Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография малевича для детей. Квадрат Малевича — Интересные факты. Спроектировал свой гроб

Казимир Малевич - художник-авангардист, прежде всего известный своей картиной "Черный квадрат". Многие коллекционеры уверены, что

Детство

О дате рождения Казимира Малевича долго не утихали споры. Одни считали, что художник родился 23 февраля 1878 года другие – что на год позже, 1879 года. Историки больше склоняются к другой версии, так как имеется запись в приходской книге костела св. Александра о рождении и крещении мальчика в 1879 году. Год рождения точно установили уже после 125-летия художника. Выяснилось, что празднование юбилея было заблаговременным. Поэтому у Малевича было два 125-летия.

Казимир был первым из 14 детей, однако до старости дожили только девятеро: 4 брата - Казимир, Мечислав, Бронислав, Болеслав, Антон и 4 дочери - Виктория, Северина, Ванда и Мария.

В детстве Казимир ничего не знал о рисовании. Однажды он отправился с отцом в Киев, где увидел холст - портрет девочки, которая сидела на скамейке и чистила картошку. Полотно оставило неизгладимое впечатление в его памяти.

С того временем Казимир стал проявлять интерес к рисованию. Заметив это, мама подарила ему на 15-летие набор красок. Уже к 17 годам Казимир научился рисовать.

В 1895 Казимир убедил отца разрешить поступить в Киевскую художественную школу. Он успел проучиться в школе год: семья переехала в Курск.

Семья

В 1899 году Малевич женился на дочери курского пекаря… Казимире Зглейц. Кстати, свадьба была двойной: одновременно также женился младший брат Казимира - Мечислав, который брал в жены сестру Казимиры Марию.

В 1901 году у Казимира и Казимиры родился первенец - Анатолий (умер в 15-летнем возрасте от тифа). А в 1905 году у них родилась дочь Галина.

Вскоре он, оставив жену и детей в Курске, переехал в Москву. Это наметило раскол в семье: Казимира не разделяла творческих планов мужа и считала творчество несерьезным занятием.

Попытка Малевича добиться успеха в Москве не увенчалась успехом. Его прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества отклонили. Он отсылал документы в училище еще несколько раз и каждый раз получать отказ.

Возвращаться к жене и детям в Курск Казимир не хотел. Он снял недорогую комнату в художественной коммуне в Лефортово, где прожил полгода. Когда деньги закончились, он вернулся в семью.

Со временем размолвки между супругами участились, и, в конце концов, Казимира ушла от мужа и забрала детей. Она переехала в село Мещерское и устроилась фельдшерицей в психиатрическую больницу. Там она влюбилась во врача и, оставив детей на сотрудницу, уехала вместе с ним из Мещерского.

Когда Малевич приехал за своими детьми в Мещерское, он обнаружил, что они живут у завхоза Михаила Рафаловича. Здесь он познакомился с дочерью завхоза Софьей Рафалович, и в 1909 году они сыграли свадьбу.

София поддерживала желание Казимира заниматься творчеством, всячески опекая мужа, брала на себя бытовые проблемы и приносила основную часть заработка семьи. Казимир же это время совершенствовал свое умение рисовать. В 1925 году она умерла, оставив Казимира с 5-летней дочкой на руках.

Через два года Малевич вступил в брак третий раз - с Наталией Андреевной Манченко (1902–1990), которая была младше него на 23 года.

Творчество

В 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских работ Малевича, где он знакомится с художниками Василием Кандинским, Давидом Бурлюком, Михаилом Ларионовым и Иваном Клюном. С этого времени вектор творчества Казимира сместился в сторону авангарда.

Художник сначала работал в фольклорной тематике, затем его живопись стала более монументальной. В творчестве Малевича этого периода чувствуется влияние французских фовистов. А через пару лет в картинах Казимира появилась жесткая цветная геометрия. Он открыл для себя алогизм.

В декабре 1913 года Малевич с друзьями поставил спектакль "Победа над Солнцем" в петербургском театре "Луна-парк". Именно в это время, разрабатывая декорации, Малевич впервые использовал образ знаменитого "Черного квадрата". (Читать больше: )

Первая персональная выставка художника "Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму" прошла в декабре 1919 года. Вторая - состоялась в 1923 году и была посвящена 25-летию творческой деятельности.

В 1919 году он с семьей переехал в Витебск, где преподавал супрематизм до 1922 года. В эти годы художник практически не писал картины, а увлеченно работал над философскими и теоретическими трудами: "Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика", "Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой" и другими. Он часто выступал с ними на конференциях.

Аресты

С 1927 года Малевич начал путешествовать с выставкой по другим странам. Во время визита в Германию он получил официальное письмо из СССР с требованием вернуться. Малевич в спешке написал завещание на случай "смерти или постоянного лишения свободы". Ряд своих работ он оставил на попечение архитектора Гуго Херинга и семейству фон Ризен. Практически все картины, которые остались в Германии, сохранились до наших дней и находятся в Амстердамском городском музее. Исчезли лишь около 15 полотен (во время войны).

Когда Малевич приехал на родину, его обвинили в измене как немецкого шпиона. Однако после месяца заключения его освободили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковской галерее. Так как многие картины остались за границей, художнику пришлось воссоздать свои работы разных периодов.

Недоверие власти к Малевичу росло. Его персональную выставку, которая прошла в Киеве с февраля по май 1930 года, власть жестко раскритиковала. Осенью 1930-го его обвинили в антисоветской пропаганде и посадили в ленинградскую тюрьму. Друзья Казимира помогли освободить его в декабре того же года.

После второго ареста Малевич написал картины второго "крестьянского цикла", более драматичные и эмоциональные, чем работы первой фольклорной серии. Малевич продолжал экспериментировать и создал "постсупрематические" картины, герои которых имеют плоские торсы.

Некоторые специалисты утверждают, что последний вариант "Черного квадрата" Малевич написал в 1932 году для юбилейной выставки "Художники РСФСР за XV лет". Сейчас полотно хранится в Эрмитаже.

Спроектировал свой гроб

В последние годы жизни Казимиру было сложно рисовать - чтобы не дрожала рука, он опирался на бильярдный кий. В 1933 году стало известно, что Малевич болен раком предстательной железы. Болезнь быстро прогрессировала: весь 1935 год он практически не вставал с постели.

Малевич жил бедно и даже не получал пенсию от Союза художников. Чувствуя приближение смерти, художник он спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Художник попросил, чтоб его похоронили в этом гробу с раскинутыми руками.

Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года в Ленинграде. Ученики и друзья Малевича сделали гроб по эскизам художника. Похоронили его в белой рубахе, черных брюках и красных туфлях. Попрощаться с великим мастером пришло огромное количество людей. Похоронные процессии состоялись в Ленинграде и Москве.

По завещанию тело Казимира Севериновича Малевича кремировали в Москве в Донском крематории.

21 мая его прах предали земле в селе Немчиновка под любимым дубом художника. На дереве прибили доску со словами "Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича".

Деревянный памятник с черным квадратом с одной стороны, установленный на его могиле, в военные годы был разрушен, и могила была утрачена.

15 мая 1935 года скончался один из самых известных в мире художников-авангардистов - Казимир Малевич. Мы вспоминаем его и предлагаем узнать 5 интересных фактов биографии художника.

Гениальный художник, один из самых непонятых (или непонятных?), бесконечно обсуждаемых (и осуждаемых), но безусловно признанных (особенно за границей), новаторов российского изобразительного искусства – Казимир Малевич, был первым из 14-ти детей шляхтича Северина Малевича, проживающего со своей женой Людвигой Галиновской в Винницкой губернии.

И до 26 лет своей жизни ничем не отличался от множества людей, совмещая работу чертежником с увлечением занятиями живописью в свободное время.

Но страсть к творчеству, в конце концов возобладала и, успевший к тому времени жениться Малевич, оставляет свою семью, едет в 1905 году, в Москву – поступать в училище живописи (куда его не принамают!).

Отсюда и начинается его путь на отечественный Олимп великих имен, который был прерван 15 мая 1935 года смертью Казимира Севериновича – философа, педагога, теоретика, прославленного советского художника, оставившего потомкам революционное наследие, оказавшее огромное влияние на современную архитектуру и искусство; основоположника целого направления в живописи – супрематизма (главенство одного основного цвета над остальными компонентами: например, на некоторых работах Малевича фигуры ярких цветов погружены в «белую бездну» - белый фон).

Давайте сегодня, вспоминая гениального художника-гиганта, взорвавшего когда-то своими работами и идеями мир, познакомимся с самыми интересными фактами из его трудной и яркой жизни.

Самое известное произведение Казимира Малевича. Всего четыре картины, созданных в разное время. Самая первая, написанная в 1915 году находится в Эрмитаже, куда ее передал миллиардер В. Потанин на бессрочное хранение, (приобретена за 1 млн долларов у Инкомбанка в 2002 году. Вызывает удивление столь низкая цена бессмертного, самого известного в мире российского полотна, трудно сопоставимая с ценами на другие работы Малевича, например, «Супрематическая композиция» продана 3 ноября 2008 года за 60 млн долларов).

Еще два варианта «Черного квадрата» находятся в Третьяковской галерее (Москва) и одно в Русском музее (Санкт-Петербург).
В дополнение к супрематическому «Черному квадрату» (впервые придуманному Малевичем в качестве декорации к опере М.В.

Матюшина «Победа над солнцем», 1913 г) были созданы «Черный круг» и «Черный крест».

Карьера

Так и не поступивший ни в какое учебное заведение великий самоучка Казимир Малевич, становится автором целого ряда научных работ, пропагандистом собственного направления в искусстве, создателем группы единомышленников художников-авангардистов «УНОВИС» и директором Ленинградского государственного института художественной культуры!

Жены

Женившись в юном возрасте (супруга носила одно с ним имя – Казимира Зглейц), Малевич после переезда в Москву был вынужден брак расторгнуть. Забрав двоих детей, жена его уехала в село Мещерское, устроившись на работу фельдшерицей в психиатрическую больницу, а затем, сбежала, спутавшись с местным доктором, подбросив малолетних детей одной из своих коллег – Софье Михайловне Рафалович.

Когда об этом узнал Казимир Малевич и приехал деток забрать, то увез в Москву и Софью Михайловну, ставшую через некоторое время его второй женой.

Тюрьма

В 1930 году была раскритикована выставка работ художника, после чего он был арестован и просидел много месяцев в тюрьме ОГПУ, обвиняемый в шпионаже.

Могила

Тело Малевича кремировали в гробу, изготовленному по его эскизу. Урну с пеплом опустили под дубом, рядом с деревней Немчиновка (Одинцовский р-н Московской обл.), установив над ней деревянный памятник: куб с черным квадратом (выполнен учеником Казимира Малевича – Николаем Суетиным).

Через несколько лет могила была утрачена – во время войны в дуб ударила молния и его спилили, а по могиле художника прошла дорога для тяжелой военной техники.

Самая известная его картина «Черный квадрат» сегодня оценена в более чем 20 миллионов долларов. Сам автор называл это произведение вершиной своего творчества.

Квадрат, круг, крест

В 1913 году Казимир Малевич вместе с товарищами-супрематистами готовил постановку оперы «Победа над Солнцем». Все декорации к спектаклю делал сам художник. В этих работах он впервые набросал идею картины — в опере черный квадрат замещал солнечное светило, тем самым говоря зрителям, что супрематическое творчество освещает теперь дорогу идущим вперед.

Именно поэтому год появления самого «Черного квадрата» обозначен художником как 1913-й, хотя нарисовал он свой шедевр в 1915-м году.

Тогда все супрематисты готовились к выставке «0,10» в Петербурге. Для них в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной» отводилось целых два зала, требовалось не менее 30 работ, но столько не набиралось. Говорят, что перед выставкой Малевич рисовал и днем, и ночью. Тогда-то в этой гонке за количеством супрематических картин и появился триптих — «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест».

Казалось бы, художник работал на количество. Но нет, как только «Черный квадрат» был закончен, Малевич вздохнул с облегчением. Он сказал, что создал свое главное произведение — и на выставке водрузил его в «красный угол» зала, место, куда сразу падал взгляд зрителя.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10», 1915 г. Источник: Public Domain

Битва негров

На протяжении уже более 100 лет все неравнодушные к «Черному квадрату» люди исследовали вдоль и поперек картину, пытаясь найти тайный смысл. Кто-то считал, что Малевич просто над всеми посмеялся. Кто-то видел грандиозный философский смысл, а кто-то — только способ заработка и вспоминал баснословную сумму, которую можно получить за эту картину. Но лишь в 2015 году исследователи с помощью рентгена обнаружили, что за черным квадратом скрываются еще два рисунка Казимира Малевича, кубофутуристический и протосупрематический. Также под черной краской музейщики обнаружили буквы. Из них им удалось сложить фразу: «Битва негров ночью».

Сам же Малевич про свой «Черный квадрат» говорил так: «Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог».

Эксперты Третьяковской галереи обнаружили под красочным слоем картины цветное изображение. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Четыре шедевра

«Черный квадрат» художника представлен в четырех экземплярах, но все они в чем-то — в цвете, в фактуре, в рисунке, в размере — отличаются друг от друга. Посмотреть и сравнить их можно, посетив российские музеи. Первый «Квадрат» обитает в Третьяковской галерее. Второй, который, по мнению многих экспертов, рисовали сподвижники художника под его руководством, находится в Русском музее. Третий Малевич изобразил уже в 1929 году специально для Третьяковской галереи, где он и хранится вместе с первым «Квадратом». А вот с четвертым воплощением главной фигуры супрематизма вышла детективная история. В 1990-е эту картину оставили в качестве залога в банке в Самаре, но владелец за ней так и не явился. Полотно выкупил Владимир Потанин , заплатив за него, по слухам, миллион долларов, и отдал творение Казимира Малевича в Эрмитаж.

Картина вместо иконы?

Похороны Казимира Малевича, как ни странно, тоже связаны с черным квадратом. Малевич сам настаивал на том, чтобы его похоронили по супрематическому обряду. Поэтому для церемонии изготовили специальный саркофаг, на крышке которого нарисовали черный квадрат. Желающие попрощаться с творцом могли не только увидеть Малевича в последний раз, но и посмотреть на картину «Черный квадрат», которая стояла рядом с гробом. После панихиды саркофаг водрузили на грузовик, на который предварительно тоже был нанесен черный квадрат. Поскольку Малевич умер в Ленинграде, а захоронить тело должны были в Московской области, саркофаг перевезли на поезде в столицу. Вторая панихида по Малевичу проходила уже в Донском монастыре. И там возле саркофага среди цветов стоял не портрет Малевича, а «Черный квадрат». Надо ли говорить, что памятник на могиле художника в Немчиновке был воплощением черного квадрата на белом кубе. Во время боев в Великую Отечественную войну памятник пропал, постепенно утратились сведения и о точном месте захоронения Казимира Малевича.

23 февраля исполнилось 140 лет со дня рождения художника-авангардиста Казимира Малевича. За свои 56 лет он успел изобрести новое направление в искусстве, отказаться от него, а главное — создать одну из самых скандальных картин в истории живописи.

Казимир Малевич. Фото moiarussia.ru

10 удивительных фактов из жизни Казимира Малевича

1 . За право называть Казимира Малевича своим ведут споры сразу три страны. Кроме Украины, где родился художник, на него «претендуют» Польша и Россия.

Польская сторона обосновывает это тем, что семья Малевича была польской. Казимир был первым из 14-ти детей шляхтича Северина Малевича. Представители Украины подчеркивают, что художник родился в Киеве и до 17-ти лет успел пожить на Подолье, Черниговщине, Харьковщине. Кроме того, профессиональное обучение Малевича началось в Киевской художественной школе.

Российская сторона отмечает, что художник прожил немало лет на территории их государства. Здесь он много творил и оставил свое творческое наследие.

2 . До 26 лет своей жизни Казимир ничем не отличался от множества людей, совмещая работу чертежником с увлечением занятиями живописью в свободное время. Но страсть к творчеству в конце концов возобладала, и успевший к тому времени жениться Малевич, оставляет свою семью и едет в Москву учиться.

В столичное училище живописи, ваяния и зодчества будущий гений кубизма и супрематизма поступал четыре раза подряд, и всякий раз был отвергнут.

3 . В феврале 1914 года Малевич участвует в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой художники прогуливались по Кузнецкому мосту с деревянными хохломскими ложками в петлицах пальто.

«Черный квадрат» Малевича на выставке в Художественном бюро Н.Добычиной. Фото malevich.ru

4 . В декабре 1915 года в Петрограде на выставке «0,10» «отец супрематизма» впервые показывает «Черный квадрат», размещенный среди других абстрактных композиций не как картина, на стене, а подобно иконе — в красном углу.

5 . По приглашению Марка Шагала в 1919 году художник переезжает в Витебск, чтобы преподавать в Народном художественном училище, на базе которого Малевич создает . Его символом стал черный квадрат, который носили нашитым на рукав.

Группа УНОВИС. 1920. Витебск. Фото malevich.ru

6 . Малевич, как и многие художники-авангардисты, был «обласкан» советской властью. В ноябре 1917 года его назначили комиссаром по охране памятников и членом Комиссии по охране художественных ценностей, затем он работал в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения).

7 . Со временем, так и не поступивший ни в какое учебное заведение Казимир Малевич становится автором целого ряда научных работ, пропагандистом собственного направления в искусстве (супрематизма) и директором Ленинградского государственного института художественной культуры.

«Ниспровержение старого мира искусств да будет вычерчено на ваших ладонях» Казимир Малевич. Фото malevich.ru

8 . К началу 1930-х художественный курс советской власти меняется, а Малевича арестовывают. С помощью влиятельных друзей ему удается оправдаться, но его авторитет в советской художественной среде безвозвратно подорван, творчество художника подвергают жесткой критике. На протяжении всего советского периода официальное искусствознание признавало всего одну абстрактную работу мастера – картину «Скачет красная конница».

Казимир Малевич «Скачет красная конница». Фото malevich.ru

9 . В последние годы жизни художник возвращается к реализму. Обычно это объясняется тем, что Малевич уступил требованиям власти, но, возможно, это было лишь закономерным продолжением его ранних идей.

10 . В 1933 году стало известно, что художник болен раком предстательной железы. Чувствуя приближение смерти, Малевич спроектировал собственный супрематический гроб в форме креста. Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года.

Как завещал художник, его похороны были наполнены супрематической символикой. Изображение «Черного квадрата» было повсеместно – на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву.

Малевич в супрематическом гробу. 1935. Фото malevich.ru

Прах художника был захоронен в поселке Немчиновка под Москвой. После Великой Отечественной войны точное место было забыто и утеряно.

Это лишь немногие моменты из жизни Казимира Малевича. А .

Результатом любого рисования является картина. Это утверждение было бы правдой, если бы Казимир Малевич не доказал обратное. В 1915 году он написал "Черный квадрат на белом фоне" и сделал шокирующее признание: "Это не живопись, это что-то другое".
Чуть позже художник и теоретик искусства Эль Лисицкий заявил, что "Черный квадрат" - это полное противопоставление всему, что подразумевается под понятиями "искусство", "живопись" и "картина". И что Малевич свел все формы и всю живопись до абсолютного нуля.
Со времени появления "Черного квадрата" прошло более 90 лет, но он все еще будоражит умы и воображение, все еще вызывает бурные споры. Абсолютно черное квадратное изображение, написанное маслом и обрамленное белой канвой. В скандальном шедевре Малевича нет ничего из традиционных признаков шедевра.

Однако, как и предсказывал сам художник, этот рисунок, сделанный бессознательно, а точнее под воздействием "космического сознания", стал важнейшим событием в мировой истории искусства. Он освободил концепцию живописи от всех ее традиционных законов, свел ее к нулю формы, обозначил квадрат как новую, базисную "первофигуру" нового искусства, которое Казимир Малевич назвал Супрематизмом, что означает превосходство, доминирование.
Он называет "Черный квадрат" "голой иконой без рамы", а себя - Председателем Пространства. Он открыто заявляет о своем намерении "зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать Черным квадратом".

В 1882 году молодой французский писатель и издатель Жюль Леви основал группу "Салон непоследовательных," которая состояла из художников, писателей, поэтов и других представителей парижской богемы конца 19 века. Объединение это не преследовало никаких политических целей. Лозунгом группы была фраза "Искусство непоследовательно", придуманная Леви в пику расхожей фразе "les arts decoratifs". "Салон непоследовательных" насмехался над официальными ценностями через сатиру, юмор, а иногда и грубую шутку. Картины, которые демонстрировались на выставках Салона, были вовсе не "картины" в традиционном понимании. Это были смешные карикатуры, абсурдные кошмары, рисунки, как будто бы нарисованные детьми. 1 октября 1882 "Салон непоследовательных" открывает в Париже выставку с причудливым названием "Искусство непоследовательных". На выставке были представлены работы шести авторов, которые можно считать предтечей сюрреализма, заявившего о себе 40 лет спустя. Самой вызывающей среди картин было одноцветное, абсолютно черное изображение, нарисованное поэтом Полом Билходом (Paul Bilhaud), и называлось оно "Ночная драка негров в подвале" (Negroes Fighting in a Cellar at Night). Такой Черный прямоугольник.


Никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой. Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии. Ведь действительно - когда негры дерутся в подвале ночью, то ничего не видно и все черное!
Юмористическую идею Билфорда развил художник Альфонс Алле (Alphonse Allais). На выставке Incoherent shows 1883 года он выставляет картину "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре" (Pale Young Girls Going to their First Communion in the Snow) , представляющую собой белый прямоугольник.


На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок - красный прямоугольник под названием "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря" (Apoplectic Cardinals Harvesting Tomatoes by the Shores of the Red Sea).


Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих". Надо признать, что Алле был большой фантазер и юморист.
В монохромных работах французских шутников концепт отсутствия был принижен юмористическим названием. В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Черный квадрат" - это не название, это просто констатация.
Самое же главное состоит в том, что непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами. В итоге имена "непоследовательных" сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир. В настоящее время в России находятся четыре „Чёрных квадрата“: в Москве и Санкт-Петербурге ровно по два „Квадрата“: два в Третьяковской галерее один в Русском музее и один в Эрмитаже. Одно из полотен принадлежит российскому миллиардеру Владимиру Потанину, который его приобрел у Инкомбанка 2002 году за 1 миллион долларов США (32 миллиона рублей) и передал на бессрочное хранение в Эрмитаж этот самый первый, а значит, самый важный из существующих вариантов холст с изображением „Черного квадрата“ кисти основателя супрематизма.

Вот ещё несколько его работ.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса