Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ эпизода из повести портрет. Анализ повести Гоголя «Портрет», творческое исследование миссии искусства

Повесть «Портрет» рассказывает о художнике, продавшем свой дар за деньги, - он продал дьяволу душу. Здесь, если иметь в виду художественные произведения, Гоголь наиболее полно высказал свои взгляды на искусство. Проникновение злых сил в душу художника искажает и его искусство, - ведь оно должно быть не просто способностью создавать прекрасное, но подвигом трудного постижения духовной глубины жизни. Важно, что соблазнил Чарткова предмет искусства - необычный портрет с живыми глазами. Тайна портрета тревожит автора и побуждает к размышлению о природе искусства, о различии в нем создания и копии. Живость изображения у художника-копииста, написавшего портрет ростовщика, для Гоголя - не просто поверхностное искусство, а демонический отблеск мирового зла. Такое искусство часто обольщает душу зрителя, заражает греховными чувствами. Недаром с портрета глядят живые недобрые глаза старика.

Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, написавшего странный портрет с живыми глазами вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив. Но такие же необъяснимые на первый взгляд факты случаются в жизни повседневно. «Там честный, трезвый человек делался пьяницей, там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока».

В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь сказал, чем должно быть, по его мнению, искусство. Назначение его - служить «незримой ступенью к христианству». По Гоголю, литература должна выполнять ту же задачу, что и сочинения духовных писателей, - просвещать душу, вести ее к совершенству. В этом для него - единственное оправдание искусства. И чем выше становился его взгляд на искусство, тем требовательнее он относился к себе как к писателю.

Одной шуткой переданы уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это может быть только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от "сюрприза", что художник придумал изобразить ее "в виде Психеи". Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет Психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. И вот со временем Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был купленный портрет с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что могут сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтобы стать рабом.

На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если б не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его, и, не сказав ни слова, он выбежал из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это становится главной стра тью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной художник умирает в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета...

Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Этот молодой художник встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит написать его портрет. Слухи о ростовщике ходят очень таинственные. Все;" кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но художник все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно смотрят с портрета. И вот, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Он понимает, что изобразил дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтобы очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла.

В «Портрете» можно найти отражение духовной жизни Гоголя. Художник, создавший портрет ростовщика, решает уйти из мира и становится монахом. Приготовив себя в монастыре подвижнической жизнью отшельника, он возвращается к творчеству и создает картину, которая поражала всех видевших ее как бы исходящей из нее высокой духовностью. В конце повести монах-художник наставляет сына: «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится».

Здесь Гоголь как бы наметил программу своей жизни. В середине 1840-х годов у него появилось намерение оставить литературное поприще и уйти в монастырь. Но эти монашеские устремления (которые не были секретом для школьных приятелей Гоголя), по всей видимости, не предполагали окончательного отказа от творчества, но как бы подразумевали возвращение к нему в новом качестве. Путь к большому искусству, полагал Гоголь, лежит через духовный подвиг художника. Нужно умереть для мира, чтобы пересоздаться внутренне, а затем вернуться к творчеству.

Кейс №6 Занятие на тему: « Анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Краткое содержание повести

1834

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, - и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство. Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, - на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, - и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит её, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в её лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

В короткое время Чартков входит в моду: схватывая одно общее выражение, он пишет множество портретов, удовлетворяя самые разные притязания. Он богат, принят в аристократических домах, о художниках изъясняется резко и высокомерно. Многие, знавшие Чарткова прежде, изумляются, как мог исчезнуть в нем талант, столь приметный вначале. Он важен, укоряет молодежь в безнравственности, становится скрягой и однажды, по приглашению Академии художеств, придя посмотреть на присланное из Италии полотно одного из прежних товарищей, видит совершенство и понимает всю бездну своего падения. Он запирается в мастерской и погружается в работу, но принужден ежеминутно останавливаться из-за незнания азбучных истин, изучением коих пренебрег в начале своего поприща. Вскоре им овладевает страшная зависть, он принимается скупать лучшие произведения искусства, и лишь после скорой его смерти от горячки, соединившейся с чахоткою, становится ясно, что шедевры, на приобретение коих употребил он все свое огромное состояние, были им жестоко уничтожены. Смерть его ужасна: страшные глаза старика мерешились ему всюду.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, мебелей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Обрисовав для начала часть города, именуемую Коломной, он описывает некогда жившего там ростовщика, великана азиатской наружности, способного ссудить любою суммой всякого желающего, от нишей старухи до расточительных вельмож. Его проценты казались небольшими и сроки выплаты весьма выгодными, однако странными арифметическими выкладками сумма, подлежащая возврату, возрастала неимоверно. Страшнее же всего была судьба тех, кто получал деньги из рук зловещего азиатца. История молодого блистательного вельможи, губительная перемена в характере которого навлекла на него гнев императрицы, завершилась его безумием и смертью. Жизнь чудной красавицы, ради свадьбы с которой её избранник сделал заем у ростовщика (ибо родители невесты видели препятствие браку в расстроенном положении дел жениха), жизнь, отравленная в один год ядом ревности, нетерпимости и капризами, явившимися вдруг в прежде благородном характере мужа. Покусившись даже и на жизнь жены, несчастный покончил с собой. Множество не столь приметных историй, поскольку случились они в низших классах, также связывалось с именем ростовщика

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник. Художник понимает, что часть души ростовщика вселилась в ужасный портрет, а смерть жены, дочери и малолетнего сына окончательно уверяют его в том. Он помещает старшего в Академию художеств и отправляется в монастырь, где ведет строгую жизнь, изыскивая все возможные степени самоотвержения. Наконец он берется за кисть и целый год пишет рождество Иисуса. Труд его - чудо, исполненное святости. Сыну же, приехавшему проститься перед путешествием в Италию, он сообщает множество мыслей своих об искусстве и среди некоторых наставлений, рассказав историю с ростовщиком, заклинает найти ходящий по рукам портрет и истребить его. И вот теперь, после пятнадцати лет тщетных поисков, рассказчик наконец отыскал этот портрет, - и когда он, а вместе с ним и толпа слушателей, поворачивается к стене, портрета на ней уже нет. Кто-то говорит: «Украден». Возможно, и так. Пересказала Е. В. Харитонова

ХОД ЗАНЯТИЯ

I . Оргмомент.

II . Объявить тему, цели урока. Обращение к эпиграфу на доске.

Ребята, эпиграфом к нашему уроку служит изречение Теодора Драйзера:

Искусство - это нектар души,

собранный в трудах и муках.

Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив свое искусство в услужение толпе обывателей?

- Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать?

На чаше весов с одной стороны - труд. Служение искусству, бедность, с другой - деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдем в первой части гоголевского «Портрета».

- Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живет. (стр. 280, 283) (Перед нами, нищий художник, который «с самоотвержением предан своему труду»).

- Какие перспективы открываются перед ним? О чем предупреждает его профессор? (Чтение сцены беседы Чарткова с профессором) (стр. 285).

ВЫВОД: Несомненно, Чартков - «художник с талантом, пророчившим многое». Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоевывая славу и богатство рисованием «модных картинок за деньги». «Терпи», - дает он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни.

Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

«Иногда становилось ему досадно, когда... даже вовсе не живописцу по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал... завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача – живописца... бросить все и закутить с горя назло всему ».

- Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: «мишурные рамы», «фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий ... на индейского петуха в манжетах» и тому подобное.

- Какого же мнения об этих работах художник?

«Одни и те же краски, та же манера... принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку...»

- Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображенного человека. Но особенно притягательны глаза старца, обладающие страшной разрушительной силой.

- Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Чартков не в силах, сопротивляться портрету: он неожиданно для себя покупает его, не может оторвать от него взгляда.

(Ребята, вы обратили внимание, что в повести часто повторяется слово «неожиданно». Чартков многое делает неожиданно для самого себя, как бы помимо своей воли).

Сон художника – фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова. И художник оказывается в руках злого существа.

Ребята, проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего сверток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. (Работаем с текстом. Находим ключевые слова: «вперился весь в золото, глядя неподвижно, судорожно схватил, полный страха и т.д., сердце билось сильно, сжимал покрепче сверток, полный отчаяния стиснул сверток, употребил все усилия).

- Почему именно деньги нашел Чартков в портрете? Само по себе это фантастично или реально?

Реально, но Гоголь подчеркивает фантастичность денег в портрете – это частица зла, составляющего сущность ростовщика.

- Как распоряжается этими деньгамн художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашел к портному, затем, т торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокалился в коляске и т.д.

ВЫВОД: Чартков заботится о своих удовольствиях. В нем начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспеченного живописца, любуется собой, разглядывая свое отражение в зеркалах.

- Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойденным мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело, Чартков заявляет, что «прежним художником уже чересчур много приписано», а «гений творит смело, быстро».

Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме – заказчице, уж слишком долго, но «скоро он... сам начал дивиться чудной быстроте ... своей кисти».

Теперь он пишет картины всего два дня.

- Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

«Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...», «... кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы...».

Ребята, сопоставим эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины бездарная мазня, совершенно далекая от настоящего искусства.

- Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: «Слава не может дать наслаждение тому, кто украл ее, а не заслужил». Художник перерождается в скрягу «с мертвецом вместо сердца».

- Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней «пошлое суждение зачерствелых художников»?

- Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, «как отшельник, погрузился в труд». Он достойно прошел жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста», произведение искусства.

- Осознал ли Чартков, что он загубил свой талант?

Итак, перед человеком всегда встает определенный выбор - выбор судьбы. Бывает, что, выбирая, человек ошибается, и снова его мучит выбор – что делать дальше: осознать свою ошибку и исправить ее – это добрый путь; или понимать, что ошибаешься, но гордыня не позволяет исправиться, тогда падение окончательное – это злой выбор, безнравственный.

- Какой выбор делает Чартков?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал все «лучшее, что только производило художество». Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель».

Ужасает полная деградация личности художника.

ВЫВОД: От бедности талантливый художник случайно поднимается к богатству, но это зло, и оно не приносит добра ни ему, ни людям. Талант не может служить безнравственности.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник? (Обращение к эпиграфу, в котором отражается главная мысль рассуждения).

Домашнее задание; прочитать внимательно II часть повести, выбрать все суждения героев и автора об искусстве, подготовиться к письменной самостоятельной работе.

Словарная работа: искушение, ростовщик.

В повести Гоголя «Портрет» представлены три различные судьбы художников, три живописцев, каждый из которых проходит испытание в форме своеобразного искушения таланта, приводящего к преображению художников: Чартков, его некогда бывший приятель, а также сам автор портрета загадочного и мистического ростовщика. В обеих частях повести с мотивом искушения связан портрет: «встреча» Чарткова с таинственным портретом приводит к искушению богатством, создание портрета ростовщика - это искушение творческого дара художника. Портрет выполняет особую функцию в развитии сюжета, именно с ним связаны основные событийные моменты повести: в первой части покупка портрета становится началом совершенно новой, но, к сожалению, печальной судьбы Чарткова, во второй части картина на аукционе - толчок к рассказу о ее истории.

Искушение Чарткова начинается с первой его встречи с портретом в картинной лавке на Щукином дворе. Чартков сразу поддается демонической силе картины, полотно зачаровывает художника, и он, забыв про все остальные картины, «стоит несколько времени неподвижно перед одним портретом» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Портрет захватывает Чарткова своей таинственной силой. Покупка портрета - ключевая для повести ситуация, она знаменует собой перелом в жизненной и творческой судьбе художника. Со времени приобретения портрет получает власть над художником, он искушает талант живописца, соблазняет его деньгами. ««Боже мой, если бы хотя бы часть этих денег!» -- сказал он, тяжело вздохнувши, и в воображенье его стали высыпаться из мешка все виденные им свертки с заманчивой надписью: «1000 червонных». Свертки разворачивались, золото блестело, заворачивалось вновь, и он сидел, уставивши неподвижно и бессмысленно свои глаза в пустой воздух, не будучи в состоянье оторваться от такого предмета, -- как ребенок, сидящий пред сладким блюдом и видящий, глотая слюнки, как едят его другие». [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Поддавшись чарам старика-искусителя с портрета и его таинственной силы, Чартков меняет свое отношение к искусству. Он был живописцем с талантом, изучал творения великих художников, которых считал своими идеалами в живописи, их картины были школой для художника Чарткова, знакомство с ними - этапы становления его таланта: «Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108]. Подчинившись соблазну, Чартков начинает видеть в творчестве лишь одну цель - стать знаменитым: «В душе его возродилось желанье непреоборимое - схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Автор повести подчеркивает, как меняется отношение Чарткова к своему труду: «Нет, я не понимаю напряжения других сидеть и корпеть за трудом. Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро» [Гоголь Н. В. Портрет / Н. В. Гоголь // Гоголь Н. В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108]. В результате некогда творящий свои произведения по всем канонам жанра портрета, Чартков становится мастером другого жанра - портрета на заказ, портрета по шаблону, привнося в него те элементы, которые пожелал увидеть заказчик. С появлением таинственного портрета меняется не только сам герой, но и его жизненное пространство.

В начале повести автор показывает процесс формирования таланта молодого художника, его художественные поиски: «…вошел вместе с нею в свою студию, <…>, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, с рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т. 3. - С. 61-108].

Когда Чартков становится «модным живописцем», его мастерская кардинально меняется. Она уже не похожа на ту комнату, где творил молодой и старательный, преданный своему делу художник, а становится лишь привлекательной для заказчиков внешней деталью образа Чарткова. Вот описание мастерской «модного живописца»: «Великолепная мастерская художника (Невский проспект, такой-то номер) уставлена вся портретами его кисти, достойной Вандиков и Тицианов» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Искушение богатством, которое Чартков не выдерживает, погубило его талант. Жизнь же второго художника, русского живописца из Италии, совершенно противоположна истории Чарткова, она показывает тот путь, который мог бы пройти Чартков.

В повести говорится о близости этих двух живописцев, («был один из прежних его товарищей»), равноценности их талантов, и оба молодых художника учились в Академии художеств. Имея схожие возможности для реализации своего таланта, они все-таки пошли разными путями. Путь Андрея Петровича Чарткова, к сожалению, получился трагичным.

Портреты Чарткова, созданные на заказ по шаблону и угождающие заказчикам, противопоставлены «небесному» произведению его друга: «Скромно, божественно, невинно и просто, как гений, возносилось оно над всем» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

Во второй части повести талант отца художника Б., создателя таинственного портрета, также подвергается искушению. Создавая образы Чарткова, а также его талантливого друга художника, Гоголь опирался на европейскую живописную традицию. В образе художника-отца Б. он представляет русского мастера, можно даже сказать, иконописца: «Это был художник, каких мало, одно из тех чуд, которых извергает из непочатого лона своего только одна Русь, художник-самоучка, отыскавший сам в душе своей, без учителей и школы, правила и законы…» [Гоголь Н.В. Портрет / Н.В. Гоголь // Гоголь Н.В. Собрание сочинений: в 9 т. - М., 1994. - Т.3. - С. 61-108].

В.В. Лепахин отмечает: «Скрытое и явное сопоставление двух художников в повести Гоголя прослеживается как противопоставление иконописи и живописи, иконописца и живописца, иконы и картины». [Лепахин В.В. Икона в русской художественной литературе / В.В. Лепахин - М., 2002. - 735 с.].

Создание портрета ростовщика - искушение таланта художника, борясь с которым он меняет свое представление о живописи, осознает, что не всё достойно стать ее предметом. В данном случае художник приходит к постижению истинного смысла живописи, которая должна быть обращена «тайне создания». Создание портрета, символизирующего нечистую силу, является грехом. Уход художника в монастырь расценивается как искупление совершенного греха. Его жизнь приобретает новый смысл - служение искусству только чистой, освобожденной от греха душой.

искушение слава художник гоголь

Николай Васильевич Гоголь - известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет внести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и не оставляет равнодушным никого. Какое произведение его ни возьми, везде чувствуешь недосказанное, незаконченное, загадочное. Между строк всегда можно прочесть что-то, что передает глубину души маэстро.

Например, произведение, которое насквозь пропитано фатализмом, страхом перед неизведанными и потусторонними силами - это «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание его может передать лишь основные моменты сюжета. Но только полная версия сможет погрузить вас в мир иллюзии, в мир красивого слога и передать настроение, которое Николай Васильевич хотел донести.

«Портрет» (Гоголь). Краткое содержание

Начинается произведение с описания тяжелой судьбы молодого и талантливого художника. У него совсем нет денег, чтобы расплатиться за жилье, нет средств на еду и даже на свечи. Вот он и просиживает без работы все вечера, завидуя тем, у кого есть и заказы, и популярность. Однако на последние деньги он покупает портрет азиата с необычно живыми глазами. И потом из-за него он практически Чартков везде видит эти глаза: они ему мерещатся наяву, они ему снятся каждую ночь, они смотрят прямо в его душу. Но с картины внезапно выпадает купюра в тысячу червонцев. На этом жизнь художника вроде бы налаживается.

Повесть «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которой способно заинтересовать читателя и побудить к прочтению полной версии, повествует о дальнейшей судьбе Чарткова. Он - востребованный художник, однако со временем становится жадным, а его талант деградирует. От зависти герой начинает скупать гениальные произведения других живописцев, на что тратит все свое состояние. Однако полотна жестоко уничтожаются в итоге, а сам персонаж умирает, в бреду вспоминая все те же глаза азиата.

Произведение «Портрет» (Гоголь), краткое содержание которого трудно описать несколькими предложениями, продолжается объяснением всей этой загадочной истории. После смерти Чарткова портрет китайца с мастерски нарисованными глазами попадает на один петербургский аукцион. Там его находит человек, отец которого и написал картину. Оказывается, на нем изображен ростовщик, который всем Однако эти средства никому не приносили удачу - все, кто брали у азиата из Коломны денежные средства, умирали страшной смертью, сходили с ума.

Продолжаем краткое содержание. Портрет Гоголь назвал изображением духа тьмы, а рисовал его художник именно с ростовщика. Но в процессе работы автора одолевает тягостное чувство, и он не хочет продолжать писать. Китаец просит закончить портрет, чтобы остаться "живым" и после смерти, однако умирает, так и не увидев эту работу. Автор хочет сжечь ее, однако отдает по просьбе другу. Дальше портрет начинает негативно влиять на каждого своего обладателя. Поэтому рассказчик ищет картину, чтобы остановить поток зла, однако она таинственно исчезает.

«Портрет» (Гоголь). Анализ повести

Эта повесть - глубокое философское произведение, которое затрагивает тему влияния потусторонних сил на человеческие судьбы. Над судьбой властен не только человек, но еще и другие обстоятельства, другие люди и даже мистика. Верить в это или нет - решать каждому читателю самостоятельно. Читая же произведение, хочется просто наслаждаться интересным сюжетом и певучим языком его создателя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса