Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое серенада: в средневековье, в классическом исполнении. История серенады шуберта Примеры употребления слова серенада в литературе

Серенада - песня о любви, над которой не властно время

Как растопить сердце неприступной красавицы? Исполнить для нее серенаду, наполненную любовью и романтикой. В настоящее время мало кто готов отважиться на такой поступок. Времена и нравы не те. Но сцены из фильмов, где обаятельный мужчина исполняет томную песню под звуки гитары для своей возлюбленной, не оставляют равнодушными прекрасных особ. Серенада – это эталон признания в любви.

Историю серенады и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

Что такое серенада?

В итальянском языке есть слово serenata, которое переводится как «ясный, открытый». Считается, что от него и произошло название жанра. Слышится в серенаде и отголоски латинского языка: слово sera или «поздний» еще раз подчеркивает вечерний характер исполнения песен. Получается, серенада – это буквально пение под открытым небом в вечерний час.

Что делает серенаду такой особенной?

    В первую очередь это приватность ситуации, в которой она исполняется. Все действие напоминает театрализованное представление, когда молодой человек берет в руки гитару и поет для своей женщины. Серенада – это история двух людей, рассказанная на языке музыки.

    Мелодия наполнена чувствами. Грусть, печаль, нежность, пылкость, теплота – эмоции слышны в каждой ноте.

    Музыкальный мотив отличается гибкостью. В нем улавливается вступление, смена интонаций и кульминационный момент.

Все это и заставляет заслушиваться серенадами.

Популярные серенады

  • «Вечерняя серенада» Франца Шуберта. На немецком она звучит как Standchen. Песня вошла в сборник «Лебединая песня», который увидел свет в 1828 году. Это произведение было опубликовано после смерти гениального композитора. Текст песни написал Людвиг Рельштаб, а перевод на русский язык сделал поэт Н.П. Огарев. «Песнь моя летит с мольбой...» – с таких слов начинается эта серенада.

«Вечерняя серенада» (слушать)

    «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта. Это классика, созданная в 1787 году, и подлинный образец настоящей серенады ушедшей эпохи.

«Маленькая ночная серенада» (слушать)

    Серенада для струнного оркестра была написана Петром Ильичом Чайковским . Вдохновением для композитора служило творчество Моцарта. Впервые произведение было исполнено в Санкт-Петербурге в 1881 году.

«Серенада для струнного оркестра» (слушать)

    «Испанская серенада» , созданная Исааком Альбенисом. Этот испанский композитор не лишал себя удовольствия писать музыку в народном духе. Благодаря этому в его серенаде чувствуется атмосфера Испании, когда было принято признаваться в любви с помощью песни.

    «Серенада Трубадура» в исполнении Муслима Магомаева. Большинству эта песня известна как «Луч солнца золотого», без которой сложно представить советский мультфильм «Бременские музыканты». И пусть М. Магомаев всего лишь спел партию главного героя, но серенада стала настоящим хитом. Ночь, луна, гитара, спокойная мелодия полностью воссоздают специфику настоящей любовной песни. Но самое главное – личность трубадура. Именно они бродили по Европе, сочиняя лиричные серенады о прелестных дамах.

«Серенада Трубадура» (слушать)


История серенады

Зарождение этого жанра восходит к эпохе Средневековья и неизменно ассоциируется с рыцарями. Доблестный воин, вставший на одно колено, признается в своих чувствах даме сердце – буквально такие картинки рисует воображение при слове «серенада». На самом деле первые серенады исполняли трубадуры или поэты-музыканты, которые стали появляться в Европе в XII-XIII веках.


Культ «прекрасной дамы» был главным в творчестве трубадуров. Не обходилось при этом и без темы куртуазной любви, под которой понимают галантное отношение к представительницам прекрасного пола. А это, в свою очередь, привносило в лирику большое количество любовно-рыцарских сюжетов.

Где искать истоки серенады? В Италии и Испании. Именно здесь под жаркими лучами солнца и были исполнены первые песни, восхвалявшие женскую красоту. Первоначально песнями трубадуров наслаждались простые горожане. В эпоху позднего Средневековья серенады становятся достоянием элитарного общества: ими начинают заслушиваться в домах именитых особ. Одним из городских наслаждений были «музыкальные ухаживания» под звуки барабанов, скрипок и гитар, когда красивые мелодии наполняли улицы и волновали сердца всех влюбленных.

С XVII века начинается новый виток в развитии жанра. Он буквально проник во все слои общества: от мелких ремесленников до королевского двора. Но главные изменения связаны с расцветом театра. Оказалось, что серенада с ее театральностью лаконично вплеталась в драматические оперные сцены. Песни поэтов-музыкантов становятся основой многих арий.

Одновременно с этим происходит развитие оркестрового искусства. Появляются серенадные ансамбли. В те века они преимущественно состояли из духовых инструментов. Чуть позже к ним добавили звучание струнных. При этом исполняли серенады под открытым небом в вечернее время, когда пространство вокруг наполнялось светом звезд и шуршанием пышных платьев.

Л. Боккерини, И. Гайдн и Й. Тоэши, В.А. Моцарт , Ф. Шуберт – композиторы, чьи имена неизменно связывают с жанром серенады. Благодаря им лирическая песня продолжала жить в сердцах европейцев.


В XIX интерес к оркестровым серенадам начинает угасать. Жанр вновь видоизменяется, чтобы удовлетворить интересы публики. Так появляется вокальная серенада, напоминающая романс. Она начинает проникать в мюзиклы, кинофильмы и спектакли.

Как будет развиваться направление дальше, затрудняются сказать даже специалисты. Кто-то видит его угасание, кто-то – слияние с другими жанрами. В одном музыковеды едины: пока в сердцах людей есть место для любви, серенада не исчезнет.

Как серенада появилась в России?

Санкт-Петербург, начало XVIII века. В это время Российская Империя находилась в руках Петра I, не безразличного к европейской культуре. Именно ему мы и обязаны появлением серенады. Пока Европа испытывала бурный расцвет этого жанра, Россия только приобщалась к западным традициям и перенимала «диковинный» опыт.

Серенада в Петровскую эпоху представляла собой развлечение для высших персон. Романтичные песни были типичным придворным досугом. Приятные и легкие мелодии в исполнении оркестра сопровождали императорскую семью во время отдыха на природе, также без них не обходились светские мероприятия.

А как же любовь и выражение чувств? В этом отношении ничего не изменилось даже на русской земле. Примером служит история графа П.А. Зубова и великой княгини Елизаветы Алексеевны. По воспоминаниям очевидцев граф с помощью серенад пытался привлечь внимание к своей персоне, чем смущал и волновал княгиню.

В России также появился свой жанр серенады – музыка на воде. Знатные особы не пренебрегали прослушиванием утонченных мелодий даже во время речных прогулок. В те времена суда вмещали большое количество музыкантов, что и позволяло привносить в обычный досуг нотку помпезности и роскоши.

В конце XVIII века серенады проникают в музыкальные салоны Санкт-Петербурга, где витала театрально-игровая атмосфера. Одновременно развивается любовная поэзия, буквально созданная для этого жанра песни. Все условия благоволят развитию вокальной серенады. Но русские поэты не спешили менять типичный европейский сюжет на русский. Поэтому в песнях все так же имели место балкон и звезды, розы и гитара , и, конечно, прекрасная молодая испанка/итальянка.


Интересные факты

    В Средние века, когда зародился жанр, мало кто называл песни под балконом серенадами. Обычно под этим направлением скрывался кансон, баллада и т. д.

    Ежегодно в Теоро на юге Италии проходит Фестиваль серенад. Его суть сводится к следующему. Пять девушек на балконах слушают песни в исполнении своих возлюбленных. Но спеть серенаду недостаточно. После театрализованного выступления юноши взбираются на балконы и преподносят своим дамам красные розы. Заключительное действие – поцелуй.

    Серенада или серената? Специалисты разграничивают эти понятия. Так, под серенадой понимается лирическая песня, а серената обозначает драматическую композицию.

    На юге Италии нередко можно увидеть сцены предложения руки и сердца в лучших традициях серенады. Все начинается вечером в канун свадьбы. Жених подходит к балкону своей возлюбленной в окружении музыкантов и начинает исполнять для нее романтические песни. Он ждет, пока в окнах ее комнаты зажжется свет, а сама она выйдет на балкон. Этими действиями невеста дает свое официальное согласие на брак. Теперь можно начинать свадебные гулянья и наслаждаться итальянскими блюдами, о которых уже позаботились родители девушки.


    На острове Формоза в Тихом океане также существует традиция предлагать руку и сердце с помощью своеобразной серенады. Почему своеобразной? Потому что гитару здесь заменяет самодельная арфа из бамбуковой ветви и бечевки, а балкон – обычное окно хижины. Да и на галантного мужчину формозец мало похож: одежда выдает в нем представителя местного племени. Но суть обычая остается прежней. Если девушка выходит из хижины и берет потенциального жениха за край одежды, то молодые начинают жить вместе. Если она удаляется в глубь хижины, то формозец остается один.

    Особую страсть к серенадам испытывают мексиканцы. Широкополые сомбреро, расшитые болеро и гитара – неизменные атрибуты местных музыкантов, которых называют марьячи. Они исполняют серенады… по утрам. Так влюбленный желает своей невесте доброго утра. Услышать музыку в 5 утра – вполне нормальное явление для мексиканцев. Песни звучат до тех пор, пока девушка не покажется из окна или не выйдет на балкон. Кстати, серенада в Мексике называется маньянитой.

    «Девушка с гитарой», «Приходите завтра», «Собака на сене», «Серенада солнечной долины», «Безумно влюбленный» – малая часть фильмов, где герои исполняют серенаду.

Серенада неизменно будет ассоциироваться с любовью и романтикой. И это неудивительно, ведь жанр был создан для признания в чувствах к той самой, которая смогла заставить биться сердце чаще.

Видео: слушать Серенаду

От Севильи до Гренады В тихом сумраке ночей Раздаются серенады Раздается стук мечей. Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада. Наверное, вы ее не раз слышали. ми назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе») перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.
Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы почти всегда доносились звуки музыки - чаще всего звон лютни или гитары, пение. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины. В XVII - XVIII веках серенадами назывались и сюиты для небольшого оркестра, исполнявшиеся также на открытом воздухе. Как правило, композиторы сочиняли их по заказу знатных лиц. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт.
В XIX веке оркестровых серенад почти не появлялось. Исключением стала Чайковского для струнного оркестра. Зато большое внимание привлекает к себе вокальная серенада - уже не песня, исполняемая кавалером под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Очень популярна Франца Шуберта («Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной...»), Петра Ильича Чайковского («Спи, дитя, под окошком твоим я тебе пропою серенаду...»). Как видите, содержание вокальных серенад при этом осталось традиционным.


Смотреть значение Серенада в других словарях

Серенада — исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого.
Толковый словарь Даля

Серенада — серенады, ж. (ит. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии........
Толковый словарь Ушакова

Серенада Ж. — 1. Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров). 2. Музыкальное........
Толковый словарь Ефремовой

Серенада — -ы́; ж. [итал. serenata]
1. В Италии и Испании в средние века: песня под аккомпанемент лютни, мандолины, гитары в честь возлюбленной, исполняемая под её окнами (обычно как любовный........
Толковый словарь Кузнецова

Серенада — Восходит к итальянскому serenata, образованному суффиксальным способом от существительного sera – "ночь"; в буквальном переводе – "ночная песня".
Этимологический словарь Крылова

Серенада — (франц. serеnade - от итал. serenata, от sera - вечер), песня подаккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Былараспространена в быту южнороманских народов.........
Большой энциклопедический словарь

Серенада — - вечер - песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южно-романских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки.
Исторический словарь

Серенада — (франц. serenade, от итал. serenata, от sera - вечер; нем. Serenade, Stдndchen).
1)Песня, представляющая собой обращение к возлюбленной. Истоком такой С. является вечерняя песня трубадуров........
Музыкальная энциклопедия

Во всех видах искусств существует деление произведений по жанрам. Для каждого из них характерны свои основные признаки. Отличаются они друг от друга особенностями содержания и формы. Сегодня мы поговорим о музыкально-поэтических жанрах: это романс, баллада, элегия и серенада.

Романс
Cлово романс уводит нас в средние века в Испанию. В те далекие времена, помимо повседневного обычного языка существовал другой – латинский. На нем ученые писали книги, исполнялись церковные молитвы. Изучали его и в наших дореволюционных гимназиях. Латынь была признана официальным языком католической церкви. Хотя этот язык был широко распространен, доступен он был не многим. Латынь знали только люди грамотные, а их в то время было невероятно мало. И тогда, наряду с церковными сочинениями на латинском языке, стали появляться песни и стихи народного склада, которые исполнялись на романском (испанском) языке. Отсюда и название «романс». Из Испании романсы быстро распространились по всей Европе, а в конце XVIII века появились в России. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось.

Ранние русские романсы называют бытовыми. Композиторы часто использовали в них крестьянскую народную мелодию, поэтому во многих бытовых романсах живет душа народной песни.

Создателями русского бытового романса являются композиторы первой половины XIX века. Песня – романс неизменная сфера творчества А. А. Алябьева. Его лирика с большой глубиной отражает повседневный мир переживаний современника, которому были свойственны трагическое восприятие жизни, ощущение одиночества, тоски, отчаяния, чувство гражданского протеста, а также бескорыстной дружбы, воскресающей надежды возвышенной любви. Необычайно широк круг поэтов, на стихи которых Алябьев создавал свои романсы. Среди них Пушкин, Дельвиг, Жуковский, поэты-декабристы Грибоедов, Вяземский и другие. Очень многие романсы композитора (всего их 180) можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокального творчества, например, «Я вижу образ твой», «Два ворона», «Не говори: любовь пройдет», а знаменитый «Соловей» является жемчужиной алябьевской лирики.

Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – А. Е. Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Сочинения Варламова были на редкость популярны. Милый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями» и даже получил воплощение в изобразительном искусстве: появился лубок – своеобразная иллюстрация к варламовской песне. Многие романсы композитора как характерный элемент быта введены в произведения целого ряда писателей: Гоголя, Тургенева, Некрасова, Лескова, Бунина и даже Голсуорси. Содержание романсов Варламова не ограничивалось лирическими сюжетами. Здесь и патриотическая тематика («Парус»), и тема природы («Горные вершины», «Листья шумели уныло»), и тема искусства («Мечта об Италии», «Поэт», «Внутренняя музыка»). Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.

Народно-бытовая линия русского романса нашла свое самобытное продолжение в вокальной лирике А. А. Гурилева. К этому жанру он шел, как и все его современники, от русской поэзии, затрагивая в ней то, что казалось ему близким. Глубокой проникновенностью отличается песня «Однозвучно гремит колокольчик». С поэтической грустью передает композитор образы дальней дороги, «родные звуки» унылой песни ямщика. В своем творчестве Гурилев постоянно обращался к образам русских девушек, то задумчивых и печальных, то грациозно-кокетливых. Жанр «женского портрета» с проникновенным лиризмом воссоздан в романсах «Бедная девушка ты», «Еще на заре моих дней», «Беглянка». Написанные в тонкой прозрачной манере, они напоминают портретные миниатюры 30-40х годов – изящные акварели, выполненные художниками. Песенная мелодика Гурилева созвучна трехдольным размерам русской поэзии – анапесту, амфибрахию, дактилю. Плавность вальсового движения в сочетании с песенными интонациями придает сочинениям этого композитора оттенок мягкой чувствительности.

Младший современник Алябьева, Гурилева, Варламова – М. И. Глинка. Вокальная лирика была для него постоянной спутницей творческой жизни. Композитор завершил длительный период становления камерной вокальной культуры и обобщил на самом высоком уровне ее жанровые традиции. Глинка стремился к усложнению фактуры, к широкой концертности, виртуозности. Его романсы требуют от исполнителя тонкого и совершенного мастерства. В них использованы богатейшие возможности певческого голоса, разнообразные приемы вокальной выразительности – широкая кантилена, экспрессивная декламация, тембровое богатство, тонкая градация динамических оттенков. Глинка чутко откликался на все яркие поэтические явления. Его привлекали стихи Дельвига, романтические сочинения Жуковского, творчество Лермонтова и русского поэта-самородка Кольцова. Но ближе всего была Глинке муза Пушкина. Близость их творчества рождена внутренним родством художественных натур. Они открыли миру все духовное богатство родного народа. Музыка пушкинского стиха подсказывала композитору пластичность и гибкость мелодии, а под влиянием ритмики русского стихосложения выстраивалась четкая ясная музыкальная форма романса. Глинка тщательно работал над лирическими стихотворениями Пушкина и достиг гармонии «чувства и мысли», «формы и содержания». Всего композитор написал десять романсов на стихи поэта. Среди них: «Признание», «В крови горит», «Ночной зефир», «Адель» и другие.

Главенствует среди «пушкинских романсов» знаменитое послание к А.П. Керн – «Я помню чудное мгновенье». Это шедевр зрелой камерной лирики. Глинка создал в своих романсах высокие, совершенные образцы вокального стиля.
Многие считают, что романс – это всегда лирическое произведение, потому что рассказывает о самом личном, сокровенном. Однако, это не совсем так. За время своего существования он научился показывать различные стороны человеческой жизни. У Даргомыжского есть романс «Титулярный советник». Это маленький сатирический рассказ про бедного чиновника и важную генеральскую дочь. В другом романсе «Червяк» звучит живая интонация униженного маленького человека, который не привык говорить во весь голос. Волнующее драматическое повествование о солдате, не стерпевшем обиды, нанесенной ему офицером, мы слышим в романсе «Старый капрал». Все эти персонажи можно найти в литературе тех лет и у Гоголя («Шинель», «Записки сумасшедшего»), и у Достоевского («Бедные люди»).

Бывают романсы и без слов. Их «поет» музыкальный инструмент – скрипка, виолончель, рояль, которые как бы подражают поющему человеческому голосу. Называются они инструментальными.
К жанру вокального и инструментального романса обращались многие русские композиторы: Римский-Корсаков, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович.

Баллада

Баллада – это повествование фантастического или драматического характера. Само слово произошло от итальянского «балляре», что означает танцевать. Когда-то очень давно балладами назывались плясовые песни. В середине века баллады превратились в песни повествовательного склада. Рассказывалось в них об исторических событиях, о народной жизни, о рыцарских подвигах. Самой распространенной темой немецких баллад было обличение богачей, которые обманывали народ и наживались за его счет. А в английских балладах, которые возникли из крестьянских героических песен, рассказывалось о добром заступнике бедняков Робине Гуде. Был период, когда баллада переродилась в чисто литературный жанр. Она стала стихами, но в них сохранилась напевность ритма, и читались они нараспев.

В русском искусстве баллады сначала появляются в поэзии в эпоху романтизма. Этим жанром особенно увлекался В.А. Жуковский. Он был мастером стихотворного перевода и сделал достоянием русской литературы многие жемчужины мирового поэтического искусства. Его баллады стали основой музыкальных произведений. Вслед за поэтами к этому жанру обращаются композиторы: Мусоргский («Забытый»), Бородин («Море»), А. Г. Рубинштейн («Баллада»).
Одно из замечательных вокальных произведений Ф. Шуберта – баллада «Лесной царь» на слова Гете в переводе Жуковского. Она передает драматическую сцену – скачущего на коне через ночной лес с больным ребенком отца. Мальчику чудится сказочное существо, которое гонится за ним и манит к себе. Это лесной царь. Музыка пронизана тревогой и беспокойством.

Баллада, как и романс, может быть инструментальным произведением. Первым стал их сочинять польский композитор Ф. Шопен. Четыре его баллады – взволнованное, возвышенное повествование о событиях и людях. Замечательную балладу для фортепиано написал Э. Григ. Это рассказ о Норвегии, о природе, о временах легендарных походов викингов. Широко известны баллады Ф. Листа, И. Брамса, А. Лядова.

Элегия

Родина элегии – Древняя Греция. Название произошло от греческого (elegos) – жалоба, и в начале обозначало поэтическое произведение, содержанием которого была именно жалоба, обычно на неразделенную любовь. Позднее это слово приобрело более широкое значение. Так стали называть поэтические, а затем и музыкальные произведения задумчивого, печального, скорбного характера.

В конце XVIII века в русской музыке распространена вокальная элегия, как правило связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты, тоски. Таковы элегии Глинки «Сомнение», «Не искушай меня без нужды», Бородина «Для берегов отчизны дальней». С середины XIX века развивается инструментальная элегия. Очень выразительны фортепианные элегии Рахманинова, Калиникова.

Серенада

Серенадами назывались приветственные песни, которые исполнялись ночью перед балконом прекрасной дамы. Это слово в переводе с итальянского «al sereno» - означает «на открытом воздухе».
Зародилась серенада под теплым синим небом Италии и Испании. Исполняли ее под аккомпанемент струнных щипковых инструментов, чаще всего лютни или гитары.

В XVII – XVIII веках серенадами называли произведения для небольшого оркестра. Такие серенады часто сочиняли по заказу знатных лиц композиторы Гайдн и Моцарт.

В XIX веке привлекает к себе вокальная серенада. Но это уже не песня, которую исполнял кавалер перед домом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Очень популярны: серенада Шуберта «Песнь моя», Чайковского «Спи дитя…», Глинки «Я здесь, Инезилья». Содержание вокальных серенад осталось традиционным.

Лариса Путинцева.

serenata , от sera - вечер) - музыкальная композиция, исполняемая в чью-то честь. В истории музыки существует несколько трактовок этого понятия.
  • В самом старом значении серенада - песня , исполненная для возлюбленной, обычно в вечернее или ночное время и часто под её окном. Такой жанр был распространён в Средневековье и эпоху ренессанса . Истоком такой серенады является вечерняя песня трубадуров (serena). Вокальная серенада была широко распространена в быту южных романских народов. Певец обычно сам аккомпанировал себе на лютне , мандолине или гитаре .

Сочинения такого типа также появились и в более поздние периоды, но обычно в контексте, обращения к прошлому. (например в Доне Жуане Моцарта).

  • В эру барокко серенада (также называемая в этом случае итальянской серенадой - так как эта форма была наиболее распространена в Италии) являлась типом кантаты , исполненной на открытом воздухе в вечернее время, включающая в себя как вокальное так и инструментальное исполнение. Среди композиторов, сочинявших такой тип серенады были Алессандро Страдела , Алессандро Скарлатти , Иоганн Иосиф Фукс, Иоганн Маттезон , Антонио Кальдара . Такие сочинения были крупными работами, выполненными с минимальной инсценировкой, и являлись звеном между кантатой и оперой. Некоторые авторы утверждают, что главное различие между кантатой и серенадой, приблизительно в 1700 году , было то, что серенада исполнялась на открытом воздухе и поэтому могла использовать инструменты, которые были бы слишком громкими в маленькой комнате - трубы , рожки и барабаны .
  • Самый важный и распространенный тип серенады в истории музыки - многочастная пьеса для большого инструментального ансамбля, связанных с дивертисментом, и главным образом сочиняемый в Классические и Романтичные периоды, хотя несколько примеров существуют с XX столетия. Обычно таких сочинений легче чем других сочинений из многих частей для большого ансамбля (например симфония), где мелодичность, более важна чем тематическое развитие или драматическая интенсивность. Такие сочинения были наиболее распространены в Италии , Германии , Австрии и Богемии .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Серенада" в других словарях:

    - (ит. serenata, от sera вечер). Инструментальное или вокальное сочинение трогательного характера, исполняемое обыкновенно под окнами особ, которым посвящается. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    серенада - ы, ж. sérénade f., пол. serenata <, ит. serenata. 1. В средние века вечерняя приветственная песня трубадуров, исполнявшаяся под открытым небом. БАС 1. || Вечерняя песня в честь возлюбленной, получившая широкое распространение в Испании и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    Серенада - Серенада. А. Ватто. Мецетен. 1719. Метрополитен музей. Нью Йорк. СЕРЕНАДА [французское serenade, от итальянского serenata (от латинского serenus ясный, безмятежный, радостный), переосмысленного под влиянием итальянского sera вечер], 1) с 16 в. в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СЕРЕНАДА, серенады, жен. (итал. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее… … Толковый словарь Ушакова

    СЕРЕНАДА, исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (франц. serеnade от итал. serenata, от sera вечер), песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Была распространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камерной вокальной музыки. Серенадой… … Большой Энциклопедический словарь

    - (почетная музыка подъ окнами чествуемаго; любовная вечерняя или ночная). Ср. Вотъ взошла луна златая... Тише! Чу! гитары звонъ. Вотъ испанка молодая Оперлася на балконъ. А. С. Пушкинъ. Каменный гость. Лаура. Ср. Въ часы тишины и прохлады Синьора … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    СЕРЕНАДА, ы, жен. 1. В Западной Европе (первонач. средневековой): приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, преимущ. в честь возлюбленной. 2. Род лирического музыкального произведения. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    - (словесн.) литературная форма, принятая у трубадуров.Каждый куплет заканчивался провансальским словом sera вечер, подобнотому как в обаде (autade) повторялось слово alba (aube утренняя заря) …

    - (от итальянского слова sera вечер) музыкальное сочинение,возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночноепение или музыку под чьим либо окном, в знак любви или уважения. С.вокальная, небольших размеров, пишется в коленном… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Значение слова Серенада по Ефремовой:
Серенада - 1. Песня в честь дамы (обычно как любовный призыв), исполнявшаяся под открытым небом под музыку вечером или ночью у нее под окнами (в поэзии трубадуров).
2. Музыкальное произведение - род дивертисмента - для небольшого оркестра или инструментального ансамбля, исполнявшееся на открытом воздухе. // Музыкальное произведение типа сюиты для камерного инструментального ансамбля. // Род вокального камерного произведения или инструментальная лирическая пьеса.

Значение слова Серенада по Ожегову:
Серенада - Приветственная песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, Maxime в честь возлюбленной

Серенада Лирического музыкального произведения

Серенада в Энциклопедическом словаре:
Серенада - (франц. serеnade - от итал. serenata, от sera - вечер), песня подаккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной. Былараспространена в быту южнороманских народов. Позднее стала жанром камернойвокальной музыки. Серенадой называют также многочастное инструментальноемузыкальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну.

Значение слова Серенада по словарю Ушакова:
СЕРЕНАДА
серенады, ж. (ит. serenata, букв. вечерняя песня). 1. В средневековой поэзии трубадуров - вечерняя приветственная песнь, исполнявшаяся на вольном воздухе. 2. В старой Италии и Испании - песня в честь возлюбленной, исполняемая под ее окном, обычно под аккомпанемент гитары или мандолины. От Севильи до Гренады в тихом сумраке ночей раздаются серенады. А. К. Толстой. Тебя ласкать, лелеять и дарить и серенадами ночными тешить. Пушкин. || В новой европейской музыке - произведение такого стиля для голоса, для отдельного инструмента или для оркестра (муз.). Серенада из оперы Моцарта "Дон-Жуан".

Значение слова Серенада по словарю Даля:
Серенада
исп. вечерняя, ночная почетная или приветственая музыка, обычно под окнами чествуемого.

Определение слова «Серенада» по БСЭ:
Серенада (франц. sйrйnade, от итал. serenata, от sera - вечер)
1) любовная песня, обращенная к женщине; обычно включает мотив приглашения на свидание. Происходит от «серены» - «вечерней песни» провансальских трубадуров. Была распространена в быту южных романских народов. Твёрдых стихотворных форм С. не выработалось. Певец обычно исполнял С. под окном возлюбленной, аккомпанируя себе на лютне, мандолине или гитаре. Со временем С. вошла в оперу
(«Дон Жуан» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини и др.), стала жанром камерной вокальной музыки (образцы у Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Э. Грига, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского и др.).
2) Сольная, реже ансамблевая инструментальная пьеса, воспроизводящая черты вокальной С. (образцы у Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. С. Аренского и др.).
3) Циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, Дивертисменту и Ноктюрну. Первоначально создавалось в честь какой-либо особы и предназначалось для исполнения на открытом воздухе; в конце 18 в. утратило прикладное значение. В отличие от симфонии, обычно включает 7-8 и более частей; типические для симфонии части сочетаются в ней с характерными для сюиты. В числе авторов таких С. - И. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, И. Брамс, А. Дворжак, Х. Вольф, Я. Сибелиус, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов и др.
4) Сочинение для пения с инструментальным, большей частью оркестровым, сопровождением, создававшееся в Западной Европе в 17-18 вв. в честь каких-либо придворных торжеств; сближается с оперой и торжественной кантатой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса