Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что сделал иван калита в 1328 году. Рождение империи. Иван Калита: годы правления

Иван I Данилович Калита Добрый (в Крещении Иоанн, в схиме - Ананий)
Годы жизни: 1283 — 31 марта 1341
Годы правления: 1328-1340

Из рода Московских великих князей.

Сын Даниила Александровича. Мать – Мария. Внук Александра Невского .

Великий князь Московский в 1325 — 1341 годах.
Великий князь Владимирский в 1328 — 1341 годах.
Князь Новгородский в 1328 — 1337 годах.

Свое прозвище Калита князь Иван Данилович получил скорее всего от привычки носить с собой постоянно кошелек («калиту»), чтобы раздавать милостыню бедным, а также за огромные богатства, которые он использовал для расширения своей территории покупкой чужих княжеств.

Впервые Иван Данилович упоминается в новгородской летописи в 1296 году в связи с поездкой в город Новгород Великий. В начале XIV века Иван Калита княжил в Переяславле-Залесском. В 1305 году он разбил под Переяславлем войско тверского боярина Акинфа, который пытался захватить город.

В 1303-1325 годах Иван I Данилович часто замещал на московском княжеском престоле своего старшего брата Юрия Даниловича во время его пребывания в Новгороде Великом и Золотой Орде. Москва была оставлена в полное управление Ивана Даниловича.
После гибели своего брата Юрия в 1325 году Иван I Данилович Калита занял великое княжение в Москве.

Московский Князь Иван Калита

Времена его правления были эпохой усиления власти Москвы и ее возвышения над другими русскими городами. Иван Данилович обеспечил безопасность Москве тем, что заслужил расположение и доверие Узбека. «Перестали поганые воевать русскую землю, — писал летописец, — перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Именно при Иване Калите был построен дубовый Кремль, который защищал центр города и посад за его пределами. С большой скоростью возникали села. Бояре с радостью отправлялись к Московскому князю и получали от него земли. Иван Данилович Калита заботился о безопасности своего княжества, строго преследовал и казнил разбойников, поэтому купцы могли спокойно ездить по русским дорогам. Иван также добился чтобы митрополичья кафедра была переведена из Владимира в Москву. С тех пор Москва стала духовной столицей Руси. Иван Калита сумел расположить к себе митрополита Петра.

В 1327 году Иван Данилович вместе с другими князьями отправился в поход на Тверь вместе с золотоордынскими карательными отрядами для подавлении народного восстания против монголо-татар. За это Иван Калита был награжден в 1328 году ханом Узбеком и получил Костромское княжество и право контроля над Новгородом Великим.

Но вскоре Узбек очень рассердился, узнав о смерти своего посла Чолкана и его свиты, дал ярлык на великое княжение Калите, войска и отправил на Тверь. Прийдя в Тверскую волость Калита с татарами сожгли города и села, взяли людей в плен.

Правление Ивана Калиты

Получив титул князя Новгородского в 1328 г., Иван Данилович Калита начал укреплять свою власть.

В 1332 году Иван Калита поехал в Орду с большими дарами чтобы получить ярлык на единоличное правление, но сумел утвердить за собой только город Владимир и Поволжье. В 1333 г., растратив огромные средства в Орде, Иван Данилович потребовал от новгородцев дань в увеличенном размере, но получил отказ. Войска Ивана Калиты заняли Торжок и Бежецкий Верх.

Иван, после этих событий, в 1336 г. при помощи митрополита Феогноста заключает мир с городом Новгородом. Новгородцы призвали его своим князем и выплатили все требуемые деньги причитающиеся деньги.

Иван I Данилович Калита беспощадно расправлялся со своими противниками, используя влияние Русской Православной Церкви. Митр. Московский, Петр, помогал Ивану I Даниловичу в проведении политики централизации рус. земель. Летописцы писали, что Иван Данилович Калита избавил Русскую землю от воров и разбойников, всегда вершил «правый суд», помогал нищим, защищал вдов. За это он и получил 2-е свое прозвище - Добрый.

При Иване Калите активно шло строительство. Построены Архангельский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника. В Москве — Преображенская церковь, а при ней монастырь. Свято-Данилов монастырь был перемещен на новое место. В Переяславле-Залесском был основан Горицкий (Успенский) монастырь.

31 марта 1341 г. умер, приняв схиму. Похоронен он в Москве в кремлевском Архангельском соборе, построенном при его княжении

Политика Ивана Калиты оценивается историками неоднозначно. Так, В.О. Ключевский не сильно выделял его «в череде серых личностей». М.Н. Тихомиров полагал, что «Калита заложил основы могущества Москвы», видел в нем блестящего политика, дипломата.

У Ивана Даниловича было 2 жены:
1) княгиня Елена;
2) княгиня Ульяна,

От Елены дети:

  • Симеон Гордый(1316-1353+)
  • Даниил (1320-1328+)
  • Иван (1326-1359+)
  • Андрей Серпуховский (1327-1353+)
  • Владимир Храбрый (1353-1410)
  • Феотиния
  • Евдокия

От Ульяны:

  • Мария
  • Феодосия (1365+)
  • Мария

13:24 — REGNUM

Московский Кремль при Иване Калите. А.М. Васнецов. 1921 год

1328 год. 26 марта князь Иван Данилович по прозвищу Калита получил от хана Узбека ярлык на великое княжение

"Но в то время, как московский князь утверждением у себя митрополичьего престола приобретал такие важные выгоды, Александр тверской необдуманным поступком погубил себя и все княжество свое. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал (Чолхан), или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься. Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах.

Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.

Узбек очень рассердился, узнав об участи Шевкаловой, и, по некоторым известиям, послал за московским князем, но, по другим известиям, Калита поехал сам в Орду тотчас после тверских происшествий и возвратился оттуда с 50000 татарского войска. Присоединив к себе еще князя суздальского, Калита вошел в Тверскую волость по ханскому приказу; татары пожгли города и села, людей повели в плен и, просто сказать, положили пусту всю землю Русскую, по выражению летописца; но спаслась Москва, отчина Калиты, да Новгород, который дал татарским воеводам 2000 серебра и множество даров. Александр, послышав о приближении татар, хотел бежать в Новгород, но новгородцы не захотели подвергать себя опасности из-за сына Михаилова и приняли наместников Калиты; тогда Александр бежал во Псков, а братья его нашли убежище в Ладоге. В следующем 1328 году Калита и тверской князь Константин Михайлович поехали в Орду; новгородцы отправили туда также своего посла; Узбек дал великое княжение Калите, Константину Михайловичу дал Тверь и отпустил их с приказом искать князя Александра. И вот во Псков явились послы от князей московского, тверского, суздальского и от новгородцев уговаривать Александра, чтоб ехал в Орду к Узбеку; послы говорили ему от имени князей: "Царь Узбек всем нам велел искать тебя и прислать к нему в Орду; ступай к нему, чтоб нам всем не пострадать от него из-за тебя одного; лучше тебе за всех пострадать, чем нам всем из-за тебя одного попустошить всю землю". Александр отвечал: "Точно, мне следует с терпением и любовию за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство".

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 3, глава 5. М.: Мысль, 1988. с.223-224

История в лицах

Русская летопись :

6836 (1328)] Кнз҃ь Иванъ Даниловичь, сѣде на великомъ кнѧженїи. и быс̑ всеи земли тишина. того же лѣта престависѧ Прохоръ єпс̑пъ Ростовьскыи. сен̑. з҃. того же лѣта прїєха митрополит Фегностъ. того же лѣта ѡженисѧ кн҃зь Костѧнтинъ Васильєвич̑. Ростовъскыи. оу великого кнз҃ѧ Ивана Даниловичѧ

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. - Л., 1928 .

Мир в это время

В 1328 году во Франции начинается правление династии Валуа

Филипп VI Валуа. Ж. дю Тилле. XVI век

"В 1328 г. династия Капетингов (по прямой линии) прекратилась, так как ни один из сыновей Филиппа IV не оставил после себя мужского потомства. Поэтому французские феодалы выбрали на королевский престол представителя новой династии - Валуа, младшей линии рода Капетингов. Одновременно притязания на французский престол предъявил и английский король Эдуард III, внук Филиппа IV по материнской линии. Эти династические притязания и послужили предлогом для открытия в 1337 г. военных действий между Англией и Францией, которые явились началом наиболее длительной в истории войны, получившей название Столетней. Настоящей причиной войны являлись, конечно, не династические притязания, а борьба Франции и Англии за овладение богатой промышленной Фландрией и стремление английских королей вернуть в свои руки те территории на континенте, которые были утрачены Англией при Иоанне Безземельном Французские короли в свою очередь надеялись окончательно вытеснить из Франции англичан, ещё владевших там частью Гиени (Аквитании).

Первоначальный успех в войне был на стороне Англии, одержавшей крупные победы над французскими войсками в двух больших битвах - при Креси (1346 г.) и при Пуатье (1356 г.). Впечатление, произведённое во Франции разгромом французской армии при Пуатье, было буквально потрясающим. "К рыцарям, вернувшимся с поля сражения, - писал один из современников, - народ относился со столь великой ненавистью и с таким осуждением, что в добрых городах все их встречали палками...". Такими большими неудачами началась Столетняя война для Франции.

Вполне понятно, что военные поражения подорвали всякий авторитет первых Валуа. Уже после поражения при Креси на созванных Филиппом VI Генеральных штатах горожане высказали открыто своё недовольство королевской политикой и советниками короля. Ещё тяжелей для народных масс было поражение при Пуатье. От войны страдали в первую очередь крестьяне. Их хозяйства были разорены, а феодальная эксплуатация в связи с военными расходами всё возрастала. Поэтому в крестьянских массах назревало всё большее недовольство существующим порядком вещей.

Такое же недовольство нарастало и в городах. Война подрывала ремесло и торговлю. Ремесленники оказывались вынужденными закрывать свои мастерские и выбрасывать подмастерьев и учеников на улицу. Тяжёлые налоги, которые платили горожане на ведение войны, пропадали, как они полагали, совершенно безрезультатно, ибо рыцари терпели одно поражение за другим. Неудачное ведение войны свидетельствовало о том, что правительство было не в состоянии организовать оборону страны и изгнать из неё чужеземных захватчиков. Наиболее ярко недовольство правительством, охватившее все слои городского населения, проявилось в Париже - крупнейшем торгово-ремесленном центре и столице Франции".

Цитируется по: Всемирная история. Энциклопедия. Том 3. М.: Государственное издательство политической литературы, 1957

Большие политики попадают в историю благодаря своим делам, а не прозвищам, но именно они, когда-то метко данные, позволяют потомкам оценить масштабы личности правителя. Свое прозвище Калита Иван Данилович получил еще при жизни за

щедрость, проявляемую к нищим. Калита - это кожаная сумка, кошель. В Московских землях сохранилась легенда о том, как князь раздавал серебряные деньги, которые доставал из кожаного кошеля, висящего на поясе. Кроме того, не жалея денег, он покупал соседствующие княжества, неустанно приращивая новые земли. Человек недюжинного дипломатического таланта, умный и щедрый, изворотливый и жесткий, объединивший многие русские земли и основавший Московское государство - это все Великий князь Московский Иван Калита, годы правления которого - с 1325 по 1340 г. Сегодня речь пойдет о нем.

Потомок Александра Невского

В летописях не сохранились точные данные о времени рождения Ивана Даниловича: историки ориентируются на период с 1282 по 1283 годы. Он был четвертым сыном Московского князя Даниила Александровича и внуком Александра Невского. По законам того времени четвертый сын не мог надеяться на княжеский престол, но сложилось так, что занял его именно Иван I Данилович Калита. часто занимали государственные должности неожиданно.

Путь к престолу

Первое упоминание об Иване Даниловиче в датировано 1296 годом в связи с его появлением в городе. В начале он княжил в Переяславле-Залесском и успешно отстоял его в сражении с тверским боярином Акинфом в 1305 году.

В 1303 году умирает отец Ивана Даниил Александрович, и княжеский престол переходит старшему брату Юрию, который правил Московскими землями с 1303 по 1325 годы. Все это время Иван оказывал Юрию мощную поддержку.

Часто участвующий в походах и уезжающий в Золотую Орду со спокойным сердцем оставлял княжество, за которым успешно присматривал Иван Калита. Годы правления Юрия Даниловича - с 1303 по 1325 г. За это время в силу разных причин погибают остальные братья Ивана Калиты, а когда в Орде от руки Тверского князя умирает Юрий Данилович, приходит время княжения Ивана Калиты.

Начало правления

Это был тяжелый период. Ордынская власть распространялась на всей Руси. И правление каждого князя утверждалось в Орде. Когда Иван Данилович занял престол, он вынужден был поехать в Золотую Орду. Там во всем блеске проявились его потрясающие дипломатические способности. Он умел договариваться с татарами: дарил огромной ценности подарки, чем добивался спокойного существования и оберегал от набегов татар, приносивших неисчислимые беды.

В те времена тишина и спокойствие были практически невозможны. Ведь если удавалось путем платы огромной дани на время освободиться от татарских вылазок, соседи - князья - могли развязать новый поход. Московские князья всегда соперничали с тверскими. И Тверь была в более выгодном положении, чем Москва. Она стояла на Волге, богатела торговлей и с каждым годом подчиняла себе все больше русских земель.

Это понимал Иван Данилович Калита. Годы правления научили его терпению и использованию выпадающих шансов, даже самых трагических.

Участие в карательной экспедиции на Тверь и ее последствия

Случившееся в августе 1327 года в против татар, притеснявших тверичей, повернуло ход истории в другую сторону. Результатом народного бунта стало полное истребление татарского гарнизона, на что Орда не могла не отреагировать. И в 1328 году она снаряжает карательную экспедицию на Тверь, в которой участвуют многие князья, и в том числе Иван Калита, годы правления которого только начинались. Ослушаться он не мог, да и видел в подавлении Твери будущее могущество Московского государства. После разгрома Твери правящий в ней князь Александр сбежал в Псков. Иван Калита от хана Узбека получил во владение Костромское княжество и возможность контролировать Новгород Великий.

После смерти князя Суздальского в 1331 году Московский князь добился у хана Узбека ярлыка (разрешения) на Владимирское великое княжество и стал руководителем всей политической системы Восточной Руси.

Кроме того, Иван Данилович, проявляя незаурядные способности, уговорил хана на неслыханное соглашение: Узбек поручил Ивану 1 сбор податей с населения в обмен на обещание не устраивать набеги и не присылать баскаков. Обе стороны сдержали свои обещания, татары перестали грабить русские земли, опасаясь гнева Узбека, а Калита в полном объеме выплачивал установленные подати.

Дела внутренние

Летописи тех времен прославляют правление князя Ивана Даниловича Калиты: договариваясь с Ордой, он добился значительного периода тишины и покоя, во время которого осуществил несколько грандиозных проектов, весьма способствовавших укреплению Московского могущества.

Сорок лет тишины было подарено русской земле Иваном Даниловичем. Вплоть до 1368 года на Московские земли не было сделано ни одного набега. Как это удавалось? Князь выполнял перед Ордой все взятые на себя обязательства: он исправно платил дань, делал бесчисленные подарки хану, периодически приезжая к нему.

Иван Калита: годы правления

На вопрос, каким образом собирались такие огромные средства, нет однозначного ответа. Тем не менее известно, что уже в начале своего правления князь смог очистить дороги от разбойников и грабителей, чинивших на них безобразия, за что получил второе прозвище - Добрый, и привлек в Москву купцов и торговые караваны, увеличивая обороты и таможенные пошлины.

Кроме того, понимая, что местными правителями присваивалась немалая доля собранной дани, Иван Данилович применял жестокие методы для ее полного сбора, наказывал проворовавшихся воевод и был беспощаден к своим противникам.

Иван Данилович предпринимает несколько походов на русский север, в ходе которых открывает еще один источник доходов - промысел пушнины. Эти способы, вероятно, и позволили ему не только полностью рассчитываться с Золотой Ордой, но и проводить грандиозные изменения в княжестве.

Москва - столица русской церкви

Иван Данилович был не просто религиозен, он был уверен в собственной исключительности благодаря Божьему промыслу и рассчитывал на помощь Митрополита в реализации своих планов по объединению русских земель и усилению Московского государства. Заботясь о безопасности княжества, Иван Данилович возводит новый дубовый Кремль, защищающий центр города и посад. На территории Кремля с 1326 по 1333 годы строятся великолепные каменные храмы: Архангельский, Спасский и Успенский соборы, церковь Иоанна Лествичника и Преображенская церковь.

Одним из важных достижений борьбы московских князей за первенство в русских землях Северо-востока является союз с митрополичьей кафедрой, начало которому было положено еще Юрием Даниловичем.

Возможно, именно этот грандиозный строительный проект повлиял на решение

Митрополита Петра устроить свою резиденцию в Москве. Несколько лет он искал подходящие для этого земли. В 1326 году скончался и был похоронен в Москве. Позднее, будучи Владимирским князем, Иван Данилович добился канонизации Петра.

Правление и деятельность Ивана Калиты

Опираясь на активную поддержку Русской Православной Церкви и проводя грамотную политику объединения русских земель, Иван 1 покупал или завоевывал новые княжества, оставляя бразды правления в руках местных князей, переходивших в статус наместников московского князя. В духовной грамоте Дмитрия Донского, внука Ивана Даниловича, указывается о присоединении к Московским землям купленных в разное время Углича, Галича Мерьского и Белоозера.

Сложными для Ивана Даниловича всегда были отношения с Тверью. После восстания с 1327 по 1337 годы ею правил достаточно лояльный Константин Михайлович, но затем в Тверь вернулся князь-изгнанник, прощенный ханом Узбеком, Александр Михайлович. Понимая, что противостояние снова начинается, Иван Данилович уезжает в Орду и, одарив хана подарками, внушает ему, что Александр Михайлович ведет двойную игру, находясь на службе у Литвы. В свою очередь Тверской князь также плетет интриги, но побеждает Калита, и в 1339 году в Орде хан Узбек казнил его вместе с сыном Федором. Жестоко расправлялся со своими врагами Иван 1 Калита. Годы правления совпали со временем беспощадным и трудным, поэтому и играл он по его правилам.

Оценка дел правителя современниками

Это был последний успех Ивана Даниловича. Весной 1340 года он тяжело заболел, отошел от дел и принял монашеский постриг в Спасском монастыре, который построил неподалеку от своей резиденции. Там он провел свои последние месяцы жизни и умер в марте 1341 года.

Сохранился превосходный литературный памятник, написанный кем-то из монахов. Он называется «Похвала Ивану Калите», где высоко оцениваются дела и поступки «собирателя земли русской», коим являлся князь Иван Калита, биография, правление политика и устремления которого были подчинены одной благородной цели - создать Московское государство.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ИВАН КАЛИТА
(1328-1340)

Когда родился княжич Иван – достоверно неизвестно. Летописцы не отметили такое малозначительное событие, как появление на свет еще одного, четвертого сына в семье Даниила Московского . Вероятно, это произошло около 1288 года. Впервые имя Ивана Калиты прозвучало в 1304 году, когда Михаил Тверской и Юрий Московский вели в Орде спор о великом княжении. Иван Данилович был послан старшим братом Юрием охранять Переяславль-Залесский от поползновений тверичей и с поставленной задачей справился блестяще. Боярин Иакинф (в просторечии – Акинф), перешедший к Михаилу Тверскому вместе в другими знатными людьми из свиты прежнего великого князя Андрея Александровича , был послан своим новым хозяином, чтобы смелым налетом захватить Переяславль-Залесский. Однако московская разведка не дремала. Получив весть из Твери, сидевший в Переяславле юный Иван Данилович предпринял энергичные и разумные меры. Он заставил не только переяславцев, но и своих собственных бояр поцеловать крест на верность московскому делу. Это говорит о том, что возможность измены была вполне реальной. Одновременно Иван послал гонца в Москву за подкреплением. Когда тверичи подошли к городу, Иван вывел свое войско им навстречу. Вероятно, он уже знал о приближении московской рати и сговорился с ее предводителями об одновременном ударе на тверичей с фронта и с тыла.
Несмотря на все преимущества москвичей и, вероятно, их численное превосходство, Акинф вступил в бой. Он сражался с мужеством отчаяния и сложил свою голову под московскими саблями. Вместе с ним в этой сече погиб и его зять Давид.
Эта жестокая схватка, в которой довелось участвовать Ивану Даниловичу в возрасте около 16 лет, навсегда осталась в его памяти. Уже в конце жизни он основал в Переяславле монастырь с храмом во имя Успения Божией Матери. Обитель была поставлена на холме («на Горицах»), неподалеку от того места, где произошла битва Ивана с Акинфом.

В то время как князь Юрий Данилович метался от одного края Руси к другому, его младший брат Иван по большей части пребывал в Москве. Здесь он вырос, возмужал, обзавелся большой семьей. Москвичи знали его как рачительного хозяина и хорошего управителя, но при этом и как набожного, «христолюбивого» человека. Благочестивый, Иван мог, однако, при необходимости крепко постоять за свою правду. На войне он умел действовать быстро и решительно.

В 1322 году Иван Калита совершил первую поездку в Орду. Судя по всему, ездил он в Орду за ярлыком на Нижегородское княжество, оставшееся бесхозным после смерти его брата Бориса Даниловича. Вернулся он от хана Узбека с ордынским войском, возглавляемым послом хана, Ахмылом, которому хан поставил задачу навести порядок в Великом княжестве Владимирском. Ахмыл разграбил Ярославль и с добычей вернулся к Узбеку. Появлению Ахмыла предшествовала война между Москвой и Тверью. Тверь выплатила ордынский выход великому князю, но Юрий «забыл» отправить его хану. Эта «забывчивость» стоила Юрию Даниловичу власти, а в конце концов и жизни. И хотя убит он был тверским князем Дмитрием, все говорит за то, что Юрий из Орды на Русь в любом случае не вернулся бы.

Весть о гибели в Орде князя Юрия Даниловича достигла Москвы где-то в самом конце 1325 года. А 8 февраля 1326 года, в первую субботу Великого поста, москвичи встречали гроб с телом Юрия, привезенным из Орды. Князь Юрий Данилович был дорог москвичам как их давнишний предводитель и неугомонный боец за возвышение Москвы. Они искренне скорбели о нем. Новгородский летописец, вероятно, со слов свидетеля событий архиепископа Моисея, повествует: «И плакася по нем брат его князь Иван и весь народ от мала до велика плачем великим зело». Схоронив Юрия, Иван остался наследником всех дел и забот, коими был так отягощен его старший брат.
Заложив вместе с митрополитом Успенский собор, Иван Данилович не спешил отправляться в Орду, а терпеливо ждал, когда Узбек сам примет решение. Из Москвы князь выехал лишь где-то в середине октября 1326 года, получив известие о казни в Орде князя Дмитрия Тверского, состоявшейся 15 сентября 1326 года.
Ярлык на великой княжение хан Узбек в итоге передал Александру Михайловичу Тверскому, что, естественно, не устраивало ни московских бояр, ни Ивана Калиту. На помощь им пришел случай.

В 1327 году в Твери началось восстание против татарского царевича Шевкала (Чолхана), закончившееся уничтожением татар. Александр Михайлович Тверской, то ли возглавил это восстание, то ли примкнул к нему. (Подробнее о восстании читайте в статье «Князь Александр Тверской» ) В любом случае в глазах ордынского хана он стал мятежником, которого следовало покарать.
Узбек был человеком неглупым, решительным и суровым. Узнав о трагедии в Твери, он повел дело очень мудро: призвал к себе Ивана Даниловича, дал пятьдесят тысяч человек и, пообещав в случае успеха боевой операции выдать ему ярлык на великое княжение, отправил на Тверь. Ордынское войско, подкрепленное суздальцами и москвичами, захватило Тверь, Кашин, Торжок. Темники на радостях чуть было не двинулись на Новгород. Но новгородцам удалось откупиться. Как объевшийся удав, ордынское войрко потянулось на юг, к теплу. Хан Узбек был доволен и выдал, как обещал, Ивану Даниловичу «самую милостивую грамоту на великое княжение», а кроме этого, еще и разрешение единолично собирать ханскую дань со всех русских княжеств.

Надо отдать должное великий князью Владимирскому Ивану Даниловичу, милостью хана он пользовался по-хозяйски, мудро, как человек государственный. Летом 1328 года, Иван Калита одержал в Орде и еще одну бескровную победу. Летопись сообщает, что, кроме земель из состава великого княжения Владимирского, хан Узбек «и иныя княжениа даде ему к Москве». Это были три огромные территории, центрами которых служили города Галич, Белоозеро и Углич. Внук Ивана Калиты князь Дмитрий Донской, передавая эти земли своим сыновьям, назвал их в своем завещании «куплями деда своего». Скорее всего Иван Данилович купил в Орде ярлыки, дававшие ему право на пожизненное управление этими областями. Измельчавшие местные князья (главным образом – из ростовского дома) не в состоянии были своевременно и в полной мере платить положенную дань в ханскую казну. Московский князь взял на себя их долги и платежные обязательства, а за это получил право верховной власти над огромными лесными территориями. Эти области имели большое стратегическое значение для борьбы с Новгородом за русский Север. Кроме того, Углич с округой имел очень выгодное положение на Волге: отсюда начинались водные пути в тверские, новгородские и белозерские земли. Наконец, лесные княжества были богаты пушным зверем. Ценные меха составляли важнейший источник пополнения казны московского князя. «Мягкое золото» было главной статьей русской торговли с восточными и западными соседями.

Всю свою жизнь Иван Данилович носил на поясе мешок для денег (калиту), как бы показывая всем суть своей политики, внутренней и внешней. Все деньги, которые добывал великий князь, собирая с Русской земли ордынскую дань, он пускал на развитие и укрепление Московского княжества. Главной заботой нового великого князя стал мир. Иван хотел дать стране покой, прекратить ордынские «рати». Трудно даже представить, сколь сложной была эта задача. Но Калита сумел добиться своего. Летописец, работавший во второй половине XIV века, оглядываясь на времена Ивана Даниловича, позволил себе небольшое, но очень интересное рассуждение. Сообщив о приходе Калиты на великое княжение в 1328 году, он добавляет: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли». Эта «великая тишина» продолжалась, по мнению летописца, сорок лет – с 1328 года до начала московско-литовских войн в 1368 году.

«Конечно, «великая тишина» существовала не только в воображении московских книжников. Это была политическая реальность, вселявшая надежду на перемены. Она стала возможной только благодаря тому, что князь Иван, а позднее его сыновья Семен Гордый и Иван Красный, сумели обеспечить полную и своевременную выплату ордынской дани с русских земель. Правители Орды ханы Узбек (1313 – 1341) и Джанибек (1341 – 1357) были вполне удовлетворены таким положением дел и не препятствовали постепенному усилению московского княжеского дома. Основанием «великой тишины», за которую так чтили Ивана Калиту современники, потомки и историки, был исправный сбор ордынской дани. Этот успех московского князя стал возможным только благодаря общему укреплению государственного начала в жизни Северо-Восточной Руси. Разумеется, на этом пути он не мог обойтись без насилия. Наведение порядка осуществлялось средневековыми методами. Письменные источники сохранили жалобы и стоны удельной знати, попавшей под тяжкие жернова московского порядка.» (Борисов. «Иван Калита»)

Получив от хана распоряжение о сборе недоимок в Ростове (или попросту взяв на откуп эту статью дохода ханской казны), князь Иван вскоре предпринял суровые меры по отношению к задолжавшим ростовцам. Посланные им воеводы Василий Кочева и Мина учинили в Ростове настоящий погром. Насилием, а порой и пытками они заставляли жителей отдавать последние деньги и ценности. По-видимому, князь Иван выплатил ханской казне недоимку по ордынской дани с Ростова и за это года три спустя получил от хана право включить Сретенскую половину Ростовского княжества в состав великокняжеских владений.

А жизнь непрерывно ставила перед Калитой все более сложные задачи. Иван Данилович и впредь старался избегать военных столкновений со своими соотечественниками, но политику централизации власти проводил жестко и не останавливался ни перед чем в достижении цели. Ему давно было известно, что новгородцы, торгуя с народами Зауралья, получают от них много серебра. Несколько раз он пытался повлиять на купцов Великого Новгорода, вынудить их платить в казну Великого князя долю с выгодной торговли. Купцы отказывались платить «серебряные деньги».
В 1333 году терпению Калиты пришел конец. Он собрал дружины князей низовских и рязанских и вторгся в пределы Новгородской земли. Поход был чисто грабительский, показательный. Войско Ивана Даниловича взяло Бежецк и Торжок, принялось опустошать окрестности этих городов. Ущерб Новгородской земле причинен был немалый, но справиться с сильной армией Великого князя, поддерживаемого к тому же ханом Узбеком, новгородцам было трудно. Все попытки уладить дело миром – откупом, переговорами – успеха не имели. Калита отклонил предложения испугавшихся новгородцев, забрал все награбленное и демонстративно отвел войско домой. Затем он явился в Орду с очередной порцией дани и богатых даров хану, жене его, вельможам. Возникает естественный вопрос, откуда Иван Калита брал деньги на ордынскую дань, подарки ханам и одновременно на укрепление своего княжества. По мнению Борисова, автора книги «Иван Калита», ответ до смешного прост:

«Московский князь твердой рукой навел относительный порядок в том беспределе анархии, воровства и местного произвола, который царил на Руси. Огромное количество средств (в том числе и тех, которые должны были идти на выплату ордынской дани) попросту разворовывалось всякого рода «сильными людьми». Эту вакханалию грабежа дополнял разбой на дорогах, сильно затруднявший торговлю между городами.
Один из древних источников с похвалой отзывается об Иване Калите за то, что он «исправи Руськую землю от татей и от разбойник». Можно только догадываться, каких усилий это ему стоило и сколько разбойничьих гнезд, свитых в лесных чащобах, было обнаружено, захвачено и разорено тогда московскими воеводами.»

По-настоящему приняться за эту работу князь Иван смог только после того, как внес существенные изменения в тогдашние правовые нормы. Согласно древней традиции крупные земельные собственники (бояре, монастыри, епископские кафедры) имели право суда по всем без исключения уголовным делам в пределах своих вотчин. Однако далеко не все вотчинники имели возможность вести успешную борьбу с разбойничьими шайками или матерыми преступниками-одиночками. Кроме того, даже изловив злодеев, местные судьи зачастую отпускали их за взятку. Только сильная рука центральной власти могла как следует наладить это сложное дело.
Иван Калита стал изымать наиболее серьезные уголовные дела из ведения вотчинников и передавать их своей администрации. Сохранилась его грамота новгородскому Юрьеву монастырю. Согласно ей, монастырские люди, живущие в городе Волоке (современный Волоколамск), должны судиться у своих монастырских властей по всем делам «опроче татьбы, и розбоя, и душегубства». Расследование и наказание этих преступлений князь вверяет своим наместникам.
Случай с юрьевскими вотчинами – не исключение. Исследователи древнерусского права отмечают, что в московских землях княжеская администрация взяла в свои руки борьбу с тяжкими преступлениями гораздо раньше, чем в других русских княжествах.
Но главными ворами всегда были представители местной знати. С ними князь Иван расправлялся «не взирая на лица». Судьба ростовского «епарха градскаго (тысяцкого), старейшаго болярина» Аверкия, подвешенного за ноги и замученного до полусмерти московскими палачами, служит примером того, какими средствами Иван Данилович сбивал спесь с этих людей.

Однако многим соотечественникам не нравилась такая политика. После отъезда Ивана Даниловича новгородцы примирились с псковичами и князем Александром Михайловичем, что резко изменило соотношение сил. Не надо забывать, что Александра поддерживал великий князь литовцев Гедимин – опытный и очень авторитетный политик. Калита эти перемены учел и, вернувшись из Орды, примирился с новгородцами. Те, в свою очередь, тоже пошли на уступки, порвали отношения с Псковом, обещали Великому князю выделить войско для похода на отколовшуюся республику. Этот поход, однако, не состоялся, потому что Иван Данилович, обуреваемый желанием получить серебро Зауралья в казну, нарушил договор с новгородцами и отправил войско за Урал. Поход прошел неудачно. Изнуренные зимними дорогами, воины не смогли дать решительное сражение богатому сопернику и вернулись домой ни с чем. Случилось это в 1337 году.

Буквально через несколько месяцев отправился в Орду Александр Михайлович, самый непримиримый враг Ивана Калиты. Несчастья собственные и скитания по чужим уделам закалили тверского князя. Перед этой опасной поездкой он провел, если так можно сказать, тщательную дипломатическую подготовку и получил благословение митрополита всея Руси Феогноста. По прибытии в Орду Александр был немедленно приглашен в шатер хана. Суровому Узбеку понравился прямой, открытый человек. Повелитель Орды, выслушав смелую, но уважительную и краткую речь гостя, сказал, что князь Александр смиренною мудростью освобождает себя от казни. И возвратился Александр в Тверь тверским князем.

Неизвестно, какими именно аргументами или документами московские бояре заставили хана «оскорбиться до зела». Вероятно, самые сильные из них представил Узбеку сам Иван Калита, явившийся в Орду вместе с двумя старшими сыновьями в начале 1339 года. Судя по последующим событиям, можно думать, что речь шла о литовско-тверском сговоре, направленном против Орды. Вероятно, московский князь сумел добыть (или сфабриковать) какие-то документы на сей счет.
Впрочем, речь тогда шла не только об «измене» Александра Тверского. Этот визит Калиты к хану отличался какой-то особой значительностью и торжественностью. По мнению многих историков, князь Иван во время этой поездки не только представил хану своих старших сыновей, но и предложил для утверждения «духовную грамоту» – завещание.
Особый, итоговый характер своей последней поездки в Орду в 1339 году князь Иван мог обосновать только двумя причинами: тяжкая болезнь, предчувствие скорой кончины – или намерение принять монашеский постриг. Вероятно, само по себе заявление Калиты о его намерении уйти с политической сцены было тонко рассчитанным действием. Этот ход должен был произвести впечатление на старого хана, заставить его благосклоннее отнестись к молодому предводителю московского княжеского дома князю Семену Ивановичу.

В ходе недолгого, но весьма важного по своим последствиям визита Калиты в Орду в 1339 году судьба Александра Тверского была предрешена. Хан вновь остановил свой качнувшийся выбор на московских князьях. Его насторожила не только личная неблагонадежность Александра Тверского, о которой так много говорили московские ходатаи. Один из самых выдающихся правителей Орды, хан Узбек умел заглянуть в будущее. Он хорошо понимал, что возвышение тверского княжеского дома неизбежно приведет к усилению антиордынских настроений на Руси. Дело было не в личностях, а в логике политических традиций и геополитических интересов. Тверь уже в силу своего географического положения выступала носителем «западнических» настроений в сообществе земель и княжеств, объединенных под эгидой великого княжения Владимирского. В условиях быстрого усиления Литвы передача великокняжеской власти тверским князьям могла привести к ослаблению контроля Орды над русскими землями. Игра с «помилованием» опального Александра Тверского была затеяна ханом главным образом для того, чтобы дать наглядный урок русским князьям, попугать Ивана Калиту и потешить собственное самолюбие. Теперь эта игра подходила к концу. Продолжать ее было не только бессмысленно, но и опасно для Орды.

Калита ненадолго пережил казненного в орде Александра Тверского. Через некоторое время внезапная болезнь уложила Ивана Даниловича в постель, и 31 марта 1340 года он, приняв схиму, умер. Похоронили его на следующий день в построенной им церкви Архангела Михаила.
По завещанию, оставленному Иваном Даниловичем, Московское княжество в целом делилось между членами княжеской семьи, каждый из которых получал в нем свой удел. Столица княжества рассматривалась как общее владение всех потомков Калиты. Это общее владение находило выражение в «сместном», то есть совместном, управлении Москвой членами Московского княжеского дома.
Калита завещал Москву трем своим сыновьям – Симеону, Ивану и Андрею, которые договорились совместно владеть городом. Управляли же ею – тысяцкий, наместник Великого князя, и наместники от князей – совладельцев. «Третное» владение Москвой установилось с 1340 года и продолжалось почти до конца XV века.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сёстры, переживая события настоящей недели, мы с вами можем погрузиться в то состояние души, которые предполагает необходимость для христианина хоть в малой степени приобщиться к событию, имеющему отношение к подвигу Бога ради людей.

Путь Любви предполагает готовность человека учиться самому сложному искусству, мастерство в котором показал Сам Господь, придя на землю, умалив Себя до человеческого тела, облекшись плотью и затем отдав её на распятие за грехи человеческие, являя пример великого смирения. В этом самоуничижении Господнем перед нами открывается удивительная глубина Его милосердия и готовность показать, как много существует путей в Небесное Царство.

Своими пречистыми руками Он умывает ноги ученикам, людям невысокой профессии, Его последователям, призванным к апостольскому служению. Призывая их с Собою на особый пир, на трапезу, где совершается первая Евхаристия, Он, сетуя, но любя ученика, Его предающего, до последнего мгновения желает его спасти, однако душа, которая отошла от Бога, с трудом возвращается к своему Спасителю. Здесь трагедия ученика, который в скорости являет пример отчаяния, доводящего до самоубийства. Далее мы с вами видим пример апостола Петра, который утверждает, что не отречётся, но затем совершает именно это. И каждый из нас в своей жизни, к сожалению, повторяет его путь, устами высказывая одно, а делами являя другое. Затем в Гефсиманском саду звучит молитва. Господь трижды призывает учеников к совместному молению, но апостолы спят… А Спаситель просит Отца даровать Ему ту милость, которую Он должен понести.

Нужно понимать, что нам только отчасти открывается то, что мы можем вместить, лишь часть той боли и страдания. Речь идёт о диалоге Господа внутри Себя Самого. Ведь Спаситель обращается к Богу Отцу, Который находится в Нём. Это одна из глубочайших тайн богословия, когда речь идёт о Святой Троице. Но вместе с тем эти слова являют нам пример того, что мы должны совершать в ситуациях особого напряжения и испытаний: должны звать Бога в помощь, добавляя вместе с тем: «Да будет воля Твоя!».

Затем мы слышим о предательстве, которое совершает ученик, лобызая Христа в Гефсиманском саду. Для чего это было нужно? Это был знак. Дело в том, что после Причастия апостолы преобразились и стали настолько похожи на Спасителя, что трудно было определить, кто же среди этих людей их Учитель. Апостол Иуда показывает на Иисуса, и Его арестовывают. И здесь явлена милость, когда Господь просит убрать нож, говоря о том, что погибнет тот, кто пришёл с ножом или с мечом. Здесь обозначена и внешняя, и внутренняя составляющая жизни христианина, предполагающая в качестве оружия молитву, смирение и готовность пожертвовать собой. Перед нами открывается удивительная дверь, трудная для прохождения, но единственно возможная для спасения нашей души.

Будем стараться, дорогие братья и сёстры, быть внимательными к словам настолько, насколько это возможно в нашей жизни. Будем учиться искусству следования за Христом в готовности начать с малого, в решимости явить свои усилия в несении своего креста. Аминь!

Протоиерей Андрей Алексеев

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса