Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ботанические зарисовки растений. Ботаническая иллюстрация. История, примеры, как начать рисовать. рецептов приготовления плова

Согласитесь - любуясь цветами, трудно удержаться от желания изобразить их, настолько сильно стремление сохранить эту ускользающую красоту. Древнегреческий философ Платон считал, что в основе искусства лежит мимесис, то есть подражание.

Человек словно бы стремится создать вторую реальность, подражая красоте природы. Но в тоже время в людях очень сильно творческое начало, используя воображение и фантазию, мы можем творить новый, удивительный мир. Художник - на бумаге или холсте, скульптор - преображая камень. В ботанической иллюстрации соединились обе стороны художественного творчества: она требует точности и скрупулезности в изображении растительного мира, и в то же время позволяет проявиться творческому, преобразующему началу нашего внутреннего мира.

Традиционное определение ботанической иллюстрации - искусство точного изображения всех особенностей формы, деталей, цветовой гаммы растений. В XXI столетии рамки этого направления значительно расширились и позволяют проявить творческое воображение и фантазию.

10 рецептов приготовления плова


10 рецептов приготовления плова


1. Плов по шади-бекски.


Ингредиенты:

800 г риса

800 г мяса

800 г моркови

250 г айвы

300 г сала или масла

150 г лука

Соль, специи — по вкусу


Приготовление:


1. Мясо (баранина, говядина) нарезать ломтиками, как на шашлык, лук — кольцами, морковь — кубиками по 1х1х1 см.

2. Айву, взятую в равном количестве с морковью, нарезать тоже кубиками по 2х2х2 см и положить в теплую воду, иначе она под воздействием кислорода потемнеет.

3. В котле с шарообразным дном растопить баранье сало или растительное масло, обжарить в нем лук до коричневого цвета, положить кусочки мяса и обжарить до легкой корочки, положить кубики моркови, пожарить вместе с мясом до полуготовности, залить водой, в которой выдержали айву, ввести соль и специи и тушить на медленном огне в течение 50-60 минут.

4. Кубики айвы смешать с промытым рисом и положить ровным слоем в зирвак, залить той же водой, в которой замочили айву, и варить при сильном кипении до полного испарения влаги и набухания риса. 5. Накрыть крышкой на 25 минут. По готовности плов смешать, переложить горкой на блюдо и подать на стол.


2.Плов узбекский.


Ингредиенты:


Баранина или говядина 600 г

Крупа рисовая 800 г

Лук репчатый 250 г>

Морковь 650 г>

Масло растительное 300 г

Соль и специи — по вкусу.


Приготовление:


1. Перебранный и перемытый рис замачивают на 1,5—2 часа в подсоленной воде.

2. Мясо, нарезанное на куски массой 30—40 г, обжаривают на растительном масле, нагретом до температуры 160 — 170° до образования поджаристой корочки.

3. Затем кладут нарезанный полукольцами репчатый лук, продолжают обжаривание.

4. После чего закладывают нарезанную соломкой морковь, все вместе перемешивают, добавляют воду (соотношение воды и риса 1:1), соль, специи и тушат 25—30 минут.

5. Ровным слоем по всей поверхности котла закладывают рис и варят в открытой посуде до полного выкипания жидкости.

6. Собирают в середину горкой, закрывают и тушат до готовности в течение 30—40 минут.

7. Готовый плов аккуратно перемешивают.

8. При подаче на рис и овощи кладут мясо, нарезанное мелкими кусочками.


3. Плов из кальмаров.

Ингредиенты:

Кальмары 300 г,

Лук 1-2 шт.,

Морковь 1 шт.,

Рис 1-1,5 стакана,

Масло растительное 3/4 стакана,

Томат-паста 2 ст.л.

Соль перец.


Приготовление:


1. Разморозить кальмаров, ошпарить тушки кипятком, чтобы легче чистились.

2. Снять кожу и положить пока в посудину, наполненную холодной водой.

3. Варить не нужно, чтобы кальмары не приобрели излишнюю жесткость.

4. Затем порезать лук полукольцами, морковь - соломкой, обжарить их в раскаленном масле.

5. Порезать кальмаров соломкой и добавить к овощам.

6. Жарить в течение 5 минут на максимальном огне, затем убавить огонь до минимума.

8. Перемешать и залить холодной водой, так, чтобы ее уровень был примерно на мизинец выше уровня смеси.

9. Тушить под крышкой в течение получаса, (или пока не выкипит вода).


4. “Хитрый” плов.


Ингредиенты:


300 г свинины,

200 г грибов,

Морковь,

Перец сладкий,

Помидоры,

Растительное масло,

Петрушка,

Красный перец,

Черный перец,


Приготовление:


1. Мясо обжарить в сливочном масле на сковороде.

2. Добавить немного воды, можно томатной пасты, и дать немного протушиться.

3. В это время нарезать помидоры, лук, натереть на терке морковь, нарезать перец и все это добавить к мясу.

4. Опять дать немного протушиться.

5. В это время помыть рис и добавить его к мясу, приправить специями, солью, туда же добавить грибы.

6. Все это поставить под крышку и пусть тушится до готовности.

7. За 5 минут до готовности выдавить туда чеснок.

8. Опять потушить до готовности. И после этого добавить туда нашинкованную зелень.


5. Плов с куриными окорочками.


Ингредиенты:


Окорочка

Морковь


Приготовление:


1. Разрезать окорочка на 2 части (по суставу), посыпать солью, перцем, сахаром (обязательно), положить на чистую, хорошо разогретую сковороду и, не давая мясу прилипнуть ко дну, переворачивая, жарить 8 минут.

2. Затем положить жир, лук и жарить еще 4 мин.

3. Долить бульон (горячую воду), прокипятить все вместе еще 3 мин.

4. Одновременно на огонь поставить плов. Для этого в казанок налить масло, прокалить его, облить им стенки и последовательно уложить лук, нарезанный полукольцами, морковь, рис, помытый и хорошо процеженный.

5. Залить плов горячей водой, подсолить и поперчить.

6. Воды должно быть в два раза больше по объему, чем риса.

7. Закрыть казанок крышкой и поставить на хороший огонь на 15 мин.

8. На 12 мин положить окорочка с соусом в плов, аккуратно перемешать и варить еще 3 мин.


6. Угро-плов (Таджикская кухня)


Ингредиенты:


Мука 200 г,

Баранина 150 г,

Сало курдючное 20 г,

Морковь 50 г,

Лук репчатый 35 г,

Лук зеленый 10 г,


Приготовление:


1. Мясо нарезают кусочками по 20-25 г, обжаривают с луком и морковью, нарезанными соломкой, заливают костным бульоном и варят до полуготовности.

2. Лапшу из пресного теста поджаривают в жарочном шкафу до золотисто-желтого цвета.

3. Охлаждают и толкут до размера рисовых зерен, промывают холодной водой, кладут в посуду с обжаренным мясом и варят до готовности.

4. При подаче посыпают зеленым луком.


7. Плов с курицей и черносливом


Ингредиенты:(6 порций)


1 курица

1,5 стакана риса

2 луковицы

2 морковки

1 головка чеснока

10 шт. чернослива

1 ч. л. зиры (кумина)

0,5 ч. л. куркумы

1 пучок петрушки

1 пучок кинзы

1 пучок укропа

100 мл растительного масла

Соль, перец


Приготовление:


1. Несколько раз промыть рис. Залить теплой водой, добавить щепотку соли и оставить минимум на час.

2. Затем откинуть его на дуршлаг.

3. Чеснок разобрать на зубчики, очистить.

4. Чернослив вымыть, замочить на 15 мин. в теплой кипяченой воде.

5. Зелень вымыть, обсушить и мелко нарезать.

6. Лук и морковь очистить.

7. Лук нарезать полукольцами, морковь - длинной тонкой соломкой.

8. Курицу вымыть, обсушить и нарезать небольшими кусочками, порубив косточки.

9. Приготовить зирвак - главную вкусовую составляющую плова.

10. В казане или кастрюле с толстым дном сильно, до появления дыма, разогреть растительное масло. 11. Обжарить нарезанные овощи до золотистого цвета (4 мин.).

12. Добавить зиру, куркуму, перец и немного соли.

13. Перемешать и готовить еще 5 мин.

14. Положить куски курицы и готовить, пока на них не образуется золотистая корочка, примерно 7 мин.

15. Всыпать нарубленную зелень, сверху ровным слоем выложить промытый рис, не смешивая его с овощами.

16. Влить в казан кипяток, так чтобы он покрыл рис слоем около 2 см.

17. Воду вливать аккуратно, по стенке, чтобы не нарушить слой риса.

18. Воткнуть в рис зубчики чеснока и чернослив, уменьшить огонь до минимума и готовить без крышки до тех пор, пока не останется воды.

19. Затем накрыть крышкой и готовить еще 20 мин.

20. Снять плов с огня, аккуратно перемешать и выложить на блюдо.

Приятного аппетита!


8.Сладкий плов по-индийски.


Ингредиенты:


Сухофрукты (1/3 стакана кураги и чернослива).

Специи (кардамон, гвоздику, корицу, шафран).

Измельченные орехи.


Приготовление:


1. В казане раскалить 80 г растительного или топленого масла, всыпать 2 стакана риса и слегка обжарить.

2. Положить сухофрукты - по 1/3 стакана кураги и чернослива.

3. Добавить специи - кардамон, гвоздику, корицу, шафран, а также соль и сахар по вкусу.

4. Жарить еще 5-7 минут, перемешивая время от времени.

5. Залить все водой так, чтобы она превышала уровень риса на 2-3 см.

6. Довести до кипения и варить на сильном огне, пока уровень воды не сравняется с уровнем риса.

7. Прикрыть крышкой и томить на слабом огне до полной готовности.

8. Выложить плов горкой на блюдо.

9. Сверху посыпать измельченными орехами.

10. Такой плов полезен при заболеваниях печени и желчного пузыря.


9. Плов из гребешка (Старосветский стол).


Ингредиенты:


Подсоленый морского гребешка (300 400 г).

Лук (2-3 шт.).

Морковь(2-3 шт.).

Томатная - паста (1-2 ст.л.).

Масло топлёное (3-4 ст.л.).

Рис (1 стакан)

Свежие помидоры.

Веточка петрушки.

Маринованные фрукты.


Приготовление:


1. Обжарьте подсоленные кубики морского гребешка (300 400 г) с луком (2-3 шт.), морковью (2-3 шт.), томат- пастой (1-2 ст.л.), маслом топлёным(3-4 ст.л.).

2. Рис сварить до полуготовности (1 стакан).

3. Гребешок, овощи, рис, перец, коренья уложите слоями в кастрюлю и тушите до готовности на слабом огне.

4. Блюдо гарнировать свежими помидорами, веточкой петрушки или маринованными фруктами.


10. Бакинский плов с сухофруктами.


Ингредиенты:(на 8 порций)


3 стакана длиннозерното риса (басмати),

1 курица,

2 большие луковицы,

250 г топленого масла,

500 г сухофруктов (курага, изюм,чернослив,инжир)

1 ст. л. семян зиры,

1 ст. л. барбариса


Приготовление:


1. Рис тщательно промыть и обсушить.

2. Вскипятить 2 литра воды, добавить 2 ч. л. соли, всыпать рис и варить его до тех пор, пока он не станет чуть мягким 7-10 минут.

3. Откинуть на дуршлаг.

4. Казан или толстостенную кастрюлю смазать топленым маслом.

5. Яйца взбить и вылить в казан.

6. Туда же выложить слоями рис, каждый слой поливая топленым маслом (около 150 г).

7. Накрыть казан крышкой и поставить на очень маленький огонь на 20-25 минут, пока внизу не образуется хрустящая яичная корочка.

8. Снять казан с огня и укутать в одеяло.

9. Сухофрукты вымыть, высушить и обжаривать 5 минут в 3 ст. л. топленого масла. Залить 1,5 стакана кипятка и тушить на среднем огне до мягкости (в сковороде должна оставаться фруктовая подливка). 10. Курицу нарезать порционными кусками и обжаривать в оставшемся масле вместе с мелко нарезанным луком до готовности 30-40 минут.

11. При подаче выложить рис горкой на подогретое блюдо, поместив сверху разломанную яичную корку и куски курицы с луком.

12. Сухофрукты можно подать отдельно.


Способность рисовать растения детально и аккуратно является несомненным показателем мастерства художника.

Натуралистические рисунки растений могут быть изумительными. Их успешное выполнение подразумевает внимание к деталям в сочетании со способностью не искажать форму авторскими фантазиями или делать это минимально. Что требует дисциплины, аккуратности, в общем, таланта.

Художник-флорист изображает формы, созданные в результате эволюции на протяжении миллионов лет. И умение передать эти формы наиболее точно, при этом красиво и впечатляюще, заслуживает восхищения.

Подъём уровня натуралистичного флористического рисунка совпадает с бумом морфологических дисциплин в Европе, который пришелся на XVII - начало XX века.

И сегодня мы посмотрим на некоторые ботанические рисунки из книг из этого промежутка времени.

Книга The Family Herbal or an Account of All those English Plants, which are Remarkable for their Virtues издана в Лондоне приблизительно в 1780 году.

Длинное название в духе своего времени. Книга посвящена лекарственным растениям и содержит большое количество их изображений.
Некоторые из них.

В XVIII веке не было цветной печати. Поэтому цветные рисунки создавались раскрашиванием гравюр вручную.

Как вы видите, это сделано весьма аккуратно. И это притом, что гравюры раскрашивались кистью. И это без права даже на один грубый ляп, ведь в таком случае портилась вся книга!

Рисунки начала XIX века создавались с использованием этой же техники.

Замечательная книга Conversations on Botany построена в форме катехизиса. Она издана в Лондоне в 1817 году и содержит превосходные цветные иллюстрации.
Некоторые из них.

Раскраска гравюр не вышла из моды даже к середине XIX века, несмотря на то, что к тому времени человечество уже изобрело хромолитографию. Вот раскрашенные вручную рисунки из замечательной книги Popular History of British Mosses, изданной в Лондоне в 1854 году.

Эти сложноустроенные формы жизни обитают у нас под носом. Но люди редко замечают их.

Раскраска гравюр бытовала до середины XIX века, но всё изменилось, когда на смену гравюрам пришли хромолитографические рисунки.

Вот рисунки из книги The British Grasses and Sedges, изданной в Лондоне приблизительно в 1870 году.

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОБРАЗЦОВ РАСТЕНИЙ БЫЛО ПРОДИКТОВАНО необходимостью материалов для сугубо научных, медицинских и аграрных изысканий. Этой же цели служат гербарии, но они требуют особых условий хранения и недолговечны. Наиболее древними считаются сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.

Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием "Венский Диоскорид" - манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах), хранящаяся в Венской национальной библиотеке.

В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий. Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично. Одним из них - самым известным был Альбрехт Дюрер.

Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса "Изображение растений" были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры. В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия. Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер. Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.

ЗНАМЕНИТАЯ И ПРОСВЕЩЕННАЯ СЕМЬЯ МЕДИЧИ , правившая 200 лет во Флоренции, проявляла особый интерес к искусству. При дворе Медичи работали лучшие художники, среди них был отмеченный выше Лигоцци, а также непревзойденная Джованна Гарцони, занимавшаяся иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось подходящим занятием для женщины.

Другая художница - Мария Сибилла Мериан трудилась в центре книгоиздания в Нюрнберге и Амстердаме, где процветали лучшие традиции живописного изображения растений. Мария Сибилла родилась во Франкфурте, в семье известного издателя и гравера по меди. Эта талантливая художница, хорошо усвоившая все нюансы книгопечатания, брошюрования, гравирования, оставила яркий след в ботанической иллюстрации, издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями - Флорилегиум ("Книга цветов"). В 1699-1701 гг. она совершила поездку в Суринам, где наблюдала и описала местную флору и фауну. В 1705 г. она издала непревзойденную книгу Metamorphosis insectorum surinamensium, посвященную суринамским насекомым. Ее дочь Мария Доротея Гзель, также знаменитая художница, позже работала в Петербурге. По распоряжению Петра I - приверженца всего голландского, были куплены книги и более 250 оригинальных рисунков Марии Сибиллы. Наследие Мериан хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

Поскольку в России в то время еще не было своей школы ботанического рисунка, приобретение большой коллекции работ художницы с безупречной техникой способствовало развитию зоологической и ботанической иконографии в России.

Позже, в эпоху правления Екатерины II, была издана многотомная Flora Rossica П.С.Палласа, ставшая достойным памятником ее блестящего царствования. Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине ХVIII в., когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И.Х. Буксбаума Plantarum minus cognitarum, И.Аммана Stirpium rariorum и Иоганна Георга Гмлина Flora Sibirica.

Одним из прославленных мастеров, которого называли Рафаэлем цветов, был Пьер-Жозеф Редуте - французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии выдающегося художника-ботаника более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И ИЗДАНИЕМ систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации в определенной степени потеряли свою актуальность. Однако именно для этого времени характерно появление и конкретизация в среде художников специальности ботанического иллюстратора. Отметим, что ботанические иллюстрации в это время тиражировались в основном в технике ксилографии.

Однако со временем гравюра на металле стала постепенно вытеснять ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. В ХVIII в. улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации в цвете и деталях более точно. При этом каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг типа "Флор" было делом государственной важности - по ним также определялся уровень технических и интеллектуальных возможностей государства. Все возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, состоятельных владельцев поместий, садов и парков привел к неизбежному и вполне естественному увеличению спроса на иллюстрации. Помимо книг для специалистов стали появляться также и издания, рассчитанные на массового, но обеспеченного читателя.

Торцовая гравюра, пришедшая на смену обрезной ксилографии, позволяла художникам и мастерам типографии без обращения к ручному раскрашиванию эстампа передавать тончайшие цветовые градации и соотношения в композициях иллюстраций.

С расцветом садоводства возникла необходимость обеспечения ботаников и садоводов надежными справочниками. Ботаническим художникам узкой специализации приходилось одновременно точно и реалистично передавать форму, детали, цвета и характерные черты необходимых растений. Были созданы выдающиеся по своему научному, художественному и техническому уровню собрания рисунков, многие из которых хранятся в библиотеке Королевского садоводческого общества в Лондоне, Королевском ботаническом саду в Кью, Национальном садоводческом обществе во Франции и Музее Редуте в Бельгии. Именно в этот период расцвета ботанического искусства в Англии работали такие замечательные художники, как братья Бауэр и Георг Дионисиус Эрет, отмеченные выше.

БРАТЬЯ БАУЭР В ИСТОРИИ БОТАНИЧЕСКОГО РИСУНКА считаются феноменальными художниками по количеству созданных иллюстраций и их непревзойденному качеству. Братья Фердинанд и Френсис Бауэр родились в маленьком городке Фельсбург в Австрии. Их отец был придворным художником у принца Лихтенштейна. Удача и успех, сопутствовавшие братьям всю жизнь, позволили им заниматься любимым делом и полностью реализовать свои способности.

История ботанических иллюстраций отражает события в искусстве и науке на протяжении веков. Современные ботанические иллюстраторы продолжают эти традиции и используют инновации. Современная ботаническая иллюстрация включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.

На арену вышли новые области применения ботанической иллюстрации. Они стали повсеместно сопровождать такие издания, как полевые определители, описания гербариев, ботанические коллекции, а также периодику. Популярность ботанической иллюстрации, исполненной художником, не смогла поколебать фотография. Ибо ботанический иллюстратор имел неоспоримые преимущества в деле создания точности и образности, требуемых в каждом конкретном случае. Гармония аппликативной подачи фрагментов растения, их совмещение, изменение масштабов во имя создания целостного образа выгодно отличают эти работы.

Значительную заслугу в деле поддержки, стимуляции и расцвета издания ботанических книг провоцировал интерес к растениям, который проявляли просвещенные вельможи и монаршие особы государств.

Притягивающие своей красотой цветы и деревья нередко становились также героями мифологии и истории разных народов. Таинственные обряды друидов, опыты алхимиков, волшебные исцеления – все это связано с растениями как распространенными, так и редкими. Жизнь растений изучает ботаника. Мифами и легендами занимаются история и филология. Но очарование живых растений, увы, мимолетно, а так хочется сохранить их точный образ, чтобы в любое время года любоваться ими и изучать их. Любоваться и изучать – эти две задачи решает ботанический рисунок.

Очень многие рисуют растения, фрукты, природу и мучаются вопросами, где и что не так сделали, когда не получается достаточно точно или объёмно. Давно уже собираюсь показать и вот наконец-то руки дошли. Прошу любить и жаловать: самая полезная, красивая и информативная книга о рисовании ботаники, которую я когда-либо встречала! Речь о книге Сары Симблет "Ботаника для художников ".

Сара Симблет - талантливейший человек. Она преподаёт в школе искусства при Оксфорде и лондонском королевском колледже, и я очень даже верю, что её работы ценятся на рынке искусства так, как о том рассказывает небольшая биография в её книгах. Мне ещё и стиль рисунка как у Сары очень близок: я сама обожаю рисовать плавными, повторяющимися леонардовскими, а метсами дюреровскими линиями, так что могу только посоветовать, посоветовать и ещё раз посоветовать заполучить себе эту книгу!



Рисунки у неё потрясающе подробные. Сначала кажется, что это что-то нереальное. Но когда понимаешь, как именно изображаются те или иные части растений (а Сара подробно разбирает в книге их геометрию и анатомию) - не можешь остановиться, настолько хочется рисовать и рисовать.

Деревья вообще очень сложно рисовать точными штрихами, а не акварельными разводами. А тут такая детальность! Пример Сары очень окрыляет. Становится понятно, что вообще со свето-тенью делать, чтобы деревья не выглядели серой массой, а были похожи сами на себя.

Кто происил инструкцию по рисованию шишек? :-)

У Сары в каждой книге можно найти подробное описание материалов: карандаши, тушь, акварель, бумага.

Самая толстенькая - книга об основах рисования

Вот она как раз сверху лежит Рисунок: материалы, техники, мотивы

На амазонах их полистать немного можно. Надеюсь, что эти книги помогут вам найти недостающий кусочек знаний и всё получится ещё быстрее и красивее!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса