Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Бунт крестьян краткое содержание дубровский. Сочинение Пушкин А. Сочинение по литературе на тему: Бунт крестьян в повести А. С. Пушкина “Дубровский”

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести "Дубровский", - время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.

Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли (причем не только крепостные). Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению. В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился "строго и своенравно", те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.

Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова - Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича - молодого Владимира Дубровского.

Случилось так, что ссора между бывшими друзьями - Дубровским и Троекуровым - привела к передаче имущества первого (вместе с домом и крепостными) Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.

Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества. Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: "Ребята! долой их!", когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.

Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он "пришел... было проведать, все ли дома", но после честно признался в своем глубинном желании: "всех бы разом, так и концы в воду".

Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что "не приказные виноваты".

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: "Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь".

Кузнец Архип - сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он "славился умом, отважностью и каким-то великодушием". Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд "народных мстителей".

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.

Благодаря Александру Сергеевичу Пушкину , в русской литературе появилось бесчисленное количество прекрасных произведений, а вместе с тем и храбрых, отважных и гордых героев. Одним из таких героев был герой одноименной повести Дубровский - сын небогатого псковского помещика, вынужденный оставить службу из-за сложившихся в семье обстоятельств и стать разбойником. На протяжении всей повести мы видим, что идет вечная борьба добра со злом. В развитии конфликта между Дубровскими и Троекуровыми участвуют и люди подневольные, то есть крестьяне, прожившие всю жизнь в имении зажиточных дворян.

В отличие от Троекурова , двор Дубровского был всегда полон верных, преданных и человечных крестьян. Ни один из них не захотел подстроиться под нового хозяина и предать тем самым Владимира Андреевича. После смерти Андрея Гавриловича , все люди, которые жили и работали в Кистеневке, по доброй воле перешли в служение к молодому Дубровскому. Никто не пожелал идти к новому хозяину Троекурову, так как всем было известно, что он был грубым и жестоким барином. Народу под его руководством тяжко жилось. Для него люди без титулов, словно сорняки, ничего не значили, а для Дубровского, наоборот, каждый крестьянин был по-своему уникален и дорог.

Читая эпизоды с участием крестьян, можно уловить авторскую любовь к ним. Например, описывая няню Владимира, Егоровну, он, скорее всего, опирался на личностный портрет своей няни - Арины Родионовны. Это простая русская женщина, в характере которой на первом месте доброта и душевность. Мы понимаем, что за слегшим хозяином она ухаживала без какой-либо корысти, а из благодарности за хорошее отношение к ней и к другим крестьянам. Именно Егоровна написала Владимиру письмо в Петербург с просьбой срочно выехать домой. Она понимала, что сложившиеся обстоятельства не терпят отлагательств.

После того как дом отошел во владения к Троекуровым, еще один персонаж из народа показал себя с героической стороны. Хорошо понимая, кто свел их дорогого барина в могилу, кузнец Архип, полный решимости, пришел ночью поджечь дом с судейскими приказными. И рука у него не дрогнула, когда он закрывал дверь на ключ, хотя Владимир просил этого не делать. На самом деле, бунт крестьян против несправедливости начался еще до смерти Андрея Гавриловича. Это произошло тогда, когда уездный суд вынес решение о переходе собственности Дубровских в руки Троекуровых.

Зная, недовольство людей, служивших во дворе Кирилы Петровича, естественно, народ взбунтовался и с нетерпением ждал приезда наследного хозяина Кистеневки - молодого Дубровского. Когда же Владимир решил стать разбойником с большой дороги и разорять лицемерных богачей, они, ни минуты не раздумывая, все вместе пошли к нему на служение. Так что этот пожар стал первым шагом шайки Дубровского. Дальше в округе пронеслась серия поджогов и грабежей. Все они касались только богатых помещичьих домов. Таким образом, крестьяне, которые не захотели работать на Троекурова и встали на защиту своих прав, стали лесными разбойниками.

Нелегко жилось крестьянам во время, описанное А. С. Пушкиным в повести «Дубровский», — время крепостного права. Очень часто помещики обращались с ними жестоко и несправедливо.

Особенно тяжело было крепостным у таких помещиков, как Троекуров. Богатство и знатный род Троекурова давали ему огромную власть над людьми и возможность удовлетворения любых желаний. Люди для этого избалованного и необразованного человека были игрушками, не имеющими ни души, ни собственной воли. Он держал под замком горничных, которые должны были заниматься рукоделием, насильно выдавал их замуж по своему усмотрению. В то же время собакам помещика жилось лучше, чем людям. С крестьянами и дворовыми Кирила Петрович обходился «строго и своенравно», те боялись барина, однако надеялись на его покровительство в отношениях с соседями.

Совсем другие взаимоотношения сложились с крепостными у соседа Троекурова — Андрея Гавриловича Дубровского. Крестьяне любили и уважали своего барина, они искренне переживали его болезнь и с надеждой ждали приезда сына Андрея Гавриловича — молодого Владимира

Дубровского.

Случилось так, что ссора между бывшими друзьями — Дубровским и Троекуровым — привела к передаче имущества первого Троекурову. В конечном счете, Андрей Гаврилович, тяжело переживший оскорбление соседа и несправедливое решение суда, умирает.

Крестьяне Дубровского очень привязаны к своим хозяевам и полны решимости не позволить передать себя вод власть жестокого Троекурова. Крепостные готовы защищать своих хозяев и, узнав о решении суда и смерти старого барина, поднимают бунт. Дубровский вовремя заступился за приказных, которые приехали разъяснить положение дел после передачи имущества. Крестьяне уже собрались вязать исправника и заместителя земского суда Шабашкина с криками: «Ребята! долой их!», когда молодой барин остановил их, объяснив, что своими поступками крестьяне могут повредить и себе, и ему.

Приказные совершили ошибку, оставшись ночевать в доме Дубровского, ведь народ хоть и затих, но несправедливости не простил. Когда молодой барин обходил ночью дом, он встретил Архипа с топором, который сперва объяснил, что он «пришел… было проведать, все ли дома», но после честно признался в своем глубинном желании: «всех бы разом, так и концы в воду».

Дубровский понимает, что дело зашло слишком далеко, он сам поставлен в безвыходное положение, лишен поместья и потерял отца из-за самодурства соседа, однако уверен и в том, что «не приказные виноваты».

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достался чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить проверить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожиданной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь погибает, а вы сдуру радуетесь».

Кузнец Архип — сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Григорий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «славился умом, отважностью и каким-то великодушием». Провинившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестокостью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубровским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримиримую борьбу со своими угнетателями.



  1. В своем поместье Покровское живет богатый и знатный барин Кирила Петрович Троекуров. Зная его крутой нрав, его боятся все соседи, кроме бедного помещика Андрея Гавриловича...
  2. А. С. Пушкин Дубровский Том первый В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают...
  3. 1833 год 19 века стал годом выхода в свет небольшой повести Пушкина «Дубровский», созданной автором на основе реального рассказа В. П. Нащокина. Произведение многие считают...
  4. Пушкин и философско-историческая мысль 19 века …Пушкин явился именно в то время, когда только что сделалось возможным явление на Руси поэзии как искусства. Двадцатый год...
  5. С началом XIX века приходит эпоха крестьянских волнений, это не могло не отразиться на литературном процессе. Тема крестьянского протеста отразилась и в творчестве А. С....
  6. Образ слуги в русской литературе XIX века на материале произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Оглавление Введение Глава I Образ слуги...
  7. Роман А. С. ПушкинА «Дубровский», одно из основных произведений классической русской литературы, был создан в 1832-1833 годы. Время его действия — начало 19 века. Пушкин...
  8. На страницах «Дубровского» мы знако- мимся со многими людьми дворянского со- словия. Одни из них обрисованы полно и все- сторонне (Троекуров, Дубровские), другие — фрагментарно...
  9. В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни, которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Леннрот. Руна 1 Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных...

В повести Александра Сергеевича Пушкина « » ярко изображено дворянское общество. Оно представлено рядом персонажей. Первые – Андрей Гаврилович Дубровский и Кирила Петрович Троекуров – обрисованы подробно и всесторонне. Вторые – князь Верейский – менее полно. Третьи – Анна Савишна и гости Троекурова – только лишь упоминаются на страницах романа.

Все черты провинциального дворянства того времени находят воплощение в образе главного героя Кирилы Петровича Троекурова. Именно в нем писатель отобразил владыку мира, ярого сторонника продолжения крепостного права. Получая огромные доходы от эксплуатации крестьян, находящихся в его единоличной власти, Троекуров ведет праздный и разгульный образ жизни. Делами и заботами барин себя нисколько не утруждает. Соседи во всем ему угождают, являются в гости по первому зову, больше боясь, чем уважая знатного помещика. А он принимает такие знаки внимания, как нечто должное. Другого отношения к своей высокой персоне он и не представляет.

Кирила Петрович не занимался науками, был человеком необразованным, зато каждый вечер самоотверженно отдавался еде и питью. Часто бывал «навеселе» и страдал от обжорства.

Праздные бестолковые дни свои богатый барин скрашивал всякого рода забавами, одной из которых была затея с медведем. Троекуров намеренно содержал зверя в поместье, чтобы при удобном случае подшутить над прибывшим гостем. Эти развлечения не всегда заканчивались безобидно. Гости испытывали ужас, а порой получали увечья. Но никто не смел жаловаться. Власть Кирилы Петровича в округе была неограниченной.

На слепом и рабском подчинении строил он отношения и с любимой дочерью. Потакая всем ее прихотям, он вдруг становился жестоким и суровым. Выдавая за нелюбимого мужа, князя Верейского, он в первую очередь думал о богатстве и выгодной партии, совсем забывая о счастье единственной дочери.

Итак, богатый и своевольный помещик – образ, раскрывающий черты уклада жизни того времени, когда одни человек порабощал другого, и это не вызывало недоумения, а даже, наоборот, являлось нормой. Поместное дворянство вело разгульную жизнь, с пирушками и охотой, и отличалось алчностью и примитивностью.

А вот образ второго помещика, так же полно раскрытый на страницах романа, предстает совершенно иным. Андрей Гаврилович Дубровский по-другому осмысливал жизнь и оценивал роль крепостного крестьянства. Кистеневский барин не притеснял дворовых людей, а они уважали и любили своего хозяина. Ко всем увеселениям и попойкам соседа Дубровский относился отрицательно и хоть и посещал их, но с большой неохотой. У этого дворянина сильно развиты чувства гордости и собственного достоинства. Он не боялся Троекурова, мог спокойно высказать при нем свое мнение, зачастую отличное от мыслей знатного барина. В правила и убеждения Дубровского не входило заискивать перед богатым и властным соседом.

А.С. Пушкин в противовес самовлюбленному помещику Троекурову показывает образ благородного дворянина Дубровского, заботящегося не о собственной наживе, а о вверенных ему крепостных крестьянах.

В грандиозном по замыслу и воплощению романе « » Александр Сергеевич Пушкин описал не только произвол и самодурство знатных дворян, но и быт крепостных крестьян.

В основу сюжета романа положена ссора двух помещиков, живших по соседству, Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Последний – благородный человек, который судит о людях не по титулам и состоянию, дворовые крестьяне для него, прежде всего, личности, он не считает их рабами, не имеющими ни на что права. Чего не скажешь о Троекурове. Своенравный барин Кирила Петрович вообще не берет в расчет тот факт, что крепостные тоже люди, относится к ним грубо и жестоко, считая, что ценность их существования только в том, чтобы служить помещику.

Решение уездного суда о переходе всех крестьян Дубровского в собственность Троекурова вызвало волну возмущения. Дворовая челядь, наслышанная о нраве Кирилы Петровича и его обращении с прислугой, не желала уходить от прежнего хозяина, которым после смерти отца стал молодой барин .

Несправедливость судебного решения, нападки и отвратительное поведение Шабашкина вызвали агрессию и недовольство в сердцах людей, они хотят расправиться с прибывшими в дом приказными. И хотя Владимир их отговаривает от этого страшного поступка, многие не хотят повиноваться, ведь судьба все равно решена, и изменить ничего не удастся.

Да и сам он вдруг меняет свое решение. Сначала молодой человек хотел тихо проститься с родными местами и уйти. Но письма матери заставили свернуть с намеченного пути и поджечь родовой дом, чтобы не отдавать его на разорение чужим, посторонним людям.

Бунт в сердце юноши, порожденный нежеланием осмеяния памятных для него вещей, поддержали все дворовые люди. Дом со спящими в нем приказчиками горел, и никто не стал их спасать. Зато кузнец Архип, рискуя сгореть в огне, бросился на помощь кошке, которая металась по крыше, не зная, как оказаться в безопасности.

Родовое имение превратилось в пепелище. После этого случая в окрестностях стала разбойничать шайка, которая грабила только богатых и знатных людей. И во главе нее стоял Владимир Дубровский, переступивший черту между добром и злом и вставший на защиту бедных, униженных и оскорбленных. К нему присоединились все те, кто жаждал справедливости, кто желал бороться за нее из последних сил.

Протест крестьян против самодурства и жестокости находит отклик в душе Владимира, ведь это и его заклятый враг. Он готов всю свою жизнь положить на то, чтобы отомстить этому человеку за смерть отца. Дубровский всем сердцем ненавидит и чиновников, готовых ради денег на все: обманывать, подтасовывать факты, переделывать документы.

Бунт в душе народа, тем более еще и под предводительством молодого и благородного юноши непременно должен был вылиться в борьбу, что и произошло на страницах романа.

Но по закону жанра победить должно добро, поэтому Александр Сергеевич заканчивает свое произведение исчезновением банды, оставляя возможность додумать, что настанет время, когда она снова встанет на защиту простых и честных людей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса