Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое тембры инструментов. Что такое тембр? Это краски, которые мы слышим

А.Устинов

О понятии "музыкальный тембр" *

В ракурсе рассматриваемого нами вопроса стоит уделить внимание понятию, которое непосредственно связано с оценкой звучания того или иного инструмента и является его неотъемлемым признаком. Это понятие - тембр музыкального инструмента. В словарях по психологии, как впрочем, и во многих музыкальных источниках, этому понятию дается такое определение: "Тембр - субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, связанная с одновременным воздействием различных звуковых частот".

Нам представляется, что указанное понятие до сих пор остается определенным недостаточно четко как для "музыканта", так и для "физика". Корни сложившейся неоднозначности понятия лежат с одной стороны в психологии восприятия звуковых колебаний человеком, с другой - в применяемых способах представления звука в технической акустике.

Позиция "физика" кажется более простой, поскольку для него понятие тембр не включает субъективную компоненту, собственных ощущений. Для него тембр это лишь физические параметры - некоторый набор частотных составляющих - спектр и некоторая волновая форма, ему соответствующая. Для "музыканта" тембр в общем виде - это характер звучания, описываемый такими прилагательными, как "яркий", "сочный", "глубокий", "резкий" и т.п. В тоже время, большую определенность понятие тембр приобретает в связи с конкретным инструментом. Причем, если, например, говорится - "это тембр скрипки", то чаще всего под сказанным понимается не отдельный звук, не какой-то определенный и характерный штрих, прием, а вся совокупность различных звуков, извлекаемых на данном инструменте, включая характерные приемы исполнения и даже шумовые призвуки .

Примечательно, что автоматическая идентификация тембра, то есть распознавание или классификация его с помощью электронных приборов, оказывается не такой уж простой задачей именно потому, что музыкальный инструмент воспроизводит множество родственных, но далеко не одинаковых звуков. Восприятие человека строится на ассоциативных принципах и значения физических параметров звуковых колебаний воспринимаются им не в абсолютных выражениях, а в пропорциях между отдельными параметрами. Однако, самое главное состоит в том, что восприятие тембра происходит в некоторых интегральных, обобщенных характеристиках . По этой причине одни, часто ничтожно малые, изменения физических параметров становятся для слуха очень заметными, а другие, значительно большие изменения - остаются без внимания. Несомненно, что такая функция мозга обусловлена всей историей развития человека и связана не только с процессом восприятия звука. Для успешного распознавания того или иного объекта, сталкиваясь с его трансформациями, мозгу необходимо выделять и оценивать основные характерные признаки объекта, которые сохраняются при существенных изменениях отдельных параметров.

Опираясь на изложенное выше материал, следует сделать замечание о практической непригодности определения понятия "тембр", традиционного для музыкознания и общей психологии, но по сути дела частного. По крайней мере, о непригодности этого определения для строгой классификации звуковых объектов. К слову сказать, исследователи, связанные с акустическими измерениями и психологией восприятия звука, хорошо знакомы с простым экспериментом, результаты которого, как правило, вызывают удивление у большинства музыкантов. Об этом эксперименте, в частности, сообщается и в монографии "Психология слухового восприятия" В.Носуленко: "...достаточно изменить направление движение магнитофонной ленты, на которой записаны звуки рояля, чтобы сделать тембр звучания совершенно неузнаваемым.". Наше пояснение состоит в том, что спектральный состав звука, то есть "его окраска", в данном случае не претерпевают изменения, но динамические и спектральные изменения во времени (то есть интегральные характеристики), которые в данном случае как раз и были нарушены инверсным воспроизведением фонограммы, оказываются более важным для идентификации тембра человеком.

* Фрагмент доклада на научно-практической конференции в Ростовской консерватории (2000 г.).

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник -
URL-адрес страницы данной статьи или материала.

Многим певцам в начале вокального пути бывает интересно разобраться в ключевых теоретических терминах этой профессии (среди таких понятий есть и тембр). Тембр голоса определяет, какой по тональности и окраске звук слышится при звуковоспроизведении.

Очень сложно учиться вокалу, не имея специальных теоретических знаний, без них может быть сложно оценить собственные вокальные или просто речевые данные и умело корректировать их.

Чтобы определить эту характеристику голоса у себя, нужно для начала понять в целом, что такое тембр. Под этим термином понимают то, как и насколько окрашен голос в процессе речи или пения, его индивидуальные характеристики, а также теплоту произносимого звука.

Ведущий тон и обертон (конкретный оттенок ведущего тона) определяет звучание голоса в целом. Если обертоны насыщенные (яркие), произносимый звук будет обладать такими же качествами. Взаимодействие тона и соответствующего обертона – исключительно индивидуальная голосовая характеристика, поэтому встретить двух людей с одинаковыми тональностями очень сложно.

  • анатомической формой трахеи;
  • размером трахеи;
  • объемом резонатора (резонатор – полости в организме человека, отвечающие за усиление звука – ротовая и носовая полости, а также горло);
  • плотностью смыкания голосовых связок.

Психологическое состояние, как и все эти анатомические характеристики, определяет то, какой голос звучит в данный момент времени. Именно поэтому по тембру можно судить о состоянии человека, а также его самочувствии. Эта характеристика непостоянная – человек может менять свой тон произвольно.

  • осанка человека;
  • скорость произношения слов;
  • усталость.

Тональность становится менее четкой, если говорящий устал или проговаривает все слова очень быстро. При искривленной осанке человек также неправильно дышит. От дыхания зависит то, как будет звучать речь, поэтому на тембр голоса осанка не может не повлиять.

Виды тембров

Когда у человека спокойный, размеренный тембр голоса, его речь для окружающих становится благозвучной, «правильной». Не у всех это качество развито с детства. Чистым может стать любой изначальный тембр голоса, если его грамотно натренировать.

На профессиональном уровне певцов для этого учат управлять эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Чтобы овладеть такими навыками, достаточно обратиться к человеку, разбирающемуся в вокале или постановке классической тональности голоса.

Существуют разные виды тембров. Самая простая классификация учитывает половые и возрастные признаки – то есть тон бывает мужским, женским, детским.

  • меццо-сопрано;
  • сопрано (высокий певческий тон – сопрано подразделяется на колоратурное, лирическое, драматическое);
  • контральто (певческий низкий женский голос).

  • баритон;
  • бас (мужской низкий голос, подразделяется на центральный, певучий);
  • тенор (высокий певческий тон у мужчин, подразделяется на драматический, лирический).

Детские тональности:

  • альт (по высоте находится выше тенора);
  • дискант (по звучанию похож на сопрано, но характерен для мальчиков).

  • мягкий;
  • мелодический;
  • приятный;
  • металлический;
  • глухой.

Сценические тональности (важно, что это характерно только для певцов):

  • бархатные;
  • золотые;
  • медные;
  • серебряные.
  • холодный;
  • мягкий;
  • тяжелый;
  • слабый;
  • твердый;
  • жесткий.

Все эти характеристики не окончательны – один и тот же певец может менять их произвольно при тренировках.

Что может повлиять на тембр

Существует несколько факторов, которые могут поменять тембр голоса у человека самопроизвольно. К ним относят:

  • пубертатный период (у человека вследствие взросления меняется тон, становясь более сильным, грубым; остановить этот процесс невозможно, звук больше не будет такой, какой бывает он в раннем возрасте);
  • простуда, переохлаждение (так при простуде может заболеть горло и появиться кашель, тон в этот период меняется, становится более хриплым, глухим, преобладают при простуде низкие голоса);
  • хронический недосып, эмоциональное перенапряжение;
  • курение (при длительном курении тембр голоса постепенно становится ниже, грубее);
  • хроническое употребление алкоголя (алкоголь раздражает голосовые связки и трансформирует голос в низкий и осипший).

Почти все факторы можно устранить. Именно поэтому лучше отказаться от вредных привычек, стараться избегать стресса и не курить, чтобы сохранить тон речи таким чистым, каким бывает он изначально.

Можно ли изменить тембр

Голосовой тембр не закладывается генетически, а потому поддается коррекции во время занятий со специалистом по вокалу. Анатомические же качества связок (это складки в области звукообразующего центра) консервативно поменять человек не может, так как они закладываются анатомически с момента формирования генетических качеств. Для этого существуют особые хирургические операции, в ходе которых исправляют возникшие дефекты.

Зарождение звука начинается в гортани, но окончательное формирование и придание ему тембра происходит в резонаторных полостях (ротовая, носовая, горло). Поэтому различная корректировка постановки и напряжения тех или иных мышц может влиять и на тембр.

Как определить и изменить тембр

Ввиду отсутствия специальных знаний определить тембр голоса в домашних условиях может быть сложно, можно только его предположить. Для точного определения следует обратиться к специалисту по вокалу или использовать специальный спектрометр.

Спектрометр определяет тембр голоса наиболее достоверно. Прибор анализирует произносимый человеком звук, одновременно его классифицируя. В аппарате присутствует усилитель звучания и микрофон – спектрометр с помощью фильтров делит звук на элементарные составляющие и определяет высоту их звучания. Чаще прибор реагирует на согласные буквы (достаточно для анализа тех трех согласных букв, какие прозвучали первыми в речи).

Самопроизвольно тон меняется только в подростковый период – при этом человек перестает использовать свой речевой потенциал, так как большая его часть уходит на контроль произносимого звука – интонации или громкости. Иногда тон и тембр меняется и при стрессах, но такое случается реже.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Тембры - музыкальные краски

  1. Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.
  2. Характерность тембров скрипки (на примере темы Шехеразады из симфонический сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова и «Полёта шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова); виолончели (на примере «Вокализа» С. Рахманинова в переложении для виолончели и фортепиано); флейты (на примере «Шутки» из сюиты № 2 для оркестра И. С. Баха).

Музыкальный материал:

  1. Н. Римский-Корсаков. Тема Шехеразады из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание);
  2. Н. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (слушание);
  3. С. Рахманинов. «Вокализ» (в переложении для виолончели и фортепиано) (слушание);
  4. И. С. Бах. «Шутка» из сюиты № 2 для оркестра (слушание);
  5. М. Славкин, стихи И. Пивоваровой. «Скрипка» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.
  2. Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки (с учётом критериев, представленных в учебнике).
  3. Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

Искусство сочетания оркестровых звучностей,
есть одна из сторон души самого сочинения…

Н. Римский-Корсаков

Музыкальные тембры нередко сравнивают с красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира, и многообразие его настроений, музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы и эмоциональные состояния. Поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы - любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки.

Композиторы никогда не создают такую музыку, которая может быть предназначена для любого тембра. Каждое, даже самое маленькое, произведение непременно содержит указание на инструмент, который должен её исполнять.

Каждому музыканту известно, что скрипке присуща особая певучесть, поэтому ей нередко поручаются мелодии плавного, песенного характера.

Вот, например, тема Шехеразады из одноимённой симфонической сюиты Н. Римского-Корсакова. В ней слышится и прелесть волшебной арабской ночи, и нежный голос Шехеразады.

Не менее известна и виртуозность скрипки, её способность исполнять самые стремительные мелодии с необычайной лёгкостью и блеском. Среди примеров подобной роли скрипки - «Полёт Шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полёт. Звук этого полёта, который музыка воспроизводит с изобразительной точностью и огромным остроумием, создаётся мелодией скрипки. Эта мелодия столь стремительна, что у слушателя действительно остаётся впечатление грозного шмелиного жужжания.

Необыкновенная теплота и выразительность виолончели сближает её интонацию с живым человеческим голосом - глубоким, волнующе-эмоциональным. Поэтому в музыке нередки случаи, когда вокальные произведения звучат в переложении для виолончели, поражая естественностью тембра и дыхания. Яркий пример такого рода – «Вокализ» С. Рахманинова.

Слово «вокализ» означает вокальную пьесу без слов.
Гениальный «Вокализ» занимает особое место в вокальной лирике Рахманинова. Рахманинов написал «Вокализ» в 1912 году и посвятил его знаменитой певице А. В. Неждановой. «Вокализ» примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи «Вокализа» с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, «бесконечный» характер её развития. Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счёл возможным отказаться от поэтического текста. «Вокализ» хочется назвать русской «песней без слов».

Там, где требуются лёгкость, изящество и грация, царит флейта. Изысканность и прозрачность тембра в сочетании с присущим ей высоким регистром придают флейте и трогательную выразительность.

Прелестное Скерцо («Шутка») И. С. Баха из Сюиты № 2 для оркестра - пример такого изящно-юмористического звучания флейты. Щебетание флейты в виртуозной манере такое грациозное и жизнерадостное, что кажется, будто музыка может продолжаться ещё и ещё…

Скерцо - «Шутка» - так переводится это слово. Но это не всегда «смешная» музыка. Название это закрепилось за инструменталь­ными произведениями острого характера, с живыми интонациями и неожиданными музыкаль­ными оборотами.

Вопросы и задания:

  1. Почему музыкальные тембры можно сравнить с красками в живописи?
  2. Какие особенности отличают звучание скрипки? Расскажите на примере темы «Шехеразады» и «Полёта шмеля» Н. Римского-Корсакова.
  3. С каким тембром можно сравнить звучание виолончели?
  4. Как изменился бы характер звучания в «Шутке» И. С. Баха, если бы вместо флейты солировала виолончель?
  5. Как вы считаете, можно ли мелодию, написанную для одного инструмента, поручить другому? Если да, то назовите варианты таких замен.

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах. Скерцо из Сюиты №2, mp3;
Рахманинов. Вокализ (2 варианта исполнения - скрипка и виолончель в исполнении Владимира Спивакова и Мстислава Ростроповича, соло для голоса, электрогитара в исполнении Виктора Зинчука), mp3;
Римский-Корсаков. Полёт шмеля, mp3;
Римский-Корсаков. Тема Шехеразады (фрагмент), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

В презентации дана дополнительно пьеса С. Рахманинова «Вокализ» (электрогитара, в исп. В. Зинчука) – по усмотрению учителя.

Это краски, которые мы слышим.

Посмотрите на любую картину или фотографию. Но никакой картины не получилось бы, если бы вся она была написана одной и той же краской, без оттенков.
Всмотритесь, сколько их, этих говорящих оттенков.
Десятки оттенков одного цвета. Есть они и у звука.
Одну и ту же ноту, звук, одинаковый по высоте, могут сыграть разные музыкальные инструменты. И хотя высота звука совершенно одинаковая, мы узнаем то голос скрипки, то голос флейты, то голос трубы, то человеческий голос.
Как это у нас получается?

Наш слух в чуткости не уступает зрению. Даже самый маленький ребенок среди многих голосов сразу узнает голос мамы и не спутает его с голосом бабушки. По голосу в телефонной трубке мы узнаем друзей и знакомых. Вы, наверное, сразу узнаёте по первым звукам голоса любимых артистов, певцов. И все вместе мы веселимся, угадывая их голоса в шутливом передразнивании артиста-пародиста. Чтобы добиться похожести, он меняет окраску голоса, тембр.
И разные музыкальные инструменты мы узнаем потому, что у каждого из них есть своя окраска звука. Звук может быть одной высоты, но, то с присвистом, то чуть звенящий, то, как бы гладкий, а то шероховатый. Струна звучит иначе, чем металлическая пластина, а деревянная трубка не так, как медная труба. Ведь у каждого звука есть призвуки. Вот эти оттенки - призвуки и меняют «цвет» звука. Окраска звука - это и есть тембр. И у каждого музыкального инструмента он свой.
ТЕМБР - важное средство художественной выразительности. Одна и та же музыкальная мысль в зависимости от тембрового воплощения может звучать с различной степенью яркости, блеска, мягкости, нежности, решительности, суровости, строгости и т.п. Тем самым тембр усиливает эмоциональное воздействие музыки, помогает осознавать её смысловые оттенки и в конечном итоге содействует более глубокому раскрытию художественного образа.
Изменение тембра, широко применяемое в инструментальных сочинениях, нередко становится важным фактором музыкальной выразительности.
Исходной классификацией тембров оркестровых инструментов является деление их на тембры чистые (простые) и смешанные (сложные).
Тембр чистый (простой) - тембр солирующих инструментов, а также все унисонные сочетания тождественных инструментов. Чистый тембр используется как в одноголосии, так и в многоголосии (например, ансамбли аккордеонов или баянов, домр или балалаек).
Тембр смешанный (сложный) - результат сочетаний различных инструментов. Используется в одноголосии и многоголосии. Такие сочетания применяются в целях изменения фонических качеств голосов и ансамблей и вызываются выразительными или формообразующими факторами.
В различных составах народного оркестра наибольшая слитность обнаруживается в ансамблях тождественных инструментов, а также инструментов - представителей одного семейства. С группой домр наиболее органично сливаются балалайки, потому что исполнительские приемы на домрах, балалайках, а также на ударных инструментах опираются на общие принципы звукоизвлечения: короткие звуки исполняются ударом (щипком), а долгие - посредством тремоло.
С баянами и аккордеонами очень хорошо сливаются духовые инструменты (флейты, гобои). Тембровое многообразие звучания аккордеона (баяна) обусловлено наличием регистров. Некоторые из них получили названия, аналогичные тем или иным инструментам симфонического оркестра: кларнет, фагот, орган, челеста, гобой.
Самая далёкая степень тембрового родства и слитности звучания имеет место при соединении духовых и ударных инструментов.
ТЕМБРОВЫЕ СООТНОШЕНИЯ оркестровых инструментов и ансамблей - понятие, определяющее степень их слитности и контраста при одновременном звучании.

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему:

«Тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра»

Семенова Ирина Андреевна - педагог теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Дата проведения:

Место работы: МБУ ДО «ДШИ №2» г.о. Самара

Данное занятие разработано на основе авторской программы по музыкальной литературе «В мире музыки» Семеновой И.А. Занятие предназначено для учащихся 4 классов (группы 8-10 человек).

Продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет сольфеджио и музыкальной литературы ДШИ №2.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с элементами беседы.

Цель: Определить особенности тембров инструментов симфонического оркестра, их роль в раскрытии музыкального образа.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания о строении симфонического оркестра;

Закрепить в слуховом сознании учащихся звуковой тембр инструментов симфонического оркестра;

Познакомить с новыми музыкальными примерами.

Развивающие:

Развивать образно-эмоциональное восприятие музыкальных произведений;

Развивать самостоятельность мышления, умение сравнивать и сопоставлять;

Развивать умения и навыки учащихся логично выстраивать свой ответ, грамотно выражать свои мысли, давать эстетическую оценку прослушанному.

Воспитательные:

Воспитывать музыкально-художественный вкус;

Воспитывать культуру слушания симфонической музыки;

Воспитывать доброжелательные отношения и партнерские качества.

Формы работы:

Слушание музыки (анализ и сопоставление)

Просмотр наглядного материала;

Работа с нотным текстом;

Беседа;

Выполнение практических заданий.

Формы контроля:

Работа в тетради;

Тестирование;

Слуховая викторина.

Методы контроля:

Групповой;

Индивидуальный в чередовании.

Учебно-методическое обеспечение занятия:

З. Осовицкая, А Казаринова Учебное пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ «В мире музыки»

Я. Островская, Л. Фролова Учебное пособие для ДМШ «Музыкальная литература» 1-й год обучения

Я. Островская, Л.Фролова «Рабочая тетрадь по музыкальной литературе» 1-й год обучения.

Г.Ф. Калинина тетрадь «Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты» выпуск 1.

Оформление, оборудование, инвентарь:

1. Занятие проводится в оборудованном аудиотехникой кабинете с фортепиано, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком.

2. Аудиозаписи:

Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева - Концертный вальс М.О. Дюран - Mood Indigo Дюк Эллингтон - «Прощание Славянки» В.Агапкин - «Тоска по родине» (старинный вальс) - эстрадный оркестр п./у Б. Карамышева

3. Нотные фрагменты из симфонической сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».

4. Презентация.

5. Раздаточные листы с перечнем разных видов оркестров.

6. Карточки с изображением инструментов, оркестров, героев симфонической сказки «Петя и волк» С.С. Прокофьева.

7. Листы с определением основных понятий по теме занятия для размещения на доске.

План урока:

1. Орг.момент 1 2. Разминка 10 3. Объяснение нового материала 15 4. Проверка усвоения нового материала закрепление знаний и умений учащихся 10 5. Домашнее задание 2 6. Подведение итогов 2

Ход урока

1. Орг.момент - приветствие: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы все спокойны, добры, приветливы. Вы готовы к уроку. Все настроены быть сегодня внимательными, активными и доброжелательными друг к другу.

2. Разминка

Ребята давайте вспомним: - Что такое оркестр? (Это коллектив музыкантов, играющих произведения, написанные специально для данного состава инструментов) - Кто руководит оркестром (дирижер) - Как называются ноты, в которые вписаны партии всех инструментов? (партитура) - Переложение партитуры для фортепиано называется…? (клавир) - Как называется совместная игра всех инструментов? (тутти) - Какие виды оркестров вы знаете» (оркестр русских народных инструментов, джазовый, эстрадный, духовой и симфонический)

Слайды 1,2,3

Учащиеся смотрят на экран и по фотографиям определяют виды оркестров. Свои ответы фиксируют на раздаточных листах, проставляя нумерацию.

Ребята давайте посмотрим следующий слайд и проверим свои ответы.

Слайд 4

В завершении разминки, предлагаю вам вспомнить, как звучат перечисленные оркестры. Вашим ответом будет поднятая карточка с названием оркестра.

Звучат музыкальные фрагменты: - Концертный вальс М.О. Дюран (оркестр русских народных инструментов ) - Mood Indigo Дюк Эллингтон ( джазовый оркестр ) - «Прощание Славянки» В.Агапкин (духовой оркестр ) - Симфония «Зимние грезы» I часть П.И. Чайковский (симфонический оркестр) - «Тоска по родине» (старинный вальс) - (эстрадный оркестр )

3. Объяснение нового материала

Педагог: Сегодня на уроке мы познакомимся с инструментами, которые входят в состав симфонического оркестра. Симфонический оркестр состоит из 4-х оркестровых групп: струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Слайд 5

Расположение музыкантов в оркестре зависит от различия звука и тембра инструментов, и взмах палочки дирижера должен быть виден каждому музыканту. Поэтому инструменты собраны в группы и расположены веерообразно. К тому же акустика подсказывает, что в глубине эстрады должны находиться инструменты большой, резкой звучности: ударные и медные, а на переднем плане - струнная группа.

Слайд 6

К струнной группе относятся: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Это основная группа оркестра. Несмотря на различия в размерах, диапазоне звучания, инструменты близки по форме, по тембрам. - Как вы думаете, почему инструменты этой группы называются струнно-смычковыми? (все они имеют струны и смычки). Соприкосновение смычка со струной рождает нежный поющий тембр скрипки, несколько приглушенный тембр альта, бархатный, благородный - виолончели и низкий, гудящий - контрабаса.

Слайд 7

Вторая группа - деревянные духовые инструменты. По силе звучания эта группа имеет преимущества перед струнными. Инструменты способны к большому разнообразию и богатству выразительности. В нее входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из них имеет свой способ звукоизвлечения и звуковедения. Тембры деревянных духовых не похожи между собой, поэтому в оркестровых произведениях они часто используются как солирующие инструменты. Прозрачный, холодноватый тембр флейты, техническая подвижность сделали ее блестящей солисткой оркестра. Тембр гобоя, насыщенный, теплый, мягкий, хотя и немного гнусавый, определил его роль лирического солиста в оркестре. Четкость выполнения технических узоров гобоем вне всякой похвалы. Кларнет, также очень виртуозный инструмент, обладает разными тембровыми красками. Это свойство позволяет ему исполнять и драматические, и лирические, и скерцозные партии. А фагот, самый низкий по звучанию инструмент, «старейшина» группы, отличается красивым, чуть хрипловатым тембром. Он реже других выступает как солист. Ему поручают патетические монологи, лирические и неторопливые темы. В оркестре он используется в основном как аккомпанирующий инструмент. Все инструменты этой группы звучат благодаря воздуху, вдуваемому в них, и клапанам, с помощью которых меняется высота звука.

Слайд 8

3 группа - медные духовые инструменты: валторны, трубы, тромбоны и туба. По гибкости исполнения они уступают деревянным духовым, но сила звучания у них больше. Тембры этой группы яркие, блестящие. Они звучат и в героической, праздничной музыке, и в трагической. Например, валторна может звучать и мягко, певуче. Слово «валторна» означает «лесной рог». Поэтому ее тембр часто звучит в пасторальной музыке.

Слайд 9

Последняя группа - ударная. Эта группа расположена в левом углу эстрады. По форме, величине, материалу, из которого они сделаны, и по звуку они делятся на две большие группы. Первая имеет настройку, т.е. определенную высоту звучания. Это - литавры, колокольчики, ксилофон, колокола.

Слайд 10

Другая группа - не имеет настройки, и издают относительно более высокие или низкие звуки. Это - треугольники, бубен, малый барабан, тарелки, там - тамы, кастаньеты. Рядом с ударными, стоит арфа. Ее «золотой парус» словно плывет над оркестром.

Слайд 11

К изящно изогнутой раме прикреплены десятки струн. Прозрачно-легкий тембр арфы украшает звучание симфонического оркестра.

Слайд 12

Ребята, сейчас мы с вами послушаем фрагмент из музыкальной сказки « Петя и волк» С.С. Прокофьева.

Слайд 13

В 1936 году он создал музыкальную сказку с целью познакомить детей с тембрами инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку - фагот, Петю - квартет струнных смычковых, птичку - флейта, кошку - кларнет, волка - три валторны, охотников - литавры и большой барабан (выстрелы). «Петя и волк» - одно из лучших произведений С.С. Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Слайд 14

Звучит аудиозапись. Учащимся раздаются нотные примеры фрагментов произведения. Сочетание слуховой и зрительной наглядности концентрирует внимание учащихся и развивает полезные музыкальные навыки (ноты помогают полнее воспринимать музыку).

4. Проверка усвоения нового материала, закрепление знаний и умений.

А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Задание 1 - подпишите изображенные инструменты. Задание выполняется в рабочей тетради Г.Ф. Калининой. Выпуск 1 № 39

Задание 2 - подчеркни в каждом предложении слова, соответствующие данному определению. Задание выполняется в рабочей тетради Я. Островской, Л.Фроловой 1 год обучения (№35)

Задание 3 - слуховая викторина (фрагмент «Петя и волк» С.С. Прокофьева) Работа с карточками, на которых изображены инструменты симфонического оркестра и герои музыкальной сказки «Петя и волк». Ребята работают в паре. Задача - найти пару, соединив героя и инструмент, который его изображает.

5. Домашнее задание

1.Составьте кроссворд, используя названия различных инструментов. Задание № 56 в рабочей тетради Г.Ф. Калининой.

2. Прослушайте (в интернете) сонату Арпеджионе П.И. Чайковского. Определите музыкальные инструменты и сделайте запись в тетрадь.

6.Подведение итогов

Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса