Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Антонио вивальди краткая биография. Антонио Вивальди: биография, интересные факты, творчество Где вивальди

Один из крупнейших представителей эпохи барокко А. Вивальди вошел в историю музыкальной культуры как создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. Детство Вивальди связано с Венецией, где в соборе Св. Марка работал скрипачом его отец. В семье было 6 детей, из которых Антонио был старшим. Подробностей о детских годах композитора почти не сохранилось. Известно лишь, что он обучался игре на скрипке и клавесине.

18 сентября 1693 г. Вивальди был пострижен в монахи, а 23 марта 1703 г. - посвящен в духовный сан. При этом юноша продолжал жить дома (предположительно из-за тяжелой болезни), что давало ему возможность не оставлять музыкальных занятий. За цвет волос Вивальди прозвали «рыжим монахом». Предполагают, что уже в эти годы он не слишком ревностно относился к своим обязанностям священнослужителя. Многие источники пересказывают историю (возможно, недостоверную, но показательную) о том, как однажды во время службы «рыжий монах» спешно покинул алтарь, чтобы записать тему фуги, которая внезапно пришла ему в голову. Во всяком случае, отношения Вивальди с клерикальными кругами продолжали накаляться, и вскоре он, ссылаясь на свое плохое здоровье, публично отказался служить мессу.

В сентябре 1703 г. Вивальди начал работать в качестве преподавателя (maestro di violino) в венецианском благотворительном приюте для сироток «Pio Ospedale delia Pieta». В его обязанности входило обучение игре на скрипке и виоле д’амур, а также наблюдение за сохранностью струнных инструментов и покупка новых скрипок. «Службы» в «Pieta» (их с полным правом можно назвать концертами) находились в центре внимания просвещенной венецианской публики. Из соображений экономии в 1709 г. Вивальди увольняют, но в 1711-16 гг. восстанавливают в той же должности, а с мая 1716 г. он уже - концертмейстер оркестра «Pieta».

Еще до нового назначения Вивальди зарекомендовал себя не только как педагог, но и как композитор (главным образом автор духовной музыки). Параллельно работе в «Pieta» Вивальди ищет возможности публикации своих светских сочинений. 12 трио-сонат ор. 1 вышли в свет в 1706 г.; в 1711 г. появился знаменитейший сборник скрипичных концертов «Гармоническое вдохновение» ор. 3; в 1714 - еще один сборник под названием «Экстравагантность» ор. 4. Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии. Большой интерес к ним проявляли И. Кванц, И. Маттезон, Великий И. С. Бах «для удовольствия и поучения» собственноручно переложил 9 скрипичных концертов Вивальди для клавира и органа. В эти же годы Вивальди пишет свои первые оперы «Оттон» (1713), «Орландо» (1714), «Нерон» (1715). В 1718-20 гг. он живет в Мантуе, где в основном пишет оперы для сезона карнавалов, а также инструментальные сочинения для мантуанского герцогского двора.

В 1725 г. выходит из печати один из наиболее знаменитых опусов композитора, носящий подзаголовок «Опыт гармонии и изобретения» (ор. 8). Как и предыдущие, сборник составлен из скрипичных концертов (здесь их 12). Первые 4 концерта этого опуса названы композитором, соответственно, «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». В современной исполнительской практике они нередко объединяются в цикл «Времена года » (такого заголовка в оригинале нет). По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г. он заявил некоему английскому путешественнику Э. Холдсуорту о своем намерении отказаться от дальнейших публикаций, поскольку в отличие от печатных рукописные копии стоили дороже. В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

Конец 20-х - 30-е гг. часто называют «годами путешествий» (предп. в Вену и Прагу). В августе 1735 г. Вивальди вернулся было к должности капельмейстера оркестра Pieta, но комитету управляющих не понравилась страсть подчиненного к путешествиям, и в 1738 г. композитор был уволен. Одновременно Вивальди продолжал упорно работать в жанре оперы (одним из его либреттистов был знаменитый К. Гольдони), при этом он предпочитал лично участвовать в постановке. Однако оперные спектакли Вивальди особого успеха не имели, особенно после того, как композитор был лишен возможности выступить в роли постановщика своих опер в театре Феррары из-за запрета кардинала въезжать в город (композитору инкриминировалась любовная связь с Анной Жиро, бывшей его ученицей, и отказ «рыжего монаха» служить мессу). В результате оперная премьера в Ферраре потерпела провал.

В 1740 г. незадолго до смерти Вивальди отправился в свое последнее путешествие в Вену. Причины его внезапного отъезда неясны. Умер он в доме вдовы венского шорника по фамилии Валлер и был нищенски похоронен. Вскоре после смерти имя выдающегося мастера было забыто. Почти через 200 лет, в 20-х гг. XX в. итальянский музыковед А. Джентили обнаружил уникальную коллекцию манускриптов композитора (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вокальные сочинения). С этого времени начинается подлинное возрождение былой славы Вивальди. Нотное издательство «Рикорди» в 1947 г. начало выпускать полное собрание сочинений композитора, а фирма «Филипс» приступила недавно к реализации не менее грандиозного замысла - публикации «всего» Вивальди в грамзаписи. В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов. Велико творческое наследие Вивальди. Согласно авторитетному тематико-систематическому каталогу Петера Риома (междунар. обозн. - RV), оно охватывает более 700 названий. Главное место в творчестве Вивальди занимал инструментальный концерт (всего сохр. ок. 500). Излюбленным инструментом композитора была скрипка (ок. 230 концертов). Кроме того, он писал концерты для двух, трех и четырех скрипок с оркестром и basso continue, концерты для виолы д’амур, виолончели, мандолины, продольной и поперечной флейт, гобоя, фагота. Известно более 60 концертов для струнного оркестра и basso continue, сонаты для различных инструментов. Из более чем 40 опер (авторство Вивальди в отношении которых с точностью установлено) сохранились партитуры лишь половины из них. Менее популярны (но не менее интересны) его многочисленные вокальные сочинения - кантаты, оратории, сочинения на духовные тексты (псалмы, литании, «Gloria» и т. п.).

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки. Некоторые из них относятся к первому исполнителю (концерт «Карбонелли», RV 366), другие - к празднику, во время которого впервые исполнялось то или иное сочинение («На празднество Св. Лоренцо», RV 286). Ряд подзаголовков указывает на какую-то необычную деталь исполнительской техники (в концерте под назв. «L’ottavina», RV 763, все solo скрипки должны играться в верхней октаве). Наиболее же типичны заголовки, характеризующие преобладающее настроение - «Отдых», «Тревога», «Подозрение» или «Гармоническое вдохновение», «Цитра» (последние два - названия сборников скрипичных концертов). При этом, даже в тех произведениях, названия которых, казалось бы, указывают на внешние изобразительные моменты («Буря на море», «Щегленок», «Охота» и т. п.), главным для композитора всегда остается передача общего лирического настроения. Относительно развернутой программой снабжена партитура «Времен года». Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

С. Лебедев

Замечательные произведения А. Вивальди имеют огромную, всесветную известность. Его творчеству посвящают вечера современные знаменитые ансамбли (Московский камерный оркестр под управлением Р. Баршая, «Римские виртуозы» и др.) и, пожалуй, после Баха и Генделя, Вивальди - самый популярный среди композиторов эпохи музыкального барокко. В наши дни он словно получил вторую жизнь.

Широкой известностью он пользовался при жизни, был создателем сольного инструментального концерта. С творчеством Вивальди связано развитие этого жанра во всех странах в течение всего доклассического периода. Концерты Вивальди служили образцом для Баха, Локателли, Тартини, Леклера, Бенды и др. Бах переложил для клавира 6 скрипичных концертов Вивальди, из 2-х сделал органные концерты и один переработал для 4-х клавиров.

«В то время, когда Бах был в Веймаре, весь музыкальный мир восхищался своеобразием концертов последнего (т. е. Вивальди.- Л. Р.),. Бах переложил концерты Вивальди не для того, чтобы сделать их доступными для широких кругов, и не для того, чтобы учиться на них, но только потому, что это доставляло ему удовольствие. Несомненно, он извлек пользу у Вивальди. Он учился у него ясности и стройности построения. совершенной скрипичной технике, основанной на певучести...»

Однако, будучи весьма популярным в течение первой половины XVIII столетия, Вивальди позднее был почти забыт. «В то время, как после смерти Корелли, - пишет Пеншерль, - память о нем с годами все более укреплялась и приукрашивалась, Вивальди, едва ли не менее известный при жизни, буквально исчез через несколько пятилетий и материально и духовно. Его творения сходят с программ, стираются из памяти даже черты его облика. О месте и дате его кончины существовали лишь догадки. В течение долгого времени словари повторяют о нем лишь скудные сведения, наполненные общими местами и изобилующие ошибками..».

Еще недавно Вивальди интересовал лишь историков. В музыкальных школах на начальных этапах обучения штудировали 1-2 из его концертов. В середине XX века внимание к его творчеству стремительно возросло, усилился интерес к фактам его биографии. И все же до сих пор мы знаем о нем очень мало.

Совершенно неверны были представления о его наследии, из которого большая часть оставалась в безвестности. Только в 1927-1930 годах туринскому композитору и исследователю Альберто Джентили удалось обнаружить около 300 (!) автографов Вивальди, бывших собственностью семейства Дураццо и хранившихся на их генуэзской вилле. Среди этих рукописей -19 опер, оратория и несколько томов церковных и инструментальных сочинений Вивальди. Основана была эта коллекция князем Джакомо Дураццо, меценатом, с 1764 года австрийским посланником в Венеции, где он кроме политической деятельности занимался собиранием образцов искусства.

Согласно завещанию Вивальди они не подлежали публикации, но Джентили добился передачи их в Национальную библиотеку и тем самым предал гласности. К их изучению приступил австрийский ученый Вальтер Коллендер, утверждающий, что Вивальди опередил на несколько десятилетий развитие европейской музыки в использовании динамики и чисто технических приемов скрипичной игры.

По последним данным известно, что Вивальди написал 39 опер, 23 кантаты, 23 симфонии, множество церковных сочинений, 43 арии, 73 сонаты (трио и сольные), 40 concerti grossi; 447 сольных концертов для разнообразных инструментов: 221 для скрипки, 20 для виолончели, 6 для виоль дамур, 16 для флейты, 11 для гобоя, 38 для фагота, концерты для мандолины, валторны, трубы и для смешанных составов: деревянных со скрипкой, для 2-х скрипок и лютни, 2-х флейт, гобоя, английского рожка, 2-х труб, скрипки, 2-х альтов, смычкового квартета, 2-х чембало и т. д.

Точно день рождения Вивальди неизвестен. Пеншерль сообщает лишь приблизительную дату - несколько ранее 1678 года. Отец его Джованни-Баттиста Вивальди был скрипачом в герцогской капелле св. Марка в Венеции, причем исполнителем первоклассным. По всей вероятности сын получил скрипичное образование у отца, композиции же обучался у Джованни Легренци, который возглавлял венецианскую скрипичную школу во второй половине XVII века, был выдающимся композитором, особенно в области оркестровой музыки. Очевидно от него Вивальди унаследовал страсть к экспериментированию инструментальными составами.

В юном возрасте Вивальди поступил в ту же капеллу, где отец работал руководителем, а позднее заменил его в этой должности.

Однако профессиональная музыкальная карьера вскоре дополнилась духовной - Вивальди стал священником. Это произошло 18 сентября 1693 года. До 1696 года он состоял в младшем духовном чине, а полные священнические права получил 23 марта 1703 года. «Рыжий поп» - насмешливо звали Вивальди в Венеции, и это прозвище сохранялось за ним в течение всей жизни.

Получив сан священника, Вивальди не прекратил музыкальных занятий. Вообще церковной службой он занимался недолго - всего один год, после чего ему запретили служить мессы. Биографы дают забавное объяснение этому факту: «Однажды Вивальди служил мессу, и вдруг ему пришла в голову тема фуги; оставив алтарь, он направляется в ризницу, чтобы записать сию тему, а затем возвращается к алтарю. Последовал донос, но инквизиция, считая его музыкантом, то есть как бы сумасшедшим, только тем ограничилась, что запретила ему впредь служить мессу».

Вивальди отрицал подобный случаи и объяснял запрет церковной службы своим болезненным состоянием. К 1737 году, когда он должен был прибыть в Феррару для постановки одной из своих опер, папский нунций Руффо запретил ему въезд в город, выдвинув среди прочих причин и ту, что он не служит обедни. Тогда Вивальди обратился письмом (16 ноября 1737 г.) к своему покровителю маркизу Гвидо Бентивольо: «Уже 25 лет как я не служу обедни и никогда в дальнейшем не буду ее служить, но не по запрещению, как быть может донесли вашей милости, но вследствие собственного решения, вызванного болезнью, меня угнетающей со дня моего рождения. Когда я был рукоположен священником, я служил год или год с небольшим мессу, потом перестал это делать, вынужденный трижды покинуть алтарь, не окончив ее по причине болезни. Вследствие этого я живу почти всегда дома и выезжаю только в карете или гондоле, потому что не могу ходить из-за болезни груди или вернее стесненности груди. Ни один вельможа не зовет меня в свой дом, даже наш принц, так как все знают о моей болезни. После трапезы я могу обычно совершить прогулку, но пешком никогда. Вот причина, почему я не отправляю обедни». Письмо любопытно тем, что содержит некоторые бытовые подробности жизни Вивальди, видимо протекавшей замкнуто в пределах собственного дома.

Вынужденный отказаться от церковной карьеры, Вивальди в сентябре 1703 года поступил в одну из венецианских консерваторий, носившую название «Музыкальная семинария странноприимного дома благочестия», на должность «маэстро скрипки», с содержанием в 60 дукатов в год. Консерваториями в те времена назывались детские приюты (госпитали) при церквах. В Венеции их было четыре для девочек, в Неаполе четыре для мальчиков.

Известный французский путешественник де Бросс оставил следующее описание венецианских консерваторий: «Превосходна здесь музыка госпиталей. Их четыре, и они заполнены незаконнорожденными девушками, а также сиротами или теми, кого не в состоянии воспитывать родители. Они воспитываются на средства государства и их учат преимущественно музыке. Они поют как ангелы, играют на скрипке, флейте, органе, гобое, виолончели, фаготе, словом нет такого громоздкого инструмента, который заставил бы их устрашиться. В каждом концерте участвует по 40 девушек. Клянусь вам, нет ничего привлекательнее, чем видеть юную и прекрасную монахиню, в белой одежде, с букетами цветов граната на ушах, отбивающей такт со всей грацией и точностью».

Восторженно писал о музыке консерваторий (особенно при Mendicanti - церкви нищенствующих) Ж.-Ж. Руссо: «По воскресеньям в церквах каждый из этих четырех Scuole во время вечерни полным хором и оркестром исполняются мотеты, сочиненные величайшими композиторами Италии, под их личным управлением, исполняются исключительно молодыми девушками, самой старшей из которых нет и двадцати лет. Они находятся на трибунах за решетками. Ни я, ни Каррио никогда не пропускали этих вечерен у Mendicanti. Но меня приводили в отчаяние эти проклятые решетки, пропускавшие лишь звуки и скрывавшие достойных этих звуков лики ангелов красоты. Я только и говорил об этом. Однажды я сказал то же самое г. де Блону».

Де Блон, принадлежавший к администрации консерватории, представил Руссо певицам. «Подойдите, София», - она была ужасна. «Подойдите, Каттина»,- она была кривой на один глаз. «Подойдите, Беттина»,- ее лицо было обезображено оспой». Однако «безобразие не исключает обаяния, и они им обладали», - добавляет Руссо.

Поступив в Консерваторию благочестия, Вивальди получил возможность работать с имевшимся там полным оркестром (с духовыми и органом), считавшимся лучшим в Венеции.

О Венеции, ее музыкально-театральной жизни и консерваториях можно судить по следующим прочувствованным строкам Ромена Роллана: «Венеция была в то время музыкальной столицей Италии. Там во время карнавала каждый вечер шли представления в семи оперных театрах. Каждый вечер заседала Музыкальная академия, то есть происходило музыкальное собрание, иногда же таких собраний бывало по два или по три в вечер. В церквах происходили каждый день музыкальные торжества, концерты, длившиеся по нескольку часов при участии нескольких оркестров, несколько органов и нескольких перекликающихся хоров. По субботам же и воскресеньям служили знаменитые вечерни в госпиталях, этих женских консерваториях, где учили музыке сироток, девочек-найденышей, или просто девочек, обладавших красивыми голосами; они давали оркестровые и вокальные концерты, по которым вся Венеция сходила с ума..».

К концу первого года службы Вивальди получил звание «маэстро хора», дальнейшее его продвижение не известно, несомненно лишь, что он выполнял обязанности преподавателя скрипки и пения, а также с перерывами - руководителя оркестра и композитора.

В 1713 году он получил отпуск и, по мнению ряда биографов, совершил путешествие в Дармштадт, где в течение трех лет работал в капелле герцога Дармштадтского. Однако Пеншерль утверждает, что в Германию Вивальди не выезжал, а работал в Мантуе, в капелле герцога, причем не в 1713, а с 1720 по 1723 год. Пеншерль доказывает это ссылкой на письмо Вивальди, который писал: «В Мантуе я был три года на службе у благочестивого принца Дармштадтского», а время пребывания там определяет по тому факту, что звание маэстро капеллы герцога появляется на титульных листах печатных сочинений Вивальди только после 1720 года.

С 1713 по 1718 годы Вивальди жил в Венеции почти непрерывно. В это время почти ежегодно ставились его оперы, причем первая - в 1713 году.

К 1717 году слава Вивальди необычайно выросла. К нему приезжает учиться известный немецкий скрипач Иоганн Георг Пизендель. Вообще же Вивальди обучал главным образом исполнителей для оркестра консерватории, причем не только инструменталистов, но и певцов.

Достаточно сказать, что он был воспитателем таких крупных оперных певиц как Анна Жиро и Фаустина Бодони. «Он подготовил певицу, носившую имя Фаустины, которую заставлял подражать голосом всему, что можно было в его время исполнить на скрипке, флейте, гобое.».

С Пизенделем Вивальди очень подружился. Пеншерль приводит следующий рассказ И. Гиллера. Однажды Пизендель прогуливался по площади св. Марка с «Рыжим попом». Вдруг он прервал беседу и тихо приказал сейчас же вернуться домой. Оказавшись дома, объяснил причину внезапного возвращения: продолжительное время четыре сбира следовали и наблюдали за молодым Пизенделем. Вивальди поинтересовался, не говорил ли его ученик где-либо каких-то предосудительных слов, и потребовал, чтобы тот никуда не выходил из дома, пока он сам не выяснит дела. Вивальди повидался с инквизитором и узнал, что Пизенделя приняли за какую-то подозрительную личность, с которой он имел сходство.

С 1718 по 1722 год Вивальди не числится в документах Консерватории благочестия, что подтверждает возможность его отъезда в Мантую. Вместе с тем он периодически появлялся в родном городе, где продолжали ставить его оперы. В консерваторию он возвратился в 1723 году, но уже как знаменитый композитор. По новым условиям он был обязан писать по 2 концерта в месяц, с вознаграждением по цехину за концерт и дирижировать 3-4 репетициями к ним. Выполняя эти обязанности, Вивальди совмещал их с длительными и далекими поездками. «Уже 14 лет, - писал Вивальди в 1737 году, - как я вместе с Анной Жиро путешествую по многочисленным городам Европы. Я провел три карнавальных сезона в Риме из-за оперы. Я был приглашен в Вену». В Риме он самый популярный композитор, его оперному стилю подражают все. В Венеции в 1726 году он выступает как дирижер оркестра в театре св. Анджело, видимо в 1728 году едет в Вену. Затем следуют три года, лишенные всяких данных. И снова некоторые введения о постановках его опер в Венеции, Флоренции, Вероне, Анконе проливают скудный свет на обстоятельства его жизни. Параллельно с 1735 по 1740 год продолжается его служба в Консерватории благочестия.

Точная дата смерти Вивальди неизвестна. Большинство источников указывает 1743 год.

Сохранилось пять портретов великого композитора. Самый ранний и самый достоверный, по-видимому, принадлежит П. Гецци и относится к 1723 году. «Рыжий поп» изображен по грудь в профиль. Лоб слегка покатый, длинные волосы завиты, подбородок заострен, живой взгляд полон воли и любопытства.

Вивальди был очень болезнен. В письме к маркизу Гвидо Бентиволио (16 ноября 1737 г.) он пишет, что вынужден совершать свои путешествия в сопровождении 4-5 лиц - и все из-за болезненного состояния. Однако болезнь не мешала ему быть чрезвычайно деятельным. Он в бесконечных разъездах, сам руководит постановками опер, обсуждает роли с певцами, борется с их капризами, ведет обширную переписку, дирижирует оркестрами и успевает написать неимоверное количество произведений. Он весьма практичен и умеет устраивать свои дела. Де Бросс сообщает иронически: «Вивальди сделался одним из моих близких друзей, чтобы продавать мне подороже свои концерты». Он низкопоклонничает перед сильными мира сего, расчетливо выбирая покровителей, ханжески религиозен, хотя отнюдь не склонен лишать себя мирских удовольствий. Будучи католическим священником, и по законам этой религии лишенный возможности жениться, он находился много лет в любовной связи со своей воспитанницей певицей Анной Жиро. Их близость причиняла Вивальди большие неприятности. Так, папский легат в Ферраре в 1737 году отказал Вивальди во въезде в город отнюдь не только потому, что ему было запрещено отправление церковных служб, но в значительной степени по причине этой предосудительной близости. Знаменитый итальянский драматург Карло Гольдони писал, что Жиро была некрасива, но привлекательна - имела тонкую талию, прекрасные глаза и волосы, очаровательный ротик, обладала слабым голосом и несомненным сценическим дарованием.

Лучшее описание личности Вивальди содержится в «Воспоминаниях» Гольдони.

Однажды Гольдони предложили внести некоторые изменения в текст либретто оперы «Гризельда» с музыкой Вивальди, постановка которой готовилась в Венеции. Для этой цели он отправился к Вивальди на квартиру. Композитор принял его с молитвенником в руках, в комнате, заваленной нотами. Он очень удивился, что вместо старого либреттиста Лалли изменения должен делать Гольдони.

«- Я хорошо знаю, дорогой мой сударь, что у вас есть поэтическое дарование; я смотрел вашего «Велизария», который мне очень понравился, но тут совсем другое: можно создать трагедию, эпическую поэму, если хотите, и все же не справиться с четверостишием для переложения на музыку.
- Доставьте мне удовольствие познакомиться с вашей пьесой.
- Пожалуйста, пожалуйста, с удовольствием. Куда только я засунул «Гризельду»? Она же была здесь. Deus, in adjutorium meum intende, Domine, Domine, Domine. (Боже, сниди ко мне! Господи, господи, господи). Она только что была под руками. Domine adjuvandum (Господи, помоги). Ах, вот она, посмотрите, сударь, эту сцену между Гуальтьере и Гризельдой, это очень увлекательная, умилительная сцена. Автор закончил ее патетической арией, но синьорина Жиро не любит унылых песен, ей хотелось бы чего-нибудь выразительного, возбуждающего, арии, выражающей страсть разными приемами, например словами, прерываемыми вздохами, с действием, движением. Не знаю, понимаете ли вы меня?
- Да, сударь, я уже понял, к тому же, я уже имел честь слышать синьорину Жиро, и я знаю, что ее голос не из сильных.
- Как, сударь, вы оскорбляете мою ученицу? Ей все доступно, она все поет.
- Да, сударь, вы правы; дайте мне книгу и разрешите приступить к работе.
- Нет, сударь, я не могу, она мне нужна, я очень озабочен.
- Ну, если, сударь, вы так заняты, то дайте мне ее на одну минуту и я немедленно вас удовлетворю.
- Немедленно?
- Да, сударь, немедленно.
Аббат, посмеиваясь, дает мне пьесу, бумагу и чернильницу, снова принимается за молитвенник и, прогуливаясь, читает свои псалмы и песнопения. Я прочел уже известную мне сцену, припомнил пожелания музыканта и меньше чем через четверть часа набросал на бумаге арию из 8 стихов, разделенную на две части. Зову мою духовную особу и показываю работу. Вивальди читает, лоб его разглаживается, он перечитывает, издает радостные восклицания, бросает на пол свой требник и зовет синьорину Жиро. Она появляется; ну, говорит он, вот редкостный человек, вот превосходный поэт: прочтите эту арию; синьор сделал ее не вставая с места за четверть часа; затем обращаясь ко мне: ах, сударь, извините меня. - И он обнимает меня, клянясь, что отныне я буду его единственным поэтом».

Пеншерль заканчивает посвященный Вивальди труд следующими словами: «Вот таким нам рисуется Вивальди, когда мы объединяем все отдельные о нем сведения: созданный из контрастов, слабый, больной, и тем не менее живой как порох, готовый раздражиться и тут же успокаиваться, переходить от мирской суеты к суеверной набожности, упрямый и вместе с тем когда нужно сговорчивый, мистик, однако готовый спуститься на землю, когда дело идет о его интересах, и совсем не дурак при устройстве своих дел».

И как это все подходит к его музыке! В ней возвышенная патетика церковного стиля сочетается с неуемным жизненным пылом, высокое смешивается с бытовым, отвлеченное с конкретным. В его концертах звучат суровые фуги, скорбные величавые адажио и наряду с ними - песни простого люда, идущая от сердца лирика, веселая пляска. Он пишет программные произведения - знаменитый цикл «Времена года» и снабжает каждый концерт фривольными для аббата буколическими стансами:

Весна пришла, торжественно оповещает.
Веселый хоровод ее, и песнь в горах звучит.
И ручеек навстречу ей приветливо журчит.
Зефира веянье природу всю ласкает.

Но потемнело вдруг, зарницы заблистали,
Весны предвестник - гром пронесся по горам
И вскоре смолк; а жаворонка песни,
Раздавшись в синеве, несутся по долам.

Там, где ковер цветов долины покрывает,
Где дерево и лист под ветерком дрожат,
Со псом у ног там пастушок мечтает.

И снова может Пан внимать волшебной флейте
Под звук ее танцуют снова нимфы,
Приветствуя Волшебницу-весну.

В «Лете» Вивальди заставляет куковать кукушку, ворковать горлицу, чирикать щегленка; в «Осени» начинает концерт песней поселян, возвращающихся с полей. Поэтические картины природы создает он и в других программных концертах, таких как «Буря на море», «Ночь», «Пастораль». Есть у него и концерты, рисующие душевное состояние: «Подозрение»», «Отдохновение», «Беспокойство». Два его концерта на тему «Ночь» могут считаться первыми симфоническими ноктюрнами в мировой музыке.

Сочинения его поражают богатством фантазии. Имея в своем распоряжении оркестр, Вивальди непрерывно экспериментирует. Солирующие инструменты в его сочинениях то сурово-аскетичны, то легкомысленно-виртуозны. Моторность в одних концертах уступает место щедрой песенности, мелодичности - в других. Красочные эффекты, игра тембров, как например, в средней части Концерта для трех скрипок с очаровательным звучанием pizzicato почти «импрессионистичны».

Вивальди творил с феноменальной быстротой: «Он готов биться об заклад в том, что сможет сочинить концерт со всеми его партиями быстрее, чем писец сумеет его переписать», - писал де Бросс. Может быть, отсюда и проистекает та непосредственность, свежесть музыки Вивальди, вот уже более двух столетий восхищающая слушателей.

Л. Раабен, 1967 год

Итальянский композитор Antonio Vivaldi (Антонио Вивальди) известен нам как автор скрипичных концертов «Времена года» и один из главных представителей скрипичного искусства Италии 18-го века. Вивальди экспериментировал с музыкальными тембрами и придал скрипке новое звучание, сделав ее более удобным и по-настоящему концертным инструментом. Его гармоничную музыку слушают и сегодня для того, чтобы поднять настроение, улучшить работоспособность или расслабиться.

Антонио Вивальди родился в Венеции в 1678 году. Он появился на свет 7-месячным, с родовой травмой – сдавленной грудью, из-за этого музыкант всю жизнь страдал астмой. Припадки удушья практически не позволяли ходить по лестницам и совершать пешие прогулки. Из-за слабого здоровья родители решили определить мальчика в священники: они предполагали, что наличие сана, независимо от его здоровья и успехов, всегда обеспечит положение в обществе.

Служить в церкви Вивальди начал в 15 лет, однако музыка интересовала его куда больше, чем богослужения. Он мог прямо в ходе мессы сослаться на приступ астмы и уйти от алтаря в ризницу, чтобы сделать наброски новой фуги. В итоге начинающий композитор добился своего: молодому Вивальди запретили проводить службы.

Главным учителем музыки в жизни Антонио Вивальди стал его отец Джованни Батиста, который был известным скрипачом-виртуозом. Была у композитора также спутница и муза – певица Анна Жиро. Она жила в доме Вивальди, заботилась о его здоровье и сопровождала в путешествиях.

В 1713 году Антонио Вивальди и его отец упоминаются в путеводителе по Венеции как лучшие скрипачи этого города. К тому времени Вивальди стал оперным композитором. Всего он закончил более 400 крупных инструментальных произведений. Одновременно с этим Вивальди был совладельцем театра «Сант-Анджело», вел его бухгалтерию. Не бросил он и работу в венецианской консерватории «Пиета», для которой писал музыку. В свободное время композитор ставил свои оперы в других городах. Удивительно, что все это делал человек, который без посторонней помощи не мог дойти от двери до поданной кареты. Кстати, театр «Сант-Анджело» был выбран Вивальди именно потому, что он находился ближе всего к его дому.

В 1718 году Антонио Вивальди уехал работать в другой итальянский город – Мантую. Здесь он занял должность капельмейстера при дворе князя и губернатора. Через несколько лет Вивальди вернулся в Венецию, и уже оттуда впервые привез свою оперу «Геркулес на Термодонте» в Рим. Римлянам постановки понравились настолько сильно, что композитор удостоился аудиенции у самого папы.

Многие композиторы того времени испытывали финансовые трудности, коснулось это и Вивальди. Переменчивые музыкальные вкусы аудитории сделали его музыку устаревшей, а у публики появились новые кумиры. Одним из них был немецкий композитор Иоганн Адольф Хассе, работавший в то время в Венеции.

В 1740 году Вивальди отправился в Вену с надеждой поправить свое материальное положение при дворе императора Карла VI. Однако вскоре после приезда композитора его могущественный почитатель умер. В Вене началась война за австрийское наследство, и о Вивальди все забыли. Он умер в нищете в 1741 году и был похоронен на кладбище для бедняков. Место его погребения в Вене не сохранилось.

Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.

Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.


Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.


С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещенных и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.


Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.


С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.


Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.


Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

  • Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
  • Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
  • Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).

  • У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
  • Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» - песня группы Secret Garden.
  • Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении – одна из самых популярных в мире мелодий.

Дискография

Оперы:

  • «Оттон в деревне», 1713;
  • «Роланд, мнимый безумец», 1714;
  • «Арсильда, царица Понта», 1716;
  • «Коронация Дария»,1717;
  • «Артабан», 1718;
  • «Теузоне», 1719
  • «Тит Манлий», 1719;
  • «Фарначе», 1727 и другие.

Хоровая и вокальная музыка:

  • Sacrum (месса);
  • Laudate Dominum omnes gentes;
  • Stabat Mater и другие.
  • Псалмы:
  • Beatus vir;
  • Confitebor tibi Domine;
  • Dixit Dominus;
  • Lauda Jerusalem и другие.

Оратории:

  • «Торжествующая Юдифь», 1716;
  • «Поклонение трёх волхвов Младенцу Иисусу», 1722;
  • «Большая кантата «Глория и Гименей», 1721.
  • Кантаты для голоса с сопровождением:
  • «Под сенью прекрасного бука»;
  • «Мой взгляд к нему направлен»;
  • «Амур, ты победил»;
  • «Исчезли вы, дни золотые»;
  • «Так плачьте, источники слёз» и другие.

Инструментальные концерты и сонаты, в том числе:

  • «Буря на море»;
  • «Удовольствие»;
  • «Охота»;
  • «Времена года»;
  • «Ночь»;
  • «Щегленок»;
  • «Прелюдия».

Антонио Вивальди родился в Венеции 4-ого марта 1678 года. Хотя он стал священником в 1703 году, согласно его собственному отзыву, в течение года после того, как он был назначен священником, Вивальди больше не желал служить мессу из-за физических жалоб ("плотность в груди"), указывая на стенокардию, астматический бронхит, или нервное расстройство.

Также возможно, что Вивальди изображал болезнь - есть история, что он иногда оставлял алтарь, чтобы быстро кратко записать музыкальную идею в ризнице. В любом случае он стал священником против своего собственного желания, возможно, потому что в своё время обучение духовенству часто было единственным возможным путем для бедной семьи, чтобы получить бесплатное образование.

Хотя он написал много прекрасных и незабываемых концертов, таких как Четыре Сезона и Опус 3 , например, он также написал много работ, которые походят на упражнения с пятью пальцами для студентов.

Вивальди большую часть срока своей службы провел в Оспедале Дела Пьета. Часто называемый "приютом", фактически это был дом для женского потомства дворян и их многочисленных любовниц. Оспедале был, таким образом, хорошо обеспечен "анонимными" отцами; ее обстановка была богатой, о молодых особах хорошо заботились, и музыкальные стандарты преподавались им на самом высоком уровне.

Многие из концертов Вивальди были действительно упражнениями, которые он играл со своими многими талантливыми учениками. В 1709 году он стал там учителем скрипки. Он также оставался активным как композитор - в 1711 году он представил двенадцать концертов, которые он написал, и они были изданы в Амстердаме издателем музыки Эстинн Роджером под названием l"Estro armonico (Гармоническое Вдохновение).

В 1713 году, Вивальди дали отпуск на месяц, чтобы организовать свою первую оперу, Oттон на вилле, в Виченце. В сезон 1713-4 гг. он еще раз был привязан к Театро Сан Анжело, где он поставил оперу с композитором Джованни Альберто Ростори (Giovanni Alberto Rostori) (1692-1753 гг.).

В 1720 году Вивальди вернулся в Венецию, где он снова организовал новые оперы, написанные для Театро Сан Анжело. В Мантуе он завел знакомство с певицей Анной Гирауд (или Жиро), и она стала жить с ним. Вивальди утверждал, что она была не больше, чем домоправительницей и хороший друг, точно так же как сестра Анны, Паолина, которая также разделила его дом. Вивальди остался вместе с нею до своей смерти.

В Риме Вивальди нашел патрона в лице кардинала Пьетро Оттобони, великого любителя музыки, который ранее был патроном Арканжело Корелли. Говорят, что сам папа римский попросил Вивальди приехать и играть для него в частной аудитории.

Между 1725 и 1728 годами премьеры приблизительно восьми опер были представлены в Венеции и Флоренции. Аббат Конти написал своему современнику о Вивальди: "Через меньше, чем три месяца Вивальди составил три оперы, две для Венеции и одну для Флоренции". В 1730 Вивальди, его отец, и Анна Гирауд поехали в Прагу. В этом любящем музыку городе Вивальди встретил венецианскую оперную компанию, которая между 1724 и 1734 гг. организовала приблизительно шестьдесят опер в театре графа Франца Антона фон Спорка.

В сезон 1730-1731 гг. две новых оперы Вивальди были премьерированы там. В конце 1731 года Вивальди вернулся в Венецию, но в начале 1732 года он уехал снова в Мантую и Верону. В Мантуе опера Вивальди Semimmide была поставлена, а в Вероне, по случаю открытия нового Театро Филармонико, La fida Ninfa..

После его пребывания в Праге, Вивальди сконцентрировался, главным образом, на операх. В 1738 году Вивальди был в Амстердаме, где он провел праздничный вводный концерт для 100-ой годовщины Театра Schouwburg. Возвращаясь в Венецию, которая тогда переносила серьезный экономический спад, он ушел из Оспедале в 1740 году, планируя переехать в Вену при патронаже своего поклонника Карла VI.

Его пребывание в Вене должно было недолгим, однако, поскольку он умер 28-ого июля 1741 года от "внутреннего огня" (вероятно астматический бронхит, от которого он страдал всю свою жизнь), и, как Моцарт пятьдесят лет спустя, получил скромные похороны. Анна Гирауд вернулась в Венецию, где она умерла в 1750 году.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Университет Культуры и Искусств

Антонио Вивальди. Жизнь и творчество

Выолнила:

Шилова Софья

Группа 435-з

Москва 2014

ВИВАЛЬДИ АНТОНИО (1678-1741)

Итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог эпохи Барокко

Антомнио Люмчио Вивамльди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция -- 28 июля 1741, Вена) --итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник. Вивальди считается одним из крупнейших представителей итальянского скрипичного искусства XVIII века , при жизни получил широкое признание во всей Европе. Мастер ансамблево-оркестрового концерта -- кончерто гроссо, автор девяноста опер. Вивальди в основном известен благодаря своим инструментальным концертам, в особенности для скрипки. Его наиболее известной работой является цикл из четырёх скрипичных концертов «Времена года».

Рождение и детство вивальди барокко соната концерт

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции, являвшейся в ту пору столицей Венецианской республики. До середины XX века исследователями биографии Вивальди предполагались различные даты рождения композитора, встречались утверждения, что он родился в 1675 году, приводились и иные даты. Обнаруженные в январе1963 года английским ученым Эриком Полом (Eric Paul) записи церковного прихода Святого Иоанна в Брагоре (предместье Венеции) позволили окончательно установить дату рождения композитора. Согласно этим записям, Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года и в тот же день был крещён в этом соборе. Крещение было срочно произведено акушеркой, так как мальчик родился хилым и был под угрозой смерти .

Далёкие предки Антонио были уважаемыми людьми в Брешии, где в 1655 году родился и отец композитора, Джованни Баттиста (1655--1736). В десять лет Джованни переехал с матерью в Венецию, где обучался парикмахерскому ремеслу. В то время в итальянских цирюльнях для занятия свободного времени клиентов, как правило, держали различные музыкальные инструменты. Джованни время от времени музицировал на скрипке и впоследствии полностью посвятил себя музыке.

В 1677 году Джованни женится на Камилле Каликкьо (1655--1728) и годом позже у них рождается сын -- Антонио. Согласно церковным записям, у Антонио было три сестры -- Маргарита Габриэла, Чечилия Мария и Дзанетта Анна, и два брата -- Бонавентура Томасо и Франческо Гаэтано, которые продолжили дело отца и стали впоследствии цирюльниками.

В 1685 году имя Джованни Баттисты значилось в списке создателей музыкального сообщества «Sovvegno dei musicisti de Santa Secilia», директором которого был известный композитор, автор ряда опер Джованни Легренци. Впоследствии Джованни стал главным скрипачом в капелле собора Святого Марка. Примечательно, что в те годы его полное имя значилось, как Джованни Баттиста Росси. За непривычный для венецианцев рыжий цвет волос, который Антонио унаследовал от отца, его впоследствии называли «рыжим священником» (итал. il prette rosso). О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал первым музыкальным наставником Антонио, научив его игре на скрипке.

С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, в 1689--1692 годах замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции. Согласно некоторым источникам, Антонио обучался теории музыки и композиции у Джованни Легренци, но учитывая, что Легренци умер в 1690 году, многими исследователями факт наставничества Легренци над юным Антонио ставится под сомнение. Виртуозная игра на скрипке и отголоски в ранних произведениях Антонио музыкального стиля известного римского скрипача Арканджело Корелли стали причиной предположений, что, возможно, Антонио обучался игре на скрипке у этого мастера. Однако на сегодняшний день нет явных свидетельств, подтверждающих это, и временнамя хронология дат церковной службы Антонио не совпадает с датой предполагаемого его обучения в 1703 году в Риме.

Служба отца в церковном соборе и контакты с духовенством повлияли на выбор дальнейшей карьеры юного Антонио. Он принял решение стать священнослужителем, и это вполне объяснимо, так как в Италии тех времён являлось привычным делом совмещение духовной и музыкальной карьер. Вивальди рукоположен в сан священника. На следующий день отслужил первую самостоятельную мессу в церкви Сан-Джованни ин Олео. 1 сентября 1703 годапоступил на службу преподавателем по классу скрипки (maestro di violino) в консерваторию церковного приюта «Пиета», которая славилась, как одна из лучших музыкальных школ для девочек. Позднее стал дирижёром оркестра и руководителем концертов (maestro de concerti), в обязанности Вивальди входило сочинение музыки для многочисленных светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта он совмещал с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы -- сам Антонио объяснял своё отрешение тем, что из-за мучивших его приступов астмы был вынужден часто прерывать ведение службы, однако вокруг этого отрешения родилось немало слухов и пересудов --Григорий Орлов, например, писал по этому поводу, что Вивальди позволял себе посреди службы вдруг убежать в ризницу, чтобы немедленно записать пришедшую ему в голову мелодию новой фуги.

В 1703 году Вивальди получил заказ от графини Лукреции Тревизан отслужить 90 обетных заутреней в церкви Святого Иоанна. 17 августа 1704 получил дополнительное вознаграждение за преподавание игры на viola d"amore. Отслужив половину обетных заутреней, Вивальди отказался по состоянию здоровья от заказа Лукреции Тревизан. В 1705 году издательство Джузеппе Сала в Венеции опубликовало его 12 сонат, обозначенные опусом 1. В последующие годы Вивальди неоднократно обращался к жанру сонаты для одного и нескольких инструментов. Второй опус Вивальди, опубликованный в Венеции издательством Бортоли в 1709 году, включал 12 сонат для скрипки с сопровождением чембало (итальянское название клавесина). В 1706 году состоялось первое публичное выступление Вивальди во дворце французского посольства. Имена виртуозных скрипачей, отца и сына Вивальди, упоминается и в издании «Путеводителя по Венеции», подготовленного итальянским картографом Винченцо Коронелли. В этот период Вивальди переезжает с площади Брагора в новый, более просторный дом в соседнем приходе Сан-Проволо. В 1711 году были опубликованы 12 концертов «L"estro armonico» («Гармоническое вдохновение»). В этом же году он получил твёрдый годовой оклад и стал главным руководителем концертов воспитанниц, с 1713 года директором женской консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа»). В эти годы юный Вивальди усиленно трудится, совмещая преподавательскую и композиторскую деятельность. Его имя становится известным в родной Венеции, а учитывая то, что Венеция в ту пору посещалась большим количеством путешественников, популярность Вивальди распространяется за пределы Венеции. Так, в 1709 году во время представления оратории в «Пиета» Вивальди был представлен датскому королю Фредерику IV, которому впоследствии посвятил 12 скрипичных сонат. В 1712 году, во время пребывания в Венеции, произошла встреча немецкого композитора, капельмейстера из Бреслау Готфрида Штёльцеля (Gottfried Heinrich Stцlzel) с Антонио. Таким образом, Штёльцель был первым немецким музыкантом, лично контактировавшим с Вивальди.

Начало композиторской деятельности. Венеция (1713--1718)

В 1713 году Вивальди написал своё первое произведение, трехактную оперу «Ottone in villa» («Оттон на вилле»), премьера постановки которой произошла 17 мая того же года на сцене венецианского Театро делле Грацие (Teatro delle Grazie). Эта опера представляет собой характерный образец оперы-сериа с её растянутостью действия и запутанной сюжетной интригой. Написанная на либретто Доменико Лалли, с которым Вивальди впоследствии неоднократно сотрудничал, она воссоздает один из эпизодов римской истории. В соответствии с обычаем в качестве солистов, исполнявших и мужские и женские партии, выступали певцы-кастраты. Их исполнение сочетало силу и блеск мужских голосов с лёгкостью и подвижностью женских. По-видимому, постановка имела значительный успех, так как привлекла внимание венецианских импресарио. Вскоре Вивальди получил заказ (scrittura) на новую оперу от Модотто, владельца театра Сан-Анджело, с которым он поддерживал контакт вплоть до своей последней оперы «Фераспе» (1739). Год спустя, в 1714 году, он написал свою вторую оперу «Orlando finto pazzo» («Роланд, мнимый безумец»), написанную на либретто Грацио Браччьоли, представляющую собой свободную переработку известной поэмы «Неистовый Роланд» итальянского поэта Лудовико Ариосто . Вскоре композитор написал две оратории на латинские тексты, «Моисей, бог фараонов» в 1714 году и «Юдифь торжествующая» в 1716 году. Партитура его первой оратории «Моисей, бог фараонов» была впоследствии утеряна. В римской консерватории Святой Сессилии сохранился только текст оратории с указанием имен исполнителей, из которого видно, что все партии, включая мужские персонажи, исполнялись девушками -- воспитанницами. Оратория «Юдифь торжествующая», отличающаяся свежестью мелодического вдохновения и тонкостью оркестрового колорита, относилась к лучшим созданиям Вивальди. С широким признанием таланта композитора и педагога увеличивалось и количество учеников Вивальди, однако ни новые ученики, ни обилие композиторской работы в консерватории «Пиета» не могли отвлечь Вивальди от интенсивной работы в театре. В 1715 году он получил заказ от театра Сан-Анджело -- 12 главных арий в опере «Nerone fatto Cesare» («Нерон, ставший Цезарем»). В 1716 году Вивальди по заказу театра Сан-Анджело написал ещё одну оперу «L"incoronazione di Dario» («Коронация Дария»). В этом же году им была написана опера «La costanza trionfante degl"amori e de gl"odii» («Постоянство, торжествующее над любовью и ненавистью») для второго по значимости венецианского театра Сан-Мозе, с которым композитор был также тесно связан в последующие годы. Премьеры этих опер состоялись на карнавале 1716 года. О том, что Вивальди становится знаменитым не только в Венеции, но и за её пределами, свидетельствует и то, что в 1718 году его опера «Scanderbegh» («Скандербег») ставится на сцене флорентийского театра.

В целом, период с 1713 по 1718 год считается многими исследователями самым продуктивным этапом в творчестве композитора: за эти пять лет он написал в общей сложности восемь опер.

Жизнь в Мантуе (1719--1722)

О периоде жизни композитора с 1719 по 1722 год мало что известно. Судя по письму композитора от 1737 года и его аннотациям к операм, становится ясным, что Вивальди провёл эти годы в городе Мантуя и частично в Германии. На титульном листе либретто к опере «La Verita in Cimento» он называет себя Maestro di Capella di Camera il Principe Filippo Langravio d"Assia Darmstadt из чего следует вывод, что с 1720 года, предположительно по 1723 год, Вивальди служил умаркграфа Филиппа Гессен-Дармштадтского, возглавлявшего в то время войска австрийского императора Карла VI в Мантуе и Неаполе. В Мантуе Вивальди познакомился с оперной певицей Анной Жиро (Anna Giraud), дочерью французского парикмахера. Это знакомство оказало большое влияние на последующую судьбу Вивальди. В своих посланиях к драматургу Карло Гольдони Вивальди представляет ему Анну Жиро как свою «прилежную ученицу». По мнению исследователей, именно Вивальди принадлежит большая заслуга в становлении Анны Жиро как оперной певицы. Это вполне вероятно, так как итальянские оперные композиторы обычно в совершенстве знали секреты вокальной техники. Современники отзывались об Анне как об искусной и одухотворенной певице с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом. Карло Гольдони писал, что «она была некрасива, но очень изящна, имела тонкую талию, красивые глаза, прекрасные волосы, прелестный ротик. У неё был небольшой голосок, но несомненное актерское дарование». Постоянной спутницей Вивальди стала также сестра Анны Жиро, Паолина, которая стала своего рода медицинской сестрой композитора и приняла на себя заботы о здоровье композитора, болевшего бронхиальной астмой. После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника». В Венеции, обе они постоянно жили в доме Вивальди и сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Эти слишком тесные для духовного лица взаимоотношения с сестрами Жиро неоднократно вызывали нарекания со стороны церковников. Этому способствовало и появление огромного количества народных слухов и домыслов вокруг персоны Вивальди. Так, по одному из слухов Вивальди былевнухом. Нарушение норм поведения священника привело к тяжелым для Вивальди последствиям и обострению его отношений с церковной знатьюПапской области. Известно, что в 1738 году кардинал-архиепископ города Феррары запретил Вивальди въехать в город и отслужить мессу ввиду грехопадения композитора . Несмотря на все это, он всегда с большой душевной твёрдостью отстаивал честь и человеческое достоинство спутниц своей жизни, неизменно отзываясь о них с глубоким уважением.

Римский период (1723--1724)

После трёхгодичной службы в Мантуе Вивальди возвратился в Венецию. В 1723 году состоялась его первая поездка в Рим и постановка новой оперы «Ercole sul Termodonte» («Геркулес на Термодонте»). Эта опера произвела большее впечатление на римлян. Известный флейтист, композитор и музыкальный теоретик Иоганн Иохим Кванц, прибывший в Рим через полгода после премьеры оперы, заметил, что «публике так понравился „ломбардский стиль“ Вивальди, что с тех пор не хотела слушать другой музыки» . В феврале 1724 года Вивальди вновь посетил Рим для участия в премьере оперы «Giustino» («Джустино») . Третья опера, «La virtщ trionfante dell"amore, e dell"odio, overo Il Tirane» («Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»), написанная в 1724 году и представленная в том же году на римском карнавале, завершила триумфальный успех произведений композитора в Риме, выступление в котором считалось серьёзным испытанием для любого композитора . В этот же приезд состоялась его аудиенция у папы Бенедикта XIII, которому композитор исполнил отрывки из двух своих произведений. Хотя многие исследователи считают, что Вивальди был принят папой Бенедиктом XIII, по мнению немецкого исследователя Карла Хеллера (Karl Heller) это могла быть и аудиенция у его предшественника, Иннокентия XIII. Если предполагать что Вивальди был принят Бенедиктом XIII, то это означает, что он пробыл в Риме дольше, чем во время своего первого визита, так как Бенедикт XIII был избран папой лишь 29 мая 1724 года . В 1725 году в Амстердаме был издан цикл из 12 концертов «Il Cimento dell"Armonia e dell"Invenzione» («Искус гармонии и инвенции» или «Спор Гармонии с Изобретением»), написанный им приблизительно в 1720 году. Всемирно известные, в России неточно именуемые «Времена года», четыре первые концерта этого цикла уже тогда произвели неизгладимое впечатление на слушателей своей неистовой страстностью и новаторством. Правильное название -- «Четыре времени года» (Le quattro stagione), что прямо отсылает к многозначной символике цикла. Работавший в то время во французском посольстве в Венеции Жан-Жак Руссо высоко ценил музыку Вивальди и любил сам исполнять кое-что из этого цикла на любимой им флейте. Также широко известны концерты Вивальди -- «La notte» (ночь), «Il cardellino» (щеглёнок), для флейты с оркестром, концерт для двух мандолин RV532, отличающиеся художественной изобразительностью и гармонической щедростью, свойственной его произведениям, а также духовные сочинения: «Gloria», «Magnificat», «Stabat Mater», «Dixit Dominus».

В 1735 году вновь недолго был капельмейстером.

Последние годы жизни

Точная дата отъезда из Венеции неизвестна, но предположительно в середине мая 1740 года музыкант окончательно оставляет Венецию и направляется к своему покровителю, императору Карлу VI. Он прибыл в Вену в неудачное время, через несколько месяцев после его прибытия скончался Карл VI, и началась война за австрийское наследство. Вене было не до Вивальди, и композитор ненадолго выехал для поиска новой работы в Дрезден, Саксония, где вероятнее всего и заболел. Всеми забытый, больной и без средств к существованию он вернулся в Вену, где и скончался 28 июля 1741 года. Квартальный врач зафиксировал смерть «преподобного дона Антонио Вивальди от внутреннего воспаления». Похоронен на кладбище для бедняков за скромную плату 19 флоринов 45 крейцеров. Месяц спустя сёстры Маргарита и Дзанетта получили извещение о кончине Антонио. 26 августа судебный пристав описал его имущество в счёт погашения долгов.

Значение Вивальди в истории музыки

Вивальди -- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта -- кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.

Ещё при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга -- Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII--XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX векаитальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора . Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40 . Лишь в 1990-егоды в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».

Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717--1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, -- оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах -- его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».

Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder) .

Антонио Вивальди -- плодовитый композитор. Он является автором 90 опер , в том числе «Роланд Неистовый» (Orlando furioso), «Нерон, ставший Цезарем» (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), «Коронация Дария» (L"incoronazione di Dario, 1716, там же), «Обман, торжествующий в любви» (L"inganno trionfante in amore, 1725, там же), «Фарнак» (1727, там же, позднее также под названием «Фарнак, правитель Понта»), «Кунегонда» (1727, там же), «Олимпиада» (1734, там же), «Гризельда» (1735, театр «Сан-Самуэле», Венеция), «Аристид» (1735, там же), «Тамерлан» (1735,Филармонический театр, Верона), «Оракул в Мессении» (1738, театр «Сант-Анджело», Венеция), «Ферасп» (1739, там же); оратории -- «Моисей, бог фараона» (Moyses Deus Pharaonis, 1714), «Торжествующая Юдифь» (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716), «Поклонение волхвов» (L"Adorazione delli tre Re Magi, 1722) и др.;

44 концерта для струнного оркестра и бассо континуо;

49 кончерти гросси;

352 концертов для одного инструмента с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (253 для скрипки, 26 для виолончели, 6 для виоль д"амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины);

38 концертов для 2 инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин);

32 концерта для 3 и более инструментов с сопровождением струнного оркестра и/или бассо континуо.

Одно из самых известных произведений -- первые 4 концерта из 8-го опуса, цикла из 12 скрипичных концертов -- «Четыре времени года» -- ранний образец программной симфонической музыки. Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои,валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.

Вивальди в искусстве

Сохранилось несколько произведений искусства, на которых изображен Вивальди. Так, в 1723 и 1725 годах портреты композитора были написаны французским художником Франсуа Морелон дё ля Кавэ, однако наиболее известный цветной портрет -- это лишь предполагаемый портрет Вивальди, так как подписи его фамилии на нём нет, а предположение, что на нём изображён величайший композитор, сделано лишь из-за того, что портрет обнаружен в Венеции и изображает скрипача (а Вивальди был скрипачом-виртуозом). Внешнее несходство этого портрета с остальными и отсутствие на нём инициалов композитора дают основания сомневаться в том, что цветной портрет действительно изображает Вивальди. Одна из картин хранится в Международном музее музыки (итал. Museo internazionale e biblioteca della musica) в Болонье. В 1723 году итальянским художником Пьер Леоне Гецци была нарисована карикатура на композитора -- «Рыжий священник».

Именем Антонио Вивальди названы:

кратер на планете Меркурий.

итальянский институт в Сиене , (возглавлял Франческо Малипьеро).

Литература[править | править вики-текст]

Барбье П. Венеция Вивальди: Музыка и праздники эпохи барокко = La Venise de Vivaldi: Musique et fкtes baroques. -- СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2009. -- С. 280. -- ISBN 978-5-89059-140-1.

Вирджилио Боккарди. Вивальди. -- Жизнь замечательных людей (Том 1085). -- М.: Молодая гвардия, 2007. -- С. 272. -- ISBN 978-5-235-03014-5.

Eleanor Selfridge-Field A new chronology of Venetian opera and related genres, 1660-1760. The calendar of Venetian opera. -- Stanford University Press, 2007. -- С. 778. -- ISBN 978-0-80474-4379.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Итальянская скрипичная школа и развитие жанров инструментальной и скрипичной музыки. Творческий вклад А. Вивальди в развитие инструментального концерта. Анализ наиболее известных произведений композитора: "Времена года" и скрипичный концерт "A-moll".

    курсовая работа , добавлен 12.06.2012

    Ознакомление с особенностями музыки барокко, правилами ее переходов и контрастов. Рассмотрение музыкального наследия Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Вольфганга Амадея Моцарта, Георга Фридриха Генделя. Украшательство, пестрота русского барокко.

    презентация , добавлен 18.10.2015

    Обобщение стилевых особенностей эволюции жанра инструментального концерта в историческом, культурологическом контекстах. Характерные особенности западноевропейского музыкального барокко. Композиционные особенности концерта для скрипки а-moll А. Вивальди.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Изучение биографии и творческой деятельности А. Вивальди - крупнейшего представителя итальянского скрипичного искусства XVIII в., утвердившего новую драматизированную "ломбардскую" манеру исполнения. Виртуозность Н. Паганини, Д. Ойстраха, В.В. Спивакова.

    реферат , добавлен 02.12.2011

    Биография Ференца Листа - венгерского композитора, пианиста-виртуоза, педагога, дирижёра, публициста. Получение им образования, личная жизнь и творческая деятельность. Последние годы жизни композитора. Его фортепианные произведения, симфонии и сонаты.

    презентация , добавлен 14.04.2015

    Биография Иоганна Себастьяна Баха - великого немецкого композитора, представителя эпохи барокко, органиста-виртуоза, музыкального педагога. Органное и клавирное творчество, оркестровая и камерная музыка, вокальные произведения. Судьба музыки Баха.

    презентация , добавлен 13.05.2015

    Биография Антонио Страдивари - знаменитого мастера струнных инструментов, ученика Николо Амати. Его наиболее выдающиеся инструменты, изготовленные в период с 1698 по 1725 годы. Споры о таинственном "секрете Страдивари", фантастические версии ученых.

    реферат , добавлен 03.11.2016

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Происхождение и семья, детство и юность польского композитора и пианиста-виртуоза, педагога Фредерика Шопена. Место в его творчестве национальных танцев: мазурки, полонезов. Увековечение памяти великого композитора, наиболее известные произведения.

    реферат , добавлен 23.10.2015

    Русская композиторская школа. "Копировка" с Вивальди у Бортнянского. Основоположник русской профессиональной музыки Михаил Глинка. Обращение к языческим праистокам Игоря Стравинского. Воздействие музыки Дмитрия Шостаковича. Творчество Фредерика Шопена.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса