Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Движение змея по древу сефирот. Древо Сефирот. Основы. Клиффотический аналог Нецах

Каббала, одна из древнейших религиозно-философских систем, рассказывающая о сотворении мира. В нее вошли более ранние эзотерические знания, существовавшие в аккадской, зороастрийской и египетской религиях.

Древо жизни или Древо сефирот одно из основных понятий в каббале. Первое упоминание о сефиротах появляется в «книга Йецира» и получает свое развитие в книгах «Бахир» (Багир) и «Зоар» (Зогар). Каббала, которая в течение веков передавалась в устной форме, эти книги – более поздняя запись каббалистических приданий и в разных источниках упоминаются разные авторы, вплоть до Авраама.

Каббалистическое учение активно развивалось и в средние века, особенно известным стал иудейский богослов Ицхак Лурия Ашкенази, создавший новое направление в мистическом учении Каббала. Он основал «Лурианскую каббалу», которая является основой как сефардской Каббалы с XVI века, так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII веке. Знание основных понятий каббалы – это ключ к масонскому эзотеризму, герметической магии, алхимии и современному Нью-Эйджу.
Схема Древа сефирот имеет свою ценность в том, что оказалась самой удобной системой классификации явлений вселенной и записи их взаимодействий, дающей безграничные возможности для аналитического и синтетического мышления. Это учение рассказывает не только о космогонии (происхождении мира), но и занимается духовными практиками восхождения души к Создателю. Это учение не мертво, не закостенело в постулатах, как многие ветви христианства и иудаизма. Оно живое, развивается и вносит в свое тело новые идеи. На его основе делали свои выводы многие ученые, как древние, так и современные.
Строение Древа Жизни (мироздания) или Древа Сефирот – это результат эманаций Божественного света из Неведомого (Эйн Софт), который создает сосуды сефирот, определенные выражения божественной сущности, проходя по 22 путям (22 буквы еврейского алфавита). Этот свет, проходя от первой сефиры до десятой, постепенно уплотняется вплоть до создания материального мира. Человек не может принять духовный свет таким, каким он исходит от Создателя и он должен «сократиться», пройдя через пласты сефирот. Сами сефирот развертывают перед нами картину возникновения и законов существования мира, принося определенные архетипические образы в нашу Вселенную.
Понятие Эйн Софт , Беспредельного, непознаваемого Бога очень близко с понятием Абсолюта в индуизме. Свет, вибрации начинают проявляться только в Кетер, в первой сефире. У каждой сефиры есть свое имя, также имя Создателя, которое меняется от сефиры к сефире вместе с ее качеством. Меняются и архангелы, которые имеют власть в сфере этих вибраций, чьими руками Божественное создает новые идеи и формы.

Эйн Софт

Нет абсолютно никакого пути постичь его, ни мыслью, ни созерцанием, потому что он абсолютно невообразим и бесконечно далек от любого вида мысли. Когда Бог задумал сотворить миры (совершить нисхождение), а в этот момент он заполнял все пространство и вне и внутри которого ничего не могло быть.

Сефирот

Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума» :

  • Кетер – корона, венец, первопричина, духовные формы, мир Архетипов. Луч проецируется в точку.
  • Хокма – мудрость, источник, рождающий идею-эмбрион, включающий в себя пока что неизведанные возможности. Заключает в себя общий план творения. Здесь точка разворачивается в линию
  • Бина – понимание, интеллект, познание, являет Божество в его женской ипостаси. Возможность создание первозданных форм. Великая мать или Горняя Шехина. Линия становится плоскостью.
  • Даат - Ключ к познанию шести сефирот, составляющих «Малый Лик Творца»

Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»:

  • Хесед - милосердие, милость, воплощает принцип неограниченного расширения, символизирует беспредельную силу Господней любви. Эманация – праведность. Этот аспект Бога, изливающую милость во все миры. Здесь появляется объем для творящей энергии.
  • Гвура – строгость, героизм, могущество, ограничивает истечение милости, которая могла бы затопить собою все мироздание. Эманация – дисциплина.
  • Тиферет – великолепие, красота, примеряет противоположности Хесед и Гебуры и представляется, как «сын» двух сефирот. Тифирет стабильный центр мирового Древа.
  • Нецах – победа. Эманеция – контроль. Посредник между духовным и физическим миром.
  • Ход – слава, величие. Эманация – слушание, здесь начинается понимание слова Божьего.
  • Йесод – основа, это нижний передатчик энергии, изливающийся из сокровенной сефиры Даат.
  • Малхут – царство, материальный мир

Сефира Даат , не входящая в стандартную нумерацию, располагается на теневой стороне древа.
В соответствие с книгой Зоар, каждая сефира содержит в себе ещё десять сефир, и так до бесконечности.
Бесконечный свет свободно проходит через сефиры Кетер, Хокма и Бина . На этом уровне существует вечное, ничем не омрачимое совершенство, уровень Идеального. Они не познаваемы на любом интеллектуальном уровне и могут быть постигнуты только путем специальных медитаций. Между ними и следующими семью сефирами располагается Бездна . Свет от Бины проходит вниз уже узкой струйкой, которая многократно сократившись, доходит до нижней сеферы – Малкут . Самая нижняя часть Малкут является нашим материальным миром. Возвышаясь, душа может дойти до Бездны, но выше этого уровня можно будет пройти только после полного исправления и восстановления Мира.

Столпы проявления

Схема Древа состоит из нескольких треугольников и трех вертикалей, трех столпов. Столпы играют исключительно важную роль в устройстве Древа.

Прежде чем перейти к рассмотрению столпов, устраним путаницу в некоторых встречающихся изображениях Древа. В схеме Макрокосмического Древа позитивный или мужской столп располагается справа от зрителя, а негативный или женский столп – слева. Это макрокосмическое Древо. Микрокосмическое Древо ориентировано иначе, столпы меняются местами. Это получается потому, что при наложении Древа на человеческое тело по традиции представляют, что человек входит в изображение спиной вперед, - как бы накладывая его себе на плечи. В результате мужской столб накладывается на левую сторону тела человека, а женский - на правую. Об этом не следует забывать при медитациях.
Все, что когда либо существовало, существует и будет существовать, рождается от союза мужского и женского начала. Они, соединяясь друг с другом, производят на свет некое новое состояние – состояние равновесия. Принципы творческого акта и формы, символами которой выступают два этих начала, обретают гармонию в «ребенке», родившемся от их союза. Поэтому три столпа символизируют положительное начало, отрицательное и состояние равновесия между ними. Но здесь надо понимать, что эти два противоположных состояния, как и наименования полюсов в электрической цепи, не несут смысловых оттенков.
Положительный , или мужской, столп называется Столпом Милосердия . Он несет жизненную творящую энергию, изливающуюся из Кетер. В Хокме он делает первый шаг к проявлению, в Хесед она уже более уравновешена, а в Нецах имеет венерианский оттенок и стремиться к единению.
Отрицательный , или женский, столп называется Столпом Строгости . Он символизирует ограничение и сдерживание. Он «захватывает» подвижную энергию мужского столпа, тем самым обрекая ее на «заточение» в узах формы. Именно это подразумевается в каббале под «суровостью»: структурирование необузданной силы и подчинение ее дисциплине и порядку. Бина создает неосязаемые архетипические формы в виде эмоций, интеллектуальных и духовных идей, ее называют «Великой горней Матерью» или «Горней Шехиной» . Гебура, подчиняет строгой дисциплине изобильное течение энергии Хесед и адаптирует их к последующей стадии эманации. Ход – место создания мыслеоброз воплощенных в Малкут.
Срединный Столп Равновесия или Столп Сознания можно рассматривать с одной стороны, как плод взаимодействия двух боковых столпов, а с другой – как прямой канал энергии, идущей вниз. Здесь обретается гармония и равновесие. Кетер – «единение с богом». Таинственная Даат пребывает в великой Бездне и дает «осознанное понимание». Тиферет – символ человеческого сердца и символ Солнца, и «просветленное сознание». В Йесод все энергии Древа объединяются для окончательного проявления, она дает «астральный психизм». В сефире Малкут уже не добавляется ни каких качеств и она дает только «чувственное сознание».

Процесс творения.

Цимцум . Начальный акт Творения. Бог пожелавший создать миры и наполнить их своей Любовью, не мог этого сделать, поскольку занимал все пространство. Во время акта Творения произошло сжатие бесконечного Бога в центральной точке, которая была сердцевиной Его света. Бог сократил себя в этой точке и затем отпустил в стороны, окружив ее собой. Внутри образовалась пустота или эфир. После своего явления Пустота становится метафизическим пространством, в котором образуется бесконечное число миров, воплотившихся путем положительной эманации (Все это очень напоминает теорию Большого взрыва).

Адам Кадмон

Адам Кадмон – это мир, который предшествует человеку, "Первочеловек". Замысел, вследствие реализации которого человек может уподобиться Творцу. Адам Кадмон первое Творение бесконечной Божественности и занимает весь Космос. Он создан из ядра сефирот, которые составляют тело Адама Кадмона. Он является Всемирной душой, душой всего человечества. Поскольку от лучей, исходящих от Адама Кадмона могут меняться сефирот, значит он поддается трансформации. Сефиры имеют строгую схему расподожения на теле Адама Кадмона, по этому каббалисты при своих медитациях медитируют на определенную часть тела.

Пути или Цинароты

Все сефиры соединены между собой линиями, которые называются путями. Сефирот – десять. Путей, цинарот, 22 по числу букв в еврейском алфавите. Из библии мы знаем о сотворении мира, что: «Сначала было слово.. и слово было у Бога…» Считается, что: «двадцать две основные буквы. Он нарисовал, высек, взвесил, переставил их и создал с их помощью мироздание и всё, что должно быть создано потом» (Сефира Йецира). Каждая буква имеет множество значений, а так же соотносится с определенными цифрами. Двадцать два набора идей, считаются основными формами и сущностями, образующих проявленную вселенную и дают двадцать два Пути Мудрости , понимания ее. Система, объединяющая цинароты с сефиротами, описывает 32 "двери света", охватывающие 10 сефирот и 22 буквы как определенные типы разума, каждый из которых соответствует своему понятию или каналу, и таким образом тоже помогает понять логику системы.

Духовные миры в Каббале

В каббале все сущее делится на четыре мира, подразумевая под ними четыре этапа проявления. Миры называются Ацилут (мир Прообразов), Брия (мир Творения), Йецира (мир Формирования) и Асия (мир Действия или Форм).
Четыре мира представляют последовательное развитие изначального творящего импульса. Эта последовательность описывает акты Божественного творения. Сначала зародилось желание что-то сделать; затем появилось представление, какое оно должно быть; после началось создание и, наконец на четвертой стадии идея проявилась в материи. Каждый мир символизирует одну из стадий процесса проявления Бога и в каждом из миров он исполняет свой замысел особым образом. Самостоятельно Бог совершает работу только в мире Ацилут, а в остальных трудится через посредников. Но, не смотря на это, мир Ацелут нельзя считать более важным, чем остальные три, поскольку он присутствует одновременно во всех мирах. Данную четырехчастную классификацию можно рассматривать как отражение Божественного Имени Йод-Хе-Вав-Хе.

Мир – Ацилут

Мир Ацелут, переводится как «близость» - это мир прообразов или Архетипов, «мир Эманаций», потому что именно в Ацелут зародились все сефирот. Из всех уровней бытия он – самый близкий к состоянию непроявленности, которое каббалисты называют «Эйн» и является первой эманацией Пустоты. К миру Ацилут относится сефира Кетер. В этом мире заключены десять форм Божественного имени.

Мир – Брия

Брия – «мир Творения» . На этом уровне начинается процесс творения в том виде, в котором он доступен пониманию из дольних сефир, расположенных ниже Бездны. Акт творения здесь ограничен чисто духовными вибрациями. Здесь появляются идеальные формы, модели, «планы» на уровне сил и принципов. Здесь присутствуют две сефиры: Хокма и Бина, олицетворяющие мужское и женское начало в их наивысших проявлениях. Союз этих двух начал порождает все сущее. В этом мире существуют архангелы, как главные служители бога, обитель ангела Метатрона.

Мир – Йецира

Мир Йецира – "мир Формирования" , в котором творческий процесс переходит на стадию созидания. В него входят сефиры: Хесед, Гебура, Тифирет, Нецах, Ход и Йесод и называются «Сефирот Созидания». Это шесть этапов подготовительной работы, необходимой для последующего материального проявления. Шесть дней творения.
Мир Йецира достаточно сложен. Здесь простые идеальные замыслы, образованные в мире Брия, подвергаются различным изменениям, и каждый из них надеется на воплощение. Йецира – мир ангелов, исполняющих работу во имя бога, дабы воплотить в жизнь потенциал мира Брия. Ангелы трудятся под руководством архангелов, и отвечают за конкретные проявления в материальном мире.

Мир – Асия

Асия – "мир Материализации" . Творческие силы, высвобожденные в мире Ацелут, достигает здесь окончательной зрелости, так как это мир Действий. Кинетическая энергия мира Йецира поглощается плотными формами проявленного мира. К этому миру принадлежит сефира Малкут.

Мир - Клипот

Ниже мира Малкут находится еще один мир, «подвешенный» к этой сефире и произрастающий из нее. Мир этот пребывает вне изначальной схемы творения, но всё же подчинен ей. Каббалисты называют его «Олам ха-Клипот» - мир «оболочек » или «блудниц» , мир каббалистических демонов. Роль Кетер для его обитателей исполняет Малкут. О происхождении клипот есть несколько теорий, но мы не будем в них углубляться в этой статье.

Разбиение сосудов

Божественные сосуды сифирот существуют для того, чтобы мир был совершенен. В каббале описывается предшествующая появлению мира космическая катастрофа, когда семь нижних сефирот лопнули, не выдержав божественного света, и разрушились. Черепки от этих сосудов упали в метафизическую Пустоту, завлекая с собой искры божественного света и стали элементами «Другой стороны» нашего мира. Они образовали «клипот» - источники мирового зла. В результате этой катастрофы Хокма и Бина потеряли равновесие и повернулись, друг к другу спиной от чего образовалась дисгармония между мужским и женским, Матерью и Отцом.
Задача человечества не только стремиться к соединению с Творцом, но и помочь возвращению божественных искр . Тогда сефирот восстановятся в своей первозданности, и в мире восстановится божественный порядок и царство закона.

Древо Сефирот или алхимическое Древо Жизни – уникальное воплощение модели мира. Согласно этой модели, Вселенная едина, а механизм ее существования основан на равновесии пар противоположностей. Но равновесие это не статично – ему характерны устойчивость и движение. Это - основной закон развития Вселенной, воплощенный в Древе Сефирот. Древо Сефирот – схема Вселенной в ее единстве.

Древо Сефирот «растет» необычно - ветвями вниз, корень всего сущего – вверху. Из этих миров первопринципы спускаются к познающему человеку. Древо присутствует во всех творениях и примиряет противоречия, уравновешивая их в системе.

Древо Сефирот представляет собой 10 сфер (сефир/сефирот), расположенных послойно и соединенных между собой арканами (линиями-каналами). Арканы соединяют сефиры в определённом порядке. Считается что эта схема из сефир и арканов, описывает строение мира. В тоже самое время, это и есть описание сознания планеты Земля и человеческого сознания.

Движение по древу происходит как сверху вниз, так и снизу вверх. Сверху (от 1-й сефиры к 10-й) происходит движение от идеальной формы энергии до ее проявления в физическом мире. Движение снизу вверх (от 10-й сефиры к 1-й) – это встречное движение ищущей души, идущей по Пути очищения и постижения Истины.

Теологическая идея, стоящая за Сефирот - барьер между бесконечностью Создателя и душой человека. Каббала говорит, что человек не может принять духовный «свет» таким, какой он есть, и поэтому до того, как он дойдёт до человека, он должен «сократиться», проходя через пласты Сефирот.

Дерево сефирот часто относят к каббалистической модели мировосприятия. На самом деле Знание о нем мы можем найти практически в любом, более менее серьезном эзотерическом учении. В том числе и в учении древних славян, у которых оно называется «древом жизни». Просто в каббалистической модели, знание о этом древе сохранились более полно, так как это знание считается там ключевым. Каббалисты рассматривают дерево сефирот как разложение первичного света на составляющий его спектр. Первичный божественный свет, который входит в самую верхнюю сефиру Кетер (Корона), далее распадается на Сефиры и Арканы.

Понятно, что модель это крайне упрощённая. Каждая сефира, хоть внешне они и похожи, несет различные функции, которые принято назвать качествами. Каждая сефира это целый мир, подобный нашему миру (физическому миру в котором живет наше физическое тело). По каббалистической модели, нашему миру соответствует самая нижняя сефира, сефира Малькут. Так как дерево сефирот является и моделью человека, есть некоторые попытки совместить дерево Сефирот и чакральную систему человеческого тела.

Большинство учений рассматривает дерево Сефирот как путь для восхождения души. Это путь нисхождения первичного света. Следовательно, для того что бы вернуться обратно к свету, нам нужно пройти тем же путем только снизу вверх.

Древо жизни, Древо Сефирот состоит из десяти сефирот/сефир (сфер), которые, в свою очередь, происходят из Непостижимого Абсолюта (или Бесконечного), а также из связывающих сефир 22 путей (арканов), символизирующих буквы иврита. На протяжении всего дерева, от сефиры к сефире, расстояние между ними сокращается. Последняя сефира рассматривается как материальный мир. Десять сефир могут быть сопоставимы с десятью измерениями.

Каждая сефира имеет свое название и значение.

Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума»:

Кетер - Корона, Венец

Хокма - Мудрость

Бина - Понимание

Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»- Милосердие, Милость, Благодеяние:

Хесед - Милосердие

Гебура - Строгость

Тиферет - Красота

Нетцах - Победа

Ход - Слава

Йесод - Власть на физическим миром

Малькут - Царство

Кроме этого, существует еще одна сефира, Даат, символизирующая Знание. Она скрыта и потому не имеет номера в Древе жизни.

Три столпа (колонны) Древа Жизни

Правый столп - Столп Строгости («Дин»), стихия Вода. Чтобы стать строгим, необходимо познать Законы вселенной и Силу, чтобы их правильно исполнять.

Левый столп - Столп Милосердия («Рахамим»), стихия Воздух. Чтобы стать милосердным, необходимо иметь Мудрость, чтобы видеть результаты своих действий и понимать, что победа может прийти через мудрость и смелость, а не только через силу.

Срединный столп - Столп Равновесия (Нежности), стихия Огонь. Чтобы стать нежным, необходимо понимание, что живешь в Царстве (Земли), но не Бог. Срединный столп также рассматривается как Путь Стрелы, короткий путь от Малькут до Кетэр (единения с Божественным).

Путь Змеи предполагает прохождение через каждую из 10 сфирот от Малькут до Кетэр, также известный как путь мага.

Хоть мы видим изображения Дерева на плоскости, можно легко представить дерево в виде трёхмерной модели. С позиции многомерности так же можно объяснить, тождественность Дерева Сефирот и дерево Иггдрасиль (лежит в основе Рунической магии).

По сути же Сефира — это есть сфера , в переводе с иврита означает («окружность», «небосклон», «космос», «мировоззрение»). Каждая сефира имеет собственное имя, название, обозначающее некоторое присущее ей качество, а Аркан — канал обозначается числовым номером. Сефиры представляют собой «вибраторы», работающие на одной частоте. Эти вибраторы аналогичны зонам генерации ритмов мозга. А Арканы (в модель Дерева Сефирот входят именно Большие или Старшие Арканы) — это энергетические каналы, которые соединяют разные Сефиры, это энергии, которые текут между разными Мирами (Сефирами).

Причем Арканы соединяют сефиры в определённом порядке. Всего в Дереве Сефирот: 10 Cефир и 22 канала, Аркана (22 Больших Аркана в картах Таро).

Повторюсь, что эта схема из Сефир и Арканов, описывает строение мира. В тоже самое время, это и есть описание сознания планеты Земля и человеческого сознания. Отсюда и понятие, что в каждом из нас есть Бога, его частица, что мы и есть Бог, в том смысле, что строение нашего сознания идентично строению Божественного сознания, Сверсознания, Сверхразума.

Исходя из схемы циркуляции энергии в Дереве Сефирот, можно разделить людей на определенные уровни взаимодействия или, как говорят в магии, «осознании». Люди, взаимодействующие с каналами с 22 по 18, относятся к 1-3 касте. Те, кто взаимодействуют с 17 каналом, относятся к 1 уровню 4 касты (маги уровня 4.1.). Маги уровня 4.2. взаимодействуют с каналами с 16 по 10. Магам уровня 4.3. соответствуют каналы с 9 по 5. Маги уровня 4.4. взаимодействуют с каналами с 4 по 1.

Причем на схеме Дерева Сефирот видно, что из 22 каналов (Арканов) только 3 являются горизонтальными. Эти три канала делят человеческое восприятие на 3 уровня, принятые в магии: физический мир, астральный мир и ментальный мир.

Другими словами 22 канала (Большие Арканы в Таро) образуют 22 качества, или измерения нашего Мира. И для сонастройки человека с нужным каналом служат как раз Большие Арканы Таро, включающие в себя 22 карты, или настроечные таблицы. Поэтому карты Таро представляют собой пиктограммы — картинки, состоящие из элементов, или глифов Дерево Сефирот.

Это древнее знание о строении Мира было записано в Священной книге Тота во времена Древнего Египта, поэтому карты Таро так же есть страницы этой книги, ее главы.

Считается, что только медитация на карту, может открыть путь, скрытую истину, которая хранится за этой картой. Здесь открывается второй смысл слова «карта», который подразумевает не игральную карту, а карту, которая описывает путь до какой-то конкретной точки.

То есть в священной книге Тота, смысл которой и зашифрован в картах Таро, изложен способ овладения планетарными энергиями и там же сказано, какая энергия какое могущество или сверхспособности, сиддху дает.

Из некоторых источников можно почерпнуть информацию, насчет так называемых путей восхождения, развития сознания и Духа по Дереву Сефирот. Их выделяют 3. Первый это Путь Озириса, второй Путь Изиды, и третий Путь Гора. По своей сути это 3 способа последовательной проработки Арканов. Можно предположить, что именно эта группировка арканов позволяет наработать человеку необходимые качества, которые нужны ему для восхождения (эволюции сознания – обретение полного сознания и выхода на уровень 4.4.).

Кроме этого Сефиротическая магия делится на 5 стихийных кланов: Огонь, Вода, Земля, Воздух, Эфир («пятый элемент»), а стихийный клан Эфира разделяется на магию Жизни и магию Смерти (Некромантия). Путь развития сознания в русле овладения силой стихий описан уже в Малых арканах Таро.

По материалам из Интернета

Подробное изучение данной темы мы ведем на курсах ,

Древо жизни, Древо Сефирот Древо Сефирот или алхимическое Древо Жизни – уникальное воплощение модели мира. Согласно этой модели, Вселенная едина, а механизм ее существования основан на равновесии пар противоположностей.

Древо жизни, Древо Сефирот состоит из десяти сефирот/сефир (сфер), которые, в свою очередь, происходят из Непостижимого Абсолюта (или Бесконечного), а также из связывающих сефир 22 путей (арканов), символизирующих буквы иврита. На протяжении всего дерева, от сефиры к сефире, расстояние между ними сокращается. Последняя сефира рассматривается как материальный мир. Десять сефир могут быть сопоставимы с десятью измерениями. Каждая сефира имеет свое название и значение. Три верхние Сефирот назывются «Сефирот разума»: Кетэр - Корона, Венец; планета Уран; чакра Свадхистана; цвет фиолетовый; фигура сфера; число единица; Хокма - Мудрость, планета Нептун; чакра Аджна; цвет золотой; число двойка Бина - Понимание, Разум, Интеллект; планета Сатурн; чакра Аджна; цвет золотой; число тройка Семь нижних сефирот называются «Сефирот чувства»- Милосердие, Милость, Благодеяние: Хесед - Милосердие, планета Юпитер, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура тетраэдр; число четверка Гебура - Строгость, Доблесть, Героизм, Могущество; планета Марс, чакра Вишудха; цвет изумрудно-фиолетовый; фигура октаэдр; число пятерка Тиферет - Красота, Роскошь; Солнце; чакра Анахата; цвет белый; фигура додэкаэдр; число шестерка Нетцах - Победа, Вечность; планета Венера; чакра Манипура; цвет изумрудно-зелёный;фигура семилучевая звезда; число семерка Ход - Слава, Величие, Великолепие; планета Меркурий; чакра Манипура; цвет розовый; число восьмерка Йесод - Основание, Основа; планета Луна; чакра Свадхистана; цвет желтый; фигура икосаэдр; число девятка Малькут - Царство, Королевство; планета Земля; чакра Муладхара; цвет синий; фигура куб; число десятка. Кроме этого, существует еще одна сефира, Даат, символизирующая Знание; планета Фаэтон. Она скрыта и потому не имеет номера в Древе жизни.

Три столпа (колонны) Древа Жизни Левый столп - Столп Строгости («Дин»). Чтобы стать строгим, необходимо познать Законы вселенной и Силу, чтобы их правильно исполнять. Правый столп - Столп Милосердия («Рахамим»). Чтобы стать милосердным, необходимо иметь Мудрость, чтобы видеть результаты своих действий и понимать, что победа может прийти через мудрость и смелость, а не только через силу. Срединный столп - Столп Равновесия (Нежности). Чтобы стать нежным, необходимо понимание, что живешь в Царстве (Земли), но не Бог. Срединный столп также рассматривается как Путь Стрелы, короткий путь от Малькут до Кетэр (единения с Божественным), также известный как путь отшельника, аскезы (отрешения от мирского). Путь Змеи предполагает прохождение через каждую из 10 сефирот от Малькут до Кетэр, также известный как путь мага или мирянина.

Обновленное Звучание Сефир на Древе Жизни Древо Сиферот помогает нам объединить человека в единую целостность, строить его божественную непрерывность. Мы сонастраиваемся с Древом Сиферот для того чтобы прописать настройки восхождения в планетарных полях через божественное сердце. Сонастройку с сефирами производим через звучание. Сефиры - это виброструны, каждая из которых звучит на своей частоте, а каналы, которые соединяют между собой сефиры - это волноводы. Существует пять Стихий: Земля, Вода, Огонь, Воздух и Эфир. Говоря о звуке: Земля - это модуляция сигнала, Вода - это частота, Огонь - это амплитуда, Воздух - это шум, Эфир - это общий тон сигнала.

Древо Сефирот или Древо Жизни – это древняя эзотерическая система, в которой отображен принцип развития всего Мироздания. Оно состоит из 10 Сефирот, которые последовательно эманируют друг из друга подобно тому, как заполняются чаши фонтана.

Эти 10 Сефирот отображают 10 вселенских сил, 10 сфер бытия, или 10 ипостасей Бога, как их еще называют. Между собой они соединены связями, называемыми «путями».

10 Сефирот Древа Жизни:

  1. Кетер «Корона» — океан бытия, бог Отец, Великий Брахман;
  2. Хокма «Мудрость» — мужское начало, бог Творец;
  3. Бина «Мудрость» — женское начало, Великая Мать;
  4. Хесед «Милосердие» — бог хранитель, император, милостивый государь;
  5. Гебура «Строгость» — бог завоеватель, расширение границ через разрушение и войну;
  6. Тиферет «Красота» — бог Сын, божественное дитя, гармония, любовь, мир духовный мир;
  7. Нецах «Победа» — эстетика и красота, сфера эмоций;
  8. Ход «Слава» — ментальная сфера, интеллект;
  9. Есод «Форма» — астральный мир, включающий ментальную и астральную сферы;
  10. Малкут «Царство» — Земля, материя, природа.

Правая сторона Древа – мужская. Ее называют колонной Милосердия. Левая сторона – женская. Она называется колонной Правосудия. В центре Древа, где происходит взаимодействие этих противоположностей расположена колонна Равновесия.

Дерево Сефирот построено по принципу иерархии: вверху расположены самые тонкие и первичные силы, внизу – самые грубые и плотные. Вся система Древа условно разделена на 4 мира (сверху вниз): Божественный мир, мир Престолов, мир Ангелов и мир Материи.

Начало

Исток Древа Сефирот находится наверху. Первая Сефира — Кетер в переводе означает «Корона». Она отображает Первопричину, из которой рождается мир. Этой сфере бытия соответствует то, что духовные учения называют Создателем, Абсолютом или Творцом. В мифологии – это Верховный Бог, породивший свет и остальной пантеон богов.

А вот научный мир, в частности приверженцы Теории Большого Взрыва, называют это состояние Вселенной «сингулярностью». Сингулярность представляет собой Точку, в которой сосредоточена вся будущая Вселенная. Все ее частицы связанны в этой точке между собой сверхплотными связями. Эти связи настолько плотные, что даже о частицах, как о частностях, неправильно говорить. В это мгновенье все, что только может быть, находится в Абсолютном Единстве вне времени и пространства.

Изображение точки сингулярности в концепции Теории Большого Взрыва

Последняя Сефира Древа – Малкут — находится в самом основании Древа Сефирот и обозначает материальный мир. Малкут – это реализация на уровне физики. В эзотерической системе Древа Сефирот Малкут соответствует наша планета – Земля. В бытовом смысле эта Сефира обозначает достижение результата или цели.

Идея, незримо зародившаяся в сознании Творца «Кетер», на конечном этапе превращается в материализовавшуюся форму «Малкут» — мир природы. Именно отсюда начинает человеческая душа свой путь восхождения к Творцу. Если путь от Кетер к Малкут был путем сотворения всего сущего, то путь от Малкут к Кетер – путь эволюции сознания: от человека к Богу.

Вообще, эзотерический смысл Древа Сефирот обнаруживается во многих сферах деятельности человечества. Построенное на Универсальных Законах Мира, Древо работает по аналогии. Как в масштабах Вселенной, так и в масштабах души человека. Как в материальном мире, так и в духовном.

Принцип творчества Бога и человека один: первична идея. Но идея без реализации может так и остаться идеей, незримой и непроявленной. Для реализации же идеи необходимо еще два элемента: материя и приложенное действие. Например, в вашем сознании может появиться сюжет рассказа. Но пока этот рассказ только в вашем сознании, он не существует на материальном уровне. И свидетелем его существования являетесь только вы сами. Автором рассказа будет считаться тот, кто не только придумал, но и отобразил сюжет в символах, придал идее форму в виде четкой последовательности букв.

Древо Сефирот и Неделимая Троица

Идея, энергия и материя в форме первых трех Сефирот составляют божественную неделимую Троицу в Древе. Идея возникает в Сефире Кетер, как замысел. Действие, как активная мужская сила отражено в Сефире Хохма в образе Великого Отца . Соответственно, материя в образе Великой Матери, символизирует Бина — женскую пассивную силу , противоположную силе мужской и активной.

Возвращаясь к Теории Большого Взрыва, по мнению ученых в вышеупомянутой точке сингулярности уже существует в невероятной плотности и материя, и энергия. Потому эта точка обладает бесконечной массой, и ее температура так же стремиться к бесконечности. Сам Большой Взрыв, в результате которого по данной теории и появилось все в мире — есть результат, запечатленный в форме.

Древние видели аналогию создания Вселенной в сакральном принципе зачатия жизни: Великий Отец закладывает свое семя (идея) в тело Великой Матери (материя). Зачатие происходит посредством Святого Духа (действия). И вскоре на свет появляется божественное дитя (результат).

Образ божественного младенца на Древе Сефирот расположен в Тиферет, что значит «Красота». Эта Сефира – центр всей системы. Она являет собой гармонию и любовь. И ей соответствует миссия Христа Спасителя. И если в Неделимой Троице «Отец, Сын и Святой Дух» Кетер – есть образ Бога Отца, то Тиферет – образ Бога Сына.

Образ божественного младенца и Пресвятой Богородицы

Соответствие миров Древа в энергоструктуре души

Как я писала в других статьях, энергоструктура души многомерна, и на теле человека каждый ее слой имеет проекцию, именуемую чакрой. В свою очередь, каждая чакра может быть соотнесена с уровнем на Древе Сефирот.

Таким образом Малкут как Сефира материального мира соотносится с физическим телом человека. Проекцией Малкут в энергоструктуре является чакра «Муладхара», расположенная в основании позвоночника.

Далее на Древе мы видим три Сефиры: Есод, Нецах и Ход, относящиеся к миру Ангелов или Форм. Центральная Есод — астральный мир . В ней происходит взаимодействие двух противоположных сил: Нецах – чувств и Ход – интеллекта . Проекцией астрального мира на теле человека является чакра «Свадхистана», расположенная в районе половых желез и ответственная за желания, эмоции и наслаждения.

Центр Древа – Сефира Тиферет . В энергоструктуре человеческой души ее проекция также занимает центральную роль. Тиферет находится в мире Творения и обозначает духовную красоту. Проекция на теле человека этого мира находится в районе солнечного сплетения и соответствует сразу 2-ум чакрам: Манипуре и Анахате, являющихся источником жизненной энергии и безусловной любви.

Структура Древа Жизни в строении человеческой души. Макро- и Микрокосм.

Сокрытая Сефира Даат , что означает «Знание» соответствует «Аджне», чья проекция на теле расположены в районе межбровья. Этот энергоцентр ответственен за интуитивные прозрения и наития. На Древе Сефирот этот центр находится на границе двух миров. Эту границу называют «Бездной». Бездна отделяет смертные миры от бессмертных. Таким образом, именно здесь осуществляется встреча вечного и тленного.

Самая верхняя Сефира – Кетер , соответсвует чакре «Сахасрара», которая открывает сознанию связь с космосом. Уровень Сахасрары – это уровень воссоединения с Творцом, возвращение в исходное состояние Единства.

В заключении, стоит сказать, что система Древа Сефирот содержит в себе гораздо больше информации, чем удалось изложить в одной статье. Здесь заключены ответы на многие вопросы мироздания, отображены алгоритмы эволюции, как общества, так и отдельного человека, как всего мира, так и отдельного государства. По путям Древа ищущие поднимаются своим сознанием к Истине. И по тем же путям идет обычный человек, проживая свою жизнь и делая повседневный выбор. Древо – это древняя всеобщая формула Мироздания, которую так безуспешно пытаются найти в мире науки, и уже давно нашли в мире эзотерики.

Сефирот (ед.ч. сефира ) - в каббале: 10 атрибутов/эманаций, посредством которых Айн Соф (Беспредельное) открывает само себя и непрерывно творит как физический мир, так и последовательность более высоких метафизических миров (седер гишталшелус ).

В ходе исторического развития каббалы различные школы предлагали разные варианты расположения сефирот, в каждом из которых на первый план выходят те или иные духовные аспекты системы. Традиционное количество эманаций - десять, о чем утверждает еще «Сефер Йецира»: «Десять сефирот из пустоты, десять, а не девять, десять, а не одиннадцать». В некоторых схемах присутствует не десять, а одиннадцать сефирот, но две из них (Кетер и Даат) рассматриваются как бессознательное и сознательное проявления одного и того же принципа, и, таким образом, категорий все равно остается десять. В каббалистических текстах описывается функциональная структура сефирот как проводников божественной творческой силы, благодаря которым Творению открываются непостижимая сущность Бога.

Первая сефира обозначает Божественную Волю, которая превыше разума. Вторая сефира обозначает Божественный Разум, а последующие сефирот описывают сознательные Чувства Бога, первичные и вторичные. Третья сефира, Бина, считается «женской»; женское начало в каббале понимается как сосуд, который принимает в себя свет мужского начала, питает его, взращивает в себе и в результате порождает низшие сефирот. В последней сефире, Малкут, женское начало предстает как Шехина - Божественное Присутствие. Человеческая душа в каббале рассматривается как зеркало Бога (в соответствии с Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»). В более широком смысле все творения понимаются как отражения своего первоисточника - системы сефирот. Таким образом, сефирот описывают не только процесс творения, но и духовную жизнь человека и составляют концептуальную парадигму для истолкования любого явления. Эта взаимосвязь между человеческой душой и Богом дает одну из двух основных каббалистических метафор для описания Божества (второй метафорой служит образ света - «Ор», или «Аур»). Система сефирот соотносится со строением человеческого тела и лежит в основе еще одной системы - так называемых парцуфим («ликов» Божества). За каждой сефирой скрыта определенная движущая сила, понять которую проще всего через соотнесение с определенным психологическим состоянием в сфере человеческого духовного опыта.

В философии хасидизма, стремившейся интегрировать мистический опыт в повседневное состояние близости к Богу (двекут ), подробно исследуются эти психологические соответствия сефирот и роли, которые они исполняют в деле человеческого служения Богу в земном мире.

Десять сефирот

Слово «сефирот» буквально означает «число/исчисление», но в ранних каббалистических текстах предлагались и другие варианты этимологии: корень этого слова связывался со словами «сефер» («книга, текст»), сиппур («рассказ»), саппир («сапфир, сияние, небесное светило»), сепар («граница») и «сафра» («писец»). Таким образом, в каббале термин «сефира» несет в себе сложные коннотации.

Сефирот считаются откровениями Воли Творца (рацон ). Это не десять различных «божеств», а десять способов, которыми единый Бог открывает свою Волю в собственных эманациях. В каббалистическом учении Моисея Кордоверо первой сефирой названа Кетер (сефира Божьей Воли). Она превыше сознания и служит посредником между Богом и другими сефирот, входящими в сферу сознания. Внутри самой Кетер выделяются различные уровни, отражающие внутреннюю (сокровенную) и внешнюю Волю Бога. Самые глубинные и потаенные уровни Кетер, в некоторых контекстах именуемые «непостижимой головой» или «непостижимым началом», непосредственно связаны с Айн Соф - божественной сущностью. В последовательности эманаций Бог остается неизменным: меняется лишь способность воспринимать Бога. Во избежание еретических предположений о множественности богов в каббале постоянно подчеркивается это различие между понятиями «маор» (божественная сущность, букв. «светило») и «ор»/«аур» («свет»). В XII веке некоторые раввины критиковали каббалистов, приписывая им попытки подорвать концепцию монотеизма. Однако множественность эманаций релевантна лишь с точки зрения тварного мира, а беспредельная божественная сущность остается единой во всем их многообразии.

Перечни сефирот

Десять сефирот - это пошаговый процесс проявления божественного замысла в творении. Полные их перечни присутствуют уже в книге «Зогар» и других средневековых каббалистических текстах. Считается, что этимология названия каждой сефиры указывает на различные нюансы ее значения. Эта прямая связь между объектами тварного мира (как духовными, так и физическими) и их названиями на иврите естественно вписывается в каббалистическое учение о том, что творящей силой выступает метафорическая речь Бога (как в первой главе Книги Бытия). Первую попытку рационального и систематического изложения каббалистических теорий предпринял Моисей Кордоверо (XVI век), который перечисляет все десять сефирот, от высшей до низшей:

В более поздней, но относящейся к тому же XVI столетию трансцендентной каббалистической схеме Исаака Лурии список сефирот несколько отличается от вышеприведенного: Кетер в нем отсутствует, зато присутствует Даат, которая понимается как осознанное проявление бессознательной Кетер. В этих расхождениях отразились средневековые споры о том, следует ли отождествлять Кетер с Ор Эйн Соф («беспредельным светом») или же она представляет собой первую проявленную сефиру. Исаак Лурия рассматривает Кетер как источник внутреннего света сефирот, но в перечень сефирот как сотворенных атрибутов (сосудов) не включает, считая ее слишком возвышенной.

Описания

Кетер - «Венец»: божественная воля к творению; беспредельный свет Творца. Еврейское божественное имя «Эхейе Ашер Эхейе» («Я есмь то, что Я есмь»).
Хокма - «Мудрость»: первая вспышка замысла, еще не подверженная никаким ограничениям; свет как мужское начало; божественная реальность; первое откровение; творение, возникающее из пустоты.
Бина - «Понимание»: сосуд понимания, который вмещает в себя беспредельный свет Хокмы и наделяет его осознанием ширины и глубины; женское начало, порождающее чувства; разум; понимание, порождающее тешуву (искреннее раскаяние) и возврат к Богу.
Даат - «Знание»: центральное состояние единства десяти сефирот, именуемое также Древом Жизни.
Хесед - «Доброта»: благодать безграничной щедрости; Божья любовь; вдохновение.
Гебура - «Суровость»: сила; правосудие; намерение; сдержанность; страх Божий.
Тиферет - «Красота»: симметрия; сострадание как точка равновесия между Хесед и Гебурой.
Нецах - «Победа».
Ход - «Великолепие»: отступление; самоотдача; искренность.
Йесод - «Основание»: преданность поставленной задаче; память; связное знание.
Малкут - «Царство»: женский сосуд, вынашивающий мужские энергии «эмоциональных» сефирот и претворяющий их в действие; превращается в Кетер - источник Воли - для последующее, более низкого уровня Творения; достижение цели; осуществление божественного замысла.

Взаимовключенность сефирот

Первой основой для гармоничного взаимодействия сефирот стало включение в каждую из них аналогичной подсистемы из десяти сефирот. Так, например, Хесед заключает в себе внутреннюю Хесед, внутреннюю Гебуру (символ которой - суровость ради любви, как в случае, когда отец наказывает ребенка) и так далее. В каждую из семи эмоциональных сефирот вложено по семь внутренних эмоциональных сефирот, что в общей сложности дает 7х7=49 эмоциональных состояний. На этом основывается каббалистическая интерпретация мицвы (заповеди) об отсчете Омера - 49 дней духовной подготовки между праздниками Песах и Шавуот. Песах празднуют в память об исходе из Египте, а в еврейском мистицизме Египет (др.-евр. «Мицраим», что значит «ограничения») символизирует испытания, которые необходимо преодолеть на пути духовного развития. В каббале и хасидизме исход из Египта превращается в ежедневный «духовный исход», совершаемый на протяжении 49 дней подготовки к празднику Шавуот - празднику дарования Торы на горе Синай. Каббалисты советуют в каждый из дней Омера сосредоточиваться на определенном аспекте одной из сефирот. В ходе очистительного процесса тешувы (возвращения к Богу) человек исследует поочередно все свои духовные качества и тем самым готовится заново пережить дарование Торы.

Дни отсчета Омера

Подразделения сефирот

Песах: первый день исхода из Египта

Хесед сефиры Хесед

Гебура сефиры Хесед

Тиферет сефиры Хесед

Ход сефиры Малкут

Йесод сефиры Малкут

Малкут сефиры Малкут

праздник Шавуот: дарование Торы на горе Синай

Два способа расположения сефирот: круговой (иггулим) и вертикальный (йошер)

Для описания сефирот используется два способа их расположения: «круговой» и «вертикальный». Эти две конфигурации восходят к средневековым каббалистическим теориям и книге «Зогар». В более поздней лурианской каббале XVI века они стали рассматриваться как две последовательные стадии эволюции сефирот, относящиеся к начальному периоду Творения. В учении Исаака Лурии эта эволюция занимает центральное место в метафизическом процессе тиккун («исправления»).

Иггулим: круговая схема

На одной из двух возможных схем расположения сефирот представлены в виде концентрических окружностей, эманирующих к центру от периферии - вездесущего и всеобъемлющего Божества. На этой схеме могут также обозначаться четыре мира в составе седер гишталшелус («порядка миров») или даже пять (с добавлением Адама Кадмона как наивысшего из миров). Они также располагаются в последовательности от периферии к центру, обозначающему низший из всех, физический мир. В каждом из миров присутствуют десять сефирот - десять ступеней, ведущих к очередному, более низкому миру в цепи Творения. Круговая схема отражает последовательный характер эманации: десять сефирот представлены на ней как звенья цепи, нисходящей от божественного сознания в проявленный мир.
Пространство, окружающее схему иггулим , - это бесконечная божественная реальность (Айн Соф). Внешняя окружность, согласно учению Лурии, очерчивает тот «участок», который возник в результате цимцум («стяжения»). Каждый последующий мир в цепи эманаций дальше от Бога и метафорически меньше, чем предыдущий. Внутри каждого из миров эманация проходит через десять сефирот, причем последняя сефира (Малкут - осуществление божественного замысла) каждого данного мира становится первой сефирой (Кетер - божественной волей) мира, следующего за ним в цепи Творения. Вертикальная черта от периферии к центру всей системы окружностей обозначает путь нисходящей эманации и сжатия; в лурианской каббале это так называемый кав («луч») изначального ор/аур («света»).

Йошер: вертикальная схема

На другой, более известной схеме сефирот располагаются в виде древа, состоящего из трех столпов. Правый столп символизирует духовную силу расширения, левый - ее противоположность, силу ограничения. Срединный столп олицетворяет равновесие и синтез этих двух противоположных сил. Соединительные линии на схеме йошер - это особые связи, или духовные потоки, между сефирот. Они называются двадцатью двумя соединительными путями и соответствуют двадцати двум буквам древнееврейского алфавита. В каббале буквы еврейского алфавита рассматриваются как своего рода каналы или проводники духовной жизненной силы. Это представление восходит к библейскому рассказу о сотворении мира, которое совершается посредством десяти «изречений» Бога («Да будет…»). В каббалистической теологии буквы алфавита - это имманентные духовные силы, непрерывно воссоздающие всё бытие. Пути подразделяются на три группы, соответствующие трем категориям букв.

Антропоморфизм в каббале

Для описания природы Бога и отношений между Богом и тварным миром в каббале используются антропоморфические аналогии. На них основываются, в частности, метафоры отношений между телом и душой, функций или способностей человеческой души, формы человеческого тела и взаимодействия мужского и женского начал как божественных сил. При этом каббалисты постоянно подчеркивают, что все подобные метафоры следует понимать символически, вне всяких телесных, дуалистических, плюралистических или пространно-временных коннотаций. Как сказано в Талмуде («Берахот», 31b), «Тора говорит на языке Человека»: для описания тех или иных явлений приходится прибегать к понятиям, знакомым человеку по опыту земной жизни. Но всякую аналогию такого рода следует очищать от буквальных толкований, последовательно приближаясь к ее истинному смыслу.

Описание дольнего, материального мира в целом и человека в частности как «образа и подобия» мира горнего встречается не только в каббале, но и в библейских книгах, мидрашах, Талмуде и философской литературе иудаизма. Например, в Книге Иова, 19:26 содержится классическая метафора «…и я во плоти моей узрю Бога», а в Талмуде проводятся следующие аналогии: «Как душа проницает все тело… видит, но сама невидима…. питает все тело… чиста… пребывает в сокровенных пределах… единственна и неповторима в теле… не ест и не пьет… никто не знает, где ее место… так и Святой, да будет благословен Он». В каббале антропоморфные сравнения применяются особенно широко, и можно смело утверждать, что метафора Человека (наряду с метафорой Света) занимает в каббалистическом учении центральное место. Однако она не подлежит буквальному пониманию и используется лишь с ограничениями и оговорками: в частности, отмечается, что тело влияет на душу, тогда как мироздание не влияет на Бога. Кроме того, душа и тело происходят из разных источников, тогда как Бог вездесущ и извечен, а Творение порождено Богом и в сравнении с ним ничтожно.

Способности души и взаимосвязь мужского и женского начал

На схеме йошер - вертикальной схеме расположения сефирот - десять сефирот взаимодействуют между собой как парцуфим («лики» Бога). Каждая сефира воспринимает и проводит через себя влияние остальных. Эти горние взаимосвязи метафорически описываются как процессы, протекающие в человеческой душе, поскольку в тварном мире лишь Адам-Человек объемлет все силы мироздания, взаимодействующие в гармонии, тогда как и животные, и ангелы воплощают в себе лишь единичные инстинктивные устремления. Эта идея наряду с полным истолкованием сефирот как системы парцуфим вышла на первый план лишь в XVI веке, с развитием лурианской каббалы. Йошер, парцуфим и души израильтян в учении Лурии составляют вторичный мир «исправления» (тиккун ), тогда как ангелы, животные и горние истоки всех прочих народов мира относятся к первичному миру «хаоса» (тоху ). Стих 1:27 Книги Бытия («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их») в лурианской каббале соотносится не с первичным, а со вторичным миром тиккун. Божественные силы на схеме йошер описываются через способности человеческой души; при этом Бина-Понимание и Малкут-Царство-Шехина (Божественное Присутствие) олицетворяют женское божественное начало - принцип восприятия, питания и вынашивания.
В средневековой каббале считалось, что человек должен достичь йихуд - горнего соединения мужского и женского божественных начал. Йихуд позволяет Шехине, отделенной от Бога и сокрытой в физическом мире, воссоединиться со своим источником - «Святым, да будет благословен Он», то есть с трансцендентным горним Божеством. Причина этой отделенности Шехины и остановки «потока» (шефа ) божественной энергии, изливающейся в земной мира, - грехи людей. И, напротив, праведность человека открывает путь к воссоединению и откровению Божества. Таким образом, Человек заключает в себе весь духовный космос и служит опорой Небес. В XVI веке перед исполнением мицвот (заповедей иудаизма) каббалисты из Сафеда возносили молитву, в которой Тиферет-Красота (центральная сефира Зеир Анпин - группы сефирот, олицетворяющих мужские чувства) соединялась с Малкут-Царством (Шехиной, женским началом): «Ради союза Святого, да будет благословен Он, с Шехиной Его; ради союза имени Йод и Хе с Вав и Хе, во имя всего Израиля». Эти четыре буквы Тетраграмматона, важнейшего из имен Бога, заключают в себе все горние сефирот.

Строение тела

Помимо способностей души, с горними божественными силами соотносились также различные физические органы: на схеме йошер взаимосвязи сефирот представали как подобия связей между частями человеческого тела. В этом контексте вертикальное расположение человеческого тела противопоставлялось горизонтальному, присущему животным. Соответствия между сефирот и органами тела таковы:

Сефира

Часть тела

Кетер («Венец»)

Череп
Венец над головой
Даат элион («высшее знание»)

Хокма («Мудрость»)

Правое полушарие мозга
Мозг

Бина («Понимание»)

Левое полушарие мозга
Сердце

Даат («Знание»)

Центральная доля полушарий мозга
Даат тахтон («низшее знание»)

Хесед («Доброта»)

Правая рука

Гебура («Суровость»)

Левая рука
и все десять пальцев на руках

Тиферет («Красота»)

Туловище
Передняя сторона: пнимиут («внутреннее»)
Задняя сторона: хицониут («внешнее»)

Нецах («Победа»)

Правая нога

Правая почка

Ход («Слава»)

Левая нога
и все десять пальцев на ногах
Левая почка

Йесод («Основание»)

Половые органы
Священный завет
Мужское и женское начала-парцуфим

Малкут («Царство»)

Рот
Речь-откровение
Стопы

Швира («разбиение [сосудов]») и тиккун («исправление») в лурианской каббале

В XVI веке Исаак Лурия переработал и по-новому истолковал всю каббалистическую систему. В результате возникла, фактически, новая версия кабалы, во многом отличающаяся от средневековой (которая основывалась на непосредственных толкованиях книги «Зогар», позднее сведенных в рациональную систему Моисеем Кордоверо). Сам Лурия представлял свое новое учение как новое откровение - откровение истинного смысла «Зогара». Со временем лурианская каббала вытеснила средневековую, и книгу «Зогар» стали толковать в свете этой новой системы. Впрочем, ее последователи не считали схему Кордоверо ошибочной и стремились достичь некоего синтеза двух систем: обе они понимались как истинные, хотя и описывающие различные аспекты («миры») божественного процесса творения.

В средневековой каббале нисхождение божественной жизненной силы трактовалось как линейная иерархическая последовательность, в которой сефирот возникали из Айн Соф и формировали различные уровни Творения. В лурианской каббале эта концепция дополняется учением об «изгнании» и искупительном влиянии божественного потока: высшие силы нисходят в низшие состояния, подобно душам, нисходящим в физические тела. Первая божественная эманация влечет за собой духовную «катастрофу» - швират ха-келим («разбиение сосудов») - и изгнание «искр» божественности в сотворенные миры. Разрабатывая эту теорию, Лурия воспользовался учением Кордоверо о божественных «светах» (орот ), заключенных в десять духовных «сосудов» (келим ). В лурианской каббале первые сосуды-сефирот разбиваются, не выдержав мощи божественного света. Эта слабость, или незрелость, сосудов объясняется тем, что они действуют независимо друг от друга. Лурия соотнес такое состояние сефирот со схемой иггулим (независимых «кругов»).

Из обломков первотворения - мира «хаоса» (тоху ) - созидается вторичный мир «исправления» (тиккун ). Светы в нем горят не так ярко, а сосуды оказываются более прочными. Горние светы тоху вернулись в Айн Соф, а осколки сосудов-сефирот пали в сотворенные миры. Но в этих осколках остались искры изначального света, пребывающие ныне в изгнании, и мессианская задача заключается в том, чтобы «искупить» и спасти все святые искры тоху . Новые сосуды-сефирот, действующие в мире тиккун, не только крепки, но и взаимосвязаны между собой и действуют совместно, в гармонии друг с другом. Это преобразованное состояние сефирот Лурия соотнес со схемой йошер (гармонизированной «вертикальной» структурой) и со многими положениями из книги «Зогар», касающимися парцуфим (божественных «ликов», то есть особых проявлений Божества). Таким образом, классическое понятие парцуфим было истолковано как вторичная, усовершенствованная модель расположения сефирот.

Стихи 1:1-3 из Книги Бытия Исаак Лурия истолковал как описание перехода от тоху к тиккун . «В начале сотворил Бог небо и землю»: изначальный источник, содержащий в себе все потенциальные возможности Творения. «Земля же была безвидна (тоху ) и пуста (воху ), и тьма над бездною…»: все сефирот действуют независимо друг от друга, что влечет за собой разбиение сосудов (швират ха-келим ). «И сказал Бог: да будет свет»: способность гармонизированных сефирот тиккун к откровению Божества и к утверждению устойчивого Творения.

На основе лурианского учения о разбиении сосудов-сефирот выявляется эзотерический смысл Быт. 36:31 (« Вот цари, царствовавшие в земле Едома, прежде царствования царей у сынов Израилевых…») и I Пар. 1:43 («Сии суть цари, царствовавшие в земле Едома, прежде нежели воцарился царь над сынами Израилевыми…»). Жители Едома описываются в Книге Бытия как потомки Исава. В каббалистической системе они соотносятся с «неисправленной» Гебурой-Суровостью - источников сосудов мира тоху -хаоса. Восемь царей, правивших Едомом до того, как появились цари у сынов Израилевых, соотносятся с восемью сефирот (от Даат до Малкут) мира тоху , - с теми самыми сосудами, которые не выдержали божественного света и разбились. О каждом из них сказано, что он жил и умер, где под смерть толкуется так: душа-свет, наполнявшая сосуд, вернулась к своему источнику, а тело-сосуд, разбившись, пало в материю. В осколках сосудов по-прежнему заключены священные «искры» (ницот ) изначального света, благодаря которым сотворенный мир по-прежнему может питаться потоком божественной воли. Эти искры суть творящие силы сефирот, распределившиеся по четырем мирам. Сами же осколки разбитых сосудов, падшие в самый нижний, физический мир (мир Асия), образуют нечистое царство клипот.

Парцуфим: новая система организации сефирот

Четыре мира, составляющие нашу вселенную, в совокупности называются миром тиккун («исправления»). В мире тиккун сефирот распределяются по-новому - таким образом, что между ними возникают связи. Отличительные черты мира тиккун - уменьшенная сила «светов» и более крепкие «сосуды».

В лурианской каббале десять сефирот преображаются в парцуфим («лики»). Понятие парцуфим было известно и широко обсуждалось еще в средневековой каббале, основанной на книге «Зогар». Шимон бар Йохаи в зогарических трактатах разъясняет функции парцуфим, рассматривая их как независимые духовные проявления Бога. «Святой Ветхий днями» и «Длинный Лик» - это не просто эпитеты божества, а отдельные его духовные манифестации, каждая из которых относится к определенному уровню проявления и обладает особыми свойствами. Но в лурианской каббале парцуфим рассматриваются как итоговая форма эволюции сефирот. Если на первом этапе, в начале творения, каждая сефира просто включала в себя десять вложенных сефирот как латентных, потенциальных сил, то на стадии парцуфим сефирот полностью раскрывают свои потенциальные способности и устанавливают связи друг с другом. Название каждого «лика» указывает на то, что сефира, из которой он развился, превратилась в систему из десяти полнофункциональных сефирот, организованных по схеме йошер - вертикальной схеме, подобной строению человека. Благодаря этой реорганизации духовные силы сефирот обретают самодостаточность и, в то же время, получают возможность гармонично взаимодействовать друг с другом. Каждый парцуф независим и, в то же время, связан с другими парцуфим . Так, например, утверждается, что «Длинный Лик» нисходит и облекается низшими парцуфим , как покровами. Сефирот приходят в гармонию, благодаря чему вступает в действие лурианская схема тиккун («исправления»). В следующей таблице приведены еврейские названия парцуфим и их переводы:

Сефирот (изначальные сефирот на первом этапе Творения)

Парцуфим («лики», развитые формы сефирот)

Венец сверхсознания: Кетер

Внутренняя Кетер: Отик Йомин («Ветхий днями»)
Внешняя Кетер: Арик Анпин («Длинный Лик», Макропрозоп)

Интеллектуальная Мудрость: Хокма

Абба («Отец»)

Интеллектуальное Понимание: Бина

Айма («Мать»)

6 эмоциональных сефирот: Хесед, Гебура, Тиферет, Нецах, Ход, Йесод

Зеир Анпин («Малый Лик», Микропрозоп), Сын

Последняя эмоциональная сефира: Малкут

Нуква («Жена»), Невеста Малого Лика, Дочь


Внутренние свойства сефирот и способности души

Поскольку все планы Творения организуются по схеме десяти сефирот, название каждой сефиры в каббале описывает ту особую роль, которую она играет в формировании реальности. Всё это - внешние свойства сефирот, описывающие их функции в процессе передачи божественного творящего Света (Ор/Аур) на все уровни бытия. Сефирот метафорически рассматриваются и как «светы», и как «сосуды». Роль каждой из них в общей структуре соответствует особому характеру данного конкретного «сосуда». Но помимо этой чисто функциональной роли, каждая сефира обладает собственной сокровенной, внутренней, духовной мотивацией, побуждающей ее к деятельности. И эта мотивация соответствует характеру внутреннего «света», наполняющего «сосуд» данной сефиры.

Свойства сефирот в иудейском мистицизме толкуются посредством аналогий со способностями человеческой души. Этот принцип применяется не только ко внешней, функциональной структуре сефирот, но и к их внутренним качествам, которые непосредственно соотносятся с различными психологическими способностями человека. Исследование сущностных свойств человеческой души помогает постигать их божественный источник и, более того, раскрывает духовную красоту души в целом. В хасидизме внутренние свойства сефирот именуются «кохос ха-нефеш» - «способности души». Хасиды ставят своей целью интернализацию абстрактных каббалистических идей, как внешнюю - проявляющуюся в искренней радости добрых дел и молитв в повседневной жизни, ведущих к достижению двекут (близости к Богу), так и внутреннюю - находящую выражение в новой мистической философии, тесно связанной с духовной жизнью человека. В философии хасидизма сефирот описываются, главным образом, через их внутренние свойства: на первый план выходит прямой и непосредственный одухотворяющий вклад, который каждая сефира вносит в духовное служение человека Богу. Каббала ставит во главу угла эзотерические проявления Бога в сотворенном мире - сосуды божественной силы. Хасиды же исследуют, в первую очередь, те «светы», которыми наполнены эти сосуды, стремясь разглядеть внутреннюю, божественную суть, выраженную во внешних структурах, и изучая способы ее постижения. Это различие отражено в самих названиях двух упомянутых направлений иудейского мистицизма. Слово «каббала» происходит от «кабал», что значит «воспринимать» (как сосуд воспринимает наполняющую его божественную энергию), а «хасидут» - от «хесед» («любовь» или «милосердие»). Хесед - это первая и самая главная из эмоциональных сефирот, а другое ее название, «Гедула» («Величие»), подразумевает такие понятия, как откровение, расширение и щедрость. Названия сефирот пришли из каббалы; они описывают божественное влияние, оказанное каждой из них на Творение, но не описывают их внутренних свойств. Поэтому в хасидизме были введены новые термины, отражающие собственные внутренние качества каждой сефиры

Сефира: внешние функции в божественном Творении и в человеческой душе

Внутренний опыт: внутренняя божественная мотивация и отклик в человеческой душе

Сверхсознание: Кетер (Венец)

Сущность Кетер: Эмуна - «Вера» (сущность души в Бесконечности)
Внутренняя Кетер: Таануг -бессознательный источник «Восторга» (душа берет начало в восторге)
Внешняя Кетер: Рацон - бессознательная трансцендентная «Воля» (душа выражается посредством воли)

Первое откровение разума: Хокма (Озарение Мудрости)

Битуль - «Самоотречение» (откровение побуждает к отречению от «я»)

Воспринятый разум: Бина (Понимание)

Симха - «Радость» (понимание вызывает радость)

Усвоенный разум: Даат (Знание)

Йихуд - «Единение» (единение с замыслом пробуждает эмоции)

Первичное чувство щедрости: Хесед (Доброта/Любовь)

Ахава - «Любовь» к Богу и к божественному во всем сущем (отклик на божественную щедрость)

Первичное чувство ограничения: Гебура (Сила/Суровость)

Йира - «Страх» Божий (мистическое благоговение пред Богом)

Первичное чувство равновесия: Тиферет (Красота/Гармония)

Рахамим - «Милость/Сострадание» (равновесие между добротой и ограничением)

Вторичное чувство щедрости: Нецах (Победа/Вечность)

Битахон - «Уверенность» (из уверенности рождается решимость)

Вторичное чувство ограничения: Ход (Великолепие/Благодарение)

Темимут - «Искренность/Честность» (искренний отклик на божественное Великолепие)

Вторичное чувство равновесия: Йесод (Основание)

Эмет - «Истина» (стремление подтвердить связь с Божеством на деле)

Эмоциональный сосуд действия: Малкут (Царство)

Шифлут - «Подчинение Высшему» (действие посредством восприятия света высших сефирот)

Сефирот и четыре мира

Эти десять уровней соотносятся с четырьмя различными «мирами» или планами бытия, о которых говорится в книге «Зогар». С нашей точки зрения, они составляют нисходящую «цепь творения» (седер гишталшелус ), связывающую бесконечное божественное Айн Соф с нашим конечным физическим миром. В каждом из четырех миров заключена своя последовательность из десяти сефирот, связанных «каналами», по которым течет божественная энергия, непрерывно созидая каждый уровень бытия. Поскольку сефирот - это атрибуты, посредством которых божественная сущность открывается всему Творению, в каждом из миров необходимым образом присутствуют все десять эманаций. Но, тем не менее, в каждом из четырех миров определенные сефирот занимают более важное место, чем остальные, - и именно благодаря этому возникает вся система четырех миров. Три из четырех миров - духовные, и только последний, четвертый, - «Асия Гашми» (мир «физического действия») - соответствует нашей материальной вселенной. Каждый последующий план в этой цепи миров плотнее предыдущего и отстоит от божественного сознания дальше; наш мир, самый плотный, удален настолько, что в нем даже становится возможным отрицать Бога. Четыре мира в нисходящем порядке таковы:

1. Ацилут - мир «Эманации». На этом уровне свет, исходящий из Айн Соф, все еще сохраняет прямую связь со своим источником. Здесь главенствует божественная Хокма - беспредельная вспышка непостижимой мудрости.
2. Брия - мир «Творения». На этом уровне впервые совершается творение «ex nihilo». Души и ангелы здесь обладают самосознанием, но еще лишены формы. Здесь главенствует божественная Бина - разумное понимание.
3. Йецира - мир «Формирования». На этом уровне творение обретает форму. Здесь главенствуют божественные эмоциональные сефирот - от Хесед до Йесод.
4. Асия - мир «Действия». На этом уровне творение обретает материальность. Это низший из всех миров и единственный физический мир - вселенная как мы ее знаем. Здесь господствует божественное Царство-Малкут - цель всего Творения.

Таковы четыре мира, или четыре плана бытия, согласно книге «Зогар» и другим источникам. В лурианской каббале выделяется пять миров: над этими четырьмя помещается пятый - Адам Кадмон, уровень проявленного Божества, посредник между Айн Соф и остальными четырьмя мирами.
Связывая наш мир с Бесконечностью, четыре мира служат своего рода лестницей, по которой душа в мистическом трансе может восходить к Божеству.

Духовные и числовые соответствия Древа Жизни

Соответствия трех столпов

Сефирот распределены по трем столпам, или «трем линиям» (др.-евр. гимель кавим ), составляющими так называемое Древо Жизни. Эти столпы нередко называют тремя «Отцами», произошедшими от трех «Матерей» - букв Алеф, Шин и Мем.

* Срединный столп.
Во главе Срединного столпа располагается Кетер. Метафорически он именуется столпом Умеренности или столпом Кротости. С ним ассоциируются еврейская буква Алеф - «дыхание» - и стихия Воздуха. Это нейтральный столп, олицетворяющий равновесие двух противоположностей - мужского и женского начал. В некоторых школах сефирот Срединного столпа считаются «бесполыми», а в некоторых этот столп объединяет в себе и мужские, и женские эманации.
* Правый столп (кав ямин ).
Во главе Правого столпа располагается Хокма. Метафорически он именуется столпом Милосердия. С ним ассоциируются еврейская буква Шин, стихия Огня и мужское начало.
* Левый столп (кав смоль ).
Во главе Левого столпа располагается Бина. Метафорически он именуется столпом Суровости. С ним ассоциируются еврейская буква Мем, стихия Воды и женское начало.

Несмотря на то, что Правый столп в целом считается мужским, а Левый - женским, это не значит, что сефирот, расположенные на Правом столпе, - мужские, а на Левом - женские. В средневековой каббале только Бина и Малкут считались женскими, а все остальные сефирот - мужскими.

Кроме того, и в средневековой, и в герметической каббале каждая сефира считается мужской по отношению к последующей и женской - по отношению к предыдущей.
В некоторых традициях учитывается также грамматический род названий сефирот (например, Гебура считается женской сефирой, а Хесед - мужской).

Нумерологические соответствия

Десять сефирот соединяются двадцатью двумя «каналами», или «путями», которые ставят в соответствие двадцати двум буквам еврейского алфавита. В совокупности 10 сефирот и 22 «канала» называют «тридцатью двумя путями Мудрости».
Значения чисел 10 и 22 выводятся из каббалистического толкования Книги Бытия, в которой сказано, что Бог сотворил мир десятью речениями. Каждое из этих речений предваряется словами: «И сказал Бог (Элохим)».
Быт. 1:3: «И сказал Элохим: да будет свет. И стал свет » (Кетер).
Быт. 1:6: «И сказал Элохим: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Хокма).
Быт 1:9: «И сказал Элохим: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так » (Бина).
Быт. 1:11: «И сказал Элохим: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так» (Хесед).
Быт. 1:14-15: «И сказал Элохим: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так » (Гебура).
Быт. 1:20: «И сказал Элохим: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Тиферет).
Быт. 1:22: «И благословил их Элохим, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле» (Нецах).
Быт. 1:26: «И сказал Элохим: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Ход).
Быт. 1:28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Йесод).
Быт. 1:29-30: «И сказал Элохим: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Малкут).

22 пути соотносятся с тремя категориями букв древнееврейского алфавита.
Три материнских буквы (Алеф, Мем и Шин) символизируют горизонтальные пути.
Семь двойных букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш и Тав) - вертикальные пути. Каждая двойная буква обозначает два звука - мягкий и твердый; каждая из них имеет положительное и отрицательное значение; каждой ставится в соответствие определенная сторона света, планета, врата души, цвет, ангел и гласный звук.
Вторые звуковые соответствия букв Гимел, Далет, Реш и Тав утрачены или неоднозначны (в различных диалектах используются разные звуки). В сефардском диалекте у буквы Тав второго произношения нет, а в диалекте Тав без дагеш обозначает звук «s».
Каждая из двенадцати простых букв (Хе, Вав, Зайин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айин, Цадди и Коф) обозначает один звук и соответствует одному из диагональному путей Древа. В некоторых источниках они соотносятся с двенадцатью зодиакальными созвездиями.
Все три категории букв символически представлены в 1-й главе Книги Бытия. Материнские буквы соответствуют трижды повторенному выражению «И создал Бог». Двойные буквы - семикратно повторенному выражению «И увидел Бог». Простые буквы - всем остальным случаям, когда в тексте упоминается Бог (Элохим).

© Перевод: Анна Блейз, 2013

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса