
  • Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.
  • В основной части следует избегать:
  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • в основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли.
  • Основная часть – это проверка того, насколько верно понята тема.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Заключение - подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, ещё раз обращение внимания на самое главное.
  • Заключительная часть должна быть:
  • короткой, но ёмкой;
  • органически связанной с предыдущим изложением.
  • В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл и быть подготовлено материалом основной части.
Задание 17.1. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
  • «Евгений Онегин»… Это «собранье пёстрых глав» до наших дней сохранило ту неповторимую художественную привлекательность, которой наделил его гениальный поэт. Роман по праву был назван «энциклопедией русской жизни», ведь в нём автор запечатлел не только быт, но и нравы дворянского общества начала девятнадцатого столетия. Не остались без внимания и характеры людей, живших в то время. И чтобы в полной мере понять мотивы поведения героев, значения их поступков, нам необходимо хотя бы на некоторое время окунуться в атмосферу той эпохи. Такую уникальную возможность представляет роман «Евгений Онегин».
  • Онегин «родился на брегах Невы», его воспитывал француз-гувернер. Затем Онегин стал вести светскую жизнь: ездить на балы, в театры… Но вскоре ему наскучило такое времяпрепровождение, и он отправился в деревню. Сначала Онегин восхищался местной природой, однако и картины сельской жизни впоследствии надоели ему. Представьте себе скучающего молодого человека, которому примелькалось всё на свете, и он ничего уже не желает в жизни. Таким был Евгений Онегин.
  • В это время из-за границы вернулся восемнадцатилетний Ленский, начинающий поэт-романтик. Это мечтательный жизнерадостный человек, полный надежд и стремлений, много ожидающий от жизни. Онегин и Ленский стали друзьями. «Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень не столь различны меж собой», - пишет о них автор. Очевидно, что их дружба основывалась на взаимодополнении характеров.
  • Но что же привело к тому, что Онегин убил своего лучшего друга? Дело в том, что Ленский предложил Евгению поехать на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать, потому что знал, что из себя представляют подобные торжества. Но Ленский всё же уговорил его присутствовать в доме Лариных. Естественно, что на балу не было ничего нового для Евгения, и он решил отомстить Ленскому: стал приглашать Ольгу, избранницу молодого поэта, на каждый танец. Такое поведение друга не могло не разозлить Ленского, и он потребовал от Онегина явиться на дуэль. Так случилось, что Ленский погиб. А значит, погибли молодость, мечтательность, жизнелюбие, которые олицетворял Ленский. Вот почему А. С. Пушкин в начале шестой главы прощается с юностью, поэзией и романтизмом. Человек умер, и его уже не вернёшь, как невозможно вернуть то, с чем навсегда простился великий поэт.
  • 1; 1; 2; 3; 3
  • РАБОТА С ТЕКСТОМ. АНАЛИЗ ЭПИЗОДА.
  • 1. Установите границы эпизода (временные, пространственные, текстовые).
  • 2. Определить основной смысл эпизода, если надо, дать ему название.
  • 3. Решить, какие персонажи являются основными носителями смысла в эпизоде.
  • 4. Проследить смену настроений, чувств героев, авторскую мотивировку их поступков.
  • 5. Увидеть, какие художественные средства использует автор для раскрытия основного смысла эпизода (пейзаж, портрет, описание, авторские характеристики, диалоги и т.д.).
  • 6. Понять, какова логика раскрытия эпизода.
  • 7. Ощутить, какие речевые выразительные средства помогают создать эмоциональную атмосферу эпизода.
  • 8. Установить, какова роль эпизода в произведении, как он «сцеплен» с другими эпизодами, со всеми произведениями в целом (с идеей, проблемами, темой произведения).
  • ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЭПИЗОДА
  • Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.
  • Речевой строй (описание, повествование, рассуждение, наличие авторских отступлений).
  • Какие события происходят в эпизоде, кто в них участвует, какие стороны характера героев раскрываются.
  • Как и с какой целью использует автор детали предметной изобразительности.
  • Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует писатель, с какой целью.
  • Каков эмоциональный пафос эпизода и как он создается.
  • Тема и проблема произведения, которое получили здесь своё развитие, значение эпизода для раскрытия идеи произведений, выражения авторской позиции.
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
  • Автор, заглавие.
  • Жанр стихотворения (сонет, элегия, исповедь, миниатюра, письмо).
  • Основная тема (любовь, дружба, подвиг, одиночество, поэт и поэзия).
  • Сюжет, композиция, проблема.
  • Мотив создания: что послужило источником написания, вдохновения.
  • Лирический герой.
  • Место автора в произведении.
  • Эмоции, чувства, возникающие при чтении стихотворения.
  • Художественные средства (портретные зарисовки; речевые характеристики; пейзаж, его роль; сон; письма; диалоги; монологи).
  • Языковые средства (фонетические, лексические, тропы, морфологические, синтаксические).
  • Ваше мнение.
  • ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
  • Большой объем материала
  • Читательский дневник
  • ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
  • РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса