Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что предсказал Нострадамус? Фантастика от Алексея Толстого: Гиперболоид инженера Гарина

Нострадамус (настоящее имя Мишель де Нотрсдам) — французский астролог, врач и алхимик, родившийся в 1503 году. Современным людям известен тем, что время от времени после какого-то значимого события или происшествия находятся люди, утверждающие, что это событие предсказал Нострадамус.

Что предсказал Нострадамус?

Многие события, описанные Нострадамусом, действительно произошли в указанном им году

Во-первых, если предсказать общими словами, дескать в каком-то году в этой стране случится большое несчастье, то, скорее всего так и будет — мало ли за год в каждой стране случается неприятных событий, любое из которых можно подогнать под предсказание. Во-вторых — до текущего времени нет достоверно зафиксированного случая, когда так называемое предсказание правильно поняли до того, как событие наступило. Обычно только после какого-то нашумевшего происшествия начинают появляться люди, подгоняющие уже известную информацию под довольно нечетко описанное предсказание и вопят «вот, это предсказал еще Нострадамус».

Возьмем для примера одно из предсказаний:

На 45 градусе загорится небо,

Пламя достигает великого нового города. Немедленно поднимается огромное пламя,

Когда они хотят иметь подтверждения от нормандцев.

Давайте попробуем прикинуть события, которые подходят под это описание. Оказывается, подогнать можно великое множество — война, вулкан, комета, падение астероида, терракт, большой пожар (все это можно охарактеризовать словами «большое пламя»).

Великий новый город — берите любой, недавно построенный или в названии которого имеется слово «новый». Вас не устраивает — берите любой город, построенный после смерти Нострадамуса — относительно него все эти города новые.

45 градус — либо это широта, либо долгота, либо направление от родного города Нострадамуса, либо какая-то точка на небосклоне. При желании под «45 градус» можно подогнать любую нужную нам точку или местность.

Кто хочет и какое подтверждение получить от нормандцев — неизвестно. Кого конкретно в современном мире называть нормандцами — непонятно, поэтому опять таки, можем подогнать любую страну, группу или организацию.

Сможем ли мы, проведя эти нехитрые операции, взять любое громкое происшествие и объявить, что его прогнозировал Нострадамус? Несомненно. Можем ли мы предвидеть с большой вероятностью на основании текстов Нострадамуса что-то в будущем? Нет.

Зачем тогда в таком случае Нострадамус писал эти свои предсказания?

Потому что мог. Многие люди как до него, так и после, занимались попытками предсказать будущее, и некоторые даже угадывали. Кроме того, не надо забывать, что Нострадамус был астрологом, а значит, можно предположить, что сочинение предсказаний и гороскопов приносило ему определенную прибыль. Это подтвержадется тем, что Нострадамус обращался к королю Герцогу II, предлагая раскрыть историю человечества на столетия вперед.

Поскольку Нострадамус был астрологом, то не выдумывал свои предсказания, а просчитывал события, опираясь на математику и астрологию.

Беда только в том, что астрология является не наукой, а как раз попыткой подогнать некие события под расположение звезд, планет, галактик в момент происшествия. Космос предоставляет астрологам немало чисел, с которыми можно поупражняться при помощи математики, но полезного выхлопа от занятий астрологии нет ни для кого, кроме астрологов (обычно их услуги платные).

Были ли в истории люди, удачно предсказывавшие будущее?

Да, и немало. Обычно это люди науки, которые способны, опираясь на анализ прошлого и текущего состояния науки, техники и общества делать определенные выводы и прогнозы. И безо всякой магии.

Например, писатель Жюль Верн в своих художественных книгах описал подводную лодку задолго до ее создания в описанном виде — большая автономность, выдерживание больших давлений, электродвигатели и прочее («20 000 лье под водой»), вертолет («Робур-завоеватель»), полет на Луну («Из пушки на Луну»). Конечно, для современного человека описанные им технологии выглядят немного наивно, но сам факт, что применяемые технологии описаны намного раньше их реального применения, должен радовать любителей предсказаний.

Писатель Алексей Толстой в своей книге «гиперболоид инженера Гарина» предсказал появление лазера, который появился примерно через 30 лет после написания книги.

И еще множество писателей, ученых, инженеров делали верные предположения касательно будущего, не пытаясь завоевать славу предсказателей. Потому что можно прогнозировать развитие, обладая определенной информацией и опытом. Можно фантазировать о полетах к другим галактикам, написать об этом книгу и прославиться через сотни лет, как предсказатель. Можно попытаться описать космический корабль будущего или города на Венере, и угадать. Но нельзя предсказать наступление определенного события в определенное время. Поэтому Нострадамуса стоит воспринимать как фантаста своего времени. Довольно успешного, раз труды его до сих пор не забыты.

Алексей Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске (ныне Пугачевск) Саратовской губернии — русский писатель; чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования.

Вырос на хуторе Сосновка под Самарой, в имении своего отчима, земского служащего А. А. Бострома (мать писателя, будучи беременной, ушла от своего мужа, графа Н. А. Толстого, к любимому человеку). Счастливое деревенское детство определило жизнелюбие Толстого, всегда остававшееся единственной незыблемой основой его мировоззрения. Учился в Петербургском технологическом институте, окончил его без защиты диплома (1907). Пробовал заниматься живописью. Печатал стихи с 1905 и прозу с 1908. Получил известность как автор рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911) и примыкающих к нему небольших романов «Чудаки» (первоначально «Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912) — преимущественно о помещиках своей родной Самарской губернии, склонных к разным чудачествам, о всевозможных неординарных, иногда анекдотических происшествиях. Многие персонажи изображаются юмористически, с легкой насмешкой. Вполне сатирически (но без сарказма) обрисован только нувориш Растегин с его претензиями на «стильную жизнь» («За стилем», 1913, впоследствии переименовано в «Приключения Растегина»). Привыкшая к серьезной проблематике критика постоянно одобряла талант Толстого, порицая его «легкомыслие».

Во время Первой мировой войны писатель был военным корреспондентом. Впечатления от увиденного настроили его против декадентства, смолоду затронувшего его своим влиянием, что отразилось в неоконченном автобиографическом романе «Егор Абозов» (1915). Писатель с энтузиазмом встретил Февральскую революцию. Проживавший тогда в Москве «гражданин граф А. Н. Толстой» от лица Временного правительства был назначен «комиссаром по регистрации печати». Дневник, публицистика и рассказы конца 1917-1918 отражают беспокойство и подавленность аполитичного писателя событиями, последовавшими за Октябрем. В июле 1918 он с семьей выехал в литературное турне на Украину, а в апреле 1919 эвакуировался из Одессы в Стамбул.

Два эмигрантских года прошли в Париже. В 1921 Толстой переехал в Берлин, где были налажены более интенсивные связи с писателями, оставшимися на родине. Но писатель не смог прижиться за границей и сойтись с эмигрантами. В период нэпа он вернулся в Россию (1923). Однако годы жизни за рубежом оказались весьма плодотворными. Тогда появились, среди других произведений, такие замечательные, как автобиографическая повесть «Детство Никиты» (1920-1922) и первая редакция романа «Хождение по мукам» (1921). Роман, охватывая время с предвоенных месяцев 1914 по ноябрь 1917, включал события двух революций, но был посвящен судьбам отдельных — хороших, хотя ничем не выдающихся — людей в катастрофическую эпоху; главные героини, сестры Катя и Даша, были обрисованы с редкой у авторов-мужчин убедительностью, так что данное в советских изданиях романа заглавие «Сестры» соответствует тексту. В отдельном берлинском издании «Хождения по мукам» (1922) писатель объявил, что это будет трилогия. По сути, антибольшевистское содержание романа было «исправлено» благодаря сокращению текста. Толстой всегда был склонен переделывать, иногда многократно, свои произведения, меняя названия, имена героев, добавляя или убирая целые сюжетные линии, колеблясь в авторских оценках подчас между полюсами. Но в СССР это его свойство слишком часто стало определяться политической конъюнктурой. Писатель всегда помнил о «грехе» своего графско-помещичьего происхождения и «ошибках» эмиграции, оправдание себе искал в том, что он стал популярен у самого широкого читателя, подобного которому до революции не было.



В 1922-1923 в Москве был опубликован первый советский научно-фантастический роман — «Аэлита», в котором красноармеец Гусев устраивает на Марсе революцию, правда, неудачную. Во втором фантастическом романе Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926, позже не раз переделывался) и рассказе «Союз пяти» (1925) маниакальные властолюбцы пытаются с помощью небывалых технических средств покорить весь мир и истребить большинство людей, но тоже неудачно. Социальный аспект везде упрощен и огрублен по-советски, но Толстой предсказал космические полеты, улавливание голосов из космоса, «парашютный тормоз», лазер, деление атомного ядра.

«Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924-1925) — настоящий плутовской роман 20 века с массой невероятных приключений авантюриста в тех местах, где побывал сам Толстой перед эмиграцией и в ее начале (в Стамбуле). Очевидно влияние «Ибикуса» на Ильфа , Петрова и Булгакова (хотя последний и презирал Толстого). Ряд произведений Толстого имеет антиэмигрантскую направленность.

В повестях «Гадюка» (1925) и «Голубые города» (1928), воспринятых читателями как «антинэповские», зафиксирован процесс омещанивания советского общества, губительный для бывших и нынешних энтузиастов Гражданской войны и социалистического строительства.

Пьесами «Заговор императрицы» и «Азеф» (1925, 1926, совместно с историком Щеголевым) он «узаконил» неприкрыто тенденциозную, окарикатуренную обрисовку последних предреволюционных лет и семьи Николая II. Роман «Восемнадцатый год» (1927-1928), вторую книгу «Хождения по мукам», Толстой перенасытил тенденциозно отобранными и интерпретированными историческими материалами, свел вымышленные персонажи с реально существовавшими лицами).



В 1930 по прямому заказу властей написал первое произведение о Сталине — повесть «Хлеб (Оборона Царицына, 1937 )», целиком подчиненную сталинским мифам о Гражданской войне. Это было как бы «добавление» к «Восемнадцатому году», так как Толстой «просмотрел» выдающуюся роль Сталина и Ворошилова в тогдашних событиях. Некоторые персонажи повести перекочевали в «Хмурое утро» (закончено в 1941), последнюю книгу трилогии, произведение все-таки более живое, чем «Хлеб», но в авантюрности соперничающее со второй книгой, а конъюнктурностью далеко ее превосходящее. Патетическими речами Рощина в неудачном, как обычно у Толстого, сказочно счастливом финале он косвенно, но определенно оправдывал репрессии 1937. Однако яркие характеры, увлекательный сюжет, мастерский язык Толстого надолго сделали трилогию одним из самых популярных произведений.

К числу лучших в мировой литературе повестей для детей принадлежит «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), весьма основательная и удачная переделка сказки итальянского писателя 19 века Коллоди «Пиноккио».

После Октябрьской революции Толстой заинтересовался исторической тематикой. На материале 17-18 веков написаны рассказы и повести «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922) и др. Кроме рассказа о Петре Первом, который строит Петербург, проявляя чудовищную жестокость к людям и оставаясь в трагическом одиночестве, все эти произведения насыщены приключениями, хотя в изображении смуты начала 17 века чувствуется взгляд человека, повидавшего смуту 20 века. После пьесы «На дыбе», написанной в 1928 в основном по мотивам «Дня Петра» и под влиянием концепции Мережковского, в «Антихристе (Петр и Алексей)» Толстой меняет взгляд на царя-реформатора. Он почувствовал, что , возможно, в следующем десятилетии критерий «классовости» будет вытеснен «народностью» и исторической прогрессивностью, и фигура такого государственного деятеля будет вызывать положительные ассоциации.

В 1930 и 1934 выходят две книги большого повествования о Петре Первом и его эпохе. В угоду противопоставления старого и нового миров Толстой преувеличил отсталость, бедность и бескультурье допетровской Руси, отдал дань вульгарно-социологической концепции петровских реформ как «буржуазных» (отсюда преувеличение роли торговых людей, предпринимателей), не вполне пропорционально представил разные социальные круги (например, деятелям церкви почти не уделено внимания), но объективно-историческую необходимость тогдашних преобразований, как бы являющихся прецедентом для преобразований социалистических, и средства их осуществления показал в общем верно. Россия в изображении писателя меняется, вместе с ней «растут» герои романа, прежде всего сам Петр. Первая глава перенасыщена событиями, она охватывает события с 1682 по 1698 годы, которые часто даются в самом кратком изложении. Вторая книга заканчивается начальным периодом строительства Петербурга, основанного в 1703: идут серьезные преобразования, которые требуют более пристального внимания. Действие неоконченной третьей книги измеряется месяцами. Внимание писателя переключается на людей, преобладают сцены с обстоятельными разговорами.



Роман без интриги, без связного вымышленного сюжета, без авантюрности, вместе с тем чрезвычайно увлекателен и красочен. Описания быта и нравов, поведения самых разных персонажей (их очень много, но они не теряются в толпе, которая тоже не раз изображается), тонко стилизованный разговорный язык составляют весьма сильные стороны романа, лучшего в советской исторической прозе.

Третью книгу «Петра Первого» смертельно больной Толстой писал в 1943-1944. Она обрывается на эпизоде взятия Нарвы, под которой войска Петра потерпели первое тяжелое поражение в начале Северной войны. Это производит впечатление законченности незаконченного романа. Петр уже явно идеализирован, даже заступается за простой народ; на всей тональности книги сказались национально-патриотические настроения времен Великой Отечественной войны. Но основные образы романа не потускнели, интерес событий не пропал, хотя в целом третья книга слабее двух первых.

Во время войны Толстой написал также много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (прототипом героя которого на самом деле был кавказец) и драматическую дилогию (малосценичную и обозначенную как повесть) «Иван Грозный» со сталинской концепцией изображенного времени и героя. Художественно совершенных моментов в «повести» гораздо меньше, чем безнадежно испорченных конъюнктурной позицией автора, во многом прямо ему продиктованной. Многострадального прогрессивного царя в борьбе с боярами — ретроградами, изменниками и отравителями, которых, естественно, надо казнить, — поддерживает народ в лице Василия Буслаева, которого былины поселяют в гораздо более ранние времена, лермонтовского купца Калашникова (Толстой вернул ему отрубленную голову), Василия Блаженного, который собирает по денежке средства для великих начинаний царя, а потом своим телом закрывает его от стрелы средневекового террориста, и др. Опричники (Малюта Скуратов, Василий Грязной и др.) — воплощенное благородство. Хилые иноземцы в латах — ничто перед русскими богатырями, польский пан падает в обморок, когда Малюта грозит ему пальцем. Вместе с тем дилогию отличают яркие характеры, выразительная разговорная речь, передающая исторический колорит. Например, влюбленному в Анну Вяземскую неузнанному Ивану после его слов «мамка» Анны говорит: «Бесстыжий ты человек, а еще одет чисто…». Есть в «повести» и следы далеко не простых раздумий автора, особенно в сцене прощания Андрея Курбского с женой Авдотьей: «Сыновей береги больше своей души… Заставят их отречься от меня, проклясть отца, — пусть проклянут. Этот грех им простится, лишь бы живы были…». Свою вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел. Третьей Сталинской премии писатель был удостоен посмертно за драматическую дилогию в 1946.

Личность Алексея Толстого, как и его творчество, чрезвычайно противоречива. В СССР он воспринимался как «писатель номер два» (после Горького) и был символом «перековки» барина, графа в советского гражданина, его произведения считались безупречными и художественно, и идеологически. При этом был неутомимым тружеником: на переполненном пароходе, увозившем его в эмиграцию, не переставал работать на пишущей машинке. Писал непременно каждый день. Не раз хлопотал за опальных и даже арестованных знакомых, но мог и уклониться от оказания помощи.

Любящий семьянин, он четырежды был женат; одна из его жен, Н. В. Крандиевская, и ее сестра отчасти послужили прототипами героинь «Хождения по мукам». Вторую Сталинскую премию, полученную за «Хождение по мукам», Толстой отдал на танк с именем «Грозный», который, правда, сгорел.

Толстой — очень национальный, русский писатель (патриот-государственник), но больше многих писал на зарубежном материале, практически не зная и не желая знать иностранных языков во имя лучшего ощущения родного языка. Он считал необходимым откликаться на вопросы настоящего времени, но стяжал славу классика художественно-исторической литературы. Работал с подлинными фактами, признавал только реалистическую манеру, но был выдумщиком-фантастом (охотно обрабатывал народные сказки), а его «реализм» оказывался столь эластичным, что доходил до грубо тенденциозной нормативности.

Душа любого общества, он вызывал презрительное отношение таких людей, как Ахматова или Булгаков. В 1932 поэт Осип Мандельштам прилюдно дал пощечину Алексею Толстому. Через некоторое время после этого Мандельштам был арестован и сослан. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий. Еще в середине 1920-х Святополк-Мирский дал ему оригинальную характеристику: «Самая выдающаяся черта личности А. Н. Толстого — удивительное сочетание огромных дарований с полным отсутствием мозгов». Действительно, Толстой принимал участие во многих неприглядных официальных кампаниях властей (в 1944 активно участвовал в работе специальной комиссии под руководством академика Бурденко, которая пришла к заключению. что польские офицеры в Катыни были расстреляны немцами).

— Наследие Алексея Толстого огромно («Полное собрание сочинений» на самом деле охватывает небольшую часть им написанного) и крайне неравноценно. Он внес очень значительный вклад в несколько жанров и тематических пластов литературы, у него есть шедевры (в той или иной области) и произведения, которые ниже всякой критики. Сильные и слабые стороны часто переплетаются в пределах одного произведения.

Экранизации произведений

Список книг

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
1. Аэлита (с иллюстрациями)
2. Аэлита
3. Гиперболоид инженера Гарина
4. Гиперболоид инженера Гарина (с иллюстрациями)
5. Семь дней, в которые был ограблен мир

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Граф Калиостро
2. День Петра
3. Петр Первый
4. Повесть смутного времени

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Лисичка-сестричка и волк
2. Мальчик с пальчик
3. Морозко
4. По щучьему велению
5. Сказки
6. Царевна лягушка

СКАЗКА
1. Золотой ключик
2. Золотой ключик, или приключения Буратино
3. Иван да Марья
4. Иван-царевич и Алая-Алица
5. Прожорливый башмак
6. Русалочьи сказки

КЛАССИЧЕСКАЯ ПРОЗА
1. Бывалый человек
2. В Париже
3. В снегах
4. Волчий приемыш
5. Встреча
6. Гадюка
7. Гобелен Марии-Антуанетты
8. Голубые города
9. Детство Никиты
10. Древний путь
11. Дым
12. Завещание Афанасия Ивановича
13. Как ни в чем не бывало
14. Кикимора
15. Милосердия!
16. Мираж
17. Миссис Бризли
18. Морозная ночь
19. На острове Халки
20. На рыбной ловле
21. Наваждение
22. Необыкновенное приключение Никиты Рощина
23. Необычайные приключения на волжском пароходе
24. Под водой
25. Подкидные дураки
26. Похождения Невзорова, или Ибикус
27. Простая душа
28. Рассказ проезжего человека
29. Рассказы Ивана Сударева
30. Родина
31. Рукопись, найденная под кроватью
32. Случай на Бассейной улице
33. Собрание сочинений (Том 1, 2)
34. Сожитель
35. Туманный день
36. Убийство Антуана Риво
37. Человек в пенсне
38. Черная пятница
39. Эмигранты

ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ:
1. Сестры
2. Восемнадцатый год
3. Хмурое утро

ДЕТСКАЯ ПРОЗА
1. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине и злом коте Хаме

ПОЭЗИЯ
1. Стихотворения

ПУБЛИЦИСТИКА
1. Публицистика
2. Я призываю к ненависти (статьи)

Личное дело

Алексей Николаевич Толстой (1883—1945) родился в Николаевске Самарской губернии в семье графа Николая Александровича Толстого (1849—1900). К моменту его рождения мать Александра Леонтьевна покинула супруга, уйдя к Алексею Аполлоновичу Бострому. В имении последнего, также под Самарой, прошли детские годы писателя. Курс реального училища Толстой проходил в Сызрани и Самаре, а затем поступил в Петербургский технологический институт.

К этому времени относятся его первые литературные опыты — книга стихов «За синими реками». В 1907, незадолго до защиты диплома, оставил институт, решив посвятить себя литературному труду. В 1909 Толстой написал первую повесть «Неделя в Туреневе», затем появились романы «Чудаки» и «Хромой барин», обратившие на себя благосклонное внимание Максима Горького.

В Первую мировую войну писатель работал военным корреспондентом; в частности, в 1916-м совершил поездку по Франции и Англии.

К Октябрьской революции писатель отнесся враждебно и осенью 1918 года уехал в Одессу, а оттуда в Париж. В эмигрантский период написаны повести «Детство Никиты», «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью» и роман «Аэлита».

Переехав в 1921-м в Берлин, Толстой сблизился с авторами сборника «Смена вех», стоявшими на позициях признания власти большевиков. Результатом идейной эволюции Толстого стало возвращение в Россию в 1923 году.

Здесь появляется на свет вторая фантастическая книга Толстого — «Гиперболоид инженера Гарина», а затем трилогия «Хождение по мукам». В 1929 году писатель начинает работу над последней крупной книгой — масштабным историческим романом «Петр I», который так и не был закончен. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонек» — тогда Михаил Кольцов привлек к амбициозному проекту (каждый писатель пишет по одной главе) 25 человек.

В августе 1933 года участвовал в знаменитой «экскурсии» группы писателей на Беломорско-Балтийский канал и стал одним из авторов известного опуса «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина», вышедшего в следующем году.

Толстой активно участвовал в общественной жизни — на Первом съезде писателей в 1934 году он выступил с докладом о драматургии. Будучи членом союза писателей, весной 1936 года принял активное участие в литературной дискуссии «О борьбе с формализмом и натурализмом». Активно представлял Советский Союз за границей — в 30-е годы выезжал в Германию, Италию, Францию, Англию, Чехословакию и Испанию. В 1935 и 1937-м годах участвовал в Первом и Втором конгрессах писателей в защиту культуры. В 1936—1938 годах после смерти Максима Горького Толстой возглавлял Союз писателей СССР. С 1937 года писатель был депутатом ВС СССР 1-го созыва; в 1939 году ему было присвоено звание академика.

В 1936 году вышел «ремейк» сказки Карло Коллоди про Пиноккио — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя оригинал истории про деревянного человечка с растущим от вранья носом был к тому моменту переведен на русский, версия Толстого оказалась в Советской России значительно популярнее. На ее материале Толстой пишет киносценарий и пьесу для детского театра.

С первых дней войны Толстой активно выступает как публицист — ему принадлежит около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях). В них он обращается к фольклору, страницам русской истории, последовательно апеллирует к русскому характеру. В 1942 году участвует в работе Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов.

Конца войны писатель не увидел: он скончался от рака 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Алексей Толстой

Один из символов советской литературы, которого еще можно назвать наследником XIX века. «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина» сделали Толстого одним из основателей советской фантастики как таковой; «Петр I», хотя и незавершенный, стал одним из самых значительных русских исторических романов XX века, а советское детство после Толстого непредставимо без Буратино. Повесть «Хлеб» (1937), по мнению исследователей, отражает точку зрения на оборону Царицына в годы Гражданской войны, бытовавшую в кругу Сталина и его соратников. В известном смысле текст стал одной из предпосылок формирования культа личности.

Произведения Толстого неоднократно экранизировались, некоторые («Гиперболоид инженера Гарина», «Золотой ключик», «Хождение по мукам») — неоднократно. Одним из самых известных стал фильм Марка Захарова «Формула любви», снятый по мотивам повести «Граф Калиостро».

О чем надо знать

Есть предположения, что настоящим отцом Толстого был Алексей Бостром. В частности, существует письменное свидетельство его матери о том, что в этом она поклялась протоиерею самарской церкви. Предположительно впоследствии она поняла, что ребенку «выгоднее» быть законнорожденным графом, и начала тяжбу о законности его рождения. Процесс завершился успехом в 1901 году, когда Толстому было уже 17 лет. После революции, однако, графский титул скорее вредил репутации Толстого; зачастую скептическое отношение к «красному графу» в СССР усугублялось и его образом жизни — писатель привык жить на широкую ногу.

Толстой трижды был женат; первой его избранницей была Юлия Рожанская, с которой он жил в годы своего студенчества. Сын Юрий, родившийся в этом браке, умер в пятилетнем возрасте. Художница Софья Дымшиц отказалась от иудейского вероисповедания, чтобы вступить с писателем в законный брак, который распался в 1914 году — у четы родилась дочь Марианна. В 1915 году Толстой женится на поэтессе Наталье Крандиевской; в этом браке рождаются сыновья Дмитрий и Никита, ставшие соответственно композитором и физиком. Одна из дочерей последнего Татьяна Никитична Толстая также стала писательницей; ее сын Артемий Лебедев — известным дизайнером.

Прямая речь

О «Хождении по мукам»: «Это хождение совести автора по страданиям, надеждам, восторгам, падениям, унынию, взлетам — ощущение целой огромной эпохи».

Об эмиграции: «Жизнь в эмиграции была самым тяжелым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парней, человеком, оторванным от родины... не нужным никому...»

О роли искусства: «В искусстве всегда и во все времена два побуждающих начала — познание и утверждение: познание психической природы человека и утверждение этой природы в действительности. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг».

О смехе: «Смеху, как влюбленности, не научишь».

Иван Бунин о происхождении Толстого: «Вчера Алданов рассказал, что сам Алешка Толстой говорил ему, что он, Толстой, до 16 лет носил фамилию Бостром, а потом поехал к своему мнимому отцу графу Ник. Толстому и упросил узаконить его — графом Толстым».

Михаил Веллер об Алексее Толстом: «В Русском музее висит портрет Алексея Толстого работы Кончаловского. Висит себе и висит. Портрет страшный, то есть это обвинение всей советской литературе конца 30-х годов. Сидит Алексей Толстой такой утробистый, такой брыластый, с такой салфеточкой, заткнутой за ворот, распахнутый на жирной шее. Он сидит у бревенчатой стены дачи. Где-то сбоку кустик сирени, а перед ним стол, а на столе бутылки, бутылки, и закуска, закуска… И он собирается много выпить и плотно закусить. В одной руке у него что-то вроде фужера винища, а в другой — что-то вроде, допустим, индюшачьей ножки. Страшный портрет, который очень соответствует действительности».

Я сам многократно слышал проповеди о. Иоанна, в которых он громил Льва Толстого и предсказывал ему лютую кончину, что напечатано также во многих местах творений о. Иоанна.

И действительно, люта была кончина Льва Толстого. Проживающий в Белграде в Югославии чиновник русской полиции рассказал мне подробности смерти Толстого, которые стали ему известны по службе его в том районе, где жил и умер Толстой.

Привожу эти сведения.

Как местная администрация, так и ряд посторонних любознательных лиц немедленно приступили к выяснению загадочных обстоятельств смерти Толстого.

Результат расследования дал следующие точные данные:

Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре монахине в Шамардин женский монастырь, лежащий в 18 верстах от Оптиной Пустыни и в 22-х от гор. Козельска. Сестра и все монахини были поражены приездом графа, почему несколько близких монахинь пришли в келью сестры графа.

По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре следующие ужасы. Последнее время рассказывает граф, мне не дают покоя ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят. Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет. Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне, а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком.

Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это дьяволы, которые почуяв приближение его смерти окружили его, чтобы завладеть его душой. Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви.

Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптин монастырь.

По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь.

Святейшим Синодом граф был отлучен от православной церкви, почему без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том, но послали запросы епископу и граф решил ожидать в монастыре ответ.

Благоприятный ответ для графа пришел, но уже после отъезда графа из обители.

По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними, как слышно было в коридоре, произошла ссора.

Дочь кричала: «зачем ты не сказавши уехал?», а отец кричал: «зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать свои последние дни в монастыре».

Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар, то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами.

Через два-три часа дочь, доктор и граф уехали, причем графа до экипажа вели под руки и он казался очень слабым.

В то время многие высказывали предположение, что доктор дал графу успокоительное лекарство, но или старческое сердце не выдержало, или доза была велика, почему граф, до того времени бодрый, по дороге на юг умер на почтовой станции Остапово.

Многие лица, как из Козельска, так и других мест, писали в разные газеты о всем вышеизложенном, но ни одна газета присланных статей не поместила. Местное духовенство, несмотря на просьбы друзей, отказывалось служить панихиды, но из Москвы, как в то время говорили, привозили каких-то священников, очевидно старо-обрядцев-беглопоповцев и они служили.

Высшее духовенство старообрядцев-окружников и противоокружников (в г. Сухиничах) запретило своему духовенству молиться о душе графа.

Монахи о кончине людей говорят так.

У великих грешников перед смертью является, так называемое, духовное зрение и они видят окружающих их нечистых духов, которые ожидают смерти, чтобы взять душу нечестивца и ввергнуть ее в ад кромешный.

Люди высокоблагочестивые, наоборот, перед смертью видят светлых духов, ангелов.

Магистр Богословия Дьяченко в своих 4-х обширных томах, так же говорит о кончине людей, как и монахи. Следовательно, рассказ графа своей сестре об окружении его чудовищами - не галлюцинация, а действительность и эти чудовища заставили его бежать из дома и искать спасения от них в святой обители.

Таким образом пророчество Иоанново исполнилось, Бог не допустил Толстого вернуться в лоно православной Церкви.

Почему же Господь так судил? Да потому, что Толстой был антихристом в полном смысле слова.

Святый Апостол Иоанн Богослов в 1-м Соборном послании говорит, гл. 2, ст. 22: «кто отвергает, что Иисус есть Христос, - это антихрист». Гл. IV, ст. 3: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшаго во плоти... это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет, и теперь есть уже в мире». Во Втором Соборном Послании тот же Апостол говорит еще более грозно, гл. 1, ст. 7: «многие обольстители вошли в мир не исповедующие Иисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Ст. 10 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Ст. 11 «Ибо приветствующий его участвует в злых делах его».

В период отлучения Толстого от Церкви Г-н Ярмонкин издал книжку, в которой были перечислены запрещенные дотоле к печати хуления и глумления Толстого над Господом нашим Иисусом Христом Богом Слово Вседержителем и над Пречистой Богородицей.

Страшно повторить, но повторю, чтобы все знали, что Толстого Святейший Синод отлучил от Церкви за эти потрясающие ужасные хулы и за совращенную им массу людей.

Толстой писал, что Христос оттого и называл себя Сыном Божиим, что был незаконнорожденный, что он был нищий, которого высекли и повесили.

Я привел только это, а в книжке Ярмонкина было напечатано множество ужасных хулений, которые этот сын дьявола изрыгал.

На севере России в водах огромного Ладожского озера (около 250 верст длины и 150 ширины) на скалистых островах расположен Валаамский монастырь. Острова эти из гранита, подобного которому нет нигде на земном шаре и берега их в большинстве суть отвесные скалы. По мнению ученых эти острова не что иное, как метеорные камни от какой-то развалившейся планеты, свалившиеся на землю.

В глубокой древности на диких островах Валаама был центр идолопоклонства и были языческие капища.

Св. Апостол Андрей Первозванный из Киева по водному пути, «из Варяги в Греки», т. е. по Днепру, Ловати, Ильмень-озеру, Волхову и Ладоге, приплыл на Валаам и водрузил там Крест Христов.

При появлении Святого Апостола все капища и идолы Силою Божиею были повержены в прах и Валаам стал местом пребывания христианских проповедников и рассадником православия.

После революции Валаам отошел к Финляндии и правительство потребовало введения в монастыре нового стиля. Монахи, не пожелавшие признать новый стиль, были арестованы и увезены. Некоторые из них бежали в Югославию.

Один из них, прозорливый старец, поведал о виденном им на Валааме видении.

Однажды, когда он стоял на скалистом острове около храма, на озере поднялась страшная буря и он увидел несущуюся по воздуху массу бесов, впереди которой несся Лев Толстой и стремился к церкви, бесы старались преградить ему путь к церкви и наконец окружили его и увлекли с собою в пучину у самого обрыва скалы, на которой стоял храм.

Старец впоследствии только узнал о смерти Толстого.

Примечание:
Писатель Лев Толстой разработал и опубликовал в своих сочинениях религиозную систему пантеистического характера («Бога Творца нет; я — часть Бога»), имевшую, по словам прот. Иоанна Восторгова ряд противоречий («Он отрицает типографии и литературный труд, — и без конца пишет и печатает. Он отрицает теперь богатство, и живет во дворце, в сказочной роскоши, ни в чем не зная отказу. Он отвергает деньги, — и получает их и тратит их сотни тысячь. Он отрицает науку, — и напускает на себя вид учености, изучая, сравнивая тексты евангелия… он отрицает медицину, — и держит вокруг докторов, щупающих ежечастно пульс… Он проповедует о любви, о любви и любви, и пишет слова, полные ненависти к Церкви, к России, к власти, изображает в своих произведениях, и царей, и архиереев, начальствующих лиц в таком виде, что возбуждает к ним чувства одной злобы; он твердит о любви, — и никому из своих богатств не дает и не давал ни гроша. Оправдание этой жестокости полно несказанного и отталкивающего лицемерия: имения, права литературной собственности и проч. принадлежат-де не ему, а жене… После своего призыва ко всем прекратить брачное общение, он, имея за 60 лет роду, и сам имел сына… Он говорит о „воле Божией“, и проповедует Бога безличного и бессознательного у которого по этому самому и воли быть не может» . Прот. Иоанн Восторгов. Знамения времен. Речь 19 окт. 1908 г. Цит. по: Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой. Holy Trinity Monastery. Jordanville, N.Y., 1960 - С. 4,5,6.).
Толстой стал резко критиковать, «хулить» Священное Писание и Православную Церковь, за что 20-22 февраля 1901 года определением Святейшего Синода № 557 был отлучен от общения с нею. Толстой отвергал учение о божественности Христа, догматы о троичности Божеста, об искуплении, о непорочном зачатии и воскресении из мертвых. Вслед за отвержением главных догматов писатель подвергает критике все учение Церкви: о сотворении мира, о мире духовном…
В «Ответе Синоду» (1901) Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо». «Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю грубым… колдовством». В «Обращении к духовенству» (1902) Толстой писал: "…Есть ли в христианском мире книга, наделавшая больше вреда людям, чем эта ужасная книга, называемая «Священной историей Ветхого и Нового завета»?
Отец Иоанн обличал Толстого в проповедях, им также было написано более 20 статей в защиту православного вероучения, среди них "Ответ пастыря церкви Льву Толстому на его «Обращение к духовенству» (СПб.,1903), «О душепагубном еретичестве графа Л. Н. Толстого»(СПб., 1907, 4-е изд.), «В обличение лжеучения графа Л.Толстого. Из дневника» (СПб., 1910).
Отец Иоанн критиковал Толстого, в частности, за то, что последний "извратил весь смысл христианства", "задался целью... всех отвести от веры в Бога и от Церкви", "глумится над Священным Писанием", "хохотом сатанинским насмехается над Церковью", "погибает вместе с последователями". Считал, что учение Толстого усилило "развращение нравов" общества, что его писаниями "отравлено множество юношей и девиц", что толстовцы "испровергают Россию и готовят ей политическую гибель".
Предсказывал ему «лютую» смерть: «Смерть грешника люта. И смерть его — Толстого — будет страхом для всего мира. (Конечно, это скроют родные.)» — писал о. Иоанн Кронштадтский в дневнике 1907—1908 года.

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь между полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса