Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Авторские лирические отступления в романе евгений онегин. Лирические отступления в поэме «Евгений Онегин. Разнообразие лирических отступлений в «Евгении Онегине»

Лирические отступления в романе «Евгений Онегин»
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разни­ца» - так сообщал А. С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онеги­ным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринуж­денная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать истори­ческую картину современного ему общества, говоря словами В. Г. Бе­линского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онеги­не» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна - «пора любви». Пушкин ри­сует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и, несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возмож­ность автору характеризовать их внутренний мир через отношение к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж пред­стает читателю таким, каким его видит Татьяна: «...она любила на бал­коне предупреждать зари восход», «... в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных ба­рышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой на­блюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру! Драматурги, акте­ры... Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где «блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин», видим летящую, «как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобио­графический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман - история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неор­динарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках оживают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлы­ми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече...»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей...


Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана...

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

Просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей старины.

Дружба, благородство, преданность, любовь - качества, высоко це­нимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучши­ми проявлениями этих нравственных ценностей, потому и возникли та­кие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один? -

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «...я сердечно люблю героя моего». Автор, не скрывая своей привязанности к героям, подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый чита­тель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно со­гласиться с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях. Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдатель­ность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя - «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применимо в са­мой полной мере.

В.Г. Белинский назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Действительно, роман дает всестороннее, детальное и в то же время чрезвычайно лаконичное и сжатое изображение российской жизни 20-х годов XIX века, в необычайно емкой поэтической форме Пушкину удалось создать поистине универсальное произведение, освещающее важнейшие российские проблемы и отражающее сущность русского национального характера. Во многом это удалось автору благодаря лирическим отступлениям, поскольку эти внесюжетные элементы позволяют создать структурно-целостное, единое по композиции произведение и одновременно дают возможность назвать великое пушкинское творение «свободным романом», где повествование течет свободно и непринужденно, отражая естественный ход жизни.
Лирические отступления входят в роман с образом автора, как эмоциональные размышления и оценки, выражающие его непосредственное отношение к изображаемому или связь с ним. Автор размышляет о творчестве, определяет форму романа, предчувствует, что уже первая «глава принесет ему «дань славы - кривые толки, шум и брань».
Тематика и формы лирических отступлений в «Евгении Онегине» чрезвычайно разнообразны. Через весь роман проходят лирические воспоминания автобиографического характера, размышления о судьбах героев, о времени, среде и поколениях, о любви и дружбе. Это могут быть и заметки о природе и красоте, и рассуждения об экономике и политике России, неоднократно возникает тема искусства, в частности, театра и поэзии, а также связанные с ним полемические высказывания.
В лирических отступлениях, содержащих размышления автора о собственных жизни и судьбе, создается необычайно яркий в русской литературе реалистический образ повествователя, который можно считать своего рода частью собирательного портрета молодого и в то же время опытного человека - одного ив лучших представителей дворянской среды. Основные психологические черты этого героя - искренность, открытость читателю - определяют лиризм и задушевность отступлений в его повествовании; а самокритичность побуждает анализировать и оценивать собственные поступки, признавать свои слабости:
Люблю я бешеную младость.
И тесноту, и блеск, и радость...
- и заявлять об ошибках:
Увы, на разные забавы
Я много жизни погубил!
Подобного рода лирические отступления интересны и тем, что позволяют восстановить жизненный путь самого Пушкина. Поэт рассказывает о себе, своей жизни: об угрожающей ему ссылке в Сибирь, увлечении светской жизнью после лицея, желании уйти от недремлющего ока жандармов, так, например, VIII глава открывается лицейскими воспоминаниями поэта, в главе X упоминаются посещавшиеся им тайные собрания будущих декабристов.
Однако ошибочным будет считать, что образ автора целиком биографичен, равнозначен самому Пушкину. Следует различать автора и его персонаж. Создавая его, Пушкин, без сомнения, стремился к обобщению, типизации мыслей, чувств, переживаний лучших людей своего времени. Следовательно, образ автора может и должен быть рассмотрен в ряду других образов романа, как важнейшая и неотъемлемая часть его образной системы.
Значительная часть лирических отступлений в романе посвящена размышлениям автора об искусстве, его назначении и специфике, а также оценке его направлений, Так, автор искренне восхищается современным ему театром, эти «волшебным краем», где «ложи блещут», где «в стары годы блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжнин».
Более детально подходит он к оценке литературы своей и предыдущих эпох, рассматривая и анализируя основные сложившиеся к тому времени направления: классицизм, сентиментализм, романтизм. Например, полемизируя с законами классицистической эстетики, требовавшими от художественного произведения жесткой структуры, не допускавшими свободного, произвольного изложения, автор почти в середине своего повествования иронически замечает:
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Говоря о литературном творчестве Ленского, он использует случай выразить свое отношение к романтическому творчеству:
Так он писал темно и вяло
Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?
В пародийной форме перечисляются также романтические штампы и обороты:
...Пустыни, волн края жемчужны
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безыменные страданья...
«Иные нужны мне картины», - признается автор в одном из лирических отступлений, противопоставляя этим образам «песчаный косогор, // Перед избушкой две рябины, // Калитку, сломанный забор». Как видим, все это элементы неприукрашенной действительности, реалии обыденной жизни, что дает возможность отнести автора к приверженцам реалистического искусства. Не случайно «теснота, и блеск, и радость» шумных балов и светских приемов постепенно заменяется для него идеалом простой народной жизни и «верности старине»:
Мой идеал теперь - хозяйка,
Мои желания - покой.
Да щей горшок, да сам большой.
Говоря об источниках поэтического вдохновения, автор называет среди них любовь и природу. Так, в одном из отступлений он замечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Таким образом, высокое любовное чувство, воспеваемое поэтами всех времен, одновременно является и животворным источником поэтического творчества.
Особое место в структуре романа занимают и лирические отступления о природе. С одной стороны, для героев восприятие природы неотделимо от чувства любви, тесно с ним слито. «Весна, весна! Пора любви!» - восклицает пушкинский герой. С другой стороны, эмоциональные рассуждения автора о природе часто выводят повествование в символический план, определяя и усиливая переживания героев. Вспомним хотя бы сон Татьяны или описание впечатлений Онегина от жизни в деревне.
Размышления автора о своем времени не ограничиваются лишь оценкой его культурной и духовной жизни - не менее значительную роль в романе играют и рассуждения социального и этического плана. Так, в «Евгении Онегине» дается объективная оценка нравов и системы ценностей эпохи «меркантильного духа»:
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...
Автор размышляет также о близкой ему социальной среде, где «всяк суетится, лжет за двух»; о поколении легкомысленных молодых людей, которые «все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь...»
Размышления общественного характера, отражающие характерные черты и обнажающие основные пороки эпохи, сменяются рассуждениями на более личные, близкие автору моральные темы:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней...
Особую известность среди лирических отступлений в романе получили отличающиеся особым лиризмом и исповедальным тоном размышления автора о любви и дружбе, многие из которых стали «крылатыми». Достаточно вспомнить хотя бы такие: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» или «Любви все возрасты покорны». Подобные замечания не только развивают и усиливают любовную «линию» романа, но и точно характеризуют российские нравы пушкинской поры.
Отдельно следует отметить лирические отступления, связанные с характеристикой героев романа, выражающие авторскую оценку действий героев, определяющие авторское к ним отношение. Например, автор постоянно подчеркивает свою внутреннюю, духовную близость к Онегину, называя его своим «добрым приятелем», «вторым Чаадаевым».
Мечтам невольная преданность.
Не подражательная странность
И резкий охлажденный ум,
- вот черты, которые нравятся автору в Онегине.
Однако автор тут же спешит заметить: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной...» Таким образом, автор особо подчеркивает, что он и изображаемый им герой не двойники, что образ Онегина не является целиком «его портретом», как не тождественны образ автора в романе и сам автор романа, в отличие от своего пассивного, апатичного героя, автор занимает активную, деятельную жизненную позицию. Жить для него - значит ощущать всю полноту жизни, испытать все: «вражду, любовь, печаль и радость», чтобы счастливейшие дни «жизни мирной» сменялись «горячкой рифм». Жить значит мечтать о свободе, стремиться к ней и бороться за нее.
Итак, лирические отступления в «Евгении Онегине» содействуют раскрытию идейного содержания произведения, служат организации повествования; выражают отношение автора к насущным проблемам своего времени. Во всей полноте и многогранности раскрывается образ автора: грустно-иронический; насмешливый и остроумный, задушевный собеседник и глубокий мыслитель - человек и гражданин. Тематическое разнообразие лирических отступлений придает роману энцикло- педичность и универсальность, всеохватность и полноту.

(336 слов) Некоторым читателям кажется, что лирические отступления в романе «Евгений Онегин» — это всего лишь проявление желания автора высказать свое мнение по наболевшим вопросам. Однако на самом деле они обладают рядом важнейших функций, которые я постараюсь описать в следующих абзацах.

Во-первых, лирические отступления играют композиционную роль. Автор иногда прерывает повествование о героях, когда в их жизни не происходит значительных событий. Эти перерывы в сюжете заполняются лирическими отступлениями и пейзажными зарисовками. Например, между объяснением Татьяны с Онегиным и встречей на именинах проходит около полугода. Пушкин пропускает этот период времени и связывает эпизоды с помощью своих рассуждений. Во-вторых, с помощью таких отступлений создаётся образ автора. Например, когда он комментирует

письмо Татьяны, то защищает её от ханжеских взглядов. Он объясняет читателю, что поступок героини мотивируется не безнравственностью, а наоборот — чистотой чувства. Это говорит о гуманизме Александра Сергеевича, о его способности понять чужие переживания и не подчиняться светским условностям. В седьмой главе мы видим строки, посвященные Москве. В них выражаются патриотические чувства автора. Он гордится ею, ведь она не покорилась Наполеону. В лирических отступлениях поэт рассуждает также о собственном творчестве, здесь проявляется его способность к самоиронии:

Иль после скучного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу, …

В–третьих, в лирических отступлениях создаётся образ эпохи. В романе есть рассуждение Пушкина о воспитании и образовании дворянской молодежи: «Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь». Кроме того, автор рассказывает о театре своего времени. Мы можем узнать, что на сценах шли постановки пьес Фонвизина, Княжнина, что известным постановщиком балетов был Дидло, что большой популярностью пользовалась балерина Истомина, обладавшая красотой и талантом. Также поэт затрагивает проблему развития русского языка, которая активно обсуждалась в обществе в его время. Борьба шла между взглядами Карамзина и Шишкова. Последователи Карамзина считали, что нужно заимствовать лексику из европейских языков, а сторонники Шишкова выступали против этого. Пушкин считал, что можно использовать иноязычные слова, если нет соответствующих русских: «Но панталоны, фрак, жилет – Всех этих слов на русском нет».

Таким образом, лирические отступления формируют композицию романа, выражают образ автора и дают исчерпывающую информацию о месте и времени действия в произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В свое время критик В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Пушкин коснулся в нем многого: проблемы долга и чести, русской культуры, счастья, любви, верности… Личность поэта проявляется в каждой строчке романа: в монологах, репликах. В образе автора мы находим настоящего друга, шутливого собеседника, мудрого человека.

Среди лирических отступлений автора о природе, любви, жизни, литературе и искусстве особенно выделяются философские размышления. Пушкин писал свой роман в течение восьми лет. За это время у него накопилось много впечатлений, прибавилось опыта. Свои сокровенные мысли он выразил в лирических отступлениях «Евгения Онегина». Крупицы мудрости рассыпаны по всему произведению. Думаю, что они очень актуальны и сегодня.

Замечания автора очень емки и точны:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей. (Глава 1, XXV)

Во второй главе романа автор рассуждает о распространенном пороке XIX века – эгоизме. Эгоизм Онегина приводит к гибели восторженного Ленского, отвергает искреннее чувство Татьяны. И сегодня найдется немало примеров того, как беспредельный эгоизм разрушает человека:

Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя. (Глава 2, XIV)

Кумиром того времени был Наполеон Бонапарт, который положил начало этой всемирной болезни. Жажда славы любой ценой, холодный расчет помогли ему добиться успеха, но, в конечном счете, привели к пропасти.

Мудро рассуждает автор о человеческих страстях. Он благословляет и тех, кто изведал их жар, и тех, кому страсти были незнакомы. Пушкин утверждает, что человек больше любит наблюдать за чужими страстями, чем испытывать их сам.

Автор выступает в романе знатоком человеческой души, знатоком закономерностей жизни. С насмешкою автор осуждает пороки света:

Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Но эта важная забава
Достойна старых обезьян
Хваленых дедовских времян. (Глава 4, VII)

Повествуя о жизни матери Татьяны, Пушкин рассуждает о силе привычки. Многим людям привычка, в самом деле, заменила чувство:

Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она. (Глава 4, XXXI)

Пушкин задумывается о быстротечности человеческой жизни. Признается в том, что не заметил, как ему исполнилось тридцать лет. В романе можно найти немало философских рассуждений на тему юности и старости. Автор справедливо замечает, что в жизни происходит постоянная смена поколений. Новое неминуемо придет на место старого, утверждает поэт. На этом вечном круговороте и построена жизнь.

Ключевым в романе является философское отступление в 9 и 11 строфах 8 главы. Здесь автор рассуждает о двух жизненных линиях человека. Первый путь - традиционный, путь большинства, путь посредственности. Автор описывает его с иронией: в двадцать лет молодой человек - обычно блестящий франт, в тридцать – выгодно женат, в 50 – у него большое семейство. И только поэтому все говорят о нем - «прекрасный человек». Автор показывает и другой путь – путь немногих, ярких, смелых личностей. Для них жизнь – не просто обряд, расписанный по десятилетиям. Они не забыли мечты юности, не приняли жизненный холод:

Несносно видеть пред собою
Одних обедов длинный ряд,
Глядеть на жизнь, как на обряд,
И вслед за чинною толпою
Идти, не разделяя в ней
Ни общих мнений, ни страстей (Глава 8,XI)


Думаю, автор прав. Жить не задумываясь, следуя за большинством – не лучший путь.

Метко автор говорит об общественном мнении. Думаю, что оно во многом влияет на человека, часто негативно. Мы совершаем некоторые поступки, оглядываясь на других. Пример тому в романе – дуэль Онегина и Ленского. Герой мог предотвратить гибель друга, но он испугался того, что о нем подумают в свете. Мнение пустой толпы оборвало жизнь человека:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот, на чём вертится мир.

Таким образом, в своих философских размышлениях, автор поднимает вечные вопросы чести и долга, смысла жизни, места человека в этом мире. Мудрые замечания поэта не потеряли своей актуальности и по сей день.

Лоренс Стерн говорил: «Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; Они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

Гюстав Флобер сказал: «Художник должен присутствовать в своем произведении, как бог во Вселенной: быть вездесущим и невидимым.»

Слово предоставляется группе под руководством Кулумбеговой Анны. Тема: «лирические отступления и роль образа автора в романе «Евгений Онегин».

Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; они составляют жизнь и душу чтения. Изымите их, например, из этой книги, - она потеряет всякую цену: холодная, беспросветная зима воцарится на каждой её странице.

(Л. Стерн)

Что такое «лирическое отступление»?

Лирические отступления – это внесюжетный элемент, который позволяет автору обратиться к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого – либо из действующих персонажей.

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые их них занимают всего лишь одну строчку. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по объёму образуют две самостоятельные главы.

Лирические отступления неразрывно связаны с сюжетной основой романа и служат:

Раздвигания пространственных и временных границ повествования;

Создания культурно – исторического образа эпохи.

Классификация лирических отступлений

Лирические отступления можно разделить на несколько групп:

-Авторские отступления . (Воспоминания о юношеской любви в первой главе, соседствующие с шутливо-ироническим рассуждением о "ножках". Воспоминания о московской "красавице" в 7 главе (собирательный образ). Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы. Отступления о переоценке романтических ценностей в "Отрывках из путешествия Онегина").

-Критико-публицистические отступления (разговор с читателем о литературных примерах, стилях, жанрах). Поэт комментирует свой роман по ходу его написания и как бы делится с читателем соображениями, как лучше писать его. Общая смысловая доминанта этих отступлений - мысль о поиске нового стиля, новой манеры письма, предлагающей большую объективность и конкретность изображения жизни (позднее это стало называться реализмом).

-Разговоры на житейские темы ("роман требует болтовни"). Речь идет о любви, семье, браке, о современных вкусах и модах, о дружбе, образовании и т.д. Здесь поэт может выступать в самых разных обличиях (литературных масках): мы видим то убежденного эпикурейца (насмехающегося над скукой жизни), то байронического героя, разочаровавшегося в жизни, то бытописателя-фельетониста, то мирного помещика, привыкшего жить в деревне. Образ лирического (как и всегда у Пушкина), с одной стороны, калейдоскопичен и изменчив, с другой - остается целостным и гармонически законченным.

Пейзажные отступления также входят в число лирических. Обычно природа изображается сквозь призму лирического восприятия поэта, его внутреннего мира, настроения. В то же время некоторые пейзажи показаны глазами героев ("В окно увидела Татьяна...").

-Отступления на гражданскую тему - о героической Москве 1812 года. Некоторые отступления - "смешенного" типа (включают в себя и автобиографический, и критико-публицистический, и житейско-афористический элементы.

Роль лирических отступлений в романе

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы. Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни». Голос автора звучит в многочисленных лирических отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень. Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор». В «Евгении Онегине» есть и другой ряд авторских отступлений – экскурс в Русскую историю. Знаменитые строки о Москве и отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа. Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения. Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину. Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой. «Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…» Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Характеристика романа.

Известный критик В.Г. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И это действительно так. В пушкинском романе сказано так много, так всеобъемлюще о жизни России в начале 19 века, что если бы мы даже ничего не знали об эпохе того времени, читая роман «Евгений Онегин» мы всё-таки узнали бы многое. Но почему же именно энциклопедия? Дело в том, что энциклопедия – приведённое в систему обозрение, как правило, от «А» до «Я». Таковым является роман. Если внимательно просмотреть все лирические отступления автора, мы увидим, что они «развёрнуты» от «А» до «Я».

Сам автор тоже характеризует свой роман. Он называет его «свободным». Эта свобода – прежде всего, непринуждённая беседа автора с читателями с помощью разнообразный лирических отступлений, выражение мыслей авторского «Я».

А ныне все умы в тумане,

Мораль на нас наводит сон,

Порок любезен - и в романе,

И там уж торжествует он…

Такая форма повествований – с лирическими отступлениями - помогла автору воссоздать картину общества, в котором он живёт: читатели узнают о воспитании молодёжи, о том, как она проводит своё свободное время, буквально, прочитав 20 строф. Прочитав 1 главу, мы увидели образ Онегина.

Как писал Герцен: «…образ Онегина настолько национален, что встречается во всех романах, которые получают какое-либо признание в России, и не потому, что хотели копировать его, а потому, что постоянно наблюдали возле себя или в самом себе».

Роман «Евгений Онегин», как уже было сказано, стал романом- дневником. Вот как писал о романе Н.И. Надеждин: «С каждой новой строкою становилось очевиднее, что произведение сие было не что иное, как вольный плод досугов фантазии, поэтический альбом живых впечатлений таланта, играющего своим богатством.… Само явление его, с неопределённо-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт не имел ни цели, ни плана, а действовал по свободному внушению играющей фантазии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Лирическое отступление - авторская речь в эпическом или лиро-эпическом произведении, в непосредственной форме выражающая отношение автора к изображаемому. Лирическое отступление вводит, таким образом, в произведение образ автора-повествователя как носителя высшей, идеальной точки зрения А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное авторской индивидуальностью. Лирические отступления служат расширению художественного пространства, созданию целостности образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским содержанием образов.

«Онегин» - есть самое задушевное

произведение Пушкина,

Самое любимое дитя его фантазии.

Здесь вся жизнь, вся душа,

вся любовь его;

здесь его чувства, понятия,

идеалы».

(В.Г. Белинский)

Художественная уникальность романа во многом определяется тем особым положением, которое занимает в нем автор. Автор в романе «Евгений Онегин» – это человек без лица, без внешности, без имени. Автор – повествователь и одновременно «герой» романа. В Авторе отразилась личность самого создателя «Евгения Онегина». Пушкин отдал ему многое из того, что пережил, перечувствовал и передумал сам. Однако отождествлять Автора с Пушкиным – грубая ошибка. Необходимо помнить, что Автор – это художественный образ. Соотношение между Автором в «Евгении Онегине» и Пушкиным, создателем романа, точно такое же, как между образом любого человека в литературном произведении и его прототипом в реальной жизни. Образ Автора – автобиографический, это образ человека, чья «биография» частично совпадает с реальной биографией Пушкина, а духовный мир и взгляды на литературу являются отражением пушкинских. Он настойчиво напоминает читателям о «литературности» романа, о том, что текст, создаваемый им, – новая, жизнеподобная реальность, которую нужно воспринимать «положительно», доверяя его рассказу. Герои романа – вымышленные, все, что о них сказано, не имеет отношения к реальным людям. Мир, в котором живут герои, – тоже плод творческой фантазии Автора. Реальная жизнь – только материал для романа, ото- бранный и организованный им, творцом романного мира. Автор ведет постоянный диалог с читателем – делится «техническими» секретами, пишет авторскую «критику» на свой роман и опровергает возможные мнения журнальных критиков, привлекает внимание к поворотам сюжетного действия, к разрывам во времени, вводит в текст планы и черновики – словом, не дает забыть, что роман еще не дописан, не преподнесен читателю, как книга, «готовая к употреблению», которую надо просто прочитать. Роман создается прямо на глазах читателя, при его участии, с оглядкой на его мнение. Автор видит в нем соавтора, обращаясь к многоликому читателю: «другу», «недругу», «приятелю». Автор – создатель романного мира, творец сюжетного повествования, но он же – его «разрушитель». Противоречие между Автором – творцом и Автором – «разрушителем» повествования возникает тогда, когда он, прерывая повествование, сам входит в очередной «кадр» романа – на короткое время (репликой, замечанием) или заполняет его целиком (авторским монологом). Однако Автор, отрываясь от сюжета, не отделяет себя от своего романа, становится его «героем». Подчеркнем, что «герой» – метафора, условно обозначающая Автора, ведь он не обычный герой, участник сюжета. Вряд ли можно вычленить в тексте романа самостоятельный «сюжет Автора». Сюжет романа один, Автор – за пределами сюжетного действия. У Автора особое место в романе, определенное двумя его ролями. Первая – роль повествователя, рассказчика, комментирующего все, что происходит с героями. Вторая – роль «представителя» жизни, которая тоже является частью романа, но не укладывается в рамки литературного сюжета. Автор оказывается не только вне сюжета, но и над сюжетом. Его жизнь – часть общего потока жизни. Он герой «романа жизни», о котором сказано в последних стихах «Евгения Онегина»: Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина, Кто не дочел ее романа И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим. Отдельные пересечения Автора и героев (встречи Онегина и Автора в Петербурге, о которых говорится в первой главе, письмо Татьяны («его я свято берегу»), попавшее к нему), подчеркивают, что герои «моего романа» – толь- ко часть той жизни, которую представляет в романе Автор. Образ Автора создается иными средствами, чем образы Онегина, Татьяны, Ленского. Автор четко отделен от них, но в то же время между ним и главными героями возникают соответствия, смысловые параллели. Не будучи действующим лицом, Автор появляется в романе как субъект высказыва- ний – реплик и монологов (их принято называть авторскими отступления- ми). Говоря о жизни, о литературе, о романе, который создает, Автор то приближается к героям, то отдаляется от них. Его суждения могут совпадать с их мнениями или, наоборот, противостоять им. Каждое появление Авторам тексте романа – высказывание, корректирующее или оценивающее поступки и взгляды героев. Иногда Автор прямо указывает на сходство или различия между собой и героями: «Страстей игру мы знали оба; /Томила жизнь обоих нас; / В обоих сердца жар угас»; «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной»; «Так точно думал мой Евгений»; «Татьяна, милая Татьяна! / С тобой теперь я слезы лью» . Чаще всего между высказываниями Автора и жизнью героев возникают композиционные и смысловые параллели. Появление авторских монологов и реплик, внешне не мотивированное, связано с сюжетными эпизодами глубокими смысловыми связями. Общий принцип можно определить так: по- ступок или характеристика героя рождают отклик у Автора, заставляя его за- говорить о том или ином предмете. Каждое высказывание Автора добавляет новые штрихи к его портрету, становится слагаемым его образа. Главную роль в создании образа Автора играют его монологи – авторские отступления. Это вполне завершенные по смыслу фрагменты текста, об- ладающие стройной композицией и неповторимым стилем. Для удобства анализа их можно разделить на несколько групп. Большая часть отступлений – лирические и лирико–философские. В них, насыщенных разнообразными жизненными впечатлениями, наблюдениями, радостными и горестными «заметами сердца», философскими размышлениями, читателю открывается духовный мир Автора: это голос мудрого Поэта, много повидавшего и испытавшего в жизни. Он изведал все, из чего складывается жизнь человека: сильные, возвышенные чувства и холод сомнений и разочарований, сладостные муки любви и творчества и тягостную тоску житейской суеты. Он то молодой, озорной и страстный, то насмешливый и иро- ничный. Автора привлекают женщины и вино, дружеское общение, театр, балы, стихи и романы, но он же замечает: «Я был рожден для жизни мирной, / Для деревенской тишины: / В глуши звучнее голос лирный, / Живее творческие сны» . Автор остро чувствует смену возрастов человека: сквозная тема его размышлений – молодость и зрелость, «возраст поздний и бес- плодный, / На повороте наших лет». Автор – философ, узнавший много печальной правды о людях, но не перестав любить их. Некоторые отступления проникнуты духом литературной полемики. В обширном отступлении в третьей главе (строфы XI–XIV) сначала дается ирони- ческая «историко–литературная» справка, а затем Автор знакомит читателя с планом своего «романа на старый лад». В других отступлениях Автор включается в споры о русском литературном языке, подчеркивая верность «карамзинистским» идеалам юности (глава третья, строфы XXVII–XXIX), полемизирует с «критиком строгим» (В.К.Кюхельбекером) (глава четвертая, строфы ХХXII–ХХХIII). Критически оценивая литературные мнения оппонентов, Автор определяет свою литературную позицию. В ряде отступлений Автор иронизирует над чуждыми ему представлениями о жизни, а иногда и откровенно высмеивает их. Объекты авторской иронии в отступлениях четвертой главы (строфы VII–VIII – «Чем меньше женщину мы любим...»; строфы XVIII–XXII – «Врагов имеет в мире всяк...»; стро- фы XXVIII–XXX – «Конечно, вы не раз видали / Уездной барышни альбом...»), восьмой главы (строфы X–XI – «Блажен, кто смолоду был молод...») – пошлость и лицемерие, зависть и недоброжелательность, душевная лень и раз- врат, замаскированные светской благовоспитанностью. Такие отступления можно назвать ироническими. Автор, в отличие от «достопочтенных читателей» из светской толпы, не сомневается в подлинных жизненных ценностях и духовных качествах людей. Он верен свободе, дружбе, любви, чести, ищет в людях душевной искренности и простоты. Во многих отступлениях Автор предстает как петербургский поэт, совре- менник героев романа. О его судьбе читатель узнает немного, это лишь био- графические «точки» (лицей – Петербург – Юг – деревня – Москва – Петербург), обмолвки, намеки, «мечтания», из которых складывается внешний фон авторских монологов. Автобиографический характер имеют все отступления в первой главе, часть отступлений в восьмой главе (строфы I–VII; строфы XLIX–LI), в третьей главе (строфы XXII–XXIII), в четвертой главе (строфа XXXV), знаменитое отступление в финале шестой главы, в котором Автор– поэт прощается с юностью (строфы XLIII–XLVI), отступление о Москве в седьмой главе (строфы XXXVI–XXXVII). Биографические детали «зашифрованы» и в литературно–полемических отступлениях. Автор учитывает, что читатель знаком с современной литературной жизнью. Полнота духовной жизни, способность к целостному восприятию мира в единстве светлых и темных сторон – главные черты личности Автора, отличающие его от героев романа. Именно в Авторе Пушкин воплотил свой идеал человека и поэта. Роман «Евгений Онегин» – труднейшее произведение Пушкина, несмотря на видимую легкость и простоту. В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», подчеркнув масштаб пушкинского «труда многолетнего». Это не критическая похвала роману, а его емкая метафора. За «пестротой» глав и строф, сменой приемов повествования скрывается стройный замысел принципиально новаторского литературного произведения – «романа жизни», который вобрал в себя огромный общественно–исторический, бытовой, литературный материал.

Образ повествователя многими своими чертами близок к Онегину. В нем обнаруживается та же культура интеллекта, критическое отношение к действительности; но в нем есть то, чего нет у Онегина, - огромное жизнелюбие:

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость...

По воспитанию, взглядам, убеждениям, вкусам, привычкам жизни, быта, традициям он - порождение той же дворянской культуры, что и Онегин и Татьяна. Однако, образ автора-повествователя противостоит им всем: его характер - характер наиболее полноценный и богатый. Он выше их всех, ибо он знает не только то, каковы в жизни Онегин, Татьяна, Ленский, сущность их взглядов и поведения как определенных социальных типов, но осознает и их социальную значимость, осознает не только «несовершенство мира» (что свойственно и Онеги ну], но и неполноценность самих Онегиных.
Вместе с аналитическим умом, блестящим остроумием, тонкой иро нией ему свойственны страстность, сила, энергия и оптимизм.
К окружающей среде отношение также, как и у Онегина, отрицательное:
Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей...

В образе автора виден характер, осуществляющий свою общественную роль в поэтическом труде, в художественном творчестве. «Музе», вдохновению Пушкин отводит много места в своем творчестве вообще, и в частности, в «Евгении Онегине», связывая с творчеством свое значение для будущего, видя во вдохновении оздоровляющее начало.

Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной...
Благослави мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!

Но это осуществление своей социальной значимости отнюдь не снимает основного неразрешимого противоречия образа автора. Оно заключается в том, что при всей остроте критики современного дворянского общества, осознании отрицательных сторон социальной действительности и неполноценности создающихся в них характеров, у автора в то же время нет определенной положительной программы, которую он мог бы выдвинуть. Тем не менее, именно в характере автора утверждается Пушкиным возможность развития, движения вперед, искания каких-то новых путей.

Таким образом, мы пришли к выводу , что в «Евгении Онегине» Пушкин ведет свой роман не как бесстрастный наблюдатель, фиксирующий события, а как активный близкий участник описываемых в романе событий и лиц. Образ автора, его «я» проходит через весь роман, несет определенную смысловую функцию; оценка автора сопровождает все развитие действия и характеров.

Оскар Уальд говорил: «Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов».

Геннадий Поспелов писал: «В литературе XVIII - XX веков пейзажи обрели психологическую значимость. Они стали средством художественного освоения внутренней жизни человека.»

Мы предоставляем слово группе под руководством Руденко Виктории. Тема: «роль пейзажа в композиционном единстве романа».

Пейзаж - художественное описание незамкнутого пространства (природы, города и т.п.), часть предметного мира литературного произведения; помогает понять действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоциональную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью контрастного противопоставления деятельности людей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса