Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проектная деятельность старшего дошкольного возраста «Тайна третьей планеты. Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе на день космонавтики

С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы.

На чем только не отправлялись в небеса герои сказок и старинных легенд: и на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

♦ Вспомните, на чем совершали полеты герои ваших любимых сказок.

Правильно! Аладдин летал на волшебном ковре-самолете, Баба Яга неслась над землей в ступе, Иванушку несли на своих крыльях гуси-лебеди.

Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях, позже стали бороздить воздушный океан на самолетах и вертолетах.

Но человечество мечтало о полетах не только в воздушном, но и в космическом пространстве, о котором великий русский ученый и поэт Михаил Васильевич Ломоносов сказал так:

Открылась бездна

Звезд полна,

Звездам числа нет,

Бездне — дна!

Таинственная звездная бездна космоса притягивала людей, звала заглянуть в нее, разгадать ее загадки!

Когда-то великий ученый, основатель науки космонавтики — Константин Эдуардович Циолковский, говорил: «Человечество не останется на Земле, оно завоюет себе околосолнечное пространство».

«Но человек полетит, опираясь не на силу своих мускулов, а на силу своего разума», — добавлял к сказанному ученый.

Константин Эдуардович Циолковский начал заниматься космонавтикой в те далекие времена, когда люди не освоили толком даже воздушное пространство Земли: не было ни мощных самолетов, ни вертолетов, ни ракет. Он опередил свое время на многие десятки лет!

Судьба этого замечательного русского ученого необычна.

Он родился 5 сентября 1857 года в небогатой семье в Ижевске. Костя рос веселым, жизнерадостным, озорным мальчиком. Любил с друзьями лазать по заборам, играть в жмурки и прятки, запускать в небо бумажного змея.

Однажды мама подарила Косте воздушный шарик, наполненный легким газом. Мальчик прикрепил к нему коробочку, посадил в нее жука и отправил жучка-воздухоплавателя в полет.

Костя любил фантазировать, придумывать удивительные истории: то он представлял себя необыкновенным силачом, способным поднять Землю, то крошечным человечком-лилипутом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он тяжело заболел и потерял слух. После болезни Костя уже не смог учиться в обычной школе, и с ним стала заниматься его мать.

Несколько лет спустя мальчик нашел в библиотеке отца учебники и стал уже заниматься самостоятельно.

Затем отец отправил его в Москву. В столице юный Циолковский часами просиживал в библиотеках, изучал физику, математику, химию и другие науки. В те годы ярко проявились его способности к изобретательству и склонность к точным наукам.

С ранней юности будущего ученого интересовали космические полеты. И всю дальнейшую жизнь он посвятил созданию теории космонавтики.

Дорогие ребята! Давайте вместе подумаем, на чем можно полететь в космос? Ни самолет, ни вертолет для таких полетов не подходят! Ведь самолетам и вертолетам, чтобы лететь, нужно опираться на воздух. Но в космосе, как вы знаете, воздуха нет!

Циолковский доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты! Он разработал теорию аппарата ракеты, предложил использовать для него жидкое топливо, продумал устройство конструкции и вывел основную формулу ее движения.

Этот замечательный ученый ярко нарисовал в воображении всю картину космического полета. Он предположил, что люди скоро запустят в космос спутники Земли, а космические корабли полетят к другим планетам Солнечной системы.

Кроме того, он предсказал, что в космическом пространстве будет постоянно находиться настоящий космический дом, где космонавты станут подолгу жить, занимаясь исследованиями.

Все идеи ученого воплотились в жизнь!

Вокруг Земли вращаются искусственные спутники, созданы орбитальные космические станции, где живут и работают космонавты, люди изучают другие планеты: Луну, Марс, Венеру...

Послушайте, как Циолковский представлял состояние невесомости в кабине космического корабля:

«Все неприкрепленные к ракете предметы сошли со своих мест и висят в воздухе, ни к чему не прикасаясь. Сами мы тоже не касаемся пола и принимаем любое положение: стоим и на полу, и на потолке, и на стене.

Масло, вытряхнутое из бутылки, принимает форму шара; разбиваем его на части и получаем группу из мелких шариков».

Когда читаешь эти сроки, то кажется, что ученый сам побывал в космосе и испытал состояние невесомости!

А вот как он описывает орбитальную космическую станцию:

«Нужны особые жилища — безопасные, светлые, с желаемой температурой, с кислородом, притоком пищи, с удобствами для жизни и работы».

Последние годы жизни основоположник космонавтики жил в городе Калуге.

Однажды повидаться с ученым приехал будущий знаменитый конструктор межпланетных кораблей Сергей Павлович Королёв.

Королёв с увлечением читал работы Циолковского, мечтал о создании межпланетной ракеты. Сергей был еще совсем молод, ему шел всего лишь двадцать четвертый год.

Циолковский радушно принял юношу. Сергей Павлович сказал, что цель его жизни — «пробиться к звездам». Циолковский улыбнулся и ответил так: «Это очень трудное дело, молодой человек, поверьте мне, старику. Оно потребует знаний, настойчивости и многих лет, может быть, целой жизни...».

Позже Королёв писал: «Я ушел от него с одной мыслью — строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно — пробиться к звездам».

И ему это блестяще удалось!

Королёвым был создан Реактивный научно-исследовательский институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов. Под его руководством здесь строили мощные ракеты для запуска искусственных спутников.

Сергей Павлович Королёв, которого многие годы называли просто Главным конструктором, сумел воплотить в жизнь идеи Циолковского.

В 1957 г. 4 октября произошло событие, которое потрясло весь мир, — был запущен первый искусственный спутник Земли.

Это был первый, сотворенный человеком, объект, который не упал на Землю, а стал вращаться вокруг нее.

Что же представлял собой спутник Земли?

Это был небольшой шар диаметром около 60 см, снабженный радиопередатчиком и четырьмя антеннами.

Все радио- и телекомпании мира прервали свои передачи, чтобы услышать его сигналы, идущие из далекого космоса на Землю!

С тех пор русское слово «спутник» вошло в словари многих народов.

Ученые мечтали о полете человека в космос. Но прежде они решили проверить безопасность полетов на наших верных четвероногих помощниках — собаках.

Для пробных полетов выбрали не породистых собак, а обыкновенных дворняжек — ведь они и выносливы, и неприхотливы, и очень смышлены.

Сначала будущих четвероногих космонавтов долго тренировали. Для этого инженеры сконструировали специальную камеру.

Самых первых собак, поднявшихся в ракете на высоту 110 км, звали Цыган и Дезик. Оба «космонавта» благополучно приземлились. Королёв очень радовался удаче, ласкал собачек, угощал их вкусненьким.

Многие собаки не раз летали в космос. Они привыкали, что их одевают в комбинезоны, прикрепляют ремнями к кабине.

Большинство собак были храбрые, но однажды в космическое пространство поднялся пес-трусишка, а вот кличка у него как раз была — Смелый!

Во второй раз отправиться в космос Смелый побоялся. Вечером перед полетом собачек как всегда вывели прогуляться. Только лаборант отстегнул поводок, как Смелый кинулся прочь. Он убежал далеко в степь и на зов не откликался, будто чувствовал, что завтра утром ему предстоит полет.

Что было делать?

Пришлось выбрать из собак, всегда гулявших около столовой, одного небольшого песика. Его покормили, помыли, подстригли шерсть и нарядили в комбинезончик.

Запуск прошел нормально, и пес благополучно вернулся на Землю.

Но Главный конструктор все же заметил подмену и спросил, как зовут эту собаку.

Сотрудники ему ответили: «Зиб!»

— Какая странная кличка! — удивился Королёв.

Тогда ему объяснили, что расшифровывается она так: «Запасной исчезнувшего бобика».

Когда полет завершился, хитрый пес Смелый вернулся в отряд как ни в чем не бывало!

Испытания продолжались. Для собак изготовили специальные скафандры из прорезиненной ткани и шлемы из прозрачной пластмассы.

Стали готовить собак к длительному полету в космическое пространство. Нужно было создать для четвероногих космонавтов питательную смесь, обеспечить кабину воздухом.

«Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась коробка, наполненная специально приготовленной тестообразной смесью: это и еда и питье. Собаки были заранее приучены такими продуктами питаться и утолять жажду» (А. Добровольский).

В 1960 г. 19 августа стартовал космический корабль «Восток» с двумя четвероногими космонавтами — Белкой и Стрелкой. Эти небольшие симпатичные собачки провели в космосе 22 часа. За это время космический корабль облетел вокруг Земли 18 раз.

Кроме собак на борту корабля были мыши и крысы, семена растений.

Все благополучно вернулись на Землю.

А в марте 1961 г. в космический полет отправились другие путешественники — собаки Чернушка и Звездочка.

Фотографии всех этих смелых собачек облетели весь мир.

Наконец все было подготовлено для полета в космос человека.

В 1961 г. 12 апреля на околоземную орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый в мире космонавт.

♦ Знаете ли вы его имя?

Правильно! Самый первый космонавт Земли — Юрий Алексеевич Гагарин.

Этот отважный молодой человек первым из всех живущих на планете людей увидел Землю из космоса.

И она показалась ему прекрасной!

Первый космонавт

На космическом корабле

Он летел в межпланетной мгле,

Совершив вкруг Земли виток.

А корабль назывался «Восток».

Его знает и любит каждый,

Был он юный, сильный, отважный.

Помним взгляд его добрый, с прищуром,

Его звали Гагарин Юра.

Как же простой русский паренек стал космонавтом?

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. на Смоленщине. В 1941 г. мальчик пошел в школу, но война прервала его учебу. Послушайте рассказ писателя Юрия Нагибина о первом школьном дне Юры Гагарина.

После войны Гагарины поселились в городе Гжатске. Семья была дружная, трудолюбивая.

Юра отлично учился, был способным, старательным и исполнительным мальчиком.

В юности он увлекся спортом, занимался в аэроклубе, изучал устройство самолетов, прыгал с парашютом.

Небо влекло к себе талантливого юношу! Он закончил авиационное училище и стал военным летчиком. Уже в это время Юрий мечтал о полетах в космос. Когда он узнал, что создается отряд космонавтов, то написал заявление с просьбой принять его в этот отряд.

Скоро Юрий Гагарин был принят в отряд космонавтов. Начались долгие и трудные тренировки.

♦ Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?

Верно! Он должен быть смелым, тренированным, иметь крепкое здоровье и сильную волю, отличаться умом и трудолюбием.

Все эти качества у Юрия Гагарина были!

Очевидцы вспоминают, что «когда первый космонавт после полета ехал по улицам Москвы в открытой машине, встречать его вышли тысячи и тысячи людей. Всюду было веселье и ликование, радостные возгласы и сердечные объятия».

Вспоминали люди, что от Юрия Гагарина «шли какие-то волны жизнерадостности и творческого оптимизма».

Как же проходил полет Юрия Гагарина?

Вес корабля «Восток», на котором проходил полет, составлял 4730 кг. Полет начался утром — в 9 ч 7 мин и проходил на высоте около 200 км над Землей.

На стартовую площадку будущего космонавта провожали инженеры, конструкторы, врачи, друзья.

Очень волновался Главный конструктор — Сергей Павлович Королёв. Ведь он любил Юрия, как родного сына!

Прежде чем шагнуть к ракете, Юрий воскликнул: «Ребята! Один за всех и все за одного!»

А когда ракета рванулась в небо, Юрий Гагарин крикнул слово, ставшее знаменитым: «По-е-ха-ли!»

«Он увидел в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо. Яркие немигающие звезды смотрели на него. Этого никогда не видел ни один житель Земли» — написал о полете Гагарина журналист Ярослав Голованов.

Вот как описал сам Юрий Алексеевич свой полет: «Двигатели ракеты были включены в 9 ч 07 мин. Я буквально был вдавлен в кресло. Как только "Восток" пробил плотные слои атмосферы, я увидел Землю. Корабль пролетал над широкой сибирской рекой. Отчетливо были видны островки на ней и освещенные солнцем лесистые берега. Смотрел то в небо, то на Землю. Четко различались горные хребты, крупные озера. Самым красивым зрелищем был горизонт — окрашенная всеми цветами радуги полоса, разделяющая Землю в свете солнечных лучей от черного неба.

Была заметна выпуклость, округлость Земли. Казалось, что вся она опоясана ореолом нежно-голубого цвета, который через бирюзовый, синий и фиолетовый переходит к иссиня-черному...».

Юрий Гагарин принес славу нашей Родине. Мы с вами, дорогие ребята, можем гордиться им.

В честь первого космонавта Земли называли города, улицы, площади и даже цветы! В Голландии вывели сорт тюльпанов и назвали его «Юрий Гагарин».

В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, которые бы не опубликовали портрет первого космонавта планеты. Все помнят его обаятельное лицо, открытую улыбку, ясный взгляд.

С той поры в космосе побывали многие космонавты.

В 1963 г. 16 июня на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6». Его пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Она родилась в Ярославской области, закончила техникум и работала ткачихой на текстильном камбинате в городе Ярославле.

Стать космонавтом Вале помог парашютный спорт, которым она увлеклась в юности, занимаясь в аэроклубе Ярославля.

Потом Валю приняли в отряд космонавтов, долго и серьезно готовили к ответственному полету.

Ее корабль «Восток-6» совершил 48 витков вокруг Земли и успешно приземлился.

Валентина Терешкова — необыкновенная, отважная, решительная женщина! Она умеет прыгать с парашютом, управлять и реактивным самолетом, и космическим кораблем.

На время полета ей присвоили позывной «Чайка». Стремительная, смелая, она и вправду похожа на чайку.

Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов. Под впечатлением своего полета он нарисовал замечательные картины, на которых изображал Землю и космическое пространство.

Для длительной работы в космосе ученые создали космические орбитальные станции, на которых могли работать сразу несколько космонавтов.

Искусственные спутники Земли по-прежнему день за днем несут свою вахту в космосе. Они снабжены многими сложными приборами и ведут наблюдение за Солнцем, звездами, атмосферой.

С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.

За 50 лет космической эры было запущено более 3000 искусственных спутников Земли.

Создали ученые и такие космические аппараты, которые совершают дальние полеты без участия людей. Обычно их называют автоматическими станциями. Такие станции исследовали Луну, Марс, Венеру, Меркурий и другие планеты.

Когда-то Циолковский назвал Землю «колыбелью» разума, но добавил, что «...нельзя же вечно жить в колыбели».

Человек стремится покинуть «колыбель», чтобы освоить бесконечное пространство космоса!

Вопросы для закрепления

♦ Кого считают основателем космонавтики?

♦ Расскажите о Константине Эдуардовиче Циолковском. Кого называют Главным конструктором космических аппаратов?

♦ Расскажите о Сергее Павловиче Королёве.

♦ Расскажите о собаках, побывавших в космосе.

♦ Как звали первого в мире космонавта?

♦ Расскажите о Юрии Гагарине.

♦ Как звали первую в мире женщину-космонавта? Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос?

♦ Как искусственные спутники помогают людям?

России, как космической державе, принадлежит большое число достижений в области космонавтики. Давайте вспомним основные вехи в истории российской космической науки и практики.

Издавна мечтало человечество о полете к звездам, о парении вне Земли. С незапамятных времен фантазировали люди о полетах на Луну, на планеты Солнечной системы, к далеким таинственным мирам.

В 1911 году прозвучала пророческая мысль Константина Эдуардовича Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Циолковского называют «отцом космонавтики», «основоположником звездоплавания». Учитель из Калуги, самоучка, Константин Эдуардович посвятил свою жизнь изучению космоса и межпланетных сообщений. Он был первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства. Знаменитые труды Циолковского по авиации, ракетоплаванию и космическим полетам стали классикой технической мысли.

Королев Сергей Павлович – крупнейший ученый и конструктор в области ракетной техники и космических исследований, академик, дважды герой социалистического труда, лауреат Ленинской премии. Он стоял у истоков российской космонавтики. Королев – Главный Конструктор, при его руководстве были созданы спутники и космические корабли.

В этот день в московском радиоэфире прозвучало сообщение: «…В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли. 4 октября 1957 года произведен успешный запуск первого спутника… В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли… Искусственные спутники Земли проложат дорогу к межпланетным путешествиям…» .

Сообщение радио Москвы тут же повторили все радиостанции мира. На разных континентах и на разных языках планеты звучало русское слово «спутник».

Началось завоевание космоса – новая эра в истории земной цивилизации. Впервые летательный аппарат, созданный руками человека, совершил полет в космос, стал искусственным небесным телом.

«Спутник-1» вошел в историю как одно из величайших творений человека в XX веке. Западные газеты называли его «русским чудом», «подвигом, которым может гордиться все человечество».

Сегодня первый ИСЗ представляется нам маленьким и очень упрощенным. Металлический шар диаметром 58 см и весом 83,6 кг вместил в себя два радиопередатчика, его антенны имели длину от 2,4 до 2,9 метра. Но запуск спутника стал поворотным пунктом в развитии науки и техники. Первые витки спутника стали первыми шагами мировой космонавтики.

А меньше чем через месяц, 3 ноября 1957 года, в небе появился второй ИСЗ. Спутник-2 был оснащен различными исследовательскими приборами, бортовыми источниками питания, регистрирующей аппаратурой, а главное – он был обитаем. В установленном на нем специальном контейнере в космический полет отправилась собака Лайка.

Потом был третий спутник – гигантская по тому времени лаборатория общим весом в 1327 кг.

Теперь вокруг Земли вращается много устройств, сделанных руками человека, которые называют сателлитами или искусственными спутниками. Некоторые спутники собирают и передают информацию ученым на Землю. Другие улавливают радио-, телевизионные и телефонные сигналы и отправляют их через космическое пространство в другие точки Земли (спутниковая связь).

Освоение Луны

1959 год назвали лунным. В январе к Луне ушла первая советская межпланетная станция «Луна-1». В сентябре совершен первый перелет с Земли на другое небесное тело – на Луну, станция «Луна-2» доставила туда вымпелы. В октябре впервые человек увидел обратную сторону Луны, которую сфотографировала станция «Луна-3».

Потом было совершено еще несколько запусков на Луну. Каждая команда собирала новые образцы пород и другие данные. Ученые до сих пор изучают лунные камни, чтобы лучше понять, как сформировалась Луна, и каким образом миллионы лет назад здесь происходил процесс эволюции. Эти сведения могут помочь разгадать многие тайны образования Земли.

Человек в космосе

С того дня, когда человек впервые покинул пределы родной планеты,прошло уже почти полвека 12 апреля 1961 года . Что значит для нас этот день? Оранжевый скафандр, белый гермошлем, красные буквы «СССР». И руки, поднятые в торжественно-прощальном жесте. Могучий грохот двигателей. Половодье огня и дыма. Уходящая ввысь ракета… И ставшее историей: «Поехали!», первые 108 космических минут человечества, звучащее на весь мир русское имя Гагарин .

В 2014 году исполнилось 80 лет со дня рождения Ю.А. Гагарина

«Восток» стартовал в 9 часов 07 минут. Земля слышала голос из космоса и знала обстановку. Затаив дыхание, следили люди всех континентов за космическим полетом. В 10.55 «Восток» и его пилот приземлились в районе села Смеловка Саратовской области. 108 минут объединили планету единой тревогой за судьбу героя, мчавшегося в просторах Вселенной, а потом – единым восторгом. «Триумф XX века. Великое достижение истории. Грандиозно!», «Майору Гагарину принадлежит честь совершения самого дерзновенного и фантастического путешествия, когда-либо предпринятого человеком», — так писали газеты мира. Человек вырвался в космос, переступил порог неприступного, облетел свою планету, взглянул на нее со стороны. Прошли годы, десятилетия, люди достигли новых побед в освоении космоса. Но полет Юрия Гагарина навсегда останется ярчайшим событием в истории цивилизации.

Валентина Владимировна Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор. В июне 1963 года на борту «Востока-6» она участвовала в групповом полетесразу двух космических кораблей. Полет продолжался почти трое суток. Позывной Терешковой на время полёта - «Чайка»; фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!»

Светлана Евгеньевна Савицкая (р. 1948) - советский космонавт, вторая женщина-космонавт в мире (первая - Валентина Терешкова) и первая в мире женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос. Единственная женщина дважды Герой Советского Союза, Заслуженный мастер спорта СССР (1970). Лётчик-космонавт СССР (1982).

Елена Кондакова – третья российская женщина-космонавт и первая женщина, совершившая длительный полёт в космос.

Её первый полёт в космос состоялся 4 октября 1994 года в составе экспедиции Союз ТМ-20, возвращение на Землю - 22 марта 1995 года после 5-месячного полёта на орбитальной станции «Мир».

Второй полёт Кондаковой в качестве специалиста на американском корабле Атлантис (шаттл) в составе экспедиции Атлантис STS-84 состоялся в мае 1997 года.

Первым из землян, вышедшим в открытый космос, был советский космонавт А.А. Леонов. Это произошло в марте 1965 года.

Но, как говорил Гагарин, победы эти не давались бескровно. Были и трагические моменты в истории русской космонавтики.

23 апреля 1967 года был совершен полет корабля-спутника «Союз-1» с космонавтом В.М. Комаровым. При спуске на Землю вследствие отказа парашютной системы космонавт погиб.

6 июня 1971 года состоялся полет космонавтов В.Н. Волкова, Г.Т. Добровольскогои В.И. Пацаева на корабле-спутнике «Союз-11» и орбитальной станции «Салют». При спуске на Землю, вследствие разгерметизации кабины корабля, космонавты погибли.

Профессия космонавта требует огромного мужества, отличной физической подготовки, профессионализма.

Космические станции

Длительность космических полетов постепенно увеличивалась от нескольких часов до нескольких месяцев, года и более. На космических станциях космонавты могут находиться длительное время. Их жизнь в условиях космоса помогает ученым на Земле лучше понять влияние на человеческий организм силы тяготения и другие особенности. Первой подобной космической лабораторией стала станция «Салют», запущенная в 1971 году. Всего на орбиту было выведено 7 «Салютов», которые заменяли и дополняли друг друга.

1986 г. им на смену пришла Российская космическая станция «Мир» , как более совершенная и эффективная. Станция «Мир» — целая гостиница на орбите, ее конструкция позволяла одновременное причаливание к станции не двух, а сразу шести космических кораблей или специальных отсеков – модулей.Станция «Мир» несла космическую службу 15 лет. В 2001 году она прекратила свое существование. После схода с орбиты она вошла в плотные слои атмосферы, часть ее сгорела, а часть упала в Тихий океан.

Сейчас на орбите действует объединенный проект 15 стран (Германии, Дании, Испании, Италии, России, США, Японии и др.) – Международная космическая станция (МКС). Она состоит из крупных лабораторий для международных космических исследований. В состав экипажей входят космонавты из стран-участниц проекта. В настоящее время на МКС побывали 38 долговременных экспедиций.

Активно развивается и такое направление, как космический туризм. Многие люди готовы заплатить немалые деньги, чтобы увидеть своими глазами нашу голубую планету из иллюминатора космического корабля.

В ноябре 2011 года завершился 3-й этап эксперимента «Марс-500» , в рамках которого 6 человек экипажа провели в изоляции 520 дней. В проекте был сымитирован пилотируемый полёт на Марс, во время которого шесть добровольцев находились в замкнутом комплексе.

Если говорить о будущем, то планы по дальнейшему освоению космоса грандиозные. Это и экспедиция на Марс, и освоение Луны, и продолжение изучения космического пространства с целью обнаружения «братьев по разуму». Поживем-увидим…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, тема: «День космонавтики в детском саду»

Цели:

Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.
Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.
Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.
Закрепить зания о геометрических фигурах.
Совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Развивать пространственное вображение, мелкую и общую моторику.
Воспитывать любознательность.

Оборудование:

Картинки с изображением портета Ю. Гагарина, собак Белки и Стрелки, созвездий, Луны.
Воздушный шарик.
Набор геометрических фигур, образец ракеты, составленной из этих фигур.
Листы бумаги с нарисованными инопланетянами и ракетами из геометрических фигур, карандаши.
Рисунки созвездий.
Картон с прорезанным кругом, краска желтого и оранжевого цветов, губки, оборудование для рисования.

Ход занятия:

С самых давних времен люди смотрели на небо и задумывались о том, как бы подняться выше облаков и узнать, что же там. Прошло много-много времени пока люди научились строить лелательные аппараты. И первыми полетели в них не люди, а животные: крысы, а потом собаки. Взгляните на эту картинку. (Показ). На ней вы можете увидеть первых собак. Которые полетели в космос и вернулись обратно. Их зовут Белка и Стрелка. И только после того, как еще другие собаки успешно слетали в космос, туда отправился первый человек.
Много лет назад именно в этот день космонавт Юрий Гагарин полетел в космос. (Показ портрета Юрия Гагарина).

В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.

С тех пор в этот день каждый год мы отмечаем день космонавтики - праздник космонавтов и всех, кто помогает им успешно летать в космос.

Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полет на космическом корабле, поможем инопланетянам, понаблюдаем за созвездиями.

Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Я покажу вам на примере шарика, как летит ракета.

Воспитатель надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы и шарик резко вырвется вверх.

Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.

А таперь давайте построим свои ракеты из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Построй ракету»

Детям предлагается образец и набор геометрических фигур. Из которых нужно сложить ракету.

Динамическая пауза «Космонавты высаживаются на планеты»

На полу разложены обручи разного размера и величины. Дети делятся на две команды «Восток» и «Молния» и выполняют команды:
Члены экипажа космического корабля «Восток», постройтесь друг за другом.
Члены экипажа космического корабля «Молния», встаньте в круг.
Команда космического корабля «Восток» высадилась на большую желтую планету.
Команда космического корабля «Молния» высадилась на две маленькие синие планеты.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах.

Только наша планета Земля
Во всем пригодна для жилья.
Ведь Земля - планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Но, может быть, где-то далеко-далеко, возле другой звезды. На далеких планетах есть живые существа. Тех, кто живет на других, иных планетах, мы называем «инопланетяне». Вот сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помоши: нужно помочь им найти свои космические корабли.

Дидактическая игра «Рассади инопланетян по космическим кораблям»

Взгляните на лист и ответьте мне, дети:
Кто на какой летает ракете?

На листе бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и инопланетянина, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

Над Землёю ночью поздней,
Только руку протяни,
Ты ухватишься за звёзды:
Рядом кажутся они.
Можно взять перо Павлина,
Тронуть стрелки на Часах,
Покататься на Дельфине,
Покачаться на Весах.
Над Землёю ночью поздней,
Если бросить в небо взгляд,
Ты увидишь, словно гроздья,
Там созвездия висят.

Дидактическая игра «Дай название созвездиям»

Ребята, астрономы - ученые, которые наблюдают и изучают звезды обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия.
Сложите руки трубочкой друг за другом, как будто смотрите в телескоп, и посмотрите внимательно на это созвездие. Как можно назвать его?

Домик
Птица
Зонтик
Цветок

Когда ночью мы глядим на небо, что мы видим? (Показ картинки. Ответы детей). Звезды и луну.
Луна - это спутник нашей планеты Земля.

Только солнце спать ложится,
Луне на месте не сидится.
Ночью по небу гуляет,
Тускло землю освещает.

Сейчас наша ракета отправится на Луну. Там мы нарисуем лунный портрет. Но сначала подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Солнце»
(Две соединенные перекресно друг с другом ладони с разведенными в сторны пальцами)

«Ракета»
(Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запясьтя на столе)

«Луноход»
(Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как "паучок")

Рисование губкой «Луна»

Детям предлагается на лист бумаги черного цвета наложить лист картона с прорезанным в нем кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазвая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги-кратеры.

А мы живем с вами на планете... Земля.

За чудесами мы стремимся,
Но нет чудесней ничего,
Чем полетать и возвратиться
Под крышу дома своего!

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Тема: Этот загадочный космос.

Цель : познакомить с символикой созвездий, вызвать интерес к космическому пространству; расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии; развивать воображение, фантазию.

Ход занятия

Ребята, вы любите смотреть на небо ночью? А что можно увидеть на небе? (Звезды, Луну.) Сколько на небе звезд? Их несчетное количество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. У звезд есть свои названия: Полярная звезда, Сириус, Вега и т.д. Звезды соединяются в созвездия, которые тоже имеют свои названия: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы.

Космос всегда интересовал человека. Есть ли воздух на других планетах? Есть ли жизнь?

И вот ученые под руководством конструктора С. Королева изобрели первый спутник, установили на нем приборы, запустили в космическое пространство. Полет прошел успешно. Ученые решили повторить полет, но уже с живыми существами на борту - это были две собаки-лайки: Белка и Стрелка, которые благополучно возвратились на Землю. И тогда ученые решили осуществить заветную мечту - послать человека в космос.

12 апреля 1961 года мечта эта сбылась. Впервые в мире космонавт Юрий Гагарин совершил успешный полет вокруг Земли на корабле «Восток». Это было огромным радостным событием не только для нашей страны, но и для всего человечества. Все люди нашей планеты радостно приветствовали первого космонавта.

Вскоре подвиг Гагарина повторил второй космонавт - Г. Титов. А затем уже экипажи космонавтов стали увеличиваться. В космические полеты стали отправляться по 2-3 космонавта. Но впереди нас ожидало еще оно интересное событие: в космический полет отправилась первая в мире женщина-космонавт В. Терешкова. А затем и вторая женщина-космонавт - С. Савицкая. Много космонавтов смотрели на нашу Землю из космоса, и среди них наш земляк Константин Феоктистов. Космонавты во время полета видят и наблюдают очень много интересного и много работают. Они ведут медицинские, технические наблюдения, изучают поверхность Земли и сообщают на Землю о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о приближении ураганов, тайфунов, о случившихся стихийных бедствиях, о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио- и телевизионную связь. Вот какая сложная и интересная работа у космонавтов.

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на Луну.

Упорно мечтают они о Луне

И даже летают... но только во сне.

А вы, ребята, хотели бы стать космонавтами? Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным и т.д.)

Послушайте, я вам расскажу о тех испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле, чтобы справиться с подобными нагрузками в космосе.

Представьте, что если бы кого-то из вас посадили в большущий шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Что бы вы почувствовали при этом? (ответы детей)

А вот еще одно испытание: космонавта сажают в кресло, пристегивают ремнями, и машина начинает кружить это кресло со страшной быстротой: вверх, вниз, туда, сюда.

А вот еще: когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в машину-вибратор, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадешь.

Испытания очень серьезные, но все космонавты справляются с ними легко. Как вы думаете, почему? (Потому что космонавты здоровые, сильные, тренированные, занимаются спортом.)

Все космонавты - мастера спорта. Они ежедневно бегают, прыгают, занимаются различными видами спорта.

Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугаетесь поступать в отряд космонавтов? Чтобы быть готовым к полету, мы тоже проведем вот такую тренировку.

Подвижная игра на внимание «Сделай так и не делай так...»

Молодцы! Все справились, все зачисляются в отряд космонавтов. Теперь надо решить, что необходимо космонавту в полете.

Игра «Какие предметы космонавт возьмет в полет».

Итак, мы прошли тренировку, взяли необходимые вещи. Чего же еще у нас не хватает? (Ракеты.)

Ракету будем строить вот по этому плану. Строить будем из стульчиков. (Дети строят ракету, садятся на места.)

Дети, усаживайтесь поудобнее, скоро вы взлетите, а я останусь на Земле и буду следить за вашим полетом.

(Дети считают от десяти до единицы и с командой «Пуск!» взлетают...)

Взвилась ракета в небеса

И в тот же миг умчалась.

Лишь в синем небе полоса,

Как снег, белеть осталась.

До свидания, ребята, счастливого пути!

Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С.ПЕРОВО СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Проектная деятельность старшего дошкольного возраста

Тема: «Тайна третьей планеты»

Конатьева Елена Викторовна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Колобок «с. Перово»

Симферопольского района

2016г.

Обоснование проблемы

1. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о космических кораблях и космических телах.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания детей о космосе, первых космических испытателях, о планетах.

2. Привлечь детей и родителей к совместной творческой и познавательной деятельности.

Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный

Сроки реализации: кратковременный

Продолжительность : С 11.04. по 15.04.2016 год

Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • изучение литературы воспитателем;
  • выявление первичных знаний о космосе у дошкольников;
  • посещение детской библиотек для подбора литературы о космосе;
  • подбор материала для игровой деятельности;
  • подбор видео и аудио продукции по данной теме;
  • составление плана реализации проекта.
  1. Основной этап :

Понедельник:

2) Рубрика для родителей: «Это интересно!» История развития космонавтики.

3)Рассматривание Иллюстраций из серии»Космические планеты»

4) Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Планеты солнечной системы»

5) Организация выставки с привлечением родителей: «Разнообразный мир космоса!»

Вторник

  1. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе «Школа космонавтов».

3) Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы

Тема: «Космос»

4)Консультация для родителей «Знакомство ребенка с космосом»
Среда

1)Беседа с детьми в старшей группе «Космос. Загадки вселенной».

2)Чтение энциклопедии «Созвездии»

Четверг

1)Рассматривание глобуса планета « Земля»

2)Чтение энциклопедии «Планета Земля»

3)Конспект НОД по лепке в старшей группе «Планета Земля

Пятница

1)Просмотр презентации «Космическое путешествие»

2)Просмотр советского мультфильма «Тайна третьей планеты»

Заключительный этап:

Конечным продуктом проекта будет являться :

  • Сформированные энциклопедические знания детей о космосе;
  • Подборка дидактического материала: иллюстраций, стихов, песен, рассказов о космосе;

Результат:

  • Участие в проекте 65% семей,
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки о космосе.
  • Организация выставки: «Разноцветный мир космоса!»

Содержание

1. Беседа «Из истории возникновения ракеты»

2. Беседа на тему: "День космонавтики" в старшей группе

3. Беседа «Первые попытки покорения космоса»

4 . Конспект беседы в старшей группе «Космос. Загадки вселенной».

5. Рубрика для родителей «Это интересно! «

6 . Консультация для родителей на тему: «Знакомим ребенка с космосом».

7. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Планеты солнечной системы»

8. Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Школа космонавтов»

9. Конспект НОД по аппликации для детей старшей группы

Тема: «Космос»

10 . Конспект НОД по лепке в старшей группе.

Тема: «Наша планета Земля»

11 .Презентация для детей «Космическое путешествие!

Беседа в старшей группе

Тема «Из истории возникновения ракеты»

Цель: познакомить детей с историей развития авиации и космической ракеты.

Мечта человечества обрести крылья - теряется в глубине веков. Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено. Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел значительно раньше.

Висеть в воздухе - это не летать. Первые полёты совершались на воздушных шарах, наполненных дымом от костров. В принципе, внутри шара может любой газ, легче окружающего воздуха. Воздушные шары - аэростаты - приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Со временем родилась идея сделать каркас этого транспортного средства жёстким - так появился дирижабль. На такого рода устройства начали ставить двигатели, что позволило перемещаться на огромные расстояния.

Настоящие самолёты , то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха, снабжённые двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились лишь на рубеже двух последних веков. Первые самолёты приводились в движение пропеллером-винтом.

Но для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Если сжигать топливо в камере, а продукты сгорания - газы - выпускать в одном направлении, возможно, это заставит самолёт двигаться. И в 1910 году в воздух в Париже был поднят в воздух самолёт новой конструкции. Это стало началом создания реактивного самолёта.

Именно реактивный двигатель позволил впервые превысить скорость звука, подняться на высоту 20 километров. Новые двигатели увеличили мощность и грузоподъёмность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по 200-300 пассажиров на тысячи километров, доставлять в самые разные точки земного шара сотни тонн грузов. Реактивный самолёт стал самым быстроходным современным видом транспорта.

Человек всегда стремился вырваться за пределы земного тяготения, но долгие годы об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Осуществить эти мечты помогло использование ракет . Сами по себе они были известны давно, исторические источники отмечают их применение несколько столетий назад в Китае и Индии. Но это были небольшие устройства, и вряд ли кто-нибудь усматривал в них возможность заатмосферных путешествий. Космонавтика начала становиться на ноги, когда появились первые научные расчёты. Они доказывали выполнимость полёта по орбите вокруг Земли и даже далеко за её пределы с помощью реактивной техники, но создание её требовало новаторских конструкторских и инженерных решений. В обстановке глубокой секретности шла работа над космическими устройствами. И прошло поразительно мало времени с начала постройки первых, ещё во многом несовершенных, часто взрывающихся ракет до того, как человек сумел вырваться в космос, то есть достичь скорости около 8 километров в секунду! Всё это стало возможным, благодаря изобретённому авиацией реактивному двигателю.

Беседа в старшей группе

Тема: "День космонавтики"

Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.
2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.
3. Активизировать словарь прилагательными, обозначающими признаки предметов; совершенствовать умение согласовывать существительные с прилагательными.
4. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
5. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.
6. Совершенствовать навыки счёта в пределах 20, закреплять понимание отношений между числами.
7. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.
8. Развивать ловкость и быстроту реакции, координацию движений.

Материалы:

1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).
2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)
3. Бумажные ракеты по количеству детей.
4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

Часть 1.
Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».
На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.
Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет.
Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.
Беседа с детьми.
Воспитатель. Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?
Дети: 12 апреля «День космонавтики»
Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает:
Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.
Дети: Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос.
Он поднялся высоко - высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками - космонавтами.
Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.
Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно.
Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.
Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает:
« Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки - срочно починить.
Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.
Вопросы к детям:
1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)
2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)
3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)
Воспитатель: О космонавтах сложено много стихов и песен.
Включает запись песни «Я - Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.
Задает вопросы по тексту песни.
Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.
Ответы на загадки дети должны разобрать на звуки. Кто умеет писать,самостоятельно вписывает ответы в кроссворд.
1.Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный
И необычайный,
В нём живут Вселенные,
Звёзды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (космос)

2. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы обгоняя ветер
Несёмся на (ракете)

3. Жёлтая тарелка
На небе висит,
Жёлтая тарелка
Всем тепло дарит. (солнце)

4. Ледяной летит объект,
Хвост его полоска света,
А зовут объект - (комета)

5. Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт (луна)
Часть 2.
Физкультминутка: « Передай хлопок»
Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.
Задаёт вопросы.
Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)
Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)
Сколько планет в солнечной системе? (семь)
Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

Читает стихотворение.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,
С детьми рассматривают.
Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.
Дети импровизируют.
После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.
Итог:
1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.
2. Все заданные образовательные области были реализованы.
3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.
4.У детей был эмоциональный -положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

Беседа в старшей группе

Тема: «Первые попытки покорения космоса»

Цель: в доступной форме объяснить детям этапы завоевания человеком воздушного пространства Земли и космоса.

Ход беседы:

Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.

В 1961 году героический космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первым слетал в Космос. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Нужны были глаза, способные видеть сквозь тысячи километров, нужны были уши, способные слышать во Вселенной, нужны были руки, способные управлять точкой - кораблем, затерянным в бесконечности мирового пространства.

Глаза создали «локаторщики».

Уши - «радио конструкторы».

Руки - «специалисты по автоматике».

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам.

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачки.

Собак в подопытные решили взять потому, что ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! Второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик. Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты?

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.

Конспект беседы в старшей группе Тема:«Космос. Загадки вселенной».

Человечество всегда ломало голову над загадкой происхождения Вселенной. Вселенная - это весь окружающий нас бесконечный мир: планеты, луна, звёзды и галактики. Никто не знает, насколько велика Вселенная. В пределах видимой Вселенной находится свыше 100 млрд. галактик , т. е. обширных скоплений звёзд.

Наша галактика называется Млечный Путь . В её состав входят планеты Солнечной системы . Слово "планета" происходит от греческого слова "странник".

Планета - это небесное тело. "Центром Солнечной системы является Солнце", - такую идею выдвинул польский астроном Николай Коперник. Но астрономы не в состоянии рассмотреть в свои телескопы всю Вселенную, поэтому никто не знает, где находится её истинный "центр".

Солнечная система состоит из Солнца и всех небесных тел, которые вращаются вокруг него, в том числе восьми главных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, несколько десятков их спутников, наподобие нашей Луны, а так же астероидов и комет.

Каждое тело движется вокруг Солнца по своей орбите.

Орбита - это круговой или эллиптический путь, по которому в космическом пространстве движется небесное тело., Например, планеты движутся по орбитам вокруг Солнца, а луны движутся по орбитам вокруг своих планет.

Сила гравитации Солнца удерживает Солнечную систему вместе.

Гравитация - это сила притяжения. Благодаря этой силе притяжения, любой предмет притягивается к Земле и не даёт ему улететь в космос, удерживает твои ноги на земле. Чтобы попасть на околоземную орбиту, космический корабль должен развить скорость не менее 28163км/ч. Если космический корабль не наберёт такой скорости, то он упадёт обратно на Землю.

Космическим пространством или просто космосом называют области между Землёй и Луной, между планетами Солнечной системы и между звёздами. Космос не является совершенно пустым В нём нет воздуха, но есть частички пыли и газов.

(Предложить детям сделать физкультминутку. Выбрать одного из них быть Солнцем, а остальные будут планетами, которые движутся вокруг Солнца. Передвижение ребят должно быть очень медленным. Затем показать, как быстро взлетает ракета вверх, т. е. дети приседают и быстро встают.)

С глубокой древности люди мечтали летать как птицы. На чём только ни отправлялись в небеса герои сказок и легенд! В Древнем Китае Цари колесили по небу в золотых колесницах. Дедал и Икар сделали себе крылья, для того, чтобы сбежать из плена. Алладин летал на волшебном ковре-самолёте. Баба-Яга неслась над землёй в ступе Герои одной сказки отправлялись в путь на летучем корабле. Всё это были герои сказок и легенд.

Но прошли века, и люди смогли покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах и дирижаблях. Позже стали бороздить воздушный океан на самолётах и вертолётах. Но человечество мечтало о полётах не только в воздушном, но и космическом пространстве. Таинственная "звёздная бездна" космоса притягивала людей, звала заглянуть в неё, разгадать её загадки. Наблюдая в телескопы за небом, люди узнали, что кроме Земли есть и другие планеты.

Люди хотели узнать, есть ли жизнь на других планетах? А если есть, то кто там живёт? Похожи ли эти живые существа на людей? Но чтобы об этом узнать, надо до этих планет долететь. Самолёты для этого не годились, потому что до планет было очень далеко.

И придумали учёные ракеты.

Кто же в России придумал первую ракету? Жил в городе Калуге простой учитель Константин Эдуардович Циолковский . Он очень любил наблюдать в телескоп за звёздами, изучал их, и очень ему хотелось до этих далёких планет долететь. И задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до какой-нибудь планеты. Он проводил расчёты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Но к сожалению у него не было возможности такой аппарат сделать. Но его мечту осуществил другой русский учёный Королёв.

Первым космическим кораблём, который вышел на орбиту вокруг Земли, был советский "Спутник-1", запущенный 4 октября 1957года. На его борту не было ни экипажа, ни животных, а вместо них были устройства, которые посылали информацию на Землю.

Первым человеком в космосе был советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин , совершивший 12 апреля 1961года полный оборот вокруг Земли на борту космического корабля "Восток-1". Проведя в космосе менее 2-х часов, он стал международным героем.

Поэтому 12 апреля в нашей стране считается Днём Космонавтики , праздником, посвящённым людям, которые свою жизнь связали с космосом.

Рубрика для родителей: «Это интересно!»

История развития космонавтики

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства - воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Надо сказать, что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому.

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 г. М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королевым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учеными свершилось воистину с космической скоростью. Всего 56 лет прошло со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957 г., а история космонавтики уже содержит серии замечательных достижений, полученных первоначально СССР и США, а затем и другими космическими державами.

Уже многие тысячи спутников летают на орбитах вокруг Земли, аппараты достигли поверхности Луны, Венеры, Марса; научная аппаратура посылалась к Юпитеру, Меркурию, Сатурну для получения знаний об этих удаленных планетах Солнечной системы.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 г. первого человека в космос - Ю.А. Гагарина . Затем - групповой полет, выход человека в космос, создание орбитальных станций "Салют", "Мир"... СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.

Показательной является тенденция перехода от запуска одиночных космических аппаратов для решения в первую очередь военных задач к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных) и к интеграции космических отраслей различных стран.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина - динамика космического полета.

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ "Южное", возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надежность этих ракет-носителей легкого класса не знает аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса "Зенит" - представитель второго поколения ракет-носителей.

Создаются спутниковые системы связи, охватывающие практически все страны мира и обеспечивающие двустороннюю оперативную связь с любыми абонентами. Этот вид связи оказался самым надежным и становится все более выгодным. Системы ретрансляции позволяют осуществлять управление космическими группировками с одного пункта на Земле. Созданы и эксплуатируются спутниковые навигационные системы. Без этих систем уже не мыслится сегодня использование современных транспортных средств - торговых судов, самолетов гражданской авиации, военной техники и др.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960-1970-х гг., а в 1980-1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полетов было проведено также большое число экспериментов - технических, геофизических и астрономических.

Важнейшими являются исследования в области космической медицины и систем жизнеобеспечения. Необходимо глубоко изучить человека и средства жизнеобеспечения тем, чтобы определить, что можно поручить человеку в космосе, особенно при продолжительном космическом полете.

Одним из первых космических экспериментов было фотографирование Земли, показавшее, как много могут дать наблюдения из космоса для открытия и разумного использования природных ресурсов.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188" была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки космических аппаратов в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на ее поверхность (США). В 1981 году был совершен первый полет многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл" (США), а в 1991 году стартовала отечественная система "Энергия" - "Буран".

В целом решение разнообразных задач исследования космоса - от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций - дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений - солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки ее поверхности, сфотографировали в том числе и ее невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты "Луноход-1" и "Луноход-2".

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Результаты, получаемые в области спутниковой геодезии, особенно важны для решения военных задач, картирования природных ресурсов, повышения точности траекторных измерений, а также для изучения Земли. С использованием космических средств появляется уникальная возможность решения задач экологического мониторинга Земли и глобального контроля природных ресурсов. Результаты космических съемок оказались эффективным средством наблюдения за развитием посевов сельскохозяйственных культур, выявления заболеваний растительности, измерения некоторых почвенных факторов, состояния водной среды и т.д. Совокупность различных методов космической съемки обеспечивает практически достоверную, полную и детальную информацию о природных ресурсах и состоянии окружающей среды.

Помимо уже определившихся направлений, очевидно, будут развиваться и новые направления использования космической техники, например организация технологических производств, невозможных в земных условиях. Так, невесомость можно использовать для получения кристаллов полупроводниковых соединений. Такие кристаллы найдут применение в электронной промышленности для создания нового класса полупроводниковых приборов. В условиях невесомости свободно парящий жидкий металл и другие материалы легко деформировать слабыми магнитными полями. Это открывает путь для получения слитков любой наперед заданной формы без их кристаллизации в изложницах, как это делается на Земле. Особенность таких слитков - почти полное отсутствие внутренних напряжений и высокая чистота.

Возможность осуществления таких замыслов неразрывно связана с решением задач по созданию новых двигателей для полетов в космическом пространстве не требующих значительных запасов топлива, например ионных, фотонных, а также использующих природные силы - силу гравитации, торсионные поля и др.

Создание новых уникальных образцов ракетно-космической техники, а также методов космических исследований, проведение космических экспериментов на автоматических и пилотируемых кораблях и станциях в околоземном космосе, а также на орбитах планет Солнечной системы - благодатная почва объединения усилий ученых и конструкторов разных стран.

В начале XXI века в космическом полете находятся десятки тысяч объектов искусственного происхождения. В их число входят космические аппараты и фрагменты (последние ступени ракет-носителей, обтекатели, переходники и отделяющиеся детали).

Поэтому наряду с остро стоящей проблемой борьбы с загрязнением нашей планеты встанет вопрос борьбы с засорением околоземного космического пространства. Уже в настоящее время одной из проблем является распределение частотного ресурса геостационарной орбиты вследствие ее насыщения космическими аппаратами различного назначения.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой - запуск и стыковка на орбите космических кораблей "Союз" и "Аполлон" - был осуществлен в июле 1975 г. Этот полет ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции.

Важнейшие этапы освоения космоса

В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

4 октября 1957 года запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1 (СССР).

3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2, впервые выведший в космос живое существо - собаку Лайку (СССР).

4 января 1959 года станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца (СССР).

14 сентября 1959 года станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР (СССР).

4 октября 1959 года запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр (СССР).

19 августа 1960 года совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полёт совершили собаки Белка и Стрелка (СССР).

12 апреля 1961 года совершён первый полёт человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле Восток-1 (СССР).

12 августа 1962 года совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило порядка 6.5 км (СССР).

16 июня 1963 года совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6 (СССР).

12 октября 1964 года совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1 (СССР).

18 марта 1965 гола совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2 (СССР).

3 февраля 1966 года АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны (СССР).

1 марта 1966 года станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету (СССР).

3 апреля 1966 года станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны (СССР).

30 октября 1967 года произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188» (CCCР).

15 сентября 1968 года первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. (СССР).

16 января 1969 года произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5. (СССР).

21 июля 1969 года - первая высадка человека на Луну (Н. Армстронг) в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта. (США).

24 сентября 1970 года станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю (станцией «Луна-16») образцов лунного грунта. (СССР). Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела (то есть, в данном случае, с Луны).

17 ноября 1970 года - мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1. (СССР).

15 декабря 1970 года - первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7». (СССР).

13 ноября 1971 года станция «Маринер-9» стала первым искусственным спутником Марса. (США).

27 ноября 1971 года станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса. (СССР).

3 марта 1972 года - запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы: Пионер-10. (США).

20 октября 1975 года станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. (СССР).

Октябрь 1975 года - мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры. (СССР).

12 апреля 1981 года - первый полёт первого многоразового транспортного космического корабля «Колумбия». (США).

7 декабря 1995 года станция «Галилео» стала первым искусственным спутником Юпитера. (США).

20 ноября 1998 года - запуск первого блока Международной космической станции. Производство и запуск (Россия). Владелец (США).

24 июня 2000 года станция «NEAR Shoemaker» стала первым искусственным спутником астероида (433 Эрос). (США).

30 июня 2004 года станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна. (США).

15 января 2006 года станция «Стардаст» доставила на землю образцы кометы Вильда 2. (США).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса