Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему люди поют? От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

  • Стихии и погода
  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, все равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос еще до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

    Между словом и воем.


    Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

    Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни с общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаем, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.

    Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьез задавался вопросом, а зачем оно надо?

    «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».
    Шушарджан С. В.

    Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

    Одно из основных свойств пения — то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие — и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение — это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

    «Поверил я алгеброй гармонию».


    Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».

    Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты — мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

    В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

    При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.

    «Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» — способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом». Петрушин В.И.
    Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

    Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи — все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

    Ритм — это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

    Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

    Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

    По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

    В унисон с космосом.

    Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс — частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

    Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.

    Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие — в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо — один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание — лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

    Мир, сотворенный песней.

    Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь — «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.

    И вот этот великий дар — пение — каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение — это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной Российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причем не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трех нот? Причин здесь несколько.

    Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приемы.

    Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» — не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте — такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.

    А после того как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.

    Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос — этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, — не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.

    Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

    Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся.

    Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

    Тина Георгиевская. Университет риторики и ораторского мастерства

    Вы когда-нибудь пробовали петь?

    Петь необходимо,

    потому что песня благотворна и помогает нам в жизни…

    М.Р. Гофман

    Л юди поют от рождения до смерти, часто совершенно не задумываясь о том, почему это делают. Существует популярное мнение, что человек поет от счастья, но почему тогда поют на похоронах? Многие сегодня поют, чтобы заработать деньги, но дети поют не ради денег. Случается, что мы поем, абсолютно этого не желая, бесконечное количество раз повторяя один надоедливый мотив. Мамы убаюкивают детей колыбельными, а взрослые повторяют мелодии песен, написанных на языке, которого совсем не понимают, но это занятие ни кому не кажется бессмысленным. Получая удовольствие, люди, не имеющие музыкального слуха, поют в караоке, а те, у кого не хватает духу, голосят у себя в машине. И уж, конечно, многие поют в ванной под душем.

    В течение жизни ребенка нужно долго обучать чтению, письму ирисованию. Но первое, что самостоятельно делает младенец, появившийся на свет - пробует свой голос, а уже потом учится видеть и координировать свои движения. Рассказывают про старушку в Архангельской области, которая в свои сто с лишним лет уже перестала ходить, почти совсем разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости.

    Большинство склонностей человека легко объясняются инстинктами. Например, процесс ухаживания можно связать с продолжением рода, а стремление к состязаниям оправдан охотничьим инстинктом. Пение же с точки зрения практической пользы абсолютно бесполезно. В качестве оправдания пению иногда приводится рекреационная функция и наслаждение искусством. Множество людей наслаждаются великими творениями живописцев, в то время как их собственные опыты в качестве рисовальщиков завершились вместе со школьными уроками. Однако мы не перестаем петь, даже если последний урокмы получили пятьдесят лет назад. Что же это за удивительное свойство, что за непонятная потребность человеческой природы, которая, казалось бы, вовсе не обусловлена жизненной необходимостью и социальной надобностью, но настойчиво требует своей реализации.

    Обычно человек мало знает об этом умении и не задумывается о его природе. И все же, почему нам нравится петь, и всегда ли пение является песней? Что человек пытается выразить при помощи пения? Почему пение является частью почти каждого религиозного культа? Зачем владеть своим голосом? Как пение влияет на поющего и на окружающих? Почему любят петь люди, не имеющие музыкального слуха? Однозначного ответа на поставленные вопросы нет ни в одном учебнике. И все же, попробуем в них разобраться. Прежде всего, давайте разберемся в том, почему человек поет, ведь очевидно, что способность к пению и причина пения - это не одно и то же.

    ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПОЮТ

    Музыкальное понимание гармонии космоса с древнейших времен является основой картины мира. Корифеи античного мира, Пифагор (570-490 гг. до н.э.), Платон (428-348 гг. до н.э.), Аристотель (384-322гг. до н.э.), утверждали, что музыка устанавливает порядок и равновесие во вселенной и воссоздает гармонию в физическом теле. Античная традиция возводит способность пения ко времени происхождения человека на земле и связывает её с предыдущей цивилизацией, от которой мы и получили это наследство.

    В 1952 году, немецкий физик, профессор Мюнхенского технического университета, Винфрид Отто Шуман (1888-1974гг), занимавшийся исследованием физического явления под названием «резонанс», высказал предположение о наличии собственных электромагнитных колебаний планеты Земля, впоследствии названных его именем - «Частота Шумана». Частоты этого резонанса совпадают с ритмами мозга, что свидетельствует о первичной связи живых существ с Землей и дает возможность человеку, используя пение и медитативные техники самоисцеляться и получать доступ к необычным способностям. Работая в том же направлении, выдающийся индийский философ и музыкант ХХ века, Хазрат Инайат Хан (1882-1927гг.) раскрывал «механизмы взаимодействия человека и Вселенной с помощью ритма» .

    На основании исследований этих ученых можно сделать вывод, что пение - это физический способ передачи и получения информации, а так же возможность с помощью интонации, тембра, ритма и частоты контактировать не только с себе подобными, но и с Вселенной.

    ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕНИЯ НА ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА

    «Человечеству издревле известно, что пение способно излечивать от болезней, воздействовать на нашу психику и сознание. Оно может стать настоящим оружием в руках воина, может мотивировать или угнетать большие массы людей». Восточная медицина, например, усматривает причину болезней в блокировке энергии, протекающей в организме. И освобождая, с помощью пения, заблокированные каналы, по которым протекает жизненная энергия, человек чувствует себя более здоровым и счастливым. Эскулап лечил музыкой. Пифагор начинал и заканчивал свой день пением, он открыл, что музыка имеет влияние на возбуждение в человеке различных эмоций.

    Для объяснения действия пения на тело человека начнем со стихии воды. Наше тело состоит на 70-80 % из воды. Из школьных уроков известно, что вода является идеальным проводником. Если мы будем воздействовать на тело звуком, то и организм будет проявлять определенные реакции на этот звук. Японский исследователь, доктор Масару Эмото (1943г. -) в своих научных работах наглядно продемонстрировал, как именно это происходит. Он воздействовал на кристаллы замерзающей воды музыкой и словами, при этом делались фотоснимки всего процесса воздействия. Результаты были ошеломительными. Под воздействием звуков и вибраций кристаллы воды меняли свою форму.В своей книге «Message from water», Масару Эмото пишет: «Теперь я знаю, почему без воды не может быть жизни, почему существуют альтернативные способы лечения и почему они эффективны» .Современное оборудование позволяет делать фотоснимки ауры человека. Исследования, проведенные в этой области, зафиксировали изменение цвета ауры конкретных людей после голосовых занятий. В относительно недавнем прошлом в германии маститые врачи измеряли иммуноглобулины, циркулирующие в крови. Оказалось, что после пения, количество иммуноглобулинов повышается, то есть улучшается иммунная защита организма. Все это объясняет причины использования пения, как сольного, так и хорового, для лечения недугов.

    До наших дней дошло множество исторических свидетельств использования пения в лечебных целях. Древние египтяне лечили голосом бессонницу и все без исключения народы понимали, что пение помогает заснуть, отсюда - колыбельные. Пифагор настойчиво рекомендовал пение, как лекарство от помешательства. Кельтские народы применяли «песенные заклинания» в терапии. В Китае пение применялось для лечения нервных расстройств. В Новой Зеландии пели специальные песни, чтобы облегчить боль роженице. На Руси больного человека располагали внутри круга поющих людей и водили вокруг него хороводы.

    Пение - это работа с ритмом, звуком и вибрациями. Известно, что только около 20% воспроизводимого человеком звука направляется на слушателя, во внешнее пространство. 80% направляется вовнутрь. Что же при этом происходит? В тембре голоса содержатся определенные частоты и колебания, и когда мы поем, внутренние органы вибрируют, то есть происходит своеобразный внутренний массаж, улучшающий кровообращение. Вибрации, которые возникают при правильном обращении с голосом, снимают внутреннее напряжение, поэтому пение - прекрасное успокоительное средство, и с его помощью лечат неврозы, психические расстройства и депрессии. Подобный «звуковой внутренний массаж» очень полезен будущим мамам во время беременности. Звуковые частоты, возникающие при пении, активизируют рост и развитие ребенка, его головной мозг. К примеру, во Франции известный врач-акушер, Мишель Оден (1930г.-) по этой причине создает целые хоры беременных женщин. Определенным образом подобранный музыкальный ритм способен нормализовать биологические ритмы организма. Если ритм музыки реже ритма пульса, он оказывает успокаивающее воздействие на организм, а если ритм музыки чаще пульса, возникает возбуждающий эффект.

    В конце ХХ века возможности науки в исследовании процесса музыкального восприятия, значительно возросли. Появилось узкое направление исследований - музыкотерапия. Ученые установили, что пение и музыка активно влияет на функции всех физиологических систем и процессов:дыхание сердечно-сосудистую систему, кровообращение. В начале 60-х годов, благодаря Лорел Элизабет Кейс появилась специальная методика лечения голосом, названная «Тонинг» .

    Пение оказывает на человека сразу несколько видов воздействия: физиологическое (функции организма), психолого-эстетическое (ассоциативное, образное), вибрационное (биохимические процессы на клеточном уровне).

    Ученые Китая даже разработали систему лечения, основанную на влиянии звуков при пении:

    «И» - освобождает от заложенности носа, лечит глаза и уши.

    «А» - снимает спазмы, действует на сердце и желчный пузырь.

    «У» - полезен при лечении матки и предстательной железы.

    «Э» - помогает в работе головного мозга.

    «Ш» - лечит печень.

    «Х» - сбрасывает отрицательную энергию.

    На востоке с древних времен знали, что вибрация звука может различным образом настраивать дух и разум. Техническим приемом такой настройки является Мантра - произнесение звуков в определенной последовательности. Каждая мантра оказывает воздействие на тело, влияет на психику, имеет священный духовный смысл.

    Учитывая приведенные аргументы, уже меньше удивляет количество долгожителей среди великих певцов: Лемешев дожил до 76 лет, имея всего одно легкое, итальянский тенор Беньямино Джильи в 70 лет пел на сцене, как юноша, сильнейший бас Марк Рейзен отметил свой 90-летний юбилей на сцене, до почтенных лет дожили Козловский и Михайлов.

    СВЯЗЬ ПЕНИЯ С ПСИХИКОЙ ЧЕЛОВЕКА

    Помимо физического воздействия, пение оказывает сильное влияние на психо-эмоциональную сферу. Эмоционально-образное наполнение пения влияет как на того, кто поет, так и на того, кто слушает. Причем, если слово адресуется сознанию человека, то тембр, эмоциональная окраска, музыкальное сопровождение - напрямую к подсознанию.

    Социопсихологии знают, что используя ритм можно изменять состояния и настроения как отдельно взятого человека, так и толпы. Используя ритм, возможно ускорять или замедлять сердцебиение, чем всегда успешно пользовались шаманы и знахари. Тембр, ритм и гармония, могут быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя. Существуют техники, в которых пением человек настраивает свой организм, подобно роялю. Входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу определенные вибрации, человек может поднять свой жизненный тонус. Когда мы начинаем петь, не имея для этого настроения, пение постепенно меняет наше состояние, возникает обратная связь, приходит радость. Аналогично невропатологи лечат своих пациентов: заставляют их улыбаться. Улыбка - обычно следствие хорошего настроения - становится его причиной. Поэтому неслучайно человек поет. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье.

    В пении человек может выразить множество эмоциональных состояний и тем самым снять стресс, выплеснуть ненужный негатив и возбуждение. В результате, пение способно помочь в лечении депрессий, неврозов и нервных болезней и обеспечить гармоничное эмоциональное состояние тому, кто пользуется магией голоса. Известный французский отоларинголог, профессор психолингвистики, Альфред Томатис (1920-2001гг.), в своей книге «Ухо и голос» описывает влияние на психику человека высокочастотных звуков. Он доказал, что человек не просто слышит звуки: воспринимаемые органами чувств колебания воздействуют на нервные окончания и, преобразуясь в электрические импульсы, поступают в мозг. Одни воспринимаются как звуки, другие - попадая в мозжечок, передаются в лимбическую систему, ответственную за эмоции. Электрический импульс, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, и участвует в регулировании высших психических функций человека. По мнению Альфреда Томатиса, ухо является одним из важнейших органов, формирующих сознание человека.

    Безусловно, пение предполагает наличие гармонии и ритма. Под этими понятиями обычно понимается структурная организация пространственно-временного континуума. Вся вселенная существует по одинаковым законам. Одинаковые пропорции лежат в основе движения планет, прочного здания и красивой мелодии. Неспроста древние греки причисляли музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в триумвират: «Астрономия, Музыка, Геометрия». С древних времен люди понимали, что как нарушение законов вселенной может ввергнуть космос в хаос, пренебрежение законами геометрии превратит здание в руины, так и несоблюдение четких законов музыкальной гармонии разрушает душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми.

    «Важнейшим понятием в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, речи,танце, игре, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через определение этого ритма человек мог подключиться к космическим ритмам мирового целого». Ритм - это структурирование времени, деление временного континуума на определенные промежутки. Сердечный ритм, ритм дыхания - основа жизни. Физиологи установили, что количество сердечных ударов в течение жизни мыши, слона или человека примерно одинаковое. Каждому явлению, народу, человеку свойственен его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Пифагор, Платон и Аристотель указывали на профилактическую и лечебную силу пения. Они считали, что пение восстанавливает порядок и нарушенную гармонию в теле человека, изменяет настроение, перестраивает эмоциональное состояние.

    При помощи своего певческого аппарата, человек пытается выразить некие процессы, происходящие внутри него. Для объяснения этого, необходимо обратиться к современным исследованиям в области психологии. Пение - это сознательный процесс, а наше сознание состоит из трех активных взаимодействующих структур: психика - во главе с осознавателем - умом, интеллект - являющийся выражением духовности, чувственная сфера - отражение нервной системы организма. Взаимосвязь этих элементов осуществляется «личностным Я», которое преобразует импульсные воздействия всех систем в причинно-следственный ряд и формирует наше знание о реальности в определенную картину мира.

    Наше физическое тело имеет отношение только к «сознательному» состоянию ума, в то время как существует огромная сфера «подсознания», в которой мы не можем использовать наши пять органов чувств. Однако, находясь в медитативном состоянии или во сне, мы можем «слышать» и «видеть» какие-то теневые процессы и образы, которые невозможно почувствовать в сознательном поле. Возвращаясь в сознательное состояние, наше «Я» пытается повторить и визуализировать полученный опыт, используя доступные инструменты. То есть, чтобы не забыть то, что сознание сумело вытащить из подсознания, человек фиксирует это с помощью специальных знаков. Например, проснувшись и смутно припоминая какие-то образы иощущения, композитор напевает мелодию, поэт сочиняет стихотворение, художник пишет картину. Так рождаются композиция, живопись и поэзия.

    Но пение - это еще не песня, рисование - не картина, а текст - не книга. Иногда эти образы складываются в единое целое и рождаются песни, то есть стихи, положенные на мелодию или сценарии, где картины сопровождаются текстами и музыкой. Это и есть настоящее творчество, в котором каждый творец уникален от начала и до конца. И в этом коренное отличие творца от ремесленника, искусно выполняющего свою работу по готовому, кем-то придуманному шаблону.

    ПЕНИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

    Исследования феномена пения и его возможностей сегодня активно исследуется многими учеными различных направлений. Специалистами обнаруживаются и фиксируются новые свойства голоса. Создаются различные учреждения, изучающие влияния пения на человека. Музыкотерапия сегодня - это интегральная дисциплина на стыке нейрофизиологии, рефлексологии, психологии и музыковедения. Она всё более утверждается в качестве универсальной воспитательной системы,оптимизирующей процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни. В странах Западной Европы и США возникли и приобрели популярность музыкально-психотерапевтические центры. В России также существует центр музыкотерапии, возглавляемый доктором Сергеем Вагановичем Шушарджаняном, оперным певцом с консерваторским образованием.

    Современные психологи утверждают, что лучший способ повысить качество своей жизни - просто начать ей радоваться. Пение именно тот инструмент, который позволяет «добыть» радость жизни. По мнению специалистов, оно входит в «антидепрессивный пакет» наравне с йогой, спортивными занятиями и сеансами психотерапевта. В последние годы учиться петь идет все больше взрослых, состоявшихся, серьезных людей. Не столько ради мифической профессиональной певческой карьеры, а чтобы решить конкретные проблемы - психологические и физиологические. В этом есть неоспоримая логика, так как вокал раскрепощает, помогает лучше понять себя и свое тело. Человек становится спокойнее, радостнее и счастливее.

    С точки зрения физиологии, вокал - самый настоящий фитнес, так как при пении работает все тело от макушки до пяток. С непривычки у начинающих певцов устают ноги, спина, пресс, даже челюсть. Активно задействуются мышцы живота. Работа над дыханием насыщает кровь кислородом, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Кроме того, вокал учит владеть и управлять своими эмоциями.

    Различные отрасли науки всячески подтверждают благотворное воздействие пения на тело и душу человека, однако важно знать «дозировку», вредные и полезные виды пения, так как пением можно и навредить. Исследования, проведенные в Больничном центре Сент-Люкс-Рузвельт, показали, что некоторые техники пения, отличающиеся длительными задержками дыхания, разрушающе действуют на мозг, легкие, гортань, сердечно-сосудистую систему. Паталогоанатомическое исследование известного тувинского хоомейджи Геннадия Тумана, умершего в возрасте тридцати трех лет, показало, что у певца «практически не осталось легких». В Монголии даже существует закон, по которому исполнители горлового пения приравнены по профвредности к шахтерам и могут досрочно выходить на пенсию.

    Сегодня официальная наука признает существование трех основных техник пения: горловое, трансове и классическое. Есть и другие техники, например, скриминг (от англ. scream — «кричать») и гроулинг (от англ. growling — «рычание»). Гроулинг сделал популярным Луи Армстронг, сейчас его используют в блюзе, хард-роке и прочих тяжеловесных направлениях. Скриминг практикуют вокалисты «металлических групп». Выбирая в какой технике петь, есть смысл прислушаться к мнению профессионалов, которые считают, что академические певцы могут исполнять и фолк и эстраду, за счет серьезной подготовки. А вот наоборот - вряд ли получится. В любом случае, техника - дело вкуса. Певец сам решает, что и как он должен своим творчеством сказать людям.

    Как и во всякой форме художественной деятельности человека, в вокале нужно различать пение любительское «для себя», необходимое человеку, как воздух, но не являющееся искусством, и пение как исполнительское искусство, у которого есть свои законы.

    Подводя итог выводам, сделанным ранее, можно заключить, что:

    Пение - наиболее ранняя и важнейшая область музыкальной жизни человека. Оно способно оказывать воздействие на физическое тело человека, обладает сильными психотерапевтическими свойствами и выражает явления, скрытые в подсознании.

    Исследования феномена пения и его возможностей восходят к музыкально-философским системам древней Греции, которые, в свою очередь синтезировали их из музыкальной практики и музыкального воззрения восточных цивилизаций древнего мира.

    В настоящее время способности человека к пению активно исследуются учеными различных направлений, которые выявляют все новые и новые возможности, заложенные в голосе человека. Образовываются различные учреждения, занимающиеся исследованием его свойств и оказываемого воздействия.

    Занимаясь развитием голосового аппарата, крайне необходимо иметь верное представление о механизмах его работы, направлениях использования и возможных отрицательных последствиях при неверном функционировании и излишествах.

    Лично я не пою в душе. Но подозреваю, что я – в меньшинстве. Судя по современному кинематографу, шуткам друзей и популярным запросам в интернете, любителей петь в душе довольно много . Многие из них только в душе и поют.

    Чем так привлекательно пение в душе?

    1. Льющаяся вода бодрит и тонизирует

    Если температура воды комфортная, человек подсознательно стремится закрепить тонизирующий эффект. Простой способ – петь что-то жизнеутверждающее, типа «Я свободен» или «Пошлю его на небо за звездочкой».

    Если температура воды не очень комфортная (допустим, человек закаляется), то приходится искать способ отвлечься, переключиться. Выход – выпевать «Самый лучший день» или «Сочиняй мечты».

    2. Ванна с пеной расслабляет

    Уйдем чуть в сторону и рассмотрим вариант не душа, а ванны с душистой пеной – в ванне тоже многие из нас поют. Теплая вода, ароматические масла – и вот мы расслабляемся, куда-то исчезают проблемы и комплексы, и душа просит… чего? Правильно, музыки! Интроверты включают диск со звуками моря, пением птиц или колокольчиковой аранжировкой классики. Экстраверты – поют, ведь…

    3. Стесняться некого

    Мы сейчас не рассматриваем вариант совместных романтических ванн и душей. Когда человек находится в ванной комнате один, то возникает иллюзия, что никто его не слушает. Можно отбросить страхи и петь: как угодно, лишь бы у самого уши не заболели! Добавьте к этому шум струящейся воды, частично заглушающей звуки, — и вы согласитесь, что петь в душе – это как петь в лесу: пугаются только медведи.

    4. Хорошая акустика

    Профессионалы сразу ринутся в бой: акустика? В ванной? Чушь! Я не имею в виду качественную музыкальную акустику, когда звук хорошо разносится, нет посторонних шумов и т.д. Я имею в виду, что ванная комната – это, в большинстве случаев, маленькое замкнутое пространство, создающее эффект эха. В таком пространстве легко представить себя на сцене большого зала. В общем, этот пункт мотивирует наших внутренних артистов.

    5. Подходящая атрибутика

    Душ-разбрызгиватель или шампунь – чем не микрофон? Так и провоцирует на исполнение любимой песни…

    6. Заряжает хорошим настроением

    Мы точно не знаем, когда человек начал петь и играть на музыкальных инструментах. Но мы почти уверены: то, что начало петь и играть на музыкальных инструментах, человеком еще не было. Уверенность эта появилась совсем недавно, а еще лет пятьдесят назад весь научный мир вполне придерживался марксистско-энгельсской точки зрения на музыку: человек-де изобрел ее, чтобы ритмичными выкриками синхронизировать действия команды, которая выполняет требующую слаженности совместную работу. К примеру, надо перенести тушу мамонта или закатить на гору валун, которым хорошо будет прикрыть вход в пещеру. Словом, «Эх, дубинушка, ухнем!» - исток музыкальной традиции человечества.

    Пение также идеально подходило для ритмизации монотонной деятельности: «Трись, шкура, трись - будет сыну доха. Варись, горох, варись - будет дочке каша».


    Замечательная позитивная теория, которая, правда, совершенно игнорировала тот факт, что вокруг трудящегося человека день-деньской распевали песенки представители видов, в трудолюбии не замеченных и мамонтами не промышлявших. И их бодрые «чик-чирик» и «ква-ква» не делались от этого менее ритмичными и музыкальными.

    В конце концов отдельные граждане начали задаваться вопросом: если всякие синички поют потому, что хотят размножаться, то почему для человека непременно нужно было придумывать какой-то другой мотив? Кхм... музыка у нас для этого тоже еще как используется! Одни серенады чего стоят. Оставим пока этих граждан задумываться и дальше и посмотрим, что тем временем происходит за забором, отделяющим физику от метафизики.


    Музыка сфер


    У идеалистов и романтиков, как всегда, все было куда красочнее и понятнее. Музыка - это дар богов, начальная вибрация мироздания, голос ангелов. Она усмиряет зверей, двигает камни, создает вселенные. «Из наслаждений жизни одной любви музы´ка уступает». Арфу изобрел Аполлон, лиру - Гермес, свирель - Афина. Бодхисатва спустился с неба, чтобы помочь Тосикагэ сделать семь лютен кото из священной ветви удумбара.

    Люди с хорошим слухом обычно эмоциональнее

    В общем, идея понятна: музыка - высшая форма существования информации, позволяющая человеку, встав на цыпочки, одним глазком заглянуть в мир непознаваемого. Именно поэтому она способна так тревожить душу. Любовь к музыке чиста, как любовь к красоте природы, в ней нет ничего эгоистичного, потребительского, похотливого. Она иррациональна, а все иррациональное идеалистами очень ценится за то, что от него никакой пользы нет.


    Кстати, птичкам, лягушкам и цикадам в этой картине тоже нашлось место. Все они, пищащие, булькающие и свистящие, - участники хора, который единой песней Земли славит Господа. Прелесть, правда?

    Однако разные животные на музыку реагируют по-разному. ее явно распознают и даже иногда могут «подпеть». Лошади могут гарцевать под марши. Певчие птицы охотно слушают радио и иногда пытаются повторять понравившуюся им песенку. разве что ухом недовольно поведет на особо хриплый вой из динамиков. А вомбату какому-нибудь ставь хоть Моцарта, хоть Мэнсона - в ответ будет полный игнор, и морковный хруст не станет ни на йоту ритмичнее. И в этой разнице реакций скрывается ответ на вопрос, отчего музыка кажется нам такой прекрасной.


    Люди как птицы


    На самом деле не были правы ни идеалисты, ни материалисты, причем последние ошибались даже больше, чем первые.

    Музыка нравится людям по одной-единственной причине: мы принадлежим к видам, для которых звуковые сигналы играют важную роль в жизни, а ритмичность этих сигналов, их тональность всегда были для нас способом передачи информации от особи к особи. Иначе говоря, человеческий язык начался не со слов в современном их понимании, а с пения, с передачи эмоций и смыслов тональностью и ритмом. Пожалуй, первым об этом догадался Чарлз Дарвин, который в 1871 году написал буквально следующее: «Звуки, издаваемые птицами, в некотором отношении имеют чрезвычайное сходство с языком... Язык может восходить к пению, которое могло дать начало словам, выражающим различные ». Сегодня это предположение Дарвина считается совершенно верным. В прошлом году Массачусетский технологический университет (США) представил обширное исследование, подтверждающее эту гипотезу.

    Сигеру Мигаява, ведущий автор проекта, указывает, что лишь 70–80 тысяч лет назад наши предки начали осваивать лексическую составляющую речи, вводя это новшество в привычные мотивы. До тех пор мы не говорили, а распевали, как ангелы в раю. Наши голосовые связки и речевой аппарат - один из сложнейших музыкальных инструментов в природе - убедительно свидетельствуют, что человек существо поющее. И до сих пор интонации для нас имеют большее значение, чем смысл слов (будь это не так, у сарказма не было бы ни малейших шансов на выживание).

    Удивление, грусть, радость, страх, мольба - практически любую эмоцию человек может донести до другого, вне зависимости от того, на каких языках они при этом говорят. На самую древнюю форму речи не распространилось. Более того, другие групповые животные или животные-синантропы тоже могут донести до нас свои переживания. При некоторой тренировке мы распознаем и грусть в мычании коровы, и недовольство в кошачьем мяуканье, и восторг в собачьем лае. А вот чтобы понять, что не так, например, с вомбатом, нам придется щупать ему нос и пихать в попу градусник. Потому что вомбат как животное, прямо скажем, антисоциальное, не сумеет исполнить нам арию о своих страданиях. Не обучен-с.

    Человеческий язык начался с пения

    Вот еще пять любопытных фактов, связанных с тем, что петь мы начали раньше, чем говорить.

    • Мы легко запоминаем ритмический текст (песни и стихи помним намного лучше и дольше, чем прозу).
    • Даже профессиональная аудитория воспринимает лучше, чем сказанные им слова. Проводились эксперименты, когда перед профессиональными собраниями (медиков, филологов и др.) выступал актер, живо и эмоционально произносивший в целом бессмысленный текст с несуществующими терминами. Лишь 5–10% аудитории участников смогли распознать подделку, остальные при анкетировании высоко оценили выступление.
    • Заики практически не заикаются, когда поют.
    • 50% звуков, издаваемых матерями, занимающимися с новорожденными, лишены лексического значения (все эти «уси-пуси», «ню-ню», «плюти-плюти-плюти-плют»). Зато интонационная окраска этих сюсюканий чрезвычайно вариативна и обильна, ведь ребенку с точки зрения эволюционной программы матери важнее всего первым делом обучиться распознавать эмоции других членов группы.
    • Люди с хорошим музыкальным слухом обычно эмоциональнее, чувствительнее людей, которым медведи по ушам как следует прогулялись. Знаменитые певцы, музыканты и поэты куда чаще были невротиками и истериками, чем, например, писатели, ученые и военачальники.

    Привычка к музыке нужна

    Изучая песни скворцов, советский натуралист Максим Зверев поражался их вариативности. Молодой скворец, вступая в возраст репродукции, составляет собственную песню, ориентируясь на самые громкие и характерные звуки в округе. Он не только вплетает в свои брачные напевы популярные у других скворцов ритмы и звуки, но и может мяукать как кошка, квакать как лягушка, подражать цаплям, ласточкам и сойкам. А сам Зверев обогатил скворчиный фольклор звуками печатной машинки - несколько обитавших под его окном молодых птиц восхитились этим дивным треском и включили его в свой репертуар, выкинув на свалку истории все эти «пик-пик» и «щелк-щелк», которым их учили мама и папа («пик-пик» и «щелк-щелк» не привлекают внимания птицы-подростка, не заставляют к ним прислушиваться, так как слишком привычны). Но чем старше становится птица, тем реже она разучивает модные новинки, предпочитая петь то же самое, что исполняла для прекрасных дам в юности.

    С человеком все происходит примерно так же. Сперва мы осваиваем «ладушки», которые, казалось бы, навеки программируют наш музыкальный генокод, но, вступая в пору полового созревания, мы готовы эти «ладушки» несколько переосмыслить. Как скворцы среди зверевской сирени, мы осматриваемся по сторонам и слушаем, что за песни исполняют самые крутые самцы. (Скворцы, конечно, не держали самого Максима Дмитриевича за альфа-самца всея округи - они слышали невероятное по громкости и неустанности щелканье и сильно зауважали невидимого парнишу.)


    Так что некий условный Вася, который сейчас сильно ценит витч-хаус, потому что только самые крутые пацаны знают, что это такое, четко следует за своим отцом, научившимся некогда высовывать язык до кадыка не хуже Джина Симмонса. И вместе с папой они являются достойными наследниками Васиного прапрадедушки, терзавшего тальянку на гулянке с фабричными девчатами, потому что настоящий шикарный кавалер непременно может сыграть «Маруся отравилась» так, что на слезу пробьет («Салфет вашей милости, Акулина Макаровна, чо до нас носу не кажете?»).

    Заики не заикаются, когда поют

    Нет в мире искусства, чьи стили менялись бы так стремительно, как в современной музыке, потому что каждые пять - десять лет приходят новые партии мальчиков с горящими глазами, которым непременно нужно составить свою, ни на что не похожую песенку и утереть носы лохам и старичью.

    И нет в мире искусства, которое было бы до такой степени мужским.

    Девушки, конечно, тоже любят музыку, но несколько иначе. Просто девушкам чаще всего никому ничего не надо доказывать, и они могут отрываться не размышляя, кто и что о них подумает. Да, ей нравится челочка Джастина Бибера, эта финская песенка про «лам-ца-ца, ариба-даби-дила», а еще Сороковая симфония Моцарта, потому что она впервые поцеловалась с мальчиком на заднем дворе музыкальной школы, когда какой-то несчастный ребенок мучил Вольфганга Амадея. Девушки могут любить конкретную песню, конкретного исполнителя, но быть поклонницей какого-то определенного музыкального стиля? Нет, это большая редкость в мире женщин.

    И в этом им в общем-то повезло, потому что нет более простого способа почувствовать себя устаревшим хламом, чем начать разговаривать о музыке с гражданами лет на пять - десять моложе тебя. Ты только позволил себе ляпнуть что-то про арт-рок, а они смотрят на тебя так, как будто ты вытащил из-под стола клавесин и пудреный парик.


    Тайные звуки становятся явными


    Точно так же, как скворцам до явления Великой Печатной Машинки приходилось вариться в собственном соку, чрезвычайно редко находя новые коленца для своих песенок, музыка до появления средств звукозаписи очень долго оставалась делом местным, национальным, иногда даже семейным и очень медленно меняющимся. Но, как только появились эти самые средства звукозаписи*, границы прорвались немедленно.

    Кстати, первым таким средством были вовсе не патефоны, а ноты. Одиннадцатый век нашей эры

    Например, в Японии IX века музыкальные произведения принято было хранить в секрете, приемы игры на струнных и духовых инструментах передавались от отца к дочери и от матери к сыну в обстановке строжайшей секретности - вплоть до того, что слугам, оставшимся в доме на время обучения, предписывалось затыкать уши хлопковой ватой. А если кто-то из аристократических дам или кавалеров, поддавшись просьбам императора, соглашался сыграть в дворцовом саду «Варварскую свирель» или «Из радуги яркий убор, из окрашенных перьев наряд», то потом император еще несколько лет мог хоть упроситься, но паузу держали, чтобы ненароком не запомнил кто секретных переборов, не смог кощунственно повторить.

    Первыми, еще до изобретения нот, контрабандистами, коммивояжерами, распространителями музыки стали цыгане. Эта индийская каста музыкантов и певцов моталась по всей Евразии и даже местами по Африке, зарабатывая уличными концертами. Держа уши чутко раскрытыми, цыгане похищали, заимствовали, распространяли и перемешивали мелодии мира. И нет практически ни одной национальной музыкальной культуры, на которую не оказала бы влияния цыганская, то есть изначально интернациональная сборная солянка: Китай, Индия, Средиземноморье, Ближний Восток щедро, хоть и невольно, одаривали друг друга мелодиями и ритмами через цыганские гитары и бубны.


    Конечно, и сегодня средний русский, средний американец, средний китаец и средний араб будут любить очень разную музыку (не стоит все же сбрасывать со счетов те самые «ладушки»). Но тысячу лет назад японец и, допустим, сакс вряд ли бы признали музыкальную культуру друг друга музыкой в принципе. Так что сегодня национальные рамки в восприятии музыки стали совсем тоненькими и прозрачными, каждый из нас составляет собственный плей-лист, лишь слегка оглядываясь на свой пол, нацию и возраст.

    И хорошая новость: современный человек куда лучше умеет слышать музыку, чем его ровесник XVII, XVIII или даже XIX века. Согласно исследованиям Гарвардского университета, счет идет уже на десятилетия: люди, родившиеся в 90-х годах, лучше воспринимает сложную полифонию, чем уроженцы 80-х, а те обставляют в этом плане поколение 70-х. Что ж, это ожидаемо. Чем больше выбор блюд у слушателя, чем разнообразнее музыка, пробившаяся к его ушам, тем сложнее и прихотливее его вкусы. А появление пластинок, кассет, CD, айподов и айтюнсов превратило весь мир в поистине гигантское сборище меломанов. Способности человечества в плане музыкального восприятия растут год от года.

    Так что, может, когда-нибудь мы опять вернемся к самому естественному способу общения для нашего вида и, отказавшись от слов, будем безупречно насвистывать друг другу точную информацию.


    • Больше дюжины видов музыкального слуха существует в музыкальной психологии: слух абсолютный, ритмический, внутренний, гармонический, фактурный, архитектонический и т. д. Часть из них является исключительно врожденной особенностью, часть закладывается в первые годы жизни, часть можно развить иногда даже в зрелом возрасте. Но существуют еще такие вещи, как эмоциональное восприятие музыки, как способность вырабатывать дофамин в ответ на определенные звуки в подходящей последовательности, персональные детские инбридинговые связки. В общем, в мире не найдется двух людей с одинаковыми музыкальными пристрастиями.
    • В Техасском университете в 1980-х годах был проведен опыт. Новорожденных крысят два месяца держали в клетках, в которых иногда включали музыку: одной группе - классическую, другой - атоническую, а третьей - просто шум вентилятора. Потом крыс перевели в другие клетки, где они могли сами нажимать на одну из трех клавиш и слушать любую из записей. Крысам игрушка понравилась, и они часто включали себе музыку. В какой бы клетке крысы ни воспитывались, они слушали поровну классическую и атоническую музыку, а вот клавиша с шумом вентилятора после нескольких коротких проб так и осталась невостребованной.
    • Всего 2% людей способны практически со стопроцентной точностью определить эмоциональное состояние человека по нескольким произнесенным фразам (причем текст зачитывается в спокойной манере). Эти проценты были высчитаны во время развернутых программ подготовки астронавтов в НАСА: астронавтов заставляли читать текст после тренировки, в момент подъема груза, после проигрыша любимой команды, во время вечеринки и т. д. Именно из этих 2% людей с абсолютным эмоциональным слухом подбирали потом наблюдателей за психологическим состоянием астронавтов в полете.
    • Запись стрекотания кузнечиков, поставленная на скорости, к которой восприимчиво человеческое ухо, воспринимается нами как торжественный многоголосый хорал. Такую запись cделал композитор Джим Уилсон, дав ей название «God’s chorus of crickets».

    Фото: Getty Images; Everett / East News.

    От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, все равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос еще до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

    Между словом и воем.

    Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

    Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни с общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаем, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.

    Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьез задавался вопросом, а зачем оно надо?

    «Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

    Шушарджан С. В.

    Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

    Одно из основных свойств пения - то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие - и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение - это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

    «Поверил я алгеброй гармонию».

    Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».

    Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

    В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

    При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.

    «Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом». Петрушин В.И.

    Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

    Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

    Ритм - это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

    Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

    Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

    По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

    В унисон с космосом.

    Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс - частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

    Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.

    Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие - в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо - один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание - лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

    Мир, сотворенный песней.

    Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь - «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.

    И вот этот великий дар - пение - каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение - это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной Российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причем не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трех нот? Причин здесь несколько.

    Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приемы.

    Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» - не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте - такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.

    А после того как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.

    Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос - этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, - не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.

    Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

    Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся.

    Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса