Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография. Сергей аксаков краткая биография

) - русский писатель , государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик , мемуарист , автор книг о рыбалке и охоте , лепидоптеролог . Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов : Константина , Ивана и Веры Аксаковых . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи . Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково , среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

Ново-Аксаково

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию . С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета , Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург .

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой » () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности » при Московском Университете .

Аксаков - цензор

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в 1830 году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 1820-х годов театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В 1825 году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника ». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора. Кроме того, целый ряд статей был им опубликован в г. в «Галатее» и в в «Молве».

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833-1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, несмотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого . В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю „Московского вестника“ <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской „В стороне от большого света“» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков - директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. - 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. С. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение - очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в 1853 году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к „Уряднику сокольничья пути“» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» - в «Москвитянине » (), четвёртый - в «Русской беседе » () и пятый - в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века .

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек . (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова.

Сложившийся описательно-мемуарный стиль отразился даже на переписке Аксакова. Напр. его письмо к В. И. Безобразову по сути является воспоминаниями о другом известном мемуаристе Д. Б. Мертваго .

Аксаков и Гоголь

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году . Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя , но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях » «Письмо к друзьям Гоголя» (

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Знаменитый русский писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (родился в Уфе 20 сентября 1791 г., умер 30 апреля 1859) происходил из старинного дворянского рода. Под влиянием матери, женщины, по тому времени, очень образованной, Сергей Аксаков с раннего возраста перечитал все доступное ему, что можно было достать в Уфе, затем был отдан в Казанскую гимназию, где, между прочим, учение было прервано на год вследствие тоски мальчика по дому. В 1805 г. Сергей был переведен в недавно основанный казанский университет (до 1808). Успеху его учения препятствовали, между прочим, увлечения Аксакова охотой всякого рода (травлей волков и лисиц, ружейной охотой, уженьем рыбы и ловлей бабочек) и пристрастие к театру. Первое сроднило его с природой, второе – заняло его ум театральными делами и при тогдашнем состоянии театра увлекло на ложную дорогу «возвышенной» литературы. Знакомство с Шишковым направило Сергея Тимофеевича Аксакова на путь славянизма, подготовившего и последующее славянофильство.

С 1812 Аксаков поселился в Москве, оставив службу, и сошелся с кружком московских театралов, под влиянием которых переводил Буало , Мольера и Лагарпа и горячо стоял за старое, напыщенное направление литературы (ожесточенная полемика с Н. Полевым ). В 1820 Аксаков женился на Ол. Сем. Заплатиной и уехал в заволжскую вотчину своего отца, село Знаменское или Ново-Аксаково, в 1826 окончательно переехал в Москву, где поступил в цензурный комитет. В 1834 – 1839 Аксаков служил в межевом училище (впоследствии Константиновском межевом институте) сначала инспектором, потом директором. В 1837 Сергей Тимофеевич получил от отца большое наследство, что позволило ему широко и гостеприимно жить в Москве частным человеком. Аксаков обладал сильным, здоровым и крепким телосложением, но с середины 1840-х гг. начал хворать (глазами); за последние годы болезнь приняла мучительный характер.

Портрет Сергея Тимофеевича Аксакова. Художник И. Крамской, 1878

Литературная деятельность Аксакова началась рано. В 1806 он завел с А. Панаевым и Перевощиковым «Журнал наших занятий», где проводил идеи Шишкова. Таковы были художественные склонности Аксакова до начала 1830-х годов, когда под влиянием своего сына, Константина Сергеевича Аксакова , Павлова, Погодина и Надеждина вкусы Сергея Тимофеевича принимают другое направление. Знакомство и близость с Гоголем (с 1832) имели решающее влияние на перелом в воззрениях Аксакова. Первым плодом его был очерк «Буран» (Альманах «Денница» Максимовича 1834). Очерк имел большой успех, и Аксаков уже не сходил с пути, на который его толкнул Гоголь. «Записки об ужении рыбы» (1847), «Рассказы и воспоминания охотника» (1855) создали славу Аксакову удивительно цельным и ясным отношением к природе, художественностью слога и описаний, а успех «Семейной Хроники», начатой еще в 1840 г. и законченной в 1856 (отрывки в Московском Сборнике 1846 г., без имени автора) превзошел все надежды автора. Критика как западническая, так и славянофильская , ставила Сергея Аксакова рядом с Гомером , Шекспиром , В. Скоттом ; но первая (Добролюбов) выводила из «Семейной Хроники» мрачную картину деспотизма русской помещичьей жизни, вторая – (Хомяков) утверждала, что Аксаков первый взглянул на нашу жизнь с положительной точки зрения. На самом деле, Сергей Тимофеевич рисовал портреты близких ему по духу и крови людей непосредственно. «Детские годы Багрова-внука» (1858) слабее, потому что автор относится не с такой любовью к предмету своего изображения и только старается быть непосредственным. Успех их был меньше, как и «Литературных и театральных воспоминаний». Последняя повесть «Наташа» (выход замуж сестры Аксакова за известного профессора Карташевского) осталась неоконченной.

Быть может, трудно было бы найти другой пример значения теоретических воззрений для художественного творчества чем то, которое представляет собою замечательная и поучительная история литературной деятельности Аксакова. Идеи ложного классицизма , смешанные с еще более ходульными идеями литературного славянизма школы Шишкова, положительно мертвили художественное дарование Сергея Тимофеевича Аксакова, но влияние Гоголя, освободившее его от всех риторических ходулей и разрушившее его прежнее литературное понимание, пробудило долго дремавшие силы уже в возрасте, когда можно было скорее ожидать их ослабления.

Отец Ивана и Константина Сергеевичей Аксаковых, род. 20 сентября 1791 года в гор. Уфе, умер 30 апреля 1859 г. в Москве. В «Семейной Хронике» и «Детских годах Багрова-внука» С. Т. Аксаков оставил правдивую летопись своего детства, а также характеристику своих родителей и родственников: первые изображены под фамилией Багровых, вторые - Куроедовы - под фамилией Куролесовых. Первоначальным воспитанием С. Т. Аксакова руководила его мать, урожденная Зубова, женщина по тому времени весьма образованная; четырех лет он умел уже читать и писать.
Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии и в Казанском же университете, о чем так подробно рассказано им в его «Воспоминаниях». Мать с трудом решилась на разлуку со своим любимым сыном, и эта разлука чуть не стоила жизни и сыну, и матери. Поступив первоначально в гимназию в 1799 году, С. Т. Аксаков вскоре был взят матерью обратно, так как в ребенке, вообще очень нервном и впечатлительном, стало развиваться, от тоски одиночества, нечто вроде падучей болезни, по собственному утверждению С. Т. Аксакова. Год он прожил в деревне, но в 1801 году уже окончательно поступил в гимназию. Отзываясь в своих «Воспоминаниях» вообще неодобрительно об уровне тогдашнего гимназического преподавания, С. Т. Аксаков отмечает, однако, нескольких и выдающихся учителей, каковы: воспитанники Московского университета И. И. Запольский и Г. И. Карташевский, надзиратель В. П. Упадышевский и учитель русского языка Ибрагимов. У Запольского и Карташевского С. Т. Аксаков жил в качестве пансионера. В 1817 году Карташевский породнился с ним, женившись на его сестре Наталье Тимофеевне, на той красавице Наташе, история которой составляет сюжет неоконченной повести того же названия, продиктованной автором незадолго до смерти.

В гимназии С. Т. Аксаков переходил в некоторые классы с наградами и похвальными листами, и 14-ти лет от роду, в 1805 г., поступил уже в число студентов только что основанного Казанского университета. Для помещения последнего была отведена часть гимназии, а некоторые преподаватели назначены профессорами, и лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Слушая университетские лекции, С. Т. Аксаков в то же время продолжал по некоторым предметам учиться в гимназии. Разделения на факультеты в первые годы существования Казанского университета не было, и все 35 первых студентов слушали безразлично самые разнообразные науки - высшую математику и логику, химию и классическую литературу, анатомию и историю. В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, получив аттестат с прописанием таких наук, какие он знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали.

В своих «Воспоминаниях» С. Т. Аксаков говорит, что в университетские годы «детски увлекался в разные стороны страстностью своей природы». Этими увлечениями, сохранившимися почти на всю жизнь, явились - охота во всех ее видах и театр. Кроме того, с 14-ти лет он начал писать, а вскоре и печатать свои произведения. Первое стихотворение его помещено было в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки», сотрудники которого старались подражать карамзинской сентиментальности и подписывались мифологически-пастушескими именами: Адонисов, Ирисов, Дафнисов, Аминтов и т. п. Стихотворение «К соловью» имело успех, и, поощренный этим, С. Т. Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и известным впоследствии математиком Перевозчиковым, основал в 1806 г. «Журнал наших занятий». В журнале этом С. Т. Аксаков явился уже противником Карамзина и последователем А. С. Шишкова, автора «Рассуждения о старом и новом слоге», отстаивая идеи первого начинателя славянофильства. Страсть к театру сказалось еще в университете тем, что С. Т. Аксаков устроил студенческую труппу, среди которой сам выделялся несомненным сценическим дарованием. В 1807 г. семейство Аксаковых, получившее большое наследство от тетки, Куроедовой, переехало из деревни сначала в Москву, а в следующем году - в Петербург, для лучшего воспитания дочери в столичных учебных заведениях: и здесь сценические интересы всецело овладели С. Т. Аксаковым, поступившим, по совету Карташевского, переводчиком в комиссию составления законов.

Страстное желание усовершенствоваться в декламации привело его к близкому знакомству с актером Я. Е. Шушериным, знаменитостью конца прошлого и начала нынешнего столетия, у которого молодой театрал, в разговорах о театре и в декламации, проводил большую часть свободного времени. Впоследствии С. Т. Аксаков рассказал об этом в очерке под заглавием: «Яков Емельянович Шушерин и современные ему театральные знаменитости», как Дмитревский, Яковлев, Семенова и др. Этот очерк, как и прочие театральные воспоминания (1812-1830), заключают в себе много ценных данных для истории русского театра первой трети настоящего столетия. Кроме театральных знакомств, С. Т. Аксаков приобрел и другие знакомства - с мартинистами В. В. Романовским, старинным приятелем семейства Аксаковых, и Лабзиным, а также с известным адмиралом А. С. Шишковым. Масонство не привлекало к себе С. Т. Аксакова, сближение же с Шишковым шло очень успешно, чему много способствовало декламаторское дарование молодого писателя. С Шишковым С. Т. Аксакова познакомил один из сослуживцев по комиссии составления законов - известный впоследствии своими литературными связями А. И. Казначеев, родной племянник адмирала. В доме Шишкова С. Т. Аксаков неоднократно устраивал спектакли. Оставив в 1811 году службу в комиссии, которая мало привлекала молодого театрала, он уехал сначала в 1812 году в Москву, а затем в деревню, где провел время нашествия Наполеона, записавшись вместе с отцом своим в милицию. Во время последнего московского пребывания С. Т. Аксаков через Шушерина близко познакомился с целым рядом московских литераторов - Шатровым, Николевым, Ильиным, Кокошкиным, С. Н. Глинкой, Вельяшевым-Волынцевыи и др. Несколько раньше этого времени он приступил к переводу Лагарпова переложения трагедии Софокла «Филоктет», предназначавшейся для бенефиса Шушерина. Эта трагедия напечатана в 1812 г. Годы 1814-1815 С. Т. Аксаков проводил в Москве и Петербурге. В один из приездов в Петербург он близко сошелся с Державиным, опять-таки благодаря своему уменью выразительно читать. В 1816 году С. Т. Аксаков написал «Послание к А. И. Казначееву», напечатанное впервые в «Русском Архиве» 1878 г. В нем автор негодует на то, что нашествие французов не уменьшило галломании тогдашнего общества.

В том же году С. T. Аксаков женился на дочери Суворовского генерала, Ольге Семеновне Заплатиной. Мать последней была турчанка Игель-Сюма, взятая 12-ти лет при осаде Очакова, окрещенная и воспитанная в Курске, в семействе генерала Воинова, Игель-Сюма умерла 30-ти лет. О. С. родилась в 1792 году. Тотчас после свадьбы С. Т. Аксаков отправился с молодой женой в заволжскую вотчину своего отца Тимофея Степановича. Эта заволжская вотчина - село Знаменское или Ново-Аксаково - описана в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. Там у молодых в следующем году родился сын Константин. Пять лет прожил С. Т. Аксаков безвыездно в доме родителей. Семья ежегодно прибавлялась. В 1821 году Тим. Ст. согласился наконец выделить сына, у которого было уже четверо детей, и назначил ему в вотчину село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губ. Это самое село встречается в «Семейной Хронике» под именем Парашина. Прежде чем переехать туда, С. Т. Аксаков отправился с женой и детьми в Москву, где провел зиму 1821 года. В Москве он возобновил знакомства с театральным и литературным миром, завязав теснейшую дружбу с Загоскиным, водевилистом Писарев ым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом кн. А. А. Шаховским и др., и напечатал перевод 10-й сатиры Буало, за что его избрали в члены «Общества любителей российской словесности». Летом 1822 г. С. Т. Аксаков опять отправился с семейством в Оренбургскую губернию и оставался там безвыездно до осени 1826 года. Занятие хозяйством не удавалось ему; притом подрастали дети, их надо было учить; в Москве можно было искать должность.

В августе 1826 года С. Т. Аксаков простился с деревней навсегда. С этих пор до самой кончины, т. е. в течение тридцати трех лет, он был в Надежине только наездом всего три раза. Переехав с 6-ю детьми на постоянное жительство в Москву, С. Т. Аксаков возобновил еще с большей интимностью дружбу с Писаревым, Шаховским и проч. Он взялся за прозаический перевод «Скупого» Мольера (1828 г.), переведя еще раньше, в 1819 г., стихами «Школу мужей» того же автора; он явился деятельным защитником своих друзей от нападок Полевого, уговорил Погодина - издававшего в конце двадцатых годов «Московский Вестник» и от времени до времени и без того уделявшего место театральным заметкам С. Т. Аксакова -завести особое «Драматическое прибавление», которое сплошь писалось им одним. Враждовал с Полевым С. Т. Аксаков также и на страницах «Атенея» Павлова и «Галатеи» Раича. Наконец, в «Обществе любителей российской словесности» С. Т. Аксаков прочитал свой перевод 8-й сатиры Буало (1829 г.), обращая из нее к тому же Полевому резкие стихи. Вражду с Полевым со страниц журналов С. Т. Аксаков перенес на почву цензуры, сделавшись с 1827 г. цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета; эту должность он получил благодаря покровительству А. С. Шишкова, бывшего тогда министром народного просвещения. Цензором С. Т. Аксаков прослужил 6 лет, несколько раз при этом временно исправляя должность председателя комитета. В 1834 г. он перешел на службу в межевое училище. Служба эта продолжалась тоже 6 лет, до 1839 г. Сначала С. Т. Аксаков состоял инспектором училища, а затем, когда оно было преобразовано в «Константиновский межевой институт», - директором его. В 1839 г. С. Т. Аксаков, расстроенный службой, которая дурно влияла на его здоровье, вышел окончательно в отставку и зажил довольно богато и открыто частным человеком, получив значительное наследство после отца, умершего в 1837 г. (мать умерла в 1833 г.).

В начале тридцатых годов круг знакомств С. Т. Аксакова изменился. Писарев умер, Кокошкин и Шаховской отошли на второй план, Загоскин поддерживал чисто личную дружбу. С. Т. Аксаков начал подпадать под влияние, с одной стороны, молодого университетского кружка, который составляли Павлов, Погодин, Надеждин и сын его, Константин Сергеевич, с другой же - под благотворное влияние Гоголя, знакомство с которым началось с 1832 г. и продолжалось 20 лет, вплоть до самой кончины великого писателя. В доме С. Т. Аксакова Гоголь обыкновенно читал в первый раз свои новые произведения; в свою очередь, С. Т. Аксаков Гоголю первому читал свои беллетристические произведения еще в то время, когда ни он сам, ни окружающие его не подозревали в нем будущего знаменитого писателя. Дружба с Гоголем поддерживалась и личными сношениями, и перепиской. Отрывки из воспоминаний С. Т. Аксакова о Гоголе напечатаны в 4-м томе полного собрания сочинений, под заглавием: «Знакомство с Гоголем». Под тем же заглавием в «Русском Архиве» 1889 г., а затем отдельным изданием появились не напечатанные еще черновые материалы для воспоминаний, выписки из писем, многие письма Гоголя к С. Т. Аксакову целиком и т. п. В 1834 г. в альманахе «Денница», изданном Максимовичем, известным ученым и другом Гоголя, С. Т. Аксаков поместил небольшой рассказ «Буран», который свидетельствовал о решительном повороте в его творчестве: С. Т. Аксаков обратился к живой действительности, окончательно освободившись от ложноклассических вкусов. Идя неуклонно по новому пути реалистического творчества, он уже в 1840 г. начинал писать «Семейную Хронику», которая, впрочем, в окончательном виде появилась только в 1846 г. Отрывки же из нее были без имени автора напечатаны в «Московском Сборнике» 1846 г. Затем в 1847 г. появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 г. - «Записки ружейного охотника Оренбургской губ.", в 1855 г. - «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти охотничьи «Записки» С. Т. Аксакова имели огромный успех. Имя автора стало известным всей читающей России. Его изложение было признано образцовым, описания природы - поэтическими, характеристики зверей, птиц и рыб - мастерскими изображениями. «В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», - говорил С. Т. Аксакову Гоголь. И. С. Тургенев в рецензии по поводу «Записок ружейного охотника» («Современник», 1853 г., т. 37, стр. 33-44) признал описательный талант С. Т. Аксакова первоклассным.

Ободренный таким успехом, уже на склоне лет, С. Т. Аксаков явился перед публикой с целым рядом новых произведений. Он принялся за воспоминания литературного и, главным образом, семейного характера. В 1856 г. появилась «Семейная Хроника», имевшая успех необычайный. Критика разошлась в понимании внутреннего смысла этого лучшего произведения С. Т. Аксакова. Так, славянофилы (Хомяков) находили, что он «первый из наших литераторов взглянул на нашу жизнь с положительной, а не с отрицательной точки зрения»; критики-публицисты (Добролюбов), наоборот, находили в «Семейной Хронике» факты отрицательного свойства. В 1858 г. появилось продолжение «Семейной Хроники» - «Детские годы Багрова-внука», имевшие успех меньший. «Литературные и театральные воспоминания обратили на себя малое внимание, хотя заключают много ценного материала и для историка литературы, и для историка театра. Для характеристики последних лет жизни С. Т. Аксакова важны сведения в «Литературных воспоминаниях» И. И. Панаева и воспоминания M. H. Лонгинова («Русский Вестник», 1859 г., No 8, а также статья в «Энциклопед. Слов.", изд. русск. писат. и учеными, т. II). Лонгинов рассказывает, что здоровье С. Т. Аксакова пошатнулось лет за 12 до кончины. Болезнь глаз принудила его надолго запереться в темной комнате, и, не приученный к сидячей жизни, он расстроил свой организм, лишившись притом одного глаза. Весной 1858 года болезнь С. Т. Аксакова приняла весьма опасный характер и стала причинять ему жестокие страдания, но он переносил их с твердостью и терпением.

Последнее лето провел он на даче близ Москвы и, несмотря на тяжкую болезнь, имел силу в редкие минуты облегчения диктовать свои новые произведения. Сюда относится «Собирание бабочек», появившееся в печати после его смерти в «Братчине» - сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова, в конце 1859 г. Осенью 1858 г. С. Т. Аксаков переехал в Москву и всю следующую зиму провел в ужасных страданиях, несмотря на которые, продолжал еще иногда заниматься литературой и написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами» (последнее из напечатанных при жизни его сочинений, появившееся в «Русской Беседе» 1859 г.) и повесть «Наташа», которая напечатана в том же журнале.

Сочинения С. Т. Аксакова много раз выходили отдельными изданиями. Так, «Семейная Хроника» выдержала 4 издания, «Записки об ужении рыбы» - 5, «Записки ружейного охотника» - 6. Первое полное собрание сочинений, составляющих почти полную автобиографию С. Т. Аксакова, появилось в конце 1886 г. в 6-ти томах, изданное книгопродавцем Н. Г. Мартыновым и редактированное частью И. С. Аксаковым, который снабдил его ценными примечаниями, а частью П. A. Ефремовым, который сообщил изданию значительную полноту в библиографическом отношении.

В статье представлена биография Аксакова, известного русского писателя. Он известен многим как автор сказки а также как создатель "Семейной хроники", "Записок ружейного охотника" и других произведений.

Биография Аксакова начинается 20 сентября 1791 года, когда Сергей Тимофеевич появился на свет в городе в Уфе. В семейной хронике "Детские годы Багрова-внука" автор рассказал о своем детстве, а также составил характеристику своих родственников. Если вы хотите поближе познакомиться с первым этапом жизненного пути такого писателя, как Сергей Аксаков, биография для детей и взрослых, изложенная в этом произведении, наверняка заинтересует вас.

Годы обучения в гимназии

С. Т. Аксаков получил образование сначала в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. Об этом он рассказал в своих воспоминаниях. Матери очень трудно далась разлука с Сергеем, и она едва не стоила жизни как ей, так и самому писателю. В 1799 г. поступил в гимназию С. Т. Аксаков. Биография его отмечена тем, что вскоре мать забрала его обратно, поскольку во впечатлительном и нервном ребенке от одиночества и тоски начала развиваться как признавался сам Аксаков.

В течение года писатель находился в деревне. Однако в 1801 году он поступил в гимназию уже окончательно. С этим учебным заведением связана дальнейшая биография Аксакова. Сергей Тимофеевич неодобрительно отзывался об уровне преподавания в этой гимназии. Однако к нескольким преподавателям он испытывал большое уважение. Это, например, Карташевский. В 1817 году этот человек женился на сестре писателя, Наталье Тимофеевне. Во время обучения Сергей Тимофеевич был отмечен похвальными листами и другими наградами.

Учеба в Казанском университете

В 1805 году, в возрасте 14 лет, Аксаков стал студентом Казанского университета, только что основанного. Часть гимназии, где учился Сергей Тимофеевич, была отведена для нового учебного заведения. Некоторые преподаватели из нее стали профессорами университета. Студенты же были выбраны из числа лучших учеников гимназии.

Проходя курс университетских лекций, одновременно Аксаков продолжал обучение в гимназии по некоторым предметам. В первое время существования университета не было разделения на факультеты, поэтому все 35 первых студентов проходили множество наук: логику и высшую математику, химию и анатомию, классическую литературу и историю. В 1709 году, в марте, Аксаков завершил обучение. Он получил аттестат, в котором были указаны среди прочих науки, о которых Сергей Тимофеевич знал только понаслышке. В университете эти предметы еще не преподавали. Во время обучения у Аксакова возникла страсть к охоте и театру. Эти увлечения сохранились на всю его дальнейшую жизнь.

Первые произведения

Первые произведения написал в возрасте 14 лет С. Т. Аксаков. Биография его отмечена ранним признанием его творчества. В журнале под названием "Аркадские пастушки" было помещено первое стихотворение Сергея Тимофеевича. Его сотрудники пытались подражать сентиментальности Карамзина и подписывались пастушеческими именами: Аминтов, Дафнисов, Ирисов, Адонисов и др. Стихотворение Сергея Тимофеевича "К соловью" было оценено современниками. Аксаков, поощренный этим, в 1806 году основал вместе с Александром Панаевым и Перевозчиковым, ставшим впоследствии известным математиком, "Журнал наших занятий". В нем Аксаков выступал уже противником Карамзина. Он стал последователем Шишкова А. С. Этот человек создал "Рассуждения о старом и новом слоге" и был начинателем славянофильства.

Студенческая труппа, переезд в Москву и в Петербург

Как мы уже говорили, Аксаков увлекался театром. Страсть к нему побудила его создать студенческую труппу. В устраиваемых представлениях Сергей Тимофеевич выступал и сам, при этом показывал сценическое дарование.

Семейство Аксаковых получило в 1807 году приличное наследство, которое досталось от тетки Куроедовой. Аксаковы переехали в Москву, а через год - в Петербург, чтобы дочь получила воспитание в лучших учебных заведениях столицы. С. Т. Аксаковым в полной мере овладело в это время сценическое увлечение. Тогда же стал работать переводчиком в комиссии, занимающейся составлением законов, Сергей Тимофеевич Аксаков. Краткая биография его отмечена в это время и новыми знакомствами.

Новые знакомства

Аксаков хотел усовершенствоваться в декламации. Это желание привело его к знакомству с Шушериным, знаменитым актером конца 19 - начала 20 века. Молодой театрал проводил множество свободного времени у этого человека в разговорах о сцене и в декламациях.

С. Т. Аксаков приобрел кроме театральных знакомств и другие. Он сошелся с Романовским, Лабзиным и А. С. Шишковым. С последним он очень сблизился. Этому способствовал декламаторский талант Шишкова. Сергей Тимофеевич устраивал спектакли в доме Шишкова.

1811-1812 годы

В 1811 году решил оставить работу в комиссии Сергей Тимофеевич Аксаков, краткая биография которого отмечена новыми попытками найти себе занятие по душе, ведь прежняя служба не привлекала его. Сначала, в 1812 году, Аксаков уехал в Москву. Через некоторое время он перебрался в деревню. Здесь он провел годы нашествия Наполеона Бонапарта. Аксаков вместе с отцом записался в милицию.

Побывав последний раз в Москве, писатель познакомился через Шушерина с рядом литераторов, живших здесь, - Кокошкиным, Ильиным, Шатровым и др. Немного раньше Аксаков начал работать над переводом трагедии "Филоктет" Софокла, выполненным Лагарповым. Этот перевод требовался для бенефиса Шушерина. В 1812 году трагедия была выпущена.

Годы после нашествия французов

В период с 1814 по 1815 год Сергей Тимофеевич находился в Петербурге и Москве. В это время он сошелся с Державиным. Аксаков создал "Послание к А. И. Казначееву" в 1816 году. Впервые оно было издано в 1878 году в "Русском архиве". В этом произведении писатель негодует, что галломания общества того времени не уменьшилась после нашествия французов.

Личная жизнь Аксакова

Краткая биография Аксакова продолжается женитьбой на О. С. Заплатиной, дочери одного суворовского генерала. Ее матерью была турчанка, которую в возрасте 12 лет забрали в плен при осаде Очакова. Турчанка была воспитана и крещена в Курске, в семье Воинова. В 1792 году на свет появилась Ольга Семеновна, супруга Аксакова. В возрасте 30 лет женщина скончалась.

Сразу же после свадьбы Сергей Тимофеевич отправился в вотчину Тимофея Степановича, своего отца. Здесь в следующем году у молодых супругов появился на свет сын Константин. Сергей Тимофеевич безвыездно прожил в доме своих родителей 5 лет. Прибавление в семье было ежегодно.

Сергей Тимофеевич в 1821 году выделил сыну село Надежино в Оренбургской губернии. Это место встречается под именем Парашина в семейной хронике. До того как переехать туда, Аксаков поехал в Москву. Здесь он провел зиму 1821 г.

Возвращение в Москву, возобновление знакомств

Краткая биография Аксакова продолжается в Москве, где он возобновил свое знакомство с литературным и театральным миром. Сергей Тимофеевич завязал дружбу с Писаревым, Загоскиным, Шаховским, Кокошкиным и др. Писатель издал перевод десятой сатиры Буало. За это Сергей Тимофеевич удостоился стать членом знаменитого "Общества любителей российской словесности".

В 1822 году, летом, Аксаков вновь отправился вместе со своей семьей в Оренбургскую губернию. Здесь он безвыездно оставался вплоть до 1826 г. Аксакову не давалось занятие хозяйством. Подрастали его дети, которых нужно было учить. Выходом для Аксакова стало возвращение в Москву для занятия здесь должности.

Аксаков окончательно перебирается в Москву

В 1826 году, в августе, Сергей Тимофеевич навсегда простился с деревней. С этого времени до самой своей смерти, то есть около 30 лет, он лишь 3 раза, да и то наездом, был в Надежине.

С. Т. Аксаков вместе с шестью своими детьми перебрался в Москву. Он возобновил дружбу с Шаховским, Писаревым и пр. Биография Аксакова Сергея Тимофеевича отмечена в это время переводческими работами. В 1828 году взялся за прозаический перевод мольеровского "Скупого". А еще раньше, в 1819 году, он стихами изложил "Школу мужей" этого же писателя.

Работа в "Московском вестнике"

Аксаков деятельно защищал своих товарищей от нападок Полевого. Он уговорил Погодина, который издавал "Московский вестник" в конце 1820-х годов, завести в журнале "Драматическое прибавление", над которым работал Аксаков. Сергей Тимофеевич с Полевым враждовал и на страницах "Галатеи" Раича и "Атенея" Павлова. В 1829 году Сергей Тимофеевич прочитал сделанный им перевод восьмой сатиры Буало в "Обществе любителей российской словесности".

Служба цензором

Через некоторое время Аксаков перенес вражду с Полевым на почву цензуры. В 1827 году он стал одним из членов цензурного комитета г. Москвы. Эту должность Сергей Тимофеевич занял благодаря покровительству своего друга А. С. Шишкова, который в то время был министром народного просвещения. Сергей Аксаков прослужил цензором около 6 лет. При этом несколько раз он выполнял обязанности председателя комитета.

Аксаков - инспектр училища, смерть отца

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича (дальнейших лет его жизни) представлена следующими основными событиями. Аксаков стал работать в межевом училище в 1834 году. Работа здесь продолжалась также в течение шести лет, до 1839 года. Аксаков сначала был инспектором училища. Через некоторое время, когда оно превратилось в Константиновский межевой институт, занял должность его директора. Сергей Тимофеевич разочаровался в службе. На его здоровье она влияла очень дурно. Поэтому в 1839 году он решил выйти в отставку. В 1837 году умер его отец, оставив значительное наследство, на которое и зажил Аксаков.

Новый круг знакомств

Круг знакомств Сергея Тимофеевича в начале 1830-х годов изменился. Скончался Писарев, Шаховской и Кокошкин потеряли свое былое влияние, Загоскин поддерживал с Аксаковым чисто личную дружбу. Сергей Тимофеевич начал подпадать под влияние молодого университетского кружка, в который входили Погодин, Павлов, Надеждин вместе со своим сыном Константином. Кроме того, близко сошелся с Гоголем (портрет его представлен выше) Сергей Аксаков. Биография его отмечена знакомством с Николаем Васильевичем в 1832 году. Их дружба длилась 20 лет, до самой (4 марта 1852).

Поворот в творчестве

В 1834 году Аксаков напечатал в альманахе "Денница" небольшой рассказ под названием "Буран". Это произведение стало поворотным в его творчестве. Сергей Аксаков, биография которого до этого времени не была отмечена созданием такого рода произведений, решил обратиться к действительности, освободившись в полной мере от ложноклассических вкусов. Идя по пути реализма, писатель в 1840 году принялся за написание "Семейной хроники". Произведение было закончено в 1846 году. Отрывки из произведения были опубликованы в "Московском сборнике" в 1846 году.

В следующем, 1847, появилось еще одно произведение Аксакова - "Записки об ужении рыбы". А еще через несколько лет, в 1852 году - "Записки ружейного охотника". Эти охотничьи записки имели большой успех. Имя Сергея Тимофеевича стало известно всей стране. Его слог был признан образцовым, а характеристики рыб, птиц и зверей - мастерскими изображениями. Произведения Аксакова признали И. С. Тургенев, Гоголь и др.

Затем Сергей Тимофеевич начал создавать воспоминания семейного и литературного характера. В 1856 году была издана "Семейная хроника", имевшая большой успех. Мнение критиков разошлось по поводу этого произведения, которое считается одним из лучших в творчестве Сергея Тимофеевича. Например, славянофилы (Хомяков) считали, что Аксаков первым среди русских литераторов нашел положительные черты в современной ему действительности. Критики-публицисты (например, Добролюбов), напротив, находили отрицательные характеристики в "Семейной хронике".

В 1858 году вышло продолжение этого произведения. Оно называется "Детские годы Багрова-внука". Это произведение имело меньший успех.

Болезнь и смерть

Биография Аксакова Сергея Тимофеевича для детей и взрослых отмечена тяжелой болезнью, с которой ему приходилось бороться в последние годы. Здоровье писателя пошатнулось примерно за 12 лет до смерти. Из-за болезни глаз он был вынужден долгое время находиться в темной комнате. Писатель не был приучен к сидячей жизни, его организм пришел в расстройство. При этом Аксаков лишился одного глаза. Болезнь писателя начала доставлять ему жестокие страдания весной 1858 г. Однако он переносил их с терпением и твердостью. Последнее лето Сергей Тимофеевич провел на своей даче, находившейся близ Москвы. Когда болезнь отступала, он диктовал новые произведения. Это, например, "Собирание бабочек". Произведение было опубликовано уже после смерти писателя, в конце 1859 года.

Краткая биография Сергея Аксакова отмечена переездом в Москву осенью 1858 года. Он провел в больших страданиях всю следующую зиму. Однако, несмотря на это, он все еще занимался иногда литературой. В это время Аксаков создал "Зимнее утро", "Наташу", "Встречу с мартинистами". Биография Аксакова заканчивается в 1859 году, когда Сергей Тимофеевич скончался.

Много раз появлялись отдельными изданиями. В частности, "Семейная хроника" пережила 4 издания, а "Записки ружейного охотника" - целых 6. И в наше время не угасает интерес к жизни и творчеству такого писателя, как С. Аксаков. Биография для детей и взрослых, представленная в этой статье, лишь вкратце знакомит с его творческим наследием. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской литературы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса