Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое коммунистическое общество определение. Чем отличается коммунизм от социализма? Идеология и основные принципы социализма и коммунизма

идеал общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм - бессклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой Жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1961, с. 62). Как мечта об уничтожении частной собственности, классовых различий и установлении полного социального равенства К. зародился в условиях раннего капитализма. Идеи общности имущества, обязательного труда для всех и равного удовлетворения потребностей получили распространение в Таборе во время гуситского революц. движения в Чехии в 15 в. (М. Гуска), во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. (Т. Мюнцер), у диггеров во время англ. бурж. революции 17 в. (Дж. Уинстэнли), среди участников франц. бурж. революции конца 18 в. ("заговор равных", или заговор Г. Бабефа). Социальные чаяния трудящихся масс находили свое отражение и в фантастич. описаниях идеального коммунистич. строя: в соч. Т. Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца, или Идеальная республика" (1623), в "Истории севарамбов" Дени Вераса (1677-79). В 18 в. во Франции появляются коммунистич. теории Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли. В нач. 19 в., выражая протест против капиталистич. системы угнетения и эксплуатации трудящихся, с утопич. проектами устранения классовых различий выступили социалисты-утописты, непосредственные предшественники науч. социализма А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. К созданию социализма путем революции призывали Э. Кабе, О. Бланки, Т. Дезами. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Науч. К., как теоретич. выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских рабочих в 1831 и 1834, подъем движения англ. чартистов в сер. 30-50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). Основоположниками науч. К. явились К. Маркс и Ф. Энгельс. К. из утопии стал наукой благодаря двум великим открытиям Маркса: материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости, вскрывшей тайну капиталистич. эксплуатации. Маркс и Энгельс раскрыли всемирно-историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Они покончили со взглядом на К. как на некий сочиненный гениальными людьми "разумно-нравственный идеал", с к-рым должна сообразоваться капиталистич. действительность, показав, что К. представляет "... действительное движение, которое уничтожает теперешнее (капиталистическое. - Ред.) состояние" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34) и является закономерным результатом развития общественных производит. сил и, с другой стороны, неизбежным следствием классовой борьбы пролетариата. В результате объективного анализа капиталистич. формации, данного в "Капитале" Маркса, была глубоко научно обоснована необходимость ее превращения путем революции в коммунистич. общество. Вследствие роста производит. сил "монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 766). Обобществление труда и централизация средств производства - главные материальные предпосылки неизбежного перехода к К., революционного превращения капитализма в социализм. "Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 54-55). Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали идею необходимости социалистической революции как условия ликвидации капитализма и создания социализма. Для социального освобождения пролетариата необходимо завоевание гос. власти, установление диктатуры пролетариата, к-рая сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов. Маркс и Энгельс показали необходимость переходного периода от капитализма к социализму и определили основные контуры развития будущего коммунистич. общества, создав науч. теорию о двух фазах К. На основе обобщения опыта борьбы рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций В. И. Ленин развил дальше основные принципы науч. К. Подвергнув всестороннему анализу всю совокупность данных о капиталистич. обществе в его империалистич. стадии, Ленин показал, что империализм есть канун социалистич. революции, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития при империализме возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране, причем рабочий класс вначале победит не обязательно в наиболее развитой капиталистич. стране, а там, где империализм окажется слабее, где революц. авангард пролетариата обеспечит руководство широкими массами эксплуатируемых (прежде всего крестьянством) и парализует неустойчивость колеблющихся обществ. слоев. Вместе с тем необходимой предпосылкой социалистической революции является известный уровень социально-экономич. развития. Ленинская теория социалистич. революции явилась теоретич. основой победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в России, открывшей новую всемирно-историч. эпоху, эпоху перехода от капитализма к социализму. В условиях страны, вставшей на социалистич. путь, Ленин, раскрыв закономерности переходного периода от капитализма к социализму, обосновал политику социалистич. гос-ва в период диктатуры пролетариата, выработал новую экономич. политику (нэп), рассчитанную на победу социализма, разработал план построения социалистич. общества, предусматривавший индустриализацию страны, социалистич. кооперирование крест. х-в, культурную революцию. Сов. народ под руководством Коммунистич. партии за два десятилетия в основном построил социализм. После второй мировой войны 1939-45 в результате разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, решающую роль в победе над к-рыми сыграл сов. народ, от империалистич. системы отпал ряд стран Европы и Азии, где установился революц. строй нар. демократии и началось социалистич. переустройство общества. Сложилась мировая социалистическая система. На рубеже 50-60-х гг. мировой социализм вступил в новый этап своего развития. В СССР, где социализм победил полностью и окончательно, началось развернутое строительство коммунистич. общества. В большинстве стран народной демократии успешно завершается социалистич. переустройство экономики, и их народы приступают к созданию развитого социалистического общества. Продолжается и дальнейшее расширение мировой системы социализма. Опыт СССР и других социалистич. стран подтвердил коренное положение науч. К. о том, что процессы социалистич. революции и социалистич. строительства основаны на определенных общих закономерностях, к-рые проявляются во всех вступающих на путь социализма странах, при наличии и учете разнообразия исторически сложившихся нац. особенностей и традиций. Такими важнейшими закономерностями являются: проведение пролетарской революции и осуществление диктатуры пролетариата в разных формах; союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся при руководящей роли рабочего класса, возглавляемого марксистско-ленинской партией; преобразование капиталистич. частной собственности в гос. социалистич., постепенное кооперирование крест. х-в; плановое развитие нар. х-ва, направленное на построение социализма и К., на повышение благосостояния трудящихся; осуществление культурной революции; ликвидация нац. гнета и установление равноправных и дружественных отношений между народами; защита социалистич. завоеваний от покушений внешних и внутренних врагов; междунар. солидарность трудящихся - пролетарский интернационализм. Научно обоснованный план развернутого строительства К., создания его материально-технич. базы содержится в материалах и решениях XX, XXI, XXII съездов КПСС, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, к-рая определяет практич. пути становления К. в экономич., социальной, политич. и духовной областях. Социализм и К. как две последовательные фазы в развитии одной общественно-экономич. формации Имеют ряд общих черт. Как при полном К., так и при социализме не существует эксплуатации человека человеком; нет нац. угнетения и неравноправия; средства производства находятся в обществ. собственности; анархия внутри обществ. произ-ва заменена плановой организацией; гигантскими шагами происходит развитие производит. сил; труд является всеобщим - все члены общества трудятся; развитие производства осуществляется в общих интересах трудящихся, в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и возможно более полного гармоничного развития человеческой личности; руководство обществ. процессами принадлежит самим трудящимся и осуществляется на основе науч. коммунистич. мировоззрения. В то же время полный К. имеет ряд существ. отличий от социализма в уровне развития производит. сил, степени экономич. зрелости всей совокупности производств. отношений, условиях жизни и труда людей. "...Научная разница между социализмом и коммунизмом, - указывал Ленин, - ясна. То, чту обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма... Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма" (Соч., т. 25, с. 442). Особенности социализма как первой или низшей фазы К. заключаются в том, что социалистич. общество возникает не на своей собств. основе, поэтому оно длит. время "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). В результате социалистич. преобразований и развития производит. сил общество освобождается от наследия капитализма. Две формы социалистич. собственности, социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между людьми умств. и физич. труда, остатки классовых различий, распределение по труду и т.п. - все эти особенности, отличающие социализм от полного К., могут отпасть только на основе развития обществ. производства. К. означает дальнейшую, более высокую ступень экономич. зрелости нового общества, когда оно вполне освобождается от всех традиций и следов капитализма. К. представляет собой такое общество, к-рое "...развилось на своей собственной основе..." (там же), т.е. возникло путем укрепления и дальнейшего совершенствования социалистич. строя, первой фазы К., новых обществ. отношений. Строительство К. означает не только преодоление еще сохраняющихся при социализме следов капитализма, но и развитие тех черт и особенностей, к-рые являются общими как для высшей, так и для низшей фазы ком-мунистич. формации. Главная особенность К. заключается в том, что он представляет высшую по сравнению с капитализмом и социализмом производительность труда, к-рая обеспечивает при наименьших затратах рабочей силы материальное изобилие и создает условия для того, чтобы устранить еще существующее при социализме фактич. неравенство в удовлетворении потребностей членов общества, заменив вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда ("оплата по труду") распределением по потребностям ("от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"). Высшая, ком-мунистич. производительность труда достигается путем гигантского развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве, построения качественно новой материально-технич. базы и явится также следствием роста квалификации и культурно-технич. уровня трудящихся масс, сознательной дисциплины и творческой инициативы работников. Создание материально-технич. базы К. рассматривается в Программе КПСС как главная экономич. задача партии и сов. народа на данном этапе. Ее решение предполагает переход к новому, значит. более высокому, чем в наиболее развитых капиталистич. странах, уровню технологии и культуры производства, к высшей ступени организации труда. Стержнем программы строительства экономики коммунизма является полная электрификация всей страны. В ходе создания материально-технич. базы К. наука станет все в большей мере непосредственной производит. силой, а производство - технологич. применением совр. науки. Непрерывное развитие общественного производства, научно-технический прогресс, совершенная и могущественная техника создают все возрастающие возможности господства людей над природой. Для высшей фазы К. характерен более высокий, чем для любого другого общества, уровень материальных и культурных условий жизни членов общества. Поскольку строительство К. опирается на принципы материальной заинтересованности, оплата по труду остается в период перехода к К. основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей. В то же время обществ. фонды потребления, за счет к-рых будут удовлетворяться потребности людей при К., растут более быстрыми темпами, чем индивидуальная оплата по труду. Переход к коммунистич. принципу "каждому - по потребностям" происходит постепенно, непрерывно, по мере создания материально-производственных условий, охватывая все более разнообразные потребности человека: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, гос. обеспечение детей в детских учреждениях и в школах, материальное обеспечение нетрудоспособных, бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями, переход к бесплатному обществ. питанию и т.п. Предметы личного потребления при К. будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Социалистич. принцип распределения по труду экономически исчерпает себя в условиях, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первейшую жизненную потребность каждого человека. Построение материально-технич. базы К. позволит постепенно преобразовать социалистич. производственные отношения в коммунистические, создать бесклассовое общество. При социализме еще существуют две формы общественной, социалистич. собственности: государственная и колхозно-кооперативная и в связи с этим два класса - социалистич. рабочий класс и социалистич. колхозное крестьянство. Различие между двумя формами социалистич. собственности преодолевается лишь в результате мощного подъема всей экономики страны, промышленности и сельского хозяйства. Условия для сближения, а в перспективе и слияния кооперативной собственности с общенародной создаются по мере дальнейшего развития колхозов и совхозов в высокомеханизированные и высокопродуктивные хозяйства, выравнивания материальных и культурных условий жизни и труда в деревне с городскими и т.п. При полном К. будет существовать единая общенародная форма коммунистической собственности, сотрутся классовые грани между рабочими и крестьянами, социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней. Электрификация нар. х-ва, механизация, автоматизация и химизация произ-ва, применение электроники, счетно-решающих устройств, внедрение в произ-во новейших науч. и технич. достижений - все это приведет к коренному изменению характера труда. Исчезают профессии, изнуряющие человека, неизмеримо облегчается физич. труд. Человек освобождается от выполнения утомительных, монотонно однообразных механич. процессов физич. и умств. труда. Открываются необъятные горизонты для труда творческого и радостного, повышающего жизненные функции человека. Труд работников с. х-ва становится разновидностью труда индустриального, к-рый в свою очередь приближается по своему существу к труду инженерно-технич. работников. Происходит органич. соединение умств. и физич. труда в производств. деятельности людей. На основе роста культурно-технич. и общеобразоват. уровня масс работники физич. труда поднимаются до уровня людей умств. труда. На базе коммунистич. Производств. отношений осуществится полное социальное равенство людей. Все члены общества будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам произ-ва, равные условия труда и распределения. При полном К. люди, естественно, не освобождаются от обязанности трудиться, но вследствие изменения характера труда, благодаря высокому уровню сознательности людей, каждый будет добровольно и по своим склонностям трудиться на благо общества. Труд в условиях К. оценивается уже не с точки зрения его количества и качества, а прежде всего исходя из того, работает ли человек в полную меру своих способностей, применяются ли его дарования с наибольшей пользой для народа. Вследствие роста производительности труда деятельность в сфере материального произ-ва, обязательная для всех членов общества, потребует все меньшего времени и будет совершаться с наименьшей затратой сил на основе науч. регулирования затрат труда. Люди коммунистич. общества будут располагать большим временем для занятий искусством, наукой, спортом. Они вступят в подлинное царство свободы, к-рое расцветает на основе высокопроизводительного труда, совершаемого в условиях, наиболее достойных человека и дающих полный простор для его всестороннего развития. Уже при социализме начинается процесс формирования нового человека. Для перехода от социализма к К. необходимы высокий уровень сознательности всех граждан социалистич. общества, творческое участие в коммунистич. строительстве самых широчайших масс народа. В этой связи Коммунистич. партия придает особо важное значение усилению идеологич. работы, воспитанию масс в духе морального кодекса строителя К., формированию нового человека, дальнейшему развертыванию борьбы с чуждыми социализму идеологич. влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей. При социализме, а тем более при К. каждый получает равные возможности для творческого труда и образования. Формируется всесторонне развитый индивид. Главное условие всестороннего физич. и умств. развития человека - сокращение рабочего дня на основе высокопроизводительного труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Осуществление всеобщего обязат. среднего политехнич. образования, создание условий для получения высшего или среднего спец. образования всеми, кто желает учиться, - все это обеспечит необходимые предпосылки для воспитания и всестороннего развития нового, коммунистич. человека, в к-ром гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В политич. отношении "...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Необходимым орудием построения полного коммунистич. общества является социалистич. гос-во, через посредство к-рого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества. С созданием социалистич. общества и переходом к развернутому строительству К. "...диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа" (Программа КПСС, 1961, с. 100-01). В социалистич. гос-ве и на новом этапе его развития руководящая роль принадлежит рабочему классу. Социалистич. гос-во сохранится до полной победы К. Главное направление развития социалистич. государственности в период создания К. - это развитие и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении гос-вом, в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. По мере постепенного продвижения общества к полному К., когда все члены общества будут вовлечены в управление обществ. производством, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистич. общежития станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, когда члены общества будут добровольно трудиться по способностям, вмешательство гос. власти в обществ. отношения станет излишним, и политич. управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства со стороны экономич. и культурных органов общества. Социалистич. государственность разовьется в коммунистич. обществ. самоуправление. Развитие социалистич. экономики по пути к К. вызывает необходимость совершенствовать организац. формы и методы планирования и управления нар. х-вом, всемерно развивать демократич. основы управления, усиливать роль обществ. организаций трудящихся, коллективов рабочих и служащих в решении вопросов деятельности предприятий. По мере продвижения общества к К. возрастает роль различных организаций трудящихся и прежде всего руководящая и направляющая роль Коммунистич. партии. Укрепление и развитие гос. руководства экономикой подготовляет механизм управления производством, необходимый и при полном К., когда экономич. функции государства утратят свой политич. характер, гос. органы планирования и учета, руководства х-вом и развитием культуры станут органами обществ. самоуправления. Однако отмирание государства зависит не только от внутренних условий коммунистического общества, но и от внешних условий его существования. До тех пор, пока в других странах будет существовать капитализм, остается надобность в особом государственном органе для защиты коммунистического общества. Важнейшей составной частью коммунистич. строительства является проведение политики братской взаимопомощи и сотрудничества со странами социалистич. содружества, политики пролетарского интернационализма. В мировой системе социализма все с большей силой действует закон планомерного, пропорционального развития социалистич. стран. Общая линия их экономич. и культурного развития выравнивается. Вследствие этого все страны социализма более или менее одновременно, в пределах одной историч. эпохи, перейдут в высшую фазу К. Совершенствование системы междунар. разделения труда путем координации нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой системы социализма, развитие всестороннего братского сотрудничества укрепляет экономич. базу мирового социализма. Развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистич. хозяйства, регулируемого трудящимися по единому плану. При К. еще длительное время будут существовать нац. особенности; вместе с тем на основе полной общности интересов, братской дружбы и сотрудничества нации все больше будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистич. общность людей. К. открывает практически безграничный простор для развития экономики и улучшения жизни людей, совершенствования человеческой личности. К. есть высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках к-рой развернется подлинная история человечества. Строительство социализма и К. в СССР и других странах социалистич. содружества является единым процессом, укрепляющим мировую систему социализма, вдохновляющим нар. массы во всем мире, способствует успехам международного революционного движения. Коммунистич. строительство может успешно осуществляться только в условиях мира. Проведение ленинской политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, обеспечивая необходимые внешнеполитич. условия для перехода к К., вместе с тем способствует осуществлению историч. миссии К. - уничтожению войн и утверждению вечного мира на земле. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, там же, т. 21-23; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Р., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1962; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., M., 1955; Францев Ю. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1964. Е. Г. Панфилов. Москва.

Социалистические и коммунистические идеи развития общества известны достаточно давно. Даже в школах бывшего Советского Союза раньше на уроках обществоведения преподавали их основные принципы. Но вот досконально разобраться, в чем состоит отличие социализма от коммунизма, могут далеко не все. Тут в первую очередь стоит обратить внимание на экономические труды многих мыслителей прошлого, не говоря уже об обществе и сознании людей.

Отличие социализма от коммунизма: основные понятия социума

Вообще, изначально что социализм, что коммунизм основываются на понятии общества, или, как его еще называют, социума. Сразу же в глаза бросается абсолютная схожесть этих двух понятий: социализм образован от социума, а коммунизм – от понятия коммуны. И в первом, и во втором случае рассматривается группа людей, объединенная некими интересами. О них поговорим чуть позже.

На самом же деле отношения между отдельно взятыми членами общественной группы особой роли не играют. Все упирается в обоснование экономических понятий. Давайте посмотрим, на каких принципах основано взаимодействие людей.

Принципы социализма и коммунизма с точки зрения экономических отношений в обществе

Основа обоих учений состоит в полном равенстве людей, то есть выдвигается идея того, что в таком обществе нет ни бедных, ни богатых. Но это, если кто уже заметил, чистой воды экономическая сторона, ведь о качественном развитии личности и сравнении одного человека с другим в плане его духовного развития или творческих возможностей здесь речь не идет. Таким образом, рассматривать сам вопрос, связанный с тем, в чем состоит отличие социализма от коммунизма, нужно именно с точки зрения экономических, а не моральных отношений между людьми.

Основной принцип социалистического общества заключается в следующем: средства производства материальных благ принадлежат именно тем, кто их производит, не более того. В концепции нет ни слова о распределении денег. К тому же социализм как таковой не может отказаться от понятия денежных средств.

Принципы коммунизма несколько отличаются. Не говоря об идее всемирного равенства и братства, чисто экономический подход к обоснованию такой идеи говорит о том, что при принадлежности средств производства членам общества и производимые ими материальные блага распределяются между всеми одинаково (или в зависимости от потребностей).

Исходя из этого, нетрудно сформировать основные принципы каждого учения, которые сегодня считаются общепринятыми:

  • социализм: каждому – по труду;
  • коммунизм: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

Если говорить проще, при социализме человек получает блага в зависимости от того, как хорошо он работает, а при коммунизме отдельно взятый член общества проявляет свои способности максимально, в то время как результатом пользуются все люди, независимо от их развития или вклада в производство.

При всем этом общая концепция предполагает, что социализм является некой переходной фазой при построении коммунистических отношений. К тому же, если внимательно взглянуть на экономические принципы коммунизма, можно заметить, что и надобность в деньгах как средстве экономических отношений отпадает сама собой. Увы, история доказывает, что применение таких учений на практике к желаемому результату не приводит. По всей видимости, изначально заложенный идеализм, хотя все последователи таких идей от этого открещиваются, а также невозможность изменения самосознания личности и приводят только к тому, что общество получает извращенную идеологию.

Немного истории

Вообще сегодня, когда уже можно открыто обсуждать вопросы, связанные с тем, в чем суть коммунизма или социализма, многие историки или эксперты в области экономики утверждают, что все это чистой воды утопизм.

Действительно, ведь одним из первых обе концепции изложил еще Томас Мор в своем произведении «Утопия» о несуществующей стране. С тех пор даже само понятие стало именем нарицательным, обозначающем нечто такое, что существует только в воображении, а не на самом деле. Тем не менее эти идеи получили достаточно широкое развитие, и главная роль здесь была отведена теоретикам марксизма-ленинизма.

Маркс, Энгельс, Ленин

Если говорить о том, в чем, по мнению экономических гениев прошлой эпохи, состоит построение коммунизма через переходную стадию социализма, особо стоит отметить Карла Маркса с его фундаментальным трудом «Капитал», написанным при участии Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, который развил основную концепцию применительно к отдельно взятой стране.

Что из этого получилось, мы знаем.

Однако мало кто из нас сегодня особо задумывается над тем, что изложил Маркс в своей работе. А зря. Там описаны принципы капитализма, которые, увы, сегодня работают куда эффективнее. Но, как он считал, от этого нужно было отказаться, а Ленин в том плане пошел еще дальше. Кто не знает обоснование социалистической революции и революции в обществе вообще, когда оно поделено на классы: «Верхи не могут, низы не хотят»?

Иными словами, верхушка власти не справляется с управлением общественным строем, а люди в такой ситуации не желают мириться с существующим положением вещей и требуют перемен.

Опять же, все это обусловлено чисто экономическими соображениями, поскольку неравенство в социальном положении здесь играет намного большую роль, нежели отношения между членами общества в плане моральном. Грубо говоря, это обычное противостояние между власть и деньги имущими и теми, у кого нет ни того, ни другого.

Отдельно стоит сказать, что по непонятным до сих пор причинам идеи социализма и коммунизма включают в себя и так называемый научный атеизм, заключающийся в отрицании Бога. Ставшая крылатой фраза Карла Маркса о том, что религия – это опиум для народа, и в наше время вызывает достаточно много споров. В СССР данный принцип получил максимальное развитие, ведь после революции 1917 года церкви сносились, служители преследовались, неугодные режиму отбывали свои сроки на каторгах, а многие предпочли уехать из страны. К чему этот привело? К полной деградации общества.

Однако не все так плохо. Заметьте, даже в период обороны Москвы в Великую Отечественную сам Сталин разрешил проводить богослужения в оставшихся церквях и монастырях. Может, именно это и помогло отстоять столицу?

Стадия развитого социализма

Теперь посмотрим на развитой социализм, концепция которого была придумана в бывшем Советском Союзе. Изначально предполагалось, что шаг к построению коммунистического общества будет сделан сразу же после социалистической революции.

Об этом заявлял еще Ленин, считая коммунизм высшей стадией проявления социализма. Тот же Никита Сергеевич Хрущев обещал построить коммунизм в СССР к 1980 году. Что из этого поучилось? Ничего путного.

А вот когда построить коммунизм в СССР на основе принятой изначально социалистической модели стало невозможно, тогдашние идеологи и ввели понятие развитого социализма. По их мнению, это должно было стать некой переходной стадией от социализма как такового к коммунизму. Как известно из истории, развитой социализм тоже не прижился.

Бывший СССР

Конечно, бывший Советский Союз в свое время сыграл одну из ключевых ролей в мировом развитии, которую сейчас недооценивать нельзя. Вспомнить хотя бы годы холодной войны. Тогда ведь руководствовались принципами даже не Ленина, а Маркса, который утверждал, что капиталистическое общество неизбежно придет к стадии экономического империализма. В этом, к сожалению, он оказался прав.

Но вот в Союзе, где тоже были имперские амбиции, все складывалось несколько иначе. Развитие социализма получилась с точностью до наоборот. Если кто помнит времена Хрущева и Брежнева, тут вам и упор на кукурузу, и развитие сельского хозяйства Нечерноземья, и повышение количества выпускаемой продукции со снижением качества, и постоянный дефицит того или иного товара и т. д. Построение коммунизма, как оказалось, с треском провалилось. Зато докторская колбаса в 80-х стоила 1,80-2,20 рубля за кило при зарплате в 120-180 рублей, а народ-то определяет степень благосостояния исключительно через желудок или возможность что-то купить или поехать отдохнуть на море. В общем, тут явно есть свои полюса.

Современные страны и тенденции их развития

Что же касается того, в чем состоит отличие социализма от коммунизма в нынешней ситуации, следует обратить внимание на те страны, которые пошли подобным путем. Европейское содружество, некогда подконтрольное СССР, распалось, но вот Куба, Северная Корея, Китай, Венесуэла и т. д. до сих пор пытаются идти вроде бы по проторенной дорожке. И что?

Посмотреть хотя бы на ту же Кубу, бессменным лидером которой до недавних пор являлся Фидель Кастро, обещавший сбрить бороду только после того как в стране будет построен коммунизм. Где он? Народ нищ, в Гаване даже жилье обветшало настолько, что восстановлению не подлежит, 100 долларов для среднестатистического кубинца – сумма заоблачная.

Северная Корея вообще выглядит так, что просто уму непостижимо. Да что говорить, на похоронах бывшего лидера государства официально нужно было плакать. Если человек плохо плакал, его могли запросто осудить за то, что он не выражает соболезнования или не поддерживает существующий строй. Вот вам и извращенная идеология. Какое уж тут построение коммунизма?

Заключение

Собственно, по вопросу о социалистическом или коммунистическом устройстве общества можно рассуждать очень долго. Для понятия различий следует в первую очередь обращать внимание на экономическое обоснование, а не на что-то другое. В целом же в общих чертах обе идеи схожи.

Людям, выросшим и получившим образование в советские годы, не нужно объяснять, что такое коммунизм. Это такая общественно-экономическая формация, при которой каждый стремится сделать для общества все, что может, и при этом получает все материальные и духовные блага, какие пожелает. В течение 74 лет в нашей стране происходил масштабный эксперимент, целью которого было построение социума всеобщего равенства. Аналогичные попытки предпринимались и во многих других странах.

Марксизм как наука

Практическое построение коммунизма началось сразу же после октября 1917 года (по старому стилю). До этого производилась теоретическая проработка методов и целей, продолжилась она и в годы господства самой передовой в мире идеологии. В «Манифесте коммунистической партии» (1848), сочиненном Марксом и Энгельсом, подробно перечислялись все несправедливости капиталистического строя, и указывался метод борьбы с ними. Ведущая роль в этом процессе отводилась пролетариату, как самому сознательному и сплоченному классу. В дальнейшем и сам марксизм стал предметом изучения, сначала немногочисленные адепты, а затем, после революции, и целые институты разбирались в премудростях «науки всех наук». В вузах студентам преподавали научный коммунизм. Это должно было приблизить светлый миг достижения всеобщей справедливости, после которой двигаться уже некуда.

Уже было?

А ведь когда-то, на заре человечества, он уже был. В доисторических племенах все пользовались равными правами, вождя избирали вполне централ-демократично, стремились к выживанию сообща, и делили добычу согласно потребностям. Такое общественное устройство обозначалось исторически-социологическим термином «первобытный коммунизм». Это не означало, что следовало вернуться к эпохе каменных топоров и пещерному быту, напротив, факт существования подобного строя в прошлом корригировал с гегелевской диалектикой в аспекте «спирали развития». Если люди уже жили когда-то, распределяя блага сообща и справедливо, что может помешать установить подобные порядки при другом, более высоком уровне науки, техники и технологии? Так рассуждали первые марксисты. Возможно, они несколько идеализировали первобытнообщинный строй.

Фазы коммунизма

Человечество, по мнению Маркса и его последователей, меняло в процессе своего развития разные формации в определенной последовательности. На смену феодализму приходил капитализм, монархии вытеснялись республиканским правлением, а далее неизбежно возникал пролетариат. После появления рабочего класса буржуазия уже была обречена, она сама выращивала собственных палачей и могильщиков. Далее наступал черед социалистической революции, при которой, как определил марксист В. И. Ульянов (он же Ленин) нежелание жить по-старому низов входило в своеобразный резонанс с невозможностью верхов сохранить статус-кво. Но коммунизм не мог наступить сразу. Этому мешали многие инерциальные явления, а именно частнособственнические инстинкты, отсталое национальное самосознание и даже институт семьи. Для всеобщего обобществления требовалось все эти атавизмы преодолеть. И производственная база должна быть создана такая, чтобы можно было всем и всего вдоволь раздавать задаром. В общем, для последующих поколений была сформулирована задача, названная «триединой» (И. В. Сталин, «Вопросы ленинизма», 1930). А период ее выполнения назван социализмом, после которого должен был наступить непосредственно коммунизм. Это время несколько затянулось.

Бывает и военный

Революционным явлениям сопутствовала разруха. Слово это означает массовую гибель людей и их имущества. Так как рыночное саморегулирование действовать перестало по причине разрушения экономических основ России, новыми властями начала проводиться политика военного коммунизма. Это означало, что все имевшиеся на тот момент материальные блага и людские ресурсы поступали в распоряжение пролетарского государства, органы которого осуществляли их распределение. Торговля была запрещена и объявлена спекуляцией, все граждане были обязаны трудиться в принудительном порядке, получая стандартный паек (для руководства были и другие, согласно категориям). Деньги как таковые утратили не только платежную функцию, но и всякий смысл, впрочем, временно. Крестьяне подвергались продовольственной разверстке, иными словами, у них забирали все. В период Гражданской войны 1918-1921 годов, по мнению авторов книги «История КПСС», была необходима именно политика военного коммунизма. Это чудовищное время закончилось после Кронштадтского восстания. Затем был введен НЭП.

Старая новая политика как временный отход

В новой экономической политике на самом деле нового ничего не было. Разрешение ограниченной частной инициативы под лозунгом «Обогащайтесь!» стало вынужденной мерой, призванной «выпустить накопившийся пар» народного возмущения, грозящего самому существованию Советской власти. Одновременно продолжалось создание промышленной и энергетической базы для дальнейшего распространения марксизма на все новые страны. Лидеры РСФСР, а после 1922 года СССР, отдавали себе отчет в том, что пока существует капиталистическое окружение, невозможно построить коммунизм. Это положение было зафиксировано во многих партийных документах. Существовало всего два варианта. Или капиталисты всех стран объединятся и подавят ростки нового общества в отдельно взятой стране, или наоборот, социализм победит. В любом случае война была неизбежна.

Нынешнему поколению

Коммунизму давали множество определений. К ленинской формуле «коммунизм это советская власть плюс электрификация» в пятидесятые годы Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев добавил еще одно слагаемое, химизацию. К тому времени уже была создана мировая социалистическая система, объединившая многие страны на разных континентах, одержана Победа над фашистской Германией и ее союзниками, продемонстрированы существенные достижения в области космических исследований и искусств, объявлен окончательно построенным социализм. Коммунизм - это высшая фаза развития общественных отношений. Окончание его построения было анонсировано на XXII съезде КПСС и даже названа примерная дата наступления. «Нынешнее поколение» приходилось на 1980 год. Но коммунизм так и не наступил.

Триединая задача

Цифра «3» всегда была у нас на особом счету. Три богатыря, было у отца три сына, Тридевятое царство, Святая Троица… Не обошли ее вниманием и теоретики научного коммунизма. Задача построения принципиально нового социума состояла из трех равно важных пунктов. Во-первых, о земном. Пока жители соцлагеря сравнивали свой быт с условиями жизни трудящихся в развитых капстранах (с отсталыми не хотели) и сетовали на постоянную нехватку многих товаров, низкие зарплаты и нищенские пенсии, о каких-то преимуществах (а они, кстати, были) можно было вещать только с высоких трибун. В каком-то смысле политика военного коммунизма - это первая попытка ценой невероятных усилий преодолеть возникший после Гражданской войны упадок производства. А без успешного развития материальной базы говорить о прогрессе вообще нельзя. Это раз.

Вторая часть триединой задачи заключалась в создании неких особых отношений в обществе, при котором сама мысль о возможности взаимной эксплуатации была бы отвратительна всем его членам. И если развитие материальной сферы представлялось проблематичным, то общественно-экономический аспект был куда сложнее.

И самой трудной выглядела третья, главная проблема. Требовался новый человек. А где его взять, если все вокруг, даже совсем юные, все равно уже безнадежно старые? На этот вопрос у коммунистов был ответ: «Воспитать!» И педагогические методики разрабатывали, и диссертации защищали. Не получилось.

А можно ли было?

И сегодня бытует мнение о том, что идея сама по себе неплохая, можно сказать, хорошая, но реализация ее неудачна. Вот если бы в 1937 году ленинскую гвардию не истребили, или войны не было, или Хрущев кукурузой не стал бы Заполярье засаживать, или Троцкий встал бы у руля… Но у Льва Давыдовича были свои представления о том, каким должно быть пролетарское государство, и по сравнению с ними сталинские методы выглядят очень мягкими. Так, в частности, он предлагал все население страны привлечь к работе в трудовых армиях, то есть фактически до полной победы мировой революции поддерживать в стране перманентный военный коммунизм.

Это определение вполне подходит и для действий Пол Пота, и Мао, и Энвера Ходжи, и многих других деятелей, вошедших в историю в качестве выдающихся изуверов. Были и более мягкие режимы, с «человеческими лицами», но чем они более смягчались, тем сильней отдалялись от заветной цели, становясь обычными ревизионистами. Ведь главное, что отличает настоящего коммуниста, это полное неприятие частной собственности на средства производства. В сегодняшнем «красном» Китае сотни тысяч приватных предприятий…

Сегодня, 5-го мая 2013 года, исполняется 195 лет со дня рождения Карла Маркса. Прошло 130 лет со дня его смерти, а разработанный им коммунизм все еще манит людей, с каждым днем в мире не уменьшается количество коммунистических партий. Маркс был очень умным человеком, но в одном он ошибался - он верил в достижимость коммунизма

По Европе призрак бродит, по заброшенным путям,
Он приходит, он уходит, он бредет по деревням.
...
Соучастник, соглядатай — ночь безумеет сама,
Он при Энгельсе когда-то, он давно сошел с ума…
Михаил Светлов 1929г.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские» .

Основоположники так называемого «научного коммунизма» начали бороться за построение коммунизма в Европе и во всем мире в середине 19-го века. Прошло более 160-ти лет, а человечество не только не приблизилось к коммунизму, но даже отдалилось.

Если при Марксе и Энгельсе можно было говорить окружающим: «Вам жить при коммунизме», и люди верили, то сейчас найти человека, который верит, что лично он будет жить при коммунизме практически невозможно.

Коммунизм за полтора века так и остался призраком, который бродит по миру, но которого так никому и не удалось потрогать.

Я много лет искал ответ на вопрос: «Почему коммунизм до сих пор не построен?». После прочтения сочинений всех классиков марксизма-ленинизма, я пришел к некоторым заключениям.

Что такое коммунизм?

«Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны!» В.И.Ленин

Существует несколько определений коммунизма.

Посмотрим на них внимательно.

Маркс :

«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.».(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 42, стр. 116), 1844г .

Энгельс :

«Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию».
(проект программы Союза Коммунистов, 1947г. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. Т. 4.)

Фридрих Энгельс предсказывал ряд основных черт коммунистического общества: анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества, начинается ускоряющееся развитие производительных сил, исчезает разделение труда, исчезает противоположность между умственным и физическим трудом, труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность — самореализацию, уничтожаются классовые различия и отмирает само государство, вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами, коренным образом изменится семья, исчезает религия, люди становятся хозяевами природы, человечество становится свободным. Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказывает, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят всё сделанное до сих пор». (Маркс и Энгельс. том 20, предисловие) .

Ленин :

«Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». В. И. Ленин. Речь на I съезде земледельческих коммун (ПСС, т. 39, стр. 380.) .

Программа КПСС :

Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.(Программа КПСС, Принята XXII съездом КПСС в 1962г.)

При этом каждый из основоположников коммунизма полагал, что коммунизм вот-вот из призрака станет реальностью. Поэтому Маркс и Энгельс прямо взялись за построение коммунизма в Европе, а Владимир Ульянов/Ленин посчитал, что коммунизм он сможет построить в России.

Обещания коммунизма

«Тому поколению, представителям которого теперь около 50 лет, нельзя расчитывать, что оно увидит коммунистическое общество. До тех пор это поколение перемрет. А то поколение, которому сейчас 15 лет, оно и увидит коммунистическое общество...» (В.И.Ленин, ПСС, т.41, с.317) .

Первый Секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» .

Наиболее подробно признаки коммунизма расписаны в программе КПСС и в работах Энгельса. Разберем их подробно и попробуем расклассифицировать.

Основные признаки коммунизма

Сразу следует отметить, что все эти определения не являются конкретными. Все они - описательные, описывающие несколько признаков коммунизма и пестрят большим количеством прилагательных. Попробуем в них разобраться.

Основные признаки коммунизма по программе КПСС и Энгельсу можно разбить в соответствии с марксизмом-ленинизмом на три основные группы.

1. Развитие производительных сил

- на основе постоянно развивающейся науки и техники,
- вырастут производительные силы,
- все источники общественного богатства польются полным потоком,

2. Производственные отношения

- единая общенародная собственность на средства производства,
- упразднение частной собственности,
- бесклассовый общественный строй,
- полное социальное равенство всех членов общества,
- общественное самоуправление,
- способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа,
- осуществится великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»,
- планомерная организация производства в масштабе всего общества,
- все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества,
- отмирает государство,
- стираются различия между умственным и физическим трудом,
- стираются различия между городом и деревней,

3. Общественные отношения и психологическое состояние общества

- всесторонне развитие людей,
- высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников,
- труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью,
- труд на благо общества станет осознанной необходимостью
.

Если встать на почву марксизма (исторического материализма), то экономические признаки (первая группа) являются базовыми (фундаментом), а классовое строение общества (вторая группа) и его психологическое состояние (третья группа) - это надстройка, которая определяется фундаментом - состоянием производительных сил и уровнем развития производительности труда.

Если в обществе удается достичь полного экономического благополучия, то распределение людей на классы по их отношению к произведенному продукту (одни производят, а другие присваивают и перераспределяют), месту в общественном разделении труда, отношении к средствам производства и той доле общественного богатства, которую они получают - становится не нужным.

Отмирают классы - отмирает и все остальное, что с ними связано и им служит.

Если нет классов, то становится не нужным и государственный аппарат, поддерживающий угнетение одного класса другим, все становятся равными, одинаково свободными.

А отсюда последуют и новые общественные отношения:

Братское отношение друг к другу,
- всестороннее развитие личности,
- новое сознание и новое отношение к физическому и умственному труду.

В описаниях коммунизма есть некоторые шероховатости, например:

1) Выражение «каждому по потребностям» - подразумевает некоторую классовую структуру, собирающую информацию о потребностях и распределяющую общественное богатство по потребностям. Это условие четче звучало бы, если было бы сказано «каждый - по потребностям». Тогда исчезло бы условие существования отдельного класса.

2) Выражение «способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» подразумевает некоторую классовую структуру, которая, действуя от имени народа, применяет способности людей в соответствии некоторой определяемой ею (этой группой) пользой. Это описание, не являющееся особым критерием, также добавляет класс в общество. Но этот пункт не является определяющим для коммунизма как общественно-экономической формации.

В главном - необходимом и достаточном условии построения коммунизма - можно определиться.

Как мы видим - главным в построении коммунизма является такое развитие производительных сил общества, когда производственные возможности (состояние производительных сил) опережают человеческие потребности (общественные отношения) .

Поэтому вопрос о том, могут ли человеческие возможности (в частности - производственные) опередить человеческие потребности - является главным вопросом возможности построения коммунизма.

Если человеческие возможности могут опередить человеческие потребности - коммунизм возможен.

Если человеческие потребности принципиально опережают человеческие возможности - коммунизм является недостижимой утопией - миражом, каждый шаг к которому нисколько не приближает человека к цели (коммунизму) .

Чтобы понять, возможен коммунизм или нет - надо разобраться с вопросом:

Возможна ли такая ситуация, когда человеческие возможности могут опережать человеческие потребности.

Этот вопрос можно разбить на два других:

1. Насколько долговременна ситуация, когда человеческие возможности опережают человеческие потребности.
2. Не противоречит ли такая ситуация природе человека.

Соревнование возможностей и потребностей

Коммунистическая теория говорит, что коммунизм наступит тогда, когда возможности опередят человеческие потребности. Посмотрим на потребности и возможности внимательнее.


Потребности человека

В самом главном критерии коммунизма «возможности опередят потребности» есть хитрость. Предполагается что человеческие потребности как бы стоят на месте, а возможности их вот-вот догонят.

Дело в том, что человеческие потребности не стоят на месте. Первобытный человек мог обходиться сырым мясом для еды, одной шкурой в качестве одежды и любым укрытием для сна. Современному человеку уже не достаточно одной рубашки, одного блюда для еды и одной комнаты для комфортного проживания.

Потребности человека изменяются, они не стоят на месте, они с каждым годом увеличиваются количественно, развиваются качественно и дополняются инновационно. С развитием техники и технологий у человека появляются такие потребности, которые он даже не мог представить всего несколько десятков лет назад, особенно в области новых материалов, условий проживания, способов передвижения, цифровых технологий связи, приема, передачи и обработки информации.

Возможности человека

Производительность труда из года в год возрастает, соответственно, возрастают и возможности. Человечество осваивает новые технологии, новые материалы, новые средства связи, коммуникации, хранения и обработки информации. Жизнь человека становится все более комфортной. Условия труда упрощаются, а условия отдыха становятся все более разнообразными.

Возможности человека растут.

Одновременно растут и потребности.

Идет постоянное соревнование человеческих возможностей и человеческих потребностей. Возрастает и развивается и то и другое.

Надо заметить, что на протяжении всего прежнего развития человека человеческие потребности шли и идут впереди.

Почему же так происходит? Есть ли в этом какая-то закономерность? Связаны ли между собой эти категории?

Попробуем разобраться во взаимоотношениях потребностей и возможностей.

Что первично - возможности или потребности?

Говоря о возможностях и потребностях человека, необходимо четко понимать, что является первичным, а что - вторичным.

Для этого придется немного изменить определение классиков и параллельно углубиться в человеческую психологию.
Для начала посмотрим на взаимоотношения потребностей и возможностей немного с другой стороны.

Перевернутый критерий классиков

Классики предположили, что когда-нибудь наступит время, когда возможности обгонят потребности.

Но, как мы знаем, возможности и потребности постоянно движутся вперед. Возможности догоняют потребности, а потребности тоже не стоят на месте. При коммунизме по определению возможности и потребности сначала поравняются, а потом возможности вырвутся вперед.

Таким образом, коммунизм, как общество удовлетворенных потребностей, должно наступить тогда, когда человеческие возможности догонят и обгонят потребности.

А другими словами, если перефразировать определение, то получится, что коммунизм - это ситуация, когда потребности окажутся позади возможностей.

Коммунизм, по определению классиков - это стабильное состояние общества в котором человеческие потребности остаются внутри пределов человеческих возможностей .

Может такое быть?

14Окт

Что такое Коммунизм

Коммунизм – это утопическая философская идея об идеальном экономическом и общественном обустройстве государства, где процветает равенство и справедливость. На практике, данная идея оказалась нежизнеспособной и нереализуемой в силу множества причин.

Что такое Коммунизм простыми словами – кратко.

Простыми словами, коммунизм – это идея создания общества, в котором люди будут обеспечены всем необходимым, независимо от их возможностей. В идеале при коммунистическом строе, не должно было быть бедного и богатого класса, а все ресурсы страны должны равномерно распределятся между всеми гражданами поровну. В данной схеме, отсутствует частная собственность как таковая, а все люди трудятся для создания общего блага. Естественно, что данная идеология относится к разряду утопических в силу природы самого человека.

Суть коммунизма.

Прежде чем начать разбираться в сути коммунизма, следует понять тот факт, что изначальная идея и ее практическая реализация, это совершенно разные вещи. Если саму идею в принципе можно назвать вполне и идеалистической, то способ ее воплощения, таким явно не назовешь. Таким образом, данный дорогостоящий и масштабный социальный эксперимент по постройке идеального общества заключался в полной реформации власти и укрепления роли государства. В реализацию плана включались такие пункты как:

  • Отмена частной собственности;
  • Отмена прав наследования;
  • Конфискация собственности;
  • Тяжелый прогрессивный подоходный налог;
  • Создание единственного государственного банка;
  • Правительственная собственность на связь и транспорт;
  • Правительственная собственность на заводы и сельское хозяйство;
  • Государственный контроль труда;
  • Корпоративные фермы (колхозы) и региональное планирование;
  • Государственный контроль образования.

Как видно из данного далеко не полного списка реформ, гражданское общество было ограничено во многих правах, а государство взяло под контроль практически все аспекты человеческой жизни. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на заявленные высокие идеалы, суть коммунизма заключалась в превращении граждан в безвольное население под контролем у государства.

Кто придумал коммунизм. Зарождение теории коммунизма и основных принципов.

Карл Маркс, прусский социолог, философ, экономист и журналист, считается отцом коммунизма. В сотрудничестве с Фридрихом Энгельсом, Маркс опубликовал несколько работ, в том числе и самую известную под названием — «Коммунистический » (1848 год). Согласно Марксу, утопическое общество будет достигнуто только тогда, когда, будет существовать единое «без-гражданское» и бесклассовое общество. Он даже описал три этапа действий для достижения такого состояния.

  • Во-первых, необходима революция для свержения существующего режима и полного искоренения старой системы.
  • Во-вторых, диктатор должен прийти к власти и действовать как единый орган по всем вопросам, включая личные дела общественности. Тогда диктатор будет отвечать за то, чтобы заставить всех следовать идеалам коммунизма, а также гарантировать, что собственность или имущество не находятся в частной собственности.
  • Последним этапом было бы достижение утопического государства (хотя этот этап так и не был достигнут). В результате чего, было бы достигнуто высшее равенство, и все охотно делились бы своим богатством и благами с другими в обществе.

По мнению Маркса, в идеальном коммунистическом обществе банковская система будет централизована, правительство будет контролировать образование и труд. Все инфраструктурные объекты, сельскохозяйственные средства и отрасли будут находиться в государственной собственности. Права частной собственности и права наследования будут отменены, и на всех будут взиматься большие налоги на прибыль.

Роль Ленина в построении коммунизма и Военный коммунизм.

В то время, когда многие страны мира смещались к демократии, Россия все еще была монархией, где царь владел всей полнотой власти. Кроме того, Первая мировая война привела к большим экономическим потерям для страны и народа. Таким образом, царь, который продолжал жить в роскоши, стал крайне непопулярным персонажем среди простых людей.

Вся эта напряженность и хаос привели к Февральской революции 19 февраля, когда рабочие закрытой фабрики и солдаты в мятеже вместе подняли лозунги против несправедливого режима. Революция распространилась как лесной пожар и заставила царя отречься от престола. Быстро сформированное Временное правительство России теперь заменило монарха.

Воспользовавшись хаосом, сложившимся в России, Владимир Ленин с помощью Льва Троцкого сформировал большевицкую прокоммунистическую «партию». Поскольку Временное правительство России продолжало поддерживать военные усилия во время Первой мировой войны, оно также стало непопулярным среди масс. Это вызвало большевистскую революцию, которая помогла Ленину свергнуть правительство и захватить Зимний дворец. Между 1917-м и 1920-м годами Ленин инициировал «военный коммунизм» для обеспечения своих политических целей.

Экстремальные меры были использованы для установления коммунизма в России, что положило начало гражданской войне (1918-1922). После чего был создан СССР, в который вошли Россия и 15 соседних стран.

Коммунистические лидеры и их политика.

Чтобы установить коммунизм в СССР лидеры не гнушались абсолютно никаких методов. Инструменты, используемые Лениным для достижения своих целей, включали в себя рукотворный голод, рабские трудовые лагеря и казнь хулителей власти во время Красного террора. Голодоморы были спровоцированы путем принуждения крестьян продавать свои урожаи без прибыли, что в свою очередь сказалось на сельском хозяйстве. Рабские трудовые лагеря были местами для наказания тех, кто не соглашался с властью Ленина. Миллионы людей погибли в таких лагерях. Во время Красного террора голоса ни в чем не повинных гражданских лиц, военнопленных Белой армии и сторонников царизма были заглушены массовыми убийствами. По сути это был собственного народа.

После смерти Ленина в 1924 году его преемник Иосиф Сталин, следовал политике установленной Лениным, но также сделал шаг вперед, обеспечив казнь товарищей-коммунистов, которые не поддержали его на 100%. росла. После окончания Второй мировой войны, начался период холодной войны, когда демократическое общество всеми силами противостояло распространению коммунизма в мире. Гонка вооружений и цены на энергоносители сильно пошатнули несовершенную плановую экономику СССР что сильно отразилось на жизни населения.

Таким образом, когда в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев, он принял новые принципы, чтобы омолодить советскую экономику и снизить напряженность в отношениях с США. Холодная война закончилась, и коммунистические правительства в приграничных странах России начали терпеть неудачу из-за более мягкой политики Горбачева. Наконец, в 1991 году, во время президентства Бориса Ельцина, Советский Союз формально распался на Россию и несколько независимых стран. Именно так и закончилась самая значительная эпоха коммунизма в мире, не учитывая несколько современных стран живущих в подобном строе.

Результаты коммунизма.

О результатах коммунизма довольно сложно рассуждать если подходить с точки зрения восприятия его гражданами «совка». Для кого-то, это были времена ада на земле, а кто-то вспоминает совок как что-то хорошее и теплое. Скорее всего, расхождения во мнениях в большинстве своем вызваны разными факторами: класс, политические предпочтения, экономическое положение, воспоминания о молодости и здоровье и тому подобные вещи. Тем не менее, в сухом остатке мы можем положиться только на язык цифр. Коммунистический режим был несостоятельным в экономическом плане. Помимо этого, он принес миллионы убитых и репрессированных. В некотором роде, построение коммунизма можно назвать самым дорогостоящим и кровавым социальным экспериментом на земле, который больше не должен повторятся.

Категории: , / / от
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса