Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что означает любовь к родине. Любовь к родине это не просто слова. Любовь к природе

Огромная любовь к Родине у каждого человека, как мне кажется, вырастает из детства. Именно в детстве у человека формируется понятие "Родина" и все, что с ним связано. Родные места, где родился и вырос, обычаи, книги и культура родной страны становятся доступными для человека с самых ранних лет. И потом, спустя много лет, ты вспоминаешь все это и думаешь: "Да, это все мое, родное, близкое сердцу".

Толстой сказал: "Родина - это прошлое народа, настоящее и будущее". По моему мнению, это высказывание можно связать с рассказом Петра Дмитриевича Барановского о храме Василия Блаженного, который, безусловно, является памятником нашей старины и отображает мастерство древних зодчих. По сей день этот храм считается святым местом.

С самых первых дней у человека появляется свой маленький мир, своя маленькая Родина. Это его кроватка, голос матери, колыбельная, первая погремушка, окружающее его пространство и люди. Когда человек растет, вместе с ним растет и понятие его "Родины". Здесь присутствуют его близкие дом, улица, друзья, детский сад, школа, парк, в котором он гуляет, речка за городом, окрестные леса и поля. Он начинает осознавать, что такое чувство долга, привязанность, воспоминания, которые могут проявляться в тоске или в радости. Читая книгу, занимаясь в школе, человек узнаёт, что мир не ограничивается его городом или республикой, а он гораздо шире, и в нем существуют разные страны, материки, другие реки, озера и океаны. Но в его сознании уже существует понятие "родная страна", в которой он живет, и которая ему очень дорога, без которой он не мыслит себе жизни. Именно ее он называет своей "Родиной".

Когда я была еще маленькой, мама с папой возили меня в деревню к бабушке. И не смотря на то, что там дивные луга, чистые озера и воздух, мне уже через неделю хотелось домой. Ведь именно там я родилась и увидела в первый раз солнце. Там все свое, родное.

И я так люблю нашу речку на окраине города, хоть и не совсем чистую, наш двор, пусть и с загазованным воздухом, что не променяю их ни на что. Ведь самым дорогим для каждого человека всегда будет Родина.

Сочинение Что такое любовь к Родине?

Родина - важнейшее понятие в жизни каждого человека. Она всегда одна. Ласковая, милая, нежная родина. Ее часто сравнивают с матерью. Чем старше человек, тем острее чувствуется сопричастность всего, что происходит с твоей страной. С возрастом острее чувствуется разлука с Родиной, радостнее происходит встреча с ней. Почему так происходит?

В народе говорят: Родина – это место, где капнула кровь твоей пуповины. Это – малая родина. Иногда это маленькое село, иногда - большой город. Под словом Родина мы понимаем нашу страну, село, дом, улицу, по которой мы можем пройти с закрытыми глазами, потому, что там все родное и знакомое. Мы любим природу своей Родины, ее людей, историю своего края, гордимся своей Родиной. Не существует понятия бедная или богатая Родина.

Что я вкладываю в понятие «Родина»? Это мой дом, где я родился, где меня научили говорить, уважать старших. Это моя школа, где мне дают образование, выводят на чистую светлую дорогу дальнейшей жизни. Это скамейка в школьном саду, куда я пригласил свою одноклассницу, и впервые взял ее за руку. У нашего класса есть заветное место на реке. Каждый год, летом, мы ходим туда в поход с ночевкой. Вечером у костра мы делимся своими мечтами на будущее. Мне кажется у нас все сбудется. Скоро у нас выпускной бал, мы расстанемся надолго, а может быть навсегда. Я гляжу на речку, на своих одноклассников, у меня щемит сердце. Я думал так бывает только с пожилыми людьми. Это я готовлюсь проститься со своей любимой малой Родиной. Я буду приезжать, и встреча будет такой же трогательной, как и прощание.

Недавно прочитал стихотворение казахстанского поэта. Там есть такие строки: «Здесь родился и рос, мир пытаясь объять...». Очень образно. Действительно, в детстве мы все пытаемся объять, не замечая плохого и безобразного рядом с нами. Сейчас я многое вижу по-другому. Я вижу, как много надо сделать, чтобы мой любимый город стал красивее, а его жители счастливее. Я замечаю несправедливость и знаю, что с ней надо бороться. Я не перестаю любить свою Родину. Я хочу изменить мир к лучшему, хочу, чтобы моя Родина была счастливой, светлой и радостной.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика О-90 в романе Мы Замятина сочинение

    В произведении «Мы» очень много интересных и неоднозначных героев. Одной из таких героинь является О-90. Эта девушка является постоянной партнершей строителя Интеграла Д-503

    Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

Любовь к Родине - это священный долг каждого гражданина. В нравственном становлении человеческого общества понятие долга, чести трактовались по-разному.

Какой смысл вложен в эти слова? Как выразить чувство любви к Родине?

Глубина понятия

Родина - это слово для любого человека содержит свой, особенный смысл. Думая о Родине, люди вспоминают о прекрасной, великой стране, в которой они родились, выросли. В настоящее время возрождается чувство патриотизма. В школах появляются кадетские классы, формируются военно-патриотические группы.

Для современных подростков любовь к родине - это уважение традиций своей страны, ее истории и культуры.

Сочинение о Родине

"Размышляя о Родине, я вижу перед собой прекрасную, великую страну, где я родилась. Я считаю, что любовь к Родине - это гордость за ее насыщенную, часто трагическую судьбу. Я горжусь тем, что являюсь частью данной страны, большого мира. Считаю, что недостаточно просто родиться в России, чтобы стать ее полноценным гражданином. Любить страну - это означает знать о ее трудностях, проблемах, бедах. В моем понимании любовь к Родине - это сопричастность к ее настоящему и будущему, поиск способов улучшения

Я горжусь тем, что родился в России

Предлагаем еще один фрагмент сочинения школьника по данной тематике. Родине - для меня это не пустой звук. Я увлекаюсь фотографией, всегда стараюсь выбирать для съемки те объекты, которые демонстрируют красоту родного края. Любовь к малой Родине невозможно увидеть, передать словами. Для того чтобы показать свое отношение к родному городу, близким людям, нужно попробовать изменить что-то к лучшему. Я стараюсь помогать людям старшего возраста, чтобы они ощущали заботу и любовь. Занимаясь своими повседневными делами, я стараюсь помнить о своей стране. Если мы, молодое поколение России, не будем гордиться историей и культурой своей страны, она не сможет быть сильной державой на мировой политической арене".

Сочинение о родном крае

Как описать любовь к Родине или путешествие по стране в выпускном сочинении? Предлагаем фрагмент работы старшеклассника, посвященной данной тематике.

"Многие люди считают, что место, в котором человек рождается, он будет помнить всю свою жизнь. А когда покинет его, неведомая сила обязательно будет тянуть назад, к истокам. Каждый человек имеет свою Родину. Для кого-то она является теплым морем, имеющим песчаные живописные пляжи. Есть и те люди, Родина которых - это суровая тундра, прожить в которой практически невозможно.

Родная природа - это то, что с детства окружает малыша. Люди могут путешествовать по разным уголкам земного шара, удивляться невиданными красотами, экзотическими растениями и животными. Но, какими оригинальными бы они ни были, человека всегда тянет вернуться в те места, которые сохранились в его памяти. Эта любовь к своей природе, обычаям, не угаснет ни через год, ни через пять лет. Любовь, которая подарена человеку с самого рождения, подкрепляется уверенностью, что именно родная природа всегда придет нам на помощь в трудные минуты нашей жизни.

Знакомые и родные с детства места - то, что вселяет в нас дополнительные силы. Задача каждого гражданина - сохранить, приумножить богатства любимого края".

Познавательный рассказ

Для того чтобы показать отношение к родному краю, дети пишут творческие сочинения, используя литературные произведения. Например, рассказ Андрея Платонова «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Здесь идет речь о воробье, который мечтал попасть в теплую страну. Ему удалось осуществить свою мечту, но сытная жизнь быстро наскучила ему. Он тосковал по куску черного хлеба, которым его кормил когда-то старый скрипач. Возвращение домой оказалось тяжелым, но в итоге воробей снова оказался у своего старого друга. Суть рассказа в том, что нет ничего дороже для человека, чем его Родина. Произведение Андрея Платонова призывает каждого сначала хорошо подумать, прежде чем покидать свою Родину. Рассказ учит быть полезным окружающим людям и обществу, ведь именно так человек может доказать свою любовь и преданность родному краю.

Заключение

Человек живет в обществе, в котором существуют свои правила и обычаи. Для того чтобы страна процветала, необходимо вести системную работу по привитию подрастающему поколению чувства патриотизма. Чувство любви к своей Родине - это качество, которое необходимо воспитывать, начиная планомерную работу с младшего дошкольного возраста. Для того чтобы вести подобную деятельность, в отечественной системе образования были проведены серьезные реформы.

В рамках модернизации внеурочной деятельности в школе стали появляться военно-патриотические клубы. Они функционируют по специальным программам, направленным на формирование у подрастающего поколения россиян чувства гордости за свой край, страну. Обязательным элементом в деятельности клубов военно-патриотической направленности является региональный компонент. В его рамках ребята узнают о героических людях края, знакомятся с историческим и культурным наследием своего региона.

Такое светлое чувство, как любовь к своей Родине, закладывается с раннего детства. Именно поэтому так важно обращать внимание на экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях. Во время прогулок воспитатель рассказывает малышам о том, как можно помогать живой природе, защищать от гибели ее обитателей. С бережного отношения к цветам, кустарникам, деревьям начинается уважительное отношение к растительному и животному миру, зарождается настоящая любовь к своей малой Родине.

Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека Ивин Александр Архипович

7. Любовь к родине

7. Любовь к родине

Об этом чувстве сказано немало искренних и высоких слов, и чаще всего оно их заслуживает. Это чувство является неотъемлемой частью того железного каркаса, на котором держится здание человеческой жизни и с разрушением которого оно превращается в груду развалин.

Любовь к отечеству – одно из самых глубоких чувств, закрепленное в человеческой душе веками и тысячелетиями. «Знаменье лучшее – за отечество храбро сражаться» – говорил еще Гомер; «Городам, их величию, блеску, совершенству построек дивятся многие, родину же любят все» – это слова Лукиана; «Отчизны голос – голос лучшей музы» – П. Беранже; «И дым отечества нам сладок и приятен» – А. С. Грибоедов; «Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины», «Человек без родины – нищий человек» – Я. Колас.

Любовь к родине – один из наиболее отчетливых образцов любви как таковой.

Нам дороги родители, дороги дети, близкие, родственники, говорит Цицерон, но все представления о любви к чему-либо соединены в одном слове «отчизна». Какой честный человек станет колебаться умереть за нее, – если он может принести этим ей пользу?

Любовь к родине означает любовь к родной земле и живущему на ней народу. Эти две составляющие единого чувства обычно идут вместе, поддерживая и усиливая друг друга. Но случается, что они трагически расходятся: человек любит родину, но не своих соотечественников. Любовь к родине, противопоставленная любви к живым людям, неминуемо оказывается абстрактной и декларативной. И если такой человек восходит на вершину власти, он приносит огромные бедствия своему народу.

В фундаменте диктатуры и тирании всегда лежит противопоставление «высоких интересов» родины (так или иначе отождествляемых диктатором со своими собственными интересами или интересами стоящей за ним узкой группы) интересам якобы недостойного ее народа.

Это хорошо выразил уже Софокл в образе диктатора Креонта, любившего, как ему казалось, родину, но не ее людей, и навлекшего несчастья не только на них, но и на самого себя.

Чешский философ XIX в. Я. Колар был склонен противопоставлять любовь к народу, нации – любви к отечеству и ставить первую выше второй: «… Что должен разумный человек любить больше – страну или народ, отечество или нацию? Отечество мы можем легко найти, если даже мы его потеряли, но нацию и язык – нигде и никогда; родина сама по себе есть мертвая земля, чужеродный предмет, это не человек; нация же есть наша кровь, жизнь, дух, личное свойство» . Любовь к отечеству, к родным местам кажется Колару слепым естественным инстинктом, присущим не только человеку, но и животным и даже растениям, в то время как любовь к народу всегда облагорожена разумом и образованием: «.Многие деревья и цветы с такой привязанностью льнут к своей родине, ее земле, воздуху и воде, что сразу вянут, чахнут и меняются, если их пересадить; аист, ласточка и другие перелетные птицы возвращаются из более прекрасных стран в свою холодную родную землю, в бедные гнезда; многие звери дают себя скорее убить, чем покинуть свою землю, свою территорию, пещеру, свой дом и пищу, а если мы их насильно вырвем из их родных условий жизни и переведем в чужие края, они погибнут от тоски по дому» .

Любовь к родной земле как низшая ступень любви к родине больше свойственна, думает Колар, неразвитому человеку, дикарю, не знающему ничего, подобного нации; современный же, развитый и образованный человек выше ставит свою нацию: «Грубый дикарь больше льнет к своей бедной, законченной, наполненной дымом и дурными запахами лачуге и к негостеприимной пустыне, чем образованный человек к своему дворцу и парку. Родина эскимоса, его жены и детей – это большая льдина, плавающая в широком море; льдина качается и наклоняется на грозных волнах, морские бури и морские течения носят ее по широким просторам. Тюлени и морские птицы – все его земляки, рыба и падаль – его пища. Год за годом живет он со своей семьей на этой ледовой родине, яростно защищает ее от неприятелей и любит ее так сильно, что не променял бы ее на самые прекрасные уголки земли. Дикарь знает только землю, которая его родила, а чужеземец и неприятель называются у него одним понятием; весь мир замкнут в границах его страны. Кого же мы должны благодарить за то лучшее и благороднейшее, что мы имеем? Не себя, не нашу землю, а наших предков и современников» .

Вряд ли это красочное, но предвзятое описание справедливо. Земляки эскимоса – не одни тюлени и птицы, и любит он не только жену и детей, но и свой народ, пусть небольшой, но народ, с его особыми, только ему присущими языком, преданиями, традициями, надеждами и т. д.

Опрометчиво также утверждать, что у современного человека чувство родной земли слабеет, уступая привязанности к своему народу.

Композитор Сергей Рахманинов и его жена, горячо любившие Россию, оказавшись в Швейцарии, создали под Люцерном некое подобие Ивановки, деревни, в которой они когда-то жили. Но полной замены так и не получилось. Рахманинов любил это место, так к нему вернулась музыка, он после долгого перерыва снова начал сочинять. Но однажды он с тоской проговорился об утраченных родных местах. «Разве это комары? – вскричал он, прихлопнув одного из них. – Они и жалить-то не умеют. Не то, что наш ивановский – вопьется, света божьего не взвидишь».

Один русский писатель, живший в эмиграции, вспоминал суждение своего земляка, осевшего волей судьбы в Париже: «А что этот Париж? Ничего особенного. Вот наши края: едешь неделю по болотам, едешь-едешь и никуда не выедешь!»

Пусть и неприметное, но родное, и современному человеку может казаться лучшим, чем хорошее, но чужеземное.

Противопоставление родины и ее народа никогда не приносило и не способно принести добра. Ни в том случае, когда интересы родины ставятся выше интересов народа, ни в том, когда любви к народу отдается предпочтение перед любовью к родной земле.

Чувство патриотизма делает человека частицей великого целого – своей родины, с которой он готов разделить и радость и скорбь:

Россия, любимая, с этим не шутят,

Все боли твои – меня болью пронзили.

Россия, я твой капиллярный сосудик,

Мне больно, когда тебе больно, Россия.

А. Вознесенский

С особой остротой патриотические чувства вспыхивают, когда на родину обрушиваются тяжелые испытания: «Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца» (В. Гюго). Война, голод, стихийные бедствия сплачивают народ, заставляют забыть все частное и преходящее, отказаться от прежних пристрастии и посвятить все силы одному – спасению родины.

Осенью 1941 г., когда фашистская армада, казалось, неудержимо шла на Москву, Бунин говорил, вспоминая, наверное, недавние революцию и гражданскую войну: «В своем дому можно поссориться, даже подраться. Но когда на нас бандиты идут, тут уж, батенька, все склоки надо в сторону отложить да всем миром по чужакам ахнуть, чтоб от них пух и перья полетели. Вот Толстой проповедовал непротивление злу насилием, писал, что войны нужны лишь власть предержащим. Но, напади враги на Россию, войну продолжал бы проклинать, а всем сердцем за своих бы болел. Так уж нормальный, здоровый человек устроен, и по другому быть не должно. А русский человек поражен тоской и любовью к отечеству сильнее, чем кто-либо…» .

Адмирал Колчак, провозгласивший себя в гражданскую войну «верховным правителем России», признавался, что ему легче было бы умереть от холеры, чем от рук пролетариата. «Это все равно, – говорил он, – что быть съеденным домашними свиньями». Его возлюбленная добровольно пошла за ним в иркутскую тюрьму, а потом провела тридцать лет в лагерях и ссылках, но не отказалась от своей любви даже к мертвому. Она вспоминала, что когда они с Колчаком выехали из Омска, с ними следовал русский золотой запас, оказавшийся роковым для адмирала: двадцать девять пульмановских вагонов с золотом, платиной, серебром, драгоценностями царских сокровищ. Адмирал боялся, что золото попадет в руки иностранцев. За день до ареста он сказал: «Долг повелевал мне бороться с большевиками до последней возможности. Я побежден, а золото? Пусть оно достанется большевикам, нежели чехам. И среди большевиков есть русские люди» .

Любовь к своему народу оказалась сильнее острой ненависти к классовому врагу.

Отстаивая свой народ, Моисей, как известно, прекословил самому Богу: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, Господи! народ сей сделал великий грех, сделал себе золотого бога; прости им грех их; а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты меня вписал» (Исход, 32, 31–32).

Страстное желание служить народу, не оставлять его в годину несчастий может пересилить даже любовь к богу, если между этими чувствами вдруг приходится выбирать.

Плохо, когда человек оставляет другого человека в беде или предает его. Но оставить в беде отечество и тем более предать его – это преступление, для которого нет ни срока давности, ни покаяния, ни прощения.

Любовь к родине менее всего является слепым, инстинктивным чувством, заставляющим бездумно превозносить отечество, не замечая его пороков. Любить родину – значит, прежде всего, желать ей добра, добиваться того, чтобы она сделалась лучше.

Один из самых замечательных патриотов в истории России, П. Я. Чаадаев, писал: «Больше, чем кто-нибудь из вас, я люблю свою Родину, желаю ей славы, умею ценить высокие качества моего народа. Наверное, патриотическое чувство, воодушевляющее меня, не совсем похоже на то, чьи крики нарушили мое существование. Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. Я думаю, что время слепых влюбленностей прошло, что теперь мы, прежде всего, обязаны Родине истиной».

Чаадаева сочли клеветником на свое отечество, объявили сумасшедшим, запретили печататься. Его «Апология сумасшедшего», из которой взят отрывок, была написана в середине 30-х годов прошлого столетия, но в России была опубликована только в начале нашего века.

Мысль, что настоящий патриотизм должен быть пронизан светом критического разума, не всем представляется очевидной.

Любовь к отечеству и теперь нередко отзывается тем притворным хвастовством, которое в России когда-то с иронией называли «квасным патриотизмом». Послушаешь такого квасного патриота, замечал Гоголь, и если даже он чистосердечен, «только плюнешь на Россию!»

Н. Салтыков-Щедрин был горячо, беззаветно предан своей стране. «Я люблю Россию до боли сердечной, – писал он, – и даже не могу помыслить себя где-либо кроме России». И вместе с тем его отношение к стране и народу было исполнено той трагической двойственности, о которой позднее А. Блок сказал в «Возмездии»:

И отвращение от жизни,

И к ней бездумная любовь,

И страсть и ненависть к отчизне…

Салтыков-Щедрин, хорошо видевший экономическую и политическую отсталость России, не способной воспользоваться огромностью материальных ресурсов и талантами своего народа, создал самую суровую и мрачную в русской литературе картину своей родины. Страсть к отчизне не мешала ему подвергнуть осуждению и осмеянию ее пороки.

Истинный патриотизм чужд и враждебен националистическому высокомерию и каким-либо националистическим предрассудкам.

В одной из пьес Ф. Дюрренматта последний римский император Ромул Августул замечает: «Когда государство начинает убивать людей, оно всегда называет себя родиной».

Именно по этой формуле сохранения власти действовал Сталин, прибегший к запретному, как тогда казалось, оружию – русскому патриотизму. Вновь потребовались «великие предки»: Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, Иван Сусанин, гражданин Минин и князь Пожарский. Сделалось похвальным прославлять отечество, принижать и даже высмеивать другие государства и народы.

К этой кампании безудержного восхваления всего отечественного, советского и разжигания неприязни ко всему заграничному, третируемому как «незрелое», классово и социально отсталое, опрометчиво присоединился и В. Маяковский, не разгадавший ее зловещей сути:

Жирноживотные.

Лобоузкие.

Европейцы,

на чем у вас пудры пыльца?

чаплинские усики

что у Европы

осталось от лица?

Здесь можно вспомнить писателя Я. Колара, предостерегавшего от тупого, нетерпимого, кичливого патриотизма, потому что «он часто бывает только предлогом для самых черных поступков».

Любовь к своему отечеству, не соединенная с мыслью о верховенстве общечеловеческой идеи, о равенстве всех народов, безотносительно к уровню их социального и культурного развития, приносит вред в первую очередь самой родине.

«…Нельзя не любить отечество, – писал В. Белинский, – только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но желанием усовершенствования; словом – любовь к отечеству должна быть вместе с любовью к человечеству. Любить свою Родину – значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» .

Об ущербности национального эгоизма и сепаратизма, необходимости соединения национального с общечеловеческим всегда говорила русская литература. «.Нравственные принципы всякого отдельного народа суть принципы общечеловеческие», – пишет Салтыков-Щедрин. В другом месте он говорит: «Идея, согревающая патриотизм – это идея общего блага., это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве».

Суть национализма – в признании национальной исключительности и вытекающем из нее противопоставлении данной нации другим. Национализм сводится к признанию «своей» нации «образцовой нацией» или «нацией, обладающей исключительной привилегией на государственное строительство».

Между формально провозглашенным равенством наций и их равенством фактическим почти всегда лежит огромная дистанция. Именно поэтому в каждом, в сущности, многонациональном государстве существуют законы, в силу которых любое мероприятие, проводящее в чем бы то ни было привилегию одной из наций или прав национального меньшинства, объявляется незаконным и недействительным.

Противоположностью национализма является принижение своей родины и своего народа, своеобразный национальный нигилизм, выставлявшийся в недавнем прошлом чуть ли не естественным следствием интернационализма. «К сожалению, есть силы, – отмечал в одном из интервью писатель Ч. Айтматов, – которые в самом народе, и это часто бывает, отрицают сами себя. Они заняты самооговором. Я называю это национальным нигилизмом. Явление это такое же реакционное, как и сам национализм» .

Национальное и общечеловеческое, или интернациональное, – две взаимосвязанных стороны. Без их единства нет мирового процесса развития и сближения народов и наций, составляющих единое человечество.

Сближение наций и преодоление национальных границ – закономерность исторического процесса. В Европе она стала остро ощущаться уже после первой мировой войны.

«Сегодня каждый «интеллектуал» в Германии, в Англии или во Франции ощущает, – писал испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, – что границы его государства стесняют его, он задыхается в них; его национальная принадлежность лишь ограничивает, умаляет его… Впервые в своей политической, экономической и духовной деятельности европеец наталкивается на границы своего государства; впервые он чувствует, что его жизненные возможности непропорциональны границам того политического образования, в которое он включен. И тут он делает открытие: быть англичанином, немцем, французом значит быть провинциалом» .

Это рассуждение, относящееся к концу 20-х годов прошлого века, Ортега подытоживает так: «Европа возникла как комплекс малых наций. Идея нации и национальное чувство были ее самыми характерными достижениями. Теперь ей необходимо преодолеть самое себя. Вот схема грандиозной драмы, которая должна разыграться в ближайшие годы» .

Драма произошла, но другого рода – вторая мировая война, расколовшая Европу на две противостоящие части. В каждой из них шли активные процессы интеграции. Западноевропейские страны стоят теперь перед решающим шагом: экономические связи предполагается расширить и дополнить определенного рода политическим объединением. Сближение европейских стран поставило на повестку дня вопрос о создании единого «европейского дома».

Углубляющиеся и расширяющиеся процессы интеграции европейских стран никоим образом не ставят под сомнение ни их национальное своеобразие, ни их государственный суверенитет.

Здесь можно вспомнить В. С. Соловьева, еще в конце XIX в. изложившего основные условия единения народов и государств: «Определенное различие, или раздельность жизненных сфер, как индивидуальных, так и собирательных, никогда не будет и не должно быть упразднено, потому что такое всеобщее слияние привело бы к безразличию и к пустоте, а не к полноте бытия. Истинное соединение предполагает истинную раздельность соединяемых, т. е. такую, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни… Всякий социальный организм должен быть для каждого своего члена не внешнею границей его деятельности, а положительной опорой и восполнением.» .

Теперь, когда многократно возросла зависимость народов и государств друг от друга и стала мрачной реальностью угроза гибели человечества в случае ядерной войны, национальное и общечеловеческое с особой остротой обнаруживают свое внутреннее, неразрывное единство.

Ж. Ренану принадлежит знаменитая формула, раскрывающая суть того, что соединяет людей в одну нацию: «Общая слава в прошлом, общая воля в настоящем; воспоминание о великих делах и готовность к ним – вот существенные условия для создания народа. Позади – наследие славы и раскаяния, впереди – общая программа действий. Жизнь нации – это ежедневный плебисцит».

Нация – это общность крови, языка, столетиями складывавшегося национального характера. Привязанность к своему народу опирается на уважение к его историческому прошлому и унаследованным от него традициям. Утратить свою историю для нации все равно, что для человека потерять память.

Но нация не только «наследие славы и раскаяния», она также и прежде всего то, что «делается» и «будет». Это главное в формуле Ренана: нация есть общая программа будущего, вырабатываемая ежедневным голосованием. Прошлое охраняет и поддерживает нацию, но движущей и образующей ее силой является будущее.

«Если бы нация состояла только из прошлого и настоящего, – пишет Х. Ортега-и-Гассет, – никто не стал бы ее защищать. Те, кто спорит с этим, – лицемеры или безумцы. Но бывает, что прошлое закидывает в будущее приманки, действительные или воображаемые. Мы хотим, чтобы наша нация существовала в будущем, мы защищаем ее ради этого, а не во имя общего прошлого, не во имя крови, языка и т. д. Защищая наше государство мы защищаем наше завтра, а не вчера» .

Любовь к своему народу не сводится к уважительному и бережному отношению к общему прошлому. Она предполагает, прежде всего, заботу о будущем, о реализации той программы «общего дела», которая каждодневно формируется в недрах народной жизни.

Помнить о приоритете будущего над прошлым в существовании нации особенно важно сейчас, когда внимание многих концентрируется главным образом на восстановлении и сохранении исторического прошлого. Коммунистическим режимом нашей отечественной истории было предписано начинаться с октября 1917 года. «Народы, царства и цари» были выброшены на свалку истории, народ оказался отрезанным от собственного прошлого. Исторические корни должны быть, конечно, восстановлены. Но какой бы важной ни была эта задача, нельзя забывать, что ни одна нация, обращенная лицом в прошлое, не способна существовать как устойчивое, имеющее перспективу целое.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Философия истории автора Ивин Александр Архипович

Любовь к человеку и любовь к истине и добру Коммунистическая любовь к человеку всегда является любовью к человеку только своей веры и своей формации и к тем, для кого советский образ жизни представляется образцом. На этой любви сказывается идея любви к дальнему, и прежде

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

ЛЮБОВЬ Любовь – это поэтическое выражение полового влечения. Во всяком случае, половое влечение, не выраженное поэтически, не стоит того, чтобы называться

Из книги Выбранное автора Митьки

ПЕСНЯ О РОДИНЕ Летят перелетные птицы Далекое счастье искать, Летят за моря-океаны, А я не хочу улетать. А я остаюся с тобою, Васильевская сторона – Не нужен мне берег заречный, И Африка мне не

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

104. ЛЮБОВЬ Заклинаю вас, девицы Иерусалимские сернами и полевыми ланями: не будите и не возбуждайте любовь, пока она не придет.Библия - Песнь Песней, 2:7Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Мы никогда не говорили, что любовь и секс – две отдельные вещи. Мы говорили, что любовь цела и не была разбита. Тем утром река искрила серебром, поскольку было облачно и холодно. Листья были покрыты пылью, и всюду был ее тонкий слой – в комнате, на веранде и на стуле.

Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо Пьер

IV От человеческой родины к родине мира Универсализм ума, как мы видели, но также универсализм сердца, вот чем одаряет Мишле мысль Марка Аврелия, которая, как мы видели, является теперь фундаментальной темой его жизни и его мысли.Идея появляется еще в 1831 году в конце

Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн

ЛЮБОВЬ Любовь также имеет два разных значения в зависимости от того, имеем ли мы в виду любовь по принципу обладания или бытия.Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может

Из книги Простая правильная жизнь автора Козлов Николай Иванович

Любовь Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

24 МАЯ (Любовь) Бог не есть любовь. Любовь есть только одно из проявлений Бога в человеке.1 Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его. И заповеди Его не тяжки. 1-е Послание

Из книги Мужчина и Женщина [За порогом Рая] автора Калинаускас Игорь Николаевич

А как же любовь? Ну что ж, это более или менее понятно. Чистый секс, биологические законы, социум как организующая и направляющая сила. Но вот есть такая расхожая фраза: постель - не повод для знакомства. Она ведь не только иронична, она агрессивна, а значит, что-то защищает.

Из книги Любовь автора Прехт Рихард Давид

Из книги Душа человека автора Фромм Эрих Зелигманн

Глава 11 Влюбленность в любовь? Почему любовь ищут все чаше, а находят все реже Искусство жить в браке определяет отношение, двойственное по форме, универсальное в его ценности и уникальное по напряженности и силе. Мишель Фуко Браки совершаются на небесах, а расторгаются

Из книги Душа человека. Революция надежды (сборник) автора Фромм Эрих Зелигманн

III. ЛЮБОВЬ К МЕРТВОМУ И ЛЮБОВЬ К ЖИВОМУ В предыдущей главе мы обсуждали формы насилия и агрессии, которые можно более или менее четко обозначить как прямо или косвенно служащие жизни (или представляемые таковыми). В этой главе, как и в последующих, мы поговорим о тенденциях,

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 1 автора Ливрага Хорхе Анхель

III. Любовь к мертвому и любовь к живому В предыдущей главе мы обсуждали формы насилия и агрессии, которые можно более или менее четко обозначить как прямо или косвенно служащие жизни (или представляемые таковыми). В этой главе, как и в последующих, мы поговорим о

Из книги Обнаженность и отчуждение. Философское эссе о природе человека автора Ивин Александр Архипович

Из книги автора

7. Любовь к родине Об этом чувстве сказано немало искренних и высоких слов, и чаще всего оно их заслуживает. Это чувство является неотъемлемой частью того железного каркаса, на котором держится здание человеческой жизни и с разрушением которого оно превращается в груду

Любовь к Родине - это любовь к родной земле

Родина - это дом. Дом, где ты родился, вырос, из которого каждое утро бежишь в школу и куда возвращаешься. Дом, в котором легко и радостно жить. И не важно, будет ли это хижина в тайге, шестнадцатиэтажный великан на берегу большой реки или юрта в далёкой тундре…

Родина - это родной дом, земля, на которой жила и живёт твоя семья. Это родной край, его природа. Всё то, что глубоко врезалось в память на всю жизнь и хранится в душе как самое сокровенное.

Родина часто ассоциируется с дорогим и милым сердцу городком. Воспоминания о его улочках и двориках погружают в беззаботное детство. Это время мечтаний и фантазий, которое сопряжено с ощущением абсолютного счастья.

Родиной может быть всё: дом, улица, село, город, страна. Однако это не только географическое положение, а более широкое понятие. Оно не ограничивается собственным домом или определённой территорией. Это народ, родной язык, традиции, культура, природа родного края… Всё то, что мы представляем, когда говорим слово «Отечество». В любом уголке Родины легко дышится и радостно живётся - тому, кто считает этот уголок своей родной землёй.

Что такое любовь к Родине в моём понимании?

По моему мнению, любить родную землю означает относиться к ней с благоговением и уважением. Каждый человек должен не просто любить Родину, почитать её историю и культуру, но и быть готовым защитить её от врагов.

Будущее весьма неопределённо. Нельзя исключать вероятность возникновения военного конфликта. Поэтому священный долг каждого сознательного гражданина - встать на защиту Отечества и не дать врагу поработить свой народ. В этом и заключается истинная сущность патриотизма - быть верным сыном своей страны, своей Отчизны.

С чего начинается любовь к родной земле?

Я считаю, что истоки любви к родной земле проистекают от любования её живописными пейзажами, милыми сердцу видами. Если человек не замечает красоту родного края и не гордится его природой, он не способен любить Родину - свою страну. Я в этом убеждён.

Любовь к Родине чиста и бескорыстна. Она не предполагает каких-либо условностей и сродни любви к матери, к своей семье. Мы ведь не выбираем родителей, но считаем их самыми лучшими, самыми дорогими людьми во всём мире.

Каждый гражданин обязан знать и уважать своей страны. Ведь это символ независимости государства, его самобытности. Даже те люди, которые по разным причинам вынуждены ежедневно общаться на иностранном языке, всё равно должны свободно владеть родным языком и не забывать его. Также важно знать историю и культуру своей страны.

Родина - это место, где мы родились и провели лучшие детские годы. У каждого человека Родина одна, как и семья, поэтому её обычаи, традиции и праздники почитаются и соблюдаются. Любите родную землю!






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» и др.

Цели:

Образовательные:

  • раскрыть своеобразие темы Родины в стихотворениях разных поэтов;
  • учить анализу поэтического текста.

Развивающие:

Содействовать развитию

  • умения анализировать стихотворения, делать обобщения и выводы, сравнивать однотематические литературные произведения разных авторов;
  • воображения на основе положительной мотивации через выполнение заданий творческого характера с использованием средств ИКТ;
  • совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;
  • навыка рефлексивных действий.

Воспитательные:

  • воспитание гражданских и патриотических чувств;
  • формирование читательской культуры;

Форма урока : урок – эвристическая беседа.

Технологии: личностно ориентированное обучение (создание личностно значимых ситуаций), использование ИКТ в предметном обучении, технология РКМПЧ.

Оборудование : Мультимедийная презентация; высказывания известных людей о Родине.

План урока:

  1. Вступление. (Инсценировка)
    1. Актуальность.
    2. Постановка целей и конкретных задач.
  2. Основная часть урока.
    1. Работа с пословицами и высказываниями «великих» людей о любви к родине.
    2. Работа с текстами художественных произведений.
      • Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
      • А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
      • А.А.Ахматова «Мне голос был…»
      • О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город»
      • Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
      • С.А.Есенин. «Шаганэ ты моя, Шаганэ»»
      • И.С.Тургенев. «Русский язык»
    3. Обсуждение результатов.
  3. Заключение.
  4. Рефлексия. Составление синквейна.

Эпиграфы:

И все пройдя пути морские,
И все земные царства дней,
Я слово не найду нежней,
Чем имя звучное: Россия.
(К. Бальмонт, г. Париж, 1922 г.)

«Без любви к Родине нет поэта»
(Е.А. Евтушенко)

Ход урока

Ι. Вступление.

Звучит начало песни «Как упоительны в России вечера».

Входят Белый и Рыжий Клоуны (ученики.

Инсценировка. (Учебник «Дом без стен. Литература. 8 класс», 1 часть, стр. 253)

Рыжий клоун . Что это с ними? Почему они такие восторженные!

Белый клоун . О! Так они проявляют свою любовь к родине. Это обязательная составляющая человеческой жизни: слезы при разглядывании деревьев родной страны, мурашки по спине при церемонии поднятия государственного флага, желание кинуться в драку с каждым, кто плохо скажет о стране, где ты родился.

Рыжий клоун . Как ты можешь так об этом говорить! Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты чувствовать себя защищенным. В древности у некоторых народов существовало самое страшное наказание – изгнание с родины…

Белый клоун . Да брось ты! Родина там, где сытно, дешево и удобно. А всё остальное сантименты. Тысячи людей покинули и покидают родину. Посмотри на них: они любили одну страну, теперь любят другую. Всё очень просто!

Рыжий клоун . Но это… всё равно что бросить старых немощных родителей и пристроиться к новым – молодым и обеспеченным. У человека есть такая же потребность в родине, как, скажем, в воздухе, воде и пище. И если, не дай бог, человеку приходится бежать с родины, чтобы спасти свою жизнь или жизнь близких, он заболевает страшной болезнью. Имя ей – ностальгия. Она мучает и разрушает человека, если, конечно, он Человек.

Белый клоун . Ты опять за свое! Не рассказывай мне о рабах привычек и привязанностей. Я говорил о настоящих людях, свободных от всех этих предрассудков. А поговорить и поплакаться о потерянной родине нынче очень модно…

Рыжий клоун. Нет, я когда представляю себя вне родины, ощущаю, что земля уходит из-под ног. Чтобы жить, мне нужно держаться корнями за землю. А что можно за неё отдать – это мера для каждого своя, но никто о ней не говорит…

1. Актуальность. Обсуждение:

Как бы вы определили, что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? (СЛАЙД 1 )

– Есть ли в нашей стране, в нашем районе или в вашем доме что-то такое, что является лично для вас олицетворением понятия «Родина»?

Выступление индивидуально подготовившихся учащихся с демонстрацией коллажа «Моя Родина». (СЛАЙДЫ 2-4)

/Примечание. Коллаж приготовлен и демонстрируется с помощью компьютерных технологий. Как правило, ребята представляют традиционный набор и вполне объясняют свои зрительные образы: государственная символика и города-символы – Москва и Петербург; люди-символы: Пушкин, Ломоносов, Гагарин и другие; русская природа, берёзка, ромашка; родной город, улица, дом, школа, близкие люди, семья, друзья/

Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

– Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)

– А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо? (Именно сегодня, в XXI веке, особо остро стоит этот вопрос, так как люди, особенно молодежь, думают, прежде всего, о материальном благосостоянии, забыли о Родине, никто служить не хочет в армии, не хочет работать, все смотрят на запад)

2) – Итак, у нас есть две точки зрения (СЛАЙД 5): первая: любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

– Каким образом мы можем доказать свою правоту? (обратимся к высказываниям известных людей, к народной мудрости, к литературе)

– Дома вы составили витражи мудрости – высказывания известных людей о Родине. Поделитесь находками.

II. Основная часть

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине .

  • Нет места милее родного дома. Только отечество заключает в себе то, что дорого всем. (Цицерон)
  • Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя. (Сенека)
  • Дерзайте отчизну мужеством прославить. (Ломоносов)
  • Самое лучшее предназначение есть защищать отечество. (Державин)
  • Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может. (Байрон)
  • Есть разные страны на свете, а Родина – только одна… (Д. Алтаузен )
  • Родина – это огромное, ды шащее существо, подобное человеку… (А. Блок)

2. Вторая группа собирала пословице, назовите их.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Своя земля и в горести мила. Любовь к родине сильнее смерти. Родина – мать, умей за неё постоять. Человек без родины что земля без семени. Отрекающийся от родины отрекается от совести.

Что общего в этих словах?

Сегодня на уроке мы посмотрим, какое место занимает Россия в творчестве А. Блока, С. Есенина, А.Ахматовой, О.Мандельштама, Евгения Евтушенко.

3. Работа с текстами художественных произведений.

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…». (СЛАЙД 6)

Евгений Александрович Евтушенко – яркий, талантливый поэт. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России. Стихотворение «Идут белые снеги»- одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вечных вопросах: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.

1. Выразительное чтение стихотворения (аудиокассета, запись стихотворения сопровождается любой классической музыкой) Приложение 1 .

2. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение? (О России). Стихотворение представляет лирический задушевный монолог с читателем.

– Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце?

Нет, сначала грустное, затем передаёт взволнованное воодушевление

– Почему меняется тон стихотворения, в каких строчках это происходит?

(когда начинает говорить о России)

– Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения? (Белый снег, зима, природа, деревенские избы, Пушкин, Степан Разин) (СЛАЙД 7)

– Какой словесный образ олицетворяет Россию?

«Идут белые снеги» – это поэтический символ России. Эта строчка выполняет в стихотворении роль рефрена, т.е. она связывает в стихотворении картины прошлого и будущего, она помогает лирическому герою осознать неотделимость от народа, Родины и понять свою необходимость им. Он с полной ответственностью заявляет: «для России я жил», «я России помог», а в кульминационных строчках делает признание:

Но надежда моя:
Если будет Россия,
Значит буду и я.

Поэт говорит о том, что все, в сущности, преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символизируют бессмертие России. (СЛАЙД 8)

Вывод : Что для Евтушенко любовь к Родине? Единение с Родиной, с её природой, с её историей.

– Евгений Евтушенко – наш современник, нам близка и понятна его позиция. А что думали и писали поэты начала 20 века о родине

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» (СЛАЙД 9)

1. Слово учителя о Блоке.

Александр Блок – поэт, живший на рубеже веков. Это было время великих потрясений, время революций. Многие покидали Россию навсегда. У Блока был свой взгляд на мир, на жизнь, на революцию, на Родину. Октябрьскую революцию Блок принял и приветствовал. В статье «Интеллигенция и революция» (1918) Блок писал, что верит в будущее России: «России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и по-новому – великой». У Блока очень много стихотворений и России. В 1908 году он написал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный… Ведь здесь – жизнь или смерть, счастье или погибель;

Сейчас послушаем стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? и ответим на вопрос: «Какой предстаёт перед нами Россия у Блока?»

2. Чтение стихотворения наизусть (заранее подготовленный ученик) Приложение 1.

Какой же предстаёт Россия? (таинственной, непонятной, загадочной) (СЛАЙДЫ 10-12)

Россия Блока – вечная любовь, вечная Боль, вечная Тайна. Она талантлива, но беспечна. Она нищая, но при этом сильная и гордая Образ Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив.

3. Анализ стихотворения «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

– Найти ключевые слова в 1-ой строфе. («Русь моя, жизнь моя», «маяться», «разлучиться» «раскаяться», «вольному сердцу», «твоя тьма»)

– Какая мысль не дает покоя лирическому герою? (Мысль о том, не разлучиться ли им, не расстаться ли? Она мучительна для поэта и лирического героя. Такое впечатление, что он хочет вырваться на свободу и знает: это невозможно не потому, что Русь не отпустит его, а потому, что он сам не оторвется от нее. Так и будет «маяться» вместе с ней, скорбной, суровой, темной страной).

– Объясните значение неизвестных слов в 3-4 строфах.

  • Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России.
  • Гати – настилы из ветвей для перехода через болота;
  • Грады – города;
  • Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи;
  • Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.

– Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси в 2-4 строфах? И почему страна для него Русь, а не Россия?

Русь для Блока есть нечто древнее, таинственное, дикое, необъяснимое, что-то уходящее корнями в незапамятные времена. Здесь Чудь и Меря, Царьградские святыни, от слова «гать» уже веет болотом и дремучим лесом, дороги, верстовые столбы, лодки да деревянные грады, соколы и лебеди в степи, черная мгла нашествия кочевников и татарские очи, которые «мечут огни» – все это Русь.

– Как понимаете смысл последней 5 строфы стихотворения. Какой образ возникает здесь?

«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим …» – это вечный , трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

Теперь понятно, почему Александр Блок не покинул Россию? Он слишком её любил, так же, как любила свою Родину Анна Ахматова, современница Блока, написавшая знаменитое стихотворение «Мне голос был, он звал утешно…»

Чтение стихотворения наизусть. (ученик) Приложение 1

– Какой путь выбирает лирическая героиня? (остаться со своим народом, со своим любимым городом Санкт-Петербургом, о котором в 1915г. писала «Мы ни на что не променяем пышный гранитный город славы и беды». (СЛАЙД 14)

В 1917 году многие покинули Россию. Мы не имеем права осуждать их. Они любили свою родину, об этом говорят строки поэта-эмигранта К.Бальмонта (эпиграф). Но Ахматова осталась. Осталась потому, что считала «недостойным» покинуть Отечество в трагическую для него минуту. Это ли не высшее проявление патриотизма? Александр Блок заучил наизусть это стихотворение и однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции – позор»

О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город…» (СЛАЙД 15)

1. Слово учителя.

Петербург – город детства и юности Осипа Мандельштама. Образ города присутствует во всех книгах поэта. Сюда он возвращался много раз в своей жизни, и каждая встреча с городом таила в себе новые открытия. В 1930 году после поездки на Кавказ Мандельштам вновь возвратился в Ленинград, но город встретил его неприветливо.

2. Чтение стихотворения наизусть. Приложение 1.

3. Комментарий к стихотворению (ученик)

«Мой город», такой знакомый и близкий, обернулся к поэту новым ликом. Он обращается к нему за спасением, но город глух к его мольбам, потому что несвободен, его словно бы тоже арестовали: молчат телефоны, звонок вырван с мясом, дверные цепочки напоминают кандалы. Жёлтый мутный свет – как лицо мертвеца. И в крике: «Я ещё не хочу умирать!» звучит боль, но город глух и нем, он – мёртв.

СЛАЙД 16.

Учитель. И Александр Блок, и Анна Ахматова, и Осип Мандельштам любили Россию, верили в неё, как любил её Фёдор Иванович Тютчев- поэт и дипломат, написавший знаменитое четверостишие:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

С.А. Есенин. «Шаганэ, ты моя Шаганэ» (СЛАЙД 17)

Учитель. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - писал поэт Сергей Александрович Есенин. Любовь к России не просто чувство, это жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни

  1. Чтение стихотворения наизусть (ученик) Приложение 1.
  2. Какие чувства переполняют душу лирического героя? (восхищение Востоком, его ярким колоритом и чувство неразрывной связи со своей северной Родиной).

III. Заключение

– Ребята, а из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?

Истоки её – в уважении, трепетном отношении к месту, где родился, вырос, к отчему дому, к людям, воспитавшим нас, к своей истории. Мы не должны вырасти Иванами, не помнящими родства. Общая жизнь на родной земле, общие беды и радости, общая любовь к своей Родине и к своему языку – всё это делает нас русским народом. Всё это мы передадим нашим детям, они – своим детям. И тогда Россия будет жить вечно. В это свято верил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, который незадолго до смерти написал знаменитое стихотворение в прозе «Русский язык» (чтение стихотворения) Приложение 1.

Вывод. НЕ может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть ВЕЛИКИМ. А если народ велик, то и будущее у народа должно быть великим.

  • А что вы можете сказать о России?

IV. Творческая работа. Составление синквейна о Родине.

(СЛАЙД 18) (Во время написания синквейна звучит музыка).

(Чтение 2-3 работ)

В заключение я хочу еще раз обратиться к вам стихами нашего современника В. Леушкина. (СЛАЙД 19)

Давайте вместе – без “ура”,
Без истерических упреков…
Заглянем, братья, во вчера
В тьму исторических уроков!
И освещая лица лет,
Посмотрим им в глаза, как в бездну.
Да, это больно, но полезно,
Нам, убегающим от бед.
А после сядем у огня
И помолчим, кто сколько сможет.
Покуда век еще не прожит,
Воспрянем, дух Руси храня

Звучит последний куплет песни «Россия» (Стас Михайлов)

Д/З : Наизусть стихотворение Е.Евтушенко «Идут белые снеги» (СЛАЙД 20)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса