Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Cочинение «Роман "Преступление и наказание"

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

Читаемое в разделе:

  • Аргументы по теме «Дружба и вражда». К итоговому сочинению
  • Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Дружба и вражда». Включены произведения: «Горе от ума», «Герой нашего времени», «Война и мир».

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Победа и поражение». Включены произведения: «Песня про … купца Калашникова».

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «разум и чувство». Включены произведения: «Слово о полку Игореве», «Недоросль».

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Опыт и ошибки». Включены произведения: «Обломов», «Тихий Дон», «Мы», «Хлеб для.

    Роды литературы – это общность словесно-художественных произведений по типу отношения автора к художественному целому. В литературе определяют три рода.

    «>Роды и жанры литературы
    Перечень произведений для подготовки к итоговому сочинению 2016-2017 уч. год

    Перечень художственных произведений (с указанием ключевых характеров) для подготовительной работы над итоговым сочинением 2016-2017 учебного года по пяти.

    Ранее опубликованные в разделе:

  • Аргументы по теме «Разум и чувство». К итоговому сочинению
  • Легенда относится к тем литературным жанрам, с которыми сталкивается каждый человек в своей жизни. Очень часто подобные произведения находят своих читателей.

    В классической русской литературе силлабо-тоническая система стихосложения является наиболее распространенной. Причина тому легко объяснима – данный стиль.

    Силлабическая система стихосложения активно применялась и применяется в тех языках, где ударение в словах имеет фиксированное положение. Происходит это по той.

    Тоническое стихосложение в нашей стране предшествовало появлению силлабо-тонического. Его особенность состоит в том, что ритмообразующим фактором является.

    Система стихосложения складывается на основе определенных факторов, характерных для каждого языка. В их роли могут выступать ударения, интонация, звуки, слоги и так.

    Новые материалы раздела:

  • Как писать сочинение с использованием критического материала
  • Одним из этапов овладения навыками грамотного написания сочинений по литературе является необходимость учиться осваивать и применять приёмы работы.

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Дружба и вражда». Включены произведения: «Горе от ума», «Герой нашего времени».

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Опыт и ошибки». Включены произведения: «Обломов», «Тихий Дон», «Мы».

    Пять аргументов для подготовки школьников к итоговому сочинению по блоку тем: «Победа и поражение». Включены произведения: «Песня про … купца.

    Честь и бесчестие

    Произведения о чести и бесчестии . Теперь вам не придется искать аргументы для итогового сочинения по направлению «Честь и бесчестие». Мы подобрали аргумент на каждую возможную тему по данному направлению. Составляя аргумент ссылаясь на данные произведения, вы легко получите «зачёт» по критерию К2.

    1. роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка »
      • Аргумент №1. Гринев сохранил свою честь даже под страхом смерти.
      • Аргумент №2. Швабрин — яркий пример человека, потерявшего достоинство.
      • рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека » (Соколов — русский солдат, которы не боялся смотреть в глаза смерти и вызвал уважение фашистов)
      • роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времни » (Печорин, знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружение)
      • поэма М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова » (Калашников отдал жизнь ради чести своей семьи)
      • повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » (Остап достойно принял смерть)
      • очерк Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда » (Лицемерный и корыстный Сергей не вызывает уважения, его сложно назвать мужчиной. Бесчестие)
      • роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание «:
        • Аргумент №1. Раскольников — убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?
        • Аргумент №2. Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?
        • Аргумент №3. Дуню оклеветали, но ее честь была восстановлена. Честь легко потерять.
      • роман В.А. Каверина «Два капитана «
      • новелла Проспера Мериме «Маттео фальконе «
      • повесть В. Быкова «Сотников «
      • повесть В.Г. Распутина «Пожар «
      • роман Нины Сороткиной «Трое из навигацкой школы » (есть экранизация «Гардемарины, вперёд! «)
      • роман Ги де Мопассана «Милый друг «

    Сочинение на тему Честь и бесчестие в романе Преступление и Наказание, Достоевский читать бесплатно

    ­Честь и бесчестие

    Практически у всех героев романа «Преступление и наказание» сложный и полный испытаний путь, который может привести либо к перерождению, либо к духовной смерти. Автор писал это произведение на пике сложного для страны времени, а именно во время перехода к капиталистическому образу жизни, когда все можно было купить и продать. Главный герой Родион Раскольников — молодой студент, который вынуждено оставил учебу из-за отсутствия денег и влачил жалкое существование.

    Раскольников жил в убогой коморке в Петербурге, закладывая периодически ценные вещи старухе-процентщице Алене Ивановне. Всем известно было, что она злостная и неприятная женщина, однако никто не решался на такой отчаянный поступок, который совершил главный герой. Будучи убежденным, что одни люди просто «твари дрожащие», а другие «право имеют», он убил старуху, а заодно и ее сводную сестру Лизавету Ивановну, которая неожиданно заглянула с визитом.

    Ради доказательства своей теории, герой фактически потерял честь и моральный облик. Он теперь был самым настоящим убийцей с тяжелым прошлым. По христианской морали он был грешен, и не только из-за убийства старухи, но из-за того, что не любил людей. Его антиподом в романе выступает Соня Мармеладова, ставшая для него хорошей подругой и слушательницей. Ее путь тоже грешен и полон бедствий. Мать девушки была тяжело больна, а кормить ее и маленьких детей в семье было нечем.

    Тогда Соня решилась на отчаянный шаг и продала свою честь. Девушка с юных лет вынуждена была торговать своим телом, чтобы прокормиться саамам и помочь домочадцам. Но ей есть оправдание. Во-первых, в отличие от Раскольникова она не ненавидела людей, а любила всем сердцем. По натуре девушка была открытым и набожным человеком. Писатель подчеркивает, что по общественным меркам она, конечно же, была грешна, но по христианским — она была святой, так как жертвовала собой во благо других.

    Эту же теорию можно было бы применить по отношению к Раскольникову, избавившему многих молодых студентов от злостной старухи-процентщицы. Однако его гордый ума, бунтарство и мрачный настрой сыграли с ним злую шутку. Поэтому Соня настаивала, чтобы он нашел в своем сердце себя, постарался открыться навстречу людям и наполнил душу любовью к Богу. Только в этом она видела истинное спасение. Да, и сам автор утверждал, что это единственный способ переродиться.

    Раскрытие темы Честь и бесчестие на примерах из произведений Достоевского Преступление и наказание и Лескова Леди Макбет Мценского уезда (Итоговое сочинение)

    Одним из важнейших моральных принципов является честь. Честь – комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, достоинство, благородство. Но мне кажется, что в двадцать первом веке понятие честь утратило свое истинное значение: многие люди совершают определенные поступки, помогают другим только для того, чтобы окружающие похвалили их или вознаградили. Такое поведение можно назвать бесчестием. Бесчестие – всякое действие, противное чести.

    «честь нельзя отнять – ее можно потерять», — сказал А.П.Чехов. И действительно, каждому человеку еще в детстве прививали нормы поведения, говорили, как себя вести хорошо, а как плохо. И этого у человека нельзя отнять.

    Но совершив тот или иной плохой поступок, человек может потерять свою честь и достоинство, опозорившись таким образом в глазах своих близких.

    В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главная героиня Соня Мармеладова теряет свою честь, когда идет на улицу торговать своим телом. Да, она потеряла свое достоинство, нарушила правила приличия того времени, но она это делала ради своей семьи, так как являлась единственным кормильцем.

    Тему бесчестия также затрагивает в своем очерке «Леди Макбет Мценского уезда» Николай Лесков. Главная героиня, молодая купчиха Катерина совершает ряд аморальных поступков: заводит роман с любовником, убивает своего свекра и мужа и в конце совершает самоубийство. Она не чувствует особой вины за эти поступки, ей все равно, что она поступила несправедливо, потеряла достоинство.

    Тема чести и бесчестия актуальна и в наше время. Но проблема в том, что люди в некотором смысле «размыли» границы между этими понятиями. Издевательства и подшучивания над слабым человеком могут быть одобрены в кругах современной молодежи. Сострадание, взаимопомощь и милосердие уже не имеют такой значимости как раньше.

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

    Выбор между честью и бесчестием рано или поздно возникает у каждого человека. Мы попадаем в ситуацию, когда перед нами возникает развилка: одна дорога прямая, другая дорожка кривая, зато напрямик. Мы понимаем, что второй вариант куда легче и быстрее доведет нас до цели, но первый позволит сохранить достоинство и доброе имя. Многие люди выбирают то, что наименее трудно, так как не имеют нравственной силы добиваться своего честно. Однако есть и те, кто ни за что не пожертвует добродетелью. Ситуация нелегкого выбора – хороший способ проверить, чего стоит человек. Когда она возникает и как ее узнать?

    Чтобы ответить на поставленный вопрос, обратимся к художественной литературе. В романе Толстого «Анна Каренина» героиня влюбляется в красавца Вронского, хотя она – замужняя женщина и примерная мать. Своего мужа она никогда не любила, так как разница в возрасте и интересах не позволила им сблизиться, поэтому ее можно понять. Молодой офицер скоро добивается взаимности, он и Анна становятся любовниками. Очевидно, что герои должны были выбирать между честью и бесчестием, когда поняли, что влюблены. Честного пути для них изначально не существовало, ведь развод в те времена уже считался бесчестием. Как поступить? Предать любовь? Обмануть супруга? Вот и они не знали ответа. И никто точно не знает, как поведет себя в такой ситуации. Нельзя смириться с тем, что нужно прожить жизнь без любви, но и предательство – не выход из положения. В литературе это называется «коллизией» (неразрешимым конфликтом), вот тогда то и возникает сложный выбор, ведь прямой дороги нет, и стираются границы между честью и бесчестием.

    В романе Достоевского «Преступление и наказание» тоже была затронута. Соня Мармеладова вынуждена кормить семью, так как ее отец пропивает все деньги, а мачеха больна чахоткой. Ей пришлось получить «желтый билет». С этого момента девушка рассталась с честью, поправ свое человеческое достоинство. Но перед нами снова коллизия: у нее нет другого выхода. Либо вся семья погибает голодной смертью, либо Соня жертвует собой ради их жизни. Нельзя сказать, что она пошла этим путем ради денег или от природы была развратна. Порок ее не коснулся даже на панели. Но в ситуации крайней нужды героиня оценила свое доброе имя не слишком высоко, ведь другой чаше весов находилась жизнь семьи. Нищета порочна сама по себе, ведь обесценивает человеческое достоинство. Поэтому люди, сильно нуждающиеся в средствах, всегда находятся на распутье.

    Когда же возникает выбор между честью и бесчестием? Когда в жизни ничего не происходит, и человек спокоен, он, скорее всего, будет жить честно, так как нет соблазна, но в любовной лихорадке и в крайней нужде все мы способны засомневаться в целесообразности добродетели.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    На мой взгляд, честь и совесть – ведущие понятия, характеризующие человеческую личность. Обычно честь – это совокупность наиболее благородных, доблестных чувств человека, заслуживающих уважение других людей. Честь и совесть взаимосвязаны, так как соблюдение правил чести помогает человеку обрести душевное спокойствие и жить в согласии со своей совестью. Но вполне естественно, что из-за многообразия различных человеческих характеров понятие о чести может быть разным и даже противоположным у двух разных личностей.

    На мой взгляд, именно из-за этой вариативности понимания проблема чести и совести волновала писателей, поэтов и других людей творческих профессий во все времена, поэтому мне кажется, что наиболее оправданным было бы рассмотрение проблемы чести и совести на основе произведений разных писателей различных жанров. Они играют ведущую роль в истории русской литературы XIX века: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и «Дубровский» и роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Несмотря на то что все произведения относятся к XIX веку, мне кажется, что представление чести в них довольно различно, а это позволяет рассмотреть проблему наиболее объективно.

    Сначала, как мне кажется, следует изучить самый важный аспект проблемы – понятие чести. Герой каждого из вышеназванных произведений понимает ее по-своему. У Пушкина, на мой взгляд, самое классическое, простое и в то же время самое близкое мне по духу понятие чести… Один из главных героев «Капитанской дочки», Петр Андреевич Гринев, понимает честь именно как действие всегда по совести.

    Душа Гринева содержит как бы две чести, два понятия о ней – это долг по отношению к императрице, а следовательно, к Родине, к Отечеству, и долг, который на него накладывает любовь к дочери капитана Миронова. То есть основная составляющая чести у Гринева – это долг. Когда Пугачев помогает Гриневу освободить Машу Миронову из плена Швабрина, то Гринев хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести».

    Но в опасные, тяжелые моменты любовь все же преобладает над долгом по отношению к Отечеству, как это обычно и бывает, и Гринев готов рисковать военными силами ради спасения Маши. Тогда в разговоре с генералом Гринев заявляет: «Ваше превосходительство, прикажите взять мне роту солдат и полсотни казаков и пустите меня очистить Белогорскую крепость». Наверное, это оправдывается тем, что любовь – высшее из всех возможных чувств, а тем более любовь к определенному человеку. Отечество – понятие общее, включающее в себя много других, к нему практически невозможно питать те же чувства, что и к любимой девушке. Поэтому такое поведение Гринева можно в какой-то степени оправдать.

    Совсем другое понимание чести у еще одного главного героя «Капитанской дочки», героя вроде бы отрицательного, – Пугачева. Его понимание чести держится исключительно на уровне чувств, по большей части дружеских. Именно эта ограниченность, как мне кажется, позволяет Пугачеву зверствовать в ограбленных завоеванных селениях и крепостях, не чувствуя при этом укоров совести, и в то же время помогать Гриневу спасать Машу, помня его доброту в былые времена. «Кто из моих людей смеет обижать сироту? Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет!». Это говорит Пугачев в ответ на сообщение о том, что Швабрин держит Машу в неволе, принуждая выйти за него замуж.

    Довольно похожая, на мой взгляд, ситуация есть в «Дубровском». Старший Дубровский – потомственный дворянин, честь которого зиждется на его положении и истории его рода. Одна из основных составляющих чести в понятии старшего Дубровского – это гордость. Именно она не позволяет ему сносить оскорбления слуг богатого соседа Кирилы Петровича Троекурова: «Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете вы мне псаря Парамошку с повинною, а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин». Эта чрезмерная гордость позволяет Дубровскому довести дело даже до суда с бывшим другом, а в конце концов и до собственной смерти.

    У сына же Дубровского, Владимира, снова, как и у Гринева, главный аспект мотива чести – это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Кириле Петровичу, но позднее злое чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери Троекурова. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви. Молодая горячность Владимира Дубровского позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его в конце концов свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью. Таково было понимание чести в произведениях Пушкина, в начале XIX века. В принципе, в большинстве случаев это пушкинское понимание чести, на мой взгляд, сохранилось и поныне.

    Абсолютно другой взгляд на понятие чести мы встречаем у Лермонтова. Герой Лермонтова Печорин вообще не типичный персонаж, а исключительный. Это можно выяснить даже из самого названия романа. Герои всегда редки и исключительны, это – единицы. Поэтому и честь Печорина – это честь другая, исключительная. Печорин знает и предвидит все, он образован и неплохо разбирается в человеческих отношениях… Печорин позволяет себе многое, и единственное, что сдерживает свободу его действий, – это остатки былой души и совести. После дуэли с Грушницкиму Печорина что-то немного дрожит внутри. «Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого. Я невольно закрыл глаза… У меня на сердце был камень». Фактически у Печорина нет чести в традиционном понимании этого слова. Проблески благородства и доброты, временами его осеняющие, вызываются, как мне кажется, ощущением исключительности собственного предназначения. Поэтому я бы сказала, что главной и единственной составной частью чести у Печорина является его исключительность. Вернее, чести в обычном понимании нет! Есть только остатки совести, которые в совокупности с осознанием важности собственного предназначения образуют как бы «бесчестие в чести».

    По-моему, отсюда можно сделать вывод, что Печорин в некотором роде является предтечей Раскольникова. У него тоже понятие чести очень личностно и своеобразно, оно никак не совмещается с общественным пониманием чести, а иногда является и сдерживающим фактором. Раскольников не признает общества и хочет жить лишь по собственным, им самим придуманным и взлелеянным законам. Но существовать ему приходится именно в обществе, а оно обычно не принимает людей, отрицающих его законы, поэтому наличие своеобразного и довольно необычного понимания чести и то, что Раскольников не думает вначале о людях вокруг него вообще, позволяет ему совершить убийство старухи. Но совесть заставляет его в итоге сдаться в полицию. Эта придуманная им самим разновидность чести позволяет Раскольникову лгать следователю Порфирию Петровичу, отпираться, не признаваться в совершении преступления: «Лжете вы все!.. Я не знаю ваших целей, но вы все лжете… Вы лжете!».

    Другое понимание чести встречается у Свидригайлова. Здесь, наоборот, не честь рождает любовь, как у Пушкина в «Капитанской дочке», а любовь возрождает утраченное ранее понятие чести. Совесть же Свидригайлова – это исключительно его память, в частности привидения, его посещающие. Память пробуждает в нем доброту, участие, сострадание, понимание людских бед. И, как мне кажется, в первую очередь совесть и любовь заставили его «уехать в Америку», не позволили жить дальше… Любовь и честь…

    Таким образом, я могу сказать, что во всех заявленных в начале сочинения произведениях так или иначе прослеживается мотив чести и совести. У Пушкина честь и совесть взаимосвязаны и, на мой взгляд, обыкновенно присутствуют у любого человека, возможно, в разных проявлениях. У Достоевского, пожалуй понятие общественной чести применительно к обычному человеку исчезло полностью.

    Честь и совесть – одна из важнейших характеристик души человека. Поэтому проблема чести присутствует в произведениях почти всех русских писателей XIX и XX века. А понимание чести, как выяснилось, может быть различным. Это объясняется, на мой взгляд, разным мировоззрением писателей. Но, несмотря на внешне различное понимание и проявление чести у героев Достоевского, Пушкина и Лермонтова, всегда остается актуальной важность понятий чести и совести для личности и сила их влияния на душу человека, на его чувства и поступки.

    1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

    Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

    2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

    Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

    3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

    Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

    Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

    4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

    Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

    5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

    Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

    «Береги честь смолоду» — учит народная поговорка. Богатство, имущество и т. п. — это все можно терять и вновь приобретать, но однажды потерянную честь не вернёшь.

    Честные поступки направлены на благо людей, если они искренни. А поступки, совершенные напоказ ради личной выгоды — это бесчестие. Понятию чести и бесчестия уделяется большое внимание в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Можно рассмотреть эти понятия на примере двух главных героев — Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой. Родион — парень мрачно настроенный, он не любит людей, не впускает веру в свою душу. Соня же открыта и добра и готова принести себя в жертву ради других. Они оба совершили на первый взгляд неприглядные поступки, но нужно копнуть глубже и понять, чем они руководствовались.

    Родион Раскольников — бедный студент, влачащий жалкое существование. Он остро ощущает несправедливость этого мира, огромную пропасть между богатыми и бедными. Раскольников не желает мириться с такой жизнью. Он задается вопросом: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Он сравнивает себя с Наполеоном, баловнем судьбы. Родион хочет понять, почему одним принадлежит чуть ли не весь мир, а другие лишь рабы. Он решил проверить свою теорию, убив старуху-процентщицу. Это бесчестный поступок, ведь никто не имеет права отнимать человеческую жизнь. Но Раскольников ищет себе оправдание, что этим он хотел сделать как лучше, спасти других бедных студентов от козней неприятной и подлой процентщицы. Но на её место придёт другая, и этим убийством он не решил проблему.

    Духовно возродиться и обрести веру в Бога, открыть сердце людям Раскольникову помогла Соня Мармеладова. В её отношении также встаёт неоднозначный вопрос насчёт чести и бесчестия. Она бедная девушка, сирота. Ей нечего есть самой и нечем кормить младших братьев и сестёр. Мачеха, Катерина Ивановна, выгоняет Соню на панель. Несчастная девушка от безысходности вынуждена торговать своим телом. На первый взгляд, это аморальный и бесчестный поступок. Но она совершила это ради других, спасла свою семью от голода. Да и не смогла она противиться воле мачехи.

    Соня Мармеладова полна благородства и самоотверженности. Даже такое бесчестное занятие не запятнало её, с точки зрения христианства, она осталась чиста. Соня смогла выбраться их этой ямы и спасла от духовной смерти Раскольникова. Она последовала за ним в Сибирь. Вместе они начали новую жизнь, честную и чистую.

    Мы видим, что нельзя давать однозначную оценку чьим-то поступкам, судить по первому впечатлению, ведь у человека могут быть причины, известные лишь ему одному.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса