Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Доброта – это качество, вселяющее веру в людей и лучшее будущее! Пять причин, почему доброта – это хорошо

Когда речь заходит о добрых поступках, люди обычно делятся на два лагеря. Одни считают, что добрые дела делаются из соображений альтруизма, бескорыстно, другие – что люди делают их, чтобы быть более популярными и получать от этого какие-то бонусы. Возможно, и те, и другие правы. За добрые дела в человеческом мозге отвечает стриатум, полосатое тело. Этот же регион активен, когда мы делаем что-то, что нам нравится – например, едим что-то вкусное. Почему доброта делает нас счастливым? Для этого есть целых пять причин.

Улыбки заразительны

Сделать доброе дело – примерно то же самое, что начать искренне улыбаться или смеяться. Те, кто это видит, тоже непроизвольно улыбаются. Позитивные эмоции, которые выражают другие люди, передаются и нам – так, как будто именно мы их чувствуем.

Альтруизм для эгоиста

Если мы видим, что другому человеку плохо, то и сами начинаем чувствовать себя хуже. Особенно это актуально для близких людей, так как с ними мы можем подсознательно ассоциировать себя, а с их благополучием – свое. Сделать доброе дело для того, кто находится в беде, полезно для всех. Один человек получает помощь и радуется, второй радуется за него. Этот эффект работает не только для родственников и друзей – благотворительность делает нас счастливее, даже если мы помогаем не подруге или бабушке, а детям в .

Социальные связи

Доброта привлекает людей, и добрые дела предоставляют массу возможностей для укрепления социальных связей или обзаведения новыми. Чашка , которой мы угощаем друга, или новые люди, с которыми мы знакомимся во время благотворительных проектов – все это играет свою роль. Большое количество социальных связей также полезно для настроения.

Доброта как опознавательный знак

Многим людям приятно считать себя добрыми людьми, и добрые дела – это способ продемонстрировать свою положительность и даже немного погордиться собой. Особенно хорошо это работает, когда дело сопряжено с чем-то, что мы любим – так, кошатник может взять из приюта, а любитель искусства – помочь организовать выставку молодого художника.

Как аукнется, так и откликнется

Один из мотивов добрых дел – возможная взаимность. Люди могут делать добрые дела в том числе и потому, что им кажется, что человек, которому они помогли в трудную минуту, потом вспомнит о них. Кроме того, добрые дела также заразительны – если, скажем, один человек стал приносить в печенье, вполне вероятно, что многие подхватят его начинание, и в результате все будут чаще есть печенье, чем приносить, причем более разнообразное.

Темы статей ко мне “приходят” сами. На днях, например, появилась такая тема: “Что такое истинная доброта духовного человека?”, а сегодня пришёл ответ в виде стиха:

Доброта не имеет ни границ, ни форм,
Доброта - это свет, свет со всех сторон.
Свет Любви такой, что не описать.
Доброта - это счастье другим помогать!
Доброта - это радость Любовь дарить,
Доброта - это счастье в Любви парить.
Ты о ней не расскажешь и не споёшь,
Но всегда доброту добротой поймёшь…

Можно было бы на этом, конечно, поставить точку, но потянуло разобраться поглубже в понятии “истинная доброта” и посмотреть, как это качество проявляется в характере духовного человека.

Что такое Истинная доброта?

Истинно добрым человеком для меня с детства была любимая бабушка Нина. Она своим примером показывала, как можно всегда быть добрым, открытым, искренним и по-настоящему совестливым Человеком. Бабушкина доброта обезоруживала и настолько открывала внутри какие-то границы, что иногда хотелось плакать от умиления и какого-то необъяснимого и необъятного щемящего чувства, идущего изнутри, к которому и слова-то подобрать нельзя. Я в такие моменты обнимала её крепко-крепко и понимала, что именно Доброта и Любовь связывают нас всех незримой нитью. Ведь в какой бы стране ты не жил, язык ДОБРО-ТЫ и человечности одинаков везде. Как мы видим, корень здесь “добро”. И тут же мне вспомнилась одна фраза очень мудрого человека:

Добро краткоживущее, но если оно постоянно - оно вечно.

У доброты много проявлений и форм:

  • Для меня она часто выражается словом “да” и имеет такие грани, как бескорыстие, безусловность и простота. Доброта - качество, присущее с рождения каждому человеку. Но вот проявляет её человек в этот мир или нет - зависит от его выбора.
  • Для меня доброта - это и ШАГ во что-то незримое, но единое, она наполняет меня всегда. Живя в доброте с детства, я считала её истинным проявлением любого человека, но постепенно, взрослея, поняла, что так не всегда бывает в этом материальном мире. На моём жизненном пути встречались разные люди, в которых, как на гранях кристалла, проявлялось то, что было в сердцевине, и всегда меня радовало то, что у большинства людей сердцевина была светлой, яркой, притягательной и доброй. И в какой-то момент пришло осознание, что истинно сильный Человек - это, прежде всего, Добрый человек. Сразу в памяти всплыли образы из сказок и былин про русских богатырей.

Истинная доброта — как она проявляется в человеке?

Но всё же, чтобы ещё более глубже разобраться с вопросом: “Что такое истинная доброта духовного человека”, я обратилась не к мировой литературе и жизненному опыту, а к книгам моей любимой писательницы Анастасии Новых . Тем более, что главный герой её книг - очень необычная Личность.

Давайте посмотрим, на что в первую очередь обратила внимание главная героиня книг - Настя при встрече с ним: “Боже, до чего же знакомое лицо”. И чуть дальше, описывая внешность Сэнсэя, она отметит:

Я даже растерялась от неожиданности, удив-лённо глядя ему в глаза. В его внимательном взгля-де светилась неизменная доброта и участие .

Я специально выделила то, что заметила Настя, и что всегда нас располагает к человеку в первую очередь.

Интересно, что именно это же словосочетание употребляет автор и во второй своей книге при описании встречи Антипия и необычного старца в чёрной одежде:

Седовато-русые волосы с белоснежной бородой окаймляли его необычный лик. Лёгкая, приветливая улыбка блуждала на его устах. А необыкновенные глаза, смотрящие точно в самую душу парня, излучали глубокое сочувствие и неизменную доброту .

А вот описание внешности старца Антония из ещё одной её книги “Птицы и камень”:

На вид ему было лет девяносто. Суховат. Очень высокого роста, где-то под метр девяносто. Правильные славянские черты лица. Его борода и слегка вьющиеся длинные волосы были белыми, как снег. Одет он был в теплую, несколько старинного покроя рясу. На ногах сельские стёганые бурки. Ноги старца явно были больными, поскольку каждое движение давалось ему с большим трудом. Несмотря на такую внешнюю дремучесть, глаза его излучали живительную доброту и внутреннюю силу .

Картины катастроф и природных катаклизмов переплетались со спокойным взглядом Ригдена. И этот взгляд давал какой-то поразительный эффект: он успокаивал, ласкал душу своей необыкновенно проникновенной добротой .

Сколько интересных прилагательных написано к этому слову! “Неизменная, живительная, необыкновенно проникновенная”. Более того, в настоящем человеке, по мнению Сэнсэя, это является доминирующим качеством. Рассказывая в книге “Перекрестье” о возвращении Иисуса в тело, он отмечает:

Так вот, Иисус, как Великая Душа, входил в своё тело практически мгновенно, и то, какой след остался на плащанице. Человек, духовно не подготовленный, не сможет выдержать проявление Бодхисатвы Шамбалы, если тот проявится в своём истинном облике, а не закапсулированный в материи с рождения в миру. Как правило, Его высокочастотные вибрации способен выдержать лишь человек духовно подготовленный, свободный от привязанности к материи, нравственно чистый. Почему? Потому что человек, взращивая в себе духовное начало, полностью изменяется сам, изменяется внутренний мир, астральный. В нём доминируют Любовь и Доброта , то есть его мозг начинает функционировать на совершенно другой частоте. Поэтому для него как такового нет вреда при проявлении истинной сущности Бодхисатвы.

Но не только глаза могут выражать доброту. Настя, рассказывая про ещё один диалог с Сэнсэем, отмечает:

Сэнсэй рассказывал просто и понятно. Его слова были наполнены такой искренностью, таким участием, силой и добротой, что у меня даже «цветок лотоса» непроизвольно заработал, разливая приятное тепло по телу. А на душе стало так хорошо, словно с меня самой свалились все наигранные маски, обнажив на время мою реальную Сущность. И почему-то именно в этом свободном состоянии я действительно понимала, о чём говорил Сэнсэй. Ибо это понимание шло не через слова, а через мою душу.

Из книги "Сэнсэй-II"

Таким образом, мы постепенно приходим к пониманию, что когда в человеке доминирует Любовь и Доброта, он, во-первых, становится Человеком, а во-вторых, это проявляется в его внешности, мыслях, словах и поступках.

А что же из себя представляет жизнь духовная?

Обратимся снова к книгам Анастасии Новых, в данном случае к книге “АллатРа” (стр.149):

Жизнь — это череда событий, где каждое мгновение, как звено в цепи, как кадр в киноплёнке, на котором запечатлены все мысли и деяния человека. Бывает, смотришь хороший фильм и получаешь от него положительные впечатления, так как большинство кадров в нём светлые и яркие. А бывает, смотришь другой фильм, а он создаёт гнетущее настроение, потому что большинство кадров в нём тёмные и мрачные. Так вот важно, чтобы твой жизненный фильм был светлым и ярким, чтобы в нём было как можно больше хороших кадров. А каждый кадр — это и есть мгновение здесь и сейчас. Качество каждого кадра твоего жизненного фильма зависит исключительно от тебя, ибо ты делаешь свою жизнь светлой либо тёмной своими мыслям и делами. Прожитое тобой мгновение не сотрёшь, не вырежешь, и второго его дубля не будет. Духовная жизнь — это и есть насыщение каждого кадра Добротой, Любовью, благими помыслами и делами.

Главное, держать в жизни чёткий ориентир на Духовное начало, заниматься духовными практиками, расширять свой кругозор Знаний, не поддаваться на провокации Животного начала, созидать в себе чувство настоящей Любви к Богу. И, естественно, почаще творить благие дела, жить по Совести. Это ежедневный труд, поэтапная победа над самим собой. Из этого всего и слагается твой путь, который за тебя никто не пройдёт и эту духовную работу за тебя никто не выполнит.

Таким образом - истинная Доброта духовного Человека - это духовное качество, подаренное нам Богом от рождения, но от внутренней работы над собой зависит, расцветет ли оно в человеке в истинную Доброту духовного Человека. В Человеке с Большой Буквы оно развито и выражено в максимальной форме, так что не заметить или пропустить это нельзя.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

/ / / Что такое доброта?

Слова «добро», «доброта», «добрый» мы слышим с детства. Мене они невольно напоминают строки из детской песенки: «Что это такое доброта, и увидеть нельзя, нельзя потрогать?». На этот, на первый взгляд простой, вопрос отвечают по-разному. У одного это понятие ассоциируется с помощью, у другого – с поступками, третий подумает об умении терпеть обиды, не отвечая на них злом. Можно ли найти универсальный ответ на поставленный вопрос? Думаю, в этом помогут наблюдения за окружающими, а также примеры из литературы.

Доброта – стремление помогать окружающим, расположение к окружающим. Ее можно считать нравственным качеством человека. Доброта проявляется в бескорыстных поступках, совершенных ради других, с целью принести пользу, сделать кого-то хоть чуточку счастливей. И снова-таки хотелось бы обратиться к той самой детской песенке, в которой есть интересное определение «доброты»: «доброта это тогда, когда все друг другу друзья и летать все могут». Позитивное отношение к жизни тоже считаю проявлением доброты, ведь злой человек не умеет радоваться каждому дню.

Классики русской литературы неоднократно поднимали тему доброты. Доброй можно считать главную героиню повести В. Закруткина «Матерь человеческая» Марию. Женщина жила во времена войны. Кровавые события забрали у нее самых дорогих людей – сына и мужа. Мария тяжело переживала трагедию, однако ее огонек доброты в ее сердце не угас.

Село, в котором жила женщина, разрушили немцы. Возвратившись туда, она обнаружила в своем подвале раненого немца. В героине вспыхнула ненависть, но она быстро прошла. Немец вскрикнул: «Мама» и сердце Марии оттаяло. Женщина заботилась о юноше до его смерти. Вот она – истинная доброта. Женщина не требовала ничего взамен, не обращала внимания на расу, пол или возраст. Она просто помогала пострадавшему.

Героиня смогла выжить в сожженной деревне. Она неустанно трудилась, думая о том, сможет кому-то помочь. Мария работала на поле, так как ей было жалко труда односельчан. Зимой к небогатому дому женщины пришли семеро детей. Героиня, не раздумывая, приютила крошек. Она даже не подумала о том, что прокормить и одеть всех ребят будет сложно. Душевной доброты женщины хватило на то, чтобы обогреть всех. Скоро она считала этих детей своими. Любила их так же, как родного сына.

Этот пример показывает, что истинная доброта нетленна. Она подобна искорке, которая может стать ярким огнем, способным согреть не одного человека. Настоящая доброта не различает людей по достатку, национальности, возрасте или другим признакам.

Таким образом, доброта – это желание помогать другим бескорыстно, согревать их сердечным теплом, излучать внутренний свет. Доброта способна сделать счастливыми и тех, кто ее излучает, и тех, кому она адресована.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доброта - это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе

Доброта - это альтруизм разумного человека

Доброта - это свет души, освещающий пространство вокруг человека лучше самого сильного фонаря.

Доброта - это действенное сопереживание окружающим людям и желание блага для всех.

Доброта - это процесс душевного творчества, результатом которого становятся добрые дела

Доброта - это сознательный отказ от порицания человека за его ошибки и необдуманные поступки.Доброта - это позитивное отношение к окружающему миру и отсутствие злопамятности.

Преимущества доброты

Доброта обеспечивает открытость - по отношению к людям, событиям и жизни в целом.

Доброта даёт зоркость - для того, чтобы подмечать лучшее и отметать худшее.

Доброта даёт силы - для преобразования мира к лучшему.

Доброта даёт возможности - участия и помощи окружающим людям.

Доброта даёт возможности - становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

Доброта даёт уверенность - в себе и в завтрашнем дне.

Доброта даёт энергию - для совершения добрых дел.

Проявления доброты в повседневной жизни

Семейные отношения. У родителей, вкладывающих силы в воспитание детей, в то, чтобы объяснить им, «что такое хорошо и что такое плохо», дети вырастают добрыми людьми.

Благотворительность. Помощь людям, которые в силу разных причин попали в сложные жизненные обстоятельства - одно из проявлений доброты человека.

Межличностные отношения. К доброму человеку люди тянутся не только в горе, но и в радости.

Выбор профессии. Не может быть хорошим учителем или врачом человек, не имеющий в своем сердце доброты.

Литература. Положительный герой в литературе - почти всегда добрый человек.

Как развить в себе доброту ..

Чуткость к окружающим. Проявляя интерес к окружающим людям, заботу о них - человек проявляет доброту.

Общение с детьми. Человек, проявляющий доброе отношение к ребенку, приучается по-доброму относиться и ко взрослым людям.

Домашние животные. При виде искренней и бескорыстной радости, которую демонстрирует щенок, встречающий пришедшего с работы хозяина, в человеке пробуждаются добрые чувства.

Участие в благотворительных акциях. Доброты не бывает без сострадания; участвуя в благотворительных акциях, люди проявляют сострадание и воспитывают в себе доброту.

Чтение. И духовная, и большая часть светской литературы, обращается к лучшему в человеке; пробуждает она, в том числе, и доброту.



Крылатые выражения о доброте

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

Научно – практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее – 2011»

В чём выражается доброта,

когда и как она складывается у детей и взрослых?

Дружинина Юлия

Тюменский район, село Созоново

Учитель – консультант:

второй квалификационной категории,

МАОУ Созоновская СОШ

Созоново 2011г.

Введение……………………………………………………………………3-4

I глава. Что такое добро и зло…………………………………………… 5- 9

1. Понятия добра и зла…………………………………………………….5- 8

2. Энциклопедия мудрых мыслей……………………………………… 9

3. Символы добра и зла в истории и в представлении детей………….. 9

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети……………………

1. Анализ опроса детей и взрослых……………………………………… 13-15

2. Дерево добрых дел………………………………………………………

Заключение ………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………… 19

Приложение………………………………………………………………..

Введение

Однажды просто читая стихи, я натолкнулась на стихотворение Юлии Друниной « Стираются лица и даты…».

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Я задумалась над вопросами: что означают понятия добро и зло , почему о добре помнят, а зло стараются забыть, что порождает добро и зло, какой он, добрый человек, в чем выражается доброта, когда и как она складывается у детей и взрослых? Сейчас, когда в нашем сложном и тревожном мире многие идеалы развенчаны, от многих, истин мы вынуждены отказаться. И мы все чаще и чаще обращаемся к таким общечеловеческим ценностям, как: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, живописцы. Некогда греческий философ Сократ сказал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».

Так возникла тема нашего исследования «В чём выражается доброта, когда и как она складывается у взрослых и детей?», провести эту работу вместе со мной я попросила свою одноклассницу Дружинину Юлю.

В своем исследовании мы поставили определенную цель - рассмотреть соотношение добра и зла в мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;

Расширить знания о таких человеческих качествах, как добро и зло у взрослых и детей,

Подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела,

Поднять проблему добротворчества.

Наша гипотеза – если ребята будут знать о понятиях добра и зла, то будут добрее.

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Наблюдение

2. Сбор необходимой информации

3. Интервьюирование

4. Эксперимент, который включал в себя: тест, анкету, сочинение.

5. Анализ, обобщение.

5 1глава. Что такое добро и зло

1. Понятия добра и зла

С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: “Что такое – хорошо и что такое плохо?”. Хорошо и плохо – это прежде всего – добро и зло.

Чтобы узнать, что такое добро и зло мы обратились в библиотеку.

(Приложение 1, рис 1,2)

В энциклопедии мы узнали следующее:

Добро и Зло - категории этики.

ЭТИКА (от греч. ethos - обычай, нрав) - философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

МОРАЛЬ (от лат. moralis - нравственный) -
особая форма общественного сознания, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Так что же лежит в основе определения добра и зла? Где оно? Вы не найдете его в окружающем мире, оно - в человеке, т. е. в вас. Если кто-то сделал вам что-то хорошее, то именно он стоит на позиции добра, а не вы. Чтобы прийти к добру, вам самому нужно нести в мир добро. И каким бы добрым ни был мир вокруг вас, вы не становитесь добрым человеком автоматически.

Добро - это все хорошее, положительное.

Зло - все плохое, отрицательное.

Гласит легенда, в смутное то время,
Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,
Сражались на Земле Добро и Зло.
И белого коня вперед направив,
Добро открыто мчалось на врага.
Но Зло, оно не соблюдает правил,
Ударило ножом исподтишка.
Добро едва успело увернуться,
А может, ему просто повезло,
С тех пор они сражаются, дерутся,
И кто из них сильней, Добро иль Зло?
Вот, кажется, Добро уж победило,
Мы воспоем победу храбреца,
Но живо зло, оно лишь затаилось,
Оно не умирает до конца.
И что поделать, им не примириться,
Никто из них не может победить.
Менялись их доверенные лица,
Добро и Зло – их некем заменить.

Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.

(Приложение 1, рис 3)

Правая половина тела - добрая. Неслучайно говорят наше дело правое, справедливо. Верующие люди говорят, что за правым плечом находится ангел-хранитель. И все приметы, связанные с правой стороной, положительные: правый глаз чешется - хорошего человека видеть, правая рука - с хорошим человеком здороваться, правая ступня - к хорошей дороге.

А вот левая сторона человека - темная, за левым плечом скрывается черт-искуситель. И приметы не очень приятные: левый глаз чешется - плакать, левая рука - деньги отдавать, левая ступня - к плохой дороге. И не случайно, когда мы задумываем хорошее дело, плюем через левое плечо, на черта.

(Приложение 1, рис 4)

Но всё же, что такое добро без зла, и зло без добра. Вместе они составляют одно целое, одно не может существовать без другого, если бы было только зло, мы бы не знали, что такое добро и наоборот.

(Приложение1, рис 5)

Очень хорошо описана борьба добра и зла в человеке притча «Два волка»

Притча "Два волка".

Как-то давно, старик открыл своему внуку одну важную жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро и зло
Два разных направленья
Которые враждуют многие века
Не устают выказывать сопротивленья,
Пусть даже участь одного из них предрешена
Сомкнутся силы две в борьбе
Исход её всегда не зная
Так будет вечно на земле
Пока живут одна, другая

2. Энциклопедия мудрых мыслей

Проблема добра и зла волновала человечество всегда и лучшее доказательство этого высказывание великих мыслителей.

ü « Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

ü «Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

ü «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое.
Доброта избавляет нас от оди­ночества, душевных ран и непрошеных обид». В. Розов

ü «Доброта – солнечный свет, под которым рас­пускается цветок добродетели». А. Грин

3. Символы добра и зла

С раннего детства старшее поколение на разных примерах объясняет нам понятия добра и зла. Добро представляется: солнышком, зеленной травой, голубым и безоблачным небом, радостной улыбкой, ласковым словом. Зло же принимает темный и мрачный колорит бури, непогоды, сильного дождя, темноты, серой тучи. На уроках рисования нас тоже знакомили с символами добра и зла. (Приложение 1, рис 6)

Мы предложили ребятам изобразить в рисунках, как они представляют добро и зло и вот некоторые работы. (Приложение1, рис 7,8,9)

Обобщая полученные материалы, можно прийти к выводу, что дети различают понятия добра и зла.

II глава. Что думают о добре и зле взрослые и дети.

1. Анализ опроса детей и взрослых. (Приложение 1, рис 10, 11)

Мы решили сравнить мнение детей и взрослых о добре и зле, для этого провели опрос.

А. Что такое добро и зло?

Что думают о добре и зле взрослые

Ответы наших сверстников

По представлениям бабушек и дедушек - проживших долгую жизнь, добро - это труд, а зло - это отсутствие труда, что ведет к бедности.

Добро и зло - это: здоровье и болезнь.

Люди среднего поколения говорили о том, что семья это добро. Семейные традиции, рождение ребенка, взаимопонимание в кругу близких людей - все это носит характер добра. Вместе веселее, надежнее, одному - плохо.

Добрый человек-это тот человек, который думает не только о себе, но

и о других и делает добро окружающим не требуя в замен награды.

Когда хорошо всем людям – это добро.

Дети долго думали. И вот как они ответили:

Самое большое на свете добро:

4 ученика ответили, что это когда человек не злой;

ещё 4 ученика – когда мир;

3 – когда есть мама и папа;

ещё 3 – чтоб помогали;

2 ученика ответили, что самое большое добро - это дружба;

3 – спасти друга;

а ещё 1 ученик – деньги;

Самое большое на свете зло:

12 учеников считают, что это война, драка;

2 ученика – это смерть;

3 ответили, что зло – это пьянство и курение;

и ещё 3 – это воровство.

Исходя из данных сведений, можно прийти к выводу, что представления о добре и зле у представителей разных поколений хотя и несколько различаются, но близко.

Б. Тест «Добрый ли Вы человек?»

Видя, что люди ценят доброе отношение к себе, мы решили проверить, а на сколько они добры к другим и провели тестирование. (приложение 2)

В опросе участвовали 16 человек.

Для 6 человек – доброта вопрос случая, добры они далеко не со всеми. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

8 человек стараются быть добрыми со всеми, у них много друзей, они умеют общаться с людьми и быть любезными. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь.

А вот с двумя ребятами, общаться, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких им людей. Совет таким ребятам – будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

Следующий эксперимент, тест « У добра предела нет».

В. Тест « У добра предела нет» (Приложение 3)

Из 22 опрошенных 21 человек согласны с утверждением, что добро победит зло.

20 человек считают, что доброе дело на века.

21 человек согласны, что лихо помнится, а добро никогда не забудется.

20 человек считают, что добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

14 человек считают, что вместо мести надо делать больше добра, 8 – не согласны с этим утверждением.

Из ответов видно, что люди помнят добро, уверены, что добро победит зло, но не все готовы на зло ответить добром, переступить через свою обиду.

Г. Опрос «Какой человек полетел бы с Вами на планету добра?»

(Приложение 4)

В опросе участвовали 22 человека.

добрый 18 чел. Злой - 0
заботливый 11 эгоист - 0
справедливый 12 самолюбивый - 4
внимательный 13 грубый - 0
вежливый 14 лживый - 0
чуткий 11 жадный - 0
гуманный 3
надежный 18
верный 16
душевный 8
жалостливый 2
сочувствующий 7

Из ответов видно, что люди хотят, чтобы у спутника были добрые качества, а злого с собой никто бы не взял.

Д. Ученикам давалось задание привести примеры , назвать:

1. Добро, сделанное тебе другими.

2. Доброе дело, свидетелем которого ты был.

3. Доброе дело, которое ты сделал.

4. Зло, сделанное тебе другими.

В основном на первый вопрос дети ответили, что добро, сделанное для них – это помощь в подготовке уроков, 4 человека ответили – помощь друга, а вот одна девочка сказала, моё появление на свет.

Второй вопрос анкеты поможет установить, видят ли дети добрые дела других людей, разбираются ли в окружающем мире. Этот вопрос заставил ребят задуматься. И в результате несколько детей ответили, что не видели добрых дел, свидетелями которых они могли быть. О чём это говорит? Ребята недостаточно чутки к окружающему миру. Некоторые давали такие ответы: кто-то кому-то помог нести тяжёлую сумку, уступил место в автобусе. Одна ученица сказала, видела, как её подруга помогла однокласснику сделать уроки, а он за это – поставил за неё стул.

На третий вопрос дети отвечают по-разному. Но суть большинства ответов такова: помощь родителям, родственникам, заключающаяся в выполнении каких – либо действий (уборка посуды, помощь в уходе за младшими братьями и сёстрами и так далее), помощь друзьям в трудную минуту, помощь бездомным животным .

Эти ответы особенно радуют. Значит дети, пусть и не все, могут сопереживать, сердце товарища или братьев наших меньших и оказывать им помощь.

После «добрых» ответов переходим на «злые». Как же обстоит дело с пониманием зла?

Почти все ребята говорят, что злом является драка, то, что побили, и результат этого: синяки, шрамы, царапины, порванные туфли. Эти ответы можно понять.

Мальчики в отличие от девочек не могут быть такими спокойными в своём возрасте.

Только два ученика сказали, что им не делали никакого зла. Это говорит о доброжелательности и незлопамятстве их душ. Ещё были ответы: обманули, толкнули в лужу, обозвались.

Е. Последняя методика – это сочинение-миниатюра «Если бы я был волшебником» . Цель – при анализе сочинений выявить, как раскрываются понятия добра и зла, справедливости, чуткости, милосердия, жестокости, бессердечия, лживости. Это задание было задано на дом.

Так чего же хотят дети?

Естественно, все дети любят сладости и игрушки. Но не все об этом писали. У большинства ребят первое желание – творить добро для других. Они не забывают про мир, не думают только о себе. Дети видят, что происходит на Земле. Отсюда следующие гуманные желания:

Спас бы Землю от войны, уничтожил бы зло;

Чтобы у всех детей были мамы и папы;

Чтоб все люди были добрыми и делали только добрые дела;

Чтобы наше село было чистым, люди выбрасывали мусор в мусорку;

Чтобы все люди были счастливы, помогали друг другу;

Чтобы люди были здоровые;

А одна девочка создала бы планету «Добра», на которой были бы добрые люди и ласковые животные, с которыми можно было бы разговаривать.

Обобщая полученный материал, с учительницей приходим к выводу, что все дети обладают «сердцем», такими важными человеческими качествами, как чуткость, милосердие, справедливость, различают понятия добра и зла.

Конечно, необходимо всё время проводить воспитательную работу с детьми, развивать, совершенствовать такие качества души, которые необходимы ребёнку, для того чтобы вырасти настоящим Человеком.

2. Дерево добрых дел

Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

Нам захотелось, чтобы у нас в классе «выросло» дерево добрых дел, на котором каждый листок – сделанное нами доброе дело. Чтобы украсить нарисованное дерево бумажными листьями, ребята сначала должны были вспомнить, а какое доброе дело они совершили в недавнее время? Написав на листочках ответы, ребята приклеивали их к ветвям. И вскоре могучий клён обрел роскошную крону: «Я покормила голодного котенка», «Я помогал маме», «Я каждый день помогаю маме присматривать за младшей сестрёнкой», «Я помог однокласснику решить задачу», «Я покормил птиц»… Сколько листьев на дереве – столько добрых дел!

(Приложение 5)

Ребята удивились, как много добрых дел они сделали.

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле,

Делай доброе дело -

Тем живем на земле.

Заключение

В нашем исследовании мы ответили на вопрос, что означают понятия «добро» и «зло», рассмотрели соотношение добра и зла в жизни человека. Проведя мониторинг, узнали мнение взрослых и детей о добре и зле. Убедились, что люди хотят видеть рядом добрых людей, но и сами совершают немало добрых поступков. Подводя итог нашего исследования, хотим верить, что оно принесёт большую пользу, ведь Аристотель сказал: «Не для того мы рассуждаем, чтоб знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми». Наши одноклассники уже другими глазами посмотрели на окружающий мир, стали внимательнее и добрее друг к другу.

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Мы составили правила доброты, пользуясь которыми станем по-настоящему добрыми.

1. Помогать людям.

2. Защищать слабого.

3. Делиться последним с другом.

4. Не завидовать.

5. Прощать ошибки другим.

ПОМНИТЕ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙТЕ – И ВЫ УВИДИТЕ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙТЕСЬ РАДИ ВАС САМИХ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.

И ЕЩЁ ПОМНИТЕ:

Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.

Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса