Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина: какое значение он имеет в романе? Про евгения онегина номер три Почему погиб ленский

Роман "Евгений Онегин" был создано два века назад. Но и сейчас он занимает видное место в русской литературе, выделяясь своей неповторимостью, актуальностью и даже тем, что его написал сам Пушкин. Это человек, занимающий целую эпоху и сияющий в зените славы. Он затмевает собой всех вокруг и с этим нельзя поспорить. "Двести лет его произведения читаются и волнуют наши сердца". Двести лет… сколько событий случилось за это время, но всегда его любили и читали. Он был звездой, которая никогда не погаснет; и которая будет освещать наш путь, помогая разобраться, что в нашей жизни хорошо, а что плохо. Эта та путеводная звезда, благодаря которой невозможно сбиться с пути. Это невозможно сделать читая его произведения, восторгаясь Онегиным и осуждая Ленского, жалея Татьяну и критикуя Ольгу.

Читая его снова и снова, поражаешься чувствам пропитавшим его насквозь. "Евгений Онегин" удивляет нас своей многоликостью и совершенством. Думаю, сейчас не найдется человека, который бы не знал героев этого романа, или не мог прочитать хотя бы страницу из него.

Все знают и Онегина, и Ленского. Их странная дружба до сих пор волнует сердце. Они такие разные. Невольно хочется задать вопрос: а какие они? На него Пушкин отвечает сам и очень точно. Вот что он говорит об Онегине:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

В противоположность Онегину, Ленского поэт описывает так:

От хладного разврата света

Ещё увянуть не успев,

Его душа была согрета

Приветом друга, лаской дев;

Он сердцем милый был невежда.

А свела этих людей неформальная случайность. Онегин приехал в деревню из-за наследства, а Ленский, устав от столичной суеты, хотел уединиться. Эти два образа Пушкин противопоставил друг другу. В деревне их даже приняли по-разному. Онегина назвали "опаснейшим чудаком", а Ленского "просили в женихи". Итак они подружились:

Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

Сперва взаимной разнотой

Они друг другу были скучны;

Потом понравились; потом

Съезжались каждый день верхом

И скоро стали неразлучны.

Так люди (первый каюсь я)

От делать нечего друзья.

В той дружбе Ленский для Онегина - лишь "временное исключение". Он ищет что-то новое, ещё не надоевшее, и видит всё это в лице Ленского. Мне кажется, что Онегин относился к нему со снисхождением, как относятся взрослые к маленькому, глупому ребёнку. В то время как Ленский горел желанием сделать что-то необыкновенное, Онегин служил ему "бодрящим бальзамом". Это ещё раз доказывает ветреность и легкомыслие Ленского. Они по-разному мыслят, по-разному чувствуют по-разному говорят. Онегин трезв во взглядах, он судит о мире, как законченный циник, защищенный непробиваемой бронёй эгоизма. Он по определению Белинского "страдающий эгоист". Ведь как человек может быть счастлив, если он не верит в любовь. Он лишь играет в неё. Она неведома Онегину - поклоннику "науки страсти немой", но если вслушаться - страсть не знает правил, для Онегина может и уже потом, поняв, что ещё не знал любви, отрёкся от неё, он будет по-настоящему страдать. Им владеет громадное чувство превосходства. Потом он поймёт, что это чувство было "мнимым", потом, уже после смерти Ленского, после признания Татьяне. И будет жалеть, что ничего нельзя исправить, вернуть.

Ленский - полная противоположность Онегину. Пушкин относится к нему с иронией и нежностью. Герцен так сказал о нём: "Это одна из тех целомудренных натур, которые не могут акклиматизироваться в развращенной и безумной среде; приняв жизнь они, больше ничего не могут принять от этой нечистой почвы, разве только смерть". Ленский - это звезда, которая вспыхнула, чтобы погаснуть. Мне кажется, что он должен был погибнуть. Такая душа не могла принять условий жизни и трезво видеть мир, не могла, как пишет Белинский, "развиваться и идти вперёд". Иначе Ленский стал бы копией Онегина, а это

недопустимо. Но, всё-таки, при всей их непохожести было что-то, что их объединяло. Они выделялись из толпы. Они - "белые вороны" того времени. Это их отличие от всего света.

Описание Онегина и Ленского проникнуты декабристскими настроениями. И они подходят для роли декабристов, но не один из них им не становится. Почему же? Да потому, что Онегин индивидуалист, не представляющий себе жизнь рядом с кем-то, сосредоточенность на сомом себе, а не на общем быте - вот разница, которая отделила Онегина от декабристов.

Ленский же к ним был ближе, однако тоже им не стал:

Он верил, что друзья готовы

За честь принять его оковы

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника...

Смерть Ленского была написана уже после гибели декабристов. Это не случайно. Его гибель описана в таких тонах, что заставляет нас думать о громадной катастрофе. Он умирает слишком рано. Этим подчёркивается его схожесть с декабристами.

Но вот наступают именины Татьяны Лариной. Они становятся переломным моментом в жизни героев. Во время них мир, в котором жил Ленский был взорван. Взорван нагло и бесцеремонно. Уничтожен Онегиным - бывшим лучшим другом, а теперь врагом. И в этом виноваты они оба. Онегин зол на Ленского, ведь тот сказал, что на именинах никого не будет, а зал был полон гостей. С ними Онегин вынужден общаться, так тщательно охранявший своё уединение. Онегин решает отомстить:

К минуте мщенья приближаясь,

Онегин, втайне усмехаясь,

Подходит к Ольге. Быстро с ней

Вертится около гостей,

Потом на стул её сажает.

Заводит речь о том, о сём;

Спустя минуты две потом

Вновь с нею вальс он продолжает;

Все в изумленье. Ленский сам

Не верит собственным глазам.

Он начинает флиртовать с Ольгой. Для него это лишь игра, герой не подозревает, какую бурю чувств вызвал в душе Ленского. Игра с чувствами, так привычная Онегину, для Ленского превращается в игру с судьбами. Оскорблённый он вызывает друга на дуэль. Онегин удивлён. Он не видит для дуэли оснований, однако без раздумий соглашается. Лишь после смерти Ленского, он понимает, что натворил, но уже поздно. Он "сражён". Однако потрясением для Онегина становится не смерть Ленского, а понимание того, что чувство превосходства, которым он так гордился, вдруг исчезло, оставив его беззащитным. Здесь нельзя с уверенностью сказать, кто виноват в дуэли и её трагическом исходе. Онегин? Да, он хотел лишь досадить Ленскому, отомстить непонятно за что. Онегин не подозревал во что это выльется. Пушкин так описывает его состояние после смерти Ленского:

Им овладело беспокойство

Охота к перемене мест

(Весьма мучительное свойство;

Немногих. Добровольный крест).

Он мог отменить дуэль, но не сделал этого, потому что был слишком подвержен влиянию того времени. И в этом его вина.

Вина Ленского в том, что он очень вспыльчив и ревнив, но разве это вина? Тогда вина в том, что он, уже раскаявшись в своём порыве не отменил роковую встречу. А может здесь виноват Пушкин, что свёл их вместе? Но кто бы не был виноват, смерть Ленского является главным событием всего романа, его переломным моментом.

Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин" был для его современников произведением всемирного значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, самобытности и гражданственности. "Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (В.Г. Белинский)

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Теги: Дуэль Ленского с Онегиным Сочинение Литература

1908 года ушел из жизни великий актер, педагог и реформатор отечественного

Театра.Тихой скорбью наполнены слова М.Н.Ермоловой:" Он всю жизнь и душу

Положил за искусство. Умерла душа Малого театра". Человеческая судьба оказалась

Втянута в рамки убогой драматической схемы.В университетских аудиториях и в

Роскошных гостиных убежденно говорили, что печатная клевета убила Ленского.

Императорская сцена в конце 19 века переживала глубочайший кризис.Самые разные

Слои общества объединяла мысль, что русский театр переживает сложный и

Болезненный этап своего развития.Но наиболее трагично эта ситуация переживалась

Людьми, чьё творчество было гордостью русской сцены.В 1897 году Ленский

Выступил на Первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о

Причинах упадка театра в провинции.Упоминание о провинции было бесхитростной

Уловкой,вызвавшей ироничные улыбки слушателей. Собравшиеся прекрасно

Понимали истинный смысл выступления режиссера Малого театра. Критикуя

Современную провинциальную сцену, Ленский изложил план преобразован русского

Театра.Основные положения его были таковы: 1.Борьба за новую драматургию.

2.Необходимость новых принципов постановочного искусства.

3.Изменение природы повседневного труда актера.

Главная фигура в театре это актер.Драматургия имеет определяющее значение для

Творчества актера.Репертуарная мешанина провинциальных театров соединяет

Образцы классической драматургии с произведениями полными обывательской

Пошлости.Обилие пьес развлекательного характера не может скрыть скудности и

Бедности современного репертуара. Бог весть,из каких тайников извлекались эти

Умопомрачительные образчики оптово-розничной словесности.Провинциальный театр

Заброшен и никому не нужен, положение его почти безнадежно.Что бы выжить

Провинциальный театр вынужден низко "кланяться" зрителю.Даже сцена Малого

Театра с трудом выдерживает сотню постановок в сезон.Не весть откуда взялись

Толпы исторических персонажей и исполнители скачут из одной эпохи в другую.

Здесь уже не до постановочных изысков.Внешнее обновление мизансцен,обилие

Избитых штампов- позволяет продолжать этот театральный галоп.Психологическая

Сложность актерского исполнения становится на пути развития действия. Из

Образа ушла пластическая непринужденность,блистательная условность

Человеческой подлинности.Это порождает театральное безлюдье,когда при обилии

Исполнителей играть некому.Все это разрушает лучшие театральные традиции и

Искажает смысл и природу актерского труда.Именно лучшие традиции станут

Основой будущих преобразований. Ленский сформировал принципы грядущей

Реформы театра: 1.Единые принципы сценической игры.

2. Единое истолкование смысла и стиля пьесы.

3.Целостное режиссерское решение.

До исторической встречи двух " театральных мечтателей " в "Славянском базаре"

Оставалось три месяца.

Принципы эти были глубоко продуманы и выстраданы Ленским.Появление в 1895 году

Утренних воскресных спектаклей молодых актеров Малого театра вызвало шквал

Насмешек и издевательств.Ленский выступил с объяснениями в печати."Наша

Публика-учащаяся молодежь, билеты по уменьшенной цене, строгий классический

Репертуар -все это может стать фундаментом к созданию другого императорского

Театра".Весной 1898 года, после окончания театрального сезона, в хлебосольную

На должность управляющего московской конторой Императорская театров прибыл

В.А. Теляковский. Этот блестящий гвардейский офицер, по мысли Министра Двора

Барона Фредерикса,должен был внести "свежую струю "в дело управления

Московскими императорскими театрами.Позднее в своих мемуарах Теляковский

Писал:"Малый театр более всего придерживался старых традиций и рутины,

Растеряв часть своей публики".В ходе встречи с управляющим делами Дирекции

В. П. Погожевым были намечены следующие нововведения:

Создание оперного класса при Большом театре;

Открытие Нового театра.

Прибавив ко всем своим обязанностям еще и должность режиссера Нового театра,

Ленский столкнулся с ворохом неразрешимых проблем.В полном отчаянии он

Пишет В. П. Погожеву:" Главная причина плохих сборов- высокие цены, нужно

Разрешить утренники и снизить цены".Коснулся режиссер и проблемы

"перенаселенности " театра. "Дело неминуемо погибнет, если удовлетворять

Проклятый зуд полчища баб, наводняющих наши сцены.Они попали на сцену

Благодаря дядюшкам и тётушкам,через родство и великокняжеские источники".

Ленский официально обращается к Теляковскому:" Устроим смотр этому ополчению,

Чтобы выгнать помелом без сострадания и жалости весь ненужный баласт,

Лежащий гнетом и на искусстве и на бюджете".Разразившийся вскоре конфликт

1900 года на репетиции " Снегурочки" Теляковский обвинил Ленским в

Предвзятом отношении к актрисе Хржановской. Это была открытая провокация.

Накануне, пообещав предоставить роль Хржановской, Теляковский отметил в

Дневнике:"Ленский морочит Дирекцию своей полной бездарностью ".Несуразность

Обвинения была очевидна. Хржановская была ученицей Ленского и он прекрасно

Знал ее артистические способности. Обвиненный в предвзятости и не порядочности,

Ленский немедленно подает в отставку с поста режиссера и руководителя

Театральной школы.Скандал,разразившийся в труппе Малого театра стал достоянием

Прессы. Теляковский отставку не принял, но решил постепенно удалить Ленского

Из театра.В январе 1901 года в газете "Новости дня " Ленский публикует статью

"По поводу декоративной живописи".С газетных страниц прозвучал протест против

Вмешательства Теляковского в вопрос художественного оформления трагедии

Теляковского изготовить эскизы к костюмам.Ленский заявляет о готовности

Уйти в отставку, требуя подчинить живописное оформление спектакля замыслу

Режиссера. Богатейшие перспективы в оформлении спектакля открывала установка

Вращающейся сцены.Именно Ленский положил начало индивидуальной постановочной

Режиссуре в Малом театре.До этого о режиссере, как постановщике пьес никто в

Малом театре и не говорил.Режиссировали пьесу сообща сами артисты, а Главный

Режиссер Кондратьев был лишь связующим звеном между труппой и конторой

Императорских театров.Крайне болезненно воспринял Ленский запрет на

Постановку трагедии Софокла "Эдип в Колоне". "Все свое время отдаю изучению

Пьесы, ее постановка будет для меня истинным наслаждением". Режиссера тревожит

Качество перевода,он подолгу советуется с ведущими специалистами по античной

Литературе Веселовским, Адольфом, Тихонравовым. Тщательно сверяясь с

Подлинниками, он стремится передать силу и образность слога трагедии Софокла.

Театральные неурядицы вызвали у Ленского тяжелое заболевание сердца. В конце

1904 года он едет лечиться за границу. Пребывая в восторге от европейских

Порядков, Ленский горько шутил:" Ну, что-бы Ермаку вместо Сибири завоевать

Австрию".Но даже европейское благополучие не в состоянии заглушить тревогу

Ленского за судьбу русского театра. "Вот что значит конституционное государство

И здесь есть Нелидов и Кондратьев, но определены они в лаки и кучера.Будет

И у нас когда -нибудь конституция".Пророчество Ленского сбудется.Через год в

России будет конституция, а через 15 лет бывший управляющий конторой

Императорских театров Нелидов станет конферансье на выступлениях

О.В.Гзовской. Прошло полгода, как ушел из жизни Чехов.Память услужливо

Возвращала образ писателя.Ленский вспомнил, как советовал Чехову не писать

Больше для театра, как фактически предсказал роковой провал "Чайки", как не

Принял в училище Книппер.

В 1907 году Ленский занимает пост главного режиссера Малого театра. "Эта

Совершенно неожиданно представившаяся возможность осуществить мечты, которые

Казались несбыточными ".Год он будет занимать эту должность.Этот год будет

Речь. Режиссер призывает оставить обиды и молочное самолюбие и " взглянуть в

Глаза нашим грехам ".Малый театр обладает самой крупной труппой на европейском

Континенте."Но мы теряем доверие, мы утратили нашу былую славу".О глубинных

Причинах кризиса Ленский говорит в самых общих чертах."Поднимается занавес и

Сразу со сцены в зрительный зал ползет мертвенная тоска.Слышаться фразы:"А

Говорили Малый театр, Малый театр". Публика становилась все равнодушнее и

Безучастнее к театру. Накануне открытия сезона, Ленский был

Втянут в сложную интригу, связанную с именем О.В.Гзовской, которая накануне

Премьеры заявила о своем желании перейти в Художественный театр.Но, получив

От Ленского согласие на переход, она решает остаться в труппе Малого театра

Еще на один сезон.Режиссерское решение, о передаче части репертуара Гзовской

Другой актрисе, вызвало резкое недовольство управляющего конторой императорских

Театров Нелидова.Не пройдет и года, как Гзовская станет законной супругой

Нелидова и покинет сцену Малого театра.А Ленский подаст прошение об отпуске

Ушатом помоев "-пишет актер В.Я. Брюсову. В письме обозначена и истинная

Причина отставки:" Нелидов, которому получена судьба нашего несчастного

Театра, распустил по Москве слух, что в Малом театре готовится грандиозный

Провал".Письмо передает состояние горького отчаяния в котором находился

Опальный режиссер."Ухожу из театра, которому я отдал половину жизни и всю

Душу. Не хочу быть свидетелем его окончательного растления.Ухожу не только как

Режиссер, но и как актер".Седовласый романтик понимает, что для осуществления

Творческой идеи ему необходима личная свобода. "Утешает меня в предстоящем

Моем положении и то еще, что на 62 году моей жизни я почувствую себя

Независимым,насколько можно чувствовать себя независимым в нашем отечестве".

Уходя, Ленский словно топчется на пороге. Под предлогом "проститься "он за

Несколько дней до смерти посещает В. Л. Теляковского,ставшего Директором

Императорских театров. Несколько лет спустя, получив изрядную порцию критики

В газетах, Теляковский назовет донос нашей национальной идеей.Но сейчас

Директор подчеркнуто вежлив и деловит, и "прощание" приобретает характер

Беседы хозяина с засидевшимся гостем.Но и в этом, обоюдно неприятном разговоре,

Ленский демонстрирует готовность до последнего дыхания отстаивать свое

Человеческое достоинство и честь Малого театра.Такой гордый и несломленный

Ленский служил живым укором театральным властям.Результатом этой встречи стало

Продолжение газетной травли Ленского.Публикация полного достоинства ответа

Редакции "Новостей сезона ", стала последней битвой великого театрального

Романтика против "высочайше утвержденной рутины".

« Прежде всего, надо отметить, что дуэль была назначена тайно. Как следует из главы шестой романа, Ленский, уехав с бала, обратился к своему знакомому Зарецкому с просьбой быть его секундантом на дуэли и отвезти его вызов Онегину.

То был приятный, благородный,

Короткий вызов иль картель:

Учтиво, с ясностью холодной

Звал друга Ленский на дуэль.

(строфа IX)

Тайный, а не публичный вызов на дуэль был избран Ленским именно потому, что он не смог бы объяснить свету, не раскрывая тайны Татьяны и свои опасения насчет Ольги, причину своего поведения. Еще одно подтверждение этому мы находим в строфе XVIII главы шестой:

Когда бы ведала Татьяна,

Когда бы знать она могла,

Что завтра Ленский и Евгений

Заспорят о могильной сени;

Ах, может быть, ее любовь

Друзей соединила б вновь!

Именно Татьяна, а не Ольга, могла бы предотвратить дуэль, если бы смогла убедить Онегина, что никто их тайну не откроет.

Из строфы X той же главы следует, что Онегин сомневается, стоит ли ему доводить задуманное до конца, но потом, испугавшись сплетен в свете со стороны Зарецкого («Он зол, он сплетник, он речист», строфа XI), принимает вызов.

Но самое интересное то, что убийство Ленского на дуэли тоже носило тайный характер и было выдано как самоубийство. Это и понятно. Онегину, как и Ленскому, было трудно объяснить происшествие, не выдавая сути конфликта. Куда как проще эту смерть представить как самоубийство отвергнутого влюбленного. Но - все по порядку. Итак,

Онегин Ленского спросил:

«Что ж, начинать?» - Начнем, пожалуй, -

Сказал Владимир. И пошли

За мельницу. Пока вдали

Зарецкий и наш честный малый

Вступили в важный договор.

(глава шестая, строфа XXVII)

«Честный малый» - это секундант Онегина мсье Гилье, его слуга. У Пушкина в тексте слова «честный малый» выделены курсивом. Что из себя представляет мсье Гилье - по такой характеристике нетрудно догадаться. Но, спрашивается, о чем могут договариваться секунданты между собой? По логике вещей, по правилам дуэли, они должны были пытаться помирить дуэлянтов, а не договариваться в стороне. Кроме того, на дуэли нет врача. Не значит ли все это, что уже в самом начале дуэли секунданты оговаривают, как им представить в обществе возможную смерть и не отвечать ни за участие в дуэли, ни за возможное убийство.

Убит...! Сим страшным восклицаньем

Сражен, Онегин с содроганьем

Отходит и людей зовет.

Зарецкий бережно кладет

На сани труп оледенелый;

(глава шестая строфа XXXV)

Понятно, дуэль состоялась зимой. Но! Любой эксперт-криминалист вам скажет, что даже при двадцатиградусном морозе убитый (заметьте, одетый по погоде) сразу не оледенеет. Что делали Онегин, Зарецкий и мсье Гилье около костенеющего, оледенелого трупа Ленского несколько часов, прежде чем он не окоченел? О чем они договаривались? Почему труп Ленского так долго лежал на земле? Почему убитого Ленского сразу не погрузили в повозку и не повезли к врачу или в именье?

Возможно, идея представить смерть Ленского как самоубийство пришла им не сразу. (К обоснованию этой версии мы еще вернемся). Сейчас же скажу, что такая трактовка событий позволяла, во-первых, скрыть сам факт дуэли, во-вторых, скрыть ее причину, в-третьих, избежать разбирательства и уголовного наказания Онегину если не за умышленное убийство, совершенное с целью скрыть другое преступление, то за убийство на дуэли. Возможно, вся троица сознательно выжидала, когда остынет труп Ленского, чтобы в обществе представить событие так, будто они нашли Ленского за мельницей уже застрелившегося и застывшего на морозе.

Итак, почему следует полагать, что смерть Ленского была представлена как самоубийство? Вспомним, где был захоронен Ленский. Такому ничтожному, на первый взгляд, факту, Пушкин отводит аж две строфы (XL и XLI) главы шестой:

Есть место: влево от селенья,

Где жил питомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись;

Под ними струйки извились

Ручья соседственной долины.

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Ленский был захоронен не на кладбище, а в поле. Но так хоронили по церковным обрядам лишь самоубийц. Убитых на дуэли православная церковь разрешала хоронить на кладбище. И еще, у Пушкина в романе нет ни слова о том, что власти преследовали Онегина за дуэль. А ведь по Соборному уложению 1649 года, действовавшему в России в первой половине XIX века, дуэли были запрещены.

И еще одно, последнее свидетельство совершенных Онегиным преступлений. В строфе XIV главы седьмой Пушкин так описывает состояние Татьяны Лариной после свадьбы Ольги:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего;

Поэт погиб…

Но откуда Татьяна Ларина, если она не замешана в этой истории, знает всю правду о случившемся. Даже Ольга не долго горевала о возлюбленном. А для Татьяны он был чужой человек. Но совсем по-другому эта бедная девочка должна относиться к смерти Ленского, если она знает, что он погиб отчасти и из-за нее.

В свете сказанного интересна развязка романа. В школьные годы мы писали сочинения, в которых пытались объяснить холодную встречу Татьяны и Онегина ее долгом перед мужем. Но так ли все просто? Прежде всего, посчитаем возраст героев нашего романа к этому моменту. Проще всего это сделать, анализируя данные, сообщенные Пушкиным о Татьяне Лариной. Итак, на момент встречи с Онегиным ей было 13 лет. Зимой в январе были ее именины. Ей исполнилось 14. Потом смерть Ленского, замужество Ольги весной. И в следующую зиму, когда Татьяне исполняется 15, они с матушкой едут в Москву, где на балу на нее обращает внимание «толстый этот генерал» (строфа LIV главы седьмой). На момент встречи с Онегиным Татьяна уже два года замужем за генералом (строфа XVIII главы восьмой). Итого, ей к моменту последней встречи с Онегиным где-то около 18 лет. Татьяна стала взрослой. Соответственно, Онегину - около 30. О возрасте генерала, мужа Татьяны, мы можем сказать лишь то, что он значительно старше Татьяны. Пушкин так описывает его в строфе XXIX главы восьмой:

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мертвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Генерал безумно любит Татьяну и гордится тем, что она его жена:

Пред ней по зале: и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

(строфа XV главы восьмой)

Татьяну, видимо, тяготит страсть толстого, старого, израненного и не любимого ею мужа, но

Как изменилася Татьяна!

Как твердо в роль свою вошла!

Как утеснительного сана

Приемы скоро приняла!

(строфа XXVIII главы восьмой)

Татьяна управляет мужем, принята в свете, но она боится притязаний Онегина. Она, поняв все лицемерие света, не верит в его любовь и понимает, каким ударом по ее репутации была бы замеченная в обществе связь с Онегиным. Она понимает, что теперь он единственный (после смерти Ленского), кто знает о ее позоре. И Татьяна устраивает ему западню, целью которой (несмотря на все ее чувства к нему) является уничтожение Онегина.

Вспомним, как принимает Татьяна Онегина у себя:

Идет, на мертвеца похожий.

Нет ни одной души в прихожей.

Дверь отворил он. Что ж его

С такою силой поражает?

Княгиня перед ним, одна,

Сидит, не убрана, бледна.

(строфа XL главы восьмой)

То есть Татьяна сознательно отпустила всех слуг. Кроме того, она не убрана, то есть не одета для приема гостей, возможно, на ней пеньюар или домашняя одежда. Сказать, что его визит не был оговорен между ними, нельзя, поскольку Татьяна не выказывает удивления при его появлении. Наоборот, такая обстановка создана ею преднамеренно. Они объясняются. Татьяна уходит.

Стоит Евгений

Как будто громом поражен.

Важно то, что она уходит, оставив его одного в комнате.

Но шпор внезапный звон раздался,

И муж Татьяны показался,

(строфа XLVIII главы восьмой)

Хорошенькая сцена, ничего не скажешь: известный повеса в комнате жены старого генерала. Здесь возможны два варианта событий: или генерал, ослепленный ревностью и гневом, вызывает Онегина на дуэль (но этот поступок генералу трудно будет объяснить светскому обществу, не раскрывая сути конфликта), или же генерал хладнокровно, методично, используя все свое влияние в обществе, уничтожит (в переносном, а может быть, и в прямом смысле) Онегина.

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго...… Навсегда...

(строфа XLVIII главы восьмой)

Это слово «навсегда» позволяет предположить, что Онегин пал жертвой задуманной интриги. Пушкин во всем конкретен.Пушкин "Евгений Онегин"
Оригинал статьи
Светлана Добровольская
»


Помнится, в школе были написаны множества сочинений из типа «почему Онегин убил Ленского», «почему Печорин убил Грушницкого» и им подобных. Не знаю, как вы, а я в школе решительно не понимал что к чему и почему проиходит. Мне нравилось читать пушкинские строфы из-за музыки, но понимать похождения гламурного подонка — это немного через чур. Даже так — если уж мы читаем про гламурного падонка, давайте идти до конца, и ковырять везде. Некий Владимир Набоков целый томик про Е. О. написал — видать, есть о чем.

Е. О. мне нравится, но мне не кажется, что он — детский. Такие всякие труды развили у меня пагубную способность читать помимо смысла, просто слова (всё равно ничего не понятно) — в школе про заигрывания с малолетками ничего не рассказывали. Сейчас моя восьмиклассная сестра читает точно так же. Она не ощущает в словах смыслонагруженности, это плохо. Семантический ноль для всех слов.

Детям нужно всё и до конца объяснять и создавать обстановку, располагающую к вопросу. Почему бы не объяснить откуда беруться дети? Что, рассказать про мразоты взрослой жизни такк сложно? Что, родители хотят, чтобы дети узнали, что такое бухло самостоятельно в труднодоступных местах?

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Заключение

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса