Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Биография эрнеста сетона-томпсона. Сетон-Томпсон Эрнест — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Читать э сетон томпсон любое произведение

Биография

Сетон-Томпсон

(Seton Thompson) Эрнест (14.8.1860, Саут-Шилдс, Великобритания, - 23.10.1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США), канадский писатель, художник-анималист, натуралист. В 1879 окончил Торонтский колледж искусств. Подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Повествование сопровождал точными и искусными рисунками. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Первое произведение С.-Т. - «Жизнь лугового тетерева» (1883).

Известность принесли ему книги «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925−27). Опубликовал книги «Биография гризли» (1900), «Береста» (1902), «Книга о лесе» (1912) и др. Научная точность в книгах С.-Т. сочетается с занимательностью изложения. Оказал влияние на многих писателей-анималистов.

Эрнест Сетон-Томпсон родился в Великобритании, Саут-Шилдс, 14 августа 1860 года. Его отец, Сетон, был дворянского рода. Семья переезжает в Канаду, когда парню едва исполнилось шесть лет. Отец прилаживал силу к своей жене и сыну, поэтому Эрнест большинство времени проводил в лесу, зарисовывая и изучая его обитателей. Устав от домашних проблем, парень меняет свое имя на Эрнест Томпсон-Сетон (Томпсон Ситон). В 1879 получает образование в Торонтского колледжа искусств.

В 1883 году писатель публикует свое первое произведение - «Жизнь лугового тетерева». После, благодаря своим детским наблюдениям о лесной жизни, пишет сборники «Дикие животные, как я их знаю» 1898 года, «Жизнь тех, на кого охотятся» в 1901 году и «Жизнь диких зверей» 1925 год, которые приносят Эрнесту известность в Канаде и США. Иллюстрации в книгах были написаны собственноручно самим писателем, ведь шесть лет обучения изобразительного искусства с 1890 по 1896 годах в Париже не прошли даром.

Будучи поклонником лесной жизни, поэт проводит там все больше и больше времени. Пишет около 40 книг, в большей части которых описывает обитателей леса. В паре книг описал жизнь эскимосов и индейцев. Тему их быта и жизнь в дикой природе, Эрнест описывает в книге «Маленькие дикари».

Эрнест знакомится с девушкой Грейс Галлатин, на которой женится в 1896 году. В результате рождается единственная доченька Энн 23 января 1904 года. Прожив в браке 39 лет, Эрнест и Грейс разводятся, и немного спустя он связывает свою жизнь узами брака с Джулией М. Батри. Пара не могла иметь своих детей, поэтому пришла к решению усыновления, и, в 1938 году, они удочеряют Бьюлу (Ди) Сетон.

Эрнест Сетон-Томпсон умирает в Америке 23 октября 1946 года в Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Его кремировали, сохраняя четырнадцать лет урну с его прахом, и в 1960 году его дочь и внук развеяли его прах с самолета над холмами Ситон-Виладж.

Эрнест Сетон-Томпсон (урождённый Эрнест Эван Томпсон) – канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения; один из основателей движения скаутов в США – родился 14 августа 1860 года в городе Саут-Шилдс (Великобритания).

Его отец, Сетон, происходил из старинного английского дворянского рода. Когда Эрнесту было шесть лет, семья переехала в Канаду. Юный Эрнест часто уходил в лес, чтобы изучать и рисовать животных, главным образом избегая своего склонного к насилию отца. Позже, в результате отчуждения между родителями он изменил своё имя на Эрнест Томпсон-Сетон (или вернее Томпсон Ситон).

В 1879 Эрнест окончил Торонтский колледж искусств.

Первое литературное произведение Сетона-Томпсона, «Жизнь лугового тетерева», было опубликовано в 1883 . Известность в США и Канаде писателю принесли сборники «Дикие животные, как я их знаю» (1898 ), «Жизнь тех, на кого охотятся» (1901 ), а также 8-томный труд «Жизнь диких зверей» (1925-1927 ). Иллюстрации к своим рассказам и повестям Эрнест весьма искусно рисовал сам - его рисунки отличаются точностью и выразительностью. С 1890 по 1896 Сетон изучал изобразительное искусство в Париже.

Не будучи поклонником городской жизни, Эрнест подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным образом о животных. Несколько книг посвятил быту и фольклору индейцев и эскимосов. Темы индейского быта и жизни на природе, среди диких животных, соединились в увлекательной и познавательной автобиографической книге «Маленькие дикари». Эрнест также опубликовал книги «Биография гризли» (1900 ), «Берёста» (1902 ), «Книга о лесе» (1912 ) и ещё много других книг.

В 1906 писатель познакомился с лордом Баден-Пауэллом, основателем движения бой-скаутов. Вместе они активно пропагандировали идеологию жизни в гармонии с природой.

Сетон-Томпсон стал одним из зачинателей литературного жанра произведений о животных; он оказал мощное влияние на многих писателей-анималистов.

В 1896 Сетон-Томпсон женился на Грейс Галлатин. 23 января 1904 родилась их единственная дочь Энн. Позже она прославилась под именем Ани Ситон (Anya Seton), как автор бестселлеров на историческую и биографическую темы. В 1935 Грейс и Эрнест развелись, и вскоре он женился на Джулии М. Батри, которая также занималась литературной деятельностью (сама и в соавторстве с мужем). У них не было своих детей, но в 1938 они удочерили семилетнюю девочку - Бьюлу (Ди) Сетон, (в замужестве Ди Сетон-Барбер). Аня Ситон скончалась в 1990 году, а Ди Сетон-Барбер - в 2006.

Эрнест Сетон-Томпсон умер 23 октября 1946 года в Санта-Фе (штат Нью-Мексико, США). Его тело было кремировано, и урна с прахом четырнадцать лет хранилась в доме. В 1960 , в столетнюю годовщину рождения писателя, его дочь Ди и внук Ситон Коттьер (сын Ани) поднялись в небо на самолёте и развеяли прах над холмами Ситон-Виладж (Seton Village).

Сетон-Томпсон разработал воспитательную систему «Пионеринг», связанную с играми и бытом на природе. Он назвал её так в честь знаменитого романа Ф. Купера «Пионеры», рассказывающем о жизни первых поселенцев в Северной Америке. Пионеринг (pioneering, дословно означает первопроходчество) - выживание среди дикой природы, маскировка, тактические игры, походы, строительство переправ и навесов. (Позднее у Баден-Пауэла Пионеринг - это просто скаутская дисциплина построения патентов - конструкций строений из брусков и верёвок).

Автор книг о животных и художник-анималист, ученый-натуралист, основоположник экологического мышления, Э. Сетон-Томпсон стал основателем и руководителем движения следопытов в Северной Америке. В своих работах Э. Сетон-Томпсон опирался на традиции индейцев. Начав в 1900 борьбу за спасение собственного поместья от варварства окрестных мальчишек, на основе полученного опыта работы с детьми фермеров Сетон-Томпсон выработал программу игрового воспитания на природе. После публикации в 1902-1906 в журналах серии статей движение оформилось в общенациональную американскую организацию во главе с автором. Было опубликовано общее игровое руководство - «Берестяной свиток», а организация получила название «Лиги лесных умельцев».

В 1906 Сетон-Томпсон поехал с лекционным турне в Англию, где передал английскому генералу Бадену-Пауэллу свои материалы для формирования подобной организации в Англии. После выхода в 1908 книги Бадена-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» возникло дело о плагиате и искажении идей Сетон-Томпсона, правда, отказавшегося от судебного разбирательства.

С 1908 в США получила распространение и модель скаутинга Бадена-Пауэлла. В результате Сетон-Томпсон отошел от общественных дел, ничего больше не организовывал, сославшись на недостаток времени. Сетон-Томпсон был невоенным человеком, ему вряд ли пришлись по душе военизированные детские собрания, не для того он покупал большой участок земли, устраивал собственный заповедник.

Произведения:
Mammals of Manitoba (1886 )
Birds of Manitoba , Foster (1891 )
How to Catch Wolves (1894 )
Studies in the Art Anatomy of Animals (1896 )
Wild Animals I Have Known (1898 )
The Trail of the Sandhill Stag (1899 )
The Wild Animal Play for Children (Musical) (1900 )
The Biography of a Grizzly (1900 )
Bird Portraits (1901 )
Lives of the Hunted (1901 )
Twelve Pictures of Wild Animals (1901 )
Krag and Johnny Bear (1902 )
How to Play Indian (1903 )
Two Little Savages (1903 )
How to Make a Real Indian Teepee (1903 )
How Boys Can Form a Band of Indians (1903 )
The Red Book (1904 )
Monarch, The Big Bear of Tallac (1904 )
Woodmyth and Fable, Century (1905 )
Animal Heroes (1905 )
The birch-bark roll of the Woodcraft Indians, containing their constitution, laws, games, and deeds (1907 )
The Natural History of the Ten Commandments (1907 )
Fauna of Manitoba , British Assoc. Handbook (1909 )
Biography of a Silver Fox (1909 )
Life-Histories of Northern Animals (2 volumes) (1909 )
Boy Scouts of America: Official Handbook, with General Sir Baden-Powell (1910 )
The Forester’s Manual (1910 )
The Arctic Prairies (1911 )
Rolf in the Woods (1911 )
1912 )
The Red Lodge (1912 )
Wild Animals at Home (1913 )
The Slum Cat (1915 )
Legend of the White Reindeer (1915 )
The Manual of the Woodcraft Indians (1915 )
Wild Animal Ways (1916 )
Woodcraft Manual for Girls (1916 )
The Preacher of Cedar Mountain (1917 )
Woodcraft Manual for Boys; the Sixteenth Birch Bark Roll (1917 )
The Woodcraft Manual for Boys; the Seventeenth Birch Bark Roll (1918 )
The Woodcraft Manual for Girls; the Eighteenth Birch Bark Roll (1918 )
Sign Talk of the Cheyenne Indians and Other Cultures (1918 )
The Laws and Honors of the Little Lodge of Woodcraft (1919 )
The Brownie Wigwam; The Rules of the Brownies (1921 )
The Buffalo Wind (1921 )
Woodland Tales (1921 )
The Book of Woodcraft (1921 )
The Book of Woodcraft and Indian Lore (1922 )
Bannertail: The Story of a Gray Squirrel (1922 )
Manual of the Brownies 6th edition (1922 )
The Ten Commandments in the Animal World (1923 )
Animals (1926 )
Animals Worth Knowing (1928 )
Lives of Game Animals (4 volumes) (1925-1928 )
Blazes on the Trail (1928 )
Krag, The Kootenay Ram and Other Stories (1929 )
Billy the Dog That Made Good (1930 )
Cute Coyote and Other Stories (1930 )
Lobo, Bingo, The Pacing Mustang (1930 )
Famous Animal Stories (1932 )
Animals Worth Knowing (1934 )
Johnny Bear, Lobo and Other Stories (1935 )
The Gospel of the Redman, with Julia Seton (1936 )
Biography of An Arctic Fox (1937 )
Great Historic Animals (1937 )
Mainly about Wolves (1937 )
Pictographs of the Old Southwest (1937 )
Buffalo Wind (1938 )
Trail and Camp-Fire Stories (1940 )
Trail of an Artist-Naturalist: The Autobiography of Ernest Thompson Seton (1940 )
Santanna, The Hero Dog of France (1945 )

Э́рнест Се́тон-То́мпсон (англ. Ernest Thompson Seton, урождённый Ernest Evan Thompson - Э́рнест Э́ван То́мпсон; в литературе часто встречается вариант Эрнест Томпсон Сетон; 14 августа 1860, Саут-Шилдс, Великобритания - 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) - канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США.

Эрнест родился в Саут-Шилдсе, Великобритания. Его отец был судовладельцем, причем весьма преуспевающим. Однако дела его пошатнулись, когда Эрнесту было около пяти лет. Семья решила начать новую жизнь за океаном. Они жили на ферме около города Линдсея. Надо отметить, что Эрнест считал это время самым счастливым в своем детстве. Мальчишка почти все свободное время проводил в лесах, полях. Он очень полюбил дикую природу. Отчасти это произошло потому, что его отец был склонен к насилию. Писатель не был близок со своей семьей, потому и сменил имя на Эрнест Сетон-Томпсон.

В 1870 году семейство перебралось в Торонто. Отношение будущего писателя к природе не изменилось. Однако городская жизнь на пользу мальчику не пошла. Он сильно болел, поэтому родители отправили его подлечиться на ферму, где жили другие хозяева, согласившиеся принять Эрнеста. Детские впечатления о жизни на ферме он позже опишет в книге «Маленькие дикари».

Эрнест вернулся в Торонто, где окончил школу, а также твердо решил поступить в колледж искусств. Однако здоровье опять ему помешало. К сожалению, на этот раз лечение свежим воздухом на ферме не помогло, Эрнест серьезно лечился в Торонто, после чего стал брать уроки рисования. Проучившись год в школе искусств, Эрнест поехал в Лондон, чтобы совершенствовать там свое мастерство. Рисунки Эрнеста увидел как-то раз директор Британского музея. Работы потрясли его так сильно, что он выдал молодому человеку пожизненное удостоверение, благодаря которому он мог посещать всех хранилища и библиотеки музея. К этому же периоду относится увлечение Томпсона орнитологией. Он перерисовывал их с рисунков, с натуры. Однако здоровье опять пошатнулось. Он много работал, вел полуголодное существование.

Эрнест вернулся в Канаду. Зарабатывал на жизнь тем, что рисовал рисунки для поздравительных открыток, но вообще брался за любую работу, лишь бы заработать денег.

В 1883 году он опубликовал первое литературное произведение – «Жизнь лугового тетерева». В США и Канаде он стал популярен после сборника «Дикие животные, как я их знаю», «Жизнь тех, на кого охотятся», 8-томный труд «Жизнь диких зверей». Рисовал рисунки для книг он самостоятельно. Кроме этого он написал еще 40 книг, в основном про животных. Темы индейского быта, дикой природы соединились в автобиографической повести «Маленькие дикари».

В 1906 году он познакомился с лордом Баден-Пауэллом, который основал движение бой-скаутов. Вместе они работали над пропагандой этого движения. Женился Сетон-Томпсон в 1894 году. У него была единственная дочь, которая в будущем станет известным автором исторических и биографических работ. В 1935 году он женился вторично. От этого брака было двое детей.

Свои картины Сетон-Томпсон выставлял в Европе, США. Даже президент Теодор Рузвельт заказывал у него картину волка-вожака. В галерее имени Теодора Рузвельта сейчас выставляют это полотно. Книги же автора переводились на многие языки мира, неоднократно переиздавались.

Сам Сетон-Томпсон купил домик около Санта-Фе, США. В 1946 году писатель скончался. Его кремировали, а в 1960 году, в столетнюю годовщину дня рождения писателя, прах развеяли его внуки над Ситон-Виладж из самолета.

Эрнест Сетон-Томпсон родился (1860-1946) в Англии, в небольшом городке Саус-Шільдсе. Но он не был англичанином по происхождению. Его предки были выходцами из Шотландии. Предания о славном прошлом любовно хранились в семье, как и о охотничьи успехи многих их членов, которые принадлежали к старинному роду, особенно про лорда Сетона, страстного охотника, который убил в том же XVIII веке последнего волка на Британских островах. Много лет спустя, став известным писателем, Сетон-Томпсон восстановил старинный фамилия рода, сохранив на некоторое время двойную фамилию, под которым он и утвердился как писатель в мировой литературе.

Как человек раВНОсторонне одаренный, он рассказал о своей жизни в написанной им на склоне лет книге «Тропа художника-натуралиста» (1941), в русском переводе «Моя жизнь».

Отец будущего писателя был состоятельным человеком, владельцем около десяти судов, которые перевозили товар во все концы мира. Многочисленная семья - в ней было четырнадцать детей (четверо из них умерли в раннем возрасте) - жила в достатке. Сетон-Томпсон был самым младшим, десятым ребенком. Уже в раннем возрасте он проникся любовью к животным. Хоть бы как горько он плакал, стоило только ему сказать: «Смотри, птичка!» или показать какую-то букашку, чтобы он замолчал. Зимой, как он вспоминал, мать, бывало, окутывая его в одеяло, говорила, чтобы он возомнил себя деревцем. Войдя в этот образ, мальчик, не шелохнувшись, часами просиживал около стены. Также любил слушать сказки, такие, как «Красная Шапочка» и «Волк и семеро козлят», но его симпатии были всегда на стороне волка.

Правдиво описывает писатель эпизод кровавой расправы, в которой он и сам участвовал, над соседскими курами, которые заблудились на их участок. Позже появился и страх и стыд за то, что совершил. Пожалуй, именно после этого события писатель начал задумываться о тяжелых и нередко драматические взаимоотношения между человеком и природой, о необходимости защищать ее от человеческих желаний, которые вредят природе.

В первые годы детства Сетона-Томпсона дела отца ухудшились, и, когда мальчику исполнилось шесть лет, вся семья переехала в поисках счастья в Канаду. Сначала они обосновались в городе Линдсей, в провинции Онтарио, а четыре года назад переехали в Торонто, тогда небольшой городок, окруженный лесами.

Этот переезд в Канаду определил дальнейшую судьбу писателя. Мальчик оказался в совершенно непривычных для него условиях. Ему открылся новый мир лесов, где было много раВНОобразных животных и птиц.

Юному Эрнесту больше всего запомнилось, как руками родителей и братьев был возведен первый дом, в строительстве которого и он, малыш, тоже принимал участие. Также он запомнил дальнюю дорогу до школы, когда он как-то почти не замерз. Запомнил, как на его глазах брата подстрелили первого оленя, и свои чувства: желание попасть в него, а затем чувство боли при виде животного, которая погибла на глазах.

Все свое свободное время парень всегда проводил в полях, лесах, наблюдая за жизнью животных и птиц. Уже к окончанию школы он знал, что станет натуралистом. Но отец был против, потому что эта профессия не давала возможности заработать много денег. Он считал, что лучше учиться на художника, рисуя своих любимых животных. Поэтому он начал рисовать. Учил его местный мастер. Юноша вступает в местной художественной школы, где получает золотую медаль.

В 1879 году Эрнест едет в Лондон поступать в Королевскую Академию Искусств. Но только в следующем году он был зачислен и получил возможность пройти семилетний курс обучения. Самой большой радостью для него тогда было посещение зоопарка, где он просиживал целыми днями, делая эскизы животных. Но проучился он в академии недолго. Постоянная потребность в деньгах, голодание надорвали его силы, и он вынужден был вернуться домой в 1882 году.

Сетон-Томпсон поселился в Манитобе и вернулся к своему любимому делу - наблюдение за животными. В это время он пишет и публикует много статей о животных, а в 1886 году выходит его первая книга «Млекопитающие Манитобы» после которой вскоре и появился ряд изданий научного характера.

В 1898 году Сетон-Томпсон издал книгу «Животные, которых я знал» (в русском переводе «Мои дикие друзья»), которая заставила заговорить о нем как о писателе, который вновь открыл для человека мир животных. Вслед за ней появились такие книги, как: «Судьба гонимых» (1901), «Животные-герои» (1905), «Дикие животные у себя дома», что только о нем укрепили это впечатление.

Главные герои Сетона-Томпсона - не только одного, двух, а нескольких десятков книг - животные. Иногда домашние, но в основном дикие, лесные, которых современным людям, как правило, приходилось видеть только в зоопарке, в маленькой и неудобной клетке.

Сетон-Томпсон описывает их жизнь на свободе, где они появляются во всей своей красе, ни в чем не уступая человеку, а преимущественно превосходя ее, со своим особым характером, привычками, со своим неповторимым характером, с единственной в своем роде судьбой, капризные повороты которой захватывают не менее чем интриги приключенческого романа.

В историях, которые рассказывает писатель, есть много необычного. Его герои - виннипегский волк, пес Бинго, который спас хозяина от верной гибели; мудрый вожак стаи волков Лобо, который легко разгадывает все уловки охотников, и его подруга Бланка; койот Тито; кролик Джек и многие другие одаренные будто чрезвычайными качествами, однако сами рассказы поражают прежде всего своей реалистичностью. Это «непридуманные истории». Писатель говорит лишь о том, что видел, в чем сам принимал участие. Но и видение, и его участие - особые. Окружающий мир он видел глазами натуралиста не просто залюбленого в природу, не растроганного человека, тщательно изучает ее во всех проявлениях, которая пытается постичь ее тайны, подходит к ней с научной объективностью.

Сетон-Томпсон тщательно изучил привычки самых раВНОобразных животных и птиц. Когда он писал о животных, читатели были поражены наблюдательностью автора. Обо всем Томпсон писал так, будто сам был когда-вороном, лисой, медведем. В деталях знал быт животных, знал, как они выводят свое потомство, как находят пищу, и к каким хитростям прибегают, чтобы обмануть своих врагов. И это неслучайно, ведь он был ученым и десятки лет провел, наблюдая за многими животными канадских лесов. Все увиденное он заносил в свой дневник натуралиста, которым пользовался, когда начинал писать свои произведения, где «олюднював» своих животных. К тому же писатель прекрасно рисовал. Как правило, он сам иллюстрировал свои книги и оставил тысячи картинок с натуры.

Но животные были не единственным увлечением Сетона-Томпсона. Другой его страстью были индейцы, их быт, их «лесная наука»: Писатель глубоко восхищался тем, как индейцы, чья жизнь проходила в лесах, среди дикой природы, умели читать ее, как открытую книгу, проникая во все ее тайны. Изучению их жизни он посвятил много лет.

Это все нашло отражение в книгах Сетона-Томпсона, которые были не менее известны, чем его рассказы о животных. Среди этих книг были: «Берестяной свиток индейцев» (1907), «Книга лесной науки и индейских премудростей» (1912), «Учебник лешего» (1912), «Евангелие червоношкірого» (1938). До книжек про индейцев относят также и книгу «Рольф в лесах» (1911).

«Лобо»

Главным героем этого рассказа является огромный вожак стаи серых волков - Лобо, который опустошал долину Куррумпо в течение многих лет. Его громогласный рев, хорошо известное всем пастухам, пугало весь населенный край северной части Новой Мексики. Хорошо известна была также его малочисленная стая, в которой была и волчица Бланка, подруга Лобо, которая совершала набеги на стада коров и отары овец не только ради нужды, а ради развлечения, съедая при этом только отборные куски мяса молодых телок. Благодаря своему вожакові эти волки были неуловимы: они никогда не попадали в ловушки, не ели мяса дохлятину и словно насмехались над всеми хитростями, что их пытались применить скотоводы и охотники. У рассказчика этой истории, бывшего охотника на волков, вожак вызвал чувство уважения за свой острый ум, находчивость и изобретательность. Но герой прибыл на ранчо с целью помочь фермерам в борьбе с этой яростной стаей. Много неудач постигло его, прежде чем он понял, на какой крючок можно подцепить верховода. Во время этих поисков мы вместе с автором имеем возможность благодаря его натуралистическим описаниям представить себе скалистые горы, где прятались волки, фермерские усадьбы, картины расправ над овцами и т.д. Рассказчик хорошо изучил нрав вожака и, как сообразительный охотник, понял его слабое место (как одиночка он был непобедимым и мог погибнуть только из-за неосторожности товарища, которому доверял). Блестящий план сработал отлично, приманкой послужила Бланка, и Лобо, ища ее, таки попал в ловушку. Но гибель этого гигантского волка - настоящая трагедия. Предательство друзей, презрение к тем, кто победил, тоска по погибшей возлюбленной и, наконец, достойная смерть вызывают неподдельный сожалению до этого хищного зверя.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

«Тропа художника-натуралиста», «Моя жизнь», «Мои дикие друзья», «Судьба гонимых», «Животные-герои», «Дикие животные у себя дома», «Берестяной свиток индейцев», «Книга лесной науки и индийских премудростей», «Учебник лешего», «Евангелие червоношкірого», «Рольф в лесах».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Рассказы о животных. - М.,1966;

2. Моя жизнь. Животные-герои. Судьба гонимых. Мои дикие друзья. - М.,1982.

Э. Сетон-Томпсон

Чинк был уже таким большим щенком, что считал себя замечательной взрослой собакой - и правда замечательным он был, но совсем не таким, каким воображал. Он не был ни свиреп, ни даже внушителен с виду, не отличался ни силой, ни быстротой, но зато был одним из самых шумливых, добродушных и глупых щенков, какие когда-либо грызли сапоги своего хозяина. Его хозяином был Билл Обри, старый горец, живший в то время под горой Гарнет, в Йеллоустонском парке. Это очень тихий уголок, далеко в стороне от путей, излюбленных путешественниками. И то место, где Билл поставил свою палатку, можно было бы признать одним из самых уединенных человеческих обиталищ, если бы не мохнатый, вечно неугомонный щенок Чинк.

Чинк никогда не оставался спокойным хотя бы в течение пяти минут. Он охотно исполнял все, что ему велели, кроме одного: сидеть спокойно. Он постоянно пытался проделывать самые нелепые и невозможные штуки, а когда брался за что-нибудь обыкновенное и легкое, неизменно портил все дело какой-нибудь выходкой. Однажды, например, он провел целое утро в напрасных попытках вскарабкаться на высокую прямую сосну, в ветвях которой он увидел белку.

В течение нескольких недель самой заветной мечтой Чинка было поймать суслика.

Суслики во множестве жили вокруг палатки Билла. Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапки на груди, благодаря чему издали их можно принять за колышки. Вечером, когда нам надо было привязать лошадей, мы нередко направлялись к какому-нибудь суслику, и ошибка выяснялась только после того, как суслик исчезал в норе с задорным писком.

Чинк в первый же день своего прибытия в долину решил непременно поймать суслика. Как это за ним водилось, он сразу же натворил много разных глупостей. Еще за четверть мили до суслика он припадал к земле и полз на брюхе от кочки до кочки не меньше ста шагов. Но скоро его возбуждение достигало такой степени, что он, не стерпев, вскакивал на ноги, шел напрямик к суслику, который уже сидел возле норы, отлично понимая, что происходит. Через минуту Чинк бросался бежать, и именно тогда, когда ему следовало красться, он забывал всякую осторожность и с лаем бросался на врага. Суслик сидел неподвижно до самого последнего момента, затем, внезапно пискнув, нырял в нору, бросив задними лапками целую горсть песку прямо в открытую пасть Чинка.

День за днем проходили в таких бесплодных попытках. Однако Чинк не унывал, уверенный в том, что настойчивостью он своего добьется. Так оно и случилось.

В один прекрасный день он долго и тщательно подкрадывался к очень большому суслику, проделал все свои нелепые штуки, завершив их яростной атакой, и действительно схватил свою жертву - только на этот раз оказалось, что он охотился за деревянным колышком. Собака отлично понимает, что значит очутиться в дураках. Всякому, кто в этом сомневается, следовало бы посмотреть на Чинка, когда он в тот день смущенно прятался позади палатки, подальше от посторонних глаз.

Но эта неудача ненадолго охладила Чинка, который был от природы наделен не только пылкостью, но и порядочным упрямством. Ничто не могло лишить его бодрости. Он любил всегда двигаться, всегда что-нибудь делать. Каждый проезжающий фургон, каждый всадник, каждый пасущийся теленок подвергался его преследованию, а если ему на глаза попадалась кошка, с соседнего сторожевого поста, он считал своим священным долгом перед солдатами, перед ней и перед самим собой гнать ее домой как можно скорее. Он готов был по двадцать раз на день бегать за старой шляпой, которую Билл обыкновенно забрасывал в осиное гнездо, командуя ему: «Принеси!»

Понадобилось много времени, для того чтобы бесчисленные неприятности научили его умерять свой пыл. Но мало-помалу Чинк понял, что у фургонов есть длинные кнуты и большие злые собаки, что у лошадей на ногах есть зубы, что у телят есть матери, чьи головы снабжены крепкими дубинками, что кошка может оказаться скунсом, а осы - вовсе не бабочки. Да, на это понадобилось время, но в конце концов он усвоил все, что следует знать каждой собаке. И постепенно в нем стало развиваться зерно - пока еще маленькое, но живое зернышко собачьего здравого смысла.

Все нелепые промахи Чинка были словно воссоединены в нечто единое, и его характер обрел целостность и силу после промаха, увенчавшего их все, - после его стычки с большим койотом. Этот койот жил недалеко от нашего лагеря и, по-видимому, как и прочие дикие обитатели Йеллоустонского парка, прекрасно понимал, что находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять, охотиться и ставить ловушки или как-нибудь иначе вредить животным. К тому же он жил как раз в той части парка, где был расположен сторожевой пост и солдаты зорко следили за соблюдением закона.

Убежденный в своей безнаказанности, койот каждую ночь бродил вокруг лагеря в поисках отбросов. Сначала я находил только его следы, показывавшие, что он несколько раз обходил лагерь, но не решался подойти ближе. Потом он начал распевать свою заунывную песню тотчас после захода солнца или при первых проблесках утра. И, наконец, я начал находить его четкие следы около мусорного ведра, куда каждое утро выходил посмотреть, какие животные побывали там в течение ночи. Осмелев еще больше, он стал иногда подходить к лагерю даже днем, сначала робко, затем с возрастающей самоуверенностью; наконец, он не только посещал нас каждую ночь, но и целыми днями держался поблизости от лагеря и то пробирался к палаткам, чтобы украсть что-нибудь съедобное, то восседал на виду у всех на соседнем пригорке.

Однажды утром, когда он таким образом сидел шагах в пяти - десяти от лагеря, один из нашей компании в шутку сказал Чинку: «Чинк, ты видишь этого койота, который смеется над тобой? Пойди прогони его!»

Чинк всегда исполнял то, что ему говорили. Желая отличиться, он бросился в погоню за койотом, который пустился наутек.

Это было великолепное состязание в беге на протяжении четверти мили, но оно и в сравнение не шло с тем, которое началось, когда койот повернул и бросился на своего преследователя. Чинк сразу сообразил, что ему несдобровать, и во всю прыть пустился к лагерю. Но койот бегал быстрее и скоро настиг щенка. Куснув его в один бок, потом в другой, он всем своим видом выразил полное удовольствие.

Чинк с визгом и воем мчался что было мочи, а его мучитель преследовал его без передышки до самого лагеря. Стыдно сказать, но мы смеялись над бедным псом заодно с койотом, и Чинк так и не дождался сочувствия. Еще одного такого опыта, только в меньших размерах, оказалось вполне достаточно для Чинка: с тех пор он решил оставить койота в покое.

Но зато сам койот нашел себе приятное развлечение. Теперь он каждый день слонялся около лагеря, великолепно зная, что никто не осмелится в него стрелять. К тому же замки всех наших ружей были опечатаны правительственным агентом, а кругом всюду была охрана.

Койот следил за Чинком и выискивал возможность его помучить. Щенок знал теперь, что стоит ему отойти на сто шагов от лагеря, койот окажется тут как тут и начнет кусать и гнать его назад до самой палатки хозяина.

Это продолжалось изо дня в день, и наконец жизнь Чинка превратилась в сплошное мучение. Он больше уже не смел отходить один на пятьдесят шагов от палатки. И даже когда он сопровождал нас во время наших поездок по окрестностям, этот нахальный и злобный койот следовал за нами по пятам, выжидая случая поиздеваться над бедным Чинком, и портил ему все удовольствие прогулки.

Билл Обри перенес свою палатку на милю от нас выше по течению реки, и койот почти перестал посещать наш лагерь, так как переселился на такое же расстояние вверх по течению. Как всякий хулиган, не встречающий противодействия, он становился день ото дня нахальнее, и Чинк постоянно испытывал величайший страх, над которым его хозяин только подсмеивался.

Свой переезд Обри объяснил необходимостью отыскать лучшее пастбище для лошади, но вскоре выяснилось, что он просто искал одиночества, чтобы без помехи распить бутылку водки, которую где-то раздобыл. А так как одна бутылка не могла его удовлетворить, то на другой же день он оседлал коня и, сказав: «Чинк, охраняй палатку!» - ускакал через горы к ближайшему кабаку. И Чинк послушно остался, свернувшись клубочком у входа в палатку.

При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом, и его хозяин знал, что он будет исправно исполнять свои обязанности по мере сил.

Во второй половине этого дня один проезжавший мимо горец остановился, по обычаю, на некотором расстоянии от палатки и крикнул:

Послушай, Билл! Эй, Билл!

Но, не получив ответа, он направился к палатке и был встречен Чинком самым подобающим образом: шерсть его ощетинилась, он рычал, как взрослая собака. Горец понял, в чем дело, и отправился своей дорогой.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса