Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что значила жизнь для мцыри. В чем для Мцыри смысл жизни и согласен ли я с ним (Лермонтов М. Ю.). О чём рассказывает поэма? Какова её тема

Для Мцыри (героя Лермонтова) вся жизнь, я думаю, что это – свобода. Для него она главная.

С самого раннего детства он попал почти в плен – в монастырь. Там ещё строже. Там нет вокруг заключенных или пленников, которые тоже стремятся вырваться обратно на волю. Не с кем строить планы побега, не с кем поговорить о том, что для тебя важно. И нет, с другой стороны, врагов. Кротких монахов трудно ненавидеть! С ними свободолюбивый Мцыри не мог побеседовать о свободе, ведь они просто его не понимали. Монахи сами отказываются от воли, сами приходят на постриг. Для них тяжело жить в миру… Совсем другое дело юный Мцыри.

В поэме показано, как он всегда любовался дикой природой. Смотрел с восхищение на высокие горы, на вольные облака, вдыхал запахи свободы. Он мечтал о ней и видел сны. У него был вариант смириться, забыть о своей мечте, но для него это было абсолютно не возможно.

Ради этой свободы он сбежал из монастыря, он предал людей, которые спасли ему жизнь и, в принципе, желали ему всегда только добра. Он рискнул своей жизнью… Хотя и не умел пользоваться этой свободой. Да, в стремлении к ней он заблудился в лесу, изголодал, был ранен хищником. Его взволновал образ прекрасной девушки, но красавица не стала его целью. И в итоге, к сожалению, он так обессилил, что его опять спасали те же монахи. Неудачно на этот раз. Но перед смертью он был счастлив из-за тех недолгих вольных дней.

Вот поэтому я считаю, что главным в жизни, дороже самой жизни для Мцыри была воля. Не любовь (она лишь начала зарождаться в его сердце), не богатство (совсем нет), не безопасность, не известность, не Родина… Мцыри очень романтичный герой, но не в розовом свете влюбленности, а в свете любви к свободе. Настоящий герой! Вот только он был немого не готов к тому, чтобы перенести эту самую волю. Однако он так долго к ней стремился, так ждал, что она стала его страстью – ослепила. Вот он и не видел опасности… Так с любой мечтой нужно быть очень аккуратным.

Сочинение Смысл жизни Мцыри

С начала произведения Мцыри обращается к старику, который прожил много лет и видел много он чего и ведь молодой человек, тоже мог познать всю эту жизнь, но не дано, он узник, его судьба предрешена.

В его словах – обида, горечь к тому, кто и неосознанно, но лишает его жизни, и это понимание дается герою не просто. Ведь его мысли происходят тогда, когда он при смерти и ему уже не доведется изведать, что такое жизнь.

Но что значит она для самого молодого человека?

И для того, чтобы дать ответ на данный вопрос, нужно рассмотреть сначала, как составлено данное произведение. Оно поделено на две разные части. Первая часть занимает только лишь страницу, рассказывая о судьбе данного персонажа и монастыре. Вторая часть насыщена событиями того, как он сбегает из данного места пребывания.

Тем самым автор выделяет главную идею: жизнь молодого человека в монастыре не считается вовсе, это просто физиологическое бытие. Об этом не надо много рассказывать, поскольку оно не имеет красок, оно не интересно. Молодой человек и сам осознает, что не живет, а существует.

В монастыре люди не имеют каких-либо целей, грез, здесь нет каких либо чувств, здесь нет даже солнышка и тепла. Потому Мцыри бежит оттуда, бежит, желая найти для себя свое «я».

Истинная жизнь молодого человека закончилась тогда, когда он, будучи совсем крохотным, попал из родного места в монастырь, и затем, снова началась, когда сбежал с него. Всего три дня. Три дня свободы, и об этом говорится в произведении. Быть на свободе, вот его мечта, вот его желание! Он хочет вернуться к себе на родину, он хочет дышать свободно и привольно – вот эта его настоящая жизнь!

Но эта жизнь не может быть без рисков и здесь происходит вечная борьба, - это проявляется тогда, когда молодой человек выходит из стен монастыря. Он бежит из того места, где так долго пробыл, бежит, к свободе своей и это делает тогда, когда идет сильный дождь. Дождь с грозой.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

    Антиутопия – это достаточно молодой жанр, который представляет читателю какой-то выдуманный мир или выдуманное общество (как правило – наше собственное будущее), которое рассматривается критически и имеет негативные черты

  • Суриков В.И.

    12-го января 1848 г. в семье красноярского регистратора родился известный художник Василий Иванович Сурков. Первым кто заметил талант мальчика, был Гребной Н. В., который и начал обучать его искусству рисования.

  • Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри 8 класс

    Среди всех русских поэтом Михаил Юрьевич Лермонтов занимает особое место в русской литературе. У поэта особенный, отвергающий всю мелочность человеческой повседневности и обыденности

  • Лето в деревне – это свежий воздух, голубое небо, душистый запах леса, разнообразные вкусные ягоды и грибы. Я с нетерпением жду жарких летних деньков, чтобы окунуться в незабываемую атмосферу близости к природе.

  • Сочинение рассуждение Жизнь человека

    Для чего человеку дается жизнь? Это вопрос, на который можно дать миллион разных ответов. В каждом возрасте и в каждой отдельно взятой жизненной ситуации, истории ответ будет дан абсолютно разный.

Ход урока

Слово учителя (часть 1, слайд №1)

Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прочитана. Страстная, написанная как бы на одном дыхании. Она, несомненно, вам понравилась. В центре поэмы – образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. В своей исповеди перед смертью он скажет монаху: «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил!»

Главная задача нашего урока – ответить на вопросы:

Что значит для Мцыри жить?

В чем смысл жизни для Мцыри?

(эти проблемные вопросы записаны на доске. Учитель предлагает ученикам записать в тетради дату, тему урока - проблемные вопросы).

Цели урока: (слайд №2)

На уроке мы с вами попытаемся

Ответить на вопросы, записанные на доске;

Познакомиться с историей созданной поэмы;

Закрепит навыки рассуждения на литературную тему;

Повторит основные художественные приемы;

Раскрыть содержание нового литературного понятия «монолог-исповедь».

Начнем наш урок с проверки домашнего задания , которое в основном было дано индивидуально и прозвучит в течение всего урока.

Итак, 1-е задание . Историческая справка. История создания поэмы «Мцыри». (Презентация, слайды № 3-12).

Напоминаю, сюжет поэмы . Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря, неизбежная смерть героя.

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыры, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя о трех днях, проведенных на свободе.

Следующее домашние задание поможет нам понять, как жил Мцыри в монастыре, почему же он так стремился покинуть его стены.

(Реализация домашнего задания «Жизнь Мцыри в монастыре».

Ребята, кому же в поэме непонятен и чужд Мцыри?

Конечно же, монахам.

О том, что монахи не понимали переживания и стремления Мцыри, свидетельствует начало поэмы. Оно написано от автора, который рассказывает о жизни мальчика, какой она представлялась монахам .

Докажите это, работая с текстом. Для работы я предлагаю вам главы 2,3,20,26 (слайд №13,14).

Итак, о чем думают монахи и о чем думает Мцыри?

(Учащиеся работают с текстом, выбирая материал для заполнения таблицы. На экране таблица, открыты только заголовки. Дети заполняют таблицу в тетради, а потом проверяют на экране).

Вывод: если монастырь для Мцыри – плен, темница, то монахи не могут казаться ему спасителями. Однако они вылечили его, одевали, кормили, заботились о нем. Почему же все-таки они не стали спасителями?

(Ответы, размышления учащихся)

Обобщение учителя:

Но ведь взамен они требовали от него «изречь монашеский обет», стать монахом, а это значит – отказаться от своих надежд, мечтаний, т.к. монастырская жизнь – это уход от людей, от мира, полный отказ от желаний собственной личности. Это служение Богу, выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. С этим Мцыри смириться не хочет. Он мечтает вернуться на родину.

- Какой же предстает в воображении Мцыри, в его «живых снах» родина ? Какие чувства она в нем пробуждает? Обратимся к тексту. К какой главе?

-Выразительное чтение 7 главы (слайд №15)

А сейчас просмотрите видеоролик, который поможет вам еще лучше представить Грузию, куда так рвался герой поэмы.

(Видеоролик «Кавказ»)

Вспомните, у Лермонтова: «Грузия! Она цвела… в тени своих садов».

Такой далекой и желанной предстает родина в воображении Мцыри. Родина - это «чудный край тревог и битв», где люди вольные, как птицы. Здесь не говориться о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов, как и его герой видят Кавказ только с положительной стороны, где все близкое и родное. И что же происходит в жизни Мцыри?

(Он бежит из монастырского плена, совершает побег).

- Какова цель побега Мцыри?

Подтверждаем текстом.

а) Давным-давно задумал я/ Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,/ Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

б) Мою пылающую грудь/ Прижать с тоской к груди другой

Хоть не знакомой, но родной

в) Я мало жил, и жил в плену / Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог, Я променял бы, если смог

г) Я цель одну - /Пройти в родимую страну - /Имел в душе…

(вспомните отличительные черты романтизма в тетрадях. Одна черта:

- Поэма Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками исповеди Мцыри. (глава 3, стр,328)

Я знал одной лишь думы власть…

В тот чудный мир тревог и битв.

Вывод: Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.

-Что же увидел и узнал Мцыри, вырвавшись на свободу? Об этом мы поговорим после вашей работы в парах. У вас на столах лежат листы с заданиями разного уровня сложности. Вы сами выбираете вариант (их 6). На выполнение задания отводится 5 минут. Кто будет читать, кто ответит на вопрос.

Выслушиваем ответы. Слайды части 2.

    Бегство из монастыря (лайд №1).

    Встреча с грузинкой (слайд №2).

    Бой с барсом (слайд №3).

    Роль пейзажа в поэме (слайд № 4).

    Анализ художественных средств (слайд № 5).

Я хочу обратить ваше внимание на новое для вас слово , которое несколько раз звучало на уроке. Кто был внимателен? Что это за слово? Подсказка: это форма изложения событий (исповедь).

-Запишите определение термина (слайд № 6).

(Она помогает поэту психологически правдоподобно, при этом постепенно раскрыть внутренний мир Мцыри, т.к. позволяет пережить вместе с ним все, что произошло: и монастырскую неволю, и радость свободы, и упоение от боя с барсом, и отчаяние от оттого, что не попал в родную страну).

    Работа со статьей В. Г. Белинского «Стихотворение Лермонтова».

Какой же вывод мы можем сделать, выслушав ребят?

(Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

- Каким словом объединяет Мцыри все свои переживания? Все это - жизнь!

« Что делал я на воле?» «Жил»

Что значит для героя жить для героя?

(находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться и побеждать, и главное – испытывать блаженство « вольности святой».

-Ответили мы на вопрос, поставленный в начале урока?

А теперь я предлагаю обратится к эпиграфу поэмы. Перечитаем (слайд № 7). Эпиграф взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорным», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил запрет. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно уставший, в лесу обмакнул палку в соты медовые. Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Что же значат слова эпиграфа? Как вы его понимаете?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. По Библии нарушивший запрет умрет. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но не смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задает философский уровень исповеди: под медом поэт подразумевает сладость свободы. (вкусив сладость свободы, человек уже не сможет жить иначе)

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в той самый момент, когда это было всего опасней.

Идея – лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заточение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре. (Что хотел сказать автор?)

Как вы думаете, почему поэма имеет открытый финал?

У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого свое мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

« Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил…»

Тест. Контроль знаний по теме.

Оценки.

Домашнее задание (слайд № 8).

Написать сочинение-эссе на тему: «Кем стал для меня Мцыри?»

Подготовиться к тесту.

8Г класс. ДЗ по литературе (Лермонтов «Мцыри»)

1) Прочитайте:

1. статью учебника о Лермонтове (с.247 – 249);

2. поэму Лермонтова «Мцыри» (с.250 – 268)

3. опорный материал (ниже)

. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Романтический герой и романтический конфликт.

Над поэмой «Мцыри» поэт начал работать в 1837 году.

Лермонтов был сослан царём на Кавказ. Из курса истории вам известно, что царское правительство вело длительную войну с горцами. Лермонтов воевал в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Но не только воевал, он любовался горными пейзажами Кавказа, историей гордого горского народа.

При созерцании прекрасных горных видов Кавказа, его соборов и монастырей прошлое оживало в воображении Лермонтова. Впечатления от мцхетского собора отразились в поэме «Мцыри».

Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак .

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером и остававшемся в нём до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

Главным героем поэмы Лермонтова делает умирающего юношу, который «мало жил, и жил в плену» . Всю жизнь (короткую, непродолжительную) он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре – оплоте духовной несвободы (монахи (иноки) добровольно отреклись от всех радостей жизни). И хотя монахи жалели его, заботились о нём, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.


Сюжет и композиция

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря.

В небольшой 2-й главе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир . Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине.


Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

Роль лирического монолога.

Монолог Мцыри носит характер исповеди . И это даже не монолог, а диалог-спор (хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу).

О чём спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Этот спор – столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений .

С одной стороны смирение, пассивность, боязнь потрясений, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный .

С другой стороны жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, протест против рабства духовного .

Что значит для Мцыри жить?

Что увидел Мцыри на воле?

Монолог, исповедь Мцыри не носит характер покаяния , меньше герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел, вымаливать за них прощение Всевышнего. Монолог Мцыри – это не исповедь в церковном смысле, а скорее всего проповедь свободы .

Защищая свои права на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования . Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мир тревог и битв» , не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми.

Помыслы Мцыри рвутся в страну отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей , соединённых дружбой и боевым братством. Мысли и желания героя высоки и бескорыстны .

Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он хочет проникнуть в самую суть бытия .

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Пейзаж и его функции.

- Какой видит Мцыри природу на воле?

Мцыри в своём рассказе выбирает самые впечатляющие картины кавказской природы, помогающие понять его чувства и переживания в тот момент .

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нём, природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нем у.

В начале поэмы природа изображается в ярких красках (глава 6 ). Природа (перед встречей с грузинкой – глава 11 ) напоена негой и предчувствием счастья, любви .

В конце его рассказа долина предстаёт как выжженная пустыня (глава 22 ) .

И всё же Мцыри утвердился в мысли, что мир прекрасен . Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству.

Анализ эпизода «Встреча с барсом».

Каким мы видим Мцыри в этом бою?

Эпизод встречи с барсом – гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам .

…с торжествующим врагом

он встретил смерть лицом к лицу,

как в битве следует бойцу?..

И эти строки не только о погибшем барсе. Ведь также гордо, «собрав остаток сил» , смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри.

Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?

Рассматривание иллюстраций Константинова и Фаворского?

- Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом Лермонтова»?

Белинский говорил, что Мцыри – это любимый идеал Лермонтова , что это «отражение в поэзии тени его собственной личности» .

Тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы . Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы.

Но, физически сломленный («на мне печать свою тюрьма оставила…»), герой обнаруживает огромную силу духа, до последних мгновений остаётся он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии:

Увы – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Умирающий, но не покорённый , он является символом мужества и воли .

Поэма «Мцыри» воспевает красоту подвига во имя свободы, силу, которую придаёт личности целеустремлённость .

Смысл эпиграфа – восстание против судьбы, непокорность, защита естественных прав человека, который достоин свободы и счастья.

- Так о чём же эта поэма?

Значение поэмы более широкое (не только против религиозной морали, догмы).

Передовые люди, современники поэта, да и сам поэт, чувствовали себя в николаевской России, как в тюрьме, темнице. Отсюда мотивы узничества, которые слиты с мотивами тоски по воле, стремления к борьбе, свободе.

Смысл поэмы Лермонтова - в том, чтобы прославить могущество воли, мужество, мятеж и борьбу , к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Какое чувство остаётся после чтения поэмы?

Ответьте на вопросы учебника (с. 268-269).

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как: пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Страстную тоску передовых Лермонтова по прекрасной, свободной отчизне воплотил поэт в поэме «Мцыри». Прикоснуться к родной земле – вот о чем мечтал одинокий мальчик, выросший на чужбине в сумрачных монастырских стенах, «в тюрьме воспитанный цветок…». Как сон, проносились перед ним воспоминания о родных горах, вставал образ отца, отважного воина с гордым взором. Ему представлялся звон его кольчуги, блеск ружья. Помнил он и песни своих юных сестер. Решим во чтобы то ни стало найти путь домой, Мцыри убегает из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле, трепещущие от страха монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой.

Проведя ночь на свободе, Мцыри просыпается на краю скалистой бездны, над пропастью, внизу шумит усиленный грозой бурный поток, стремящийся вырваться из тесного ущелья. Мцыри в дружбе с потоком, как и в дружбе с грозой. Ещё ближе узнаём мы этого юношу «могучего духа» в битве с барсом. Бешеный скачок зверя грозит ему смертью, но он предупреждает его верным ударом. Сердце Мцыри зажигается жаждой борьбы. Из этой борьбы он выходит победителем. Сцена с барсом является здесь такой же центральной, как «богатырский бой» в «Песне». На вопросы монаха, что делал он на воле, Мцыри отвечает: жил! А на вопрос, что он видел за стенами монастыря, рисует яркую картину поразившей его своей красотой земли. Он видел пышные поля, зеленые холмы, тёмные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далёкой отчизны. Лермонтов страстно протестовал против всех видов рабства, боролся за право людей на земное человеческое счастье.

Как землю нам больше небес не любить, - писал ещё подростком («Земля и небо»), а потому и монастырь, вырывающий человека из жизни, он изобразил как мрачную тюрьму. «Пламень, а не хлад» с юных лет таясь жил в груди героя поэмы. Огонь, который жёг его душу, к концу вспыхнул ярким пламенем. Состояние разочарованности, духовной усталости, демонической мрачности чуждо Мцыри. Тоска, испытываемая юношей, - это не состояние безнадежности и упадка, это – страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Совершенно другой характер, чем это было у романтика-индивидуалиста, носит и одиночество Мцыри. Он вырос одиноким, потому что его окружали чуждые по духу люди. Но он тяготится этим одиночеством и жаждет общения с людьми. Одиноким оказался Мцыри и в своей борьбе за права и свободу человека. Но он рвется к борьбе в рядах других, вместе со своим народом. Только так и можно понять слова Мцыри в его стремлении. Вместо призыва к покорности и смирению, молитвам и покаянию звучал голос его героя Мцыри, звавшего на волю:

От келий душных и молитв…

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы?

Где люди вольны как орлы.

Мцыри отказывается от рая и небесной отчизны во имя своей земной родины:

Увы! – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Замысел о монахе, рвущемся на свободу, Лермонтов вынашивал десять лет.

Ещё подростком, в 1830 году, он написал небольшую поэму «Исповедь». Это

Была предсмертная исповедь юного монаха, осужденного на казнь за любовь. Он

Требовал себе права на счастье.

Юношу поверял старику свои мечты о жизни, которую у него отняли.

Осудившему его на смерть монастырскому закону юноша противопоставляет

Другой: закон человеческого сердца.

Через несколько лет после «Исповеди» Лермонтов снова вернулся к той же теме в поэме «Боярин Орша». Её герой – раб. Он также воспитывался в монастыре и также рвался на волю. Он полюбил дочь своего господина, и за это «преступление» его также судят монахи. Многие строки из своих двух ранних поэм Лермонтов позднее включил в поэму «Мцыри». Сосланный весной 1837 года на Кавказ, он проезжал по Военно-Грузинской дороге. Близ станции Мцхеты, под Тифлисом, существовал некогда монастырь. Здесь встретил поэт бродившего среди развалин и могильных плит дряхлого старика. Это был монах-горец. Старик рассказал Лермонтову, как ещё ребенком был взят в плен русскими и отдан на воспитание в этот монастырь. Он вспоминал, как тосковал тогда по родине, как мечтал вернуться домой. Но постепенно свыкся со своей тюрьмой, втянулся в однообразную монастырскую жизнь и стал монахом. Рассказ старика, который в юности был в мцхетском монастыре послушником, или по-грузински «мцыри», отвечал собственным мыслям Лермонтова, которые он вынашивал много-много лет. В творческой тетради семнадцатилетнего поэта читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная душа томится. – Идеалы». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощение: всё написанное до сих пор не удовлетворяло, и ни одну из ранних поэм он не напечатал. Самое трудное заключалось в слове «идеалы». Прошло восемь лет, и Лермонтов воплотил свой старый замысел в поэме «Мцыри». Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в одном лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Гимн высокой «пламенной страсти», гимн романтическому горению – вот что такое поэма «Мцыри».

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса