Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Содержание коммунизм. Краткая характеристика коммунистического общества. Что такое социализм

Первая коммунистическая про-поведь прозвучала ещё в разгар Великой французской революции , ко-гда Г. Бабёф организовал «заговор во имя равенства». В 1830-е гг. по-следователи Бабёфа пытались возродить его учение об обществе , в ко-тором отсутствуют собственность и порождённое ею неравенство. В 1840 г. один из сторонников коммунистических идей провозгласил: «Коммунизм — это единственное лекарство, годное для лечения чело-вечества от всех зол».

В это же время объявил себя коммунистом из-вестный журналист О. Бланки (1805-1881), организатор тайного ре-волюционного «Общества времён года ». В отличие от ранних социа-листов, он проповедовал вооружённый захват власти, неоднократно организовывал заговоры и восстания с этой целью.

Т. Дезами (1803—1850) в книге «Кодекс общности» сформулировал ос-новные принципы коммунизма: «общая собственность, общий труд, общее воспитание».

«Коммунистической библией» 1840-х гг. стал утопический ро-ман Э. Кабе (1788—1856) «Путешествие в Икарию», в котором рисовалось общество светлого будущего. Была создана даже международная органи-зация сторонников «икарийского коммунизма», но добиться каких-либо практических результатов она не сумела.

Родиной основоположников нового направления в социалисти-ческом движении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) стала Рейнская Пруссия.

Карл Маркс

Маркс происходил из семьи адвоката, учился в университетах Бонна и Берлина, получил сте-пень доктора философии. Политическую карьеру он начинал как публицист, в 1847 г. опубликовал книгу «Нищета философии», посвящённую критике сочинения Прудона «Философия нищеты». Энгельс был сыном текстильного фабри-канта, по настоянию отца рано занялся коммерцией, даже не закончив гимназию. Два года он изучал фаб-ричное дело в Манчестере, в 1845 г. опубликовал своё исследование «Положение рабочего класса в Анг-лии».

Научный социализм

Маркс и Энгельс познакомились в 1844 г. и с тех пор совместно разрабатывали теорию так называемо-го «научного социализма », противопоставляя её ранним социалистическим учениям, которые они объявили утопическими. Первым их совместным тру-дом стала «Немецкая идеология» (1845), направлен-ная против общественных учений, господствовавших тогда в Германии. Материал с сайта

«Манифест коммунистической партии»

Перу Маркса и Энгельса принадлежит «Манифест коммунистической партии», появившийся на свет в феврале 1848 г. В этом программном документе лон-донского «Союза коммунистов» говорилось: «Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основа-ние нового общества, без классов и без частной собст-венности». По мнению авторов, «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», в которой «угнетающий и угнетаемый клас-сы находились в вечном антагонизме друг к другу, ве-ли непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Марксизм

Содержание современной им истории Маркс и Энгельс сводили к борьбе пролетариев против капи-талистов, а её исход видели в безусловной победе про-летариата и установлении «диктатуры рабочего класса». Своё учение Маркс и Энгельс разрабатывали на основе германской классической философии, английской политической экономии и «утопического» социализма . Оно полупило название марксизм и со временем стало господствующей идеологией рабочего движения.

Как неполный, незрелый коммунизм и полный, зрелый коммунизм. В узком смысле коммунизм понимается как одна из двух, высшая по сравнению с фаза, ступень зрелости коммунистической формации - полный, зрелый коммунизм, итоговый результат осуществления исторической миссии .

История развития коммунистических идей

Первобытный коммунизм

На ранних ступенях развития первобытный коммунизм на основе общности имущества был единственной формой человеческого общества. Первобытнообщинный строй охватывал время от появления самых первых людей до возникновения классового общества, что по археологической периодизации совпадает в основном с каменным веком. Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены общества находились в одинаковом отношении к средствам производства, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественного продукта, с чем и было связано употребление для его обозначения термина «первобытный коммунизм». От следующих за ним этапов общественного развития первобытный коммунизм отличается отсутствием частной собственности, классов и государства.

Коммунистические идеи средневековья

Коммунистические воззрения при своём зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках её разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия справедности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной.

Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI века (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Эти идеи вполне можно считать коммунистическими, хотя их основа была сугубо религиозной - все равны перед богом и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого, требовалось соблюдение равенства в религиозных обрядах.

Светские концепции коммунизма

Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм - основная составляющая буржуазных революций XVII-XVIII веков, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабёф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарним образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка её подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирается на идеологию гуманизма XVI-XVII веков (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII века (Морелли, Г. Мабли). Ранняя коммунистическая литература отражает переход от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской, но свойственная ранней коммунистической литературе проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности составляет реакционный элемент в её содержании. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали.

Утопический коммунизм

Следующая концепция коммунизма появилась в контексте рабочего социализма. Происходит осознание экономических противоречий общества. В центр проблематики общества ставится труд и его подчинение капиталу.

В начале XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др. социалисты-утописты обогатили представление о справедливом общественном устройстве идеями о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, обеспечении всех его потребностей, централизованном планировании, распределении по труду. Однако вразрез с коммунистическими идеалами социалисты допускали сохранение в утопическом обществе частной собственности, имущественного неравенства. Выражая протест против капиталистической системы угнетения и эксплуатации трудящихся, они выступили с утопическими проектами устранения классовых различий. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский.

Научный коммунизм как теоретическое выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение и создание коммунистического общества, возник в 40-х гг. XIX века, когда классовая борьба между и выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834 гг., подъём движения английских чартистов в середине 30-начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844 году).

Опираясь на материалистическое понимание истории и на теорию прибавочной стоимости, вскрывшую тайну капиталистической эксплуатации, и Ф. Энгельс выработали научную теорию коммунизма, выражающую интересы и мировоззрение революционного рабочего класса и воплощающую лучшие достижения предшествующей общественной мысли. Они раскрыли всемирно-историческую роль рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Развитое и обогащенное применительно к новым условиям В. И. Лениным, братскими коммунистическими и рабочими партиями, это учение раскрыло историческую закономерность смены капитализма коммунизмом, пути построения коммунистического общества.

Этимология

В современном виде слово заимствовано в 40-х годах XIX века из французского языка, где communisme является производным от commun - «общий, общественный». Слово окончательно сформировалось в термин после публикации « » (1848 год). До этого использовалось слово «коммуна», но оно характеризовало не всё общество, а его часть, группу, члены которой использовали общее имущество и общий труд всех её членов.

Определения коммунизма

Коммунизм есть учение об условиях освобождения пролетариата. <…> 14-й вопрос: Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию. <…> Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а её место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества.

Ф. Энгельс, «Принципы коммунизма» (1847 г.)

…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность.

Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - <…> есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение.

Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу.

Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа.

Коммунизм как идеология

Коммунизм, как идеология, представляет собой систему идей, ценностей и идеалов, которая выражает мировоззрение рабочего класса и его авангарда - . Коммунистическая идеология вооружает коммунистические партии, международное коммунистическое движение ясной программой революционного переустройства мира.

Научность коммунистической идеологии тесно связана с её революционной партийностью. В противоположность идеологии буржуазной, скрывающей свой эксплуататорский характер под маской объективизма, коммунизм открыто провозглашает свою партийность. Эта его особенность не противоречит научности, а, напротив, предполагает последовательное и глубокое познание объективных закономерностей общественного процесса. Научная идеология пролетариата противостоит буржуазной идеологии. Она активна, наступательна. Последовательно выражая устремления и чаяния широких народных масс, коммунистическая идеология является мощным оружием революционного преобразования мира, утверждения идеалов справедливости, свободы и равенства, братства людей и наций.

Характерные особенности коммунизма

Коммунизм как единая общественно-экономическая формация характеризуется рядом общих принципиальных черт, присущих обеим его фазам:

  • достаточно высокий уровень развития производительных сил и обобществления труда;
  • общественная собственность на средства производства;
  • всеобщность труда и отсутствие эксплуатации человека человеком;
  • отношения сотрудничества и взаимопомощи;
  • планомерность и пропорциональность развития в целях возможно более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся;
  • единство, сплоченность общества, господство единого марксистско-ленинского мировоззрения и др.

Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово «коммунизм» и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм

Коммунизм, по определению данному, одним из величайших людей в истории человечества, Владимиром Ильичём Лениным “есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу”. Очень краткое и ёмкое определение, передающее основную суть понятия “коммунизм”. Да, именно работа на общее благо, а не удовлетворение своих корыстных, эгоистических интересов, как при капитализме.

Одним из главных аспектов коммунистической идеи является коллективизм. Интересы коллектива должны превалировать над личными эгоистическими интересами в коммунистическом обществе. Ну а сторонники либеральных ценностей во главу угла ставят личность и удовлетворение её потребностей, коммунизм же общество и работу на общественное благо. То есть, по сути, либерализм утверждает, что удовлетворение потребностей отдельной клеточки несёт благо всему организму – через частное к общему, а коммунизм же, что при удовлетворении потребностей всего организма, удовлетворяются потребности и каждой его отдельной клеточки – от общего к частному. Последнее, по моему мнению, выглядит логичнее, так как в первом случае ресурсы организма неизбежно будут распределяться неравномерно, то есть в каких-то клетках будет переизбыток их, а в каких-то нехватка ресурсов и острая нужда, и как следствие гипертрофия и дистрофия отдельных клеток. Кроме того также неизбежно возникновение раковых клеток, которые будут стремиться только потреблять ничего не давая взамен.

Представьте себе такой вот организм, в котором его клетки борются за ресурсы между собой. Конечно же, болезни, деградация и смерть. Распределение должно быть равномерным клеточки единого организма не могут конкурировать между собой.

Это допустимо в животном мире (естественный отбор), но губительно в человеческом обществе. Это в зверином мире каждый сам за себя и если не съешь ты, съедят тебя, но мы же не звери.

В пику либералистической конкуренции за блага в “зверином” мире рынка коммунистическое учение постулирует принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Конечно применение этого принципа в жизни, в достаточном мере, возможно лишь при определённом уровне духовного и морально-нравственного развития общества, когда “труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью”. В этом коммунистическое учение во многом перекликается с Учением Христа, призывавшего человека отдавать всего себя на служение Богу и людям. И вообще, коммунизм и христианское учение имеют очень много общих черт. Об этом говорил даже сам патриарх РПЦ Кирилл в одной из телевизионных передач. Он указал на обилие общих черт между христианской этикой и коммунистической моралью, разошедшихся лишь в атеистической компоненте имевшей место в коммунистическом учении советского времени.

Именно атеизм, по моему мнению, и является основной причиной недолговечности советского проекта и неудачи построения в нём коммунистического общество. Ибо во главу угла построения коммунизма ставился тогда, прежде всего, материальный аспект, классовая борьба и построение высокоразвитого индустриального общества, в то время на первом месте должно было стоять духовное и морально-нравственное совершенствование людей и общества в целом, но в атмосфере грубого материализма, отрицания существования Бога (Высших Сил) и высших миров выходящих за рамки грубой материи, построение коммунистического общества, мне представляется, вряд ли осуществимым.

Коммунизм ставит своей целью, построение бесклассового общества, ибо разделение на классы есть первопричина неравенства людей. А равенство это один из основных принципов коммунистического общества. Предвкушая негодующие вопли либералов или людей введённых ими в заблуждение, хочу сказать, что равенство не означает уравниловку и серую однородную массу. Каждый человек это неповторимая индивидуальность, обладающая присущими ей своеобразными чертами, способностями и потребностями. И развитое коммунистическое общество будет заинтересовано в том, что бы каждая такая индивидуальность смогла максимально полно раскрыть и проявить свои лучшие качества и в полной мере послужить на благо общества. И для этого оно постарается создать наиболее благоприятные для каждого отдельного своего члена условия. Единство коммунистического общества будет заключаться в многообразии индивидуальных черт людей его составляющих, а не в наборе однообразных болванчиков.

Говоря о коммунизме нельзя не упомянуть и об отношении к частной собственности (не путать с индивидуальной) в свете коммунистического учения. В то время как при капитализме частная собственность это священная корова, посягательства на которую считается наижутчайшим святотатством, согласно коммунизму это корень всех зол, таких как неравенство людей, эксплуатация человека человеком, спекуляция, преступность. Именно из-за стремления обладать чем либо (деньгами, вещами, собственностью) в человеке развиваются худшие его качества - алчность, корысть, зависть, жадность, а также свершается подавляющее большинство преступлений. Особенно это заметно сейчас, когда ужасающе участились случаи, когда даже самые близкие родственники безжалостно убивают друг друга или нанимают убийц ради денег, квартир, и другой собственности. Это типичные болезни неизбежно уродливого либерально-капиталистического общества потребления. Его разложение и смерть неизбежны, так же как неизбежно человечество придёт к построению коммунистического общества. Коммунизм неизбежен!

Причины военного коммунизма

Военный коммунизм – это политика, которую проводило Советское государство на территории свой страны в 1918-1921 гг. целью было обеспечить продовольствием и оружием. Если бы правительство в те годы не пошло на такие крайние меры, оно бы не победило кулаков и представителей контрреволюции.

Национализация банков и промышленности

В начале лета 1917 года начался массовый отток капитала за границу. Сначала с российского рынка ушли иностранные инвесторы и , которым в России нужна была лишь дешевая рабочая сила, а правительство молодой страны ввело 8-часовой рабочий день сразу после Февральской революции. Рабочие стали требовать повышения зарплаты, были узаконены стачки, а предприниматели лишились сверхприбыли. В условиях трудового саботажа бежали из страны и отечественные промышленники.

После Октябрьской революции передача фабрик рабочим не планировалась, как это сделали с землей для крестьян. Появившиеся бесхозные предприятия государство монополизировало, а национализация их в дальнейшем стала своеобразной борьбой с контрреволюцией. Большевики прибрали к рукам Ликинскую мануфактуру первой, и за зиму 1917-1918 гг. было национализировано 836 предприятий.

Упразднение товарно-денежных отношений

В декабре 1918 был принят первый КЗоТ, вводивший обязательную трудовую повинность. Помимо 8-часового рабочего дня трудящиеся получили и принудительно-добровольный труд, за который не . Это были субботники и воскресники. От крестьян требовалось сдавать государству излишки, за это им выдавались товары, произведенные на заводах. Но этого на всех не хватало, и получалось, что крестьяне работали задаром. Начался массовый отток заводских рабочих в деревню, где они пытались спастись от голода.

Продразверстку ввело еще царское правительство, а большевики отточили до выгребания всех запасов у крестьян, включая и то, что было необходимо самой семье. Торговля хлебом в частном порядке была запрещена. Таким образом правительство пыталось бороться с мешочниками и кулаками, для этого Наркомпроду были переданы исключительные полномочия для заготовки продуктов питания. И вооруженные отряды стали бороздить деревни и села, отбирая и другую сельскохозяйственную продукции. Наступил голод 1920-1921 гг.

Крестьянские бунты

Крестьяне были недовольны захватом их собственности, они не получали за это практически ничего, так как хлеб покупался только государством, причем по ценам, им и установленным. Со слов Ленина, военный коммунизм – мера вынужденная, так как страна разорена войной. Такая политика отвечала интересам рабочих и армии, но никак не крестьянства. И один за другим стали вспыхивать бунты. На Тамбовщине восстали антоновцы, восстал и Кронштадт, служивший когда-то оплотом революции.

В этих условиях продразверстка военного коммунизма открыла дорогу НЭПу.

Последствия военного коммунизма

Военный коммунизм нанес колоссальный урон народному хозяйству, к 20-му году по сравнению с 1913-м упало промышленное производство в 7 раз, железнодорожные перевозки сократились до уровня 1980 года, добыча угля упала на 70%. Крестьяне требовали отмены военного коммунизма. И выходом из тупика стал переход к новой экономической политике.

Видео по теме

Источники:

  • Политика военного коммунизма

Мир так устроен, что люди всегда мечтают о социальной справедливости. Эта идея накрепко укоренилась в идеологиях а и социализма. Еще в начале прошлого века, во времена Великой социалистической революции, эти два понятия переплелись между собой. Их воспринимали как слова–синонимы.

Социализм

В основу социализма положена идея всемирного равенства и социальной справедливости. Считалось, что все средства производства должны принадлежать тем, кто на них работает, а не тем, кто ими владеет. Основоположниками этой теории являются Карл Маркс, Пьер Лу, Шарль Фурье и другие ученые.

Многие писатели в своих произведениях с уверенностью доказывают, что социализм – это вполне реальное явление, которое начало воплощаться в жизнь. Основная социальная база, на которую опираются социалисты – это рабочие и крестьяне. Во все времена, начиная с Французской революции 1789 года, рабочие выступали за свои права – сокращение рабочего дня, достойные условия работы, поднятие заработной платы, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Рабочие и крестьяне - это и есть социум, т.е. общество.

Коммунизм

Коммунизм считается наивысшей стадией человеческого общества, где все люди будут равны между собой, не будет ни бедных, ни богатых. Эту идею поддерживал английский гуманист и мыслитель Томас Мор в своем романе «Утопия». Он обосновывал идею, что нужно в корне уничтожить не только классовые различия между людьми, но и сами общественные классы. Эту теорию поддерживали такие мыслители, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ярыми сторонниками этой идеологии были Ленин и Сталин. Они аргументировали, что при коммунизме общими будут не только средства производства, но и продукция, которая на них производится. Вся продукция будет производиться на национализированном оборудовании и делиться поровну между всеми членами общества. То есть нужно все забрать у богатых и раздать бедным.

Для достижения мирового блаженства, доказывали теоретики, нужна мировая революция, которая и сможет уничтожить классовое неравенство. Фактически, «коммунизм» - это производное от «коммуна», т.е. все общее. Также при коммунизме отвергаются рыночные отношения, как проявление капитализма. Из этого следует, что если не будет классового общества, то не будет и государства как аппарата управления этим обществом.

Социализм не отвергает деньги как таковые, в отличие от коммунизма. Утверждалось, что при коммунизме деньги вообще не будут нужны и отомрут как изживший себя элемент.

Коммунизм является завершающим этапом развития общества, а социализм – лишь переходной ступенькой к идеалу и «высшему блаженству». Теоретик коммунизма Карл Маркс называл социализм «переходной фазой коммунизма». Основная идея социализма звучит приблизительно так: «Каждому по труду», а коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Совет 5: В чем заключалась социальная теория Карла Маркса

В сферу научных интересов Карла Маркса входили философия, политика и экономика. Совместно с Фридрихом Энгельсом он разработал целостную теорию развития общества, в основу которой был положен диалектический материализм. Вершиной социального учения Маркса стала разработка положений о бесклассовом обществе, построенном на коммунистических началах.

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

доктрина, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества, основанного на уничтожении частной собственности и насаждении государственной собственности, ликвидации старой государственной машины, создании новых принципов управления, распределения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. commи-nis - общий) - 1. Идеология, сторонники которой выступают за построение общества без государства, классовой эксплуатации и частной собственности. 2. Строй, грядущий, по мнению марксистов, на смену капиталистической общественно-экономической формации.

Идеи социальной справедливости уже в глубокой древности мотивировали деятельность целых групп, сословий, классов, определяли социальную психологию массовых движений, бунтов, восстаний и становились причинами появления ересей, сект, политических организаций.

Протокоммунистические идеи социального устройства проявлялись как в мифах о «золотом веке» человечества, об утраченном и взыскуемом рае в различных религиозных системах, так и в философских утопиях об идеальном строе - как у Платона, Т. Кампанеллы, Т. Мора, представителей социалистической мысли конца XVIII - нач. XIX вв.: А. СенСимона (1760–1825), Р. Оуэна (1771–1858), Ш. Фурье (1772–1837), Э. Кабе (1788–1856).

Позднее научно обосновать принципы устройства коммунистического общества попытались основатели марксизма. По мнению К. Маркса коммунизм - это закономерный этап в поступательном развитии человечества, общественно-экономическая формация, грядущая на смену капитализму, в недрах которого и вызревают ее социально-экономические предпосылки. Переход от старого строя к более прогрессивному произойдет в ходе пролетарской революции, после чего будет отменена частная собственность, упразднено буржуазное государство и возникнет бесклассовое общество. «На высшей фазе коммунистического общества, - писал К. Маркс, - после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы, и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

В основе марксистского понимания коммунизма как цели общественного развития, с достижением которой настанет подлинная история человечества, лежит убеждение в истинности, объективном характере законов общественного развития, впервые открытых и сформулированных К. Марксом (1818–1883) и Ф. Энгельсом (1820–1895).

Система взглядов на общество, получившая название «научный коммунизм», основана на представлении об универсальном характере метода диалектического и исторического материализма, подходящего для объяснения всех феноменов социальной жизни. «Научный коммунизм», одна из «трех составных частей марксизма» (наряду с материалистической философией и политэкономией), с точки зрения его последователей теоретически обосновывает особую миссию пролетариата в истории и его право на революцию для ниспровержения господства капитала.

После ее победы на место разрушенного буржуазного государства приходит диктатура пролетариата, осуществляющая в интересах трудящихся революционное насилие. Это первый этап коммунистической формации - социализм; при нем, хотя и отменена частная собственность, все еще сохраняются классовые различия, существует необходимость борьбы со свергнутыми эксплуататорскими классами и защиты от внешних врагов.

К. Маркс, Ф. Энгельс и позднее В. Ленин (1870–1924), развивший идеи предшественников о двух фазах коммунистической формации, были убеждены, что переход к высшей стадии коммунизма произойдет, когда высокий уровень производительности труда при господстве общественной собственности на средства производства позволит воплотить распределительный принцип нового общества - по потребностям, а классы исчезнут. Тогда необходимость в государстве отпадет, но оно не будет отменено, как буржуазное, а постепенно отомрет само.

Еще при жизни создателей «научного коммунизма» их идеи подвергались серьезной критике даже со стороны единомышленников, не говоря уж об их откровенных противниках. Маркса осуждали за экономический детерминизм, обвиняли в том, что он сводит все разнообразие общественной жизни к конфликту между производительными силами и производственными отношениями. Последние, по Марксу, являясь экономическим базисом, определяют всю совокупность «надстроечных» отношений - не только политическую и социальноклассовую сферы, но и культурную, духовную жизнь общества, включая семейные связи, отношения между полами, религиозные чувства людей.

Критикуя Ф. Лассаля и других вождей немецкой социал-демократии, Маркс выступал против свободы совести: коммунисты должны бороться с правом человека верить как с «религиозным дурманом». Эту линию последовательно продолжили русские большевики, когда пришли к власти в 1917 г.

Среди марксистов было немало тех, кто, в отличие от основателя учения, видел в капиталистическом строе значительный потенциал развития и колоссальные резервы. Отсутствие объективных предпосылок для революции, промышленный рост в большинстве европейских государств, Америке, России, заметное улучшение материального положения рабочих, возможность для трудящихся участвовать в политической жизни легальными методами через партии, профсоюзы, используя парламентскую трибуну - все это повсеместно сделало неактуальным лозунг пролетарской революции уже к концу XIX в.

Пришедший на смену Международному товариществу рабочих, созданному К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине. XIX в., II Интернационал фактически отказался от лозунга немедленной пролетарской революции и выступил за проведение реформ с целью постепенного «врастания» буржуазного государства в социализм и коммунизм.

Наиболее убедительно предпочтительность такого пути для мирового коммунистического движения, для пролетариата доказывал Э. Бернштейн (1850–1932), позднее - К. Каутский (1854–1938).

В России ярым противником немедленного революционного захвата власти выступал Г. Плеханов (1856–1918). По его мнению, в стране еще не сложился сознательный пролетариат, и из-за недостаточного развития капитализма отсутствуют экономические предпосылки для социализма.

Его оппонентом был В. Ленин, который уже в одной из своих ранних работ пытался доказать, что развитие капитализма в России идет бурными темпами, а отсутствие многочисленного сознательного пролетариата не является препятствием для проведения революции. Главное условие ее успеха - наличие сильной организации революционеров, партии «нового типа». От социал-демократических парламентских партий Европы ее отличает крепкая дисциплина, базирующаяся на принципе «демократического централизма» (на практике - абсолютного подчинения рядовых членов решениям руководства).

С момента возникновения партии большевиков-коммунистов в России начался процесс подготовки революции, целью которой было свержение существующей власти и форсированное строительство коммунистического общества.

Октябрьская революция 1917 г. в России впервые в мировой истории привела к власти политическую силу, которая на практике стала претворять в жизнь теоретические установки марксизма и строить коммунистическое общество.

Сам Маркс первой пролетарской революцией называл захват власти в Париже коммунарами в 1871 г. Но этот коммунистический эксперимент не оказал сколько-нибудь серьезного воздействия ни на европейское рабочее движение, ни на исторические судьбы Франции.

Октябрьская же революция имела всемирно-историческое значение не только потому, что открыла первый в мировой истории опыт построения реального коммунизма в масштабах огромной страны, но и спровоцировала революционные процессы во многих странах. За относительно короткий период целый ряд стран Европы, Азии, Латинской Америки взял курс на строительство нового общества на основе марксистской теории научного коммунизма.

На протяжении многих десятилетий она оставалась официальной идеологией в этих государствах. Реально же правящие коммунистические партии по примеру большевиков «творчески развили» коммунистическую идеологию применительно к местным условиям, приспособив марксистские лозунги и схемы к потребностям правящих элит. Уже ленинизм радикально отличался от классического марксизма: большевики огромное значение придавали роли субъективного фактора в истории, фактически утверждая примат идеологии над экономикой. И. Сталин отказался от базового для научного коммунизма положения о необходимости победы революции во всемирном масштабе (на чем настаивал Л. Троцкий) и взял курс на фактическое построение государственного капитализма.

Коммунистическое государство должно было быть построено по принципу единой корпорации, где сам аппарат и правительство выступали менеджерами, а рабочие и весь народ - одновременно и наемными работниками и акционерами. Предполагалось, что дивиденды акционеры будут получать в форме бесплатного жилья, медицины, образования, за счет снижения цен на продукты питания и сокращение рабочего дня вплоть до 6 или 4 часов, остальное же время будет тратиться на культурное, духовное и спортивное развитие.

Со сходных позиций к коммунистическому строительству подходили и в Китае. Кроме того Мао Цзэдун (1893–1976) привнес в теорию коммунистического движения еще более волюнтаристский оттенок. Он придавал огромное значение проведению масштабных пропагандистских кампаний («народные коммуны», «большой скачок», «культурная революция») для мобилизации народа на решение экономических задач. То, что в стране на тот момент не было реальных возможностей для экономического рывка, в расчет не принималось.

В еще большей степени отход от марксизма проявился в КНДР, где теоретическим обоснованием особого пути страны к коммунизму были объявлены идеи корейского диктатора Ким Ир Сена (1912–94) - «чучхе», в основе которых лежит принцип «опоры на собственные силы».

Идеологический волюнтаризм, игнорирование экономических законов в той или иной мере проявлялись во всех странах социалистического лагеря. Характерно, что в большинстве из них (за исключением Чехословакии и Венгрии) капитализм был развит слабо или вовсе отсутствовал. Тогда была сформулирована теория о переходе отсталых стран к социализму и коммунизму, минуя капиталистическую стадию (например, в отношении Монголии). Единственным условием для возможности такого рывка объявлялась всемерная поддержка со стороны социалистического лагеря и мирового коммунистического движения.

Доктрина «некапиталистического пути развития», поддержка в отсталых государствах «социалистической ориентации» правящих режимов, использующих коммунистическую фразеологию, полностью противоречили марксизму. Не удивительно, что с октября 1917 г. и до начала 1990-х гг., когда рухнул социалистический лагерь, западная социалистическая мысль, включая марксистскую, категорически выступала против теории и практики коммунистического строительства в СССР и в других государствах народной демократии. Советских коммунистов критиковали за то, что вместо постепенного проведения экономических и политических реформ, которые должны привести к демократизации, в СССР был создан тоталитарный строй с подавлением инакомыслия.

В современной России действует несколько коммунистических партий и движений (прежде всего КПРФ). Однако серьезного влияния на политический процесс они уже не оказывают.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса