Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое тональность в музыке, учимся определять и изменять тональности. Детский вокально-эстрадный коллектив коломбина Какие знаки в фа диез мажоре

Связано это только с тем, что аналогичный мажор является гаммой, не употребляемой по причине своей изначальной сложности в плане ключевых знаков, что будет рассмотрено несколько позже.

Гамма соль-диез минор

С минорной гаммой все достаточно просто. По принципу определения тональностей (квинто-квартовый круг) она является параллельным минором к гамме си-мажор и содержит пять ключевых знаков, распространяющихся на всю гамму. Это диезные знаки фа/до/соль/ре/ля (стандартная последовательность).

Как положено в данном случае, от ноты соль-диез строятся три основных минорных лада: натуральный, гармонический и мелодический минор. В соответствии с правилами сольфеджио и гармонии музыки, в повышенной на полтона является седьмая ступень (F# (фа-диез) до одноименного дубль-диеза (F##)). В мелодическом миноре при игре гаммы вверх на полтона повышаются шестая и седьмая ступени (для ми это обычный диез (E#), для фа - двойной (дубль) диез (F##)), а при прохождении гаммы вниз повышения на полтона отменяются.

Гамма соль-диез мажор

С мажорной тональностью дело обстоит не так просто. Дело в том, что как уже было сказано выше, эта практически не используется и заменяется на энгармоническую (равную по звучанию).

В данном случае это обычный ля-бемоль мажор. В нем и со знаками все проще.

Но отдельно остановимся именно на мажорной гамме, построенной от ноты соль-диез. В принципе, ее можно сравнить с обычным соль-мажором, в котором все ноты повышены на полтона.

Следуя правилу добавления диезов или определения тональности по знакам при ключе, можно было бы определить диезный порядок следующим образом: обычный порядок от фа до си, а потом снова повышение на полтона, но уже фа-диеза. Таким образом, получается, что при ключе должен содержаться фа-дубль-диез.

Понятно, что дубль-диезы при ключе используются крайне редко. Тем не менее, говоря о такой сложной гамме, знаки при ключе можно построить в таком порядке: фа-дубль-диез, а дальше обычная последовательность от ноты до до ноты си. Как видим, мороки со знаками достаточно много. Именно поэтому намного проще использовать энгармонический бемольный мажор, ведь по своему звучанию ноты соль-диез и ля-бемоль абсолютно равнозначны.

То же самое касается и параллельного ми-диез минора. Он встречается практически только в теоретическом курсе сольфеджио.

Трезвучия главных ступеней

Что касается основных трезвучий гамм, которые строятся на I, III и IV ступенях гаммы, для минора тоническое трезвучие - это последовательность повышенных и чистых нот: соль (G#)/чистое си (H)/ре (D#), субдоминанта - до (C#)/чистое ми (E)/соль (G#), доминанта - ре (D#)/фа (F##)/ля (A#).

Для мажорной гаммы, построенной от соль-диез, тоническое трезвучие содержит такие повышенные на полтона ноты с диезами: соль (G#)/си (H#)/ре (D#), субдоминанта - до (C#)/ми (E#)/соль (G#), доминанта - ре (D#)/еще раз повышенное фа (F##)/ля (A#).

Итог

В заключение остается добавить, что если возникают сложности с определением знаков в ключе для таких сложных тональностей, как соль-диез мажор, не стоит пугаться. Нужно просто применить четкое правило следования диезов при ключе один за другим. Только и всего. И неправы те, кто утверждает, что при ключе дубль-диезы содержаться не могут. Примеров с наличием таких знаков можно найти просто огромное количество. Другое дело, что такие тональности остаются невостребованными и практически никогда не используются при написании музыкальных произведений.

Если вы уже начинали изучать сольфеджио, то знаете, что любая мажорная тональность строится следующим образом: тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон.

Определяющей тоникой выступает первая нота первой ступени. Если взять тональность до мажор, тоникой будет нота до. Для наглядности можно рассмотреть пример тональности . Первая ступень – соль-ля, двигайтесь от ноты соль в обозначенном порядке вверх:

Соля-ля – тон
Ля-си – тон
Си-до – полутон
До-ре - тон
Ре-ми – тон
Ми-фа# – тон
Фа# – соль – полутон

Итак, вы получили тональность соль мажор с одним знаком (диезом - #) при ключе со следующим звукорядом: соль – ля – си – до – ре – ми – фа# – соль.

Если вы начнете строить тональности подобным образом, продвигаясь по квинтам вверх, то получите еще 6 тональностей:

1. Ре мажор – 2 #
2. Ля мажор – 3 #
3. Ми мажор – 4 #
4. Си мажор – 5 #
5. Фа-диез-мажор – 6 #
6. До- – 7 #

Однако для определения количества знаков при ключе в той или иной тональности не нужно постоянно строить звукоряд в соответствии с правилом семи ступеней, достаточно запомнить порядок диезов, который никогда не меняется:

1. Фа#
2. До#
3. Соль#
4. Ре#
5. Ля#
6. Ми#
7. Си#

Так, если вы возьмете тональность с тремя диезами, это будут фа#, до# и соль#. Если с двумя, то фа# и до#. Еще одно важное правило состоит в том, что тоникой в мажорном ладу считается следующая по возрастанию нота после последнего диеза в тональности. Если у вас три диеза – фа#, до# и соль#, то тоникой будет нота ля, а тональностью, соответственно, . Таким образом, когда вам нужно определить количество знаков при ключе какой либо тональности, достаточно взять предыдущую по убыванию в октаве диезную ноту и определить ее порядковый номер в ряду диезов. К примеру, вас просят определить количество диезов в тональности ми мажор. Предыдущая нота – ре#. В ряду диезов она занимает четвертое место, значит, знаков при ключе четыре – ре#, соль#, до# и фа#.

Минорный лад

Если вы уже разобрались в ключевых знаках мажорных тональностей, то с минорными разобраться будет гораздо проще. Существуют параллельные тональности. Это мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками. Расстояние между ними составляет одну малую терцию вниз от тоники минорной тональности. Другими словами, для определения параллельной минорной тональности нужно опуститься от мажорной тоники на три полутона вниз.

Запоминать соответствия между мажорными и минорными тональностями не обязательно, со временем это само по себе уляжется в вашей голове. А вот выучить порядок бемолей для определения знаков и их количества при ключе стоит.
Итак, порядок бемолей выглядит следующим образом:

1. Си
2. Ми
3. Ля
4. Ре
5. Соль
6. До
7. Фа

Считаются бемоли аналогично способу подсчета в мажорных тональностях, только правило тоники тут уже другое. Мажорной тоникой является не следующая нота, а предпоследний бемоль из заданных в тональности. То есть если вы возьмете тональность с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре), то третий из них (он же предпоследний) – ля - и будет тоникой. Таким образом, вы получаете тональность ля бемоль мажор. Пользуясь правилом «трех бемолей», получите минорную тонику фа и тональность фа минор.

Rating 4.26 (35 Votes)

Как исполнить одну и ту же мажорную музыку от разных по высоте звуков?

Мы знаем, что в мажорных тональностях используются как основные ступени, так и производные. В связи с этим при ключе выставляют необходимые знаки альтерации. В предыдущих статьях мы в качестве примера сравнивали C-dur и G-dur (До-мажор и Соль-мажор). В G-dur у нас появился фа-диез для того, чтобы были соблюдены правильные интервалы между ступенями. Именно он (фа-диез) в тональности G-dur и указывается при ключе:

Рисунок 1. Ключевые знаки тональности G-dur

Так как же определить какой тональности какие знаки альтерации соответствуют? Именно на этот вопрос и помогает ответить квинтовый круг тональностей.

Диезный квинтовый круг мажорных тональностей

Идея следующая: берём тональность, в которой нам известно количество знаков альтерации. Естественно, известна и тоника (основа). Тоникой следующей по диезному квинтовому кругу тональности станет V ступень нашей тональности (пример будет ниже). В знаках альтерации той следующей тональности останутся все знаки нашей предыдущей тональности плюс появится диез VII ступени новой тональности. И так далее, по кругу:

Пример 1. Берём за основу C-dur. Знаков альтерации в этой тональности нет. Нота соль является V ступенью (V ступень - это квинта, отсюда и название круга). Она будет тоникой новой тональности. Теперь ищем знак альтерации: в новой тональности VII ступенью является нота фа. Для неё и выставляем знак диеза.

Рисунок 2. Нашли ключевой знак диеза тональности G-dur

Пример 2. Теперь мы знаем, что в G-dur при ключе стоит фа-диез (F#). Тоникой следующей тональности будет нота ре (D), поскольку она является V ступенью (квинта от ноты соль). В D-dur должен появиться ещё один диез. Ставится он для VII ступени D-dur. Это нота до ©. Значит, D-dur имеет два диеза при ключе: F# (остался от G-dur) и C# (VII ступень).

Рисунок 3. Ключевые знаки альтерации для тональности D-dur

Пример 3. Давайте полностью перейдём на буквенное обозначение ступеней. Определим следующую тональность после D-dur. Тоникой будет нота A (ля), поскольку она является V ступенью. Значит, новая тональность будет A-dur. В новой тональности VII ступенью будет нота G, значит при ключе добавляется ещё один диез: G#. Итого при ключе имеем 3 диеза: F#, C#, G#.

Рисунок 4. Ключевые знаки альтерации A-dur

И так далее, пока не дойдём до тональности с семью диезами. Она будет предельной, все её звуки будут являться производными ступенями. Обратите внимание, что знаки альтерации при ключе пишутся в порядке их появления в квинтовом круге.

Итак, если пройти весь круг и получить все тональности, то получим следующий порядок тональностей:

Таблица диезных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
G-dur Соль-мажор F#
D-dur Ре-мажор F#, C#
A-dur Ля-мажор F#, C#, G#
E-dur Ми-мажор F#, C#, G#, D#
H-dur Си-мажор F#, C#, G#, D#, A#
Fis-dur Фа-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#
Cis-dur До-диез-мажор F#, C#, G#, D#, A#, E#, H#

Теперь давайте разберёмся, причём тут «круг». Мы остановились на C#-dur. Если речь идет о круге, то следующей тональностью должна стать наша исходная тональность: C-dur. Т.е. мы должны вернуться в начало. Круг замкнулся. На самом деле, так не присходит, потому что мы можем продолжить строить квинты дальше: C# - G# - D# - A# - E# - #... Но если подумать, то чему энгармонически равен звук Н# (представьте клавиатуру фортепиано)? Звуку До! Так замкнулся квинтовый круг, но если мы посмотрим на знаки при ключе в тональности G#-dur, то обнаружим, что нам придется добавить фа-дубль-диез, а в последующих тональностях этих дубль-диезом будет возникать все больше, и больше.. Так вот, для того, чтобы пожалеть исполнителя, было решено, что все тональности, где при ключе нужно ставить дубль-диез, объявляются неупотребительными и заменяются энгармонически равными им тональностями, но уже не с многочисленными диезами при ключе, а с бемолями. Например, C#-dur энгармонически равен тональности Des-dur (ре-бемоль мажор) - в ней меньше знаков при ключе); G#-dur энгармонически равен тональности As-dur (ля-бемоль мажор) - в ней также меньше знаков при ключе - и это удобно как для чтения, так и для исполнения, а квинтовый круг между тем, благодаря энгармонической замене тональностей, действительно замкнулся!

Бемольный квинтовый круг мажорных тональностей

Тут всё по аналогии с диезным квинтовым кругом. За отправную точку берут тональность C-dur, поскольку у неё нет знаков альтерации. Тоника следующей тональности находится также на расстоянии в квинту, но только вниз (в диезном круге мы брали квинту вверх). От ноты До квинтой вниз находится нота Фа. Она и будет тоникой. Знак бемоль ставим перед IV ступенью гаммы (в диезном круге была VII ступень). Т.е. для Фа у нас бемоль будет перед нотой Си (IV ступень). И т.д. для каждой новой тональности.

Пройдя весь бемольный квинтовый круг, мы получим следующий порядок мажорных бемольных тональностей:

Таблица бемольных мажорных тональностей
Обозначение Название Знаки альтерации при ключе
C-dur До-мажор Нет знаков альтерации
F-dur Фа-мажор Hb
B-dur Си-бемоль-мажор Hb, Eb
Es-dur Ми-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab
As-dur Ля-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db
Des-dur Ре-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb
Ges-dur Соль-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb
Ces-dur До-бемоль-мажор Hb, Eb, Ab, Db, Gb, Cb, Fb
Энгармонически равные тональности

Вы уже поняли, что тональности одинаковой высоты, но разные по названию (вторая петля круга, вернее, уже спирали), называются энгармонически равными. На первой петле кругов тоже встречаются энгармонически равные тональности, это следующие:

  • H-dur (в ключе диезы) = Ces-dur (в ключе бемоли)
  • Fis-dur (в ключе диезы) = Ges-dur (в ключе бемоли)
  • Cis-dur (в ключе диезы) = Des-dur (в ключе бемоли)
Квинтовый круг

Описанный выше порядок расположения мажорных тональностей и называют квинтовым кругом. Диезные - вверх по квинтам, бемольные - вниз по квинтам. Порядок тональностей можно увидеть ниже (ваш браузер должен поддерживать flash): водите мышкой по кругу над названиями тональностей, Вы увидите знаки альтерации выбранной тональности (мы расположили минорные тональности по внутреннему кругу, а мажорные - по внешнему; родственные тональности объединены). Щёлкнув по названию тональности, Вы увидите как она была рассчитана. Кнопка «Пример» покажет подробный пересчёт.

Итоги

Теперь вы знаете алгоритм расчёта мажорных тональностей, называемый квинтовым кругом .

Сегодня можно встретить большое количество обучающей литературы, в которой расписано практически все. Если вы решили играть классическую музыку, то вам придется выучить теорию. Это нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться , уметь импровизировать и придумывать музыку.

При полном незнании теории музыки лучше всего начать обучение с интервалов. Только после изучения этого раздела вы можете приступать к изучению тональностей. Всего существует 24 тональности. Две из этих тональностей не имеют знаков при ключе, а остальные характеризуются наличием диезов или бемолей.

Какие знаки в ре миноре

Ре минор можно назвать одной из легких тональностей, так как в ней присутствует всего 1 ключевой знак – си-бемоль. Также следует помнить, что все натуральные минорные тональности могут приобретать временные знаки. Например, в гармоническом миноре будет повышаться 7 ступень гаммы. Если спроектировать это правило на тональность ре минор, то вы получите ноту до-диез. Существует и мелодический вид минорной гаммы. По звучанию она будет напоминать мажор, но с небольшими изменениями. У мелодического минора при движении вверх будут повышаться 6 и 7 ступени, а вниз вам нужно будет сыграть или спеть натуральный минор (на письме знаки повышения или понижения ноты отменяются бекаром).

Квинтовый круг, или как научиться импровизировать

Определению названия тональностей по знакам при ключе обучают в музыкальных школах. Вы можете разучить тональности и ключевые знаки в них самостоятельно, воспользовавшись изображением квинтового круга. На нем изображены тональности в зависимости от степени родства. Например, в верхней точке круга расположены тональности без знаков, затем идут тональности с 1, 2, 3 и т. д. знаками при ключе. Справа будут указаны диезные тональности, а слева – бемольные. Если вы запомните квинтовый круг, то вы сможете без труда подобрать аккомпанемент к мелодии, сымпровизировать, а также разобраться в тональности, в которой при ключе большое количество знаков.

Как определить тональность произведения по ключевым знакам

При разучивании незнакомого произведения изначально нужно определить тональность, в которой оно написано. Для этого вам следует обратить внимание на знаки при ключе. Также необходимо взять в расчет и окончание произведения, так как одни и те же ключевые знаки могут присутствовать в двух тональностях – мажоре или параллельном миноре. Только при учете этих двух факторов вы сможете безошибочно определить тональность пьесы.

Следует отметить,

Лад. ТОНАЛЬНОСТЬ. ТОНИКА. ЗВУКОРЯД. ГАММА. ТЕТРАХОРД

Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми ступенями.

Существует 2 основных лада: мажор и минор .

  • Мажор – лад светлого, радостного, твердого характера.
  • Минор – лад грустного, лирического, мягкого характера.

Тональность – это высота лада. Например:

  • Тональность До мажор .
  • Тональность ля минор .

Название тональности определяет её тонику.
Тоника – I ступень лада, самая устойчивая, самая главная. Например:

  • В тональности До мажор тоника - ДО .
  • В тональности ля минор тоника - ЛЯ .

Звукоряд тональности – это последовательность ступеней тональности в восходящем движении (вверх) или в нисходящем движении (вниз).

Звукоряд мажорной и минорной гаммы начинается и заканчивается тоникой и образует гамму.

Гамма – это звукоряд из 8 ступеней.

Половина гаммы образует тетрахорд.

Тетрахорд – это звукоряд из 4 ступеней.

Между ступенями гаммы образуется определённое расстояние: полутон или тон.

Полутон (П) – расстояние между двумя ближайшими клавишами:

. . . .

Тон (Т) =2 полутона:

(Отсюда значит, что полутон = 1 / 2 тона, или 0,5 тона: П= 1 / 2 т; П=0,5т)

Строение гаммы – это определенная последовательность тонов и полутонов.

верхний тетрахорд
Строение мажорной гаммы : Т – Т – 0,5т – Т – Т – Т – 0,5т
нижний тетрахорд
Гамма До мажор:
III III IV V VI VII I
I II III IV V VI VII I

В любой гамме есть устойчивые ступени – I, III, V .

Неустойчивые ступени – II, IV, VI, VII . Неустойчивые ступени тянутся в устойчивые. При этом II, IV, VI – вниз, а VII - вверх (при записи они закрашиваются, стрелочкой обозначается тяготение).

Вводные ступени II, VII . Вводные ступени окружают тонику.
Гаммы со знаками при ключе

От ноты «до» по белым клавишам образуется гамма До мажор .

Чтобы построить мажорную гамму от другой ноты, нужны знаки – диезы (#) или бемоли (b ).

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ОДНИМ ЗНАКОМ ПРИ КЛЮЧЕ

Если от ноты «соль» идти вверх, соблюдая строение мажорной гаммы: Т–Т–0,5т–Т–Т–Т–0,5т ,

то по пути встретится всего один знак – фа#.

Его надо записать при ключе и соблюдать во всем музыкальном произведении.

Получится гамма Соль мажор – гамма с одним ключевым знаком – фа#:

От ноты «фа» строится гамма Фа мажор – гамма с одним бемолем при ключе – сиb.


Знаки в гаммах появляются в определенном порядке.

Порядок диезов при ключе: фа#-до#-соль#-ре#-ля#-ми#-си#.

Порядок бемолей при ключе: сиb-миb-ляb-реb-сольb-доb-фаb.

МАЖОРНЫЕ ГАММЫ С ДВУМЯ ЗНАКАМИ ПРИ КЛЮЧЕ

От ноты «ре» строится гамма Ре мажор – гамма с двумя диезами при ключе – фа# и до#.

От ноты «сиb »строится гамма Сиb мажор – гамма с двумя бемолями при ключе – сиb и миb.

Параллельные тональности

Каждому мажору соответствует свой минор , в котором знаки будут те же.
Тональности с одинаковыми ключевыми знаками, но разной тоникой параллельные .

Чтобы найти от мажора параллельный ему минор, надо опуститься от тоники через одну ступень вниз (на его VI ступень ). Например, Соль мажору параллелен ми минор, в нем тоже один диез – фа# ..

Фа мажору параллелен ре минор, в нем тоже один бемоль – сиb .

И наоборот: чтобы найти от минора параллельный мажор, надо подняться от тоники через одну ступень вверх (на его III ступень). Например, си минору параллелен Ре мажор , в нем тоже два диеза – фа# и до# .

| следующая лекция ==>
|
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса