Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Большая энциклопедия нефти и газа. Влияние умственного труда на здоровье человека

Научно-технический прогресс оказывает значительное влияние на профессиональную структуру работающего населения.С каждым годом увеличивается число лиц, занятых умственным трудом .

Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля интеллектуального компонента. Проведение четкой грани между физическими и умственными формами трудовой деятельности людей становится все более затруднительным.

Между тем, общепринятое деление труда на физический и умственный до сих пор остается в силе. К умственному труду принято относить работы, связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека.

В настоящее время выделяют две основные группы форм умственной (интеллектуальной) деятельности человека: в сфере материального производства и вне его.

К первой относятся профессии инженерного профиля , связанные с проектированием производственного процесса (например, конструкторы), а также с выполнением эксплуатационных (инженеры, техники, мастера, операторы), учетных (бухгалтеры, статистики) и управленческих (руководители предприятий, объединений) функций.

Ко второй - профессии, занятые в области научной деятельности (ученые) , прикладных знаний (учителя, врачи, психологи), литературы и искусства (писатели, артисты, художники).

Все формы интеллектуального труда основаны на внутренней психической активности человека, имеющей своим материальным субстратом работу головного мозга. Преимущественная нагрузка на центральную нервную систему и незначительная, в сравнении с физическим трудом, активность мышц обуславливают относительную энергетическую экономность интеллектуальной деятельности.
Тем не менее все формы умственного труда сопровождаются определенными затратами энергии, вызывающими утомление работающих людей. При этом разные профессии требуют различного расходования энергетических ресурсов человеческого организма.

В зависимости от величины энергозатрат интеллектуальный труд может быть, по аналогии с тяжестью физических работ, разной степени напряженности, которая определяется по количественным и качественным показателям нагрузок на психические функции человека .

К первым относятся: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), количество поступающих к работнику информационных сигналов, размер предметов труда, их число и многие другие.

Ко вторым - уровень эмоционально-волевого напряжения, личный риск, ответственность за безопасность других лиц, степень сложности решаемых производственных задач.

Учитывается также график сменности, на основе которого к наиболее напряженной относят работу с чередованием смен, включающую ночные, вахтовые дежурства, характерные, в частности, для большинства морских профессий.

Как известно, жизнь каждого человека подчинена определенной ритмике, которая проявляется и в общении, и в познании, и в труде. Иными словами, человеческая активность организована во времени, образуя единую систему суточных, недельных, месячных и многолетних ритмов. В них проявляется строгая биологическая периодичность физических и психических функций всего живого, обусловленная природными циклическими явлениями (смена дня и ночи).

Нарушение этого естественного ритмического процесса вызывает напряжение регуляторных систем организма (в первую очередь мозга), ответственных за перестройку его временной организации. Таким образом, навязанный человеку в течение длительного времени трудовой режим, не соответствующий нормальным биологическим ритмам, является одним из факторов, повышающих рабочие нагрузки.

Любая профессия требует от человека усвоения определенных программ действий. И в этом смысле к основным чертам интеллектуального труда относятся - сложность и переменность или чрезмерная упрощенность таких программ, связанная с технизацией современного производства.

Понятие "сложность программы" может включать в себя, во-первых, количество сигналов, поступающих к работнику от различных объектов окружающей его социально-производственной среды и несущих информацию о их свойствах и связях.
Во-вторых, это могут быть различные представления и понятия, которыми человек оперирует в процессе практической деятельности. Чем больше различного рода составляющих в программе трудовых действий исполнителя, тем сложнее содержательная сторона умственного труда.

Например, в трудовые функции капитана входят разнообразные умственные рабочие операции: прокладывание курса корабля по карте, оценка навигационной обстановки, принятие нестандартных решений в затруднительных производственных ситуациях (авария, несчастный случай, травма), непосредственное участие в разрешении межличностных конфликтах между членами плавсостава и многие другие.

Сложными программами действий руководствуются также представители творческих профессий (ученые, архитекторы, конструкторы), устанавливающие новые связи между явлениями и предметами реального мира, открывающие новые закономерности. Творческий труд связан с высоким эмоциональным напряжением исполнителя, которое нередко ведет к большим затратам энергии, развитию у него значительного утомления и переутомления. Поэтому творческие профессии относятся к категории наиболее напряженных.

Все выше рассмотренные примеры дают представление о "переменности программ" трудовых действий, как второй важной особенности многих видов умственной деятельности. Возможность перестройки наличных программ и создание новых в зависимости от видов труда не всегда возможно. Например, профессии судовых радистов, телеграфистов (при работе с ключом), счетоводов характеризуется, как правило, постоянными программами действий. Это является од-ним из ведущих факторов монотонности - однообразия деятельности. Чем больше выражена однотипность рабочих функций, тем выше степень монотонии труда и его напряженности.

Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд.

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны. Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физическоготруда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).


С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н.Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем:

1) постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период

2) соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

3) определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться;

4) установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация, к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т.п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, прикоторой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи. Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации (предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т.д.); чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста. Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо указать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т.д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько правильно строится их деловое общение . Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения. Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать лишних сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения. Техника установления непосредственных деловых контактов – важный элемент делового общения. Основываясь на практике, можно условно выделить два основных типа деловых разговоров: информационный, целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию. Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени , по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать. Планирование личной работыосуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления : карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности и др. Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Умственный труд — это выполнение работы, связанной с прие­мом и переработкой информации, что требует активного функционирования сенсорного аппарата, а также структур мозга, которые обеспечивают такие психические процессы как память, внимание, мышление, эмоции.

Классификация умственного труда.
1. Операторский труд
— группы профессий, связанных с управ­лением машинами, оборудованием, технологическими процесса­ми.
2. Управленческий труд — это руководители учреждений, пред­приятий, подразделений, учителя и преподаватели. Для данной категории лиц характерно:
— большой объем информации для постоянного использования;
— дефицит времени;
— ответственность за принятие решения.
3. Творческий труд — требует многолетней предварительной подготовки, высокой квалификации, особых условий высокую интенсивность внимания, напряженность мышления к большой объем памяти.
4. Труд медицинских работников — характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением, контактами с людьми, большим объемом памяти, напряженностью мышления, ответственностью за здоровье и жизнь другого человека
5. Труд учащихся и студентов — требует напряжения памяти, восприятия, внимания, особенно концентрации и устойчивости внимания. Наличие стрессовых ситуаций — зачетов и экзаменов.

Заболеваемость при умственной деятельности

При правильной организации умственного труда не наблюдается его отрицательного влияния на организм человека. Есть и поло­жительное влияние умственного труда на здоровье. Например, труд конструкторов не имеет больших эмоциональных срывов и напряжения, поэтому у конструкторов уровень сердечно-сосудистых заболеваний не превышает 8%, у телефонисток (де­фицит времени при обработке информации) составляет 16%. Особенно эмоционально напряженным является труд руководя­щих работников. Среди них 40-50% имеют гипертоническую болезнь или ишемическую болезнь сердца.

Факторы риска сердечно-сосудистой патологии у людей умст­венного труда:
— повышенная нервно-эмоциональная напряженность;
— гипокинезия;
— избыточная масса тела;
— курение;
— наследственная предрасположенность.

Механизмы умственного труда

Изменения физиологических функций при умственном труде.
Умственный труд, в отличие oт физического, характеризуется менее выраженными изменениями функций в организме.

Основным условием трудового процесса при выполнении умст­венной работы является поддержание устойчивой доминанты. Психическая деятельность, осуществляется всем мозгом том в целом, но различные отделы центральной нервной системы функционируют дифференцированно. Они включаются в единое целое для обеспечения различных по содержанию форм психи­ческой деятельности.

Вовлекаются специфические (анализаторные) и неспецифические (ассоциативные зоны коры, лимбическая система) структу­ры мозга, Во время умственной деятельности локальные про­цессы захватывают различные корково-подкорковые взаимоот­ношения в обоих полушариях головного мозга.

Если генерализованные (общие) изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локаль­ные процессы активации наблюдаются при разных видах деятельности в разных областях коры. Чем сложнее работа мозга, тем больше его структур синхронно функционирует. Например. Если работа связана с функцией речи, то большую роль играют отделы левого полушария (центры речи). Огромная роль при­надлежит лобным отделам мозга (ассоциативные отделы), кото­рые объединяют неспецифические формы активности с посту­пающей чувствительной (афферентной) информацией.

Показатели деятельности нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетель­ствуют о возрастании нервного напряжения, которое обуслов­лено следующими факторами трудового процесса:

1. необходимость одновременного наблюдения за несколь­кими меняющимися во времени производственными про­цессами;
2. восприятие и переработка большого объема различной информации;
3. дефицит времени для переработки значимой информа­ции и принятия решения;
4. частое переключение внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимость использования разных информационных потоков;
5. необходимость поддержания в течение длительного вре­мени высокой интенсивности внимания, памяти, мышле­ния;
6. выполнение работ в ночное время;
7. возможность возникновения аварийной ситуации и де­фицит времени, отпущенный на ее устранение
8. повышенная ответственность за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда — сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы. Психические процессы сопровождаются активацией специфических и неспецифических образований мозга.

Общие изменения активности мозга сопровождают любой вид умственного труда, локальные процессы активации развиваются в различных областях коры и глубоких структур мозга в зависимости от вида деятельности.

В процессе умственного труда наблюдается психическая актив­ность, которая протекает с участием нейронов многих отделов мозга:
— коры;
— подкорковых образований;
— лимбической сиситемы.

При умственной деятельности функционируют оба полушария мозга. В результате выполнения любой умственной деятельности происходит общая активация мозга, одновременна отметается повышение локальной активности, которая зависит да вида психического процесса (перцептивная, моторная, вер­бальная, мнестическая). Особую роль в умственной деятельности играют лобные доли. Эмоции играют роль организатора целена­правленной умственной деятельности.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умст­венной деятельности объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необхо­димо различить близкие по зиачению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению при­водит ответственность работы.

В целом, при умственном труде имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжения психической деятельности, по­этому рассматривают нервно-эмоциональное напряжение. Для обеспечения умственной деятельности существенное значе­ние имеет активность симпато-адреналовой системы и гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной оси. Чем больше степень нервно-эмоционального напряжения, том выше активность этих стресс-реализующих систем.

Непродолжительное повышение нервно-эмоционального напря­жения имеет положительное значение для деятельности цен­тральной нервной системы, так как в данном отделе возрастает интенсивность обмена веществ и увеличивается скорость перера­ботки информации.

Длительное нервно-эмоциональное напряжение приводит к существенному изменению сердечно-сосудистой системы: возрас­тают систолический и минутный объем сердца, артериальное давление и отмечается учащение пульса. В состоянии стресса, например, на экзамене, еще больше активируется симпато-адреналовая система.

При умственной деятельности происходит перераспределение мозгового кровотока: он становится интенсивнее в тех отделах, которые принимают непосредственное участие в деятельности. Интенсивность кровотока возрастает при умственном труде, осо­бенно в левом полушарии. Постоянное высокое нервно-эмоциональное напряжение, сопро­вождающее умственную деятельность, приводит к развитию за­болеваний.

Напряженная умственная деятельность сопровождается значительным увеличением обмена веществ, что связано с непроиз­вольным сокращением скелетных мышц, которые не имеют пря­мого отношения к выполняемой работе.

Физиологическая характеристика труда в условиях зрительного напряжения

Под контролем зрения совершается до 80-90% трудовых опера­ций. Профессии (операторы, сортировщики, огранщики и др.) объединяет общий фактор — зрительное на­пряжение, которое может служить и самостоятельным фактором, который определяет физиологическую нагрузку на организм ра­ботающих.

Напряжение умственного труда усиливается в том случае, когда зрительное напряжение сочетается с другими факторами трудо­вого процесса:
— дефицит времени;
— плохая освещенность;
— высокая ответственность.

При работе в условиях зрительного напряжения изменяется рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы по­ля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информаций. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее и к развитию патологии зри­тельного аппарата.

Принципы профилактики зрительного утомлении и перенапряжения

Снижение зрительного переутомления можно осуществить при соблюдении следующих принципов:

1. устранить пульсации освещенности рабочего места, постоянную смену полей зрения, резкие световые и цветовые контрасты, сильную освещенность, слепящие поверхности
2. при работе с дисплеями необходимо регламентировать яркость фонового свечения экрана, яркость и контрастность изображе­ния, ширину линий, частоту мелькания изображений. Операторы должны иметь возможность изменять по своему усмотрению на­клон корпуса, высоту пульта с клавиатурой, высоту экрана, рас­стояние от экрана до глаз;
3. с целью предотвращения развития перенапряжения органов зрения необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха, включающий:

— распорядок и продолжительность рабочего дня,
— введение регламентированных перерывов в работе,
— сеансов релаксации;
— выполнение упражнений для глаз,
— соблюдение рекомендаций для организации активного отдыха.
— проведение окулистами отбора лиц на работу, которая требует напряжения органов зрения.

Организация трудового процесса при умственной деятельности

Для умственной деятельности характерно то, что после завер­шения она может продолжаться и бывает трудно ее остановить, поэтому для достижения, этой цели необходимо переключение. Особенно эффективно переключение с умственной деятельности на физический труд.

Особенности утомления при умственном труде:
— чувство слабости;
— расстройство внимания;
— ухудшение памяти и мышления;
— ослабление воли;
— сонливость
— моторные нарушения: координации, снижение силы, торопливость при выполнении.

Развитие утомления зависит от состояния организма человека, внешних и эмоциональных факторов. Продолжение работы при развивающемся умственном утомлении происходит при повыше­нии эмоциональной напряженности.

Основные принципы организации умственной деятельности бы­ли сформулированы в 1911 г. русским физиологом Н. Е. Введенским:

1. В работу нужно входить постепенно.
2. Должен быть определенный ритм работы, так как рит­мичность деятельности способствует выработке навыков и замедляет развитие утомления.
3. Необходимо придерживаться обычной последовательно­сти в деятельности, что предполагает регулярную, организо­ванную и плановую работу.
4. Необходимо установить правильное чередование труда и отдыха. При умственной работе отдых должен быть актив­ным и сочетаться с физическими упражнениями.
5. Высокая работоспособность сохраняется при постоянной и систематической деятельности, при которой закрепляется навык.

Рекомендации, ориентированные на повышение качества умст­венного труда:
1. поддержание профессиональных знаний на уровне, дос­таточном для решения любых задач, которые возникают во время работы;
2. поддержание умеренного и постоянного уровня произ­водственной нагрузки;
3. соблюдение ритмичности в работе;
4. создание условий для формирования положительных эмоций и возможности для быстрого снятия отрицательных;
5. перерывы на отдых должны быть заполнены деятельно­стью, которая снимает психо-эмоциональное напряжение (физическая активность, психологическая разгрузка, специ­альные психогигиенические процедуры);
6. во внерабочее время 3-4 раза в неделю по 30-40 минут выполнять физические упражнения с интенсивностью в пре­делах 70-75% от индивидуальной максимальной частоты сер­дечных сокращений.

Таблица 1. Характеристика признаков утомления при умственном труде.

Признак

Начинающее­ся переутом­ление

Легкое пере­утомление

Выраженное

переутомле­ние

Тяжелое пе­реутомление

Снижение
трудоспособ­ности

Мало выра­женное

Выражено
заметно

Выражено
достаточно

Выражено
резко

Компенсация
волевыми
усилиями снижения
трудоспособ­ности

Не требуется

Полная компенсация

Неполная
компенсация

Незначитель­ная компенса­ция

Эмоциональ­ные сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами
неустойчивое
настроение

Раздражительность

Угнетение, резкая раз­дражительность

Расстройство
сна

Трудно засы­пать или про­сыпаться

Сонливость

Бессонница

Снижение
умственной
работоспособности

Трудно сосредоточиться

Временами
забывчивость

Заметное
ослабление
внимания

Лечение

Упорядочить отдых, заня­тия физкуль­турой

Очередной отпуск и отдых

Срочный очередной отпуск, организован­ный отдых

Лечение в стационаре или в поли­клинике

Отрицательное влияние умственного труда на организм

Умственный труд вызывает нервно-эмоциональное напряжение, что приводит к обострению восприятия, внимания, памяти, проявлению вегетативных сдвигов. Для каждого вида деятельно­сти необходим определенный оптимальный уровень эмоциональ­ной напряженности, при котором реакции организма оказывают­ся наиболее совершенными и эффективными.

При умственном труде эмоции являются организаторами целе­направленного поведения. Во время выполнения умственной работы существенные изменения претерпевают психические про­цессы. В начале работы внимание, запоминание, выполнение «тестовых» задач постепенно улучшается — врабатывание. Значительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психику - быстро появляется усталость.

При непродолжительном эмоциональном возбуждении эмоции положительно влияют на работоспособность, при деятельном эмоциональном напряжении может наблюдаться обратный эф­фект.

В процессе эмоционального возбуждения происходит:
— ускорение обмена катехоламинов (адреналин, норадреналин), их синтез и выход;
— стимуляция энергетических процессов
— стимуляция минерального обмена
— повышение возбудимости нейронов;
— повышение уровня глюкозы в крови;
— повышение содержания свободных жирных ки­слот (риск атеросклероза);
— увеличение частоты сердечных сокращений;
— повышение артериального давления.

Умственный труд, не осложненный отрицательными эмоциями, не оказывает значительного неблагоприятного действия на орга­низм, в то же время среди работников умственного труда высок процент заболеваний сердечно-сосудистой и нервной систем. Недостаточная активность скелетных мышц, которые в норме спо­собствуют развитию процессов адаптации и повышают функциональные резервы организма, приводят к обратному результату — снижению адаптации. Поэтому важным средством поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья человека яв­ляется чередование умственного и физического труда, использо­вание комплекса физических упражнений.

Питание при умственном труде

При умственном труде во внеслужебное время энергетические затраты не превышают 371-460 кДж (90-110 ккал), в рабочие часы составляют 9623-10042 кДж (2300-2400) в сутки.

На здоровье работников умственного труда и их работоспособ­ность значительное влияние оказывает:
— гипокинезия
— недостаточность моторно-висцеральных рефлексов;
— избыточная масса тела;
— раннее развитие атеросклероза.

Под гипокинезией понимают малую двигательную активность и почти полное прекращение какой-либо физической работы. Ак­тивно функционирующая мышечная система является фактором, который обеспечивает нормальные функции других систем орга­низма, в первую очередь сердечно-сосудистой и нервной и спо­собствует нормализации обмена веществ.

Недостаточная мышечная нагрузка в условиях относительно высококалорийного питания неизбежно приводит к увеличению мас­сы тела. Неблагоприятные последствия избыточного питания на фоне небольшой физической нагрузки позволяют считать, что одним из основных принципов рационального питания при ин­теллектуальном труде является снижение калорийности потреб­ляемой пищи до уровня энергетических затрат.

Необходимо изменить режим питания, увеличив число приемов небольших количеств пищи до 4-5 раз в сутки. Поскольку уме­ренно ограниченное питание рассчитано на многолетнее приме­нения, оно должно быть сбалансированным и полноценным, обеспечивать удовлетворение всех потребностей организма и ис­ключать какие-либо элементы недоедания и пищевую недоста­точность.Умеренно ограниченное питание предусматривает высокое раз­нообразие с использованием широкого ассортимента пищевых продуктов.

При построении суточного пищевого рациона необходимо со­блюдать следующие принципы:
1. Энергетическая ценность рациона в пределах 2400-2500 ккал, в том числе углеводы должны обеспечивать 1100-1400 ккал; жиры 720-810 ккал; белки 400-460 ккал.
2. В среднем при умеренно ограниченном рационе суточная норма белка 57-69 г, жира 63-77 г, углеводов 300-350 г.
3. Количество белка животного происхождения должно со­ставлять не менее 50% от суточной нормы, при этом половина данного количества должна обеспечиваться молочным белком.
4. Необходимо одну четверть жировой части рациона отнести за счет сливочного масла, другую — растительное масло, третью и четвертую — жир, содержащийся в самих пищевых продуктах, и кухонные жиры (маргарин), используемые с кулинарной целью.
5. Из общего количества углеводов на долю сахара должно приходиться не более 15%. Желательно, чтобы за счет углеводов картофеля, овощей и фруктов обеспечивалось не менее 25% общего количества углеводов (примерно 80-100 г.).

При малой физической нагрузке подлежат ограничению углево­ды, особенно низкомолекулярные. Усиленное потребление сахара при резко выраженной малоподвижности, связанной с продолжительной умственной работой, неизбежно приводит к увеличе­нию массы тела и ожирению.

В питании работников умственного труда особое значение имеют отдельные компоненты, которые обладают липотропными и противосклеротическими свойствами. К липотропным веществам относится аминокислота метионин, которая содержится в творо­ге. При умственном труде источником метионина и других серо­содержащих аминокислот могут служить сыры, куриное мясо, рыба, в которой содержание ука­занные аминокислот почти в 1, 5 раза больше, чем в твороге. Среди растительных культур следует отметить бобовые и рожь, являющиеся хорошим источником серосодержащих аминокислот.

При умственном труде организм нуждается в первую очередь в витаминах, которые стимулируют окислительно­-восстановительные реакции. Такими свойствами обладают вита­мины В2, В6, С, Р, PP. Не меньше важны витамины с липотропным и антисклеротическим действием: холин, инозит, витамины Е и В12, фолиевая кислота, а также витамин F.

Для работников умственного труда большое значение имеет пре­дупреждение скрытых форм витаминной недостаточности, кото­рые не имеют четко выраженных симптомов, однако известны нарушения общего характера: понижение работоспособности, особенно умственной. В развитии атеросклероза и гипертонической болезни скрытые формы витаминной недостаточности играют важную роль и час­то способствуют прогрессированию данных заболеваний.

Наиболее рациональным является режим питания с четырехра­зовым приемом нищи, при котором достигается лучшее перева­ривание нищи и максимальное усвоение питательных веществ. При таком режиме промежутки между приемами пищи не пре­вышают 4-5 часов, поэтому создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается наиболее полная об­работка пищи соками, которые наиболее полноценны по перева­ривающей силе.

Для восстановления нормальной деятельности пищеварительных желез они должны иметь ежесуточно отдых 10-11 часов. Позд­ний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез, поэтому ужинать следует не позднее, чем за 3 часа до сна. При четырех­разовом питании рекомендуется на завтрак 25% суточного ра­циона, на второй завтрак 15%, на обед 35%, на ужин 25%.

Особенности трудовой деятельности студентов

Заболеваемость студентов.
Первое место в структуре заболеваний студентов занимает ги­пертоническая болезнь. У студентов технических вузов она об­наруживается в 8-9%, у медиков — в 1%. Второе место занимают гипотонические состояния. Затем идут острые и хронические тонзиллиты (3,5-5,7% студентов), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки. У старшекурсников язвенная бо­лезнь встречается чаще. Выражена распространенность близору­кости, процент которой также выше на старших курсах.

Режим труда и отдыха.
Студенты работают до 12 часов ежедневно. Около 30% студентов затрачивают на учебный процесс также и часть ночного времени. Даже в не экзаменационный период 30-40% студентов недосыпа­ют. До 30% студентов не имеют свободного времени. Эти данные указывают на то, что у студентов большая нагрузка и нерацио­нально организован отдых.

По данным литературы лишь 6-10% студентов соблюдают режим питания, остальные либо не завтракают, либо вынуждены поздно принимать ужин. В суточном рационе преобладает жирная и углеводная пища, недостаточно содержание белка, особенно животного происхождения. Студенты мало бывают на свежем воздухе. Около 83% суточного времени студенты находятся в состоянии относительной непод­вижности. Процент студентов, занимающихся спортом, не пре­вышает 23%.

По данным гигиенических исследований установлено, что даже в течение 1 часа в аудитории накапливается углекислый газ и его содержание возрастает в 3-4 раза в непроветриваемой аудитории. Температура воздуха в помещении возрастает на 3-5 градусов, влажность увеличивается на 3-4%. К концу учебного дня в плохо проветриваемых помещениях температура воздуха достигает 26 градусов, относительная влажность 80%, а уровень углекислого газа превышает предельно допустимые концентрации.

Изменения в организме студентов в период семестровых за­нятий и экзаменов.

Установлено, что к концу рабочего дня у студентов снижается уровень, внимания, уменьшается объем памяти, замедляется час­тота сердечных сокращений, снижается уровень артериального давления, увеличивается латентное время зрительно-моторной реакции, ослабляется дифференцировочное торможение. Все это указывает на развитие утомление (снижение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы). Эти сдвиги особенно выражены во второй половине рабочей недели. По данным электроэнцефалографии, в конце дня у студентов снижаются показатели общей мозговой активности.

По результатам исследования крови, наиболее утомительной для студентов является самостоятельная работа, на втором месте практические занятия и наименьшие сдвиги наблюдаются на лекции. Во время экзамена повышаются температура тела и артериаль­ное давление, возрастают частота сердечных сокращений, число эритроцитов, количество гемоглобина, уровень сахара, следова­тельно, наблюдается активация симпатической нервной системы.

Наиболее глубокие вегетативные сдвиги наблюдаются в момент взятия билета и ответа экзаменатору. Частота сердечных сокра­щений достигает 168 ударов в минуту, частота дыхания — 33 в минуту. Показатели восстанавливаются только через день. Перед экзаменом происходит некоторое уменьшение поля зре­ния, восстановление до нормы происходит только через 8-15 ча­сов. Перед ответом на экзамене снижается функция внимания, восстановление осуществляется после окончания экзамена.

Вегетативные сдвиги в период сессии наименее выражены у сту­дентов, которые регулярно занимаются спортом и имеющих вы­сокую успеваемость. Письменный экзамен вызывает менее зна­чительные изменения функций вегетативной нервной системы, чем устный экзамен.

Список используемых сокращений:

АКТГ — адренокортикотропный гормон
ДО — дыхательный объем
КПД — коэффициент полезного действия
КОС — кислотно-основное состояние
МОД — минутный объем дыхания
МОК — минутный объем крови
рО 2 — напряжение кислорода в крови
рСО 2 — напряжение углекислого газа в крови
ЦНС — центральная нервная система
ЧД — частота дыхания
ЧСС — частота сердечных сокращений

Умственный труд.
Особенности интеллектуального труда.

Характеристика умственного труда:

К умственному труду (интеллектуальному труду) относится деятельность, связанная с приемом и переработкой информации, требующая напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы.

Научно-технический прогресс с каждым годом увеличивает число лиц, выполняющих преимущественно умственную работу.

У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента.

Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.

Перечисленные факторы часто приводят к нервным перегрузкам, а как следствие - к возникновению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний.

Основные виды умственного труда:

Основные виды умственного труда в современном производстве можно разделить на следующие группы:

Особенности интеллектуального труда:

Научный анализ распространенности нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний среди работников умственного труда свидетельствует, что сама по себе напряженная умственная деятельность, не осложненная отрицательными эмоциогенными факторами, неблагоприятного влияния на организм человека не оказывает. При относительно спокойном, регламентированном (как правило, без дефицита времени), интеллектуальном труде конструкторов сердечно-сосудистая заболеваемость низкая (в частности, в 2 раза ниже, чем у телефонисток, труд которых связан с дефицитом времени, высоким эмоциональным фоном). Наиболее эмоционально напряженным в условиях современного производства является труд руководящих работников, у которых заболевания гипертонией и ишемической болезнью сердца достигают 40-50% и возникают в относительно более молодом возрасте.

Среди факторов риска сердечно-сосудистой патологии у работников умственного труда, кроме повышенной нервно-эмоциональной напряженности, специалисты выделяют гипокинезию, монотонность, высокий темп, трехсменный режим работы, избыток веса, курение, наследственную предрасположенность. Из числа перечисленных профессиональные факторы приводят к заболеваниям сердца и сосудов в 5 раз чаще, чем все остальные факторы риска, вместе взятые.

Специальные исследования показывают, что у работников умственного труда отрицательные эмоциогенные факторы вызывают патологию значительно чаще, чем у работников физического труда. Вынужденные подавлять в себе желание «разрядиться» люди подвергают себя риску заболевания. Некоторые хватаются за обманчивую видимость облегчения, которое создает прием алкоголя или наркотика. А выход прост: регулярные физические нагрузки (хотя бы в виде длительных быстрых пешеходных прогулок).

Рассмотрим подробнее механизмы умственной деятельности (особенности интеллектуального труда).

При умственном труде мозг - это не только регулирующий, но и работающий орган, поэтому влияние интеллектуальных нагрузок сказывается прежде всего на функциональном состоянии центральной нервной системы. Основное условие стабильного трудового процесса при умственной работе - это выработка и поддержание устойчивой доминанты, обесценивающей высокий уровень работоспособности.

Учение о доминанте находит подтверждение и в наши дни. Феномен доминанты объясняется образованием в ЦНС центра повышенной возбудимости: раздражение самых различных рецептивных полей начинает вызывать рефлекторный ответ, характерный для деятельности именно этой доминантной области. Доминанта представляет собой временное объединение (созвездие или констелляцию) нервных центров и других структур организма для достижения крайне необходимой организму цели. Если указанная цель достигнута и задача решена, доминанта прекращает свое существование, объединение распадается.

Следует отметить, что психическая деятельность не реализуется всем мозгом в целом, разные отделы которого функционируют весьма дифференцированно. Различным по содержанию видам психической деятельности соответствуют определенные морфофизиологические субстраты, представляющие собой сложные функциональные системы и включающие многочисленные корковые и подкорковые структуры. Разнообразные психические процессы сопровождаются активацией соответствующей функциональной системы. При этом активируются как специфические (в частности, сенсорные), так и неспецифические (ретикулярная формация) структуры мозга. Во время умственной деятельности локальная активация развивается во многих зонах мозга. Если генерализованные, общие, изменения активности мозга сопровождают любой вид умственной деятельности, то локальные процессы активации развиваются в соответствующих областях коры и подкорковых образованиях при всем многообразии видов деятельности: восприятии, запоминании, мышлении, движениях.

Любая умственная работа вызывает нервно-эмоциональное напряжение. Для каждого рода деятельности необходим свой оптимум эмоционального напряжения, при котором реакции организма оказываются наиболее совершенными и эффективными. Под влиянием социальной среды аппарат эмоций у человека достиг высокой степени развития, чрезвычайно сложен и реагирует не столько на физиологические стимулы, сколько на сложные и тонкие социально-психологические мотивы, обусловленные во многом профессиональной деятельностью. Особенно часто эмоциональное напряжение возникает у человека в процессе оценочной деятельности (выбора альтернатив) и организации новых видов деятельности в соответствии с доминирующей потребностью. Эмоциональная активация крайне необходима при решении сложных мыслительных задач. Эмоции всегда выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности, хотя наличие активации еще не гарантирует достижения верного результата, а чрезмерное перенапряжение может вызвать срыв.

Напряженность умственной деятельности - это характеристика труда, отражающая физиологическую стоимость нагрузки при психической работе. Основной причиной повышенной напряженности и возникающих в результате этого нарушений адекватной регуляции функций являются перегрузки чувствительных (афферентных), центральных и исполнительных (эффекторных) звеньев функциональных систем, осуществляющих трудовую деятельность. Это происходит, в частности, при различении человеком близких по параметрам сигналов, попытках выделить полезный сигнал из шума, выполнении предельно точных и четких движений, необходимости принять решение с альтернативным выбором в условиях дефицита времени.

К определенной напряженности ведут также некоторые семантические характеристики трудовой деятельности: значимость работы, ее опасность, ответственность.

Успех в современной трудовой деятельности во многом зависит от личностных особенностей работника умственного труда. Деловые качества (умение ориентироваться в сложной ситуации, оперативность, грамотность и т. д.) можно определить и прогнозировать с помощью многофакторных личностных опросников, в частности 16-факторного личностного опросника (Р. Кэттелла), стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ), некоторых других. Для сведения, наряду с психологическими опросниками, в настоящее время в интернете существует очень большое количество опросных компаний, предлагающих всем платные опросники . То есть опросные компании платят деньги за заполнение их опросников. При этом темы опросов могут быть совершенно разными, в том числе, например, «О медицинской профилактике профессиональных заболеваний», а также многие другие.

При анализе с помощью психологических опросников личностей руководителей передовых предприятий было обнаружено, что наиболее выраженными качествами у них были настойчивость в достижении цели, ответственность, дисциплинированность и даже конформизм. Для группы опытных мастеров и бригадиров в производственных цехах наиболее характерными чертами оказались уверенность в себе, добросовестность, ответственность, уравновешенность. В то же время корреляционный анализ между факторами опросника и уровнем артериального давления у обследованных лиц управленческого интеллектуального труда показал, что повышенная чувствительность и подозрительность способствуют заболеванию гипертонией и ишемической болезнью сердца.

Умственная деятельность, даже самая интенсивная, внешне видимыми усилиями не сопровождается. Однако выяснено, что при интеллектуальной работе у организма наиболее важные системы испытывают значительную нагрузку. Например, у переводчика при синхронном переводе скорость биения сердца составляет 160-165 ударов в минуту (70-75 в состоянии покоя). Но наибольшая интенсивность труда наблюдается у основных структурных и рабочих единиц головного мозга – нейронов (нервных клеток).

Согласно исследованиям, во время переработки информации организуются из нейронов в головном мозге функциональные системы. При этом любой нейрон способен стать элементом многих систем и принимать участие в различных процессах. Он после включения в активно действующую систему может воспринимать, перерабатывать и передать информацию другим нейронам. Одновременно он осуществляет постоянно биосинтез, необходимый для поддержки жизнедеятельности и структуры клетки. При этом расходует часть своих белков и энергетических запасов. Эти резервы незначительные, что требует их постоянного восстановления.

При длительной активности нервной клетки, её интенсивной деятельности необходим повышенный расход белков и энергии. До определённого времени нейрон преодолевает трудности, мобилизует свой резерв. Кроме того, при умственной работе происходит усиление кровоснабжения головного мозга, что позволяет нервным клеткам получать дополнительный строительный материал и питание. Однако данные ресурсы истощаются при длительном и чрезмерном напряжении. Поэтому может нарушиться внутриклеточный обмен (метаболизм), а клетка погибнуть.

Мозг выработал за многие миллионы лет разные механизмы самозащиты. Особенно эффективно защищает клетку от избытка напряжения торможение охранительное, когда нейрон как будто выключается автоматически. Иногда получается с применением стимулирующих средств (лекарства, крепкий кофе, чай) или усилием воли выводить нервные клетки из состояния торможения и стимулировать их деятельность, когда возможности физиологические уже исчерпались. Таким путём удаётся возбуждать нервную систему на некоторое время, но нарушенный внутриклеточный метаболизм вследствие чрезмерного напряжения усугубляется ещё больше. Такие нарушения нередко вызывают гибель клеток.

После гибели отдельных нейронов сначала состояние ничем не проявляется. Это объясняется наличием в функциональной системе сотни тысяч работающих нейронов. Каждый из них способен продублировать погибший нейрон при необходимости, взяв дополнительную нагрузку на себя. Поэтому не страдают функции мозга до некоторого времени, несмотря на повреждения и гибель клеток. Но в дальнейшем у человека возникает состояние, когда мысли путаются, ничего не получается, например, проваливает экзамен способный студент. Такие срывы являются следствием чрезмерных нагрузок, умственного перенапряжения. Они истощают и уничтожают нервные клетки мозга.

Однако утверждать, что интенсивная умственная деятельность вредна, ошибочно. У различных нарушений функций нервной системы частой причиной бывает нерегламентированный, неорганизованный труд. Умственная деятельность при рациональном ритме, наоборот, помогает совершенствовать работу головного мозга, поскольку при адекватной функциональной нагрузке оказывается благоприятное воздействие на формирование связей между нейронами. Чем больше связей имеют нейроны, тем шире у мозга возможности.

Следует отметить, что поиск золотой середины, то есть плодотворного труда без переутомления, является непростой задачей. Возможности мозга и активность функций клеток неодинаковые у разных людей. Что является для одного адекватной нагрузкой, для другого – непосильной. Кроме того, умственную деятельность трудно дозировать. Нельзя себе приказать прекратить думать вообще. Например, врачи лечили сложного больного, инженера, которого преследовали мысли о графиках, планах, чертежах. Он мысленно пытался всё время анализировать результаты неудачных опытов, отыскивая допущенные ошибки.

Для составления оптимального режима умственной деятельности для себя необходимо самонаблюдение. Надо постараться проанализировать и выяснить о времени, являющемся наиболее продуктивным. Согласно опросам, многим хорошо думается в утреннее время. Некоторые продуктивно трудятся после полудня. Поэтому желательно распределение нагрузки таким образом, чтобы можно было решать самые трудные задачи в те часы, когда на полную мощность функционирует мозг. При этом целесообразно усилия сконцентрировать только на проблеме, требующей решения.

Заниматься одновременно интенсивно разными видами умственного труда непродуктивно. Формируются сразу в головном мозге функциональные конкурирующие высокоактивные системы. Они вызывают утомление и перенапряжение нервной системы. Мозг утомлённый не в состоянии решать успешно поставленные задачи. Это приводит к неудовлетворённости и мучительной тревоге. Нередко людей вынуждают обстоятельства переключаться с одних проблем на другие. Весьма плохо, если такие переключения становятся закономерностью. Для умственного труда необходимо планирование, позволяющее всегда выполнять намеченные задачи.

Особенно важно для умственной деятельности чередование отдыха и труда. Однако не подразумевается отдых в виде полного бездействия. Желательно переключаться на другую деятельность, лучше физическую. При любой умственной нагрузке функционирует только часть нервных клеток. Если усталость ощущается после умственного напряжённого труда, это не означает утомление всего мозга. Утомляются только его некоторые системы. Именно им и требуется немедленный отдых. В этих случаях целесообразны умеренные физические нагрузки, которые воспринимаются с удовольствием.

Отдых посредством физических нагрузок создаёт в мозге стабильную и сильную функциональную систему, у которой нервные клетки не принимают участие в интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство помогает уставшим нейронам восстанавливать свою активность. Также поступающие в мозг импульсы из функционирующих суставов, сухожилий, мышц являются тонусом для коры больших полушарий. Многие люди умственного труда имеют склонность к пассивному отдыху: телевизор, компьютер, книги, шахматы. Это неплохо при условии, что отдых пассивный не заменяет активный полностью. Поэтому считаются обязательными посильные физические нагрузки и занятия физкультурой.

Для нейтрализации умственного утомления неплохими средствами являются рыбалка, увлечение живописью, походы в лес, работа на дачном участке и многие другие творческие и интересные занятия. Они позволяют направить ход мыслей в другое русло, отключиться на время от служебных проблем, расширить кругозор. При современном бурном темпе жизни организм испытывает тяжёлые нагрузки. Целесообразно научиться управлять рационально и бережно биологической сложной машиной – мозгом. Это позволит использовать резервы продуктивности умственной работы и высокой работоспособности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса