Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сперанский Михаил Михайлович: краткая биография и реформы. Михаил Сперанский: биография, годы жизни, деятельность, фото

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственных деятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанский родился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи лет обучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главной семинарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенные способности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он был оставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучив самостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французском и английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился со взглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашним секретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственного деятеля.

В 1797 г. он поступил на службу в канцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол место генерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел на службу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание, и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных и правительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомство Сперанского с Александром - во время своей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последний оценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявил интерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году он включил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основным советником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проект государственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственных законов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегал правительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже более состоянию общественного духа “ . В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия “ .Этими внешними формами, по мнению Сперанского, должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и их ответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделение законодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборных представителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширение политических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства должен стоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметь Государственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемых монархом сановников.

В совете обсуждаются все крупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все дела от нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельности правительства.

Кроме того, должны быть выборные Государственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие право голоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Она решает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу. Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскую думу. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждает предложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственный совет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности и при создании судебной власти. По его мнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однако высшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставался административным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числа представителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своей основе не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владение движимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранении неравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди “среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имели только гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать от своего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие и домашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоваться только представители первых двух категорий. Таким образом, основные политические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего” - проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранении крепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отменено постепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблял сословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из “среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в “среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планы реформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путем расширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютной монархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “но ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанский переоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силу дворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти. Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь в условиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишь частичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральными обещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавший А.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому, как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и он хвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращения их в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему миру при том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связь с готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственных учреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, что звания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания, если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа, устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь для получения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы: чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, при отсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной к указу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и среди чиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательного плана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему более стройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифест Александра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственного совета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственный совет должен был обсуждать все подробности государственного устройства, насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять на усмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя, Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: он занимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическими делами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогда завоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского были реорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, дела которого распределялись между министерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутренней безопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особые ведомства - государственного контроля, духовных дел иностранных вероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы власти министров,их ответственность.

На этом реформы закончились. Сам Государственный совет стал противником дальнейших преобразований. Реформа Сената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она была основана на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалось разделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Состав последнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть - от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством состава Сената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того времени была финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет, который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялся реформатор.

Финансы России в результате ряда войн находились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджета достигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработать план улучшения финансового положения страны. По его предложению правительство прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы, продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги, коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий дало положительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со 125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направлено против Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловредным попо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г начал понимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратился с просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможность продолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом. Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского, открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболее реакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М. Карамзин и родная сестра Александра I , великая княгиня Екатерина Павловна. Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живой интерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем Георгом Ольденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесный кружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее был Карамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором » , а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ее глазах Сперанский был « преступником » , овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, что помимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также и личным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не раз становился ей поперек дороги. Сперанский, в частности, имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народного просвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Он отказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, которая прочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался играть активную роль при дворе Александра I . 15 марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру. Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях » . В ней писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержа-вием» . Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что для твердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу » .

Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно, если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных » , которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленные доносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворян последними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного и нерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого рода реформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если в начале их совместного пути по переустройству страны Александр уважал Сперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже проникся ими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писал В.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычную и непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой же ошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты и поставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительным великодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласково простившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его как провинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал, а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москве подходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе 1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, на которое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Только осенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери в Великополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г. Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором. Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решил провести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления, произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-то поправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведении сибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергично занимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформирования аппарата управления Сибири, определившего правительственную политику в отношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов (уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава об управлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением» Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильный только для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему стало ясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенного поручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимся надеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить лично Сперанского». Он писал о последнем: «Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов и дел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого. Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнили добром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург и был принят Александром I. История возвышения, государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизации политической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявших размышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласные политические проекты Сперанского: «Введение к уложению государственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления» и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционного правительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский. «Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов по крестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидации крепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установок передовой философии своего времени - создания естественного права человека на свободу... Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкое размежевание между программными установками дворянских революционеров и Сперанского».

Сперанский негласно поддерживал декабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьба висела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи с декабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, что было «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «в терзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде над декабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. До последних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания (собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи с завершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначение преподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении его деятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы и Аракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при Александре I), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. в возрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним из самых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что он хотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян, законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов, упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большие реформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долго не могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большая доля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненно ускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии. Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановка после Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной мере мириться со Сперанским.

Из всего проекта широкой государственной реформы Сперанского в действие вошла (1 января 1810) лишь самая маловажная его часть – учреждение Государственного совета. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября – открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников. Они указывали на многочисленные частные недостатки реформаторского проекта Сперанского и на недопустимость столь широкого и стремительного государственного преобразования перед лицом уже назревавшей борьбы с объединённой Наполеоном Европой. Крупнейший русский литератор Николай Михайлович Карамзин раскритиковал реформу Сперанского в особой записке «О древней и новой России», доказывая необходимость сохранить прочное самодержавие.

Оппозиция Сперанскому в верхах и широкое недовольство рядом его мер в населении заставило Александра I в марте 1812 отставить реформатора со всех постов и сослать его в Нижний Новгород, а затем в Пермь. Однако в 1819 Сперанский вновь получил высокую должность (генерал-губернатора Сибири). В 1821 он был возвращён в Петербург и сделан членом учреждённого по его же проекту Государственного совета. За годы ссылки Сперанский пересмотрел многие свои прежние взгляды и теперь нередко высказывал совершенно противоположные им мнения .

В начале царствования Николая I опытному юристу Сперанскому была поручена важнейшая работа по упорядочению (без изменений) существующего государственного законодательства . Такое упорядочение не производилось с момента издания Соборного Уложения 1649 . Итогом этого труда Сперанского стало издание «Полного собрания законов Российской Империи» и «Свода законов Российской империи» (1833).

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) - российский политический, общественный деятель, автор многочисленных работ по праву и юриспруденции, автор крупных законопроектов и реформ.

Сперанский жил и работал во времена правления Александра 1-го и Николая 1-го, являлся действующим членом Академии наук, занимался общественной деятельностью и реформированием правовой системы Российской империи. При Николае 1-м был воспитателем наследника престола - Александра Николаевича. Сперанский написал множество теоретических работ по юриспруденции и считается одним из родоначальников современного права. Кроме того, он составил проект конституции.

Краткая биография Сперанского

Родился во Владимирской губернии в семье церковного причетника. С раннего детства обучался грамоте и читал священные книги. В 1780 г. Сперанский поступил во Владимирскую семинарию, где вскоре благодаря своему острому уму и необычайно сильным способностям к аналитическому мышлению стал лучшим учеником. После окончания семинарии Сперанский продолжил свое образование там же, но уже в качестве студента. За свои успехи в учебе он получил возможность перевестись в Александро-Невскую семинарию в Петербурге, после окончания которой остался там преподавать.

Преподавательская деятельность Сперанского в семинарии продлилась относительно недолго. В 1795 г. он получил предложение стать секретарем князя Куракина. Так началась политическая карьера Сперанского.

Сперанский быстро продвигался по служебной лестнице. В 1801 г. он стал действительным статским советником, что позволило ему более активно участвовать в общественно-политической жизни страны. В 1806 г. Сперанский познакомился с императором Александром 1-м и так впечатлил его своими талантами и умом, что получил предложение заняться разработкой проекта реформ, которые могли бы улучшить состояние страны. В 1810 г. Сперанский стал государственным секретарем (второй в стране человек после государя), началась его активная реформаторская деятельность.

Реформы, предложенные Сперанским, задевали интересы слишком многих слоев общества и были настолько обширными, что дворянство их опасалось. В результате в 1812 г. Сперанский попал в опалу и находится в таком жалком положении вплоть до 1816 г.

В 1819 г. он неожиданно получил должность генерал-губернатора Сибири, а уже в 1821 г. вернулся в Петербург.

Император умер, а на престол взошел его брат, . Сперанский познакомился с Николаем и тоже очаровал его своим умом, что позволило ему вернуть себе бывшее политическое влияние и уважение. В это время Сперанский получил должность воспитателя наследника престола. Открылась Высшая школа правоведения, в которой он активно работал.

Сперанский умер в 1839 г. от простуды.

Политические реформы Сперанского

Сперанский получил широкую известность благодаря своим многочисленным реформам, которые носили всеобъемлющий характер. Сперанский не был сторонником монархического строя, он полагал, что государство должно давать всем гражданам одинаковые права, а власть должна быть поделена, однако в то же время он был уверен, что Россия пока не готова к столь радикальным переменам, поэтому предлагал, как ему казалось, более подходящий вариант. По приказу Александра 1-го Сперанский разработал программу реформ, которые должны были помочь России выбраться из кризиса.

Сперанский предлагал следующие идеи:

  • получение гражданами вне зависимости от сословия равных гражданских прав;
  • существенное сокращение всех расходов на деятельность государственных органов и чиновничества, а также установление жесткого контроля над бюджетом;
  • разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, перестройка системы министерств и изменение их функций;
  • создание более современных судебных органов, а также написание нового законодательства, которое учитывало бы потребности новой системы управления;
  • обширные преобразования во внутренней экономике, введение налогов.

Основная идея реформ Сперанского заключалась в том, чтобы создать демократичную модель управления во главе с монархом, которому, однако, власть не будет принадлежать единолично, а общество будет уравнено перед законом. По проекту Россия должна была стать полноценным правовым государством.

Реформы Сперанского не были приняты дворянством, которое боялось потерять свои привилегии. Проект был выполнен не полностью, в жизнь были воплощены лишь некоторые его пункты.

Итоги деятельности Сперанского

Итоги деятельности Сперанского:

  • значительный рост внешней торговли за счет повышения экономической привлекательности России в глазах иностранных инвесторов;
  • модернизация системы управления государством; реформирование армии чиновников и сокращение расходов на их содержание;
  • появление мощной экономической инфраструктуры, которая позволяла экономике саморегулироваться и быстрее развиваться;
  • создание современной правовой системы; Сперанский стал автором-составителем «Полного собрания законов Российской империи»;
  • создание теоретической основы современного законодательства и права.

Михаил Сперанский (1772 - 1839) не был потомственным дворянином. Четыре поколения священнослужителей, честных и добропорядочных подданных Российской империи – вот чем гордились в их семье. Мальчик рано научился грамоте, в пять лет сам читал Закон Божий и Псалтырь. В семь лет легко поступил во Владимирскую семинарию. Михаил проявил редкие для ребенка его возраста качества: любознательность, усидчивость, умение коротко и понятно излагать самые трудные понятия. Преподаватели сначала прозвали его Сперанским, а потом предложили выбрать это слово в качестве фамилии. Сперанский - это по-русски Надеждин.

Семинария отобрала лучших учеников и отправила их в Александро-Невский монастырь. И в этой семинарии не было равных ему в обучении и прилежании. Он готов был преподавать, но в дело вмешался счастливый случай. Его сиятельство А. Б. Куракин выбирал секретаря. Лучше Сперанского кандидатуры не было. Так бывший семинарист оказался при дворе Павла I. Он был собран, аккуратен, грамотен и умен. Его начитанности могли позавидовать профессора, а умению говорить – лучшие ораторы.

Сперанский всего за три года стал важным лицом в государстве. Он принят при дворе, богат, ему даровано дворянское звание. Он женат, он любит, любим и счастлив. Ему 27 лет, он действительный статский советник. Но судьба не только баловала Сперанского, она отобрала у него красавицу жену. Роды были трудными, дитя выжило, а мать скончалась. Он был однолюбом и больше не женился. Растил дочь один, и любовниц у него не было. Эта история добавляет еще один штрих к портрету Сперанского – все душевные силы он отдавал Отечеству и дочери.

При Александре I его приглашают на службу в МВД. Граф Кочубей, глава ведомства, ценил нового сотрудника и поручал ему разбираться в самых сложных юридических вопросах. Сперанский выделялся на фоне своих сослуживцев. Он честен, взяток не брал, подличать не умел. Он утверждал, что главенство закона является главным условием существования государства. Он открыто заявлял, что необходима реформа, в результате которой в России появится конституционная монархия. Как ни странно, Император поддерживал инновации Сперанского, его не пугало словосочетание «уничтожить самодержавие».

Секретарь императора – так называется новая должность молодого чиновника. Его карьере завидовали: замминистра юстиции, тайный советник, госсекретарь, директор Комиссии законов. Личное поручение императора - разработать План гособразования, над которым работал «Негласный комитет». Александр I считал самой это важнейшей задачей, часто встречался со Сперанским и требовал ежедневных отчетов.

Сперанский сумел убедить императора изменить порядок получения званий и привилегий. В Российской империи еще со времен Екатерины Второй было принято присваивать дворянским детям чины. Родилось дитятко, и сразу же ему чин пятого класса на блюдечке поднесли. То есть оно еще несмышленое, ходить не умеет, а камер-юнкером числится. Пройдет лет десять, дитя в возраст войдет, тут ему звание камергера пожалуют, а вместе с ним - и местечко теплое да хлебное. Сперанский работал над указом. Отныне «неслуживые» камер-юнкеры и камергеры должны были позаботиться о месте. Не служишь государству – лишаешься звания, а вместе с ним и привилегий, к нему прилагаемых. Срок выполнения – два месяца.

Далее Сперанский взялся за «Табель о рангах». Он предложил проверять чиновников, прежде чем присваивать им новый чин. Слово «экзамен» перепугало всех. Подумать только, дворянские дети должны доказывать свою пригодность для чина! Ох, и засуетились недоросли! Диплом университета еще куда ни шло, да и французский в качестве иностранного еще осилить было можно. А вот право и экономика, физика, статистика и экономика… Господи, ну кто же на это способен?! Процентов пять, в лучшем случае десять. Остальные впали в ярость, предвидя потери в виде наград и привилегий.

Сперанский фонтанировал идеями. До 1812 года он успел провести реорганизацию всех министерств. Пытался было внести изменения и структуру Сената, но его недругам удалось убедить Александра I отложить проект до лучших времен. Потом началась война, потом нужно было думать о восстановлении. Проект положили в дальний ящик, там его и похоронили. А вот план по учреждению в Царском Селе Лицея приняли.

Сперанский мечтал о том времени, когда Россия станет правовым государством. Грядущие изменения и его энтузиазм пугали приближенных императора, и в результате дворцовых интриг смелый реформатор оказался в ссылке. Сначала Нижний Новгород, потом Пермь. До августа 1816 года Сперанский жил на грани нищеты. Узнав об этом, император сменил гнев на милость и назначил его губернатором в Пензу. Всего семь месяцев находился Сперанский на этом посту.

Его реформы:

  • ввел местное самоуправление;
  • часть обязанностей губернатора отдал вице-губернаторам;
  • вменил в обязанность чиновникам проведение приема граждан;
  • запретил продажу безземельных крестьян;
  • облегчил условия выхода крестьян из крепостной зависимости;
  • назначил единый размер пошлины;
  • определил условия выдачи участков безземельным крестьянам.

В конце марта 1812 года Сперанский получает приказ в двухлетний срок навести порядок в Сибири и составить план ее развития. Для этого ему дана новая должность – генерал-губернатор. Он справился с заданием: все его предложения были одобрены и приняты к исполнению в 1821 году. Сперанского не было в Петербурге 9 лет. Император отблагодарил его, назначив членом Госсовета по департаменту законов. Зная, как Сперанский любит свою дочь, император назначил ее на должность фрейлины. И добавил ему три с половиной тысячи десятин земли – неплохая прибавка к жалованию.

Самый уважаемый министр страны – это Сперанский. Обычно смена царей на троне приводила к смещению всех крупных чиновников. Николай I, сменив на престоле Александра I, попросил Сперанского остаться в правительстве. Тяжким испытанием для него стал суд над декабристами. Некоторых из них он знал, а потому боялся оказаться пристрастным. К тому же Сперанский со многими их предложениями был согласен. Несовершенство судебной системы понимал и император. Собрали комиссию, задача которой - упорядочить законодательство. Главой комиссии, разумеется, был назначен Михаил Сперанский. Работа заняла пять лет, ее итогом стали сорок пять томов «Полного собрания законов».

На основании собранного комиссией материала по истории русского законодательства комиссия, напряженно работая еще три года, составила полный «Свод законов Российской империи». Решением Государственного Совета он вступил в силу с первого января 1835 года.

За этот поистине титанический труд Николай I наградил Сперанского Андреевской звездой, причем, сделал это, сняв с себя эту высокую награду.

Через три года, в декабре 1838 года, Сперанский заболел. Вроде бы обычная простуда, но ослабленный организм не выдержал. Новогодним подарком от императора стал графский титул, но болезнь протекала так тяжело, что радоваться не было сил. Февраль 1839 отметился лютыми морозами, но 11 января потеплело, тучи разошлись, и вышло солнце. К полудню великий реформатор скончался. Хоронили Михаила Михайловича Сперанского почти по царскому протоколу. Александро-Невская лавра приняла своего бывшего семинариста. Николай I был безмерно огорчен. Он понимал, что найти человека, равного Сперанскому, он уже не сумеет. Одни придворные вспоминали слова Наполеона, предложившего Александру I отдать ему Михаила Михайловича в обмен на любое из его королевств. Другие вспоминали реформы Сперанского, перечисляли его заслуги перед Отечеством. Третьи сожалели о том, что этот удивительный человек не сумел воплотить свою мечту – убедить императора отказаться от самодержавия и сделать Россию конституционной монархией.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса