Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Читательский дневник по литературе: как правильно оформить дневник и шаблоны для заполнения. Как оформить читательский дневник для школьников. Секрет пятерки по литературе Как делать дневник читателя образец

Структура читательского дневника школьника. Рекомендации по составлению, советы.

Читательский дневник ученика . Для чего нужен читательский дневник? Многие люди любят читать книги. Чтобы лучше осмыслить произведение и сохранить впечатление о прочитанном, часто заводят так называемые читательские дневники. Смысл читательского дневника в том, чтобы по прошествии времени человек смог вспомнить, какие книги он читал, каков их сюжет, главные герои и что человек переживал, когда читал книгу.
Для школьника читательский дневник становится своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках литературы ученик с помощью дневника может вспомнить, какие книги он прочитал, кто главные герои книги и в чем основная мысль произведения.
В начальных классах читательский дневник помогает развивать память ребенка, учит обдумывать и анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли. На первых порах родители должны помогать ребенку разобраться, где в произведении главные герои и какую основную мысль хочет донести автор. Для этого необходимо в мельчайших подробностях обсудить книгу. Это поможет школьнику не только быстро и правильно заполнить дневник, но и научит четко и ясно излагать свои мысли.

Каким будет читательский дневник?

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет. Но все же приятно, если он будет красочным, ярким и эмоциональным. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например, рисунками к книгам) можно по своему усмотрению. Ученики постарше могут оформить обложку в виде скрабукинга, или применить технику рисования зентагл и дудлинг.

Титульный лист

Читательский дневник начинается с титульного листа, в котором содержится основная информация: фамилия, имя ученика, номер школы, класс. У тетради должно быть название: «Читательский дневник» «Дневник читателя» «Читаю с удовольствием». Титульный лист (обложку) дневника можно красиво оформить.

Разворот дневника

Начиная со 2-3 страницы можно продумать общее оформление - рамки колонок, шрифты заголовков, логотип. Отзывы о книгах пишут синей пастой, а заголовки и подчёркивания можно цветной.

Можно продумать странички для тех особенных книг, которые понравились: «Моя золотая коллекция», «Рекомендую прочитать», «Прочитайте, не пожалеете!»

Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

Пример оформления колонок читательского дневника

Памятка по ведению читательского дневника

1. Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге.

2. Время от времени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

3. Если произведение большое или ребёнок пока плоховато читает, тогда в графе "Дата" пишите дату начала и окончания чтения книги.

4. В конце отзыва должно быть место для личного мнения ребёнка о произведении, отношения к прочитанному.

6. Отличным помощником для сохранения в памяти прочитанного является иллюстрация. Как ее сделать? Можно ребенку нарисовать самому картинку, можно чтобы взрослый помог нарисовать. Не умеете рисовать? Тогда скопируйте картинку из книги и раскрасьте ее. Но лучше, чтобы ребенок сам нарисовал, тогда будет задействована и зрительная, и мышечная память. Иллюстрацию можно поместить в графе "Название произведения" под самим названием, или в графе "Основная мысль произведения", иллюстрируя запомнившиеся моменты.

7.ВАЖНО! Нельзя писать отзывы на сокращенные варианты книг из учебников. Вы должны полностью прочитать произведение, прочувствовать его и оставить себе память о нем в читательском дневнике.

Виды читательских дневников

В зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:

  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2014, август 2014 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.

Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?

  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Число страниц
  • Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
  • В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории? Какова была обстановка в стране, где жил автор?
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
  • Отзыв о книге.
  • Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?

Старшеклассники могут также привести дополнительные сведения:

  • Список критической литературы по произведению или автору.
  • Выписки понравившихся фраз, выражений.
  • Краткая биография писателя.

Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.

Можно ли помогать ребенку вести дневник?

Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.

Многие взрослые не уделяют должного внимания формату и внешнему виду читательского дневника, и дети не испытывают желания их заполнять. Но давайте подумаем: какие мотивы чтения у ребенка? Почему он читает (особенно дети до 6 класса)? Зачем он заполняет дневник? Вряд ли в этом возрасте он делает это осознанно, скорее всего, его просто "заставили". Но мы должны помнить, что детям может быть просто интересно работать в большой и красивой тетради, заполнять таблички и т.д. Поэтому мы предлагаем уделить особое внимание оформлению читательского дневника и предлагаем несколько шаблонов.

Родительское собрание №4.

Тема: Зачем нужен читательский дневник.

Цель: познакомить с главной целью введения читательского дневника в начальной школе и требованиями к его оформлению.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование его не только как ученика, но и как личности, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе и т. д.

Ведение читательского дневника позволит:

1)полюбить книгу и процесс чтения;
2)повысить качество чтения;
3)расширить кругозор читателя;
4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.

При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.

Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.

Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные. Если это произведение будет читаться на внеклассном чтении, при проведении конкурсов, викторин, ребенок, пролистав свой читательский дневник, легко вспомнит и героев произведения, и сюжет.

Читая различные произведения и записывая общее содержание в читательский дневник, ребенок тренирует не только навыки письма , но и учится анализировать произведение, выделять основную мысль автора, понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребенок развивает читательские навыки, культуру читателя .

Родители, контролируя ведение читательского дневника, могут легко отследить интересы ребенка, понять какой жанр или направление больше интересуют ребенка и при необходимости, подкорректировать направление чтения, предложить ребенку книги другого жанра.

Как же оформить читательский дневник?

Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели и они минимальны. При ведении читательского дневника надо сразу после чтения произведения или главы, если произведение большое, записать свои выводы.

1. Для начала нужно определиться с оформлением читательского дневника. Легче всего за основу взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

2. Расчерчиваем на несколько колонок:

♦ дата чтения,

♦ название произведение,

♦ главные герои,

♦ Мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице.

Кроме того вы можете указать биографию автора, поместить его фото.
Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику.
Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.)
Вот вопросы в помощь:
Опишите внешность героя.
Назовите черты его характера.
Каковы его любимые занятия?
Кто его друзья? Какие они?
Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?
А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным? Напиши несколько слов об этом. Можно нарисовать к отрывку иллюстрацию.
Можно оформить и по - другому:

Если книга понравилась:

можете нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним,

При регулярном заполнении это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. А затем, когда в учебном году, мы проводим викторины, внеклассное чтение, дети обращаются к своему Читательскому дневнику и вспоминают, какие рассказы они читали, какие герои есть в сказках, авторов произведений и другие данные. Причем, если произведение большое, а ребенок читает медленно, то можно записывать отдельные главы.

Научите своего ребенка вести Читательский дневник с первого класса, помогите ему во втором, а дальше ребенок будет это делать сам. Затрачивая совсем немного времени на заполнение Читательского дневника, Вы научите ребенка анализировать прочитанное, лучше понимать и запоминать книги, сформируете культуру читателя.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кл. руководитель Демина В.О. Как оформить «Читательский дневник»

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников.

Ведение читательского дневника позволит: 1)полюбить книгу и процесс чтения; 2)повысить качество чтения; 3)расширить кругозор читателя; 4)развить его творческие способности; 5) научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.

Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя.

Как оформить «Читательский дневник» На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», своё имя и фамилию, класс (можно оформить обложку по своему усмотрению).

В тетради укажите: дата чтения название произведения автор главные герои мои впечатления о прочитанном «О чем?» Здесь ребенок с помощью родителей записывает в 1-2 предложениях основную мысль текста.

При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться образца, данного в таблице. Дата Название произведения Автор Имена и главные герои Мои впечатления о прочитанном 30.01. 2015 "Неизвестный цветок" Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе,предместье Воронежа. 1.Даша 2.Неизвестный цветок Это история маленького цветочка, который хотел жить. Мне стало очень грустно, когда я прочитал, что неизвестный цветок умер. Сказка учит нас не бояться трудностей, а делать всё, чтобы «не жить печально».

Вот вопросы в помощь: Опишите внешность героя. Назовите черты его характера. Каковы его любимые занятия? Кто его друзья? Какие они? Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем? А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему? Какой отрывок из книги понравился больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

ОБЛОЖКА ДНЕВНИКА

СТРАНИЦА ДНЕВНИКА

Памятка “УЧИСЬ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО” Следи, чтобы глаза двигались по строчке. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. При чтении будь внимателен к каждому слову. Старайся понять, о чём читаешь. Читай ежедневно: вслух,про себя..

ТРЕНИРУЙСЯ В ЧТЕНИИ КАЖДЫЙ ДЕНЬ


Зачем нужен читательский дневник?

Ведение читательского дневника - не цель, а средство! Чтобы полученные при чтении книг знания не потерялись, и нужен читательский дневник.

Записи в дневнике помогут вспомнить книгу через некоторое время. В нём будет довольно просто найти нужную информацию о прочитанных произведениях - кто её герои, что с ними произошло, чем она понравилась, о чём заставила задуматься. Дневник поможет обращать внимание как на авторов книг, так и на художников-иллюстраторов - Вы сможете легче ориентироваться в "книжном море".

Как оформить читательский дневник?

За основу читательского дневника лучше взять тетрадь в клетку. На обложке сделать надпись «Читательский дневник», указать имя и фамилию владельца. Оформить обложку (например,рисунками к книгам) можно по своему усмотрению.


Данную картинку можно распечатать и наклеить на обложку - нажмите на неё.

В начале дневника можно записать или вклеить Список книг для чтения и различные Памятки - подсказки ("Учись читать правильно", "Как рассказывать о книге?"...).

Заполнять дневник лучше сразу после того как вы прочитаете книгу или же на следующий день. В этом случае воспоминания будут свежи, а при необходимости вы сможете обратиться к книге. Время от вмени нужно обязательно просматривать дневник - тогда знания содержания и впечатления о книге закрепятся в памяти.

Как делать записи в дневнике?

Для тех, кто только учится самостоятельно читать, подойдёт самый простой способ - делать записи в таблице:

Если книга понравилась:

  • нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним
  • найти и приклеить портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Если книга очень понравилась:

  • сделай рисунки-иллюстрации (или комиксы) на основе прочитанного;
  • придумай загадки или ребусы о героях;
  • составь кроссворд по прочитанному;
  • написать и "послать” в дневнике письмо героям или автору книги;
  • узнать и записать интересные факты из биографии писателя.

Более опытные читатели могут вести записи в дневнике, отвечая на следующие вопросы:

2. Жанр произведения (сказка, рассказ, повесть, стихи, басня, былина...)

2. Расскажи о главном герое книги:

Возраст и внешность героя

Черты его характера

Его любимые занятия

Что он любит или не любит, его привычки и т.д.

Кто его друзья? Какие они?

Хотел ли бы ты быть похожим на этого героя? Чем?

А есть ли такое, что тебе в нем не нравится? Почему?

Нарисуй портрет любимого героя

3. Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Нарисуй к отрывку иллюстрацию.

4. Понравилась ли тебе книга? Чем? Напиши свое впечатление или мнение о прочитанном.

5. Что ты расскажешь об этой книге своему другу, чтоб он непременно захотел ее прочитать?

Внимание!

Данные пункты можно использовать не все, частично ! Можно переставить пункты так, как удобно владельцу читательского дневника. Можно придумать свои странички, добавить свои пункты.
Главное, чтобы читательский дневник стал помощником и собеседником его владельца.

Как может выглядеть Читательский дневник, посмотрите

Можно воспользоваться и готовым вариантом :

На летних каникулах учителя часто дают список литературы, рекомендованный к прочтению в свободное время. В учебный период это сократит время на подготовку к уроку. В процессе чтения у человека любого возраста расширяется кругозор, что очень важно, особенно для подростков. Конспектирование краткого сюжета поможет сохранить в памяти ключевые моменты истории, запомнить имена героев. Впоследствии в школе на уроках такая памятка станет незаменимым помощником. Чтобы все записи были лаконичными и удобными для восприятия, важно понимать, как оформить читательский дневник.

Начните с выбора тетради, пусть ребёнок самостоятельно определиться с тем, каким должен быть читательский дневник. Его можно сделать самостоятельно, используя простую подходящую тетрадку или блокнот, или приобрести в магазине готовый вариант, например, подобрав в соответствии с классом.

В начале дневника можно оставить лист для составления содержания, его заполняют в последнюю очередь, после оформления всех последующих страниц.

Для придания неповторимости и индивидуальности дневнику при его заполнении можно использовать различные красивые наклейки, вырезки из журналов, но лучшим вариантом будут собственные интересные рисунки.

В зависимости от возраста читателя меняется размер и суть написанного текста. Для детей младшего школьного возраста достаточно выделить 1–2 страницы для заполнения. Здесь указывается название рассказа или сказки, фамилия и имя автора, перечисляются главные герои. Далее нужно кратко описать сюжет - буквально несколько предложений, чтобы ребёнок мог вспомнить, о чём была книга. И обязательно написать своё мнение о прочитанном материале. У первоклассников в качестве читательского дневника часто выступает альбом для рисунков.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса