Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дневник значение. Значение слова дневник

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дневник

дневник в словаре кроссвордиста

дневник

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

дневник

дневника, м.

    Записки личного характера, ведущиеся изо дня в день (книжн.). Вести дневник.

    Ежедневные записи научных наблюдений, производимых во время экспедиций и исследований.

    Название разного рода периодических изданий (книжн. лит.). Дневник общества врачей. Дневник писателя.

    Книга, в к-рую записываются служебные операции, производимые в течение дня; журнал (канц.).

    Ученическая тетрадь для записи задаваемых уроков и для отметок об успехах (дореволюц.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

дневник

    Записи о каждодневных делах, текущих событиях ведущиеся изо дня в день. Вести д. Д. экспедиции.

    Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

    прил. дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дневник

    1. Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей.

      Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п.

  1. Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дневник

записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа ("Записки сумасшедшего" Н. В. Гоголя) или автора ("Ни дня без строчки" Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).

Дневник

подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. ≈ обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).

Д. может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. сентиментализм , возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д. как форму «самонаблюдения»; «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой» (М. Ю. Лермонтов); например, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д. ≈ «запискам» («История вчерашнего дня» Л. Н. Толстого), «письмам» («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), «исповеди» (тетрадь Ипполита в романе Достоевского «Идиот»). Образцы использования формы Д. в советской литературе: «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва, «Деревенский дневник» Е. Дороша.

Среднее место между Д. как документом и Д. как литературным жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования («Дневник» Ж. Ренара, «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. «Дневник писателя» Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, ≈ образец использования формы Д. в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д. «частных лиц», благодаря искренности и правдивости («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»).

И. Б. Воскресенская.

Википедия

Дневник (значения)

Дневни́к :

  • Дневник - подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни.
  • Школьный дневник - журнал, в котором регистрируются оценки учащегося школы.
  • Дневник тренировок - записи атлетов, позволяющие отслеживать прогрессии в нагрузках (пауэрлифтинг), массе мышц (бодибилдинг) или адаптации, анализировать и составлять более эффективный тренинг с учетом своей физиологии и подготовки.

Дневник

Дневни́к - совокупность фрагментарных записей, которые делаются для себя, ведутся регулярно и чаще всего сопровождаются указанием даты . Такие записи организуют индивидуальный опыт и как письменный жанр сопровождают становление индивидуальности в культуре, формирование «я» - параллельно с ними развиваются формы мемуаристики и автобиографии.

Дневник (газета, Скопье)

«Дневник» - ежедневная газета в Республике Македонии.

Газету основали Миле Йовановски, Бранислав Гьероски и Александр Дамовски. Газета выходит ежедневно, кроме воскресенья. Первый выпуск «Дневника» вышел 20 марта 1996 года.

Тираж газеты - 25 тыс. экземпляров (2015), главный редактор - Сашо Кокаланов.

По пятницам к газете выходит приложение « Антена », а по субботам - «Уикенд».

Дневник (роман)

«Дневник» (2003 , англ. Diary ) - роман Чака Паланика. Сюжет разворачивается вокруг Мисти Уилмот - многообещающей молодой художницы, которая много пьёт и работает официанткой в гостинице. Её муж, подрядчик, находится в коме после попытки самоубийства, и его клиенты угрожают Мисти судебными исками через серию отвратительных посланий, которые она обнаружила на стенах домов, которые реконструировал муж. Вдруг к Мисти возвращается художественный талант. Озадаченная приливом вдохновения, она скоро обнаруживает, что является пешкой в большом заговоре, который угрожает сотням человеческих жизней. «Дневник» мало подпадает под определение жанра современных книг ужасов, предпочитая психологические трюки со страхом и чёрный юмор, и почти не используя насилие и шоковую тактику как средство воздействия на читателя.

Примеры употребления слова дневник в литературе.

Анна Павловна сидела рядом с Самохиным и записывала сообщение в толстую синюю тетрадь - аварийный дневник .

Разумеется, воспоминания, дневники , исповеди автобиографичны по жанру и по сути, но и обычные рассказы Григорьева имеют глубоко личный, автобиографический характер.

Но я ведь понятия не имел, что получится не только автобиография, но и дневник .

Кроме того, дневник являлся безукоризненно составленным распорядком жизни, и Автократ никогда не отступал от оного ни на йоту.

В дневнике антрепренера этой труппы Филиппа Хенслоу, начинающемся с 1591 года, постановка пьесы Марло упомянута в первый раз 30 сентября 1594 года, т.

Имя Жан-Поля Антуан вписывает в свой дневник , уже впрыснув себе морфий.

Когда Ричард закончил, Арнолд произнес: - Вы уверены, что Сара дневник не читала?

Изданные фрагменты дневников ничем не нарушали уже сложившийся образ аскетичного ученого чудака, жившего скромной и спокойной жизнью.

Дублей и уродцев развелось у меня великое множество, - продолжал аспирант чтение дневника .

Обнаруженная в пустыне Атакама находка представляла собой что-то вроде дневника , который вел один из инопланетян.

Из дневника Андре выяснилось, что на третий день полета из-за обледенения клапана и оболочки аэростат отяжелел настолько, что подъемная сила оказалась недостаточной.

Несмотря на непотребное обращение с дневниками , можно было восстановить несколько любовных стихов, обращенных к популярной кинопевичке, которую Бабур Шакиль и в глаза не видывал, Плохо рифмованные строки, выражавшие пламенную любовь к недоступной красавице, восхваляли ее ангельский голос, рядом, не очень-то к месту, шел уже стих белый, отчетливо порнографического свойства.

Укрывшись в Немыслимых горах, Бабур начал отращивать бороду, изучал хитроумную структуру горных общин-кланов, писал стихи, отдыхал между набегами -- то на военные посты, то на железную дорогу, то на водохранилища -- и, так как обособленная жизнь диктовала свои условия, мог рассуждать в своем дневнике о достоинствах совокупления с овцами и козами.

В ранних дневниках Ольги Берггольц он упоминается достаточно часто - и как он строго следит за их учебой, и как гуляет с ними - 21.

Так писала Ольга Берггольц о своем отце в конце 50-х годов, то есть примерно через 30 лет после реальных событий, отмеченных ею в дневнике тех лет.

ДНЕВНИК значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

дневник

Значение:

дневни ́к

м.

а) Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день; тетрадь для таких записей.

б) Записи наблюдений, событий и т.п., ведущиеся изо дня в день во время работы, путешествия и т.п.

2) Тетрадь для записи заданных ученику на дом уроков и выставления оценок.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

ДНЕВНИК

Значение:

записи личного, научного, общественного характера, ведущиеся день за днем. Как литературная форма открывает специфические возможности для изображения внутреннего мира персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя) или автора («Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши); распространен с кон. 18 в. (литература предромантизма).

Малый академический словарь русского языка

дневник

Значение:

А, м.

Ведущиеся изо дня в день записи каких-л. фактов, событий, наблюдений и т. п. во время путешествия, экспедиции или каких-л. занятий, деятельности.

Путевой дневник. Судовой дневник.

Хороший воспитатель должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками. Макаренко, Методика организации воспитательного процесса.

Записи личного характера, ведущиеся изо дня в день.

Вести дневник.

Это - мой дневник: факты, картины, мысли и впечатления, которые я, усталый и порой глубоко потрясенный всем, что доводилось видеть и чувствовать за день, заносил вечером --- в эту истрепавшуюся дорогой книжонку. Короленко, В голодный год.

Книга, журнал, в которые записываются наблюдения, события и т. п.

Тетрадь для записи заданных ученику уроков и для выставления оценок.

Алеша остался на попечении старшего брата - инженера завода. А брат даже дневник не подписывал, в школу не являлся. Изюмский, Призвание.

Каждый день человеку приходится носить маски: строгий учитель, но добрый отец; днем неуверенный в себе менеджер среднего звена, но отличный стендап-комик по вечерам. Очень легко запутаться в своих ипостасях. Самопознание считается отличным способом психотерапии, а один из его мощных инструментов – личный дневник. Его ведение поможет узнать свои сильные и слабые стороны, избежать повторения прошлых ошибок, научиться выражать свои мысли.

Что такое личный дневник?

Личный дневник - это способ выражения своих мыслей, помогающий передать события, происходящие в жизни человека, придать им эмоциональную окраску, проанализировать их, сделать выводы. Он создается на бумаге или в электронном виде. Некоторые психологи рекомендуют вести его от руки, но в век электронных технологий это неважно, главное, чтобы человеку было удобно.

Делать записи каждый день необязательно, но желательно записывать туда все важные события, триумфы и поражения, переживания и радости, даже незначительные. Ведение личного дневника одновременно является исповедью, сеансом , .

Хотите принимать лучшие решения , найти идеальную карьеру и реализовать ваш потенциал по максимуму? Узнайте бесплатно , каким человеком вам суждено было стать при рождении с помощью системы

Для чего нужен личный дневник?

1. Игры с памятью.

2. Свалка для негативных эмоций.

Есть полезный психологический прием. Нужно от руки написать все, что злит, расстраивает, портит , мешает двигаться вперед. А затем порвать, скомкать, выбросить, сжечь или уничтожить листок любым другим способом. Так человек освобождается от негатива. У дневника практически такая же функция, с одной только разницей, уничтожать его не стоит.

Чаще всего, выплеснув эмоции на бумаге, пусть даже электронной, приходит облегчение. Не всегда уместно высказывать в лицо обидчикам свою точку зрения. Такое чаще всего случается во время с начальством, партнерами, клиентами. Дневник вынесет все.

3. Знакомство с самим собой.

Порой человек сам себя до конца не знает. Не зря Федор Достоевский писал: «Главное, самому себе не лгите». На страницах дневника можно быть собой – слабым, гадким, злым, . Чем честнее, тем лучше. Сначала будет сложно, ведь это может привести к разочарованию в самом себе, своей хорошести, правильности. Написанное может напугать.

К примеру, ненависть к родителям, зависть лучшей подруге. Но сделать это нужно непременно, ведь только так можно увидеть свои недостатки и исправить их. Хвалить себя тоже необходимо! Это помогает узнать скрытые способности.

4. Сам себе психолог.

К психологам идут, чтобы разобраться со своими проблемами. Но терапевт никогда не дает ответов, он помогает человеку задавать себе правильные вопросы и самостоятельно на них отвечать. Дневник делает то же самое, только в качестве психолога выступает сам человек.

Справившись с предыдущим пунктом и познакомившись с собой, можно приступать к анализу. Что именно вызывает злость, почему это происходит, в какие моменты, что становится катализатором? Это позволит докопаться до истинного источника негатива.

Разобрать стоит и положительные моменты. Какой вкус у победы, какие чувства она вызывает, к чему подталкивает? Что становится причиной хорошего настроения, что приносит ? Источники нужно лелеять и поддерживать в «рабочем» состоянии.

5. Достигатор целей.

6. Защитник от старых граблей.

Не все люди способны учиться на ошибках. Но если , будет куда легче. Жизнь устроена таким образом, что события в ней повторяются. Можно сказать, что так Вселенная проверяет, насколько человек усвоил урок в прошлом, и как он поведет себя теперь.

Например, девушка жалуется, что ей постоянно попадаются однотипные парни. Если у нее уже есть опыт общения с ними, она знает, чего от них ожидать. Да, и к тому же она умница вела все это время дневник, ей не составит труда проанализировать записанный опыт и в новых отношения сделать все иначе. Во-первых, может оказаться, что дело не всегда в «плохом парне». Во-вторых, это поможет не ввязываться в изначально провальные отношения.

7. Будущие мемуары.

Совсем неважно, станут ли записи достоянием общественности или навсегда останутся сокровенной тайной. Написание дневника поможет научиться структурировать мысли, излагать их правильно. Для этого нужно периодически перечитывать дневник, можно даже вносить в него редакторские правки, главное, не менять сути написанного, потому что ценность мыслей именно в их актуальности на момент написания.

8. Назад в прошлое.

Иногда очень приятно окунуться в воспоминания и с улыбкой прочитать старые записи. Можно с удивлением заметить разительные перемены в своей личности, просто поностальгировать, заново прочувствовав эмоции, которые переживались в прошлом.

Личный дневник станет помощником, другом, психологом. Это тайная дверца в мир . Вести его нужно , только в этом случае он принесет пользу.

1

Дневник наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. В данной статье рассматривается, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, какие – вспомогательными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как трансформировался данный жанр в современной литературе. В работе также анализируется развитие жанра дневника на протяжении последних пяти столетий. Первые дошедшие до нас дневники относятся к XV веку, однако эти записи не могут считаться дневником в современном понимании этого слова, поскольку это или придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки. В дальнейшем жанр становится все более интимным, личным, однако в современной литературе также претерпевает значительные изменения. Сегодня дневник – это один из немногих живых литературных жанров, интерес писателей, исследователей и читателей к которому не угасает.

дневники

мемуарная литература

Литературоведение

1. Большая Советская Энциклопедия, Москва, Советская Энциклопедия, том 27;

2. Вестник истории, литературы, искусства, М. : Собрание, 2009;

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925;

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий (гл. ред. А.Н. Николюкин), М., 2002;

5. Литературный энциклопедический словарь, М., БСЭ, 1987;

6. Новое Литературное Обозрение, №61 (2003), №106 (2010);

7. A Critical Edition of John Beadle"s A Journal, Or Diary of a Thankful Christian, Taylor & Francis, 1996;

8. British Diaries: An Annotated Bibliography of British Diaries Written Between 1442 and 1942, William Matthews, University of California Press, California, 1950;

9. Dutton E.P., Medieval Russia’s epics, chronicles and tales, New York, 1974;

10. Jurgensen M., Das Fiktional Ich (Untersuchungen zum Tagebuch) Franckle Verlag Bern und Munchen 1979;

11. Kendall P. M., The art of biography, W W Norton and Company INC, New York, 1965;

12. Latham R., Matthews W., The diary of Samuel Pepys (11 vols.), eds. Berkeley: University of California Press, 1970-1983;

13. Mckay E. The Diary Network in Sixteenth and Seventeenth Century England, URL: http://www.arts.monash.edu.au/publications/eras/edition-2/mckay.php (дата обращения: 04.11.2014)

14. Spengemann W. C., “The forms of autobiography, Episodes in the History of a Literature Genre”, Yale University Press, New Haven and London, 1980;

15. Wuthenow R. R., Europäische Tagebücher“, Wissenschaftliche Buchgesellschaft, Darmstadt, 1950;

Ввиду большого количества разнообразных толкований термина «дневник» в литературоведеческой традиции различных стран, а также того факта, что данный жанр приобретает в современном мире все большую популярность, важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Целью исследования является последовательное выявление особенностей дневника в ряду других литературных жанров, а также анализ его развития за последние пять веков существования.

Материал исследования: дневниковые записи авторов различных стран (преимущественно Англия, Германия, Россия, Франция) и эпох (XV-XXI вв).

Методы исследования: культурно-исторический, сравнительно-исторический.

Дневник как жанр наряду с автобиографией, воспоминаниями и записками является частью мемуарной литературы. Несмотря на то что появление дневника относится к сравнительно позднему периоду, его следует рассматривать в контексте всей мемуарной литературы, так как жанры с течением времени трансформировались, приобретали новые черты, в то время как прежние формообразующие черты отходили на второй план. Наибольшего рассвета, распространения дневник достигает в конце XVII века, когда формируется особый интерес к личности автора, его внутреннему миру, мыслям, чувствам. Дневник как вид литературного жанра появляется немногим позже, в начале XVIII века («Дневник для Стеллы» Дж. Свифта, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна). Следует отметить, однако, что жанры, предваряющие дневник, жанры, без которых появление дневника было бы невозможным, к этому времени существуют довольно длительный период.

Важно рассмотреть, что такое дневник, какие черты дневника являются жанрообразующими, необходимыми, то есть наиболее значимыми, какие - вспомогательными, второстепенными, какие жанры, исторически предшествовавшие дневнику, с ним связаны, и как он трансформировался в литературе конца XX - XXI века.

Существует множество определений дневника, во многом похожих, однако каждое из них отмечает ту или иную особенность характерную для жанра. Можно вывести следующие черты, присущие дневнику, проявление которых в том или ином постороннем жанре, будет сближать последний с дневником. Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Именно поэтому дневниковым записям свойственна, как замечает Анна Зализняк, «фрагментарность, нелинейность, нарушение причинно-следственных связей, интертекстуальность, авторефлексия, смешение документального и художественного, факта и стиля, принципиальная незавершенность и отсутствие единого замысла» .

Таким образом, разные формообразующие черты дают нам возможность сравнить дневник с несколькими другими жанрами. «Искренность» при создании, ограниченное количество читателей / слушателей позволяет нам сопоставить дневник с исповедью. Датировка и связь с конкретным временем создания, своего рода «гиперактуальность» - с хрониками и связанными с ними жанрами (путешествиями, хождениями, путевыми дневниками). Ограниченное количество читателей также позволяет сопоставить дневники и письма, часто можно наблюдать, как мысли, проявившиеся в дневнике, разрабатываются и в письмах к различным адресатам (например, у Л.Н. Толстого или Ф. Кафки). Особенность создания дневников придает им фрагментарность, свойство, характерное также для жанра записок (поэтому, например, «Записные книжки» Лидии Гинзбург часто называют дневниками). О совпадении жанров дневника и записных книжек в творчестве писателей-«дневниководов» говорит также Анна Зализняк: «все, что пишет писатель, - это часть его профессиональной деятельности, любая запись в дневнике - потенциальный "пред-текст", материал, из которого потом делается "текст". Поэтому дневник писателя фактически мало чем отличается от "записных книжек" (записные книжки, в одном из значений этого термина, - жанр специально "писательский"). И именно потому, что дневник писателя всегда в той или иной степени ориентирован на последующий "художественный" текст, это не "настоящий" дневник, а текст иного типа» . Наконец, дневники - это личный опыт, что сближает жанр с автобиографией и отчасти ее более древней разновидностью, житийной литературой.

В Литературе исповедь проходит весьма долгий путь; жанр назван по одному из семи таинств (наряду с крещением, миропомазанием, евхаристией, браком, соборованием и рукоположением), после появления одноименной книги св. Августина, становится довольно распространенным в литературе. Исповедь считают «литературно-художественным произведением или частью его, где повествование ведется от первого лица и рассказчик впускает читателя в самые сокровенные глубины своего внутреннего мира» .

Ранние дневники (конец XVI - начало XVII века) ученые считают более близкими к жанру исповеди. Так, историк Вильям Халлер отмечает, что «дневник для пуритан становится замещением (substitute) исповеди» . Вместе с тем исповедь, в отличие от дневника, жанр априори направленный на последующее прочтение. Кроме того, в дневнике описаны любые события и поступки, впечатлившие автора, поэтому далеко не всегда это поступки, скрываемые от общества или им порицаемые, в то время как исповедь - жанр, предполагающий покаяние в содеянном.

Исповедь принято также соотносить с автобиографией. Однако если автобиографии свойственно описание в первую очередь внешних событий, то исповедь, несмотря на изменения, которые претерпевает жанр с течением времени, описывает, прежде всего, переживания внутреннего мира.

Автобиография наряду с дневником является частью мемуарной литературы. Однако «историчность» описанного, общая в дневниках и автобиографиях, является и основным их отличием. Жанр дневника предполагает длительность творческого процесса, создание текста день ото дня, соотнесенность произошедшего события и сделанной записи, а значит - свежесть, «незамутненность» восприятия. Создатель автобиографии же подводит самим фактом создания подобного произведения своеобразный итог своей жизни, поэтому описываемые события зачастую происходят за много лет до написания.

Еще одно значимое отличие дневника от автобиографии состоит в том, насколько их тексты направлены на читателя, то есть предполагают дальнейшее прочтение. Если в случае автобиографии ответ на этот вопрос очевиден, дневники в этом отношении вызывают споры исследователей.

В то же время исследователи отмечают, что «автобиография - это обзор жизни, в котором автор воспринимает автобиографию как некую тренировку в оценке собственной жизни. Она максимально ретроспектива, в то время как дневник создается по мере возникновения тех или иных событий» .

Одной из важнейших отличительных черт дневника является особенность организации теста, непременная датировка, описание событий, еще не успевших стать прошлым. Этот способ структурирования повествования позволяет соотнести жанр дневника с хрониками. Однако системообразующим фактором в хрониках становится время, в дневниках же - жизнь и переживания автора. Значим также и тот факт, что хроники, как и дневники, получают художественный аналог в эпоху Возрождения, начиная с пьес-хроник Шекспира, и вплоть до произведений Дос Пассоса, в которых многие исследователи улавливают черты хроник. Однако хроники не получают такого широкого литературного и художественного распространения, так как на ранних периодах своего развития остаются жанром «для избранных», в то время как развитие жанра дневника обусловлено постепенной «демократизацией» жанра, в результате чего авторами дневников становилось все большее количество людей.

Наконец еще один жанр, который нередко сопоставляют с дневником, это письма. Их сближает в первую очередь ограниченное количество адресатов. Кроме того, на страницах дневников и писем проблемам бытовым и мировым уделяется равнозначное внимание. Вместе с тем, совокупный пласт писем того или иного автора - материал для исследования более широкий и разнообразный, поскольку письма являлись до середины XX века единственным способом заочной коммуникации, а значит, их писали в том или ином формате все грамотные люди. По письмам к разным адресатам одного и того же автора можно проследить как стилевые оттенки, так и особенности взаимоотношения с тем или иным адресатом.

Однако дневники можно рассматривать также как письма к самому себе. Если дневник принадлежит писателю, у читателя есть возможность проследить «чистый» авторский стиль, который иногда совпадает со стилем произведений, а иногда отличается.

Одной из разновидностей жанра дневника являются путевые дневники, ежедневное фиксирование происшествий того или иного путешествия. Путевые дневники - это слияние жанров дневника, поскольку в путевом дневнике также часто очень много личного, субъективного, а не объективного восприятия событий, и жанра путешествия. Путешествие, которое, как уже было отмечено выше, не является художественным жанром, оказалось очень продуктивным для развития художественной литературы. Помимо уже упомянутого путевого дневника, большое распространение получил также роман-путешествие, который сложился к XVIII веку, объединив в себе черты философского, авантюрного и психологического романов. В таких произведениях путешествие является «движущей силой» сюжета (например, «Робинзон Крузо» Д. Дефо, 1719).

Итак, дневники оформляются как жанр мемуарной литературы сравнительно поздно. Однако формирование это занимает определённое время. Сегодня нам доступно более 300 дневников, собранных исследователями в книгу «Английские дневники» . Сохранилось также 20 дневников XVI века. Причина такого резкого увеличения количества дневников, во-первых, в том, что стало больше грамотных людей (по данным сайта http://www.mcsweeneys.net/articles/literacy-rates с 20% мужчин и 5% женщин в XVI веке до 30% мужчин и 10% женщин в XVII веке). Во-вторых - растущий индивидуализм, интерес к собственному я, определяемый эпохой. Так, английский ученый Рой Портер связывает рост количества людей, ведущих дневники, с растущим индивидуализмом в Европейских сообществах . Другие ученые, например, Вильям Хеллер, также отмечают значимость дневников для Пуритан начала XVII века, когда дневник «становится для них эрзацем исповеди»

Если обратиться к истории появления дневников, то в мировой литературе дневники восходят к Японии, где первые дневники датируются XI веком. В Индии подобные работы автобиографического характера датируются XVI веком, а в Китае - XII. В то же время нет оснований полагать, что эти работы были известны и, следовательно, оказали какое-либо влияние на западный мир. Поэтому источник автобиографических и дневниковых записей для европейцев лежит в древней Греции и Риме. Однако у современного исследователя дневника возникает следующая сложность. Дневник - жанр до последнего времени рукописный, интимный, а значит - не тиражируемый, существующий только в одной копии. Дневник подвержен уничтожению от любого катаклизма, пожара, наводнения, а значит сохранение записей - это задача, выполнение которой возможно только с случае осознания значимости данного документа для историка, литературоведа и проч.

Интерес к дневниковым записям появлялся во многих странах в разные периоды. Ранее всего эта работа начала вестись в Англии, где уже в начале XIX века Уильям Мэтьюз составляет библиографию дневниковых записей, созданных на территории Англии, Шотландии и Ирландии в период с XV по конец XVII века. Мы также можем проследить историю создания разнообразных немецкоязычных дневниковых записей, начиная с XVI века. Основной же пласт дневниковых записей, созданных на русском языке, относится к довольно позднему периоду, начиная со второй половины XVIII века. Однако и здесь исследователя зачастую ожидает разочарование. Многие документы были уничтожены, многие - хранятся в архивах, не всегда доступные широкому читателю.

Таким образом, история создания дневников насчитывает 5 веков, начиная с XVI века по настоящее время. Интересно проследить структурное и смысловое изменение формы и содержания дневника за этот период. Как уже упоминалось ранее, говоря о дневниках, мы основываемся на достаточно скудном материале. В нашем распоряжении на сегодняшний день имеется несколько (не более десяти) дневников XV века, около 30 дневников XVI века, а, начиная с XVII века, жанр приобретает все большую популярность, англоязычные источники насчитывают уже более 300 текстов, аналогичная тенденция прослеживается и в других странах. Говоря о текстах, предшествующих XVII веку, не следует забывать, что современное слово «дневник» в этот период обозначается различными терминами. Так, наряду с привычным «Diary» в английских источниках также встречаются реже немецкое «Tagebuch», и чаще французское «Journal» и латинское «Diurnal». Все четыре слова обозначают дневник, в каждом из них есть отсылка к факту написания текста на ежедневной основе. Однако данные обозначения могут выступать в одном и том же тексте как синонимы. Слова эти синонимичны, однако, возможно, указывают на характерные особенности тех или иных записей. Здесь необходимо также упомянуть о том, что авторы сами присваивают своим текстам принадлежность Дневниковому жанру, и это определение может быть зачастую ошибочным.

Дошедшие до нас, дневники XV - XVI веков не могут называться дневниками в современном значении этого слова, так как в основе их либо придворные записи, воспроизводящие события разнообразных дипломатических миссий, или путевые заметки из путешествий (дневник Альбрехта Дюрера «Семейные хроники. Дневник из путешествия в Нидерланды 1520 - 1521 гг»).

К XVII веку тенденция несколько меняется. Дневниковые записи приобретают более «интимный», личный характер, из документа эпохи превращаясь в «оттиск» личности. Кроме того, дневник, как и вся литература, постепенно перестает быть жанром только высших социальных кругов. Помимо того, что уровень грамотности в Европе XVII века значительно возрастает, постепенно и бумага становится более доступной для «среднего класса», что вызывает повышенный интерес к жанру у все большего количества людей. Типичным примером здесь будет являться знаменитый дневник Семюэля Пайпса.

К XVII веку также относится и один из немногочисленных памятников дневникового творчества на русском языке - это дневники Марины Мнишек, а также памятник Армянской истории, дневник Закария Акулисского, описывающий торговые путешествия в восточные (Иран, Турция) и европейские (Италия, Франция, Голландия) страны, их обычаи, природу, природные катаклизмы, пережитые автором в этих странах. Этот дневник велся в период с 1647 года по 1687. Однако, в указанных примерах не затрагивается личность создателя текста, даже его отношение к происходящим событиям. Поэтому книга скорее относится к жанру хроник или путевых заметок.

Следующие несколько веков - это расцвет дневникового жанра. В этот период появляется все многообразие дневников. Тексты создаются как для того, чтобы быть прочитанными читателем сразу по мере создания («Дневники» братьев Гонкур, «Дневник Писателя» Достоевского), и, напротив, для того, чтобы быть уничтоженными (Дневники Кафки, Дневник Серена Киркегора в период с 1840 - 1850 год), личные дневники ведут большинство писателей (Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Льюис Кэрол, Вальтер Скотт итд), политические деятели (Теодор Рузвельт, королева Виктория, Николай II), актеры, музыканты, художники (то есть представители искусства, не имеющие прямого отношения к созданию текстов (П.И.Чайковский, Вацлав Нижинский, Фрида Кало). Примечательно, что в XX веке словно представляется невозможным, чтобы знаменитый политический деятель не вел дневник, поэтому возникают дневники-подделки, такие как Дневник Адольфа Гитлера. Это период, когда упомянутый выше разрыв между сохранившимися дневниками в разных странах значительно сокращается (мы говорим о европейском материале), количество материала для исследователя достаточно велико. В этот период продолжается тенденция, начавшаяся еще в XVII веке, когда написание дневников постепенно перестает быть прерогативой высшего общества.

Однако увеличившееся количество материала вытесняет дневники простых обывателей из поля научного интереса исследователей. Если дневники XV-XVII века - материал для изучения не только и не столько литературоведа, сколько один из немногочисленных источников информации для историка, социолога, лингвиста, то о более позднем периоде существует целый ряд прочих свидетельств, поэтому все больше внимание исследователей (и значит читателей) концентрируется на дневниках людей, прославившихся в той или иной области. Вместе с тем, в XX веке во Вторую Мировую Войну можно наблюдать обратный процесс, когда Анна Франк, Этти Хильсам, Отто Вульф, Нина Луговская становятся известны широкому читателю только благодаря своим дневникам, описывающим пережитое во время войны.

Дневники XVIII - XX века отличает от предшествовавших периодов еще одна особенность. В конце XVII - начале XVIII века в литературе появляется новый жанр; дневниковые записи оказываются настолько популярны, что становятся объектом для подражания писателей, возникают первые художественные дневники. С этого момента у создателей частных дневников появляется еще один ресурс для подражания, художественные дневники.

Поскольку дневники, как упоминалось ранее, жанр интимный, говорить о частных дневниках, написанных в последние годы еще слишком рано, мало что уже вышло в печать. Однако в последние десятилетия появляется новая разновидность дневниковых записей, веб-дневники, блоги. Каждый желающий может создать свой дневник-блог, добавлять туда записи, сам определять, кого он допускает быть своим читателем. Значимое отличие этого жанра от жанра дневников заключается в том, что это уже не интимный жанр, поскольку большое количество читателей блога является показателем его успешности. В последние годы даже появляется новая профессия «блоггер». Новые дневники продолжают тенденцию предыдущих веков по максимальной демократизации жанра, сейчас любой обладатель выхода в интернет может вести свой блог. Таким образом, дневник в настоящий момент - один из немногих живых литературных жанров, с течением времени он претерпевает определенные изменения, однако интерес исследователей и читателей к жанру не угасает.

Выводы

Дневник - это текст, написанный для себя, а не для посторонних глаз, описывающий только что случившееся, событие как личной, так и глобальной значимости, с указанием дат создания и с периодичной пополняемостью. Различные формообразующие черты позволяют рассматривать дневник как эволюцию ряда других жанров, являющихся частью мемуарной литературы.

Рецензенты:

Клинг О.А., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой Теории Литературы Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва;

Липгарт А.А., д.ф.н., профессор кафедры Английского языкознания Филологического факультета Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Ромашкина М.В. ДНЕВНИК: ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15447 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса