Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Матренин двор счастье матрены. Матренин двор – анализ произведения

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальново) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. М., по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно».

Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую М. пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы.

Замуж М. вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла... рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим и осталась М. одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила М., что его уже нет в живых, У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и М. взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее.

Пенсию М. не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому М. не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить.

Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

М. была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться за помощью?

На фоне смерти М. проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую М., вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село».

    1. Солженицын - летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи,...

    Как и многие, рассказ Солженицына «Матренин двор» основан на фактах биографии самого писателя. Однако в нем отражены не годы, проведенные в сталин­ских лагерях, а жизнь писателя в деревне Милыдево Владимирской области. Главная героиня рассказа - ре­ально...

    Я прочитал рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Этот рассказ учит нас терпению, выносливости, трудолюбию и вере в жизнь. В этом произведении автор описывает нам обыкновенную сельскую жизнь и ее жителей. Главным героем рассказа является Матрена. Матрена...

    Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор». Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в...

ОБРАЗ ПРАВЕДНИКА В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР»

1.Вступление.

История создания рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор» .

2. Основная часть. Матрёна — образец праведника в рассказе.

2.1 История жизни Матрёны.

2.2 Матрёна и односельчане.

2.3 Смерть Матрёны.

3. Заключение.

Праведник — особый человек.

Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор» был написан в 1959 году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». Первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», Само произведение написано в рамках так называемой «деревенской» прозы. Жизнь деревни и её обитателей составляет содержание подобных произведений. Их отличают простой язык, внимание к бытовым деталям, подробности в описании деревенского жизненного уклада. Однако А. И. Солженицын этим не ограничивается. Его рассказ несёт более глубокий смысл: в нём создан образ человека, который живёт не для себя, а для других, образ праведника.

Повествование ведётся от лица рассказчика, который поселяется в деревне Тальново. Он снимает комнату у одинокой пожилой женщины Матрёны. Читатель узнаёт подробности жизни героини. Детально описан дом Матрёны (большие фикусы в кадках по всей просторной избе) и его обитатели: колченогая кошка, мыши, тараканы. Ещё в хозяйстве есть коза. Женская судьба Матрёны Васильевны не сложилась: вышла замуж за нелюбимого, не дождавшись с войны жениха. Её жизнь вертелась вокруг хозяйства и огорода.

Героиня всю жизнь проработала в совхозе за «палочки-трудодни», пенсии ей не полагается. Матрёна Васильевна одинока. Она потеряла мужа и похоронила детей: из шестерых ни один не дожил до трёх месяцев. У неё осталась только воспитанница Кира, которая вышла замуж и уехала. Несмотря на одиночество и перенесённые невзгоды, Матрёна не утратила жизнелюбия и бодрости духа. Она всегда готова прийти на помощь односельчанам бескорыстно и искренне.

Матрёна всей душой откликается на чужое горе. Любовь к труду — основное качество героини. «У неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой».

Доброта Матрёны Васильевны не показная, а искренняя. Поэтому она отдаёт воспитаннице Кире и её мужу свою горницу, хотя для этого пришлось сломать крышу её дома. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда. Ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет … А для Матрёны было это — конец жизни».

Безотказная героиня помогает в колхозе вывозить навоз, помогает соседям в пахоте и уборке урожая, не принимая никакой платы за свой труд. Часто у Матрёны не остается ни сил, ни времени для собственного хозяйства. Отзывчивость и милосердие определяют характер и судьбу героини. Именно стремление Матрёны помочь другим и стало причиной её гибели. Но и после смерти никто не вспомнил о добром нраве и трудолюбии героини.

Родственники принялись делить нехитрое наследство Матрёны. И только рассказчик сожалел о её смерти и испытывал душевную боль: «Нет Матрёны. Убит родной человек». Героиня осталась непонятой даже близкими людьми: «За обзаводом не гналась … даже поросенка не держала … и, глупая, помогала чужим людям бесплатно» .

/ / / Образ Матрены в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

Очень трогательное произведение русского писателя Александра Солженицына. Автор был гуманистом, поэтому не удивительно, что в рассказе фигурирует чистый добрый женский образ главной героини.

Повествование ведется от лица рассказчика, через призму мироощущений которого мы узнаем образы других персонажей, в том числе и главной героини.

Матрена Васильевна Григорьева – центральный . Волею судьбы в ее доме поселяется бывший заключенный Игнатич. Именно он и рассказывает нам о жизни Матрены.

Женщина не сразу согласилась принять в своем дворе квартиранта, советовала найти место чище и уютнее. Но Игнатич не искал комфорта, ему достаточно было иметь свой уголок. Он хотел жить тихой жизнью, поэтому выбрал деревню.

Матрена – скромная жительница деревни, простодушная и приветливая. Ей уже было около шестидесяти лет. Жила она в одиночестве, так как овдовела и потеряла всех детей. В какой-то мере постоялец разнообразил ее одинокую жизнь. Ведь теперь Матрене было ради кого рано вставать, готовить еду, было с кем поговорить вечерами.

Рассказчик отмечает, что круглое лицо Матрены выглядело больным из-за желтизны и мутных глаз. У нее иногда случались приступы какой-то болезни. И хотя она не считалась инвалидом, болезнь сваливала ее с ног на несколько дней. Узнав о сложной судьбе женщины, Игнатич понял, что ее недуг вполне понятен.

В юности Матрена любила Фаддея и хотела выйти за него замуж. Однако война разлучила влюбленных. Пришла весть, что пропал без вести. Матрена долго печалилась, но по настоянию родных вышла замуж за брата бывшего возлюбленного. Спустя какое-то время случилось чудо – Фаддей вернулся домой живым. Он расстроился, узнав о замужестве Матрены. Но позже тоже женится и заводит много детишек. Так как дети Матрены долго не жили, она берет на воспитание одного ребенка Фаддея и его жены. Но и приемная дочь оставляет ее. После потери мужа Матрена остается совсем одна.

Образ Матрены очень светлый и одновременно трагичный. Она всегда жила больше для других, чем для себя. Несмотря на болезненность, Матрена не чуждалась тяжелой работы на благо общества. Тем ни менее, рассказчик отмечает, что женщина долго не получала пенсию.

Матрена никогда не отказывала в помощи соседям. Но ее бескорыстные поступки, простодушие вызывали больше непонимание с боку односельчан, чем признательность.

Все испытания женщина переносила стойко, не стала озлобившимся человеком. О таких людях говорят, что они имеют внутренний стержень.

Финал жизни Матрены очень трагичен. Особую роль сыграл в этом любимый нею Фаддей. Он оказался гнилым человеком и настоял на том, чтобы Матрена отдала ему наследство дочери Киры. Даже тогда старушка не отстаивала своих прав, а даже помогала разбирать свою избу, что и привело к ее печальному концу.

Образ Матрены – это образ простодушной непонятой другими женщины.

В Центральную Россию. Благодаря новым веяниям, недавнему зэку не отказывают теперь стать школьным учителей во владимирской деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Солженицын поселяется в избе местной жительницы Матрены Васильевны – женщины лет шестидесяти, часто болеющей. У Матрены нет ни мужа, ни детей. Ее одиночество скрашивают лишь уставленные повсюду в доме фикусы, да подобранная из жалости колченогая кошка. (См. Описание дома Матрены .)

С теплой, лиричной симпатией А. И. Солженицын описывает нелегкую жизнь Матрены . Многие годы у нее нет ни рубля заработка. В колхозе Матрена трудится «за палочки трудодней в замусленной книжке учетчика». Вышедший после смерти Сталина закон наконец дает ей право добиваться пенсии, но и то не за себя, а за потерю пропавшего без вести на фронте мужа. Для этого надо собрать кучу справок, а потом много раз возить их в собес и сельсовет, за 10-20 километров. Изба Матрены полна мышей и тараканов, которых невозможно вывести. Из живности она держит лишь козу, а питается в основном «картовью» (картошкой) размером не больше куриного яйца: крупнее ее песчаный, не удобренный огород не дает. Но и при такой нужде Матрена остается светлым человеком, с лучезарной улыбкой. Доброе расположение духа ей помогает поддерживать работа – походы за торфом в лес (с двухпудовым мешком за плечами по три километра), косьба сена для козы, хлопоты по хозяйству. По старости и болезням Матрена уже отпущена из колхоза, но грозная жена председателя то и дело приказывает ей бесплатно помогать на работах. Матрена легко соглашается пособить без денег и соседям на огородах. Получив-таки от государства рублей 80 пенсии, она справляет себе новые валенки, пальто из ношеной железнодорожной шинели – и считает, что жизнь ее заметно улучшилась.

«Матренин двор» - дом Матрены Васильевны Захаровой в деревне Мильцево Владимирской области, место действия рассказа А. И. Солженицына

Вскоре Солженицын узнает и историю замужества Матрены. В молодости она собиралась выйти за соседа Фаддея. Однако того в 1914 забрали на германскую войну – и он безвестно канул на три года. Так и не дождавшись весточки от жениха, в убеждении, что он погиб, Матрена пошла замуж за брата Фаддея, Ефима. Но несколько месяцев спустя Фаддей вернулся из венгерского плена. В сердцах он грозил порубать топором Матрену с Ефимом, потом поостыл и взял за себя другую Матрену, из соседней деревни. Они с ней так и жили по соседству. Фаддей слыл в Тальново властным, скаредным мужиком. Жену он постоянно бил, хотя и имел от нее шестерых детей. Шестеро было и у Матрены с Ефимом, но ни один из них не прожил больше трех месяцев. Ефим, уйдя в 1941 на другую войну, с нее не вернулся. Дружная с женой Фаддея Матрена выпросила у нее младшую дочку, Киру, десять лет воспитывала ее, как родную, а незадолго до появления в Тальново Солженицына выдала ее замуж за паровозного машиниста в деревню Черусти. Историю о двух своих женихах Матрена рассказала Александру Исаевичу сама, волнуясь при этом, как молодая.

Кире и мужу ее в Черустях надо было получить участок земли, а для этого – быстро поставить какое-нибудь строение. Старый Фаддей зимой предложил перенести туда горницу, пристроенную к матренину дому. Матрена и так собиралась завещать эту горницу Кире (а на дом метили трое ее сестер). Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и перевезти в Черусти. На глазах хозяйки и Солженицына Фаддей с сыновьями и зятьями пришли в матренин двор, застучали топорами, заскрипели отрываемыми досками и разобрали горницу на бревна. Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры Фаддея, дружно обозвали ее дурой.

Матрена Васильевна Захарова - прототип главной героини рассказа

Из Черустей пригнали трактор. Бревна горницы погрузили на двое саней. Толстомордый тракторист, чтобы не делать лишнего рейса, объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и по деньгам выходило выгоднее. Бескорыстная Матрена сама, суетясь, помогала грузить бревна. Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с матрениного двора. Беспокойная труженица и тут не усидела дома – убежала со всеми, помочь в пути.

Вернуться живой ей было уже не суждено… На железнодорожном переезде трос перегруженного трактора лопнул. Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его, с ними туда же понесло и Матрену. В это время к переезду подошли, задом и не включив огни, два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев, они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса, изувечили трактор, повалились с рельсов и сами. В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый поезд с тысячей пассажиров.

На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным мешком привезли все, что осталось от Матрены. У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки. А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:

– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…

Деревня стала собираться на похороны. Женщины-родственницы причитали над гробом, но в словах их проглядывала корысть. И не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее родня готовились к схватке за наследство покойницы, за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея и воспитанница Кира. Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда любимую им женщину и сына, явно думал лишь о том, как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги бревна горницы. Прося разрешения вернуть их, он то и дело метался от гробов к станционному и поселковому начальству.

А. И. Солженицын в деревне Мильцево (в рассказе - Тальново). Октябрь 1956

В воскресенье Матрену и сына Фаддея похоронили. Прошли поминки. Фаддей в ближайшие дни вытягал у матрениных сестер сарай и забор, которые тут же с сыновьями разобрал и перевозил на саночках. Александр Исаевич переселился к одной из золовок Матрены, которая часто и всегда с презрительным сожалением говорила о ее сердечности, простоте, о том, как она «глупая, помогала чужим людям бесплатно», «за обзаводом не гналась и даже поросенка не держала». Для Солженицына же именно из этих пренебрежительных слов выплыл новый образ Матрены, какой он не понимал ее, даже живя с нею бок о бок. Эта чужая сестрам, смешная золовкам нестяжательная женщина, которая не скопила имущества к смерти, схоронила шесть детей, но не нрав свой общительный, жалела колченогую кошку и раз ночью при пожаре бросилась спасать не избу, а любимые свои фикусы – и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

С давних пор считалось, что земля русская держится на праведниках. Настоящие праведники жили без денег, бескорыстно помогали другим людям и никому не завидовали. Под такое описание полностью подходит Матрена из рассказа Солженицына «Матренин двор» .

Матрена Васильевна - это праведная и чистая женщина, которая жила в небольшой деревне возле железнодорожного переезда. В молодости к ней посватался Фадей, но его забрали на войну. Матрена ждала его возвращения, но через три года к ней посватался Ефим, родной брат Фадея. Неожиданно вернулся Фадей из плена - и долго переживал. Он сказал, что убил бы свою невесту, если бы она не была женой брата.

Матрена жила неплохо, но вот с детьми ей не повезло. Ее дети умирали один за другим - и ни один из малышей не выжил. В 1941 году ее мужа призвали в действующую армию - и он домой уже не вернулся. Сначала Матрена ждала мужа, а потом смирилась с его гибелью. Чтобы скрасить свое одиночество, Матрена Васильевна взяла себя на воспитание младшую дочь Фадея, Киру. Она бескорыстно присматривала за девочкой. Когда Кира выросла, она выдала ее замуж в соседнюю деревню за машиниста поезда.

После отъезда воспитанницы в доме Матрены стало пусто и тоскливо, а одиночество бедной женщины скрашивали только фикусы. Она беззаветно любила эти растения - и даже во время пожара спасала не избу, а фикусы. Матрена из жалости приютила колченогую кошку, которая жила у нее долгие годы.

Примечательным был тот факт, что Матрена отработала всю жизнь в колхозе за галочки, которые ставил в табели бригадир. Из-за этого ей не выходила трудовая пенсия. Только после долгих трудов Матрене удалось выхлопотать себе пенсию. Как только у нее появились деньги, оказалось, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры.

Через некоторое время приехал Фадей - и попросил горницу для Киры. Матрена отдала свою горницу для строительства - и еще усердно помогала вывозить бревна.

Когда из-за жадности тракториста и Фадея вторая повозка застряла на переезде, Матрена бросилась на помощь. Она всегда помогала окружающим бескорыстно, поэтому не смогла накопить большого добра. Окружающие и родственники считали Матрену неаккуратной и бесхозяйственной. И, к сожалению, никто не оценил честности, доброты и жертвенности этой праведной женщины.

Матрена - это символ доброты и жертвенности , которая очень редко встречается у современных людей. В нашем мире ценится деловая хватка, умение делать деньги, а такие добродушные люди погибают с улыбкой на милом лице. Они знают истинную цену жизни, поэтому для них материальные блага не играют никакой роли. На праведниках держится наша земля, но мы этого не ценим.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса