Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Благословение иакова. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей (Быт.49). Иаков благословляет их

Благословение Иакова

Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший, Манассия стоял против правой руки Иакова, а младший, Ефрем стоял против левой. Но Иаков сложил руки крестом так, что правая его рука легла на голову Ефрема, а левая – на голову Манассии. И благословил их: Ефрема как старшего, а Манассию как младшего. Это крестообразное сложение рук Иаковом для благословения было прообразом Креста Христова и указанием на то время, когда люди будут получать благословение Господне не по старшинству, а по своим добрым делам.

Потом, собрав вокруг постели всех сыновей своих, Израиль каждому из них дал благословение. Наиболее важным является благословение Иуде (к которому перешло первородство от первых трех братьев из-за их грехов), т. к. оно заключает в себе пророчество о пришествии Спасителя: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов » (Быт. 49.10) – т. е. из потомства Иуды будут цари над еврейским народом до тех пор, пока не придет Примиритель – Христос Спаситель. Слова же «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? » (Быт. 49.9) указывают на Его воскресение.

После этого Иаков заповедал сыновьям своим, чтобы они похоронили его в земле Ханаанской, там же, где похоронены Авраам, Сарра, Исаак, Ревекка и Лия. И умер Иаков-Израиль ста сорока семи лет, и отнесен был сыновьями в землю Ханаанскую и похоронен там (Быт. 49.33; 50.13).

После смерти отца братья очень боялись, как бы Иосиф не отомстил им за то зло, которое они ему причинили. Узнав об этом, Иосиф пригласил к себе своих братьев, простил им грех и, плача, сказал: «Не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро…» (Быт. 50.19–20).

Через пятьдесят лет после Иакова умер и Иосиф. Перед смертью он сказал, что Бог выведет народ Израильский из Египта и возвратит в землю Ханаанскую. Он также заповедал, чтобы кости его были перенесены в родную землю (Быт. 50.24–26).

В истории патриарха Иосифа ярчайшим образом прообразуются грядущие черты служения Спасителя. Как Иосиф был ненавидим братьями, так и Господь Иисус Христос был ненавидим начальниками иудейскими. Эта нелюбовь к Иосифу выливается в желание его убить и, в конце концов, проявляется в деянии, фактически равном убийству, – в продаже его купцам. Сумма, за которую он продан, – двадцать сребреников – близка к той, за которую был продан Спаситель. А брат, который придумал совершить эту сделку, – Иуда. Прообразовательным является безвинное оклеветание Иосифа в Египте, заключение, тюрьма, и, наконец, оправдание и вознесение во славе до второго места во всем Египте, и через это – спасение Египта, и прощение, и спасение своих братьев – причем спасение, которое доставляется им посредством дарования хлеба. Так и Господь Иисус Христос по воскресении Своем прощает Своих распинателей, дает им возможность спастись, подавая им в снедь Хлеб таинственный в Таинстве Евхаристии. И даже само имя «Цафнаф-панеах», которое дает фараон Иосифу в Египте (Быт. 41.45) – «Спаситель мира», говорит само за себя.

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Слова: Том I. С болью и любовью о современном человеке автора Старец Паисий Святогорец

Исходящее от сердца благословение есть благословение божественное...Ну, а сейчас я тоже "предам вас проклятию"! Вот оно: "Да преисполнит Бог ваши сердца Своей благостью и Своей многой любовью - до такой степени, чтобы вы стали безумны, чтобы ваш ум был уже оторван от земли и

Из книги Отцы-святогорцы и святогорские истории автора Старец Паисий Святогорец

Бог подает нам Свое благословение, когда мы подаем благословение Отец Савва из монастыря преподобного Филофея рассказывал мне, что во время голода 1917 года иверские монахи, видя, как пустеют склады обители, ограничили свое гостеприимство. Один скупой проэстос даже

Из книги Афонский патерик или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших автора Автор неизвестен

Страдание святого преподобномученика Иакова и двух учеников его, иеродиакона Иакова и Дионисия монаха Святой преподобномученик Иаков родом был из одного селения епархии Касторийской. Родители его именовались Мартин и Параскева. В молодости занимаясь пасением овец

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

7. Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потом что бесчестие сделал он Израилю, переспав с дочерью Иакова, а так не надлежало делать Еще и теперь у арабов изнасилование сестры считается большим позором для брата, чем

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

21. И отправился (оттуда) Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. 22. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего (Иакова). И услышал Израиль (и принял то с огорчением). Сынов же у Иакова было двенадцать К тяжкому

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

23. Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. 24. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. 25. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. 26. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии С

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

20. И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова не будут более полагаться на того, кто поразил их, но возложат упование на Господа, Святаго Израилева, чистосердечно. 21. Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному, 20-27. Израиль, или собственно

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

1. Близко время его, и не замедлят дни его, ибо помилует Господь Иакова и снова возлюбит Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы и прилепятся к дому Иакова. 1-2. Вместе с падением Вавилона в представлении пророка Исаии соединяется возвращение Израиля

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора Библия

Благословение сыновей Иакова 1 Иаков вызвал своих сыновей и сказал:- Соберитесь вокруг, и я поведаю, что станет с вами в грядущие дни.2 Соберитесь и слушайте, сыновья Иакова,внимайте своему отцу Израилю.3 Рувим, ты - мой первенец, моя мощь,первый плод моей силы

Из книги автора

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.Иаков был кроток,

Из книги автора

Благословение Иакова Прислушайся! Не ангел ли пришел И за твоею шелестящей тенью, Чтоб унести в заждавшийся шеол, В пустыню, что не знает возвращенья? Не спрашивай его ты ни о чем В последние мгновения пред мраком. Исчезни угасающим лучом, Как из Египта патриарх Иаков. По

Из книги автора

Женитьба Иакова. Возвращение домой. Борьба Иакова с Богом Поселившись у своего дяди Лавана, Иаков семь лет работал на него, чтобы взять в жены дочь Лавана – Рахиль. Однако Лаван, воспользовавшись восточным обычаем, по которому невеста во время заключения брака плотно

Из книги автора

Благословение Иакова Семнадцать лет прожил престарелый Иаков-Израиль в Египте и стал приближаться к смерти. Сначала он благословил Иосифа и его детей – Манассию и Ефрема. Иосиф подвел сыновей своих к отцу так, что старший, Манассия стоял против правой руки Иакова, а

Из книги автора

Благословение Иакова и Исава Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я.2 Он сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;3 Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой,

Библия в иллюстрациях Библия

Исаак благословляет Иакова. Бытие 27:21-30

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. Исаак, отец его, сказал ему подойди [ко мне], поцелуй меня, сын мой. Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал; вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны! Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришёл с ловли

Из книги Библия в иллюстрациях автора Библия

Из книги Иллюстрированная Библия автора

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Бегство Иакова. Бытие 31:17-18 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его, который он приобрёл в Месопотамии, [и всё своё, ] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его, ] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Мелхиседек благословляет Авраама. Бытие 14:17-20 Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Исаак благословляет Иакова. Бытие 27:21-30 И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав или нет? Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были,

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Сон Иакова. Бытие 28:10-17 Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран, и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её

Из книги автора

Бегство Иакова. Бытие 31:17-18 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов, и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его. который он приобрёл в Месопотамии, [и всё своё,] чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю

Из книги автора

Примирение Иакова и Исава. Бытие 33:1-4 Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, [брат его,] и с ним четыреста человек. И разделил [Иаков] детей Лии, Рахили и двух служанок. И поставил [двух] служанок и детей их впереди, Лию и детей её за ними, а Рахиль и Иосифа позади. А сам пошёл

Из книги автора

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI) О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии

Из книги автора

Глава шестнадцатая Праведные дети Иакова (Бытие, XXXVIII) В библии много рассказывается о двенадцати сыновьях Иакова, о двенадцати братьях. Как многие пастушеские племена насчитывают в своем далеком прошлом предков, о которых у них сложилось много всяких сказаний, как о

Из книги автора

1. И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; Исаак призывает к себе Иакова с целью как бы официального признания его в правах первородства; по выражению paвв. Елиезера, это как бы приложение печати к акту

Из книги автора

5. И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как "матери Исава и Иакова", имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям

Из книги автора

2. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; (Лк. 3:34). Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист, начиная с 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, евангелист указывает

Из книги автора

Из книги автора

Исаак посылает Иакова к Лавану И призвал тогда Исаак Иакова, благословил его и заповедал ему:- Не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей. Бог же Всемогущий

Третий из великих ветхозаветных патриархов, Иаков появился на свет вторым, держась за пятку своего брата-близнеца Исава - знак того, что он должен будет занять его место. Старший брат Исав стал охотником, человеком полей, а младший - Иаков вел оседлую жизнь. Их соперничество воспринималось христианской теологией как символ конфликта между Церковью и Синагогой, то есть, между христианством и иудаизмом.

История Иакова была предметом изображения в искусстве разных эпох. Художники брали из нее сюжеты как для отдельных сцен, так и для циклов картин.

Можно выделить четыре основных сюжета истории Иакова:

- Украденное первородство и благословение;
- Лестница Иакова;
- Иакову Лавана, Лия и Рахиль;
- Иаков, борющийся с Ангелом.

"Исаак благословляет Иакова"
(гравюра Юлиуса фон Шнорра)


Украденное благословение (Быт., 25: 19 - 34; 27; 28: 1 - 5).


Иаков не только обманом (за чечевичную похлебку) завладел правом первородства Исава, ему также удалось, по наущению матери - Ревекки , лишить Исава отцовского благословения. Когда Исаак был стар и почти слеп, он послал Исава наловить дичи и приготовить ему еды, "чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру". Ревекка подслушала этот наказ и сказала Иакову, чтобы он, пока Исав отсутствует, занял его место, дабы получить благословение. Она обрядила Иакова в одежды Исава и обернула его руки и шею козлиной кожей, так как "Исав... человек косматый". Она приготовила еду и Иаков отнес ее отцу. Исаак был, видимо, очень стар и дряхл, раз попался на такую простую уловку - он по ошибке благословил Иакова вместо Исава.
Раз данное благословение не могло быть взято назад, и Иаков бежал от гнева брата, найдя убежище у своего дяди Лавана , брата Ревекки в Харране в Месопотамии.

Этот сюжет часто встречается в европейской живописи XVII века. Обычно Исаак изображается приподнявшимся на постели, Иаков стоит перед ним на коленях. Позади Иакова, положив ему руки на плечо, стоит Ревекка. Сцена может изображаться в интерьере европейского дома. Вдалеке на заднем плане порой изображается Исав с охотничьими собаками, или он входит в комнату с телом молодого оленя на плечах.

"Благословение Исааком Иакова"
(Бартоломео Эстебан Мурильо)

"Благословение Иакова"
(Ассерето Джоаккино)

"Благословление Исаака"
(Говерт Флинк)

Мозаика в кафедральном соборе Монреале
(Сицилия, XII век)

Лестница Иакова (Быт., 28: 10 - 22).


Остановившись на ночлег по пути в Харран, Иаков взял несколько камней, сделал из них изголовье и лег спать. Ему приснилась лестница, доходившая до самого неба, по которой вверх и вниз сновали ангелы. Сверху к нему обратился сам Бог, обещая отдать ему и его потомству землю, на которой он лежал. Проснувшись, Иаков соорудил из камней колонну, возлил на нее елей и нарек это место Вефиль - "Дом Божий".

Этот сюжет впервые появляется в раннем христианском искусстве и с тех пор получает широкое распространение. В Средневековье он считался символом Девы Марии, через которую достигалось единение неба и земли. Вершина лестницы обычно упирается в край облаков, с которых вниз взирает Бог. Иаков лежит спящий у ее основания, под головой у него большая каменная глыба.

"Лестница Иакова"
(икона)

"Лестница Иакова"
(Мозаика, Сицилия, XII век)

"Сон Иакова"
(Мурильо)

"Лестница Иакова"
(Караваджо)


Иаков у Лавана, Лия и Рахиль (Быт., 29: 9 - 30; 30: 28 - 43; 31: 17 - 55; 33: 1 - 11).

Неподалеку от Харрана Иаков повстречал Рахиль , пришедшую со своим стадом овец к колодцу. Он отвадил камень от устья источника (этот эпизод часто изображался художниками) и напоил овец Лавана.
У дяди Иакова Лавана были две дочери, приходящиеся, таким образом, двоюродными сестрами Иакову, - старшая, Лия , слабая глазами, и Рахиль, которая "была красива станом и красива лицом". Иаков подрядился служить Лавану пастухом в течение семи лет за Рахиль, которую он пожелал взять себе в жены. Но спустя семь лет на свадьбе Лаван подменил Рахиль своей старшей дочерью Лией и потребовал от Иакова еще семь лет работы, прежде чем он получит Рахиль.

В качестве оплаты Лаван согласился отдать Иакову всех пятнистых овец и коз, которые появятся в его стаде. Хитрый Иаков взял ветви деревьев, частично срезал с них кору и положил перед скотом в местах водопоя. И как по волшебству животные стали приносить пятнистое потомство.

Разбогатев таким образом, Иаков тайно оставил Лавана и отправился в Ханаан с обеими своими женами - Лией и Рахилью, детьми и всем своим имуществом. Уезжая, Рахиль похитила отцовских идолов - маленьких фигурок, бывших его "домашними богами". Когда Лаван обнаружил пропажу, ринулся в погоню, нагнал беглецов и учинил обыск. Но Рахиль спрятала идолов в седле верблюда и сама села на него, сказав отцу: "Да не прогневается господин мой, что я не могу встать перед тобою; ибо у меня обыкновенное женское".

Эта сцена получила широкое распространение в живописи. Лаван и Иаков мирятся перед расставанием. Под конец своего путешествия Иаков выбрал лучшее из своих стад, чтобы послать Исаву в качестве примирительного дара. Он изображается коленопреклоненным перед Исавом, а позади него - все его семейство и слуги.

"Иаков и Рахиль"
(Пальма Старший)

"Встреча Иакова и Рахили"
(Уильям Дис)

"Рахиль и Лия"
(Данте Габриэль Россетти)

Иаков обвиняет Лавана в том, что он дал ему в жены Лию вместо Рахили

"Примирение Иакава и Лавана"
(Пьетро да Кортона)

"Встреча Иакова и Исава"
(Франческо Хайес)

Иаков, борющийся с ангелом (Быт., 32: 22 - 32).

На пути в Ханаан Иаков пришел к броду через Иавок, являющийся притоком Иордана. Переправив свой караван через реку, он остался один, и "боролся Некто с ним, до появления зари". Этот "Некто", будучи не в состоянии одолеть Иакова, коснулся его бедра, которое с тех пор так и осталось поврежденным. Иаков потребовал, чтобы тот благословил его, прежде чем он его отпустит. Противник Иакова так и сделал, сказав: "Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь".

Это таинственное событие интерпретировалось на много ладов - на языке религии, мифологии и фольклора. В раннем христианском искусстве антагонистом Иакова был сам Бог, позднее он стал изображаться в виде ангела - их борьба символизирует христианскую духовную борьбу здесь, на земле. В средневековом искусстве противником Иакова иногда изображается демон, что означает поворот темы в русло аллегорической борьбы Добра со Злом. Она также считалась еще одним примером конфликта христианства с иудаизмом - высохшее бедро Иакова символизировало евреев, не распознавших Мессию в Христе.

Указанный возраст Исаака, а равно и вообще хронология жизни Исаака и Иакова устанавливается так.

При переселении Иакова с семьей в Египет он имел 130 лет (), Иосиф в это же время был 39 лет (30 лет ему было при его возвышении у фараона + 7 лет плодородия + 2 года голода, ), следовательно, Иосиф родился у Иакова на 91 году его жизни и, по (сн. ), через 14 лет по прибытии Иакова в Месопотамию. Таким образом, бегство Иакова произошло на 77 году его жизни – на 137 году Исаака (по при рождении Исава и Иакова Исаак имел 60 лет), который после того жил еще 43 года (ум. 180 лет, ).

. возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи,

«Тул» или «колчан», у LXX: φαρέτρα , Vulg:. pharetra; но в таргуме Онкелоса – saif, меч. Евр.: teli , от talah, «вешать», приложимо к тому и другому (что-то повешенное).

. и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру.

Имея в виду благословить Исава, как первородного (ст. 1) и притом любимого за услужливость (), Исаак выражает естественное желание вкусить блюда, приготовленного рукою его любимца, в знаменательный для последнего день; нельзя сказать с некоторыми толкователями, будто самое благословение Исаак ставит в зависимость от удовлетворения своего каприза.

Противоположная деятельность Ревекки и Иакова

. Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву. И пошел Исав в поле достать и принести дичи;

Как в намерении Исаака выразилось чрезмерное проявление его человеческой воли, так это еще более выступает в действиях Ревекки. То обстоятельство, что Ревекка знала и помнила откровение Божье о том, что из двух сыновей ее «больший будет служить меньшему» (), конечно, делает понятною ее уверенность в благоприятном исходе предпринятого ею дела – даже до готовности подвергнуться проклятию (ст. 13), но не придает действиям ее характера законности, как не оправдывает и обмана Иакова факт продажи ему первенства Исавом. И Ревекка, и Иаков обнаружили здесь недостаток твердой веры и совершенной нравственности. Естественно возникающий при этом вопрос об отношении Промысла Божия к воле и неправде человеческой решается тем общим соображением, что совершенной праведности не было и в избранниках ветхозаветных, и что нравственные понятия в их сознании так же лишь постепенно усовершались, как и религиозные верования.

Рус. «принести» – евр. le-habi; но слав. «отцу своему» перев. греч. τῶ πατρὶ αὐτοῦ : LXX вм.: le-habi читали – le-abiv , «отцу своему».

. принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред моею.

Эти слова не приведены в речи Исаака, но совершенно уместно вставлены в повторении речи его Ревеккою: Исаак именно именем Иеговы хотел благословить Исава (и благословил Иакова) и передать духовное наследие Авраама пред лицом Божиим.

. Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий;

может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.

В разговоре с матерью Иаков не скрывает понимания, что собирается сделать именно ,только, соответственно уровню своего нравственного развития, рассматривает обман не по его нравственной ценности, а со стороны его внешних невыгодных последствий для себя.

. Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твое, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.

В готовности Ревекки принять проклятие на себя слышится горячая, нежная и самоотверженная любовь ее к младшему сыну; может быть, впрочем, надеялась она и на известную ей кротость Исаака.

. И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела [в нее] младшего сына своего Иакова;

Особенно богатая одежда у Исава могла быть отличительным знаком его первородства (в такой одежде первенцы могли совершать и домашнее богослужение, жертвы и под.).

. а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят;

Шерсть коз на Востоке отличается особенною нежностью; обман Иакова тем легче мог удаться.

Приход Иакова к отцу и благословение его последним

. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?

Рус. «вошел», евр. jabo; слав. «внесе» – по-греч. ἐισήνεγκεν . Исаак обставил предстоящее благословение тайной, и с большой недоверчивостью встречает Иакова: спрашивает об имени его (18 ст.), о причине скорого возвращения (20 ст.), предлагает поцеловать себя, вероятно, с целью осязать Иакова (26 ст.).

. Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу.

И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет?

Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос Иакова; а руки, руки Исавовы.

И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его

и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я.

Он подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля [полного], которое благословил Господь;

Выдавая себя за Исава, Иаков допускает обман, греховность которого отягчается еще последующим призыванием им имени Божия (ст. 20). Неизбежным, по праведному суду Божию, последствием обмана Иакова были тяжкие испытания последующей жизни Иакова.

После нескольких выражений сомнения и попыток увериться в лице пришедшего (), Исаак приступает (ст. 27) к благословению сына, которое (в отличие от благословения, ст. 23, – простого приветствия) является пророчеством, определяющим судьбу Иакова и его потомства (ср. ). Поэтическая форма, образность и непосредственность благословения видна из того, что оно начинается с выражения приятного ощущения благоухания одежды Исава. LXX: ἀγροῦ πλήρους , Vulg:. agri pleni, слав:. «нивы исполнены» ; рус:. "поля" , по-Евр: sadeh. Поле – Ханаан.

. да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина;

да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!

Роса – первое условие плодородия на знойном и в летние месяцы почти лишенном дождя Востоке (; ). Исполнением начальной части благословения является известное из Библии плодородие Палестины ( и др.). Видимое несходство этой части благословения с обетованиями Аврааму объясняется тем, что Исаак (как после и Иаков) занимался уже земледелием (), почему и начинается речь с благ земледелия. Подчинение Исава Иакову осуществилось в лице их потомков, при Давиде (; ); под братьями матери Иакова разумеются все вообще потомки Авраама не только через Сарру, но и через Агарь и Хеттуру. Слова Исаака о благословении благословляющих Иакова и о проклятии проклинающих его близко напоминают обетования Аврааму, но, в отличие от последних, не содержат обетования о благословении в семени Иакова всех народов, как бы в возмездие за неблаговидный способ получения благословения; только уже после, когда Иаков бегством из дома отца начал искупать грех свой, упомянутое высокое благословение дается и ему ().

О значении благословения Исаака блаженный Феодорит говорит: «От Иакова имел произойти по плоти Владыка Христос, чаяние языков, Спаситель и Владыка целой вселенной... Исаак обещает ему росы небесной и тука земли, а сие изображает благодать свыше и обилие земных благ, а затем разуметь во Владыке Христе под росою божество, а под туком земли от нас воспринятое человечество» (отв. на вопр. 83).

Скорбь Исава и благословение его

. Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом [сыном своим], и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей.

Приготовил и он кушанье, и принес отцу своему, и сказал отцу своему: встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.

Исаак же, отец его, сказал ему: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав.

Рассказ о благословении Исава изложен не менее рельефно; вместе с тем еще более возвышается преимущество благословения Иакова над благословением Исава: такому впечатлению служат все подробности рассказа. Так, по святому Иоанну Златоусту , «кто не изумится промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, вышел от него?» (Бес. на , с. 569). По раввинам, Исав пришел непосредственно после выхода Иакова.

Обстановка беседы Исава с отцом напоминает беседу Иакова, только, по замечанию Раши, приглашение Исавом отца к столу звучит (ст. 31) грубее, чем подобное же приглашение (ст. 19) Иакова (в евр., LXX и в слав. глагол: встать здесь – в 3-м л., а в 19 ст. – во 2-м).

. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал [мне] дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? он и будет благословен.

Вместо ожидаемого негодования на обманщика, Исаак трепещет вследствие ясного ощущения, что случившееся произошло по допущению силы Божьей. Это сознание в связи с присущею патриархальному времени верою в непреложность отеческого благословения побуждает Исаака оставить всякую нерешительность и твердо заявить об Иакове: «я благословил его, и он будет благословен» , тем он приводит Исава в возбужденное состояние жгучей скорби и напряженной мольбы.

. Исав, выслушав слова отца своего [Исаака], поднял громкий и весьма громкий вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня.

Он не требует перенесения на него благословения, данного Иакову, а лишь просит какого-либо, хотя бы и меньшего, благословения, при этом в таинственное значение благословения Иакова он не проникает и даже склонен поставлять благословение в зависимости от каприза отца (хотя, подобно Исааку, считает отеческое благословение, раз данное, неизменным).

. Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?

«Благословение, данное Иакову, Исаак почитает препятствием благословению Исава: а) по самому содержанию первого благословения, в котором уже включалось унижение Исава; б) потому, что в нечаянном благословении Иакова он видит руку Божию, карающую Исава; в) не потому ли еще, что сила благословения, которая обитала в патриархе и посредством духовного общения переходила от предков к потомкам, – что сия сила, единожды быв возбуждена верою и излита всею полнотою своею, обыкновенно не возбуждалась более в преподавшем ее в прежнем образе и степени» (м. Филарет, Зап. на кн. Бытия 2,35).

Раввины в пояснение отказа Исаака выставляют ходячий у них принцип: «раб и все принадлежащее ему, принадлежат его господину; посему всякое благословение, какое бы ни дал Исаак Исаву, принадлежало бы Иакову, в силу данного ему подчинения Исава» (Beresch. rabb., s. 323).

. Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И [как Исаак молчал,] возвысил Исав голос свой и заплакал.

И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше;

Искренняя скорбь Исава достойна сострадания (хотя и не снимает с него ответственности за двукратное пренебрежение первородства – при продаже его и при женитьбе), и Исаак (ст. 39), тронутый (LXX: κατανυχθέντος ), хотя и после некоторого раздумья, благословляет его – в выражениях, по началу тождественных с благословениями Иакову. Плодородие почвы и обилие росы обещается Исаву так же, как и Иакову (вопреки некоторым толкователям, напр., Кнобелю, Кейлю, что Исаву предвещается лишение и этих благ), а различие – лишь в степени политической самостоятельности и благосостояния (ср., впрочем, ).

. и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей.

«Жить мечем» – жизнь разбойнических нападений на караваны и путников, – такова, действительно, была жизнь идумеев. Пророчество Исаака на них сбывается с точностью. Сначала потомство Исава возрастает, богатеет и имеет царей раньше Израиля (). Но уже 1-й царь Израиля Саул имел успех против Едома (; ), наконец, при И. Гиркане, через обрезание, окончательно вошли в состав Иудейского государства. Но «пришло время» – по Таргуму: «когда Израиль отверг иго закона, то едом сверг с себя иго его», – и в лице Ирода Вел. и его дома Иудея приняла даже царей от идумеев.

Побуждения к бегству Иакова

. И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, и я убью Иакова, брата моего.

Исав возненавидел Иакова тайною, коварною ненавистью (со временем, однако он забыл обиду, причиненную ему Иаковом, ), но из почтения к отцу решает отложить мщение до ожидаемой смерти его.

. И пересказаны были Ревекке слова Исава, старшего сына ее; и она послала, и призвала младшего сына своего Иакова, и сказала ему: вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя;

и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги [в Месопотамию] к Лавану, брату моему, в Харран,

и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего,

пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?:

И сказала Ревекка Исааку: я жизни не рада от дочерей Хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей этой земли, то к чему мне и жизнь?

Намерение это он высказал и открыто, о чем узнала Ревекка и предусмотрительно отсылает Иакова в Харран к Лавану (на «дни некие», т.е. немногие), лишь самому Иакову открывая смысл этого путешествия (ст. 42–45), а Исааку указывая другую причину – в отыскании невесты из родственной семьи (ст. 46). Так «Бог вложил в ее ум все, что могло содействовать будущему домостроительству и спасению ее сына» (святой Иоанн Златоуст, с. 579).

Прежде своей кончины Иаков преподал детям благословение. Первым он призвал Иосифа и дал ему двойное благословение. Он благословляет и усыновляет его сыновей: Ефрема и Манассию, причем делает это символическим образом. Подведенные отцом таким образом, чтобы правая рука легла на старшего, а левая на младшего, они благословляются наоборот: Иаков крестообразно возлагает на них руки, выделяя, тем самым, младшего и давая ему большее благословение, выделяя Ефрема по сравнению с Манассией. По толкованию преподобного Исидора Пелусиота и других святых отцов, «Сопровождаемое благожеланиями благословение патриарха, какое дал он сынам Иосифовым, не на них одних исполнилось, но служило прообразованием более важного. Ибо пременение рук (Быт. 48:14) предызображало спасительный Крест и предпочтение меньшего сына указывало на новый народ, как бы провозглашая чрез этот образ: когда на благословение явится Крест, тогда возвеличится народ меньший и смиряяйся вознесется (Лк.14:11)» .

Когда Иаков перед смертью собрал своих сыновей, он стал благословлять их по очереди. Но первых трех – Рувима, Симеона и Левия, он лишил благословения за разные прегрешения. Таким образом, право первенства переходит к Иуде. И одновременно с этим, благословение, которое он получает, становится мессианским пророчеством. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое» (Быт. 49:8-11). Это пророчество, в первую очередь, говорит о том, что Спаситель произойдет именно из этого колена – колена Иудина. Иногда здесь выделяют только то, что «не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (ст. 10), – хотя и здесь тоже некоторая сложность есть, поскольку цари из колена Иудина кончаются во время вавилонского плена. После иудейского плена Иудея достаточно долгое время является просто провинцией разных государств, потом восстанавливается династия уже не из Иудина колена, а из колена Левина – династия Маккавеев – это потомки священника Маттафии. И потом, в конце концов, является Ирод Идумеянин, который и становится, собственно, царем, – и вот, как раз, во времена Ирода и приходит время явления этого Примирителя. Поэтому здесь не все так просто: явление Спасителя оказывается тем временем, когда этот скипетр попадает уже в руки иноплеменника.

Но этим не исчерпывается объем мессианского пророчества. О том, что Господь есть лев из племени Иудина, нам говорит Апокалипсис (Откр. 5:5); и вот этот лев, который лег, и кто поднимет его, – несомненно, указывает нам на смерть и воскресение Христово, поскольку Христос воскресает Сам, будучи Богом. Затем осленок и ослица нам напоминают о Входе Господне в Иерусалим. Символическое толкование этого входа с восседанием на этих двух животных есть приведение ко Христу как подъяремных – иудеев, так и не объезженных, бывших вне ярма – язычников. И то, что здесь Иуда привязывает и тех и других к лозе винограда своего, нам сразу напоминает о том, что лоза – это есть образ Церкви (см. Ин:15), и что спасение тех и других, объединение тех и других происходит в Церкви. Наконец, странный образ мытья одежды в крови гроздов, т. е. в вине. Ни один нормальный человек в вине свою одежду обычно не моет, потому что она после этого может испортиться, так что это, несомненно, есть образное высказывание. В видениях Апокалипсиса мы видим праведников, одежды которых убелены и омыты кровью Агнца (Откр. 7:14).

Также в книге пророка Исаии в 63 главе изображен Спаситель, совершающий Свой подвиг в виде топчущего виноград в точиле («Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис. 63:3). Здесь идет речь об омовении Кровью Тела Ипостаси Своей, и об очищении грехов кровью Спасителя. И после этого «во дни благодати и спасения очи его будут сиять вином духовной радости, уста изливать млеко, питающее младенцев его, в день гнева и суда восстанет как от сна, как силен и шумен от вина» – это слова, если я не ошибаюсь, блаженного Феодорита.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса