Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Центральные персонажи романа война мир. Главные герои романа «Война и мир

Не просто написал прекрасное произведение «Война и мир», но и показал русскую жизнь на протяжении нескольких десятков лет. Исследователи произведения Толстого подсчитали, что на страницах своего романа писатель изобразил более 600 персонажей. Причём каждый их этих действующих лиц имеет чёткую и меткую характеристику писателя. Это даёт возможность читателю нарисовать подробный портрет каждого героя.

Система персонажей в романе «Война и мир»

Безусловно, главным героем произведения Толстого является народ. По мнению автора, это самое лучшее, что есть в русской нации. По роману, к народу относятся не только простые люди, которые ничего не имеют, но и дворяне, которые живут не для себя, а для других. Но народу в романе противопоставлены аристократы:

  1. Курагины.
  2. Посетители салона Анна Шерер.

Сразу же по описанию можно определить, что все эти герои – отрицательные персонажи романа . Их жизнь бездуховна и механична, они совершают искусственные и безжизненные поступки, неспособны к состраданию, эгоистичны. Эти герои не могут измениться даже под влиянием жизни.

Совсем иначе Лев Николаевич изображает положительных своих персонажей. Их поступками руководит сердце . К таким положительным действующим лицам можно отнести:

  1. Кутузова.
  2. Наташу Ростову.
  3. Платона Каратаева.
  4. Алпатыча.
  5. Офицера Тимохина.
  6. Офицера Тушина.
  7. Пьера Безухова.
  8. Андрея Болконского.

Все эти герои способны сопереживать, развиваться и изменяться . Но именно война 1812 года, испытания, которые она принесла, даёт возможность понять, к какому лагерю можно отнести персонажей романа Толстого.

Петр Ростов - центральный герой романа

Граф Петр Ростов - это младший ребёнок в семье, брат Наташи. В начале романа читатель видит его ещё совсем ребёнком. Так, в 1805 году ему было всего лишь 9 лет. И если в этом возрасте писатель лишь замечает, что он толстый, то к характеристике Петра в 13 лет прибавляется ещё и то, что подросток оказывается красивым и весёлым.

В 16 лет Петр отправляется на войну, хотя должен был поступить в университет, и вскоре уже становится настоящим мужчиной, офицером. Он патриот и переживает за судьбу своей Отчизны. Петя прекрасно говорил на французском и мог жалеть пленного мальчика-француза. Отправляясь на войну, Петя мечтает совершить что-то героическое.

И несмотря на то что родители сначала не желали отпускать его на службу, а затем нашли место, где было безопаснее, тот все равно вместе с другом переходит в действующую армию. Как только он был назначен помощником генералом, его тут же берут в плен. Решив поучаствовать в сражении с французами, помогая Долохову, Петя погибает, получив ранение в голову.

Его именем назовёт своего единственного сына Наташа Ростова, которая так никогда и не сможет забыть своего брата, с которым она была так близка.

Второстепенные мужские персонажи

В романе «Война и мир» много второстепенных действующих лиц. Среди них особенно выделяются следующие герои:

  1. Друбецкой Борис.
  2. Долохов.

Высокий и белокурый Борис Друбецкий воспитывался в семье Ростовых и был влюблён в Наташу. Его мать, княгиня Друбецкая, приходилась семье Ростовых дальней родственницей. Он горд и мечтает о военной карьере.

Попав в гвардию благодаря хлопотам своей матери, он участвует и в военном походе 1805 года. Характеристика его писателем нелестна, так как Борис старается заводить лишь только «полезные» знакомства. Так, он готов потратить все деньги, чтобы прослыть богатым человеком. Он становится мужем Жюли Курагиной, так как она богата.

Офицер гвардии Долохов - яркий второстепенный персонаж романа. В начале романа Федору Ивановичу 25 лет. Рождён он был почтенной дамой Марьей Ивановной, относящейся к небогатому дворянскому роду. Офицер Семёновского полка нравился женщинам, так как он был красив собой: среднего роста, с курчавыми волосами и голубыми глазами. Твёрдый голос и холодный взгляд гармонично сочетался в Долохове с его образованностью и умом. Несмотря на то, что Долохов игрок и любит кутежную жизнь, в обществе всё-таки его уважают.

Отцы семейств Ростовых и Болконских

Генерал Болконский уже давно находится в отставке. Он богат, в обществе пользуется уважением. Свою службу он исполнял ещё во времена правления Екатерины Второй, поэтому его хорошим товарищем является Кутузов. Но характер отца семейства Болконских тяжёл. Николай Андреевич бывает не только строгим, но и суровым . Он следит за своим здоровьем и ценит во всём порядок.

Граф Илья Андреевич Ростов – это положительный и яркий герой романа . Его жена - Анна Михайловна Шиншина. Илья Андреевич воспитывает пятерых детей. Он богат и весел, по характеру добрый и самоуверенный. Старый князь очень доверчив, и его легко обмануть.

Илья Андреевич – отзывчивый человек, патриот. В своём доме принимает раненых солдат. Но он совершенно не следил за состоянием семьи, поэтому становится виновником разорения. Умирает князь в 1813 году, стараясь пережить трагедии своих детей.

Второстепенные женские персонажи

В произведении Л.Н.Толстого много второстепенных действующих лиц, которые позволяют понять те события, которые описывает автор. В произведении «Война и мир» персонажи женские представлены следующими героинями:

  1. Соней Ростовой.
  2. Жюли Курагиной.
  3. Верой Ростовой.

Соня Ростова – троюродная сестра Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир». Софья Александровна – сирота и бесприданница. Впервые читатели видят её в начале романа. Тогда, в 1805 году, ей едва исполнилось 15 лет. Выглядела Соня прекрасно: талия была тоненькой и миниатюрной, большая и густая чёрная коса два раза обвивала её голову. Даже взгляд, мягкий и замкнутый, привораживал.

Чем старше девушка становилась, тем прекраснее она выглядела. А в 22 года она, по описанию Толстого, чем-то была похожа на кошечку: плавную, гибкую и мягкую. Она была влюблена в Николеньку Ростова. Она даже своей любви отказывает «блестящему» жениху Долохову. Соня умела мастерски читать перед разной публикой. Читала она обычно тоненьким голосом и очень старательно.

Но Николай предпочёл жениться на Марье Болконской . А хозяйственная и терпеливая Соня, которая так умело вела домашнее хозяйство, осталась жить в доме молодой семьи Ростовых, помогая им. В конце романа писатель показывает её в возрасте 30 лет, но она также не замужем, а возится с детьми Ростовых и ухаживает за больной княгиней.

Жюли Курагина - второстепенная героиня романа. Известно, что после гибели братьев на войне, оставшись с матерью, девушка становится богатой наследницей. В начале романа Жюли уже 20 лет и читатель узнаёт о том, что она из приличной дворянской семьи. Воспитывали её добродетельные родители, да и вообще семейству Ростовых Жюли была знакома с детских лет.

Особых внешних данных у Жюли не было. Девушка была круглолица и некрасива. Но зато она одевалась модно и старалась всегда улыбаться. Из-за её красного лица, плохо осыпанного пудрой, и влажных глаз никто не желал брать её замуж. Жюли немного наивна и очень глупа. Она старается не пропускать ни одного бала, ни театральной постановки.

Кстати, графиня Ростова мечтала выгодно женить на Жюли Николая. Но ради денег на ней женится Борис Друбецкой, который ненавидит Жюли и надеется после свадьбы видеть ее очень редко.

Ещё одним второстепенным женским персонажем в романе Льва Толстого «Война и мир» является Вера Ростова. Это старшая и нелюбимая дочь княгине Ростовой. После замужества она стала Вера Берг. В начале романа ей было 20 лет, и девушка была на четыре года старше своей сестры Наташи. Вера - красивая, неглупая и хорошо воспитанная и образованная девушка с приятным голосом. И Наташа, и Николай считали, что она слишком правильная и какая-то бесчувственная, словно у неё совсем нет сердца.

Одной из главных загадок Отечественной войны 1812 года является вопрос — кто все-таки был инициатором пожара в Москве. Наполеон категорически отвергал предположения о том, что древняя русская столица была подожжена по его приказу. Император обвинял в умышленном поджоге московского генерал-губернатора графа Ростопчина, окрестив его «Геростратом».

Федор Васильевич Ростопчин действительно всю жизнь мечтал о большой славе. Однако вовсе не о такой...

На войне или при дворе

Сын зажиточного орловского помещика, майора в отставке Василия Фёдоровича Ростопчина , получил хорошее домашнее образование. В 10-летнем возрасте дворянин Федор Ростопчин зачислен на службу в Преображенский полк.

Такова была практика тех времен — числясь формально с малых лет на военной службе, дворяне росли в чинах, и к моменту реального появления в своих полках имели уже солидные звания.

После трехлетнего путешествия по Европе в 1786-1788 годах, во время которого молодой Ростопчин перемежал развлечения и лекции в университете, он прибыл в полк уже капитан поручиком.

Во время русско-турецкой войны Ростопчин служил под началом Суворова , участвовал в штурме Очакова, в сражении под Фокшанами и битве при Рымнике. Довольно быстро разочаровавшись в перспективах карьеры на военном поприще, молодой офицер решил преуспеть при дворе.

Однако вокруг стареющей Екатерины Великой и без того было много честолюбивых и смазливых молодых людей, так что Ростопчин оказался невостребован.

Милость и опала императора Павла

Отвергнутый императрицей, Федор Ростопчин оказался в свите наследника, великого князя Павла Петровича , который проникся к нему доверием.

Когда Павел I стал императором, Ростопчин был произведен в генерал-адъютанты при Его Императорском Величестве, а затем пожалован в генерал-майоры и награждён орденом св. Анны 2-й, и вслед за этим 1-й степени.

Милость императора чередовалась с немилостью — в марте 1798 года Ростопчин был отставлен от службы и сослан в свое подмосковное имение Вороново. Но уже в августе того же года Павел I произвел его в генерал-лейтенанты, поручив возглавить Военный департамент.

В том же году Ростопчин стал кабинет-министром Департамента иностранных дел. Фактически на протяжении последующих двух лет он руководил внешней политикой империи.

В феврале 1799 года Ростопчин был возведен в графское достоинство Российской Империи. В начале 1801 года один из самых близких людей к Павлу I cнова оказался в опале. Поспособствовал этому граф Пален , враждовавший с Ростопчиным.

Вместе с семьей Ростопчин снова уехал в Москву, а буквально через три недели он узнал, что императора больше нет в живых. Тот пал жертвой заговора, идейным вдохновителем которого был как раз Пален.

Литератор возвращается на службу

Александр I настороженно отнесся к Ростопчину, и граф надолго остался в своем подмосковном имении Воронове. Помимо ведения хозяйства, он пристрастился к литературному труду. Большую часть своих пьес Ростопчин читал только близким и друзьям, после чего сжигал. Однако в 1807 году была опубликована его книга «Мысли вслух на Красном крыльце», а через год в Москве поставили пьесу «Вести, или Убитый живой».

В 1810 году было удовлетворено ходатайство Ростопчина о возвращении на службу. Он получил чин обер-камергера, но ему велено было числиться «в отпуску».

Настороженность Александра I объяснялась просто — в начале правления он придерживался либеральных взглядов, а Ростопчин являлся убежденным консерватором.

В 1812 году, однако, оказались востребованы люди, настроенные критически по отношению к Европе. 24 мая 1812 года Федор Ростопчин был назначен московским военным губернатором, 29 мая 1812 года — московским главнокомандующим. Вместе с должностью главнокомандующего получил звание генерала от инфантерии.

«Афиши 1812 года»

На новом посту Ростопчин действовал энергично. Стал инициатором сбора ополчения, в которое вступили несколько десятков тысяч человек, обеспечивал поставки провианта и всего необходимого в действующую армию, размещал прибывающих в Москву раненых.

Отдельно надо сказать о воззваниях Ростопчина. «Афиши 1812 года, или дружеские послания от главнокомандующего в Москве к жителям ее» развешивались на улицах и распространялись по домам горожан так же, как и театральные. Призвав на помощь весь свой литературный талант, граф клеймил неприятеля, восхвалял русскую армию, сулил врагу близкую погибель. При приближении Наполеона к Москве в «Афишах» было заявлено — город неприятелю сдан не будет.

Но сам военный губернатор падения города не исключал. В письме Багратиону он писал: «Я не могу себе представить, чтобы неприятель мог прийти в Москву. Когда бы случилось, чтобы вы отступили к Вязьме, тогда я примусь за отправление всех государственных вещей и дам на волю каждого убираться, а народ здешний, по верности к государю и отечеству, решительно умрет у стен московских, а если бог ему не поможет в его благом предприятии, то, следуя русскому правилу: не доставайся злодею, обратит город в пепел, и Наполеон получит вместо добычи место, где была столица. О сем недурно и ему дать знать, чтобы он не считал на миллионы и магазины хлеба, ибо он найдет уголь и золу».

Таким образом, мысли о сожжении города у Ростопчина действительно были. К тому же, перед самым вступлением французов в Москву из нее были вывезены средства пожаротушения. Правда, сам градоначальник утверждал, что сделано это было по воле фельдмаршала Кутузова .

Публичная казнь изменника Верещагина

После того, как Кутузов сообщил Ростопчину о намерении сдать Москву, главной заботой губернатора стала эвакуация ценностей. В целом с задачей он справился, в отличие от эвакуации раненых солдат, которых в Москве осталось, по разным данным, от 2000 до 10 000. Часть из них стала жертвами Московского пожара.

Сам граф оказался в сложной ситуации. Чтобы не накалять атмосферу, он отказался от эвакуации собственного имущества на полмиллиона рублей, оставив его на разграбление врагу. Но и без этого выехать из города оказалось непросто.

Дом его осадили разгневанные москвичи, считавшие губернатора обманщиком — ведь он же обещал, что Москва не будет сдана. Ростопчин не боялся разговаривать с народом, но здесь он понял, что слов будет мало.

По его приказу к дому доставили из тюрьмы купеческого сына Верещагина , арестованного за распространение наполеоновских прокламаций, и француза Мутона , приговорённого к битью батогами и ссылке в Сибирь.

Граф на глазах у толпы принялся обличать изменника, а затем объявил, что тот приговорен Сенатом к смерти. По приказу Ростопчина драгуны несколько раз ударили Верещагина саблями, после чего раненного, но еще живого, бросили на растерзание разгневанным москвичам.

Побледневший Мутон ждал той же страшной участи, но у губернатора были свои планы. Он приказал отпустить заключенного, сказав ему: «Ступай к Наполеону, и расскажи ему, как русские поступают с предателями!».

Все, что совершил Ростопчин, было вопиющим самоуправством и нарушением законов, однако это позволило графу выехать из Москвы.

«Предаю огню дом свой, чтобы он не был осквернён вашим присутствием»

Свою усадьбу в Воронове граф сжег лично, оставив французам доску с надписью: «Восемь лет я украшал это село, в котором наслаждался счастьем среди моей семьи. При вашем приближении обыватели в числе 1720-ти покидают жилища, а я предаю огню дом свой, чтобы он не был осквернён вашим присутствием».

После этого Ростопчин уехал во Владимир, откуда призывал народ вести против неприятеля партизанскую войну. Выпустил он и новую «Афишу»: «Истребим достальную силу неприятельскую, погребем их на Святой Руси, станем бить, где ни встренутся. Уж мало их и осталося, а нас сорок миллионов людей, слетаются со всех сторон, как стада орлиныя. Истребим гадину заморскую и предадим тела их волкам, вороньям; а Москва опять украсится».

Все свидетельствует о том, что граф мог отдать приказ о поджоге Москвы. Тем более, что пожар спутал планы Наполеона, планировавшего зимовать в Москве.

Но почему тогда Ростопчин впоследствии упрямо отрицал свою причастность, написав даже книгу «Правда о пожаре Москвы»?

Во-первых, сам по себе поджог древнего города как мера борьбы с врагом был воспринят неоднозначно. Во-вторых, гибель при пожаре тысяч раненых солдат оказывалась на совести Ростопчина. В-третьих, московских домовладельцы были не прочь взыскать ущерб с виновного, что грозило графу полным разорением.

С другой стороны, если все же предположить, что пожар возник от действий солдат Наполеона, которые могли поджечь Москву во время грабежей, тогда понятно желание императора ловко снять с себя ответственность за варварство, переложив ее на плечи эксцентричного Ростопчина.

«Что народу памятник из пушек и храм Христа Спасителя?»

Градоначальник вернулся в Москву почти сразу после ухода французов. Надо отдать должное графу, он приложил немало усилий для того, чтобы город как можно скорее вернулся к нормальной жизни. К концу декабря 1812 года в городе была восстановлена работа всех присутственных мест. Были обеспечены поставки продовольствия, оказывалась помощь лицам, потерявшим кров и имущество.

К январю 1814 года было вновь построено и отремонтировано после пожара 4806 каменных и деревянных домов, то есть более половины строений, пострадавших от пожара. При этом Ростопчин не скрывал раздражения, считая, что Петербург не оказывает должного внимания вопросам восстановления Москвы: «Что народу памятник из пушек и храм Христа Спасителя? До сего времени у меня нет ни копейки для бедных, и если бы не остатки чрезвычайных сумм и мои собственные деньги, верных пять тысяч человек умерло бы от голода и нищеты». Так градоначальник отреагировал на требование императора собирать французские пушки для создания помпезного памятника в честь победы над Наполеоном.

В 1814 году Ростопчин, здоровье которого было подорвано напряженной работой, попросил отставки с поста московского градоначальника, и Александр I согласился ее принять.

Фёдор Ростопчин. Художник Орест Кипренский.

Горести вместо почестей

Граф рассчитывал на высокую оценку своих заслуг, но был удостоен лишь статуса члена Государственного совета без обязанности бывать на заседаниях.

Так и не получив признания при дворе, Ростопчин уехал за границу, официально — для прохождения курса лечения. «Лечение» растянулось на восемь лет, причем почти шесть из них граф прожил ни где-нибудь, а в Париже. Там, впрочем, его также преследовала слава «поджигателя Москвы». И даже написанная им книга «Правда о пожаре Москвы» ничего не изменила.

Отравляли жизнь и семейные проблемы. Отношения с супругой были сложными на протяжении многих лет, так как Ростопчин не смог смириться с тем, что жена перешла в католичество и убедила дочерей сделать то же самое. Сын, живший в Париже как кутила и мот, наделал долгов почти на 100 000 рублей и оказался в тюрьме, откуда его пришлось выкупать отцу.

В 1823 году тяжело заболела любимица Ростопчина, младшая дочь Елизавета . Граф вернулся на родину, окончательно вышел в отставку, и готов был тратить любые средства на лечение Лизы.

Не помогло — в марте 1825 года 18-летняя Елизавета Ростопчина скончалась. Это горе окончательно сломило бывшего московского градоначальника. Его собственные болезни обострились, в декабре развился паралич, и 18 января 1826 года граф Федор Васильевич Ростопчин скончался.

Свое место в истории московский градоначальник занял. Хотя от тени пожара 1812 года избавиться ему так и не удалось.

Алексей Дурново рассказывает о прототипах героев знаменитой эпопеи Льва Толстого.

Князь Андрей Болконский

Николай Тучков

Один из тех персонажей, чей образ больше вымышлен, чем заимствован у конкретных людей. Как недосягаемый нравственный идеал, князь Андрей, конечно, не мог иметь определенного прототипа. Тем не менее, в фактах биографии персонажа можно найти много общего, например, с Николаем Тучковым.

Николай Ростов и княжна Марья — родители писателя


Он, точно так же, как князь Андрей, получил смертельное ранение в Бородинской битве, от которого умер в Ярославле через три недели. Сцена ранения князя Андрея в битве при Аустерлице, вероятно, заимствована из биографии штабс-капитана Федора (Фердинанда) Тизенгаузена. Он погиб со знаменем в руках, когда повел малороссийский гренадерский полк на неприятельские штыки в той самой битве. Не исключено, что Толстой придал образу князя Андрея черты своего брата — Сергея. По крайней мере, это касается истории с неудавшимся браком Болконского и Наташи Ростовой. Сергей Толстой был помолвлен с Татьяной Берс, но брак, отложенный на год, так и не состоялся. То ли из-за неподобающего поведения невесты, то ли из-за того, что жених имел жену-цыганку, с которой не хотел расставаться.

Наташа Ростова


Софья Толстая — жена писателя

У Наташи сразу два прототипа, уже упомянутая Татьяна Берс и ее сестра — Софья Берс. Тут надо заметить, что Софья — никто иная, как жена Льва Толстого. Татьяна Берс в 1867-м году вышла замуж за сенатора Александра Кузминского. Большую часть детства она провела в семье писателя и успела подружиться с автором «Войны и мира», даже несмотря на то, что была почти на 20 лет его моложе. Больше того, под влиянием Толстого, Кузминская сама занялась литературным творчеством. Про Софью Андреевну Толстую, кажется, знает каждый человек, ходивший в школу. Она действительно переписывала «Войну и мир», роман, главная героиня которого имела немало общих черт с супругой автора.

Ростовы


Илья Андреевич Толстой — дед писателя

Фамилия Ростов была образована путем замены первых и последних букв в фамилии Толстой. «Р», вместо «т», «в» вместо «й», ну, и минус «л». Так семья, занимающая важное место в романе, обрела новое имя. Ростовы — это Толстые, а точнее родственники писателя по отцовской линии. Есть даже совпадение в именах, как в случае со старым графом Ростовым.

Даже Толстой не скрывал, что Василий Денисов — это Денис Давыдов


Под этим именем скрывается дед писателя Илья Андреевич Толстой. Этот человек, в самом деле, вел достаточно расточительный образ жизни и тратил колоссальные суммы на увеселительные мероприятия. И, все-таки, это не тот добродушный Илья Андреевич Ростов из «Войны и мира». Граф Толстой был казанским губернатором и известным на всю Россию мздоимцем. Он был снят со своего поста после того, как ревизоры обнаружили хищение почти 15 тысяч рублей из губернской казны. Пропажу денег Толстой объяснил «недостатком знаний».

Николай Ростов -это отец писателя Николай Ильич Толстой. Сходств у прототипа и героя «Войны и мира» хоть отбавляй. Николай Толстой служил в гусарах и прошел через все наполеоновские войны, включая и Отечественную войну 1812-го года. Считается, что описания военных сцен с участием Николая Ростова взяты писателем из воспоминаний отца. Больше того, Толстой-старший довершил финансовое крушение семьи постоянными проигрышами в карты и долгами, а для исправления ситуации женился на некрасивой и замкнутой княжне Марии Волконской, которая была на четыре года его старше.

Княжна Марья

Мать Льва Толстого Мария Николаевна Волконская, к слову, тоже полная тезка книжной героини. В отличие от княжны Марьи, не имела проблем с науками, в частности с математикой и геометрией. Прожила 30 лет с отцом в Ясной Поляне (Лысые Горы из романа), но так и не вышла замуж, хотя была очень завидной невестой. Дело в том, что старый князь, в самом деле, обладал чудовищным характером, а дочь его была женщиной закрытой и самолично отвергла нескольких женихов.

Прототип Долохова, вероятно, съел собственного орангутанга


У княжны Волконской даже была компаньонка — мисс Ханессен, чем-то похожая на мадемуазель Бурьен из романа. После смерти отца дочь принялась в буквальном смысле раздаривать имущество, после чего в дело вмешались ее родственники, устроившие брак Марии Николаевны с Николаем Толстым. Судя по воспоминаниям современников, брак, заключенный по расчету, оказался очень счастливым, но недолгим. Мария Волконская умерла через восемь лет после свадьбы, успев родить мужу четырех детей.

Старый князь Болконский

Николай Волконский, бросивший царскую службу ради воспитания единственной дочери

Николай Сергеевич Волконский — генерал от инфантерии, отличившийся в нескольких сражения и получивший от сослуживцев прозвище «Прусский король». По характеру очень похож на старого князя: гордый, своевольный, но не жестокий. Оставил службу после воцарения Павла I, удалился в Ясную Поляну и занялся воспитанием дочери.

Прототип Ильи Ростова — дед Толстого, погубивший свою карьеру


Целыми днями совершенствовал свое хозяйство и обучал дочь языкам и наукам. Важное отличие от персонажа из книги: князь Николай прекрасно пережил Войну 1812-го года, а умер только девять лет спустя, немного не дожив до семидесяти.

Соня

Татьяна Ергольская — троюродная сестра Николая Толстого, которая воспитывалась в доме его отца. В молодости у них был роман, который так и не завершился браком. Против свадьбы выступали не только родители Николая, но и сама Ергольская. В последний раз предложение о замужестве от кузена она отвергла в 1836-м году. Овдовевший Толстой попросил руки Ергольской, с тем, чтобы она стала его женой и заменила мать пятерым детям. Ергольская отказала, но после смерти Николая Толстого действительно занялась воспитанием его сыновей и дочери, посвятив им остаток жизни.

Долохов

Федор Толстой-Американец

У Долохова тоже несколько прототипов. Среди них, например, генерал-лейтенант и партизан Иван Дорохов, герой нескольких крупных кампаний, в том числе и войны 1812-го года. Впрочем, если говорить о характере, тот тут у Долохова больше сходств с Федором Ивановичем Толстым-Американцем, известным в свое время бретером, игроком и любителем женщин. Надо сказать, что Толстой — не единственный писатель, поместивший Американца в свое произведений. Федор Иванович считается также прототипом Зарецкого — секунданта Ленского из «Евгения Онегина». Свое прозвище Толстой получил после того, как совершил путешествие в Америку, во время которого был ссажен с корабля и съел собственную обезьяну.

Курагины

Алексей Борисович Куракин

В данном случае трудно говорить о семье, ибо образы князя Василия, Анатоля и Элен заимствованы у нескольких людей, не связанных родством. Курагин-старший — это, несомненно, Алексей Борисович Куракин, видный царедворец времен правления Павла I и Александра I, сделавший при дворе блестящую карьеру и наживший состояние.

Прототипы Элен — супруга Багратиона и любовница одноклассника Пушкина


Имел троих детей, точь-в-точь как князь Василий, из которых больше всего неприятностей ему доставила дочь. Александра Алексеевна в самом деле имела скандальную репутацию, особенно много шума в свете наделал ее развод с мужем. Князь Куракин, в одном из писем, даже назвал дочь главным бременем своей старости. Похоже на персонажа «Войны и мира» не правда ли? Хотя, Василий Курагин изъяснялся чуть-чуть иначе.

Анатоль Курагин, видимо, прототипа не имеет, если не считать таковым Анатолия Львовича Шостака, в свое время соблазнившего Татьяну Берс.

Екатерина Скавронская-Багратион

Что же касается Элен, то ее образ взят сразу у нескольких женщин. Помимо некоторого сходства с Александрой Куракиной, имеет много общего с Екатериной Скваронской (супругой Багратиона), которая была известна беспечным поведением не только в России, но и в Европе. На родине ее называли «Блуждающей княгиней», а в Австрии она была известна как любовница Клеменса Меттерниха — министра иностранных дел Империи. От него Екатерина Скавронская родила, — разумеется, вне брака, — дочь Клементину. Возможно, именно «Блуждающая княгиня» способствовала вступлению Австрии в антинаполеоновскую коалицию. Другая женщина, у которой Толстой мог позаимствовать черты Элен, — Надежда Акинфова. Она родилась в 1840-м году и была очень известна в Петербурге и Москве, как женщина скандальной репутации и разгульного нрава. Широкую популярность приобрела благодаря роману с канцлером Александром Горчаковым, одноклассником Пушкина. Он, к слову, был на 40 лет старше Акинфовой, муж который приходился канцлеру внучатым племянником.

Василий Денисов

Денис Давыдов

Каждый школьник знает, что прототипом Василия Денисова был Денис Давыдов. Признавал это и сам Толстой.

Жюли Карагина

Существует мнение, что Жюли Карагина — это Варвара Александровна Ланская. Известна она исключительно тем, что вела длительную переписку со своей подругой Марией Волковой. По этим письмам Толстой изучал историю Войны 1812-го года. Более того, они почти полностью вошли в «Войну и мир» под видом переписки княжны Марьи и Жюли Карагиной.

Пьер Безухов


Петр Вяземский

Увы, но у Пьера нет какого-либо очевидного или даже приблизительного прототипа. Этот персонаж имеет сходства как с самим Толстым, так и со многими историческими лицам, жившими во времена писателя и в годы Отечественной войны. Существует, например, любопытная история о том, как историк и поэт Петр Вяземский отправился к месту Бородинского сражения. Якобы этот случай лег в основу истории о том, как в Бородино ездил Пьер. Вот только Вяземский был в то время военным, и на поле бое прибыл не по внутреннему зову, а по служебным обязанностям.


Роман-эпопея «Война и Мир» Краткая характеристика персонажей:

Любая прочитанная книга - это дополнительно прожитая жизнь. «Война и мир» Льва Николаевича Толстого произведение уникальное, не имеющее аналогов ни в русской, ни в зарубежной литературе. События в романе охватывают целых 15 лет и происходят в России и зарубежом, на балах великолепных имений и во дворах, где живут простые крепостные крестьяне, в мирное время и во время военных действий. Автор раскрывает перед своим читателем не одну, а сразу несколько судеб героев с богатым и противоречивым внутренним миром. Не все упомянутые Толстым персонажи занимают главенствующие положения на страницах романа, многие лишь дополняют общую картину, играя эпизодические роли, или служат вспомогательными факторами для полноценного раскрытия образов главных героев, о которых ниже идёт речь в этой статье.

Краткое описание и характеристика главных героев романа «Война и мир»

Основное действующее лицо произведения - это русский народ. Под «народом» Толстой подразумевает не просто категория социума, а всё лучшее, что есть в русской нации. К «народу» автор относит не только крестьян, но и тех аристократов, которым свойственно самопожертвование и милосердие. Народным представителям противопоставлены завсегдатаи салона Шерер, например,Элен и Анатоль Курагины, и Наполеон. Эти герои являются отрицательными.

Литературоведы склонны делить народных персонажей на две группы:

  • Люди с «простым сознанием», руководствующиеся в своём жизненном выборе велением сердца: Платон каратаев, Наташа ростова, Кутузов и другие.
  • И «ищущие себя» люди: Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Последним свойственно развитие личности и их Толстой подвергает суровым жизненным испытаниям.

Образ Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Автор знакомит читателя с двадцатисемилетним Андреем Болконским в самом начале романа. Андрей сын обеспеченного князя. Он хорош собой, невысокого роста с «сухими» чертами лица. Его матери уже нет в живых и у него есть сестра Марья. Его лучший друг - Пьер Безухов. В молодости герой находит счастье рядом с Лизой Мейнен, которая приходится племянницей Кутузову. Лиза умирает при родах, оставив Андрею новорожденного сына Николеньку.

Князь недолюбливает светское общество. За поисками себя он отправляется на войну. Военные действия «отрезвляют» героя и он понимает, что слава, заслуженная на полях битвы не стоит ничего, жизнь человека намного ценнее. После смерти жены,

Андрей теряет смысл собственной жизни и вновь находит его, полюбив юную Наташу Ростову. Счастливой совместной судьбы у пары не получилось - они расстались из-за увлечения Наташи Анатолем Курагиным. На битве при Бородино Болконский был тяжело ранен и вскоре умер.

Образ Наташи Ростовой в романе «Война и мир»

Наташа жизнерадостная, тонкая, звонкая и упрямая девушка, но не особо красивая. Зато она обладает прекрасным голосом, который очаровывает всех вокруг неё. Роман героини с Андреем Болконским заканчивается из-за её предательства с Анатолем, по поводу которого она длительное время себя корила. Смерть князя на войне становится в её жизни переломным моментом. В конце повествования от «живой» Наташи мало что остаётся. В эпилоге она тихая, пополневшая супруга Пьера Безухова, мать четверых детей.

Образ Пьера Бузухова в романе «Война и мир»

Любимый герой автора, обладающий высокоблагородным нравом и относящийся с пониманием к простому люду. Пьер в меру ленив, не практичен, рассеян и миролюбив во всех отношениях. Он лучший друг Андрея Болконского. Богатый аристократ. Внешностью герой обладал выдающейся: крупный до неуклюжести в телосложении, но с умным, хоть и робким взглядом.

По линии сюжета на долю Пьера выпадает множество душевных переживаний, при этом он сохраняет свою добродушность, остаётся отзывчивым, готовым прийти на помощь. Первый брак героя не сложился. Он женился на красивой, но совершенно ему «чужой» женщине - Элен Курагиной. Пьер активно принимал участие в боевых действиях, битва при Бородино показана читателю полностью его глазами. Он побывал во французском плену, пережил смерть супруги и лучшего друга, увлекался масонством.

Полюбив и женившись на Наташе, герой обрёл счастье. Но в отличие от супруги, он не сосредоточился только на семье, в его планах трансформация общества в лучшую сторону.

Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир»

Интересен и незабываем образ в романе молодой княжны Болконской, в развитии сюжета - Ростовой. Автор описывает её худенькой и слабой телом, но притягательной своими глубокими и лучистыми глазами. Марья набожная, заботливая и добрая девушка.

Сначала она направляла свою любовь родным, затем уже в семью мужа - Николая Ростова.

Образ Николая Ростова в романе «Война и мир»

К важным персонажам романа относится и Николай, старший ребёнок в семье Ростовых. Юноша невысокого роста, кудрявый, с открытым миру и людям лицом. Он доброжелателен, честен и стремится к воинской славе, романтизируя её.

После участия в военных действиях, герой растерял свои иллюзии по поводу сражений и битв. Он понял, как нелепа и жестока война. Счастье и покой Николай нашёл рядом с Марьей Болконской, которая оказалась ему очень близка по духу.

Образ Сони Ростовой в романе «Война и мир»

Соня приходится племянницей графу Ростову и живёт в его семье. Героиня миниатюрная и тоненькая фигуркой, с длинными ресницами, её чёрные волосы собраны в толстую косу. О ней автор говорит как о рассудительной, тихой и доброй девушке. Соня влюблена в Николая Ростова, но когда понимает, что её избранник выбрал Марью, спокойно отпускает его, не желая препятствовать счастью дорогого человека.

Образ Элен Курагиной в романе «Война и мир»

Яркий и красивый женский персонаж в романе. Элен блистала в светском обществе и кружила головы мужчинам. Но под маской её очарования скрывалась фальшивая и не одарённая умом личность. Она лично знала Наполеона и вышла замуж за богатого графа Пьера Безухова. Семейная жизнь четы Безуховых не сложилась. Элен умерла от ангины, хотя ходили слухи, что она покончила с собой.

Образ Анатоля Курагина в романе «Война и мир»

Анатоль брат Элен. Так же красив и эффектен, как она. Но, к сожалению, подобно сестре он не обладал высокими моральными принципами. Герой, вскружив голову наивной Наташе Ростовой, на тот момент невесте Андрея Болконского, планировал выкрасть девушку и венчаться с ней тайно, при этом сам был женат. Планы его были разрушены. Однако союз Наташи и князя Болконского тоже распался.

Образ Платона Каратаева в романе «Война и мир»

Важный персонаж, благодаря которому Пьер Безухов понял смысл жизни. Пьер встретил Платона во французском плену. Он был поражён спокойствием, мудростью, народной философией, которые излучал Каратаев - простой русский солдат, прозванный однополчанами «Соколиком». Платон Каратаев умер и «завещал» свою мудрость случайному товарищу Пьеру.

Образы Кутузова и Наполеона в романе «Война и мир»

В романе встречаются не только вымышленные Толстым персонажи, но и герои, имеющие реальные прототипы. К основным из них относятся - Наполеон Бонапарт и Кутузов.

Кутузов в сюжете романа, как и в исторической реальности, занимает пост главнокомандующего российской армии. Он описан как седовласый человек с пухлым лицом, изувеченным шрамом и орлиным носом. Это величественная, серьёзная фигура в романе. Толстой характеризует персонажа хитрым, дипломатичным, внимательным и продуманным в военных кампаниях.

Ещё одно историческое лицо, которое точно заслуживает внимания - Император Франции Наполеон. В начале романа герой является чем-то вроде образца для подражения и восхищения Андрея Болконского и Пьера Безухова. Наполеон уверен, что весь мир и всё, что в нём происходит, зависит только от него. Герой излишне самодоволен и нуждается в постоянном преклонении людей.

В заключении

Краткие характеристики персонажей романа героев «Войны и мир» позволяют заметить неразрывную связь в их судьбах. Точно так же, как и все события в произведении, встречи и расставания его героев зависят от иррационального закона взаимовлияния. За счёт этого закона, по мнению автора романа, вершатся судьбы и формируются взгляды героев.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса