Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Повесть А.Платонова "Котлован". Проблемы, аргументы для сочинения ЕГЭ. Влияние искусства на жизнь человека – аргументы ЕГЭ Проблема воздействия природы на человеческую натуру


  • Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.
  • Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
  • Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)


  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!

  • - искусств. художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов.

  • Возможный вариант вступления/заключения
  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

  • Тезисы Цитаты

Мне на плечи кидается век-волкодав,

Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)

В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь- батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.


  • Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни. К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается.
  • А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.

  • В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема духовного здоровья людей, то есть утраты духовных ценностей. В повести царит атмосфера бездуховности, грубости, бескультурья. Коллективизация предстает как коллективное убийство и самоубийство. Люди превращаются в животных: Чиклин механически убивает оказавшегося под рукой мужика; крестьян, не вошедших в колхоз, отправляют на плоту; мужики не видят различий между убийством активистов и скота, вырубкой деревьев и уничтожением своей плоти. Человек обезличен и превращен в понятие («кулак», «буржуй», «активист»). Храм опустел. Креститься не допускается. Народ лишь ставит свечку, вместо молитвы, и скрывается, поднимая за собой траву. Люди потеряли смысл жизни: «я остался без Бога, а Бог без человека…» Для мужиков гроб – цельное хозяйство, ради которого они и живут. Чиклин же приносит два гроба: один для постели Насти, а другой – для красного уголка. Таким образом, можно сказать, что в «Котловане» нет надежды на будущую жизнь. В основе всей жизни лежат лишь одни мечты.

  • В повести А.П. Платонова «Котлован» раскрывается проблема утраты духовных ценностей. Так, взорван Храм Христа Спасителя – центр духовной жизни России, а на его месте предлагается построить Дворец Советов. А котлован «нового дома», в котором человек был бы «обручен с землей», становится для многих могилой, «вечным домом» для маленькой Насти. Уничтожение религии и фанатичное поклонение новы идеям, это не атеизм, а безбожие: «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот». В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка. «Я теперь ни во что не верю!» Вот итог строительства новой жизни, нового человека и его духовного здоровья.
  • Герои романа Е. Замятина «Мы» - «нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной? В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что его

Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)

  • Тезис

Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.


  • К проблеме будущего России в 20-е годы ХХ века обратился Е. Замятин в романе- антиутопии «Мы». Создавая модель идеального государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, автор предупреждал об опасности обезличивания, утрате живой души и превращении человека в безликую массу «нумеров».

Проблема научного прогресса

  • Цитаты

«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев). - Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).

Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).

В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно- технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.

Заключение: «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.

  1. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Человек иногда, не замечая своего счастья, проходит мимо. Когда чувство любви возникает у него, становится поздно. Так случилось с Евгением Онегиным. Сначала он отверг любовь деревенской девушки. Встретившись с ней через несколько лет, он понял, что влюблён. К сожалению, их счастье невозможно.
  2. М. Ю Лермонтов. «Герой нашего времени». Истинная любовь Печорина к Вере. Его легкомысленное отношение к Мэри и Бэле.
  3. И С. Тургенев. «Отцы и дети». Евгений Базаров отрицал всё, в том числе и любовь. Но жизнь заставила его испытать его это истинное чувство к Анне Одинцовой. Суровый нигилист не смог противостоять уму и обаянию этой женщины.
  4. И А. Гончаров. «Обломов». Любовь Обломова Ольги Ильинской. Желание Ольги вырвать Илью из состояния равнодушия и лени. Обломов пытался найти цель жизни в любви. Однако усилия влюблённых были тщетны.
  5. А. Н. Островский. Невозможно жить без любви. Доказательством тому является, например, глубокая драма, которую пережила Катерина, главная героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза».
  6. И.А. Гончаров. «Обломов». Великая сила любви - тема многих писателей. Часто человек способен ради любимого изменить даже свою жизнь. Однако не всегда это удаётся. Например, Илья Ильич, герой романа И.А. Гончарова «Обломов», ради любви отказался от многих своих привычек. Ольга же, испытав разочарование, бросает Обломова. Взаимообогащающего развития их отношений не получилось, потому что желание прозябать «переползая из одного дня в другой», для Ильи оказалось сильнее.
  7. Л.Н. Толстой. Любовь - великое чувство. Оно способно изменить жизнь человека. Но может принести много надежд и разочарований. Однако это состояние может и преобразить человека. Такие жизненные ситуации были описаны великим русским писателем Л.Н. Толстым в романе «Война и мир». Например, князь Болконский после жизненных невзгод был убеждён, что больше никогда не испытает счастья, радости. Однако встреча с Наташей Ростовой изменила его взгляд на мир. Любовь - великая сила.
  8. А. Куприн. Порой кажется, что из нашей жизни исчезает поэзия, волшебная красота любви, что мельчают чувства людей. Верой в любовь до сих пор поражает читателей рассказ А. Куприна «Гранатовый браслет». Его можно назвать волнующим гимном любви. Такие рассказы помогают сохранить веру в то, что мир прекрасен, а людям иногда доступно недоступное.
  9. И.А. Гончаров «Обломов». Влияние дружбы на формирование личности - серьёзная тема, волновавшая И. А. Гончарова. Герои его романа, ровесники и друзья, И. И. Обломов и А. И. Штольц, показаны почти по одной схеме: детство, окружение, образование. Но Штольц пытался изменить сонную жизнь друга. Его попытки не увенчались успехом. После кончины Обломова Андрей взял в свою семью сына Ильи. Так поступают настоящие друзья.
  10. И.А. Гончаров «Обломов». В дружбе осуществляется взаимовлияние. Отношения бывают непрочными, если люди не желают помогать друг другу. Это показано в романе И.А. Гончарова «Обломов». Апатичная, трудная на подъём, натура Ильи Ильича и молодая энергия Андрея Штольца - всё это говорило о невозможности дружбы между этими людьми. Однако Андрей прилагал все усилия подвигнуть Обломова на какую-нибудь деятельность. Правда, Илья Ильич не смог достойно ответить на заботу друга. Но желания и попытки Штольца заслуживают уважения.
  11. И.С. Тургенев «Отцы и дети». Дружба не всегда бывает прочной, особенно если она держится на подчинении одного человека другому. Подобную ситуацию описал Тургенев в романе «Отцы и дети». Аркадий Кирсанов сначала был яростным приверженцем нигилистических взглядов Базарова и считал себя его другом. Однако он быстро растерял убеждение и перешёл на сторону старшего поколения. Базаров, по словам Аркадия, остался в одиночестве. Это произошло оттого, что дружба не была равноправной.
  12. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (о дружбе, товариществе). О том, что «нет святее уз товарищества», говорится в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) М. Булгаков «Собачье сердце» Главный герой повести - профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий, понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. М. Булгаков «Роковые яйца» Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. Р. Брэдбери «И грянул гром» В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен...» Ж. Берн «Вверх дном» Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая - стала горами, где всё погибло бы.от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения, люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого.

Бесчеловечности и бессмысленности войны В. Быков «Одна ночь» Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. К. Воробьев «Убиты под Москвой» Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов - это сцена ада, в котором нет места ничему живому. М. Шолохов «Бахчевник» Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата- красноармейца. М. Шолохов «Родинка» Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.

Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) В. Распутин «Прощание с Матерой» Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой, наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. А.П. Чехов «Студент» Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. В. Распутин «Поле Куликово» На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие,:- значит у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране». В. Солоухин «Человек - явление социальное, национальное, историческое,... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет». В. Солоухин «Черные доски» Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик. В. Солоухин «Письма из Русского музея» Рассуждая о" реконструкции Москвы, автор говорит, что «на месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом.

НТР и Будущее Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!» Электрическая бабушка - это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людей, борясь с действительностью, откровенно враждебной гуманизму. Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту, самоубийствам, всплескам агрессии. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к идеальному будущему. Г. Уэллс «Война миров» Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. Социальной ответственности ученых за их изобретения Г. Уэллс «Человек- невидимка» Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает.

«С Земли на Луну», Жюль Верн 1867 Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление. «Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл 1869 Искусственный спутник «20000 лье под водой», Жюль Верн 1870 Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки «Удар судьбы», Роберт Кроми 1871 Атомное оружие «Доктор Оке», Жюль Верн 1874 Создание микроклимата в помещениях и на улицах

Роман «Лезвие бритвы», 1963 Высказана идея лазера, способного излучать под действием солнечного света, т.е. работать за счет даровой энергии солнца. Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР. Роман «Час Быка», 1968 Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения. Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях США предлагаются подобные раздвижные телебашни, мачты, антенны, опоры и т.п. Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций» Автор изучал идеи классиков – фантастов: Верна, Беляева, Уэллса и др. У него получилось, что около 80% из предложенных идей у этих писателей уже сбылись (на 60-е годы прошлого века) или сбываются. По его данным, у Жюля Верна стало реальностью 98 из 108 прогнозов, у Уэллса из 86 прогнозов верными оказались 77, а Александр Беляев сделал только 3 ошибки на 50 своих прогностических фантазий.

Проблема отношения к животным Песнь о бездомной собаке Сергей Александрович Есенин Сергей Есенин очень любил братьев наших меньших и не выносил, когда с животными обращались грубо. Знакомство собаки с человеческой жестокостью и безысходность ситуации кардинально меняют ее образ. Совсем недавно она наслаждалась счастьем в уютном закуте, а теперь беспомощно и бессильно плетется по сугробам.Животные находятся в прямой зависимости от человека и его действий. Жалость и сочувствие неведомы хмурому хозяину, который, не задумываясь, утопил семерых щенков.Собака знает, что такое материнское чувство Радостью переполнены строки, описывающие заботу собаки о щенках. Она «причесывает» их языком, ласкает, согревает у теплого живота.

Проблема уничтожения природных богатств После сказки (Белый пароход), ПлахаЧингиз Айтматов Еще в 70-е годы Ч. Айтматов поднимал вопрос безысходности пути, при котором человек губит природу. Она обязательно отомстит вырождением и бездуховностью. Эту тему автор рассматривает в таких произведениях, как "После сказки", "Буранный полустанок", "Тавро Кассандры", "Плаха". Сильное впечатление оставляет после себя роман "Плаха". Автор на примере волчьей семьи показывает, к чему приводит гибель природы от деятельности человека. По сравнению с людьми волк проявляет себя более гуманным и «человечным». Проблема пагубного влияния человека на природу Пикник на обочине СтругацкиеВ лес на пикник на машине приезжают молодые люди. Они привезли с собой провизию, технику, транзисторы, разжигают костер, включают музыку, ставят палатки. Поутру гости разъезжаются, и напуганные лесные обитатели видят, что оставили после себя люди: пустые бутылки, консервные банки, масляные фильтры, свечи, пролившиеся бензин и автол

Проблема постижения прекрасного в природе Разбуженный соловьями Юрий Яковлевич Яковлев Непоседливый озорник Селюжонок был разбужен соловьями. Дело происходило в пионерском лагере и разозлившийся мальчик взял камень, чтобы отомстить птицам, однако завороженный песней соловья он так и замер. Он был тронут до глубины души и захотел увидеть, а затем изобразить прекрасную птицу. Хотя вылепленный из пластилина лесной певец мало схож с соловьем, Селюжонок ощутил живую силу искусства. В следующий раз, когда трели соловья разбудили мальчика, он поднял всех ребят, чтобы и они насладились его песней. По мнению автора, наслаждение красотой природы неизбежно приводит к постижению красоты в себе и искусстве.

Проблема неразрывной связи человека и природы Герой нашего времениМихаил Юрьевич ЛермонтовВ повести М. Лермонтова «Герой нашего времени» прослеживается тесная эмоциональная связь между человеком и природой. По мере развития событий в жизни Григория Печорина изменяется и природа, отражая его настроение. Перед дуэлью с Грушницким главный герой видит «свежее и голубое» небо и «ярко сияющее солнце». Глядя на мертвого противника, он уже ощущает, что солнце тусклое и его лучи не греют. Кроме того, природа выполняет роль одного из действующих лиц. Так, гроза сделала свидание Печорина и Веры более длительным, а в дневнике перед встречей с княжной Мери он пишет, что воздух Кисловодска «располагает к любви». Природа помогает Лермонтову подчеркнуть свое авторское присутствие и отразить эмоциональное состояние героев.Мы Евгений Иванович ЗамятинРоман-антиутопия Е. Замятина «Мы» показывает неразрывную связь между человеком и природой. Жители Единого государства отказываются от своего естественного начала, становятся «нумерами», а распорядок их жизни подчиняется рамкам Часовой Скрижали. Красоту природы заменили идеальные с точки зрения пропорции стеклянные здания, а любовь может быть доступна только, если есть розовая карточка. Д-503, главный герой произведения, может получить только математически выверенное счастье, обрести которое можно после удаления фантазии.

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным Белый Бим, Черное Ухо Гавриил Николаевич Троепольский Грустная история о всепоглощающей преданности собаки своему хозяину. Скитания Бима заставляют его сталкиваться с самыми разными людьми – злыми и добрыми, участливыми и равнодушными. Его жизнь заканчивается печально, и заставляет подумать о многом. Бим – самый преданный и умный пес! Не зря ему поставили памятник в Воронеже как самой «человечной» собаке в мире. Проблема восприятия природы, её красоты Война и мир Лев Николаевич Толстой Видение окружающего мира зависит от внутреннего настроя. Когда Болконский был убит горем после смерти жены, старый дуб показался ему уродливым, сердитым, больным. После знакомства с Ростовой это же дерево предстало перед князем Андреем в другом свете. Теперь Болконский увидел всю его мощь, мудрость, вековую красоту. Для тонко чувствующего человека природа является своеобразным показателем, характеризующим события с положительной или отрицательной стороны. Перед битвой окружающий мир дал Безухову понять, насколько противоестественны и отвратительны грядущие события. После Бородинского сражения хмурая природа словно говорила: «Опомнитесь, хватит!».

Проблема благотворного влияния природы на человека Кладовая солнца Михаил Михайлович Пришвин Настя и Митраша понимали красоту природы, постигали ее секреты и испытывали на себе ее чудесную благодатную силу. Она отвечала на их любовь, поэтому была им другом, а не безжалостным оппонентом. Бежин луг Иван Сергеевич Тургенев И. С. Тургенев по праву считается певцом русской природы. Приверженец «тайной психологии», он раскрывает тончайшие движения души человека с помощью пейзажа. В рассказе «Бежин луг» он показывает двойственность природы: с одной стороны, она дарит чистоту, внутреннюю тишину и просветление, с другой стороны, демонстрирует, насколько беспомощен человек перед ее простором и таинственными силами. Природа в «Бежином луге» – это среда обитания крестьянских мальчиков, которые рано приобщаются к труду на земле.

Проблема взаимопонимания человека и животных Песнь о собаке Сергей Александрович Есенин Взаимопонимание животного и человека в стихотворении кроется гораздо глубже, чем образы героев. Есенин как бы очеловечивает страдания собаки, тем самым показывая, что она мать. А значит, и у матери человеческой такой же человек как она сможет отобрать ее ребенка. Строки, говорящие о том, что собака заплакала, переносят метафору собаки на человека, ведь плакать способны только люди. На этом моменте страдание достигает своего апогея. А ведь человек даже не задумался о том, какую боль он нанес животному. В стихотворении стираются грани взаимоотношений между человеком и животным. Появляется новая оппозиция отношений: добро и зло. И, к сожалению, зло несет человек. Взаимоотношения собаки и человека в стихотворении показаны в ракурсе того, что человек сам разрушает все то, что заложено природой, уничтожает тех, за кого он в ответе. Но при этом не понимая, что убивая щенков, он сам убивает свою собственную душу.

Проблема влияния природы на душу человека Степь Антон Павлович Чехов Девятилетний Егорушка поражен красотой степи. Он наделяет ее человеческими качествами, делает своим двойником. Егор уверен, что степное пространство может страдать, тосковать и радоваться. У него появляются не по-детски серьезные и философские мысли.Война и мир Лев Николаевич Толстой Наташу Ростову окрыляет красота ночи в Отрадном. Она чувствует, что готова лететь, словно птица. Андрей Болконский также впечатлен природой деревни. По дороге он увидел старый дуб, который подтолкнул его ко многим изменениям в душе.Царь – рыба Виктор Петрович Астафьев Браконьер Утробин ловит настолько большую рыбу, что вынужден отпустить ее, чтобы сохранить себе жизнь. Эта рыба символизирует нравственное начало природы и заставляет героя взглянуть по-новому на свои жизненные принципы

.Проблема воздействия природы на человеческую натуру Гой ты, Русь, моя родная! Сергей Александрович Есенин Посредством пейзажной лирики поэт выражает свое отношение к Родине. Любовь к крестьянской Руси лежит в основе поэзии Есенина. Она предстает в небесной синеве, залитая золотом полей, утопающая в зеленых лесах. Религиозные мотивы часто используются Есениным в его произведениях. Лирическим героем стихотворения является странник – «захожий богомолец», пришедший помолиться в родные места. Пейзаж, окружающий его, тесно связан с воспоминаниями о прошлой жизни, о тоске по Родине.Цветопись крайне важна для понимания контекста. Синий цвет в стихотворении является основообразующим, ярким, пронзительным. Этот цвет олицетворяет все высоко духовное, святое, божественное. При этом «синь» в стихотворении не только небо – это простор, бескрайность в целом. Частое употребление глаголов показывает движение внутри стихотворения. «Пахнет», «чахнут», «гудит», «побегу», «прозвенит» - эти глаголы придают произведению динамику. Природа живет полной жизнью и оказывает на лирического героя чувство умиротворения, глубокой любви к Родине, восхищает и не перестает удивлять его.

Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества 451 градус по Фаренгейту Рэй Брэдбери В романе Рея Бредбери центральной темой является проблема сохранения культуры и духовной свободы общества. Антиутопия рисует перед нами ужасную картину мира, в котором сжигают книги, хотя именно они являются носителями культуры, идей и свободы общества. Необходимо задуматься о том, что невежество может уничтожить нашу общую ценность – культурное наследие.В книгах человечество хранит накопленные знания и представления о жизни, которые представляют собой культурное наследие, передающееся из поколения в поколение. В них также заключены смелые идеи о свободе человека. «451 градус по Фаренгейту» повествует о том, что с миром может случиться беда, если уничтожить культуру.

Проблема сохранения культурного наследия Белая гвардия Михаил Афанасьевич Булгаков Проблема сохранения культурного наследия раскрыта в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия». Дворянская семья Турбиных ревностно чтит духовность и русскую культуру. Никакие обстоятельства не заставят их менять свои убеждения. Проблема творчества (вдохновения, писательский труд…) Доктор Живаго Борис Леонидович Пастернак Свой взгляд на миссию поэта Б. Пастернак выразил через Юрия Живаго, главного героя романа «Доктор Живаго». По его мнению, творчество является Божьим даром.Михаил Афанасьевич Булгаков Веру в неудержимую силу искусства М. А. Булгаков выразил в романе «Мастер и Маргарита» всего лишь одной фразой: «Рукописи не горят».

Проблема восприятия произведения искусства Портрет Николай Васильевич Гоголь Произведения искусства всегда вызывают в человеке какие-либо эмоции. В рассказе главный герой увидел портрет неизвестного и был поражен до глубины души его глазами.Гениальность творческих людей всегда граничит с мистицизмом. Очень сложно объяснить природу возникновения чувств людей от увиденного или услышанного произведения искусства. В рассказе на портрет ростовщика обратил внимание лишь один человек, который даже самому себе не мог объяснять, почему это произошло.Предметы искусства прошлых лет воссоединяют прошлое и современность в одно целое. Старинное полотно, изображающее загадочного старика, открывает Чарткову путь в прошлое. Произведение искусства отображает отношение автора к изображаемым предметам или явлениям. В рассказе на портрете обращают внимание на себя глаза. Так автор картины выразил самое главное во внешности старика.

Проблема красоты оружия Мать изменника Алексей Максимович Горький Нельзя не восхищаться по-настоящему красивой вещью. Бондарев утверждает, что нужно осознавать необходимость создания красивых предметов, даже при изготовлении оружия. Он описывает, насколько маленький мальчик был восхищен красотой трофейного оружия. По мнению автора, оружие может быть красивым, несмотря на свое предназначение – убивать «высшую красоту творения»: душу человека. Максим Горький в сказке "Мать изменника" рассказывает о юноше, который владел очень красивым оружием, усыпанным драгоценными камнями. Этот меч подобно зеркалу отражал лучи солнца. И сегодня, как во все времена, оружие служит не только для убийства, но и для эстетического наслаждения. Современные мастера даже покрывают лезвие мечей бриллиантовой пылью. Такой образец находится в Оружейной палате в Москве.

Проблема назначения подлинного искусства Поэт и гражданин Николай Алексеевич Некрасов Подлинное искусство может отражать не только вечные ценности, но и насущные проблемы людей. В стихотворении утверждается значимость идейной направленности поэзии и определяется важнейшая роль поэта-гражданина. Последний выступает своеобразным общественным трибуном.Настоящее, искреннее творчество и жизнь находятся в неразрывной связи. Подлинная поэзия неотделима от судьбы самого поэта. Важной составляющей при этом является активная гражданская позиция.Герой стихотворения воплощает зарождающийся дисбаланс между «чистым искусством» и «гражданской поэзией». Некрасов призывает истинных поэтов забыть о бездействии и погрузиться в борьбу за достойное будущее своего народа.

Проблема нравственного долга писателя Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Писатель в своих произведениях должен не только рассказывать о каких-либо событиях, он должен объяснять читателям свою жизненную позицию. В романе И.С.Тургенев проводит мысль о важности и необходимости отмены крепостного права.Писатель не должен оставаться в стороне от общественно-политической жизни в стране. Автор романа затрагивает проблему нигилизма как нового социального направления в России и отношение людей разных сословий к ней.Долг каждого писателя – раскрыть все аспекты социально-политической жизни в стране. И.С.Тургенев, рассуждая о нигилизме, показывает несостоятельность этой теории в чистом ее виде и говорит о необходимости ее приверженцев изменять свое отношение к ней.

Проблема проблемы восприятия искусства. отсутствие духовности в искусстве Статья Экология культуры Дмитрий Сергеевич Лихачев Не менее существенной задачей, чем сохранение окружающей природы, является сохранение культуры. Так думал Д. Лихачев. В своей статье «Экология культуры» он не может понять того, что вопрос нравственной чистоты в современном обществе не изучается. Более того, он не обозначен наукой как «жизненно важный для человека».

Проблема глобализация, технический и научный прогресс, их влияние на человека и общество. Мы Евгений Иванович Замятин В романе «Мы» главный герой, которого называют Д-503, восторженно рассказывает о своей жизни в «Едином Государстве» с тоталитарным режимом. Общество построено на математике, научно-техническом прогрессе. Однако автор уверен, что такое устройство пагубно влияет на нравственность и чувства людей, ведь они не поддаются анализу.Роковые яйца Михаил Афанасьевич Булгаков В повести «Роковые яйца» М. Булгаков поднимает проблему научно-технического прогресса. Одержимый собственными целями профессор Рокк, не думая о последствиях, дает ход эксперименту Персикова. Он выращивает огромных страусов и рептилий, которые оказываются опасными для цивилизации. Они умерщвляют Маню, жену Рокка, профессора и еще тысячи людей.Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков Профессор Преображенский осуществляет сложнейший эксперимент по преобразованию собаки в человека. Однако он не может предугадать, что милый песик превратится в настолько отвратительную человеческую личность. Автор поднимает вопрос целесообразности действий человека по отношению к природе, если последствия этих действий невозможно предвидеть.

Проблема неистребимость тяги к развитию, науке. Горе от ума А. С. Грибоедов в произведении "Горе от ума" поднимает проблему тяги к науке. В монологе Чацкого "А судьи кто?" звучит утверждение, что молодые люди могут заниматься наукой и искусством. Он говорит, что «ум, алчущий познаний» непременно устремится к науке, а в душе «сам Бог возбудит жар» к искусству. Однако у Фамусова такие взгляды вызывают страх. Оберегая устои общества как чиновник и любящий отец, он предпринимает попытки «наставить на пусть истинный» и «вразумить» Чацкого. Тем не менее последний смог отстоять право быть собой, несмотря на пережитую личную драму. Нельзя истребить в человеке тягу к развитию и науке.Отцы и дети Иван Сергеевич Тургенев Главный герой романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" Базаров стремится заниматься полезной деятельностью, увлекается наукой, медициной. Однако он отвергает искусство и любовь, неотъемлемые составляющие души человека, бросает вызов устоявшимся жизненным законам. По мнению автора, нигилизм противоречит естественным духовным ценностям и потребностям. Он приводит Базарова к гибели.Горе от ума Александр Сергеевич Грибоедов В произведении "Горе от ума" А. С. Грибоедов рассматривает вопрос обучения и развития ума. В монологе "А судьи кто?" главный герой Чацкий утверждает, что молодые люди должны заниматься искусством и наукой. Жадный к знаниям ум «в науки вперит», и в душе «сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...» Такие заявления пугают Фамусова, который как отец и чиновник, стремится сохранить то общество, в котором живет. Он пытается вразумить Чацкого, но молодой человек упрямо отстаивает право быть собой. Тяга к самосовершенствованию в человеке неистребима.

Как природа может воздействовать на самочувствие человека? Именно над этим вопросом предлагает задуматься Андрей Платонов.

Рассуждая над данной проблемой, автор повествует об Юшке, добром и удивительном труженике. Когда он был рядом с природой, автор отмечает, что «больная грудь Юшки отдыхала». Писатель обращает наше внимание, что Юшка наслаждался каждым чудом природы, и «поэтому на душе у Юшки было легко».
Андрей Платонов убежден, что находясь на природе, человек начинает чувствовать себя намного лучше, его болезни будто на время оставляют его.

С мнением автора трудно не согласиться, я полностью разделяю его точку зрения. Природа обладает великой силой успокоения, воздействия, умиротворения и благотворного влияния. Она может заглушить внутренние тревоги, беспокойства, внушить человеку надежду. Природа всегда служила источником красоты, гармонии и спокойствия.

Данная проблема нашла свое отражение и в художественной литературе. Мцыри, герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова, выросший в тесных монастырских стенах, давно задумал «взглянуть, прекрасная ли земля». Вырвавшись на свободу, юноша впервые почувствовал себя счастливым. Пышная природа успокоила его, помогла Мцыри ощутить себя таким же свободным, как она сама.

Вспомним также Игнатьича Утробина – героя рассказа «Царь-рыба» В.П. Астафьева. Встреча Игнатьича с царь-рыбой заставила его переосмыслить свою жизнь. Главный герой попросил прощения у природы за его дурные поступки: браконьерство и жестокость к людям. После Игнатьич почувствовал себя свободнее в моральном отношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что велико влияние природы на внутреннее состояние человека. Одна из чудесных сил, которая может успокаивает наши тревожные души.

Показать текст целиком

(1)Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. (2)Он работал в кузнице при большой московской дороге. (З)Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (4)Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы.

(5)Юшка чаю не пил и сахару не покупал, он пил воду, а одежду носил долгие годы одну и ту же без смены: летом он ходил в штанах и в блузе, черных и закопченных от работы, прожжённых искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца, а ноги обувал в валенки, которые он подшивал с осени, и носил всякую зиму всю жизнь одну и ту же пару.

(6)Когда Юшка рано утром шел по улице в кузницу, то старики и старухи подымались и говорили, что вон Юшка уж работать пошел, пора вставать, и будили молодых. (7)А вечером, когда Юшка проходил на ночлег, то люди говорили, что пора ужинать и спать ложиться - вон и Юшка уж спать пошел.

(8)А малые дети и даже те, которые стали подростками, они, увидя тихо бредущего старого Юшку, переставали играть на улице, бежали за Юшкой и кричали:

(9)- Вон Юшка идет! (10)Вон Юшка!

(11)Дети поднимали с земли сухие ветки, камешки, сор горстями и бросали в Юшку.

(12)- Юшка! - кричали дети. (13)- Ты правда Юшка?

(14)Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них; он шёл тихо и не закрывал своего лица, в которое попадали камешки и земляной сор.

(15)По этой своей болезни Юшка каждое лето уходил от хозяина на месяц. (16)Он уходил пешим в глухую дальнюю деревню, где у него жили, должно быть, родственники. (17)Никто не знал, кем они ему приходились. (18)В пути он дышал благоуханием трав и лесов, смотрел на белые облака, рождающиеся в небе, плывущие и умирающие в светлой воздушной теплоте, слушал голос рек, бормочущих на каменных перекатах, и больная грудь Юшки отдыхала, он более не чувствовал своего недуга - чахотки. (19)Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. (20)Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. (21)Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом.

(22)По дороге Юшка отдыхал: он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. (23)Отдохнув, отдышавшись в поле, он не помнил более о болезни и шел весело дальше, как здоровый человек. (24)Юшке было сорок лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что он всем казался ветхим.

(25)И так каждый год уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом никому в городе не было известно.

(26)Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и опять работал с утра до вечера в кузнице. (27)Он снова начинал жить по-прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его.

(28)Юшка смирно жил до лета будущего года, а среди лета надевал котомку за плечи, складывал в отдельный мешочек деньги, что заработал и накопил за год, всего рублей сто, вешал тот мешочек себе за пазуху на грудь и уходил неизвестно куда и неизвестно к кому.

(29)Но год от году Юшка все более слабел, потому шло и проходило время его жизни и грудная болезнь мучила его тела и истощала его, из-за неё он и умер.

(30)Снова вспомнили про Юшку лишь глубокой осенью. (31)В один темный непогожий день в кузницу пришла юная девушка и спросила у хозяина-кузнеца: где ей найти Ефима Дмитриевича?

(32)- Какого Ефима Дмитриевича? - удивился кузнец. (ЗЗ) - У нас такого сроду тут и не было.

(34)Девушка, выслушав, не ушла, однако, и молча ожидала чего-то. (35)Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (36)Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами, что кузнец подобрел сердцем, глядя на гостью, и вдруг дога

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 2 из 3 К2
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса