Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ эпоса «Рамаяна» и краткий обзор произведения. Эпос рамаяна - поэзия индии

11. "Рамаяна" (индийский эпос).

«Никто не властен над Великим Временем -
Судьбою, - сказал Рама, - и оно само
не ведает своего течения»

1.Введение. После гибели Атлантиды, где жили черные маги, колдуны, их небольшое количество спаслось на острове Ланки (остров Цейлон). Во главе Ланки стоял царь Равана (воплощение Иеговы). С тех пор, в трёх мирах, нет покоя. Равана - Иегова истребил добро и творит зло.
Как его остановить? Боги решают воплотиться на Земле потому, что только земной муж способен одолеть Равану. Бог - Охранитель Вишну должен родиться в Облике сына царя Дашаратхи, прочие же боги в облике обезьян - помощников его в будущей битве с предводителем Раваной - Иеговой.
Вишну - Логос Первый, облечённый энергией, а в нашей Солнечной Системе в соединении с пятым принципом, Разумом, становится творческой монадой, силой.
2. Айодхья, город в Индии, в котором жил царь Дашаратха. Жители города постигли "Веды", ум возвышали, пользовались уважением. Царь соблюдал долг перед жителями, мир хранил, и люди были под стать царю.
"Не знали в Айодхье корысти, злорадства,
обмана, охотников там не было до чужого богатства.
От века не ведали зависти, лжи и коварства
счастливые и беспорочные жители царства".
"Любой, кто главенствовал в доме, не мог нахвалиться,
как род благоденствовал, и процветала столица.
Исполненных алчности, не признающих святыни,
невежд и безбожников не было там и в помине.
Владел горожанин зерном, лошадьми и рогатым скотом".
Сердцем чистые были. Не было в городе мучителей и нечестивцев, уродов, глупцов и ненавистников.
"Держались дома долговечных и благосердечных
мужей, окружённых потомством от жён безупречных.
Айодхьи властителю - недругов грозное войско
сдавалось, как месяцу ясному - звездное войско".
Родилось у Царя четыре сына, своих сыновей он считал наилучшими в мире, четыре руки от Отцовского тела. Четыре!
Но Рама прекрасный, что Брахме дороже других оказался, отцовскому сердцу, под стать миродержцу, - он был в человеческом облике - Вишну предвечный испрошен богами, что б Равана бесчеловечный нашел свою гибель, и кончилось в мире злодейство. Возвысилась мать, что пополнила Рамой семейство.
3. Рама (Аватар Вишну), - лицо красоты небывалой, великое сердце, доблестный, безгневный, жизнерадостный, ласков, приветлив, достойный.
"Он общества мудрых искал, к разговорам досужим любви не питал, и владел, как мужчина орудьем". "Он был златоуст; красноречье не есть краснобайство, отвагой своей не кичился, чуждался зазнайства". Милостив был, доступен, правдолюб, знал законы заповедные, священной считал семейную преданность, к забавам дурным не привержен. Был молод, прекрасен и здоров.
"И Раму народ возлюбил и Айодхьи владетель
за то, что сияла как Солнце его добродетель.
И царь Дашаратха помыслил про милого сына:
На царстве состарившись, радости ждать мне доколе?
Я Раму при жизни увидеть хочу на престоле!"
Рама дорог народу, но боятся его демоны. Ни один царь не мог достичь его совершенства.
4. Сита, дочь царя, воплощенная богиня Лакшми - богиня удачи и творчества. Молодая жена царя Рамы.
"Три Мира - небесный, земной и надземный - доныне
не видели равной тебе красотою богине!
Ты - Лакшми? Иль может небесная дева?
Одно достоверно, что ты рождена не из чрева!
в гирлянде из лотосов нежных, ты блещешь похожее
на золото и серебро ослепительной кожей.
Прекрасные ровные острые зубы невинно
сверкают своей белизной, словно почки жасмина.
О, дева, с округлыми бедрами, сладостным станом
с обличьем, как плод наливной, бархатистый и румяный.
Волею судьбы Рама и Сита оказались в лесу.
Под стать святожителю, в хижине листьями крытой
безгрешный царевич беседовал с братом и Ситой".
Он притчу рассказывал им.
Одна безобразная ракшаси (демон) туда забрела в поисках дичи,
звалась Шурпанхой за уродство,
за когти, ногам предававшие с веялкой сходство.
И взору ее представился Рама, прекрасный как тридцать богов. Мягкие кудри, блеск удлинённых очей. И смуглое схожее с лотосом обличье, и царские знаки, и поступь юная.
Уродина эта скверная, эта хрипунья, противноволосая, противноголовая, сама медно-рыжая с ним тёмно - кудрым равнялась и, дура бесстыжая, с великомудрым равнялась.
Ушла и рассказала брату Раване, какая красавица жена у Рамы. У Раваны была жена и дети.
Демоны Раваны нападали на святых отшельников, пожирали их самих и их жертвоприношения богам. «Склонились над падалью ада исчадья; устроили ракшасы (бесы) пир плотоядья. Хмельные от крови, насытившись мясом, они наслаждались уродливым плясом. Как сытно! Как вкусно! Мы рады! Мы рады! Кричали вночи кровопийцы кровьяды. Великое множество бесов плясало, наевшись и костного мозга и сала. Их были миллионы, миллионы, миллионы; их злу ужаснулся весь мир потрясённый! Они веселились, - для них не отрада ль, что мясо живых превращается в падаль? Где поле в крови, где людей гореванье, там силы бесовской - гульба, пированье!»
Воровали жён людских для Раваны. "Таков наш обычай, что жёны людские становятся нашей добычей" - говорит Равана. Демоны - пожиратели сырого мяса и крови.
"Дрожала вся Ланка от свиста и гула, там чудище спало и глазом оно не моргнуло" - брат Раваны спал, а к завтраку ему "мясные (сырые) поставили блюда и крови кувшины".
5. Похищение Ситы. Услышав о Сите, Равана решил ее украсть. Ему братья запрещали: "Убьёт тебя Рама!". Когда Сита осталась одна, Равана явился, прикинувшись святым, просящим подаянье.
"Надев благочестья личину, был Десятиглавый
похож на трясину, где выросли травы.
Он молча взирал на прекрасную Рамы подругу,
что ликом своим, как луна освещала округу.
И нищим прикинувшись, демонов грозный властитель
в обличье смиренном, супруги чужой обольститель".
Сита спросила его, кто он?
"Я - Равана, демонов царь всевластный". И предложил ей стать царицей Ланки.
"Натешиться всласть пожелал ты женой добронравной
и мыслишь супругу украсть, что избрал Богоравный?
Меж царственным львом и шакалом различья не знаешь.
Запомни, что ты против Рамы, великого мужа
как против зыбей океанских - нечистая лужа".
Тут повелитель демонов принял свой подлинный устрашающий облик; притянул он Ситу за волосы, а другой рукой обхватил бедра и понес в колесницу свою.
По пути она сорвала часть своего желтого шелкового платья и бросила в лес обезьянам, чтобы они передали весть Раме.
"Не бойся"- похищенной деве шептали в печали
деревья, что птичьи пристанища тихо качали.
Во влаге дремотной, скорбя по ушедшей подруге,
меж вянущих лотосов рыбки сновали в испуге.
Охвачены яростью звери, покинули чащи,
и долго бежали за тенью царевны летящей,
в слезах - водопадах - вершин каменистые лики,
утёсы, как руки, воздетые в горестном крике.
И солнце без блеска, подобное тусклому кругу
оплакивали благородного Рамы подругу.
Ни чести, ни совести в мире; мы видим воочию,
как Ситу уносит владыка, летающих ночью.
И все разноокие, живущие в чаще,
о деве скорбели, глаза боязливо тараща".
Рыдания Ситы пробудили престарелого царя Ястребов, который вступился за Ситу и разрушил колесницу, сломал лук и стрелы. Равана подхватил Ситу и улетел с ней на Ланку. Запер ее в роще, во дворец, охраняемый демонами. Рама с братом набрёл на умирающего царя Ястребов, который успел сказать: "Властитель демонов унёс её на юг. Не отчаивайся, ты найдешь Ситу и убьёшь в поединке Равану".
Страдает в тоске за Ситой Рама:
"О! Птиц голоса в несмолкаемом хоре,
на душу мою навевают не радость, а горе.
О! Жить я не мыслю без той чаровницы,
чья речь сладкозвучна, овеяны негой ресницы.
Без той дивногласной, с кудрей шелковистой завесой,
без той, сопричастной весеннему празднику леса.
Но тягостна жизнь без моей дивноокой царевны!
Глаза у неё словно лотосы, голос напевный".
Раме сообщают, что столица Раваны на острове Ланки, посреди океана, туда-то и унёс Ситу демон Равана.
Рама с братом собирает войско, строит мост в течение пяти дней.
Хануман сын бога Ветра летит на Ланку в поисках Ситы.
Пока искал Ситу, осмотрел город.
6. Ланка (Цейлон).
"На Ланку, ее золотые ворота и храмы
смотрел в изумленьи сподвижник великого Рамы.
В её мостовых дорогие сверкали каменья,
хрусталь, жемчуга, лазурит и другие вкрапленья.
Был каждый проём восхитительных башен
литьем золотым и серебряной ковкой украшен".
Хануман притаился в кустах и видит чудищ в шкурах звериных, с обритой макушкой, косой на затылке, коротышки - уроды.
Достойный Хануман увидел праздных, погрязших в пьянстве и других соблазнах. Услышал брань, сквернословье, женщины с возлюбленными лежали вповалку, женщин спящих множество было в роскошных одеждах.
"Одна у другой возлежали на бедрах, на лонах,
на ягодицах, на руках и грудях обнаженных.
Руками сплетаясь, к вину одержимы пристрастьем,
во сне тонкостанные льнули друг к другу с участьем.
И собранные воедино своим властелином,
казались гирляндой, облепленной роем пчелиным".
7. Равана - воплощение Иеговы (проявленный Люцифер, сатана, дьявол, Яхве).
Взобравшись на лестницу, Хануман увидел пьяного Равану; как свирепого тигра. Оттуда следил за властителем взор обезьяны, и тигром свирепым казался ей Равана пьяный, Слоном - яруном, что, устав от неистовой течки, пахучей громадиной спать завалился у речки.
Толстые руки в золотых браслетах, разодраны предплечья, огромный кулак как булава, слоновья голова. Женщины его окружали и умащивали сандалом, на всех пальцах искрились несчетные перстни с камнями. Дыханье правителя демонов "пахло" брагой и взор устрашало зева зиянье. На груди жемчужная нить:
"Сорочка сползла, и рубцы оголила на теле,
и царственно-желтым покровом повит на постели.
Со свистом змеиным дыша, обнаженный по пояс,
лежал "повелитель", во сне беспробудном покоясь.
И слон, омываемый водами Ганги великой,
на отмели спящий, сравнился бы с Ланки владыкой".
В объятьях Раваны спали пьяные плясуньи, певицы в серьгах изумрудных, в подвесках алмазных. (Равана десятиглавый, двадцатирукий - у него в запасе десять тел физических, он их меняет).
8. Трапезная Раваны - Иеговы.
"Как облако в блеске зарниц, на коврах распростёртый
лежал Красноглазый душистым сандалом натёртый,
он, грозно дыша, уподобился змеям шипящим….
Роскошные ложи стояли в трапезной Раваны,
для пиршества снедь, для попойки - напитки стояли.
Повсюду валялись браслетов блистающих бездна
- красавицы их растеряли в трапезной.
Он видел обнявшихся дев, соразмерно сложенных,
вином опьяненных и в сладостный сон погруженных.
Блистали красавицы светлой и черною кожей,
и смуглою кожей, с расплавленным золотом схожей.
В обители демонов, грозной стеной окружённой,
уснули, пресытясь утехами, Раваны жены,
- тела их расслаблены были питьями хмельными
их лица как лотосы ночи, в сравнении с дневными
поблекли…".
И не было Ситы прекрасной средь них.
9. Хануман находит Ситу в окружении демонов.
"С ушами отвислыми были свирепые хари,
и вовсе безухими были нелепые твари.
С единственным оком и с носом на темени были.
Тьма - тьмущая демонов рыжих, чернявых, сварливых,
отвратных, запальчивых, злобных, бранливых, драчливых.
Ушам обезьяньим, коровьим, слоновьим, ослиным,
и мордам кабаньим, оленьим, шакальим, тигриным.
Ноздрям необъятных размеров, кривым, несуразным,
носам, точно хобот, мясистым и трубообразным.
И вовсе безносым уродам еще головастей, губастей
казавшихся из-за разинутых пастей.
Ругательниц глотки воловьи, верблюжьи, кобыльи,
на всех срамословье обрушивали в изобильи.
По самые уши забрызганы мясом и кровью
и чревоугодью подвержены и сквернословью.
Терзали они плотоядно звериные туши
и жадно хмельным заливали звериные души".
Страшилища эти расположились вокруг древа, под сенью которого плакала дева (Сита). Хануман спрятался и утром услышал как "брахманы" читают "Веды" и придворных певцов, славящих десятиголового повелителя демонов.
Равана просит Ситу стать его женой:
"Алоэ, сандал и камней драгоценных мерцанье
нужней тебе Сита, чем эти посты созерцанья.

Сита отвечает слабым голосом: "Я принадлежу Раме! Гнев потомка Радху настигнет тебя неотвратимо. Разве устоишь ты низкий пес перед Рамой? Разъярённый упорством Ситы и её смелыми речами, Равана угрожает царевне смертью. Хануман, сторонник Рамы, сжигает Ланку (столицу) и отправляется к Раме с донесением о месте пребывания Ситы.
"Запалил Хануман и владельцев роскошных палат,
без труда превратил в погорельцев".
Рама выступает походом на Ланку. На Ланке узнают о прибытии войска Рамы.
Добродетельный младший брат Раваны, Вибхишана остерегает предводителя демонов? "Еще не поздно, брат мой. Верни жену царевичу, вымоли у него прощение. Иначе гибель грозит и тебе, и всему нашему роду. Сила Рамы безгранична, а месть ужасна".
Равана не внемлет разумным речам брата. Он решает начать войну с доблестным Рамой, собирает демонов в свой дворец. Он им говорит, что страсть к царевне Сите опалила его сердце. Сита непокорна, она попросила год сроку, ибо ждёт мужа. Но он никогда не возвратит Раме его давнюю супругу.
Лишь Кумбхакарна, другой младший брат грозного Раваны, владетель великой силы (сами боги пребывают в страхе перед этой силой и послали на него глубокий сон, от которого он пробуждается лишь на один день, каждые шесть лет, что бы утолить голод - съесть сырого мяса и выпить кувшин крови). Лишь Кумбхакарна сетует на неразумие, несправедливость брата, но всё же он обещает поддержку и клянется убить Раму и истребить его войско.
Демон Махакаршва спрашивает Равану; от чего тот не возьмет прелестную Ситу силой. Равана отвечает, что не может этого сделать.
Некогда он взял силой Небесную красавицу Панджикасхалу. Пылая обидой, она удалилась в чертоги Прародителя. Разгневанный Владыка проклял его, сказав: "Отныне, если ты возьмёшь женщину силой, голова твоя разорвётся на тысячу частей".Но не разлетелась голова у похотливого кобеля Иеговы.
10. Битва (между Рамой и Раваной).
"Разгневанный Рама видел полки и дружины,
несметная рать облепила холмы и долины".
Вибхишана, младший брат Раваны предостерегает его от войны с Рамой. Его не слушают, и он с четырьмя преданными спутниками переходит на сторону Рамы. Рама нарекает Вибхишану будущим правителем Ланки.
"И стрелы, что были, как змеи напитаны ядом,
мешали два царственных брата, сражавшихся рядом.
В ноздрях и в ушах застревая, взвилась круговертью
колючая пыль меж земной и небесною твердью.
Там демонов гороподобные трупы лежали,
и дротиков груды, и молотов купы лежали.
И демоны Раму обстали во мраке кромешном,
и тучами стрелы метали, смеясь над Безгрешным.
Но выстрелил Рама из лука по их средоточью.
Шесть раз - и пронзил он шестерку Летающих Ночью".
Поединок между Рамой и Раваной повторяется неоднократно. Царю демонов предлагают вернуть Ситу, но он отказывается.
"Их стрелы, друг - дружкой расколоты, сыпались наземь.
так Рама сражался с неистовым демонов князем".
"Предсказана Раваны гибель - сказал колесничий - Богами,
и станет сегодня он смерти добычей".
Сам Всевышний вручил Раме стрелу, в её острие было пламя и солнца горенье - "Разящий Луч".
"Стрелу, угрожающую жизненных сил средоточью,
Царевич пустил во владыку Летающих Ночью".
А Равана?
Дух испуская, и лук он и стрелы из рук уронил, затуманился взор помертвелый. Равана погибает, зло рассеивается, мир и спокойствие воцаряется во Вселенной.
Рама освободил царевну. Но та, что долго пребывала в доме другого, по словам Рамы, не может быть принята мужем высокого рода. Ведь Равана касался ее, осквернял ее взглядом, полным желанья. И могучий Рама отказывается от жены. Ее испытывают огнём, Сита исчезает в пламени, и в сей же миг её на руках выносит бог Огня - Агни. Рама и Сита вместе и даже, когда выходят из физической оболочки, возносятся в Тонкий Мир и там встречаются, и более не расстаются никогда.
Заключение.
Именно это воплощение Иеговы - Раваны - пьянство, разврат, воровство чужих жён, пожирание мяса и крови стало окончательным падением и послужило причиной физического устранения его. Красноглазый, Десятиголовый, Двадцатирукий Равана погряз в материи - у него было 10 физических тел. Его уничтожали десять раз. Это не последнее падение Иеговы.

После физического устранения (после смерти) Иегова придумал ПЛАН МЕСТИ, - с этого момента начался отсчёт времени «от создания мира» Иеговы. Эту дату он преподнёс будущим евреям. В сентябре 2014 года - 5775 лет от создания мира по еврейскому календарю. Лемурию, Атлантиду, Ланку Иегова решил забыть и положил начало новым злодеяниям.
Евреи произошли от Ноя, который спас их от потопа в Лемурии. Ной - воплощение Архангела Михаила, Владыка Шамбалы. Эпопея евреев дана в ст. 5, видео «Махабхарата» - лунная династия, «Анализ Библии».
План мести:
1. Взорвать Планету перед уходом на Сатурн.
2. Провести вербовку населения.
Рама - Бог (Аватара Вишну)! Равана (Иегова) - дьявол.
Смотрите на сайтах: ,
видео "Вишну пурана", с 63 серии "Рамаяна".
”Рамаяна» дана в сокращённом виде. На сайтах уже есть “Рамаяна” без сокращений в переводе В.А.Потаповой.

Индия - удивительная страна с богатой и необычной культурой, народными и религиозными традициями, бережно и непрерывно хранимыми с необозримой древности до наших дней благодаря высокоразвитому устному творчеству.

Самобытность индийской цивилизации родилась из образов и идей старинного эпоса. Мифы и легенды - основа индуистской религии, искусства и литературы.

Истоки эпоса

Не была статичной - она постоянно менялась со сменой эпох, вбирая в себя новые божества и другие образы, создавая картину, на первый взгляд, хаотичную, но при этом абсолютно цельную, органичную. Вся эта необычайная пестрота существует в единых общих рамках и до сих пор.

Индия, как высочайшее богатство, хранит памятники тысячелетней древнеиндийской словесности - произведения ведической литературы - священные писания индуизма, на основании которых позднее вырос эпос.

«Веды» означает «знания». Стержнем ведических знаний были, прежде всего, духовные - религиозные доктрины. А материальные знания - о медицине, музыке, архитектуре, механике и умению вести войны. Всех Вед четыре.

В ведическую эпоху был рожден знаменитый индийский эпос - «Махабхарата» и «Рамаяна». В обоих произведениях эпоса переплелись правда, ведические знания, вымысел и аллегория.

В традициях индийской культуры «Махабхарата» считается пятой Ведой и почитается как священная книга.

Доступ к четырем Ведам был только у жрецов, а эпос «Махабхарата» стал Ведой сословия воинов — кшатриев, - о жизни и подвигах которых он рассказывает, и вошел в простой народ в качестве морального назидания.

История и мифы

Эпос «Рамаяна» и «Махабхарата» долгое время оставались устным преданием. Записаны поэмы были в самом начале новой, христианской, эпохи, когда уже приобрели грандиозную величину: «Махабхарата» - 100 000 двустиший (по-индийски - шлок), собранные в 18 книг, а «Рамаяна» - 24 000 шлок (7 книг).

Вследствие отсутствия хронологии в традиционной индийской культуре установить точные даты создания эпосов оказалось затруднительно.

Индийцев больше интересовало влияние событий и действий на человека. Из прошлого они старались извлечь мораль и уроки для своей жизни.

Эпос «Махабхарата» называют «итихаса», что буквально означает «так было на самом деле».

Индийский эпос «Рамаяна» и «Махабхарата», складываясь в течение многих веков, вобрал в себя импровизации многих сказителей и их сегодняшний вид является результатом бессчетных и не прекращаемых изменений и добавлений.

В результате вставные тексты занимают две трети объема всей поэмы «Махабхарата». В значительно меньшей степени таким добавлениям и изменениям подверглась «Рамаяна».

Основа сюжета Махабхараты

«Махабхарата», в переложении на русский язык, - «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов».

Эпос рассказывает о взаимной вражде двух линий царского рода Куру - Кауравов и Пандавов, о благородстве героев в различных испытаниях, и об окончательной победе Пандавов, приверженцев справедливости.

Героический, воинский эпос «Рамаяна» прославлен не менее. Его главный персонаж Рама - одно из воплощений на земле бога Вишну. Вкратце сюжет Рамаяны присутствует в Махабхарате.

Слово «Рамаяна» переводится с индийского «Деяния Рамы». «Рама» означает «Красавец» или «Красивый». У Рамы была кожа голубого цвета.

Эпос «Рамаяна» имеет более стройную композицию и лучше отредактирован, сюжет развивается весьма стройно и последовательно.

«Рамаяна» - эпос литературный, по-индийски «кавья». Он наполнен красочными метафорами, замысловатыми оборотами речи и велеречивыми описаниями. Эта поэма утонченной чувствительности, пафоса любви и верности.

В основе сюжета — история жизни и подвиги царевича Рамы.

В те древние времена властителем острова Ланка был демон рахшасов Равана десятиглавый. От он получил в подарок неуязвимость. Пользуясь этим, Равана буйствовал, оскорбляя небесных богов. Бог Вишну решил разделаться с демоном. В виду того, что убить демона мог только человек, Вишну избрал для этого царевича Раму и переродился в его образе.

Поэма описывает детство Рамы, его взросление и женитьбу на красавице Сите. Из-за коварства младшей жены отца Рама вместе с женой прожили в ссылке 14 лет. Повелитель злобных демонов Равана похитил Ситу, и царевич с помощью верного брата Лакшмана, объединившись с обезьянами и медведями, напал на Ланку, победил Равану и не только освободил свою жену, но и избавил людей от злобных демонов.

Значение эпоса

Эпос «Рамаяна» пользуется в Индии большой популярностью. Рама - всеобщий любимец Индии. Имена персонажей стали нарицательными, а герои служат образцами верности, благородства и храбрости.

Древнеиндийский эпос оказал огромное влияние и на культуру всех стран Азии. Поэмы неоднократно переводились на разные языки, в том числе и на русский. Произведениями «Махабхарата» и «Рамаяна» восхищались видные деятели мировой культуры.

Имея огромную историческую и литературную ценность, поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» стали национальным наследием индийского народа, который в трудные периоды своей истории черпал в них моральную силу и опору.

«Деяния Рамы» - древнеин­дийский эпос, состоящий из 7 книг и приблизительно 24 тысяч двустиший-шлок; приписывается легендарному мудрецу Вальмики (Vabmiki)

Некогда владыкой царства демонов-рахшасов на острове Ланка был десятиголовый Равана. Он получил от бога Брахмы дар неуязвимости, благодаря которому никто, кроме человека, не мог его убить, и потому безнаказанно унижал и преследовал небесных богов. Ради уничтожения Раваны бог Вишну принимает решение родиться на земле в качестве простого смертного. Как раз в это время бездетный царь Айодхьи Дашаратха совершает великое жертвопри­ношение, дабы обрести наследника. Вишну входит в лоно старшей его жены Каушальи, и та рожает земное воплощение (аватару) Вишну - Раму. Вторая жена Дашаратхи, Кайкейи, одновременно рожает другого сына - Бхарату, а третья, Сумира, - Лакшману и Шатругхну.

Уже юношей стяжав себе славу многими воинскими и благоче­стивыми подвигами, Рама направляется в страну Видеху, царь которой, Джанака, приглашает на состязание женихов, претендующих на руку его дочери прекрасной Ситы. В свое время Джанака, вспахивая священное поле, нашел Ситу в его борозде, удочерил и воспитал её, а теперь предназначает в жены тому, кто согнет чудесный лук, дарованный ему богом Шивой. Сотни царей и царевичей тщетно пытаются это сделать, но только Раме удается не просто согнуть лук, а разломить его надвое. Джанака торжественно празднует свадьбу Рамы и Ситы, и супруги долгие годы в счастье и согласии живут в Айодхье в семье Дашаратхи.

Но вот Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником. Узнав об этом, вторая жена Дашаратхи Кайкейи, подстрекаемая своей служанкой - злобной горбуньей Мантхарой, напоминает царю, что однажды он поклялся выполнить два любые её желания. Теперь она эти желания высказывает: на четырнадцать лет изгнать из Айодхьи Раму и помазать наследником её собственного сына Бхарату. Тщетно Дашаратха умоляет Кайкейи отказаться от её требований. И тогда Рама, настаивая, чтобы отец остался верным данному им слову, сам удаляется в лесное изгнание, и за ним добровольно следуют Сита и преданный ему брат Лакшмана. Не в силах вынести разлуку с любимым сыном, царь Дашаратха умирает. На трон должен взойти Бхарата, но благородный царевич, полагая, что царство по праву принадлежит не ему, а Раме, отправляется в лес и настойчиво убеждает брата вернуться в Айодхью. Рама отвергает настояния Бхараты, оставаясь верным сыновнему долгу. Бхарата вынужден возвратиться в столицу один, однако в знак того, что не считает себя полноправным правителем, водружает на трон сандалии Рамы.

Между тем Рама, Лакшмана и Сита поселяются в выстроенной ими хижине в лесу Дандаке, где Рама, оберегая покой святых отшельников, истребляет досаждающих им чудовищ и демонов. Однажды к хижине Рамы является сестра Раваны безобразная Шурпанакха. Влюбившись в Раму, она из ревности пытается проглотить Ситу, и разгневанный Дакшмана обрубает ей мечом нос и уши. В унижении и ярости Шурпанакха подстрекает напасть на братьев огромное войско ракшасов во главе со свирепым Кхарой. Однако ливнем неотразимых стрел Рама уничтожает и Кхару, и всех его воинов. Тогда Шурпанакха обращается за помощью к Раване. Она призывает его не только отомстить за Кхару, но, соблазнив его красотой Ситы, похитить её у Рамы и взять себе в жены. На волшебной колеснице Равана летит из Ланки в лес Дандаку и приказывает одному из своих подданных, демону Мариче, превратиться в золотого оленя и отвлечь Раму и Лакшману подальше от их жилья. Когда Рама и Лакшмана по просьбе Ситы углубляются вслед за оленем в лес, Равана насильно сажает Ситу в свою колесницу и переносит её по воздуху на Ланку. Ему пытается преградить путь царь коршунов Джатаюс, но Равана смертельно ранит его, отрубив крылья и ноги, На Ланке Равана предлагает Сите богатства, почет и власть, если только она согласится стать его женою, а когда Сита с презрением отвергает все его притязания, заключает её под стражу и грозит наказать смертью за её строптивость.

Не найдя Ситу в хижине, Рама с Лакшманой в великой скорби отправляются на её поиски. От умирающего коршуна Джатаюса они слышат, кто был её похититель, но не знают, куда он с нею скрылся. Вскоре они встречают царя обезьян Сугриву, лишенного трона его братом Валином, и мудрого советника Сугривы обезьяну Ханумана, сына бога ветра Вайю. Сугрива просит Раму возвратить ему царство, а взамен обещает помощь в розысках Ситы. После того как Рама убивает Валина и вновь возводит Сугриву на трон, тот рассылает во все стороны света своих лазутчиков, поручая им отыскать следы Ситы. Удается это сделать посланным на юг обезьянам во главе с Хануманом. От коршуна Сампати, брата погибшего Джатаюса, Хануман узнает, что Сита находится в плену на Ланке. Оттолкнувшись от горы Махендры, Хануман попадает на остров, а там, уменьшившись до размера кошки и обегав всю столицу Раваны, наконец находит Ситу в роще, среди деревьев ашоки, под охраной свирепых женщин-ракшасов. Хануману удается тайком встретиться с Ситой, передать послание Рамы и утешить её надеждой на скорое освобождение. Затем Хануман возвращается к Раме и рассказывает ему о своих приключениях.

С несметным войском обезьян и их союзников медведей Рама выступает в поход на Ланку. Услышав об этом, Равана собирает в своем дворце военный совет, на котором брат Раваны Вибхишана во избежание гибели царства ракшасов требует вернуть Ситу Раме. Равана отвергает его требование, и тогда Вибхишана переходит на сторону Рамы, чье войско уже разбило лагерь на берегу океана напротив Ланки.

По указаниям Налы, сына небесного строителя Вишвакармана, обезьяны сооружают мост через океан. Они заполняют океан скалами, деревьями, камнями, по которым войско Рамы переправляется на остров. Там, у стен столицы Раваны, начинается жестокая битва. Раме и его верным соратникам Лакшмане, Хануману, племяннику Сугривы Ангаде, царю медведей Джамбавану и другим отважным воинам противостоят полчища ракшасов с военачальниками Раваны Ваджрадамштрой, Акампаной, Прахастой, Кумбхакарной. Среди них оказывается особенно опасным сведущий в искусстве магии сын Раваны Индраджит. Так, ему удается, став невидимым, смертельно ранить своими стрелами-змеями Раму и Лакшману. Однако по совету Джамбавана Хануман летит далеко на север и приносит на поле боя вершину горы Кайласы, поросшую целебными травами, которыми излечивает царственных братьев. Один за другим вожди ракшасов падают убитыми; от руки Лакшманы гибнет казавшийся неуязвимым Индраджит. И тогда на поле битвы появляется сам Равана, который вступает в решающий поединок с Рамой. По ходу этого поединка Рама отсекает поочередно все десять голов Раваны, но всякий раз они вырастают снова. И лишь тогда, когда Рама поражает Равану в сердце стрелой, дарованной ему Брахмой, Равана умирает.

Смерть Раваны означает конец сражения и полное поражение ракшасов. Рама провозглашает доброде­тельного Вибхишану царем Ланки, а затем приказывает привести Ситу. И тут в присутствии тысяч свидетелей, обезьян, медведей и ракшасов он высказывает ей подозрение в супружеской неверности и отказывается принять снова в качестве жены. Сита прибегает к божественному суду: она просит Лакшману соорудить для нее погребальный костер, входит в его пламя, но пламя щадит её, а поднявшийся из костра бог огня Агни подтверждает её невиновность. Рама объясняет, что и сам не сомневался в Сите, но лишь хотел убедить в безупречности её поведения своих воинов. После примирения с Ситой Рама торжественно возвращается в Айодхью, где Бхарата с радостью уступает ему место на троне.

На этом, однако, не закончились злоключения Рамы и Ситы. Однажды Раме доносят, что его подданные не верят в добронравие Ситы и ропщут, видя в ней развращающий пример для собственных жен. Рама, как это ему ни тяжело, вынужден подчиниться воле народа и приказывает Лакшмане отвести Ситу в лес к отшельникам. Сита с глубокой горечью, но стойко принимает новый удар судьбы, и её берет под свое покрови­тельство мудрец-подвижник Вальмики. В его обители у Ситы рождаются два сына от Рамы - Куша и Лава. Вальмики воспитывает их, а когда они вырастают, обучает их сочиненной им поэме о деяниях Рамы, той самой «Рамаяне», которая и стала впоследствии знаменитой. Во время одного из царских жертвопри­ношений Куша и Лава читают эту поэму в присутствии Рамы. По многим признакам Рама узнает своих сыновей, расспрашивает, где их мать, и посылает за Вальмики и Ситой. Вальмики в свою очередь подтверждает невиновность Ситы, но Рама ещё раз хочет, чтобы Сита доказала свою чистоту своей жизни всему народу. И тогда Сита в качестве последнего свидетельства просит Землю заключить её в свои материнские объятия. Земля разверзается перед нею и принимает в свое лоно. По словам бога Брахмы, теперь только на небесах суждено Раме и Сите вновь обрести друг друга.

«Рамаяна» - это древнеиндийский эпос канона смрити (небожественное происхождение), записанный на санскрите. Предположительно время создания текста «Рамаяны» датируется III–II веком до н. э., иногда IV, а события, описываемые в эпосе, происходят гораздо раньше. Исследователи относят эти события к XII–X векам до н. э., а сами индусы считают, что они произошли ещё в эпоху Трета-юги, т. е. около 1 миллиона лет назад.

История создания поэмы "Рамаяна" и ее автор

Однако если посмотреть более реалистично, то запись эпоса в стародавние времена всегда велась с некоторым отставанием во времени, что, кстати, относится и к древнегреческому эпосу «Илиаде». Записана она была на несколько веков позже произошедших событий. Причём, интересно, что события «Рамаяны» и «Илиады» во многом схожи (соответствия: похищение Елены - похищение Ситы, Одиссей - Хануман, Патрокл - Лакшмана, Гектор - Индраджит и т. д.) и хронологически тоже практически совпадают.

Однако не принято довольно долго заострять на этом внимание, т. к. эти литературные памятники древности принадлежат очень разным культурам (как считают исследователи), но для тех, кто интересуется альтернативной историей, есть о чём подумать.

«Рамаяну», эпос, состоящий из 24000 стихов и записанный метром из 32 слогов мудрецом Вальмикой, иначе ещё называют «Путешествием Рамы». Она состоит из 7 частей или канд, где 6-я и 7-я часть считаются добавленными, а изначально существовало только 5 частей. Но для логического завершения в соответствии с менталитетом людей той эпохи были добавлены ещё две части, эпилог. Такие вставки-дополнения или продолжение, а иногда, как в «Махабхарате», и совершенно не связанные с повествованием эпизоды были довольно частым явлением для литературы того времени. Поэтому мы расскажем о варианте «Рамаяны», состоящем как раз из 7 частей.

Существует несколько переводов «Рамаяны» на разные языки. Первоначально, как и другие тексты обоих канонов, шрути и смрити, передавались исключительно устно, но позднее их стали записывать. Поэтому считается, что окончательно наиважнейшие книги индийского эпоса, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата», были записаны уже в нашу эру и окончательно сформированы ближе к IV–V векам нашей эры.


Сравнение эпического текста "Илиады" и "Рамаяны"

Итак, принимая во внимание, что «Рамаяна» в 4 раза больше по объёму, чем «Илиада», перед тем как её читать, есть смысл ознакомиться с кратким содержанием книги, чтобы лучше понять структуру текста и его смысл. Кто-то может подумать, что если уже знать краткое содержание, то не будет смысла и читать произведение полностью, но, подожди, дорогой читатель, позволь мне тебя переубедить.

Когда-то, несколько веков назад, в европейском обществе существовала традиция посещать театр, чтобы лицезреть драму или какой-то спектакль. Но перед тем как отправиться в театр, зритель уже был ознакомлен предварительно с содержанием того, что ожидалось увидеть на сцене, а часто посещали один и тот же спектакль несколько раз отнюдь не из-за нехватки репертуара театра, а потому что считалось интересным находить каждый раз что-то новое в пьесе, драме или спектакле, смотреть на него новым взглядом.

Это то, чего сейчас так не хватает нашей культуре, привыкшей потреблять, не раздумывая и каждый раз ожидая появления новинок, что уже даже прошлогодние премьеры мало кого интересуют, не говоря о том, что интерес к пересмотру или перечитыванию упал до нуля. Нужно снова научиться находить новое в старом, смотреть на него новым взглядом, ведь каждый раз, когда мы просыпаемся утром, мы встречаем новый день. Он нов, и нужно быть подобно маленьким детям, удивляться тем вещам, которые стали уже привычными, а удивляться им можно только тогда, когда взгляд открыт и очевидна суть вещей, он не затуманен памятью прошлого, но полностью свободен для настоящего, поэтому с такой философией погоня за новым прекратится, и мы вновь откроем красоту уже известного, но забытого старого.


Быть может, наши предки, хоть и воспитанные в христианской, западной традиции, пересматривая и перечитывая произведения искусства, стояли намного ближе к буддийскому идеалу наблюдения и созерцательности. Между прочим, такого рода отношение к искусству и культуре развивает и во многом непредвзятое и непривязанное отношение к миру. Вы знаете, что произойдёт с персонажами в следующем акте пьесы, быть может, они погибнут, но вы не будете поражены этим, потому что сюжет вам уже известен, и вы продолжаете следить не из-за исключительно одной лишь сюжетной линии. Вы учитесь смотреть, словно бы сквозь неё, на то, что скрыто за сюжетом. Вы находите Идею, глубинный смысл, аллегории. Вы не растворяетесь в эмоциях, не поглощены ими и уже не сопереживаете персонажам и даже не идентифицируетесь с ними, а сумели взять верх над эмоциями, что породило естественный контроль и возможность увидеть больше, чем то, что изображено на поверхности.

Быть может, написанное выше противоречит обычным воззрениям и даже отрицает высоко превозносимую концепцию катарсиса через произведения искусства, которая известна нам ещё со времен Аристотеля. Однако попробуйте стать Буддой, ведь все знают, что Буддой может стать любой и более того, что в глубине, в сердце, каждый человек уже Будда - нужно только это осознать. С этой позиции вы поймёте, что сказанное выше содержит куда больше смысла, чем вы могли бы первоначально предположить.

Давайте приступим к описанию «Рамаяны», а после этого вы ознакомитесь с ней во всех подробностях, прочитав текст «Рамаяны» на русском языке на сайте или приобретя книгу.


Рама, любимый сын царя Дашаратхи, уже провозглашён наследником престола, но одной из жён царя такое положение дел далеко не по нутру. Она мечтает увидеть на престоле своего сына Бхарату. Хитростью женщине удаётся добиться того, чтобы царь выполнил её условия и назначил наследником Бхарату, а Раму изгнал в лес на 14 лет.


Дашаратхе, связанному клятвой, ничего не остаётся, как выполнить требования жены. Рама, также узнав об этом, поддерживает отца в том, чтобы он сдержал слово. Рама удаляется в лес, Сита и его брат Лакшмана также отправляются в изгнание с ним. Сита и Рама живут в хижине в лесу, как дэвы, когда приходит известие о том, что царь Дашаратха умер, не сумев выдержать разлуку с сыном. Пришла пора Бхарате вступить на трон. Он пришёл к Раме, уговаривая его вернуться, но Рама соблюдает свой долг и лишь отдаёт Бхарате свои сандалии, которые брат и водружает на трон как символ и объявляет себя всего лишь временным правителем Айодхьи до возвращения Рамы.

Рама, его брат Лакшмана и Сита спокойно живут в Дандаке пока к ним не пожаловала сестра Раваны. Она давно влюблена в Раму и желает заполучить его, избавившись от Ситы, но ей это не удаётся. Бесславно возвратившись во дворец, она внушает брату Раване желание похитить Ситу, таким образом, планируя отомстить Раме.

Равана внял речам своей сестры и мчится на своей колеснице по небесам, чтобы похитить Ситу. Но для того, чтобы отвлечь внимание Рамы, Равана посылает демона, превратившегося в золотого оленя. Рама преследует его и лишь позже понимает, что это не животное, а демон, но уже поздно, Лакшмане не удаётся сберечь Ситу, и Равана силой сажает её в свою колесницу. Уже приехав к себе домой, Равана пытается добиться красавицы, но безуспешно. Тогда он сажает её под стражу.


В это время Рама и Лакшмана узнают от коршуна Джатаюса имя похитителя, но им всё ещё неизвестно, где она.

Только при помощи царя обезьян, Сугривы, и его советника Ханумана, сына бога ветра Вайю, являющегося 11 аватаром Шивы, им удаётся выяснить, что Сита находится в заключении на Ланке. Рама даёт Хануману кольцо, которое тот должен передать Сите, и по нему она узнает о том, что Хануман - посланец Рамы.

Хануман пытается спасти Ситу, но для этого нужно, чтобы она села ему на спину, а Сита дала обещание, что не притронется ни к какому другому телу, кроме тела мужа. Между тем, Рама собирает войско, чтобы идти спасать Ситу и победить Равану. Брат Раваны, предвидя недоброе, пытается уговорить брата отдать Ситу, чтобы избежать гибели государства, но Равана отказывается, и тогда брат Раваны переходит на сторону Рамы.


Во время битвы Индраджиту, сыну Раваны, удаётся смертельно ранить Раму и Лакшману, но Хануман вовремя приносит гору Кайлас, на которой растут целебные травы. Так, чудесным образом оба брата исцелены и могут продолжать битву. Наступает решающий момент, когда Рама встречается с Раваной. Рама отсекает все головы Раваны, но они отрастают вновь, и только когда он поражает Равану в самый центр его существа стрелой, которую он получил от Брахмы, Равана наконец окончательно повержен.

Рама освобождает Ситу, но, однако, сомневается в её верности, поэтому и просит её в доказательство своей чести пройти через огонь, что Сита послушно делает и выходит из огня невредимой. Рама объявляет, что никогда не сомневался в её честности, но сделал это для того, чтобы продемонстрировать остальным чистоту Ситы. Бхарата возвращает брату трон, и Рама становится во главе Айодхьи.

В седьмой части, являющейся эпилогом, Раме вновь донесли о том, что Сита нечестна, поэтому ему вновь приходится подвергнуть жену испытанию и сослать в лес, где у неё рождаются двое сыновей, и они живут под покровительством мудреца Вальмики, который и записал текст «Рамаяны». Однажды, во время жертвоприношений, уже подросшие сыновья Рамы читают вслух поэму, которой их научил Вальмика в присутствии Рамы. Отец узнаёт в них своих сыновей и велит привести Ситу и мудреца. Вальмика подтверждает, что Сита верна, но Рама просит Ситу доказать это всему народу, на что Сита опять безропотно соглашается, но на этот раз она просит Землю-мать принять её. Это и должно послужить доказательством. Земля разверзается и поглощает Ситу.

Рама и Сита вновь встретятся только на небесах.

Таково вкратце содержание «Рамаяны», записанной Вальмикой. Нужно помнить о том, что, как и многие тексты подобного плана, они почти всегда иносказательны и аллегоричны. Так что Сита - это вовсе не Сита и даже не Лакшми, а сознание человека и т. п. Об остальном вы догадаетесь сами. Ключ у вас в руках, с кратким содержанием вы уже ознакомились. Настало время обратиться к полному тексту и вам откроется неизведанное.

В прочитанных перед визитом в Куала-Лумпур отчётах не единожды значилось, что рядом с главной пещерой Бату есть ещё одна со скульптурами индуистских божеств, без каких-либо чётких деталей. Я решил разобраться. В пещере "Рамаяна" показаны события из одноимённого древнеиндийского эпоса о жизни Рамы, одного из воплощений бога Вишну.

Вход в пещеру находится прямо за статуей бога Ханумана, разрывающего грудь, чтобы продемонстрировать, что Рама со своей супругой Ситой всегда живут в его сердце. Возможно, поэтому не все туристы знают о пещере "Рамаяны" - легко не заметить ворота сбоку от небольшого святилища. Да и за вход придётся дополнительно заплатить.

Обезьянки, как и около основной пещеры комплекса Бату, ведут себя по-хамски, выглядят совсем не милыми и вечно находятся в поисках пропитания. Урвала где-то кокос, обгладывает, а сама посматривает, как бы кто из сородичей не прибежал и не отобрал ценную добычу. Уж не из-за покровительства Ханумана приматы в этих местах чувствуют себя настолько вольготно?

Непосредственно перед входом в пещеру - статуя одного из верховных богов индуизма, Вишну. Чтобы вершить справедливость на планете, Вишну иногда спускается на Землю в виде аватар, воплощений, одним из которых является Рама.

Постараюсь придерживаться хронологического порядка и представлять скульптуры согласно развитию событий в "Рамаяне". Рама - один из сыновей царя Дашаратхи. Намереваясь получить достойного наследника, царь совершил ритуальное жертвоприношение, а после разделил освящённую пищу с тремя своими жёнами. Первой пищу приняла по старшинству его жена Каушалья. От неё и родился Рама, от остальных жён появились Бхарата, Лакшмана и Шатрунгха.

Рама и его брат Лакшмана убивают в лесу демоницу Тагадаи, помешав ритуалу мудреца Вишвамитры.

Вишвамитра ведёт Раму и Лакшману на церемонию выбора жениха для Ситы.

Претенденты на руку и сердце Ситы пробовали натянуть огромный лук самого бога Шивы и выпустить из него стрелу. Никому не удавалось даже поднять лук, пока не появился Рама. Натягивая тетиву и выпуская стрелу, он сломал лук на две части.

Сита - воплощение богини Лакшми, супруги Вишну.

Рама и Сита поклоняются Шиве после того, как Сита подтвердила свою непорочность и целомудрие. В индуизме (и особенно шиваизме) принято поклоняться шивалингаму, символу божественной производящей силы и единства мужской и женской энергии. Шивалингам - фаллос Шивы в чреве ("йони") Парвати.

Пещера уникальна тем, что если подняться выше по лестнице, можно увидеть большой выросший сталагмит, в котором индуисты углядели проявление бога Шивы и символ его мужского начала.

Грамотная подсветка в пещере делает осмотр скульптурных композиций более увлекательным.

Освещённые известняковые своды выглядят более живописно. Мы приехали к пещерам в первой половине дня, поэтому в "светлой храмовой" пещере, самой большой, сохранялось естественное освещение и дополнительное шло от будто не к месту установленных фонарей. Вполне вероятно, окажись мы там вечером, включили бы подсветку - посещение "храмовой" пещеры запомнилось бы на дольше.

Вернёмся к событиям "Рамаяны". Предчувствуя скорую смерть, царь Дашаратха пожелал возвести на трон Раму, сына своей старшей жены Каушальи. Однако, другая жена под влиянием коварной служанки пришла к царю и стала требовать исполнения обещанного ей ранее желания. Много лет назад она спасла Дашаратху от неминуемой смерти, и тогда царь поклялся исполнить любую её прихоть, а слово надо держать. Царица потребовала посадить на трон своего сына Бхарату, а Раму сослать в лес на 14 лет. Спустя 14 лет изгнания Рама наконец-то получил титул царя Айодхьи.

Равана, десятиголовый повелитель демонов-ракшасов, похитил Ситу и увёз к себе во дворец на Ланку. Только силой женить на себе Ситу он не мог, над Раваной тяготело проклятье - совершив насилие по отношению к женщине, он бы сразу погиб.

Роль дипломата на себя взял Хануман. Подойдя к берегу моря, он увеличился в размерах и за один прыжок очутился на Ланке. Либо говорят, что обезьяний бог не прыгал, а просто перешагнул пролив, растянувшись в продольный шпагат. В йоге данную позу, т.е. продольный шпагат, называют хануманасаной, в память о подвиге друга Рамы. Прибыв на Ланку во дворец Раваны, Хануман сложил хвост в виде спирали и уселся на него, оказавшись таким образом выше предводителя ракшасов. Разгневанный царь приказал подпалить обезьяноподобному божеству хвост.

Стражи схватили Ханумана, обернули хвост пропитанной маслом тряпкой и подожгли. Однако находчивый Хануман стал прыгать со здания на здания, разнося огонь по владениям Раваны, а затем перепрыгнул обратно на континент.

Рама, Лакшмана и Хануман ведут войска на финальную битву с Раваной.

Попытки разбудить Кумбхакарну, брата Раваны, чтобы вести войну против Рамы. Ракшас-великан хотел получить трон бога Индры - "индрасан", но оговорился и сказал "нидрасан" - вечный сон. Кумбхакарну, в результате, удалось разбудить, однако в битве он всё равно был повержен Рамой.

Однажды последний сын Раваны пленил Раму и Лакшману, заточив их в подземном дворце. Хануман обнаружил, что для победы надлежит разом задуть пять ламп, и принял облик пятиликого Панчамукхи ("панча" - пять, "мукха" - морда). Лики принадлежат: 1. Самому Хануману - обезьяна; 2. Варахе - аватаре Вишну с головой вепря; 3. Нарасимхе - аватаре Вишну с головой льва; 4. Хаягриве - аватаре Вишну с головой лошади; 5. Гаруде - ездовой птице Вишну. Задув лампы, Хануман убил сына Раваны и освободил Раму и Лакшману.

Певец и поэт Вальмики записывает историю жизни Рамы, дошедшую до нас в виде эпоса "Рамаяна".

Оказалось, что на самом деле, ничего сложного нет. Детям родители могут наглядно показать события из "Рамаяны", пока их чада не доросли до чтения эпоса и истории о Раме воспринимают пока ещё как сказки. А для западных туристов жизнь и подвиги Рамы наглядно представлены; если пойти подготовленным (или вдруг тем более, с экскурсией), кругозор существенно расширится.

После пещер Бату у нас был ещё почти целый день, чтобы исследовать Куала-Лумпур. Кто-то скажет, что одного дня для столицы Малайзии ничтожно мало, другие возразят, что больше одного дня там делать нечего: съездили в Бату, на башни Петронас посмотрели - и можно улетать. Мы разделяем вторую точку зрения, позже объясню почему. Keep it locked!

Другие посты о Малайзии :

Пещеры Бату
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса