Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Для себя или для других? «Жизнь сердца» героев Для себя или для других? «Жизнь сердца» героев

Л. Н. ТОЛСТОЙ.

«ВОЙНА И МИР»

Урок-исследование.

Тема: Жизнь сердца героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Цель: Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Эпиграф:

…Любовь есть радость, которая не покидает человека даже в страдании, но светит ему сквозь все неудачи, лишения и огорчения, так что он радуется и тогда, когда терпит муку…

Любовь сама по себе… есть уже счастье, в которой душа перестаёт каменеть.

И. А. Ильин

« Часто, сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла его чувство, как и все чувства, которые она постоянно угадывала»?

Продолжите фразу: «Если близкий тебе человек, разделяет твои чувства, постоянно угадывает твои мысли, значит…. (любит).

Одной из характерных черт русской литературы являются испытания героев любовью: от того, как герой преодолевает это душевное волнение, это испытание, мы судим о нём, как о сильной и слабой личности.

Давайте вернемся назад и вспомним, какими же оказались герои Островского, Гончарова, Тургенева? Как они справились с этим испытанием?

Островский любовь : самоотвержение, безоглядная, жертвенная.

Гончаров любовь – долг, борьба; материнская забота; источник жизни.

Тургенев любовь – способность глубоко чувствовать. Любовь возвышает Базарова.

Вернёмся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с этим утверждением? В чем именно?

Что думают о любви ваши сверстники? Вот некоторые выдержки из их работ:

1. Все мечтают о любви, даже самые холодные люди. И когда она приходит, человек становится добрее и лучше…

2. Я мечтаю о большой и чистой любви…

3. Любовь – лучшее состояние человека. Если кто этого не знает, тот, я считаю, обделен и опустошен…

4. Даже если у нас с ним ничего не получится, и он уйдёт, я буду молиться за его счастье, потому что я его действительно люблю…

И таких высказываний можно приводить еще много. У каждого своё видение и понимание любви. Своё оно и у Толстого. И в этом мы попытаемся сегодня разобраться. Без любви и страдания нет жизни – вот нравственная доминанта «Войны и мира».

Героев романа условно можно разделить на 4 группы:

1. Андрей, Пьер, Марья – группа наиболее глубокого психологического проникновения. Эти герои противоречивы и многогранны.

2. Ростовы, Денисов, Кутузов – более цельные, наивные, непосредственные. Здесь меньше пищи для психологического анализа.

3. Народ – это одно целое с таинственной силой жизни. Возможность психологического анализа здесь исключена.

4. Светское, высшее общество – живут фальшивой жизнью. Их психология Толстого не интересует, потому здесь описание ограничивается меткой уничижительной характеристикой.

Таким образом, герои Толстого живут настоящей либо ненастоящей жизнью. Середины нет. Толстой придал яркость и конкретность борьбе фальши и естественности в душах героев, использовал излюбленный в русской литературе прием – испытание любовью. Способны ли на самопожертвование герои Толстого?

Итак, нами поставлена одна проблема: «Жизнь сердца» героев романа. Какова она?

Гипотеза: любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти свое место в ней. Настоящее чувство то, которое свободно от расчетов, глубоко и искренне.

Механизм исследования: анализ эпизодов.

Класс делится на группы:

1. аналитическая: Что такое любовь? (словари, справочники, сочинения).

2. Есть ли сердце у Элен?

3. Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

4. Друбецкой и Жюли Карагина. Что руководит их отношениями?

5. Наташа Ростова и Андрей Болконский. Как вы расцениваете и объясняете её измену?

Рецензия на выступления:

1.Логично.

2.Полно 3. Нет лишних мыслей?

5. Как бы вы оценили ответ группы?

Возвращаемся к формулировке проблемы: «Жизнь сердца» героев романа. Какова она?

Дайте ответ на вопрос в виде словесных ассоциаций, относительно каждого героя:

    Для Наташи. Любовь – это настоящее…

    Для Элен. Любовь – это…

    Для Андрея. Любовь – это…

    Для Пьера. Любовь – это…

    Для Берга. Любовь – это…

    Для Друбецкого. Любовь – это…

Наша гипотеза о том, что любовь занимает в жизни героев одно из важных мест, помогая лучшим из них понять и полюбить жизнь, найти своё место в ней, что настоящее чувство то, которое свободно от расчётов, глубоко и искренне, верна?

А что же для вас означает любовь?

1) О какой любви вы мечтаете? – это тема домашнего сочинения.

2) Согласны ли вы с утверждением Байрона: «В судьбе мужчины любовь не основное, для женщины – любовь и жизнь – одно?»

3) Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: «Сущность её жизни – любовь?»

Кутузов и Наполеон

8) Капитан Тушин , капитан Тимохин

Планы в течение всего времени изучения романа

1. Жизненный путь Андрея Болконского

2. Жизненный путь Пьера Безухова

3. Жизненный путь Николая Ростова

4. Наташа Ростова

5. Княжна Марья

Урок 2. Том первый, часть первая

гл.1-5 (салон Шерер),

гл. 7-11, 15-17(у Ростовых),

Пьер Безухов (гл.2-5), дом старого графа Бузухова Безухова 12,13, 18-21 (смерть графа Безухова).

Болконские: гл.1-5(кн.Андрей), 22-25 (в имении Болконского в Лысых Горах)

1. В Петербурге и в Москве. Салон Анны Павловны Шерер (гл.1-5; гл. 2 – см. развернутое сравнение салона с ….)): краткая характеристика хозяйки; гости салона; о чем говорят в салоне, Первое явление главных героев (Пьер, кн.Андрей)

2.«Мысль семейная» в романе

1. Семья графов Ростовых(граф Илья, графиня, Наташа, Николай , Петя, Вера, Соня).Рассказ о семье(состав семьи, где и как живут, кратко о каждом и ее общая характеристика, фамильные черты.. Главы про именины Наташи и ее матери, гости, влюбленная молодежь.

2. Семья князей Болконских: старый князь Николай Андреевич, князь Андрей, Марья, Где живет старый князь,распорядок жизни в доме, принципы старого князя.: он утверждал, что у человека может быть 2 несчастья - и, 2 добродетели …и..; деспотизм и требовательность, рациональность и трудолюбие. Прощание отца с сыном, завет отца.Общие черты всех Болконских. Том 1, часть 1, гл. 22-25

Кн. Андрей – краткая характеристика; осн. события его жизни (по 1 части)

3. Безуховы. Старый граф Безухов. Смерть старого графа, борьба за мозаиковый портфель. Его сын Пьер (где жил, воспитывался и получал образование, его положение в начале романа, первое появление в романе – в светском салоне; какой образ жизни ведет, с кем проводит время).

4. Семья князя Василия Куракина: к.Василий , Анатоль,Элен , Ипполит. Как кн. Василий говорит о своих детях. Кратко охарактеризовать каждого. Общие семейные черты. Где живут, какой образ жизни ведут.

Урок 3.

Война 1805-1807 годов. Судьбы героев, как меняются первоначальные представления Андрея Болконского и Николая Ростова о войне и о себе. Истинный и ложный героизм. Капитан Тушин , капитан Тимохин.

Домашнее задание

Том первый, часть вторая

Герои: Андрей Болконский, Николай Ростов, капитан Тушин, капитан Тимохин, Долохов

Закладки(главные эпизоды): 1) кн.Андрей на поле Аустерлица, 2)батарея Тушина

Главные вопросы:

1. Как меняются представления героев (Кн.Андрей и Николай Ростов) о войне и о самом себе

1)Война в представлении Андрея Болконского – это….. Ход и успех военных действий зависят от… Офицеры в штабе. – это…, они (каковы?)… Как представляет себя и свою роль в войне, к чему стремится и о чем мечтает? Что оказывается в действительности? Перелом в мировоззрении, прозрение героя (на поле Аустерлица).

2)Война в представлении Николая Ростова – это….. Ход и успех военных действий зависят от… Офицеры в штабе – это … Как представляет себя и свою роль в войне, к чему стремится и о чем мечтает? Что оказывается в действительности?

2. Истинный и ложный героизм (капитан Тушин - батарея Тушина, Долохов и Тимохин)

Сообщения (индивидуальные задания(

1. Война для Берга (С какой целью идет на войну? Как проявляет себя? Меняется ли что-то в самом персонаже и в понимании персонажем происходящего?)

2. Война для Бориса Друбецкого. (портрет, его поведение в ситуациях – с императором перед сражением, с солдатами и особенно с Тимохиным, с кн.Андреем)(С какой целью идет на войну? Как проявляет себя? Меняется ли что-то в самом персонаже и в понимании персонажем происходящего?)

3. Кутузов на войне (портрет, его поведение в ситуациях – с императором перед сражением, с солдатами и особенно с Тимохиным, с кн.Андреем)

4. Кто же герой – Тимохин или Долохов?

Урок 4 -5 Том второй. 1806-1811 гг.,

Для себя или для других? «Жизнь сердца» героев

Важнейшие эпизоды выделены, подчеркнуты!

1. Что происходит в жизни главных героев (основные события(?

1)Кн. Андрей. Возвращение домой, смерть жены, решение жить для себя, встреча с восторженным Пьером и спор с ним, поездка в Отрадное к Ростовым - воскресает ощущение радости и полноты жизни, эпизоды размышлений (2) кн.Андрея при виде дуба возвращение к деятельной жизни, (участие в военной реформе, в комиссии по изменению воинского устава); бал и встреча с Наташей Ростовой ; отъезд на лечение за границу по настоянию отца; разрыв с Наташей.

2 ) Пьер. Дуэль с Долоховым и разрыв с женой; встреча в Торжке с видным масоном и вступление в масонскую ложу – воодушевление идеями масонства; поездка в имения с целью улучшить жизнь крестьян; встреча с кн.Андреем ; разочарование в масонстве; любовь к Наташе, помощь ей.

3)Николай. Отпуск в родном доме; крупный карточный проигрыш Долохову ; охота исвятки , любовь к Соне и недовольство его матери; возвращение в полк как в семью (все там понятно, все отношения ясны, в отличие от гражданской жизни)

4) Княжна Марья. Трудности жизни с любимым и деспотичным отцом, забота о Николеньке; сватовство Анатоля и отказ княжны(по 1 тому)

2. «Жизнь сердца» героев

1) Наташа. Анализ эпизодов «Ночь в Отрадном», «Танец Наташи».

«Жизнь сердца» Наташи: как складываются ее отношения с князем Андреем? В чем природа ее увлечения Анатолем?

2) Наташа и Соня – сравнительная характеристика

3) Счастливы ли в своей любви Соня и Николай?

4)Способна ли Элен любить? Есть ли у нее «сердце»?

5)Любит ли Берг Веру?

6)Что руководит отношениями Бориса и Жюли?

Лев Николаевич Толстой в своем знаменитом романе "Война и мир" в качестве основной мысли выделял "мысль народную". Эта тема наиболее многогранно и ярко отразилась в отрывках из произведения, в которых описывается война. Что же касается "мира", в его изображении преобладает "мысль семейная". Она также играет очень важную роль в интересующем нас произведении. Тема любви в романе "Война и мир" во многом помогает автору раскрыть эту мысль.

Любовь в жизни персонажей романа

Практически все персонажи произведения подвергаются испытанию любовью. К нравственной красоте, взаимопониманию и истинному чувству приходят не все из них. Кроме того, это происходит не сразу. Героям приходится пройти через ошибки и страдание, искупающее их, очищающее и развивающее душу.

Жизнь Андрея Болконского с Лизой

Тема любви в романе "Война и мир" раскрывается на примере нескольких героев, одним из которых является Андрей Болконский. Его путь к счастью был тернистым. В возрасте 20 лет, будучи неопытным юношей, ослепленным внешней красотой, он решает жениться на Лизе. Но к Андрею очень быстро приходит угнетающее и мучительное понимание того, что он ошибся жестоко и неповторимо. В разговоре со своим другом, Пьером Безуховым, он произносит почти в отчаянии слова о том, что не следует жениться до того, как сделал все, что мог. Андрей говорит, что многое дал бы, чтобы сейчас не быть связанным семейными узами.

Болконскому со своей женой не приносила спокойствия и счастья. Более того, он ею тяготился. Супругу свою Андрей не любил. Он ее, скорее, презирал, относясь к ней как к ребенку из глупого пустого света. Болконского угнетало ощущение того, что его жизнь бесполезна, что он стал идиотом и придворным лакеем.

Душевный перелом Андрея

У этого героя впереди было гибель Лизы, душевный перелом, тоска, усталость, разочарованность, презрение к жизни. В то время Болконский напоминал дуб, который стоял презрительным, сердитым и старым уродом между улыбающимися березами. Это дерево не желало подчиняться обаянию весны. Однако вдруг в душе Андрея поднялась путаница молодых надежд и мыслей, неожиданная для него самого. Как вы, вероятно, догадались, тема любви в романе "Война и мир" получает дальнейшее развитие. Герой уезжает из имения преображенным. Опять перед ним на дороге дуб, но теперь он не уродливый и старый, а покрытый зеленью.

Чувство Болконского к Наташе

Тема любви в романе "Война и мир" очень важна для автора. По мысли Толстого, это чувство - чудо, которое возрождает нас к новой жизни. к Наташе, девушке, столь непохожей на вздорных и пустых женщин света, появилось у Болконского не сразу. Оно обновило его душу, перевернуло ее с невероятной силой. Андрей стал теперь совершенно другим человеком. Он будто вышел на свет из душной комнаты. Правда, даже чувство к Наташе не помогло Болконскому смирить свою гордыню. Ему так и не удалось простить Наташе ее "измены". Только после того как он получил смертельную рану, он переосмыслил свою жизнь. Болконский после душевного перелома понял страдания, раскаяние и стыд Наташи. Он осознал, что был жесток, разорвав отношения с ней. Герой признался, что любит ее еще больше, чем прежде. Однако уже ничто не могло удержать Болконского в этом мире, даже пламенное чувство Наташи.

Любовь Пьера к Элен

Тема любви в романе Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере Пьера. Судьба Пьера Безухова чем-то похожа на судьбу Андрея, его лучшего друга. Подобно ему, увлекшемуся в юности Лизой, Пьер, только что возвратившийся из Парижа, влюбился в Элен, которая была кукольно красива. При раскрытии темы любви и дружбы в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" следует отметить, что чувство к Элен было у Пьера по-детски восторженным. Пример Андрея не научил его ничему. Безухову пришлось на собственном опыте убедиться в том, что внешняя красота далеко не всегда является внутренней, душевной.

Несчастливый брак

Этот герой ощущал, что между ним и Элен не существует преград, что эта девушка была ему страшно близка. Над Пьером имело власть ее мраморное прекрасное тело. И хотя герой понимал, что это нехорошо, он все-таки поддался чувству, которое эта развратная женщина внушила ему. В итоге Безухов стал ее мужем. Однако брак не был счастливым. Чувство мрачного уныния, разочарования, презрения к жизни, к себе и к жене охватило Пьера спустя некоторое время после жизни с Элен. Ее загадочность обернулась глупостью, душевной пустотой и развратом. Об этом стоит упомянуть, если вы пишете сочинение. Тема любви в романе Толстого "Война и мир" освещается с новой стороны во взаимоотношениях между Пьером и Наташей. О том, как эти герои, наконец, обрели свое счастье, мы сейчас и поговорим.

Новая любовь Пьера

Безухов, встретив Наташу, подобно Андрею, был поражен ее естественностью и чистотой. В его душе чувство к этой девушке начало робко расти уже тогда, когда Наташа и Болконский полюбили друг друга. Пьер был рад за них, однако эта радость смешивалась с грустью. Доброе сердце Безухова, в отличие от Андрея, поняло Наташу и простило ее за случай с Анатолем Курагиным. Несмотря на то что Пьер старался презирать ее, он смог увидеть, насколько она измучена. И тогда душу Безухова впервые переполнило чувство жалости. Он понял Наташу, возможно, потому, что ее увлечение Анатолем напоминало его собственное увлечение Элен. Девушка поверила в то, что Курагин обладал внутренней красотой. В общении с Анатолем она, подобно Пьеру с Элен, ощущала, что между ними нет преграды.

Обновление души Пьера Безухова

Путь жизненных исканий Безухова продолжается после размолвки со своей супругой. Он увлекается масонством, затем участвует в войне. Безухова посещает полудетская идея о том, чтобы убить Наполеона. Он видит, как горит Москва. Далее ему уготованы тяжелые минуты ожидания своей смерти, а затем плен.

Душа Пьера, очистившаяся, обновленная, прошедшая через страдания, сохраняет любовь к Наташе. Вновь повстречав ее, он обнаруживает, что эта девушка также сильно изменилась. Безухов не узнал в ней прежнюю Наташу. В сердцах героев проснулась любовь, к ним вдруг вернулось "давно забытое счастье". Ими овладело, по выражению Толстого, "радостное сумасшествие".

Обретение счастья

Жизнь проснулась в них вместе с любовью. Сила чувства вернула Наташу к жизни после длительной душевной апатии, которая была вызвана гибелью князя Андрея. Девушка думала, что с его смертью ее жизнь кончена. Однако любовь к матери, возникшая в ней с новой силой, показала Наташе, что любовь все еще жива в ней. Сила этого чувства, составляющего сущность Наташи, была способна вызывать к жизни людей, которых любила эта девушка.

Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова

Тема любви в романе Льва Толстого "Война и мир" раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.

Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала - Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе "Война и мир" Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.

Барнагян Эмма Агоповна,
Ростовская область, с. Чалтырь,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Чалтырская СОШ №1

План урока литературы в 10 классе

Тема урока: ««Жизнь сердца» героев романа «Война и мир».

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

— обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;

— развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;

— воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

— групповая

— коллективная

— индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока:

Сущность её жизни – любовь…
Л. Н. Толстой.

I. Оргмомент (проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…
Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

— А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» — чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» — состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» — говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, — вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

— Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», — сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

— Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… — олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

— Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

— В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» — убеждают в силе и серьезности их чувств.

— Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

— Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

— Какое место в жизни героев занимает любовь?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса