Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ содержания романа война и мир. Война и мир анализ эпопеи

Читая и перечитывая в наши дни роман Толстого, мы не можем не признать того, что Толстой создал гимн России, ее народу и сословию дворян, к которому принадлежал по рождению, по воспитанию, вкусам, привычкам, особенно в молодые годы.

Толстой, рисуя страшные, кровавые картины войны, столкновения политических интересов, события, захватывающие в свой водоворот судьбы людские, постоянно подчеркивает, что каждый человек держит в самом себе свою «вселенную», и в конце концов эта «вселенная» превыше всего остального.

«Жизнь... настоящая жизнь … шла, как всегда, независимо и вне политической близости или вражды... и всех возможных преобразований».

Взявшись за создание национальной эпопеи, создавая ее, наполняя ее гулом войны, громом пушек, разрывом снарядов, вовлекая в события сотни лиц, писатель иногда бросает как бы луч прожектора на отдельных людей, их частную жизнь, давая нам понять, что в жизни, волнениях, заботах и чувствах этих частных лиц и есть главный интерес и главная суть повествования. На первом плане, конечно, дворянская среда, к которой по рождению и образу жизни принадлежал он сам, которую он знал и, пожалуй, тогда любил.

Его братья по классу, дворяне, особенно верхушка, придворные круги, посчитали его отступником от сословных интересов, предателем. Среди них был и старый друг Пушкина, когда-то грешивший либерализмом П. А. Вяземский. Они увидели в романе недостойную критику высшей знати, однако не могли не ценить родные их сердцу картины дворянских гостиных, светских салонов, блеск балов, светские разговоры, описание привычного и гак дорогого им быта. Противоположный лагерь осуждал роман за отсутствие в нем разоблачения крепостничества и всех социальных язв.

Что касается специалистов-военных, то они были в восторге от батальных сцен. Толстой заполняет роман обширными многостраничными рассуждениями о военных действиях Кутузова и Наполеона. Здесь он выступает уже как ученый-историк, спорит с военными стратегами, так или иначе размышлявшими о войне 1812 г. Он развенчивает окончательно Наполеона, находя в его распоряжениях по армии самую примитивную некомпетентность, смеясь над титулом гения, который ему присвоили льстецы и французские историки. Он возмущается, что не только французы, но и русские поддаются обаянию его личности.

Как историк он осмеивает и русских генералов, окружавших Кутузова и подталкивающих его на ненужные сражения с «раненым зверем». Они хвастались тем, что в боях под Красным захватили у Наполеона столько-то пушек и «какую-то палку, которую называли маршальским жезлом».

Только один Кутузов понимал ненужность этих сражений, приносивших большие потери русским войскам, когда всем было ясно, что враг повержен, бежит и нужно было только одно — не мешать ему бежать из России.

Толстой всегда ценил превыше всех качеств человека естественность, непредвзятость. Этими качествами обладал его Кутузов, в чем был полной противоположностью Наполеона, который, по мнению Толстого, постоянно театрально рисовался.

Кутузов Толстого — это мудрец, не любующийся своей мудростью, не сознающий в себе этого качества, понимающий какой-то внутренней интуицией, что и как надо делать в той или иной ситуации. В этом отношении он был похож на простых солдат, на народ, который в массе своей интуитивно постигает истину.

Когда после победы под Красным Кутузов обратился с краткой речью к солдатам, простой, по-стариковски просторечной, как бы житейски «домашней» речью, с нецензурными словечками, он был понят и сердечно принят прежде всего солдатами: «...это самое чувство лежало в душе каждого солдата и выразилось радостным, долго не умолкавшим криком».

Непосредственность чувств идет от самой природы, и чем естественнее человек, тем непосредственнее выражаются его чувства, тем благороднее его поступки. В таком взгляде на человека сказались и давние увлечения Толстого руссоизмом. Фальшь, лицемерие, тщеславие воспитаны цивилизацией. Дикарь, близко стоящий к природе («естественный человек», по теории Руссо), не знал этих качеств.

Все герои Толстого, которых он любил: Наташа, княжна Марья, Пьер Безухов, Андрей Болконский, вся семья Ростовых, Платон Каратаев, человек из народа, — обладают этой непосредственностью чувств, и не обладают ею люди фальшивые, лицемерные, эгоистичные и просто подлые. Таковы князь Василий Курагин, его сын Филипп, дочь Элен.

В нашей памяти навсегда запечатлеваются картины и образы, с жизненной убедительностью нарисованные поистине волшебным пером Толстого. Спросите каждого, кто прочитал роман «Война и мир», что он помнит и ясно видит в памяти своей. Он ответит: Наташу в лунную ночь и Андрея Болконского, невольно подслушавшего восторженные чувства девочки. Встречу и знакомство Наташи и Болконского на балу. Русский танец Наташи, которому она научилась бог знает где, уважительно подсмотренный ею в плясках крестьян. Умирающий Андрей Болконский. Потрясающий и священный акт смерти как что-то таинственное.

Издавна в войнах вершились грандиозные повороты истории народов. В войнах гибли или жизнеутверждались государства, нации, народы. Безжалостно разрушались сотворенные великим трудом города, дворцы и храмы, возвеличивались славой отдельные личности, герои, уходили из жизни бесчисленные безымянные воины — самая здоровая и активная часть населения. Безумие человечества! Толстой противопоставил всем амбициям воинственных героев то вечное, прекрасное и умиротворяющее небо, которое видел князь Андрей.

Картины боев выписаны Толстым с неотразимой достоверностью. Мы как бы сами участвуем в нем, и слух и зрение наше там, на поле сражения, мы слышим горячее дыхание разгоряченных людей, крики и стоны и отчаянную стрельбу.

Князь Болконский, раненый, теряющий сознание, ощутил странное спокойствие. Глаза устремлены в небо. Все людские страсти, честолюбивые мечты, а ими так недавно был обуреваем он, вдруг предстали во всем своем ничтожестве перед этим великим и вечным спокойствием неба. Здесь уже философия Толстого, философия жизни. Она сказывается, как бы отпечатывается на всем, что он описывает, на его симпатиях и антипатиях. Все естественное в людях, все непосредственное в них, не отягченное лицемерием, прекрасно. Потому так хороши характеры и Наташи Ростовой, и Андрея Болконского, и Пьера Безухова, и некрасивой Марьи Болконской с ее прекрасными в иные минуты глазами.

Толстой снова и снова возвращается к одной идее. Она его волнует, тщета человеческих страстей, давняя, со времен Экклезиаста: «Суета сует и всяческая суета!» Князь Андрей это понял, когда лежал раненый на поле боя, держа в руке полковое знамя. «EN VOILA LA BELLE MORT», — произнес над ним его кумир Наполеон, полагая его мертвым. Наполеон возглавлял вражеское войско. но он был гений воинского искусства, великий полководец. Это признавали все, и не мог скрывать своего восхищения им и князь Андрей. Но теперь, когда он понял ценность самой жизни и тщету всего, что вне жизни, он увидел в гениальном полководце маленького человека, и только.

Люди сражаются, убивают друг друга, не думая о том, что они — люди, что сражаются они из-за ничтожных вещей, что отдают жизни за призраки, за фантомы, и только иногда, как по наитию, приходит к ним смутное постижение истины.

Толстой постоянно напоминает читателю о значительности каких-то высших предназначений жизни, что над тщетой и суетой его каждодневных забот и хлопот возвышается не постигаемое им нечто вечное, вселенское. Понимание этого вечного и вселенского пришло к Андрею Болконскому в момент смерти.

Весь роман овеян гуманным чувством доброты к людям. Она в Пете Ростове, она в графине, его матери, помогающей своей обедневшей подруге, она в простодушном незнании корысти графе Ростове, в доброте Наташи, настоявшей на том, чтобы освободить подводы и отдать их раненым. Она в доброте Пьера Безухова, всегда готового кому-то помочь. Она в доброте княжны Марьи. Она в доброте Платона Каратаева, в доброте русских солдат и в этом выразительном жесте Кутузова, в его речи перед солдатами.

Жан-Жак Руссо утверждал, что человек рождается добрым, но портят его среда, общество, порочная цивилизация. Эту мысль женевского философа оспаривали многие, заявляя, наоборот, об изначальной испорченности человеческой натуры.

Толстой был согласен со своим кумиром. Он показывал чистые души детей. В «Детстве" — это Николенька Иртеньев, здесь — Петя Ростов с его детской восторженностью, страстным желанием что-то сделать в этом мире, отличиться, а в сущности отдать свою жизнь, пожертвовать собою, отдать ее щедро, как щедро он отдавал все, что имел, в отряде Денисова.

В поведении Пети Ростова, в его мировосприятии все окрашено чувством какой-то просветленной и всеобъемлющей любви ко всем и ко всему. Его детское, не знающее корысти сердце как бы откликается на всеобщую любовь к нему. Такова же любовь и нежность девочки Наташи ко всем вообще людям, ее непосредственность, чистота се помыслов.

Дружба — товарищество, — это благостное чувство так же проникновенно описано Толстым — дружеское расположение Денисова к Николаю Ростову, ответное чувство Ростова к нему. Денисов, воин, храбрец, по-солдатски грубоватый, но внутренне добрый, честный и справедливый человек, буквально предан семье Ростовых, душой постигая ее благородные нравственные основы.

Любовь родительская никогда еще в литературе не была показана в ее щемящей силе. Бальзак посвятил ей свой роман «Отец Горио», но она прозвучала как теоретический тезис, долженствующий показать неблагодарность детей к родителям и слепоту родителей в их неуемной привязанности к детям. Сама же любовь так и осталась нераскрытой за рамкой этого тезиса.

Достаточно прочитать страницы романа «Война и мир» о тех минутах, когда графиня Ростова узнала о гибели Пети, чтобы почувствовать пронзительную силу этой материнской любви и великого горя утраты любимого существа. Мы не найдем этой темы ни у Стендаля, ни у Флобера. Французские, английские, немецкие авторы не коснулись этой темы. Тогда как Толстой нашел для нее неотразимые краски.

Роман Толстого овеян светлым и благостным чувством любви человеческой. Мы проникаемся гордостью за человека, способного любить. Как далеко это от наших дней, когда деятели искусства — писатели, поэты, художники, артисты спешат раскрыть перед нами картины кошмаров и ужаса, темные стороны души человеческой и убедить нас, что таков весь мир и таковы все мы! Невольно вспоминаются предсмертные слова больного Гоголя: «О Боже! жутко стало в твоем мире!»

Роман «Война и мир» заслуженно считается одним из самых впечатляющих и грандиозных произведений мировой литературы. Роман создавался Л. Н. Толстым, на протяжении долгих семи лет. Произведение имело большой успех в литературном мире.

Название романа «Война и мир»

Само название романа носит весьма двойственный характер. Сочетание слов «война» и «мир» можно воспринимать в значении войны и мирного времени. Автор показывает жизнь русского народа до начала Отечественной войны, ее размеренность и спокойствие. Далее идет сравнение с военным временем: отсутствие мира выбило с колеи привычный ход жизни, заставило людей изменить приоритеты.

Также слово «мир» можно рассматривать как синоним слова «народ». Такая интерпретация названия романа гласит о жизни, подвигах, мечтах и надеждах русской нации в условиях военных действий. Роман имеет множество сюжетных линий, что дает нам возможность вникнуть не только в психологию одного конкретного героя, но и увидеть его в различных жизненных ситуациях, оценить его поступки в самых разноплановых условиях, начиная от искренней дружбы, заканчивая его жизненной психологией.

Особенности романа «Война и мир»

С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви, что так свойственно всем нам. Герои переживают сложный процесс поиска добра и правды, и, пройдя его, постигают все тайны общечеловеческих проблем бытия. Герои обладают богатым, но довольно противоречивым внутренним миром.

В романе изображается жизнь русского народа в период Отечественной войны. Писатель восхищается несокрушимой величественной мощью русского духа, который смог противостоять нашествию наполеоновской армии. В романе - эпопее мастерски совмещены картины грандиозных исторических событий и жизни русского дворянства, которое так же самоотверженно боролось с противниками, пытавшимися захватить Москву.

В эпопее также неподражаемо описаны элементы военной теории и стратегии. Благодаря этому, читатель не только расширяет свой кругозор в области истории, но и в искусстве военного дела. В описании войны, Лев Толстой не допускает ни одной исторической неточности, что является очень важным в создании исторического романа.

Герои романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Герои Наташи Ростовой, князя Андрея, Тушина – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания.

Каждый герой романа путем долгих исканий, находит свой смысл жизни. Так, к примеру, Пьер Безухов, обретает свое истинное призвание только во время участия в войне. Боевые действия открыли ему систему настоящих ценностей и жизненных идеалов – то, что он так долго и бесполезно искал в масонских ложах.

Первый том романа «Война и мир» описывает события 1805 года. В нем Толстой задает систему координат всего произведения через противопоставление военной и мирной жизни. Первая часть тома включает описания жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Вторая – военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение. Третья часть разделена на «мирные» и, следующие за ними, «военные» главы, завершающиеся центральным и наиболее ярким эпизодом всего тома – битвой под Аустерлицем.

Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание 1 тома «Война и мир» по частям и главам.

Серым цветом выделены важные цитаты, это поможет понять лучше суть первого тома романа.

Среднее время чтения страницы: 12 минут.

Часть 1

Глава 1

События первой части первого тома «Война и мир» происходят в 1805 году в Петербурге. Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны Анна Павловна Шерер, не смотря на свой грипп, принимает у себя гостей. Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина. Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака» . Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом.

Глава 2

К Шерер съезжаются многие видные люди Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь, прекрасная Элен, известная как самая обворожительная женщина в Петербурге, его сын Ипполит, жена Князя Болконского – беременная молодая княгиня Лиза, и другие.

Появляется и Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках» с наблюдательным, умным и естественным взглядом. Пьер был незаконным сын графа Безухого, находившегося при смерти в Москве. Юноша недавно вернулся из-за границы и впервые был в обществе.

Глава 3

Анна Павловна внимательно следит за атмосферой вечера, что раскрывает в ней женщину, умеющую держаться в свете, умело «сервируя» редких гостей более частым посетителям как «что-то сверхъестественно утонченное». Автор подробно описывает очарование Элен, подчеркивая белизну ее полных плеч и внешнюю красоту, лишенную кокетства.

Глава 4

В гостиную входит Андрей Болконский – муж княгини Лизы. Анна Павловна тут же спрашивает у него о его намерении отправиться на войну, уточняя, где в это время будет находиться его жена. Андрей ответил, что собирается отправить ее в деревню к отцу.

Болконский рад видеть Пьера, сообщая юноше, что тот может приезжать к ним в гости, когда хочет, не спрашивая заранее об этом.

Князь Василий и Элен собираются уезжать. Пьер не скрывает восхищения проходящей мимо него девушки, поэтому князь просит Анну Павловну научить юношу вести себя в обществе.

Глава 5

На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна, до этого сидевшая с тетушкой фрейлины. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.

Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.

Главы 6-9

Пьер у Болконских. Андрей предлагает не определившемуся в карьере Пьеру попробовать себя в военной службе, но Пьер считает войну против Наполеона, величайшего человека, неразумным делом. Пьер спрашивает, зачем Болконский идет на войну, на что тот отвечает: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» .

В откровенном разговоре, Андрей говорит Пьеру, чтобы тот никогда не женился, пока окончательно не узнает свою будущую жену: «А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам» . Он очень жалеет, что женился, хотя Лиза и прекрасная женщина. Болконский считает, что стремительный взлет Наполеона случился только благодаря тому, что Наполеон не связан женщиной. Пьера поражает сказанное Андреем, ведь князь является для него неким прототипом идеала.

Покинув Андрея, Пьер едет кутить к Курагиным.

Главы 10-13

Москва. Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий. Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.

Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.

Наташа («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16.

Главы 14-15

Вера, увидев воркующих Соню с Николаем и Наташу с Борисом, отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.

Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына «будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению.

Глава 16

Пьер выслан за дебош из Петербурга – он с Курагиным и Долоховым, взяв медведя, поехали к актрисам, а когда появился квартальный, чтобы их успокоить, юноша участвовал в связывании квартального с медведем. Пьер несколько дней как живет в доме у отца, в Москве, до конца не понимая, зачем он там находится и насколько тяжело состояние Безухова. Все три княжны (племянницы Безухова) не рады приезду Пьера. Прибывший вскоре к графу князь Василий предупреждает Пьера, что если он будет себя вести здесь так же дурно, как и в Петербурге, то кончит очень плохо.

Собираясь передать приглашение от Ростовых на именины, Борис заходит к Пьеру и застает того за детским занятием: юноша со шпагой представляет себя Наполеоном. Пьер не сразу узнает Бориса, по ошибке принимая его за сына Ростовых. Во время разговора Борис уверяет его, что не претендует (хотя и является крестником старого Безухова) на богатство графа и даже готов отказаться от возможного наследства. Пьер считает Бориса удивительным человеком и надеется, что они познакомятся ближе.

Глава 17

Ростова, огорченная проблемами подруги, попросила у мужа 500 рублей и, когда Анна Михайловна вернулась, отдает ей деньги.

Главы 18-20

Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.

Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.

За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать» , но понимает всю неловкость своей реплики.

Главы 21-24

У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Начались приготовления к соборованию (одно из семи таинств, дарующее прощение грехов, если больной уже не в состоянии исповедаться).

Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.

Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.

В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.

Главы 25-28

Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.

Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт – «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых» . Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.

Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.

Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.

Часть 2

Глава 1

Начало второй части первого тома датируется осенью 1805 года, русские войска находятся у крепости Браунау, где размещается главная квартира главнокомандующего Кутузова. К Кутузову приезжает член гофкригсрата (придворного военного совета Австрии) из Вены с требованием присоединить русскую армию с австрийскими войсками под предводительством Фердинанда и Мака. Кутузов считает подобное соединение невыгодным для русской армии, находящейся в плачевном состоянии после похода к Браунау.

Кутузов приказывает подготовить солдат к осмотру в походном обмундировании. Во время длительного похода солдаты изрядно износились, их обувь была разбита. Один из солдат был одет в отличной от всех шинели – это был разжалованный (за историю с медведем) Долохов. Генерал кричит на мужчину, чтобы тот немедленно переоделся, но Долохов отвечает, что «обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления» . Генералу приходится попросить его переодеться.

Главы 2-7

Приходит известие о поражении австрийской армии (союзника Российской Империи) под предводительством генерала Мака. Узнав об этом, Болконский невольно рад, что самонадеянные австрийцы посрамлены и вскоре он сможет проявить себя в бою.

В Павлоградском полку служит Николай Ростов, юнкер гусарского полка, живя у немецкого крестьянина (милого мужчины, с которым они всегда радостно здороваются без особых на то причин) с эскадронным командиром Васькой Денисовым. В один из день у Денисова пропадают деньги. Ростов выясняет, что вором оказался поручик Телянин и разоблачает его при других офицерах. Это приводит к ссоре Николая с полковым командиром. Офицеры советуют Ростову извиниться, ведь иначе пострадает честь полка. Николай все понимает, однако, как мальчишка, не может, и Телянина исключают из полка.

Главы 8-9

«Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23-го октября русские войска переходили реку Энс» . Французы начинают обстрел моста, и начальник арьергарда (тыловая часть войска) приказывает пожечь мост. Ростов, смотря на пылающий мост, думает о жизни: «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни - всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление» .

Армия Кутузова переходит на левый берег Дуная, сделав реку естественной преградой на пути французов.

Главы 10-13

Андрей Болконский останавливается в Брюнне у знакомого дипломата Билибина, который знакомит его с другими русскими дипломатами – «своим» кругом.

Болконский возвращается обратно к армии. Войска беспорядочно и поспешно отступают, по дороге разбросаны мешавшие повозки, офицеры бесцельно ездят по дороге. Наблюдая за этим неорганизованным действом, Болконский думает: «Вот оно, милое, православное воинство» . Его раздражает, что все вокруг так не похоже на его мечты о великом подвиге, который он должен совершить.

В штабе главнокомандующего беспокойство и тревога, так как не ясно, нужно отступать или сражаться. Кутузов отправляет Багратиона и отряд к Кремсу, чтобы те задержали наступление французских войск.

Главы 14-16

Кутузов получает известие, что положение русской армии безвыходное и посылает Багратиона с четырехтысячным авангардом к Голлабрунну для удерживая французов между Веной и Цнаймом. Сам же направляет войско к Цнайму.

Французский маршал Мюрат предлагает Кутузову перемирие. Главнокомандующий соглашается, ведь это шанс спасти русскую армию, продвинув во время перемирия войска к Цнайму. Однако Наполеон раскрывает замыслы Кутузова и приказывает разорвать перемирие. Бонапарт отправляется к войску Багратиона, чтобы разбить его и всю русскую армию.

Настояв на своем переводе в отряд Багратиона, князь Андрей является к главнокомандующему. Осматривая войска, Болконский замечает, что чем дальше от границы с французами, тем более расслаблены солдаты. Князь делает зарисовку плана расположения русских и французских войск.

Главы 17-19

Шенграбенское сражение. Болконский чувствует особое оживление, которое также читалось на лицах солдат и офицеров: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» .

Багратион находится на правом фланге. Начинается близкое сражение, первые раненые. Багратион, желая поднять боевой дух солдат, спустившись с коня, сам ведет их в атаку.

Ростов, находясь на фронте, радовался, что сейчас окажется в сражении, но почти сразу убивают его лошадь. Оказавшись на земле, он не может выстрелить во француза и просто бросает в противника пистолетом. Раненый в руку Николай Ростов убежал к кустам «не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» .

Главы 20-21

Российская пехота застигнута врасплох французами в лесу. Полковой командир бесполезно пытается остановить разбегающихся в разные стороны солдат. Внезапно французов оттесняет рота Тимохина, оказавшаяся незамеченной врагом.
Капитану Тушину («небольшому сутуловатому офицеру» с негероической внешностью), руководящему войском на переднем фланге, приказывают немедленно отступать. Начальство и адъютанты упрекают его, хотя офицер показал себя смелым и разумным командующим.

По дороге подбирают раненых, в том числе и Николая Ростова. Лежа на повозке, «он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом и заботою семьи» . «И зачем я пошел сюда!» – думал он.

Часть 3

Глава 1

В третьей части первого тома Пьер получает наследство отца. Князь Василий собирается женить Пьера на своей дочери Элен, так как считает это брак выгодным, прежде всего для себя, ведь юноша теперь очень богат. Князь устраивает Пьера камер-юнкером и настаивает на том, чтобы юноша отправлялся с ним в Петербург. Пьер останавливается у Курагиных. Общество, родственники и знакомые полностью изменили свое отношение к Пьеру после получения им наследства графа, теперь его слова и действия все находили милыми.

На вечере у Шеррер Пьер и Элен остаются наедине, беседуя. Юноша очарован мраморной красотой и прелестным телом девушки. Возвратившись домой, Безухов долго думает об Элен, мечтая, «как она будет его женой, как она может полюбить его» , хотя и мысли его неоднозначны: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа. Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное» .

Глава 2

Несмотря на свое решение уехать от Курагиных, Пьер долгое время живет у них. В «свете» все более связывают молодых людей как будущих супругов.

В день именин Элен они остаются наедине. Пьер сильно нервничает, однако, взяв себя в руки, признается девушке в любви. Через полтора месяца молодые повенчались и переехали в заново «отделанный» дом Безуховых.

Главы 3-5

В Лысые Горы приезжают князь Василий с сыном Анатолем. Старому Болконскому не нравится Василий, поэтому он не рад гостям. Марья, собираясь знакомиться с Анатолем, очень волнуется, опасаясь, что он ей не понравится, но Лиза ее успокаивает.

Марья очарована красотой и мужественностью Анатоля. Мужчина же совершенно не думает о девушке, ему более интересна хорошенькая француженка компаньонка Бурьен. Старому князю очень трудно дать разрешение на свадьбу, ведь для него расставание с Марьей немыслимо, но он все же расспрашивает Анатоля, изучая его.

После вечера Марья думает об Анатоле, но узнав, что Бурьен влюблена в Анатоля, отказывается выйти за него замуж. «Мое призвание другое», - думала Марья – «Мое призвание - быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования» .

Главы 6-7

Николай Ростов приезжает к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь, находящийся рядом, за деньгами и письмами от родных. Друзья очень рады видеть друг друга и обсуждают военные дела. Николай, сильно приукрашивая, рассказывает, как участвовал в сражении и был ранен. К ним присоединяется Андрей Болконский, Николай при нем говорит, что штабные, отсиживаясь в тылу, «получают награды, ничего не делая» . Андрей корректно осаживает его прыть. На обратной дороге Николая терзают смешанные чувства по отношению к Болконскому.

Главы 8-10

Императоры Франц и Александр I проводят смотр австрийских и российских войск. Николай Ростов находится в первых рядах русской армии. Увидев императора Александра, проезжающего мимо и приветствующего войско, юноша ощущает любовь, обожание и восторг по отношению к государю. За участие в Шенграбенском сражении Николая награждают Георгиевским крестом и производят в корнеты.

Русские одержали победу в Вишау, захватив эскадрон французов. Ростов вновь снова встречается с императором. Восхищенный государем, Николай мечтает умереть за него. Подобные настроение были у многих перед Аустерлицким сражением.

Борис Друбецкой отправляется к Болконскому в Ольмюц. Юноша становится свидетелем того, насколько зависят его командиры от воли других, более важных людей в штатском: «Вот эти-то люди решают судьбы народов» – говорит ему Андрей. «Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью» .

Главы 11-12

Французский парламентер Савари передает предложение о встрече Александра с Наполеоном. Император, отказав в личном свидании, отправляет к Бонапарту Долгорукого. Вернувшись, Долгорукий говорит, что после встречи с Бонапартом убедился: Наполеон более всего опасается генерального сражения.

Обсуждение о необходимости начать сражение под Аустерлицем. Кутузов предлагает пока подождать, но все недовольны этим решением. После обсуждения Андрей спрашивает мнение Кутузова о грядущем сражении, главнокомандующий считает, что русских ожидает поражение.

Заседание военного совета. Полным распорядителем будущего сражения назначен Вейротер: «он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал» , «имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый» . Кутузов засыпает во время заседания. Вейротер читает диспозицию (расположение войск перед боем) Аустерлицкого сражения. Ланжерон утверждает, что диспозиция слишком сложная и ее будет трудно осуществить. Андрей хотел высказать свой план, но Кутузов, проснувшись, прерывает заседание, говоря, что ничего менять не будут. Ночью Болконский думает о том, что на все готов ради славы и должен проявить себя в сражении: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» .

Главы 13-17

Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.

Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее. Главнокомандующий мрачен, так как сразу увидел путаницу в движении войска. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу» . Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона» . Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, держа в руках знамя, бежит вперед, ведя за собою батальон.

На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия, хотя и знает, что это бессмысленно – расстояние слишком большое. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.

Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.

В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают. На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут.

Глава 19

На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая о высоком аустерлицком небе и о том, что «ничего, ничего не знал до сих пор» .

Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» . Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.

Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.

Итоги первого тома

Даже в кратком пересказе первого тома «Войны и мира» противопоставление войны и мира прослеживается не только на структурном уровне романа, но и через события. Так, «мирные» разделы происходят исключительно в России, «военные» – в Европе, при этом в «мирных» главах мы встречаемся с войной персонажей между собой (борьба за наследство Безухова»), а в «военных» – миром (дружеские отношения между немецким крестьянином и Николаем). Финал первого тома – Аустерлицкая битва – поражение не только русско-австрийской армии, но и конец веры героев в высшую идею войны.

Тест по первому тому

Прочтённое краткое содержание запомнится лучше, если вы попытаетесь ответить на все вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 14616.


На страницах романа "Война и мир" Лев Николаевич Толстой изучает нравственные стороны человеческого существования, что является отличительной особенностью его глубоко психологического и философского произведения. Общественные проблемы интересовали и волновали его преимущественно с нравственной точки зрения. В духовном несовершенстве личности Толстой видел явный источник зла, и потому ключевое место отводил моральному самосознанию человека.

Герои "Войны и мира" идут трудным путем постижения добра и справедливости, ведущим к осмыслению проблем общечеловеческого бытия. Толстой наделяет своих героев богатым, но в то же время противоречивым духовным миром, который постепенно приоткрывается перед читателем на протяжении всего произведения. Согласно этому принципу построены характеры Пьера Безухова, Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

С мастерством тончайшего психолога и знатока человеческих душ Л. Н. Толстой изображает внутренний мир героя в его развитии. Н. Г. Чернышевский, анализируя ранние произведения писателя, пришел к выводу, что "диалектика души" - одна из самых выдающихся особенностей творческого метода автора.

Писатель раскрывает сложнейший процесс становления личности героев, чьи стержневым моментом становится самооценка человеком своих мыслей, поступков. Так, Пьера Безухова постоянно одолевают сомнения. Он все время анализирует свои действия, пытаясь отыскать причины своих ошибок, таящихся в нем самом. По мнению Толстого, в этом кроется залог нравственного становления цельной личности. Автор показывает, как человек путем самосовершенствования создает себя. Фактически на глазах читателя происходит внутренняя эволюция Пьера Безухова. Из некогда вспыльчивого, ведущего бесцельный образ жизни, хотя и великодушного, доброго и открытого человека, он становится действительно "важным и нужным человеком общества", мечтающим о создании союза "всех честных людей" ради "общего блага и общей безопасности".

Столь же непрост и тернист путь героев романа к искренним, неподдельным чувствам и стремлениям, не испорченным фальшью общества. Именно таковой является "дорога чести" Андрея Болконского. Так, он не сразу открывает для себя настоящую любовь к Наташе, завуалированную лживыми представлениями о чувстве собственного достоинства. Не менее трудно дается ему прощение Курагина, "любовь к этому человеку", которая все же наполнит "его счастливое сердце". Лишь перед смертью князь Андрей обретет "любовь, которую проповедовал Бог на земле". Но ему уже не придется жить на земле. Путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним был неимоверно труден. Однако он прошел этот путь, заплатив за него своей жизнью - самым дорогим, что только может быть.

Л. Н. Толстой тонко и точно передает нюансы психологического состояния героев. Его интересует, что руководит ими в совершении того или другого поступка. Автор помещает своих героев в противоречивые ситуации, ставя перед ними неразрешимые проблемы, а также намеренно "заставляет" их совершать неблаговидные поступки, чтобы таким образом показать как сложность человеческих характеров и их неоднозначность, так и путь преодоления, очищения души. Сколь ни была горька чаша стыда и самоуничижения Наташи Ростовой, едва не бежавшей с Анатолем Курагиным, но она сумела достойно вынести это испытание. Героиню мучило не столько собственное горе, сколько то зло, ею причиненное князю Андрею. Наташа во всем случившемся винила только себя, но не Анатоля.

Духовное состояние героев в немалой степени раскрывают внутренние монологи, которые автор вводит в художественное повествование. Переживания, вряд ли видимые со стороны, нередко гораздо ярче и образнее характеризуют героя, нежели совершенные им поступки. Показателен диалог Николая Ростова, впервые столкнувшегося со смертью в Шенграбенском сражении: "Что это за люди?.. Неужели ко мне они бегут? И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?" И дальнейший комментарий Толстого дополняет психологическое состояние человека на войне, во время атаки, когда стираются границы между смелостью и трусостью: "Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно". Николай еще не раз испытает это состояние, прежде чем окончательно преодолеет в себе чувство страха.

Иногда писатель использует сон как оригинальное средство психологической характеристики героев, чтобы таким образом раскрыть тайники человеческой психики, процессы, не контролируемые разумом. Во сне Петя Ростов слышит удивительную музыку, наполняющую его жизненной силой и стремлением совершать грандиозные дела. Его трагическую смерть читатель воспринимает не иначе как внезапно оборвавшийся музыкальный мотив.

Во многом психологический портрет героя дополняют его впечатления от образов и картин окружающей реальности. У Толстого это передается с помощью нейтрального рассказчика, выражающего чувства и переживания самого героя. Например, эпизод Бородинской битвы читатель видит глазами Пьера Безухова, также как крестьянская девочка Малаша по-своему, по-детски, воспринимает прославленного фельдмаршала Кутузова на военном совете в Филях.

Характерный для "Войны и мира" принцип контраста, противопоставления и антитезы особенно ярко отражен в психологических характеристиках героев. Так князя Андрея солдаты называют - "наш князь", а Пьера - "наш барин". Точно также герои чувствуют себя и в народной среде. Неоднократно во время сражения у князя Андрея возникает восприятие людей "пушечным мясом", тогда как Безухов ощущает тесное родство с солдатами на Бородинском поле и в плену.

"Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделение между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми", - писал Л. Н. Толстой. Писатель смог проникнуть в самую глубину человеческой души, открыв перед читателем эволюцию духовного мира героев, путь их нравственного совершенствования, как и процесс возможного опустошения (например, случай с семьей Курагиных). Все это позволяет Толстому не только раскрыть свои моральные принципы, но и направить читателя на путь собственного самосовершенствования.


Метки публикации:

Одна из основных тем романа “Война и мир” - “мысль народная”. Л. Н. Толстой одним из первых в русской литературе поставил себе целью показать душу народа, ее глубину, неоднозначность, величие. Здесь нация выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории - ведь по его воле происходят коренные переломы в течение пусть даже предопределенных (по мнению Толстого) процессов. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной “роевой силы”. Конечно, влияние может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей. Примерно таков Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть, но нельзя сказать, что такой мягкотелый, безвольный человек является идеалом для писателя. Толстому не нравится эта безынициативность, статичность героя, тем не менее он не относится к числу “нелюбимых характеров” - цели у него немного иные. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания, именно этот немного усредненный представитель народа будет в дальнейшем мерилом доброты для Безухова, но отнюдь не идеалом.
Толстой понимает, что одним или двумя достаточно четкими образами простых мужиков нельзя будет создать впечатления обо всем народе в целом, и поэтому вводит в роман эпизодические персонажи, помогающие лучше раскрыть и понять мощь народного духа.
Взять хотя бы артиллеристов батареи Раевского - близость к смерти их страшит, но страх незаметен, на лицах солдат смех. Они, наверное, и понимают почему, но не могут выразить это словами; эти люди не привыкли много говорить: вся их жизнь проходит молча, без внешних проявлений внутреннего состояния, они даже, наверное, не понимают, чего хочет Пьер - слишком уж далек он от центра того самого глобуса, называемого жизнью.
Но такой духовный подъем непостоянен - такая мобилизация жизненных сил возможна лишь в критические, эпохальные моменты; таковым является Отечественная война 1812 года.
Другое проявление этого напряжения нравственных сил - партизанская война - единственный, по мнению Толстого, справедливый способ ведения войны. Образ Тихона Щербатого, который можно назвать эпизодическим, выражает собой народный гнев, порой даже излишнюю, но, вероятно, оправданную жестокость. В нем воплотился этот народный дух, несколько видоизменившись с учетом особенностей характера - достаточно обычного, но в то же время неповторимого.
Нельзя не упомянуть и Кутузова - он понимает, что ничего важного изменить не может, и поэтому прислушивается к небесной воле, лишь слегка изменяя направление течения событий в соответствии со сложившейся ситуацией. Именно поэтому он любим в армии и высшая для него похвала, когда простая крестьянская девочка Малаша, тоже содержащая частичку русского духа, чувствует нравственную близость с ним, называя его “дедушкой”.
Подобно Кутузову, почти все исторические лица проверяются мыслью народной: отдаленные от реальности проекты Сперанского, самовлюбленность Наполеона, эгоизм Бенигсена - ничто из этого не может быть одобрено простыми людьми. Но один лишь Кутузов любим и уважаем за естественность, за отсутствие желания покрыть себя славой.
То же самое происходит и с основными героями романа: Пьер приближается к ответу на свой вопрос, хотя так и не понимает глубину народной души; Наташа проявляет свое единение с “миром”, с армией, беря с собой раненых солдат; лишь один человек из высшего общества может постичь высшую Истину, вероятно известную простому человеку, но известную на подсознательном уровне, - это князь Андрей. Но, постигнув это разумом, он уже не принадлежит этому миру.
Необходимо отметить, что обозначает слово “мир” в понимании простого человека: это может быть и существующая реальность, и общность всех людей нации без различия сословий, и, в конце концов, это антипод хаосу. Молятся перед Бородинским сражением всем миром, то есть всей армией, противостоящей нашествию армии Наполеона, несущей хаос.
Перед лицом этого хаоса почти все становятся едины в своем стремлении помочь отечеству - и алчный купец Ферапонтов, и мужики Карп и Влас в едином порыве патриотизма готовы лишиться последней рубахи во благо страны.
Толстой не создает кумира русского народа: ведь его цель - выразить реальность, и поэтому вводится сцена “бунта на грани смирения”, на грани повиновения и бессмысленной беспощадности - нежелание богучаровских крестьян покинуть насиженные места. Эти мужики, то ли познавшие вкус настоящей свободы, то ли просто без патриотизма в душе, ставят личные интересы выше независимости государства.
Почти то же самое чувство охватило армию во время кампании 1806-1807 годов - отсутствие каких-либо четких целей, понятных простому солдату, привело к аустерлицкои катастрофе. Но стоило ситуации повториться в России ч это вызвало взрыв патриотических чувств, в атаку солдаты иль. уже не по принуждению: перед ними стояла конкретная цель - избавиться от нашествия. Когда цель была достигнута - французы были изгнаны, - Кутузову, как человеку, олицетворяющему народную войну, “ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.
Таким образом, мы видим, что в романе “Война и мир” первым в отечественной литературе Толстой так ярко описал психологию русского народа, погрузился в особенности национального характера.

Рецензии

Вы правы:
"... в романе “Война и мир” первым в отечественной литературе Толстой так ярко описал психологию русского народа, погрузился в особенности национального характера".

То, что “Война и мир” - описание психологии русского народа подчёркнуто и названием романа. Сейчас все это название воспринимают неправильно, как "Война и замирение". И на иностранные языки переводят с ошибкой: "War and peace", "Krieg und Frieden". Но ведь Толстой писал по старой орфографии “Война и мiръ”, а не “Война и мир”. Следовательно, Толстой имел в виду не "мир" (отсутствие войны), а “мiръ” (Земля, общество, народ). И правильное понимание названия романа - "Война и общество" или "Война и народ".
А правильные переводы названия романа - "War and world", "Krieg und Welt" или "War and people", "Krieg und Volk".

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса