Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Соломин виталий биография личная жизнь жена. Судьба доктора Ватсона. Любовная линия Виталия Соломина. Основные награды и премии

"Одно из ярких воспоминаний детства - окна в нашем доме. Между двойными рамами закладывали вату, украшенную осколками елочных игрушек. Окна не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет", - вспоминал Виталий Мефодьевич. Деревянный дом в Чите, где квартировала семья Соломиных, был построен для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.

Родители Виталия мечтали видеть Виталия пианистом. Пять лет мальчик барабанил по клавишам. Однажды, подойдя к порогу музыкальной школы, он не смог открыть дверь, которую просто заклинило от холода. Счастливый Виталий, вернувшись, заявил, что школу закрыли. Со временем родители, поняв, что Рихтера из сына не выйдет, позволили Виталию распоряжаться своим временем по собственному усмотрению. И Соломин усердно занялся спортом. Он посещал волейбольную и баскетбольную секции, занимался гимнастикой, легкой атлетикой и боксом. Хотя удары Соломин предпочитал отрабатывать на боксерской груше, а не на ринге, за что выслушивал замечания от тренера.

Ударить человека Виталию с его интеллигентным воспитанием вообще было очень сложно. Лишь однажды, много позже, у Соломина появился серьезный повод для применения своих боксерских навыков, когда лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара.

Окончание Виталием Соломиным школы совпало с приездом в Читу комиссии из Москвы из Щепкинского училища, которая набирала курс из молодежи Сибири. Возглавлял комиссию В. А. Смирнов. Виталий решил попробовать свои силы и предстал перед комиссией. В результате им было принято однозначное решение: ехать в Москву и поступать в училище, тем более, что к этому времени его окончил старший брат Юрий. К тому же, отец Виталия очень хотел, чтобы и младший сын стал актером.

В 1959 году Виталий был принят в училище им. Щепкина в класс к Народному артисту СССР Н.А.Анненкову. Его педагогом на все время учебы стал Борис Маркович Казанский.

Шестидесятые годы принесли актеру Виталию Соломину настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия - фильмы "Женщины", "Старшая сестра" вышли раньше, чем "Адъютант его превосходительства".

Именно Соломина хотела увидеть своим партнером по фильму "Городской романс" начинающая актриса, двадцатилетняя студентка текстильного института Мария Леонидова, которую ассистентка режиссера Петра Тодоровского увидела на улице и предложила пройти пробы у Тодоровского, которому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера.

Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе.

Он нравился Маше, и актерский дуэт обещал быть очень удачным. Но Тодоровский засомневался, и решил заменить Соломина на Киндинова - это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Маша переживала и боялась показаться Соломину на глаза. Выручил звукооператор фильма - встретив Виталия, он сказал: "Что же ты не позвонишь Леонидовой? Она ждет!" Соломин позвонил, и первое, что услышал от нее: "Когда же мы встретимся?!" "Какая удивительная девушка! Пусть роль я потерял, но уж ее-то я не упущу", - решил он.

Виталий, не собиравшийся жениться в ближайшие десять лет из-за неудачного первого брака с актрисой Натальей Рудной, встретив Машу, решил: "Придется жениться сейчас. Такую мне больше не встретить".

Соломин ухаживал за Марией с размахом - были цветы, рестораны, шумные компании и походы в Малый театр. "Я никогда не видела такого талантливого, светского, остроумного и щедрого человека, как Виташа в то время, - рассказывала Марья Антоновна. - Правда, через год мы поженились, и тут все изменилось. Виталий оказался довольно замкнутым, иногда неделями молчал и думал о чем-то своем. Шумные компании и рестораны тоже прекратились". Но погруженный в себя и сосредоточенный - он нравился ей еще больше.

Первый год семейной жизни Марии и Виталия прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу - в его комнату в общежитии Малого театра. Но тут ей пришлось столкнуться со всеми прелестями коллективного проживания. В одной соседней комнате кто-то из актеров держал мотоцикл и заводил его по вечерам. В другой жила дворничиха - страшная матерщинница. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой обстановке. Тем более, что Соломин, едва пристроив чемодан супруги в своем жилище, уехал на гастроли в Ереван.

Совет и поддержка Виталия требовались Марии во всем. Но вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у нее появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стену или передвинуть ее, как Машу снова охватывала охота к перемене мест...

Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: "Никакого кино!" Аргументы были такими: "Станешь сниматься - нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придется доплачивать за три места из своих денег. Дальше - поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя - красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься - платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму"...

Мария несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Лишь в одной из серий "Шерлока Холмса" по рассказу "Пестрая лента" Соломин все-таки разрешил ей сняться. Так как на съемки они поехали в одном купе, и проходили они в Ленинграде, где можно было жить у Машиных родителей.

Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно. "Каменный цветок", - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в "Сибириаде".

Соломин отличался редкой категоричностью. Самым страшным недостатком он считал необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Если происходили какие-либо накладки или задержки с гонораром, он мог отказаться выйти на сцену, и о дальнейшем сотрудничестве не могло идти речи.

Виталий Соломин был совершенно непохож на своего знаменитого персонажа из "Зимней вишни" - слабовольного, нерешительного и склонного к компромиссам человека. Хотя сам актер считал, что между ними было нечто общее. "Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело". Но его собственная семейная жизнь благополучно миновала эти проблемы. Маша оказалась на редкость понимающей женой: "В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. В партнершу по сцене актеры влюбляются, а вовсе не в пейзаж за окном. И в итоге все это только укрепляет брак, если, конечно, речь идет о настоящей любви, - считает Марья Антоновна. - Жить с Виташей - настоящее счастье. Он не перестает меня удивлять! Недавно он взял и написал для меня поэму! Хотя до этого никогда ничего не сочинял. И в этой поэме было что-то очень настоящее - это ощущение настоящего есть во всем, что он делает"...

Со 2-го курса Виталия начали приглашать репетировать и играть роли в спектаклях Малого театра. Но не все спектакли увидели свет. Так, когда Виталий Соломин был уже студентом 4-го курса, А.Эфрос пригласил целую группу студентов в свой спектакль "Танцы на шоссе". Фабула спектакля состояла в конфликте отцов и детей. В те годы эта тема была более чем спорной, почти политической, и чиновники побоялись дискуссии и обвинений по ее поводу. На последнем этапе подготовки спектакль закрыли.

В тот период Малым театром руководил Е.Р.Симонов. Он пригласил всю группу студентов, участвовавших в спектакле, на работу в Малый. Вместе с Виталием в этой группе были Я.Барышев, М.Фомина, Т.Рыжова, М.Кононов, В.Павлов. Началась работа в театре. Виталию приходилось играть разные роли, но ему была особенно дорога роль в спектакле "Твой дядя Миша" Г.Мдивани. В этой постановке он играл сразу две роли вместе с актером В.Хохряковым, с которым впоследствии подружился.

Потом были разные периоды в театральной жизни, были перерывы, даже по несколько лет. Менялись режиссеры, руководство театра. Спасала работа в кино. Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий, стала картина "Старшая сестра". В нем он играл сМихаилом Жаровым и Татьяной Дорониной. Затем последовал фильм "Женщины", в котором Виталий сыграл главную роль - Жени. Фильм имел огромный успех у зрителей. Виталий часто и успешно снимался.

Из театральных работ Соломина в конце 60-х годов зрителям запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном В.Хохряковым и режиссером Юнниковым "Не все коту масленица".

Новый художественный руководитель Малого театра Михаил Царев, увидев Виталия в этой роли, стал готовить его к роли Чацкого в спектакле "Горе от ума". Внутри театра проводился конкурс на ее исполнителя, однако Царев сразу решил, что Чацкого играть будет именно Соломин. Причем Виталию предоставлялась полная свобода в трактовке образа. Царев разрешил даже, чтобы сам выход Чацкого был необычен: он, как бы поскользнувшись, падал, выходя на сцену. Подразумевалось, что герой молод, дурашлив и полон озорства. Царев говорил о пьесе: "Мы ее очень хорошо читали, но мне хотелось бы, чтобы мы ее сыграли". Долгие годы спектакль был визитной карточкой театра, им начинался театральный сезон.

В дальнейшем у Соломина было несколько совместных работ с Нелли Корниенко -спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" и "Живой труп". Из молодого, подающего надежды актера, Виталий стал артистом, на которого можно ставить спектакли. Режиссер Л.Е.Хейфиц так и поступил с несколькими спектаклями.

В 1973 году у Соломина родилась дочь Анастасия. Позже, в 1984 году родилась вторая дочь, которую назвали Елизаветой.

Через некоторое время Виталий сам решил заняться режиссурой. Один из его спектаклей театр не выпустил, но в 1994 году Соломиным был поставлен "Живой труп", в котором сам Виталий сыграл роль Протасова. Соломин много раз постановку переделывал, репетировал, и, в конце концов, выпустил его на сцене филиала Малого театра. Спектакль шел несколько лет. Виталий получал множество писем от зрителей в поддержку спектакля. Позже у него было еще несколько режиссерских работ, среди которых в 1979 году им была осуществлена постановка пьесы Василия Ливанова "Мой любимый клоун".

Через некоторое время Соломин ушел в театр имени Моссовета. Период работы в этом театре продлился два года с 1987-го по 1989 годы. Здесь Соломин сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева "Печальный детектив".

Прочитав пьесу, Александра Галина «Сирена и Виктория», Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Он уговорил киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручился согласием Ирины Розановой. Третьим стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России и в Москве.

Когда худруком Малого театра в 1990 году стал Юрий Соломин, Виталий поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. Вернувшись «домой», он поставил в 1991 году спектакль по пьесе Островского "Дикарка", в котором сыграл Ашметьева.

После успешной постановки Соломину предложили сделать постановку "Свадьбы Кречинского" по Сухово-Кобылину. Он охотно принял это предложение. В результате получился музыкальный спектакль. До этого, после возвращения в театр, он сыграл Астрова в спектакле "Дядя Ваня" в постановке Сергея Соловьева.

На сцене Малого театра Соломиным была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить - безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш.

Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза - это то, что нужно зрителю.

Помимо театра Виталий Соломин продолжал много работать в кино. Его любимая роль - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. В процессе съемок актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым.


Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признали только своих собственных и русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин показались жителям туманного Альбиона "своими".

В Москве , на Смоленской набережн ой установлена скульптурная композиция «Шерлок Холмс и доктор Ватсон ».

Большой успех принес Соломину фильм "Зимняя вишня". Впоследствии этот же режиссер пригласил его сыграть в "Пиковой даме". Соломину была очень дорога работа в фильме "Даурия", поскольку действие романа разворачивается в Сибири. Он с огромным удовольствием снялся в музыкальных фильмах "Сильва" и "Летучая мышь", так как с детства любил музыку.

В 1995 году Соломин попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм "Охота".

В свободное время Соломин с удовольствием читал классику. Среди современников почитал творчество писателя Владимира Орлова. Очень любил музыку Поля Мариа, песни Демиса Руссоса и Энгельберта Хампердинка. Увлекался прослушиванием итальянской классической оперы.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Но его можно было часто увидеть в ресторане Дома журналистов. Там работали официанты, с которыми актер был хорошо знаком. Когда Мария Антоновна попала в больницу, именно эти официанты собирали ей обеды из нескольких вариантов блюд - на выбор. А накануне пятидесятилетнего юбилея они отвели Соломина к шеф-повару, попросив того повнимательнее отнестись к заказу. И повар порадовал гостей курником. Это довольно сложное блюдо, по виду напоминающее торт, состоит из блинов с самой разной начинкой - от курицы до кураги. Когда кто-то потом попросил повторить этот кулинарный шедевр, повар даже возмутился: "Вы что, такое делается только раз в жизни!"

Сам Соломин ценил хорошее отношение к себе друзей и близких. Он рассказывал: "Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Очень важно, с каким настроением тебя угощают. Я как-то спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: "Это наш круг на Земле". Это очень точно. Сцена Малого, мои близкие - все это мой круг на Земле. И те места, где меня встречают с любовью, - тоже мой круг".

В Малом театре Соломин славился своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все - не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Виталий Мефодьевич всегда что-нибудь придумывал - то гигантского осетра внесут в обеденный зал восемь человек, то фейерверк начнется. Чтобы вкус жизни не пропадал, в театре в конце сезонаустраивался Новый год с Елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, несмотря на то, что на дворе апрель.

Соломина очень любил проводить время на даче. Он купил старый дом с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины и черемухи. Он рассказывал: "Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера".

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич немало потрудился над обустройством сарая с инструментами и верстаком. Чтобы внук понял, что такое земля и как на ней что-то произрастает, совершенно равнодушный ранее к садоводству и огородничеству Виталий Мефодьевич, поставил парник для огурцов. И вскапывал землю вдвоем с внуком.

24 апреля 2002 года Виталий Соломин был доставлен в больницу с диагнозом "инсульт". Актер почувствовал себя плохо перед спектаклем, однако все равно вышел на сцену. Он играл в пьесе "Свадьба Кречинского". Соломин смог довести до конца лишь первый акт, после которого его на руках унесли за кулисы. Он был помещен в реанимацию с диагнозом "кровоизлияние в мозг". Соломин почти месяц пролежал в больнице, долго оставался был без сознания. На какое-то время приходил в себя, несмотря на то, что его состояние врачи оценивали как критическое.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Леонид Филатов подготовил о Виталии Соломине передачу из цикла "Чтобы помнили".

Использованные материалы:

Материалы сайта www.rusactors.ru

Крепкий орешек (1967)

Происшествие, которого никто не заметил (1967)

Бег иноходца (1968)

Впереди день (1970)

Салют, Мария! (1970)

Даурия (1971)

Расскажи мне о себе (1971)

У нас на заводе (1972)

Вот моя деревня (1972)

Последние дни Помпеи (1973)

Открытие (Рукопись академика Юрышева) (1973)

Прыжок с крыши (1977)

Сдается квартира с ребенком (1978)

Сибириада (1978)

Летучая мышь (1979)

Шерлок Холмс и доктор Ватсон (1979)

Кто заплатит за удачу? (1980)

Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона (1981-86)

Сильва (1981)

Пиковая дама (1982)

Предел желаний (1982)

Человек, который закрыл город (1982)

Полоса везения (1983)

Возвращение с орбиты (1984)

Предел возможного (1984)

Зимняя вишня (1985)

Искренне ваш... (1985)

55 градусов ниже нуля (1986)

Он, она и дети (1986)

Светик (1989)

Зимняя вишня-2 (1990)

Рогоносец (1991)

Черный квадрат (1992)

Пленники удачи (1993)

Зимняя вишня (1995)

Интервью с Гитлером (1995)

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000)

Казус Белли (произв.)

Поставил фильмы:

Охота (1994)

Написал сценарий к фильмам:

Охота (1994)

к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», Павел Маркин/ТАСС

Виталий родился в Чите, в семье профессиональных музыкантов и с раннего возраста был приближен к миру искусства. Оба сына Соломиных проводили много времени на родительских концертах и прекрасно знали, что происходит за кулисами.

Родители пытались с детства усаживать Виталия за пианино, но музыка энергичному малышу, рвавшемуся во двор, не слишком нравилась. Мальчишку больше увлекал спорт. В юности Соломин всерьез увлекался боксом и до конца жизни был в отличной форме.

Несмотря на активность и увлечение столь брутальным спортом, в школе Виталий был настоящим отличником, внимательно следил за лекциями учителя, аккуратно делал уроки, рвался к доске. Крайнюю степень перфекционизма он пронесет через всю жизни, а в студенческие годы она чуть не сыграет с ним злую шутку.

После школы братья Соломины один за другим отправились в Москву — поступать в театральный. Первым уехал Юрий, а, когда пришли радостные известия о том, что брат поступил с первого раза, решился и Виталий. Его в столице также ждала удача: сразу после выпускного вчерашний школьник успешно сдал экзамены в «Щепку».

Студент


к/ф «Человек, который закрыл город» (1982)

Он был таким же старательным и аккуратным студентом, каким был и школьником, но по одной из дисциплин к концу второго семестра «схватил» четверку. Виталий был взбешен и зол прежде всего на себя. Привыкший к безоговорочным победам, он немедленно решил, что не достоин звания артиста и собрался тут же забирать документы из театрального вуза.

Вспыльчивого студента с очевидным талантом, который уже в ранней юности оказался так предан профессии, насилу остановили, объяснив, за что был снижен балл и похвалив его за остальные предметы. Дав себе обещание впредь готовиться к экзаменам тщательнее, Виталий все же остался в «Щепке».

И не напрасно. Уже на втором курсе его пригласили в одну из постановок Малого театра, где актер остался и после вуза. Режиссер доверял ему самые разные, в том числе главные роли знаменитых характерных персонажей русской и зарубежной классики.

Ревнивец


к/ф «Летние прогулки» (1982)

Первая любовь случилась у закрытого и прохладного с виду Соломина на предпоследнем курсе, когда студенты-«щепкинцы» ставили спектакль с «щукинцами». В дружественном вузе училась дочь знаменитого журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного Наташа, которая первой заметила такого благородного, хоть и закрытого юношу.

Красивая и весела девушка из богемной столичной среды мигом вскружила голову суровому сибиряку. Тот влюбился и, как честный человек, сделал девушке предложение. Она была счастлива его принять, но от привычной светской жизни так и не отказалась.

Однажды они отправились на прогулку по Москве с приятелем и его гостем с Кавказа. Выпив и раззадорившись, гость со свойственной щедростью стал делать супруге Соломина комплименты, целовать руки и даже травить пошлые анекдоты. Привыкшая к повышенному вниманию Наташа хохотала, а Виталий с каждым шагом все больше хмурился.

В конце концов велел приятелю взять супругу и пойти чуть впереди, а сам отстал вместе с гостем. Убедившись, что Наталья увлеклась новой беседой, Соломин вспомнил юношеское увлечение боксом и разбил приударившему за женой мужчине нос.

Развод


к/ф «Сильва» (1981)

Тем временем Соломин становился все более знаменитым. В театре он стал пробовать себя в качестве режиссера, рассмотрели его и кинокритики. Виталия Мефодьевича стали звать на самые разные роли, росли и гонорары.

Папа Натальи вдруг понял, что семья его дочери стала весьма самостоятельной и особенной поддержки с его стороны уже не требует. Дело осталось за малым: молодые должны купить квартиру! Виталий признался, что денег на нее у него хватит, а Рудный с помощью своих связей нашел кооператив, в который они могли вступить.

В итоге Соломины справили роскошное жилище и стали ссориться пуще прежнего. Виталий продолжал ревновать и теперь, как ему стало известно, не беспочвенно: актеру донесли, что у Наташи появился любовник.

Он переживал, пытался помириться с любимой, снова ссорился, понимал, что так дальше жить нельзя, ревновал и снова переживал, снова ссорился и уходил навсегда. Такие отношения не могли не закончится плачевно. Скоро молодые люди подали на развод, а папа Натальи настоял на том, чтобы Виталий Мефодьевич оставил жилье теперь уже бывшей жене.

Тот гордо ушел в общежитие, публично зарекшись от нового брака и решил полностью посвятить себя профессии.

Любовь


К/ф «Искренне Ваш» (1985)

Не тут-то было. На очередных съемках убежденный холостяк с едва затянувшейся раной на сердце встретил Машеньку.

Говорят, она и не должна была стать актрисой. Помощница режиссера нашла колоритную девушку прямо на улице, и уговорила пройти кастинг на тот самый фильм, где главную роль должен был сыграть Соломин. Та прошла пробы и была утверждена, а вот Виталия в последний момент с картины сняли — его заменил другой актер.

Только что клявшийся любить профессию больше, чем женщин, Соломин даже не расстроился, решив, что этот кинофильм должен был дать ему супругу, а не роль. Так и случилось. Спустя некоторое время Виталий сделал Маше предложение.

Молодые остались жить в его общежитии, где на свет появилась маленькая Настя. Только после расширения состава семьи Соломины переехали в новую квартиру.

Судьба


к/ф «Зимняя вишня» (1985)

Гладкий брак отличного семьянина, любящего отца и восхитительного дедушки в какой-то момент оказался похожим на тот, в котором пребывал герой Соломина из «Зимней вишни». Сплетники утверждают: когда, спустя несколько лет брака, в театре появилась очаровательная Лена Цыплакова, мало кто из мужчин мог устоять.

За красивой девушкой, которой едва исполнился 21 год, увивались все молодые артисты Малого театра. Пропустить ее не мог и Соломин. По началу Елена объявила: совсем недавно вышла замуж за однокурсника по ВГИКу, а потом пошли упорные слухи — девушка рассталась с мужем.

Виталий Мефодьевич тут же запустил новую сплетню. Дескать, и они с супругой давно охладели друг к другу и теперь лишь живут в одной квартире, чтобы не расстраивать маленькую дочь. Лена поверила, у них начался служебный роман.

Лишь спустя два года актриса узнала, что счастливая жена Соломина и не знала, что у них с супругом разлад, более того — оказалась беременна вторым ребенком. Елена была крайне раздражена и немедленно бросила любовника, который, впрочем, был рад остаться в своей семье с теперь уже двумя очаровательными дочками.

Как и мечтал


к/ф «Казус Белли» (2002)

Маша все знала, и Маша простила. Говорили, что у тихого и неприступного Соломина, которого Кончаловский назовет Каменным Цветком, в каждом городе на каждых гастролях было по возлюбленной. Но то ли это было простыми актерскими сплетнями, то ли Соломина не задевали подобные короткие интрижки, только до конца жизни он был любящим мужем и отцом.

Когда Виталий Мефодьевич говорил о смерти, всегда упоминал Андрея Миронова и говорил, что умереть хочет так же — на сцене. Этими словами он будто предсказал свою смерть. В конце апреля 2002 года он играл в «Свадьбе Кречинского».

Как многолетний гипертоник, он отметил свое плохое самочувствие еще днем, но значения не придал. Первый акт отыграл тяжело, за кулисы актера уносили на руках. В вызванной скорой Соломин впал в кому, а через несколько дней умер. Почти, как и мечтал: сцена была последним, что он запомнил.

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года, в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства - окна дома, не по-сибирски большие - ведь мороз там жуткий! Идешь за водой - не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойль. Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого - рослого и подтянутого.

Родители Виталия и Юрия Соломина - профессиональные музыканты Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна - мечтали видеть Виталю пианистом. Пять лет мальчик барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. И вот однажды, о чудо! В лютый мороз, держа под мышкой огромную нотную папку, подойдя к порогу музыкальной школы, он не смог открыть дверь, ее просто заклинило от холода. Счастливый мальчик, вернувшись, заявил, что школу... закрыли! Родители, поняв, что Рихтера из сына не выйдет, махнули на него рукой, и позволили поступать, как вздумается.

Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы ни занимался Соломин младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс... Правда, лет, эдак, до сорока пяти ударить человека Соломин не мог. Потребовался серьезный повод: лучший друг Виталия Мефодьевича хирург Евгений Матякин был смертельно оскорблен одним из московских художников. Обидчик оказался первым человеком, испробовавшим на себе силу соломинского удара правой, - и надолго запомнил это.

Версий о том, что заставило Виталия Соломина ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище две. Первая - подействовал авторитет старшего брата. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Соломину было одиннадцать лет. Вторая - решающую роль сыграл фильм «Судьба человека», который однажды Виталий смотрел на дневном сеансе в кинотеатре, где кроме него оказалось еще только двое зрителей... Вероятно, этим троим, фильм нужен был для решения жизненно важных вопросов. И Виталий Соломин решил, что здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих.

Словом, юноша отправился в Москву, напутствуемый комментарием отца: «Все правильно, сын. Падать - так с белого коня!» А почему именно в Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, в который попадают выпускники Щепкинского, что подсказал, конечно же, Юрий Соломин.

Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда, влюбившись в Малый театр, с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений. Актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях: «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе В.Астафьева «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем, в Малом театре произошла смена руководства - худруком стал Юрий Мефодьевич Соломин. Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера, Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном Хохряковым и режиссером Юнниковым «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.

Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу, Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису Ларису Удовиченко впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием Ирины Розановой, режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист Евгений Дворжецкий, и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен Ивар Калныньш. Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок», - говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену - а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды - менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата Юрия - фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный Михаил Жаров и несравненная Татьяна Доронина. В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность - доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя, какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с Василием Ливановым. А в одной из серий «Шерлока Холмса» - по рассказу «Пестрая лента» – Соломин даже разрешил сняться жене, по требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон - это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но Конан Дойль - это же не Чехов, не Грибоедов и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен». Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

Зимняя вишня

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломин - Калныньш играют двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а Ивар Калныньш - если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит - флегматик Соломин или супермен Калныньш.

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви - и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном, - откровенно признался Соломин, - вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто».

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывала несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, не большой. Одна из последних работ Виталия Соломина - многосерийный фильм «Все красное».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для нее - расшитые камзолы и платья - делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.

Личная жизнь

Супруга - Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работает в Доме моделей, участвует в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».

Дочери - Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, работает в этом коллективе, и Елизавета. Внук – Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина - ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком много добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он - все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» - человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считает, что между ними все же есть нечто общее. «Любовь к двум женщинам сразу - это не так уж и ненормально, только очень тяжело». Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле». Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина - это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них - старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая - с инструментами, верстаком, а главное - с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом - оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин - тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе исполнилось тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие - организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы - это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники - это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все - и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал - то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...

Скучновато стало в театре к концу сезона - так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное - капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все - от режиссера до пожарника - и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера - все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, - это тоже был его круг на этой Земле.

Фильмография:

1963 Улица Ньютона, дом 1

1964 Председатель

1965 Женщины

1966 Старшая сестра

1967 Крепкий орешек

1967 Бабье царство

1967 Происшествие, которого никто не заметил

1968 Бег иноходца

1970 Салют, Мария!

1970 Впереди день

1971 Расскажи мне о себе

1971 Даурия

1972 Последние дни Помпеи

1972 У нас на заводе

1973 Рукопись академика Юрышева

1973 Вот моя деревня

1973 Открытие

1975 Свадьба Кречинского – телеспектакль

1975 Вишневый сад – телеспектакль

1978 Сибириада

1978 Прыжок с крыши

1978 Сдается квартира с ребенком

1979 Летучая мышь – оперетта

1979 Шерлок Холмс и доктор Ватсон

1980 Кто заплатит за удачу?

1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона

1981 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей

1981 Полоса везения

1981 Сильва – мюзикл

1982 Человек, который закрыл город

1982 Предел желаний

1982 Пиковая дама

1983 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры

1984 Возвращение с орбиты

1984 Предел возможного

1985 Зимняя вишня

1985 Искренне ваш...

1986 55 градусов ниже нуля

1986 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Двадцатый век начинается

1986 Он, она и дети

1989 Светик

1990 Зимняя вишня-2

1991 Рогоносец

1992 Черный квадрат

1993 Пленники удачи

1994 Охота – актер, режиссер, сценарий

1995 Интервью с Гитлером - документальное видео

1995 Зимняя вишня-3

1996 Тесты для настоящих мужчин

2000 Воспоминания о Шерлоке Холмсе – сериал

2001 Остановка по требованию-2 – сериал

2002 Казус Белли

2003 Пан или пропал – сериал

«У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения

Вот уже почти десять лет с нами нет лучезарного Виталия СОЛОМИНА. 12 декабря замечательному мастеру экрана и сцены исполнилось бы 70. Преданные поклонники артиста, сыгравшего доктора Ватсона и Вадима из «Зимней вишни», наверняка запомнили его как примерного семьянина — мужа, отца, позже деда. Но, как оказалось, были в жизни Виталия Мефодьевича моменты, когда его отношения с любимыми женщинами проходили проверку на прочность. Сегодня «Экспресс газета» впервые рассказывает о неизвестных страницах биографии артиста.

О дамах сердца, кроме как о последней жене Маше, подарившей ему двух прекрасных дочек, Соломин вспоминать не любил. И если журналисты расспрашивали его о прошлых влюбленностях, быстро переводил тему или говорил о детстве. Мол, в пятилетнем возрасте по уши втрескался в мамину подругу и, чтобы привлечь к себе внимание, однажды набрал в рот одеколон и прыснул в ее сторону.

Нокаутировал нахала

Со своей первой женой Наташей сибиряк Соломин познакомился на предпоследнем курсе театрального. Он учился в Щепке, а его избранница, дочка известного журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного, — в Щуке. Молодые люди повстречались во время студенческого спектакля в 1962 году. Говорят, барышня из столичной богемной семьи первой приметила симпатичного провинциала. Однокурсницы считали Виталика закрытым и холодным парнем (позже Андрон Кончаловский дал ему прозвище Каменный Цветок), а вот Наталье Рудной удалось растопить его сердце.

Спустя год после знакомства Ната и Виталик объявили родителям, что подают заявление в загс. Молодые вместе работали в Малом театре и поначалу жили с Наташиными мамой и папой.
По воспоминаниям друзей, Соломин всегда дико ревновал свою вторую половинку к другим мужчинам. Оно и понятно, Рудная продолжала вести активную светскую жизнь: тусовалась с золотой молодежью и успешными коллегами-актерами. Это сильно не нравилось Виталию. Он ждал от супруги семейного уюта, мечтал о детях.
Однажды Борис Рябцев, двоюродный брат нашего героя, предложил Соломину прогуляться по центру Москвы в компании с одним грузинским актером. Виталий взял с собой Наташу. И во время этого променада горячий кавказец неожиданно стал оказывал знаки внимания девушке: целовал ей руки, делал комплименты, сыпал неприличными анекдотами. Все это настолько возмутило будущего «доктора Ватсона», что он скомандовал брату идти с женой вперед, а сам, недолго думая, резким и точным ударом нокаутировал охальника. В юности Соломин занимался боксом и всегда мог постоять за себя и своих близких.

Виталий много снимался в кино, у него появились деньги. (Рудная, напротив, была мало востребована на экране, свою единственную главную роль в картине «Осень» она сыграла уже после развода с Соломиным.) Поняв, что зять в состоянии оплатить покупку кооперативной квартиры, Наташин отец похлопотал где надо, и уже вскоре пара переселилась в новостройку у метро «Аэропорт». Правда, счастья это не принесло. Рудная продолжала где-то пропадать вечерами, а до Виталия дошли слухи, что она ему наставляет рога с известным актером. Соломин подал на развод.
Тесть настоял, чтобы новенькая квартира осталась его дочери, хотя семья Рудных имела еще две «трешки» в центре. Гордый Виталий переехал в общежитие и в сердцах дал зарок минимум лет десять не жениться.
— С тех пор как я рассталась с Виталием, прошло 43 года, — проговорила в трубку Рудная, когда я ее попросила вспомнить о жизни с Соломиным. — Мы больше ни разу не виделись. Хотя знаю, что он был чудесным артистом, но рассказывать ничего не хочу. В театре у него было много друзей и подруг, например Виктория Лепко, с которой Виталия связывали романтические отношения. Так что вы обратились не по адресу.
Поведать о первом неудачном браке Соломина его товарищи наотрез отказывались. Только Лидия Витальевна, жена писателя Владимира Орлова, с которым семья Соломиных очень дружила, печально заметила:
— Развод с Рудной оставил в душе у Виталия большую душевную рану, я это прочла в его дневниках.

Обещать — не значит жениться

О том, как Соломин познакомился со своей второй и последней женой Машей, написано много. Их встреча случилась на съемках фильма «Городской романс», где Виталию сначала дали главную роль, а потом она отошла к Евгению Киндинову. Наш герой расстроился, но вскоре понял: гораздо важнее, что он встретил ту, которая станет его судьбой.
В 1975 году, пожив в общаге и обзаведясь первой дочкой, Соломины переехали в долгожданную собственную квартиру. Но спустя несколько лет их счастье едва не разбилось.
В 1979 году в Малый пришла новенькая — Лена Цыплакова. Несмотря на юный возраст — 21 год, она уже успела сняться в нескольких кинохитах, в том числе в «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Школьный вальс». Мужчины из театра тут же распустили хвосты, но Леночка объявила, что недавно вышла замуж за Дениса Евстигнеева, однокурсника по ВГИКу. Правда, спустя несколько месяцев пришла весть, что брак распался. И тогда Виталий, которому не давала покоя красота молодой коллеги, решился закрутить с ней служебный роман.
— Любвеобильный Соломин врал Цыплаковой, что тоже порвал отношения с супругой. Мол, просто живет с той под одной крышей ради дочки, — поделился один из тогдашних коллег Виталия и Елены. — Даже обещал вскоре жениться на Леночке. Но спустя два года их страстные отношения дали трещину. До Цыплаковой дошли слухи, что Маша Соломина ждет второго ребенка. И она тут же поняла, что любимый юлил и роль тайной зазнобы ее больше не устраивает. К тому моменту Елена уже ушла из Малого, поэтому их расставание прошло стремительно.

Веселые гастроли

Мария тоже знала, что муж ей изменял. Но сумела простить. В 1985 году у Соломиных родилась еще одна дочка. А спустя несколько лет Виталий снова влюбился в коллегу по театру — звезду фильма «Спортлото-82» Светлану Аманову.
Их роман протекал на глазах у коллег во время гастролей труппы. Например, во время поездки в Болгарию Виталий решил развлечь Свету и подбил ее и друзей на необычную игру.
— А давайте изобразим, что я — бандит, Аманова — моя девушка, а вы — наши телохранители, — предложил артист Александру Клюквину и Дмитрию Назарову.
Те не задумываясь согласились и отправились в один из шикарных ресторанов. Шоу удалось на славу. Когда Соломин и Аманова пили коньяк, их «бодигарды» встали рядом, нацепив темные очки, и подозрительно смотрели по сторонам. А едва парочка решила потанцевать, Саша и Дима ходили вокруг, не подпуская никого ближе чем на пять метров. Все участники остались довольны, а особенно — влюбленные, которых ждала ночь любви в отеле уже без присмотра «охранников».

Слухи об очередном романе благоверного снова дошли до жены Соломина. И она опять простила. А он оценил благородство Маши и пообещал больше никогда ей не изменять. Хотя коллеги по цеху уверенно замечают:
— У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения. Не нужно его за это осуждать! У всех нас есть свои маленькие слабости, и то, что Соломин ТАК сильно любил красивых женщин, — еще не самая худшая «вредная привычка».
— Я бы не хотела говорить о разладах в семье Соломиных, — вздохнула Светлана, жена онколога Евгения Матякина, самого близкого друга нашего героя. — Ну, бывает, увлекся мужчина, что теперь? Мы все, близкие, уверены, у них с Машей был крепкий брак — он обожал супругу, дочек, внуков. Виталий был евреем по маме, но за несколько лет до смерти покрестился в православной церкви. Его, как положено, и отпели. Маша после ухода мужа не знала, как жить дальше. Ей пришлось продать дачу — то ли из-за нехватки средств, то ли потому, что одна там бывать не хотела.
В 2006-м вдову Соломина стали замечать на светских мероприятиях вместе с владельцем сети пиццерий Александром Гриневым. Но друзья уверены, что состоятельный бизнесмен просто по-дружески помогал Марии Антониновне и ни о каком интиме речи не шло.

— Сейчас Маша живет за городом, — рассказала Светлана Матякина. — У нее на руках старенькая мама. Теща Виталия серьезно больна — сломала шейку бедра, не встает, забывается. Мария ее не оставляет, думаю, Новый год они встретят вдвоем.
Дочери Соломиных давно выросли. Старшая, 38-летняя Настя, удачно вышла замуж за бизнесмена. У них двое сыновей: 15-летний Кирилл и 9-летний Федя.
Младшая, 27-летняя Лиза, только недавно пошла под венец. Девушка окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась на курсе у Игоря Масленникова (именно он снял Соломина в «Шерлоке Холмсе» и «Зимней вишне»). Получив диплом, Лиза работала вторым режиссером у Никиты Михалкова на «Утомленных солнцем-2». А вот теперь нашла время на устройство личной жизни.
— В мае Лиза вышла замуж за очень хорошего мальчика по имени Глеб — он ее коллега, режиссер рекламы, — рассказала Матякина. — Жаль, отец не дожил до этого — он бы очень порадовался за Лизоньку.

В новогодние каникулы показывают многие славные советские фильмы. Вот и двухсерийная музыкальная кинолента «Летучая мышь» (Ленфильм, 1979, реж. Ян Фрид) пришлась весьма кстати. Юрий и Виталий Соломины, замечательные Максакова и Удовиченко, Шурик – Александр Демьяненко в эпизодической роли, Филиппов, Ольга Волкова (стрельба глазами), Олег Видов, еще не эмигрировавший в Штаты, Весник, Дмитриев, Светин…

Фальк - в "Летучей мыши"

Многих из этого великолепного актерского ансамбля уже нет с нами. Как и одного из главных героев ленты – Виталия Мефодьевича Соломина. Жизнь мне подарила две встречи с этим глубоким человеком и актером. В прошлом декабре ему бы исполнилось 70 лет…

***
Когда я договаривался об интервью с Виталием Соломиным (это было самое начало мая 1999 года), он предложил мне приехать рано утром в аэропорт, где собирался проводить Ирину Розанову, игравшую у него и вместе с ним в антрепризном спектакле «Сирена и Виктория» (обкатка до премьеры в Москве). Дело в том, что гримерку Ирины накануне, во время спектакля в латвийском Художественном театре, в антракте навестил вор под видом электрика - к счастью, унес только деньги, но не документы… Поэтому Виталий Мефодьевич во избежание недоразумений решил проводить удрученную актрису на рейс лично. Мы проговорили некоторое время за чашкой кофе в аэропорту, проводили Ирину, и Соломин, поняв, что я настроен на серьезный разговор, пригласил меня продолжить его уже в гостиничном номере. Мы возвратились в Ригу и проговорили около двух часов. Предлагаю фрагменты нашей беседы, набранные мною по сохранившейся вырезке из рижской газеты «СМ». В Интернете, понятное дело, этого интервью до сих пор не было…

Proficinema.ru

НОВЫЕ РУССКИЕ

Виталий Мефодьевич, в отличие от антрепризных спектаклей, где обходятся одной тумбочкой или надувным матрацем для создания интерьера, у вас очень богатые декорации, не говоря уже о прекрасных актерах. Расписанные свисающие с потолка ткани, стол и кресла, которые по ходу действия « со смыслом» вдруг взмывают вверх…

Зритель соскучился по настоящим декорациям, расписанным задникам. У нас центральная героиня – «новая русская». Сама по себе тема для меня скучная. Мне совсем неохота разбираться, что это такое, кто это придумал. Но тем не менее мы попытались придумать, как может выглядеть квартира нувориша. Ведь по тексту наша новая русская живет почти на самой Красной площади. От буквальной символики – светящихся звезд на заднике – мы решили, в конце концов, отказаться. А для создания образа придумали парящие в воздухе стол и кресла – уж такого, наверное, точно ни у кого нет.

По ходу спектакля к тому же все постоянно пьют из кубков – разных, случайных. Я в жизни такого человека встречал, хотя подобный идиотизм есть везде, в любой стране. Когда деньги начинают главенствовать, все уродство и вылезает. А люди интеллигентные, ученые – они не приспособлены к этому. Поэтому когда одна из героинь пытается приспособиться, то сразу теряет в уровне, как, кстати, все уезжающие за границу.

Вот этот идиотизм есть и в спектакле, когда доктор наук стрижет фокстерьеров. Но у нашей новой русской, с ее природным нахальством и отсутствием образования и культуры, не все потеряно.

Хорошо, что вы не сделали ее полной идиоткой…

Так в этом смысл. Она становится чуть другой от общения с умными людьми. Это вселяет надежду. Поэтому нам надо всем напрячься и сделать такое же маленькое движение друг к другу. В этом весь смысл жизни. Тем более для России, когда сейчас всеми средствами воспитывается страх друг перед другом, враждебность, неуважение. Когда государство обманывает, постоянно оскорбляет народ, унижает его нищенством, озлобляет.

Но, к счастью, в отличие от вашего героя, вы фокстерьеров не стрижете…

Вообще, надо бы актеру национального театра нигде больше не работать, все силы отдавать лишь своему делу. Тем более, что впереди остаются считанные годы…

(Как страшно и пророчески это звучит сейчас! Заслуженный артист РСФСР и народный артист России Виталий Мефодьевич не скрывал горечи, обиды на театр и брата – художественного руководителя Малого театра – Авт.)

Юрий Соломин и Виталий Соломин rusactors.ru

Когда ты тридцать с лишним лет проработал в этом театре, у тебя должны быть определенные планы на несколько лет. Чтобы готовиться к серьезным ролям, чего, увы, не существует. Очень хочется сделать спектакль в Малом театре. Но два года на все мои предложения не отвечают. Никаким образом. Такое своего рода хамство. Но я в таком возрасте, что на них не обижаюсь.

Театр мне предложил поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского» (Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского» - Авт.). Теперь два года опять стою, как будто мне 20 лет. Придется вернуться к тому, с чего начинал, - делать самостоятельную работу, вне планов, вне времени. Понимаю, что при этом не будут учитывать занятость актеров у меня, а может, и специально выдергивать их на другие спектакли. Ну, найду что-нибудь похитрее. Но мне очень не хочется искать деньги. Я уже этим занимался для того же «Кречинского» и для фильма…

- …«Охота»?

Да. Но думаю, что кончится все тем, что я найду деньги на спектакль, и тогда можно будет заняться плановой работой. У меня есть пьеса, которую я очень хочу поставить. Я не могу долго ждать, иначе по возрасту не сыграю в этом спектакле. Не буду называть автора, но он очень непростой. Я долго – лет 20 – к этому подбирался. А теперь уже знаю.

Перед тем, как я начинаю репетировать, у меня уже весь спектакль сочинен, я могу его рассказать, проиграть все роли, чтобы знать, как сделать, чтобы это было интересно, чем можно удивить в этой пьесе, найти то новое, из-за чего стоит ее делать.

Возвращаясь к антрепризе. Почему вы обратились именно к пьесе Галина?

Один пожилой режиссер, работавший в Александринке, ему сейчас 90 (это мой тесть), мне как-то посоветовал: «Виталик, обрати внимание, это хорошая пьеса!» Он до сих пор все пьесы читает и перелопатил, кстати, больше меня. Но я не очень люблю комедии, не смеюсь, когда их читаю. Мне и «Двенадцать стульев» не смешно – так дочитать и не смог.

Галина сперва тоже проскочил. Потом перечитал, стал перепроверять на близких. У жены, кстати, очень хороший вкус. Ей пьеса понравилась. Она мне сказала: «Я вначале так смеялась, а потом заплакала.» Вот это для меня было решающим. Тогда я в третий раз взялся за «Сирену и Викторию» и увидел, как можно все сделать, каких артистов пригласить, чтобы было не только смешно, но и со смыслом.

А вы не сомневались, когда приглашали на роль Ларису Удовиченко, прежде в театре никогда не игравшую?

Дело в том, что я работал с ней во многих кинофильмах. Не сомневался, что у нее получится. Хотя существует закономерность, что киноактеры, приходящие на работу в театр, тускнеют, теряются. Поэтому мы репетировали полгода, не спеша, пока Лариса все не прочувствовала. Но у нее самой есть вкус именно к Малому театру, ей нравится, как здесь говорят, как речь – она наполненная, не собачья, когда нет гласных. А в гласных весь смысл.

Лариса очень хотела сыграть на сцене и многое для этого освоила. Она и в кино необыкновенно индивидуальна – с романтической хрупкой внешностью и при этом весьма прагматична. Вот и в спектакле она очень расчетливо как актриса строит свою роль. Это редкое соединение – и лиричности, и комедийности, и даже фарсовости, что есть у нее и в киноработах. У Ларисы очень большой диапазон, и актрис такого плана очень мало.

Лариса Удовиченко и Виталий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Повезло и с Розановой. Я никогда с ней не работал и очень рад тому, что вместе с продюсерской группой не ошибся. Ведь могут быть и глубина, и сила характера, а юмор отсутствовать. Ира владеет и тем и другим.

А как складываются ваши творческие, да и не только, отношения с Юрием Мефодьевичем – по-братски или?..

Об этом я не хотел бы говорить, потому что он как раз и является руководителем Малого театра.

Когда же было легче: когда брат был министром культуры или сейчас?

Мне все равно, кем он когда становится. Потому что я всю жизнь живу сам по себе, вообще ни от кого не завишу. Конечно, каждый актер мечтает, как женщина, чтобы его заметили. У меня были очень сложные отношения с Михаилом Ивановичем Царевым, который руководил Малым театром. Но он во мне видел актера-лидера. И, несмотря на конфликтные отношения, понимал, что Чацкого смогу сыграть только я. И срежиссировать, и сыграть. Он мне давал очень большую свободу. При нем, как ни странно, я почти весь свой репертуар сыграл.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Кадр из знаменитой "Зимней вишни"

Чернуха в жизни, в прессе. Не потому ли таким успехом пользуются старые советские фильмы? За что боролись? Не сожалеете о том, что стояли на баррикадах в 1991-м?

Да нет, это вообще не надо сравнивать. У нас было в принципе преступное государство. Оно сейчас, правда, тоже преступное, но в другом плане.

Поменяли шило на мыло?

Что значит поменяли? Это процесс. Вдруг никто никем не становится. Из этого нашего свинства надо выйти всем. И никакой дядя Ельцин или еще кто-то один никогда ничего не сделает.

Могут быть благоприятные или неблагоприятные условия, но все же от людей зависит. Нашего даже очень богатого человека, одетого хоть от Версаче, все равно в любой загранице отличишь. У нас у всех беспокойные глаза. Но это пройдет, надо только устоять. Вот Малый театр правильную политику ведет, сохраняет классику, и зрители возвращаются, приводят своих детей, чтобы они увидели настоящую пьесу, настоящих актеров, а не эти американские боевики с фокусами и фортелями.

Вам не предлагали заняться профессионально политикой?

Я не подаю для этого никаких сигналов и надежд. Это совсем не мое дело. Мне это неинтересно. Хотя я думаю, что у каждого в жизни может наступить такой момент, когда надо будет выйти на трибуну или баррикаду и сказать: ну, хватит! И в шею погонят этих всех как будто бы профессиональных политиков. Это же совершеннейшее безобразие! Жиреют, глаза сальные, хватают квартиры, миллионные счета за границей, виллы здесь и там. Не разбазарить бы то, что еще не разбазарено. Преступно расхватали всю страну, и несколько человек качают себе состояния!

Нужно ведь систему создать экономическую, чтобы не разваливать производство и не восстанавливать его. Теперь мы, как послевоенная Германия или Япония, имеем возможность сразу сделать огромный скачок. Не восстанавливать старое, а сделать все новое, ввести новые технологии. И мы сможем выскочить из этой ямы довольно быстро.

Когда становится особенно тяжело, многие обращаются к Богу. Скажите, а вы соблюдаете какие-то церковные каноны?

Я не крещен, такие времена были, когда я родился. А дети мои крещены. Их крестный – мой ближайший друг. Я очень этому рад, у меня появилась уверенность, что, даже если меня не будет, о моих детях есть, кому позаботиться.

Для себя я давно понял, что независимо от того, веришь ты или не веришь в Бога, христианам необходимо посещать церковь. Ведь из звериного состояния человечество способно выйти благодаря тем же десяти заповедям.

Так же в стране: нужно несколько законов, которые должны выполняться, даже если ты президент. Нельзя врать, что у дочери не строится дача на Николиной горе. Там же люди живут рядом, есть строители, наконец, я сам был там и видел. Это огромный участок с семиметровыми заборами. Человек, единожды совравши, своровавши, не может пользоваться доверием. Нельзя, например, чтобы люди из охраны лагерей ГУЛага повышались в чине и вдруг становились работниками ФСБ. Надо сказать, что партия, которая 70 лет возглавляла страну, - преступная партия! Ее нужно осудить, и она не должна существовать.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

А вы сами были коммунистом?

Нет, никогда, чем и горжусь. Меня и обрабатывали, и хотели, чтобы я вступил в партию: мол, ведущий актер театра не может быть беспартийным. Но я ушел от этого. Мне и звания заслуженного и народного присваивали потом значительно позже, чем другим актерам моего возраста.

Где вы чувствуете себя защищенным от всего происходящего вокруг?

В нашей стране никто нигде не может себя чувствовать защищенным. Только сознание, что у меня есть друзья, позволяет более или менее чувствовать какую-то опору. Это единственное, что нас поддерживает, защищает и помогает устоять.

Семья – это другое. Семью надо защищать. И друзей, впрочем, тоже. Такая круговая порука. Есть кто-то, кто за меня пойдет, даже тогда, когда я буду неправ.

Конечно, мы собираемся с друзьями, ходим в Сандуны, выпиваем. Такой способ снять стресс, нервное напряжение, чувство страха за своих близких, за самого себя. Никто из моих друзей, высококлассных профессионалов в разных областях, не имеет запасов средств. Если, допустим, заболеешь, перестанешь работать, то нет никакой надежды выжить. Это у всех мужиков сидит в голове. Да и за свою машину страх постоянный – угонят, спалят, и ты ничего ни от кого не добьешься. Вторую купить с ходу я завтра не смогу.

НЕРОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК

История вашего знакомства с супругой на съемках «Городского романса» словно сюжет из романтического кино. Вы без малого уже 30 лет вместе. Скажите, романтика в отношениях осталась или все тайны друг о друге давно известны?

Forum.xvid.ru

Я вообще не романтик. Одно дело, когда у нас роман происходил. Маша снималась в Одессе, я в Москве в это время находился. Вот я копил деньги и летел к ней в Одессу на столько, на сколько у меня хватало денег – на три, на четыре дня. Потому получалось так, что она прилетала в Москву, а наш театр отправлялся на гастроли в ту же Одессу. Оттуда я уже летал в Москву. Можно это назвать романтикой, а можно романом с ограниченными средствами. Мы начинали с того, что у нас не было жилья. Поэтому первый год она продолжала жить с родителями в Ленинграде, а я в Москве строил кооператив. Он так и не достроился, и я перевез ее в общежитие Малого театра, в котором жил. В нашей коммуналке жили еще две дворничихи и один артист, у которого на четвертом этаже в комнате стоят мотоцикл с коляской. Он его собрал сам, спустить вниз не мог, но время от времени, когда был выпивши, заводил.

Я перевел Марию в текстильный институт, перевез в Москву и в тот же день уехал в Армению на месяц на гастроли. Вот она и осталась, а там одна дворничиха матерщинницей страшной была – не то, чтобы злобная, просто других слов не знала, а мысли выражала только матом. Меня она стеснялась, и поэтому молчала вообще. А когда я уехал, моя жена наслушалась за месяц всего – 70 процентов, правда, не понимала. Потом меня спрашивала иногда прямо на улице: а что означает вот это?.. Люди резко оборачивались и не понимали, что происходит.

Мы эту очень непростую бытовую жизнь прошли вместе. Жена – художник-модельер, с внешностью идеальной лирической героини. Она одеться может лучше всех – новых, старых русских и прочих. И она, естественно, хочет этого как женщина. Но она также понимает, может ли она себе это позволить, есть у меня средства или нет.

Я работаю всегда и много. Потому что Малый театр никогда не мог меня содержать. Мизерные зарплаты, что при социализме, что при капитализме. Я там только из-за того, что это – Малый театр. Приходится постоянно работать параллельно. Это довольно тяжелый труд. Но самое главное, что и жена, и обе дочери все прекрасно понимают, очень переживают и следят за моим творчеством. Особенно когда наступает период ожидания работы, когда я ее сам себе придумываю, не сплю ночами, мучаюсь.

С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю, она этим гордится, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию». Дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, и как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

У вас две дочери, внук – Кирилл. У старшей – Насти – своя семья, а младшая – Лиза – пока учится в школе. Кто, на ваш взгляд, продолжит актерскую династию Соломиных?

Настя уже продолжает, хоть и не напрямую. Ей 25 лет, она танцует в ансамбле Моисеева. Я думаю, она вполне могла бы быть очень хорошей актрисой, у нее природный талант. Если возникла бы возможность, я с удовольствием сделал бы спектакль или фильм, рассчитанный на Настю. Она очень артистична и одновременно комедийна. Она так точно помнит реплики и так точно показывает ту же Раневскую или каких-то знакомых! К тому же, постоянно танцуя, она сохраняет прекрасную форму. Хотя я предполагаю. Что мои недоброжелатели могут ударить по ней, если я сниму ее в главной роли – мол, проталкиваю дочь.

Младшая, в 9-м классе, она сейчас в поисках, чему себя посвятить. Пока усиленно занимается математикой.

В кругу семьи

Вы сказали: недоброжелатели. Их у вас много?

Есть, а как же без них. Сейчас московский театральный бомонд, критики вымещают на Малом театре всю накопившуюся желчь. Такое впечатление, что Малый пытаются вообще исключить из театральной жизни. Нас обходят премиями, почти не приглашают на фестивали. Подобное переносится на меня. А потом, я человек достаточно прямой в отношениях – могу и обидеть. Не люблю всякие подонистые вещи, бездарность, которая нахально лезет вперед. Многие меня поэтому побаиваются. Я могу и в лоб дать…

ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО…

Через три года Виталий Соломин показывал в Риге премьеру другой антрепризы – спектакля «Мышеловка» с большим звездным актерским составом и традиционно богатыми декорациями, которые не у всякого стационарного театра найдешь в наличие. На фуршете после премьеры Виталий Мефодьевич смешно, оттопыривая уши, показывал своего полугодовалого второго внука Федора, рассказывал о старшем Кирилле – большом фантазере… Я тогда в конце небольшого интервью спросил у актера:

Вы поставили «Иванова» по Чехову в своем Малом театре, играете в антрепризах, взяли курс погибшего Ромашина во ВГИКе… Работа на износ?

Почему на износ? – вопросом на вопрос ответил мне великий актер. – Преподавать мне нравится. Я прихожу и вижу молодых энергичных людей, которые все хотят познать, все им интересно. Так что это – одно удовольствие. Но, конечно, на все нужны время и силы. Когда двенадцатый час беспрерывной работы идет, некоторая усталость появляется. Но пока есть силы, я буду этим заниматься. Мне это нравится…

… А через два месяца организм не выдержал таких нечеловеческих нагрузок. Виталий Мефодьевич дорвался до любимой работы, от которой его так долго отстраняли. И – надорвался…

Карен Маркарян.
(снимки из открытых источников в нете)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса