Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Блог татьяны гайдук. Голубые сказки Скульптура в осло изображающая демонов

2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.

3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.

4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец - Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.

5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором - возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.

6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.

7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, - а их очень-очень много - этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.

8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.

9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.

10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа - Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.

11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.

12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.

13. Впрочем, парк в целом - это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни - это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.

14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.

15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана - и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.

16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь - настоящее чудо.

17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.

18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места - и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.

19.

20.

21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры - все они переплетены между собой.

22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни - послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.

23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость - это изумительная одержимость.

24.

Скажите имя Густава Вигеланда любому норвежскому художнику или скульптору, и их глаза тут же загорятся нежностью и пониманием – в своей родной Норвегии этот скульптор полюбился многим, особенно жителям столицы – Осло.

(Всего 28 фото)

1. В 1921 году город выделил скульптору дом, в котором он в последствие работал и жил двадцать лет.

2. После себя скульптор оставил удивительный , ставший напоминанием не только о нем самом, но и о политической и культурной жизни Норвегии.

3. И все же парк строился на почве споров и разногласий. Власти хотели построить библиотеку. К сожалению, ее местонахождение оказалось на месте дома Вигеланда.

4. После долгих споров и диспутов по этому поводу дом все же остался скульптору, однако он пообещал сделать для города что-нибудь экстраординарное взамен.

5. С тех пор все свои работы скульптор отдавал городу. Он был очень плодовитый – вероятно, Осло даже получил больше, чем просил.

6. В результате этого экстраординарного контракта между Вигеландом и Осло, практически ни одна из его работ не покинула пределов Норвегии. И все же, если вам нужна хорошая причина посетить эту страну, ищите ее в парке скульптур.

7. Это было определенно не маленькое свое дело . В конце концов, к моменту смерти скульптора в 1943 году, в парке на площади более 300 кв. м было более двухсот скульптур.

8. Будучи другом и соратником Родэна, Вигеланд любил экспериментировать с современными формами работ эпохи ренессанса и древнего искусства.

9. В начале своей работы он искал вдохновения в отношениях двух полов, а также в отношениях между старшим и младшим поколением, между членами семьи и неумолимым приближением смерти, которая не является концом сама по себе.

10. Его студия у Нобелевских ворот находится рядом с парком Фрогнера (который сейчас более известен, как парк Вигеланда).

11. Его самая известная работа – Монолит – кульминация работы всей его жизни: 121 фигура пытаются добраться до вершины.

12. В его скульптурах глубоко прослеживается тема понимания конфликта и комфорта в человеческих отношениях. Истинную двоякость нашей связи с семьей и обществом можно найти повсюду.

13. Работы Вигеланда передают глубокую отчужденность, которую скульптор переживал всю свою жизнь.

14. Тема смерти присутствует во многих его работах, а ее представление варьируется от меланхоличности и несчастья до глубокой любви и восторга.

15. И все же парк представляет собой, скорее, жизнь и путешествие, а не дорогу к смерти. Каждая группа или индивидуальная скульптура представляет собой один аспект или сцену жизни – это путешествие каждого, представленное в камне и бронзе.

16. Нагота фигур, естественно, несет символический характер.

17. Природа и скульптура объединены в этом представлении человечества. Эти скульптуры не стыдятся и не боятся встретить собственную смертность.

18. Какой парк без фонтана? Вигеланд подарил Осло фонтан из 60 бронзовых статуй.

19. Суть сцены на этом фонтане заключается в том, что природа циклична, и смерть дает новую жизнь.

20. Вигеланд также спроектировал схему парка, которая имеет план классического сада.

23. Официальное месторасположение парка с таким большим количеством нагих фигур лишь подчеркивает всю драму двусмысленности. Ведь нагота смущает людей.


Густав Вигеланд – один из известнейших скульпторов Норвегии. Главное его «детище» - парк скульптур в Осло, расположенный на западе города, в районе Фрогнер. Здесь собрано большое количество скульптур, изображающих различные состояния человеческой жизнедеятельности. Бег, прыжки, танцы, объятья, борьба – все это и многое другое представляло интерес для художника.


После обретения Норвегией независимости Густав Вигеланд был провозглашен одним из талантливейших скульпторов современности. Несмотря на это, дом, где жил художник, было решено снести в 1921 году, чтобы на его месте построить городскую библиотеку. После долгих судебных разбирательств власти предоставили скульптору новое помещение, но в обмен на это он должен был подарить городу все свои последующие работы: скульптуры, рисунки, гравюры и модели.


Густав Вигеланд переехал в новую мастерскую в районе Фрогнер в 1924 году. Его посетила мысль создать выставку своих работ под открытым небом, и постепенно он пополнял коллекцию своего парка скульптур. Всего им было создано 212 бронзовых и гранитных изваяний, поэтому Вигеланда нередко называют самым плодотворным мастером Норвегии.


Делая первые шаги в искусстве, Вигеланд искал вдохновения в работах своего современника, Огюста Родена, а также увлекался работами эпохи Возрождения. Скульптуры самого Густава Вигеланда изображают различные взаимоотношения между мужчинами и женщинами. Можно увидеть и разные стадии взросления реьенка – от младенца до подростка. Чаще всего перед зрителем – реалистичные картины, однако некоторые из них могут получать символическое звучание, например, скульптура, изображающая сильного мужчину, отбивающегося от орды младенцев.


Все скульптуры были спроектированы лично Густавом Вигеландом, макеты в натуральную величину он изготавливал из глины. К резьбе по камню и бронзовому литью были привлечены еще несколько талантливых мастеров, так как справиться с этим самостоятельно было физически невозможно. Кроме того, мастер сам спроектировал главные ворота, фонтан, украшенный 60 статуями, и мост, на котором 58 статуй олицетворяют различные человеческие эмоции (в частности, на мосту находится знаменитый «Сердитый малыш»).


Строительство парка продолжалось более 30 лет, однако гениальному скульптору не суждено было увидеть его завершенным. Все работы были закончены в 1950 году, через 7 лет после смерти Густава Вигеланда. Визитной карточкой парка считается скульптура «Монолит» - 14-метровый столб, украшенный 121 статуей. Все фигуры соединены между собой, они изображают объятия. «Монолит» символизирует стремление человека к духовному познанию.

Я никогда не слышала об этом парке. Поэтому только после того как вышла оттуда, начала искать в нете информацию. Жаль, что я всего этого не знала заранее. В центре Осло расположен уникальный парк с 227 скульптурами 640-ка обнаженных людей всех возрастов, которые отражают абсолютно все грани человеческой жизни. Скульптуры создавались Густавом Вигеландом - вы только вдумайтесь - с 1907 по 1942 год! Интересно как появился парк - В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы. В своем Саду Вигеланд вознамерился ни много, ни мало, рассказать о жизни человеческой. О рождении и смерти. О созревании и увядании. О любви и дружбе. О родителях и детях.
Совсем коротко о главных фигурах. Парк начинается "Мостом жизни" длиной 100 м с 58 скульптурами отражающими "Человеческий темперамент". Тут же находится колесо любви показывающее соединение мужнины и женщины. Здесь и символ Осло - "Рассерженный мальчик", которого изображают на всех открытках с видами Осло. Я покажу его под катом. А мне понравилась девочка, которая стоит напротив мальчика. Она такая красивая и никто около нее не фотографируется:)
За мостом идет "Детская площадка" - 8 фигур детей во время игры и даже зародыш...
Потом фонтан с людьми и скелетами, как бы показывая, что за смертью. идет новая жизнь. А в фонтане плавают гуси и утки:)
Самая высока точка парка - "Монолит". Из цельного куска гранита мастер с подмастерьями 14 лет вырезал 121 скульптуру поднимающуюся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.
И заканчивается парк "Колесом жизни" - воедино сплелись тела четверых взрослых и ребенка.
В парке постоянно отдыхают люди. Разрешено даже жарить барбекю на одноразовых барбекюшницах:)
В 2007 году неизвестные заклеили черной бумагой все интимные места скульптуру


Мальчика уже достали туристы, которые оттерли ему ручку и другую часть тела. Он и рассердился:)




Вид из парка


Мост жизни


... а это моя девочка


Это композиция меня очень впечатлила.Я ее назвала "Мужчина,отказывающийся от своих детей". Это либо оставленные дети, либо дети, которые хотели родиться, а мужчина заставил их убить нерожденными. Нашла вот такой факт из жизни Вагеланда. Ради 17-летней любовницы он расстается с Лорой Андерсен - единственным близким человеком, с которой у него было двое детей. Перед расставанием Густав обязывается поддерживать потомство материально и никогда не видеться с ним. Он выполнит все свои обязательства. С новой спутницей жизни, тоже натурщицей, отношения прервутся через 20 лет. У них не было детей. В 1938 появляется дочь от сожительства с безраздельно преданной молоденькой домоуправительницей.В Норвегия все знали об оставленных ним детях.
В "Солярисе" Лема брошенные дети материализуются из снов. Наивный Космический Разум не понимает поначалу, что причиняет этим боль Сарториусу и милому доброму Снауту. Или это еще не родившиеся, как в "Синей птице"? Да, для меня это неродившиеся...


Вокруг чаши Фонтана не просто деревья из бронзы, а ясени, и не случайно они расположены так близко к воде.
Дерево Иггдрасиль, Всемирный Ясень - первооснова Вселенной у древних скандинавов. Его корни орошают Норны - богини судьбы. Кто-то усмотрит в этом веру Вигеланда-протестанта в предопределенность, без которой Дерево, а с ним и Жизнь зачахли бы.
Библейское древо познания добра и зла тоже не на пустом месте выросло. Старый спор насчет того, что именно растекается по древу в "Слове о полке Игореве": "мысль" или "мысь" сиречь белка - кажется, давно решен в пользу последней. Вспомнили бы ученые мужи, что по Иггдрасилю снует белка Рататоск (Грызозуб) и переносит сплетни от орла наверху к дракону внизу и обратно, тогда и спора бы не возникло, настолько все очевидно. Тем более, что Игорь в XII веке не забыл, что его предки были знатные варяги, следовательно, скальды, поэты. Ему и его воинству эта белка была знакома, как нам колобок. Вместо белок Вигеланд рассадил в ветвях людей.


Ждали ребенка, а появилось двое


А это сын вырос


Монолит


Моя любимая. Вершина нежности...


Колесо жизни


...и я


...ну и хватит меня:)


Мамочка с детьми просто очаровала меня. Образ мамаши, радостно посвятившей себя детям, близок остающимся пока на плаву людям из "нынешнего поколения советских людей". Здесь мы всегда приостанавливаемся, горестно кряхтим и понимающе переглядываемся, в глазах - нежность.


Ребенок, просовывающий руку в пасть волка. На самом деле поучительный эпизод из жизни асов - богов. Волчонок Фернис, взятый для забавы, рос, рос и вырос в опасного волчару. Асы задумали перехитрить Ферниса. Под видом пробы сил они набросили на него цепь. Но серый цепь разорвал. И так много раз. Тогда обратились к гномам. Те сплели особо прочную, качественную цепь из корней гор, шума кошачьих шагов, бород женщин, слюны птиц, голоса рыб и сухожилий медведей. С тех пор кошачьи шаги бесшумны, у женщин нет бород, у гор нет корней, у птиц - слюны, у медведей - сухожилий, а рыбы не имеют голоса. Когда новую цепь принесли, Фернис почуял неладное. Он не отказался от испытания, но потребовал, чтобы бог войны Тир просунул ему руку в пасть, вроде залога. Цепь разорвать не удалось, и пришлось-таки руку откусить. На барельефе ясно видно, что волк ребенка не обидит. Здесь нет никакого коварства. Они просто играют.


"Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии - и он найдет."
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку - выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей - отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: "Смотрите сами и решайте!" Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров - человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом - вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в "деревьях с людьми" огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это "дерево ", которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое "дерево" буквально "усыпано" веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур "деревьев", переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд, с пристанью для лодок и "детской площадкой" со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему - человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять - сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: "Мало ли что привидится во сне..." , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или "отбрасывание" от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот - игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый "Сердитый..." или "Капризный мальчик" (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними.

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи "Сатана там правит парк" В.Тихомиров. вообще считают, что Парк - гимн "нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога". В этой же статье он утверждает также, что "парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства", что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит "дисциплинированным немецким солдатам пройтись" среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим "девушкам с веслом" идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только "халтурщиком". Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году - скульптурная группа "Клан", а в 2002 - скульптура "Удивленная", для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская "Анна Франк".
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением - все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса