Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ритм - теория музыки. Мелодия и ритм в музыке. Роль ритма в музыке. Ритм в музыке - это что такое: определение

Ритм в музыкальном произведении – это непрерывное чередование звуков и пауз самой разной продолжительности. Вариантов ритмических рисунков, которые могли бы образоваться в таком движении, очень много. И поэтому ритм в музыке бывает тоже разным. На этой страничке мы рассмотрим лишь некоторые, особые ритмические фигуры.

1. Движение ровными длительностями

Движение ровными одинаковыми длительностями встречается в музыке нередко. Причем чаще всего это движением восьмыми, шестнадцатыми или . Следует отметить, что подобная ритмическая монотонность часто создает гипнотический эффект – музыка заставляет полностью погрузиться в передаваемое композитором настроение или состояние.

Пример №1 «Слушаем Бетховена». Ярким примером, который подтверждает вышесказанное, является знаменитая «Лунная соната» Бетховена. Посмотрите нотный отрывок. Ее первая часть целиком построена на непрерывном движении восьмых-триолей. Вслушайтесь в это движение. Музыка просто завораживает и, действительно, как будто гипнотизирует. Может быть, за это ее так любят миллионы людей на Земле?

Другой образец из музыки того же композитора – Скерцо – вторая часть прославленной Девятой симфонии, где после краткого энергичного громоподобного вступления мы слышим «дождь» ровных четвертных нот в очень быстром темпе и в трехдольном размере.

Пример №2 «Прелюдии Баха». Не только в музыке Бетховена встречается прием ровного ритмического движения. Аналогичные примеры представлены, например, в музыке Баха, во многих его прелюдиях из «Хорошо темперированного клавира».

В качестве иллюстрации представим вам Прелюдию До мажор из первого тома ХТК, где ритмическое развитие построено на ровном неспешном чередовании шестнадцатых нот.

Конечно, разновидностей ритмических рисунков существует гораздо больше, чем мы здесь рассмотрели. Свои особенности ритмики есть у многих музыкальных жанров и стилей. Например, яркие характеристики с этой точки зрения получают такие жанры, как вальс (трехдольный метр и плавность или фигуры «кружения» в ритме), мазурка (трехдольный метр и обязательное дробление первой доли), марш (двухдольный метр, четкость ритма, обилие пунктиров) и т.д. Но все это – темы отдельных дальнейших разговоров, поэтому заходите к нам на сайт почаще и вы обязательно узнаете еще много нового и полезного для себя о мире музыки.

греч. rhythmуs - размеренность, стройность, соразмерность, от rhй? - теку) - чередование каких-либо элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой и т.д.

Отличное определение

Неполное определение

РИТМ

форма организации временных искусств, а шире - восприятия протекающих во времени процессов. Распространяясь на литературу, музыку и пластические искусства, ритм демонстрирует общие закономерности: возможность восприятия в каждом из указанных случаев обусловлена чередованием напряжений и разрешений (соответственно восходящих и нисходящих фаз ритма), которые, группируясь в периоды или отрезки, приводят к установлению различия между ними и создают у воспринимающего определенный род антиципации, Именно это порождаемое ритмическим повтором ожидание может быть оправдано иди, напротив, обмануто, приводя к различного рода эмоциональным реакциям воспринимающего, в которые окрашивается художественный прием. Философия и эстетика 20 в. демонстрируют образцы переосмысления ритма. Так, брехтовская теория (социального) жеста применительно к театру отводит заметное место влиянию движения и темпа на производство смысла высказываний и действий. Современный французский философ Ф. Лаку-Лабарт исследует ритм в контексте становления субъективности. Его интересует ритм как интонация, как то, что аффицирует язык, не принадлежа при этом лингвистическому порядку, а, следовательно, ускользая как от лингвистических (типа семиотика/семантика и проч.), так и от метафизических оппозиций, лежащих в их основе (чувственное/умопостигаемое, форма/материя, душа/тело и т. д.). Ритм, иначе говоря, есть область проявления невыразимого, то «место», где стирается грань прежде всего между реальным и воображаемым. Это область коллапса «первичного нарциссизма», но также, как говорит Лаку-Лабарт, «условие возможности субъекта». Т. о., конституирование субъекта мыслится им с помошью ритма в терминах его (де Конституции.

Очень часто приходится видеть музыкантов, которые просто с какой-то маниакальной преданностью отождествляют себя со своим инструментом.

Я обычно вижу таких людей в виде приложения к их инструменту. Гитаристы не слушают вокалистов, барабанщики понятия не имеют о духовых, пианисты не знают про струнные и т.д.

К чему все это?

Просто порой забывая, что музыкальный инструмент это всего лишь -ИНСТРУМЕНТ для выражения того, что находится внутри личности, мы лишаем себя возможности развиваться как музыкант и как личность.

Собственно при чем здесь ритм ?

Однажды заинтересовавшись проблемой , я начал искать ответы на интересующие меня вопросы. Однако в учебниках по элементарной ответов нет.

И во многом благодаря тому, что я очень не равнодушно отношусь к барабанам, искать я начал у барабанщиков, которые лучше, чем кто-либо из музыкантов, знают как работать с ритмом.
Музыка держится на двух самых важных элементах (хотя многие сочтут это спорным, но в свете изменений произошедших в музыке XX века, роль на сегодняшний день не на столько важна, поскольку она может вообще отсутствовать).

Каждый элемент должен стать естественным. Экспериментируйте в их перемешивании друг с другом и из разных таблиц.
Поскольку у Бенни Греба только две таблицы, то третья будет моя.

Размышляя над нестандартной и сложной ритмикой я подумал, что не плохо было бы составить и для 5 кратного деления, что дает большой выбор неординарных вариантов.

Сыграть это будет сложной задачей, но после этого Вы незамедлительно почувствуете музыкальный рост. Чем более сложные вещи мы осваиваем, тем больше становится простого.

В о том, как все это использовать для освоения сложных размеров

Rhytmos - согласованность, мерность. Под ритмом в целом подразумевается закономерное и размеренное чередование каких-либо элементов: звуков, движений и т.д. Примеры: дыхание, биение сердца, колебания маятника, смена времен года, дня и ночи. Понятие ритма тесно связано с понятием цикла, цикличности, т.е. повторения.

Обычно слово «ритм» в первую очередь ассоциируется с музыкой и танцами. Музыкальный ритм - это чередование в определенном порядке коротких и длинных звуков. Другими словами, это чередование длительностей нот в их последовательности (или ритмический ). Музыканты во время разучивания произведений для слежения за ритмом часто пользуются метрономом (специальный прибор). Для музыкальных традиций разных характерны свои ритмы. В звучании барабанов ритм выходит на первый план. В есть ритм-секции, ансамбля, в который входят ударные, ритм-гитара и бас-гитара, задающие основной ритм.

Понятие ритма также важно в поэзии, это основа стихосложения. Именно в его наличии отличие стихов от прозы. В поэзии выделяют ритмические единицы: слог, (основана на чередовании ударных и безударных слогов) и строку (фразу). В рифмующихся строках количество слогов должно быть одинаковым, а ударения - согласованными, иначе происходит сбой ритма. Существуют разные стихотворные размеры, которым свойственен индивидуальный ритм: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест.

Еще одно распространенное - «природные ритмы». В все обладает цикличностью: день сменяет ночь, а весну - лето. В природе имеют место пульсации геомагнитного поля, частота излучений ионосферы, циклы солнечной . С природными ритмами тесно связаны биоритмы . Так, например, большинство людей проявляют пик активности в дневное время, а пассивность - в ночное. У каждого биоритмы индивидуальны, но у всех они связаны с физиологическими процессами в организме и влияют на выносливость, активность и т.д.

Rating 4.32 (44 Votes)

Что необходимо знать для того, чтобы ясно чувствовать ритм музыки?

Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:

Ритм

Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве примеров части мелодий. Буквально 1 - 2 такта, но этого достаточно, чтобы убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо. Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом (прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже - это и будет ритмом).

Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые ритмические группы, ">фигуры . В данном примере красными скобками выделены ритмические группы:

Рисунок 1. Ритмические группы

Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой, ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт» музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру, делает одно движение головой под музыку) - это акцентированные ноты. А само такое выделение звуков называется ">акцентом . Часть такта, которая содержит акцентированные звуки, называется сильной ">долей . Части такта, не имеющие акцентов, называются слабыми долями

Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю такта. Второй по силе - на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4. Давайте рассмотрим их

Рисунок 2. Акцентированные ноты

Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые мы ещё не изучали. Знаком «» обозначают акцентированную ноту. Знаком «» обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.

Метр

На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются. Такое чередование называют метром .

Размер

В одном из первых уроков мы вкратце коснулись понятия размер произведения. Напоминаем: размер - это то, что на рисунках данного урока обозначено, как « 4 / 4 » (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать уже вполне научное определение термину «размер произведения».

Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо, начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная нота». Длительность ноты - четверть. Получается, что это сильная доля длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность - тоже четверть. Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая. Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» - длительность каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).

Такт

Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что такт - это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.

Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый такт - неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения. Пример затакта:

Рисунок 3. Затакт

Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена. Первый такт - неполный. Общая длина его - четверть (сумма двух восьмых). Это и есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).

Итоги

В этой статье мы дали много материала. Если что-то недопоняли - не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!

Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые доли, затакт

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса