Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Марат Гельман: «Самое интересное в русском искусстве теперь происходит за границами России. Марат Гельман – о новой культурной политике и протестном искусстве

Искусство как способ задуматься

Дева Мария и Святая Троица сегодня

Дух постмодернизма здесь витает во всем – каждая работа – цитата, интерпретация. Некоторые картины – как новое осмысление сюжетов Нового завета, иные – смелая и порой язвительная реплика на, казалось бы, сакральное.

Протестующей против скандальной выставки общественности, на первый взгляд, есть на что обижаться. С полотна, цитирующего евангельскую Тайную вечерю кисти Леонардо Да Винчи на зрителя смотрят не обычные апостолы, а люди с синдромом дауна. Это одна из тех работ, которая вызвала наиболее острую критику протестовавших.

«А разве все люди не равны? Где же христианская этика? - удивляется Гельман. - Кроме того, такие люди гораздо более чуткие и добрые, чем те, которых мы называем «нормальными»».

Не могла остаться незамеченной и еще одна вариация «Тайной вечери», под названием Recycle –композиция напоминает макет будущей скульптурной композиции, с трехмерными фигурами апостолов, обтянутых пластиковой сеткой.

Приковывает взгляд и работа «Мария» Константина Худякова. Дева Мария смотрит современными глазами, полными боли и отчуждения. На полотне совсем молодая женщина, губы которой покрыты пеплом, разломы на бронзовом лице соседствуют с живой кожей, окропленной слезами.«Художники пытались представить, как бы выглядела Мария сегодня, если бы жила вместе с нами», - обходя экспозицию, пояснил Марат Гельман.

Интересна и работа художницы Евгении Мальцевой «Троица». На черном холсте с едва различимыми тремя силуэтами, созданными масляными красками, словно из темноты проступают три золотых нимба.

Гельман отметил, что иконы поступают к реставраторам в таком виде, неочищенные, слой за слоем с них снимают пыль, грязь, остатки времени. Эта работа отражает этот символизм. «Мне интересно видеть здесь как верующих, так и не верующих. Эта выставка для всех. Я за диалог между спорящими, приходите и делитесь своими впечатлениями. Нам это очень интересно», - добавил Марат Гельман.

Фоторепортаж с выставки вы можете посмотреть

Марат Гельман - довольно скандальная личность российского рынка искусств. Каждая выставка этого известного галериста - четко продуманный вызов обществу и государству. Картины на его выставках постоянно вызывают ажиотаж. Многие критикуют Гельмана, считая, что его деятельность противоречит канонам морали и нравственности. Он же сам так не считает, называя себя свободным человеком, и продолжает свою деятельность уже в Черногории. Марат Гельман также является активным оппозиционером, критикующим власть.

Данная статья расскажет о его деятельности как галериста, биографии и семье.

Биография

Марат Александрович Гельман родился двадцать четвертого декабря 1960 года в столице Молдовы. Его отец — автор драматургических произведений и сценарист В 1977 году он закончил школу в Кишиневе, в 1983 году получил диплом института связи (г. Москва), став дипломированным инженером. В этот же период трудился машинистом и театральным рабочим во многих известных московских театрах. Как только отменили наказание за тунеядство, ушел с работы, чтобы писать книги и заниматься творческими проектами, открыть собственный бизнес. До 1986 года трудился инженером в одном из учреждений Кишинева.

Первые выставки

В 1987 году Гельман, который в юношестве заинтересовался искусством, в большей степени современным, рискнул создать первую галерейную выставку, продемонстрировав столичных художников в Кишиневе. Выставка была довольно успешной, в том числе и финансовом плане. Приехав в Москву (отдать вырученные от реализации их работ денежные суммы), Гельман Марат решил остаться в российской столице, потому что понял - здесь больше перспектив для развития галерей.

Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер. Однако, будучи еще неопытным, собрал довольно неудачное первое собрание произведений. Ему пришлось приобрести знания по реализации произведений искусства. Биография Марата Гельмана знаменательна тем, что он стал в действительности первым арт-дилером в Советском Союзе.

В 1990 году, получив иностранное образование в области современного искусства, начать собирать коллекцию работ украинских профессиональных художников, которая была положена в основу выставки «Южная русская волна». Выставка проходила в 1992 году и имела большой резонанс среди творческой богемы столицы. Свой путь в искусстве сам Марат описывает как цепь случайных событий, но именно это, по мнению знаменитого галериста, является, по сути, более важным залогом успешности, чем трудолюбие.

Переезд в Черногорию

В 2014 году сменил постоянное место жительство. Гельман уехал в Черногорию для осуществления культурных проектов. Галерея Марата Гельмана в Черногории уже стала всемирно известной. С 2015 года здесь существует резиденция искусств "Дакли Европейшн Арт Комьюнити" (аббревиатура DEAC), которая создана тремя галеристами: Нэйлом Эмилфарбом, Петаром Чуковичем и Маратом Гельманом.

Первое время резиденция работала исключительно по приглашениям. На данный период заявку может подать любой, кто хочет. По итогам деятельности художников в галерее постоянно проводятся разнообразные мероприятия, которые постепенно поменяли культурологический статус всей Черногории. Марат Гельман здесь развивает свои идеи постмодернистского общества и продолжает выступать как политический оппозиционер.

Собственная галерея искусства

В 1990 году, по совету многих экспертов от искусства, Гельман открыл одну из самых первых в России частных галерей в стиле пост-модерн.

Она действовала 2012 года, и за двадцать лет поменяла несколько названий («Галерея М. и Ю. Гельман») и несколько адресов (1991—1995 годы — Центр современного творчества на Якиманке; 1995—2007 годы — улица Полянка, д. 7 ; 2007—2012 годы — Центр современного искусства, Винный завод). Однако все это время была известна исключительно как галерея Гельмана.

Что выставлялось на данной площадке?

История галереи современного искусства — это практически история творчества художников независимой России. В разные периоды с ней сотрудничали практически все известные художники девяностых и двухтысячных годов — начиная с классиков столичного концептуализма, социального искусства и постмодернизма до художников петербургской новой волны, московского акционизма, южной русской волны и представителей медиаискусства. Также выставлялись работы живописцев и фотографов, архитекторов и тех художников, которые работают с инсталляциями и новыми технологиями.

На фото представлено произведение современного искусства в стиле концептуализм (течение - постмодернизм).

Украинское искусство

Помимо российских художников, Гельман выставлял в галерее произведения украинских мастеров - с этого он начал творческий путь как организатор и галерист (выставка «Южная русская волна», 1992). Украинское творчество всегда занимало и занимает достойное место в его выставочных залах. В 2002—2004 годах в столице Украины осуществлял свою деятельность филиал галереи Гельмана, которым руководил его приятель и художник Александр Ройтбурд.

Международный успех

Помимо этого, в начале девяностых годов Гельман активно занимается продвижением российского искусства на международный рынок. С одной стороны, он завязывает деловые контакты с ведущими галереями Нью-Йорка, чтобы мировое художественное общество познакомилось с работами различных художников галереи Марата Александровича Гельмана; с другой стороны, стремится к демонстрации международных селебрити в Российской Федерации — в частности, в галерее на Якиманке проводились такие важные для Москвы тех лет мероприятия, как персональные выставки самого известного художника двадцатого века - Энди Уорхола (Алтер Эго, 1994) и Иозефа Бойса («Дневник Леонардо», 1994).

Некоммерческие выставки

Ещё одним важнейшим направлением галереи Гельмана была организация больших некоммерческих выставок на в столичном регионе. Среди самых известных— «Конверсия» (Дом художника, 1993), «7 Съезд Народных Депутатов СССР» (ЦДХ, 1993), «Дикие деньги» (Третьяковская галерея, 2005), «Пары сменного состава» ("Манеж" , 1999), «Южная русская волна», «Ностальгия» (Государственный Русский музей, 2000, к десятилетию галереи Марата Гельмана), «Россия» (ЦДХ, 2005), «Современное творчество Питера» (ЦДХ, 2005) и несколько других. Данные выставочные мероприятия были очень популярны и привлекли внимание горожан.

С первых дней работы галерея принимала участие в международных выставочных событиях, фестивалях и ярмарках, в том числе, уже в двухтысячных, в таких известных международных фестивалях, как ФИАК (Париж) и АРКО (Мадрид). В 1999 году Гельман представлял проект для российской площадки на биеннале в городе Венеции, Италия.

Закрытие галереи

Весной 2012 года Марат Гельман, наряду с другими главнейшими российскими галеристами, заявил о реформации галерейной деятельности. В случае с площадкой Гельмана это завершилось её закрытием. Основной причиной такого решения Гельман назвал сокращение рынка современного художества в России, которое связал с нестабильной политической и финансовой ситуацией в государстве. Последним мероприятием на легендарной выставочной площадке Гельмана было представление художника Алексея Каллимы «Считай, что тебе повезло» (лето 2012).

Гельман - политтехнолог

Гельман также известен как политтехнолог. Он один из авторов проекта «Фонд эффективной политики». Данная российская некоммерческое учреждение занимается осуществлением политических акций и созданием медиапроектов, в основном это разработка политических интернет-сайтов. Свои первые крупные агитационные акции фонд проводил для партии Союз правых сил. Источники финансирования фонда не известны до сих пор.

В конце девяностых, в период разнообразных выборов, фонд организовал опубликование на своих сайтах данных экзитполов (опроса людей на выходе из мест голосования), что неформально нарушало законодательство России, но формально было легальным из-за отсутствия правовой урегулированности интернета в стране.

Гельман являлся членом Общественной палаты 2009—2012 годов, где активно продвигал свои инициативы. На данный момент он ярый оппозиционер, который часто критикует действующую власть. Он считает, что российская власть применяет тоталитарные и антидемократические методы и лишает граждан свободы, в том числе свободы слова.

Творчество Гельмана в Перми

В 2008 году, при протекции Сергея Гордеева, который представлял в Совете Федерации Пермский край, Марат Гельман провел в Перми знаковую для него, как для галериста, выставку "Бедная Россия", где были показаны работы важнейших российских художников современной России — как очень известных, так и молодых и неизвестных. Выставка проходила в помещении Речного вокзала — на тот момент помещение не эксплуатировалось и было минимально отреставрировано для экспозиции на средства Гордеева.

За тридцать дней ее посетили пятьдесят тысяч человек, после чего по просьбам жителей города она была продлена ещё на месяц. Выставка «Бедная Россия» (и её успешность как в Перми, так и в России) положила начало крупной культурной кампании «Пермь — культурная столица», в рамках которой в том же здании, уже полностью отремонтированном и с установленным оборудованием, был открыт Пермский музей современного искусства.

Марат Гельман возглавлял музей несколько лет. Уже в 2009 году работа Гельмана критиковалась частью различных пермских деятелей искусства.

Известный автор и искусствовед по специальности Андрей Иванов высказался на тему того, что музей съедает колоссальное количество денег, практически все суммы из бюджета на пермскую культуру, что на музей выделяется из областного бюджета девяносто миллионов рублей, а Пермская художественная галерея получила только тридцать миллионов рублей. По его мнению, столичные деятели искусств намеренно указывали завышенную стоимость своих проектов и предоставленных услуг. Активно протестуя против награждения Марата Гельмана Строгановской премией, А. Иванов заявил, что отказывается от данной награды, которой он был награжден тремя годами раньше.

Конфликт с церковью и чиновниками

Выставки музея современного искусства вызывали неодобрение священнослужителей Русской православной церкви. Против экспозиции Гельмана выступали представители ставропольского отделения церкви, в частности, сам епископ, который в специальном заявлении сказал, что искусство Гельмана не имеет отношения к настоящей культуре и направлено на разжигание межрелигиозных и межнациональных противоречий. В 2012 году Марат Гельман не смог провести выставку в Новосибирске — местное управление культуры дало отказ на предоставление площадки под экспозицию.

Летом 2013 года, после ряда скандалов, Марата Гельмана уволили с поста руководителя музея "Пермь". В правовом комментарии к принятию решения об увольнении указывалось, что работодатель не должен указывать причину этого решения о снятии с должности.

Галерист Гельман главной причиной увольнения называл цензуру в искусстве в стране со стороны чиновников. Причиной увольнения Марата Гельмана с поста руководителя учреждения, по мнению журналистов, послужила персональная экспозиция художника Василия Слонова из Краснодара «Вэлком Сочи 2014», которая открылась в рамках мероприятия «Белые ночи» и которую считали провокационной.

Семья Марата Гельмана, жена

Гельман женат был два раза. Со своей бывшей женой, Юлией Радошевецкой, развелся семь лет назад, в этом браке у него было двое детей. Бывшая жена помогала Гельману в галерейной деятельности и даже управляла выставочным комплексом.

Марат Гельман и его новая избранница Анастасия Борохова в апреле 2015 официально стали супругами, об этом они сообщили в социальных сетях. Брак регистрировался в Московском дворце бракосочетания. Новоиспеченная жена бывшего руководителя музея современного искусства "Пермь" уже имела от него ребенка. Новостью о том, что его жена скоро станет матерью во второй раз, будущий отец поделился со своими подписчиками на странице в "Фейсбуке" еще в середине весны 2015 года. Дети Марата Гельмана и Анастасии (двое сыновей) сейчас проживают в Черногории вместе с ними.

У супружеской пары на момент переезда в Черногорию уже был сынок Егор. Семья Марата Гельмана в полном составе теперь живет в этой стране - так они решили и не жалеют об этом. Гельман считает, что в Россию снова возвращается тоталитарная политика и сожалеет об этом.

Художник Валерий Подкуйко делится с читателями пермской газеты "Компаньон" своими впечатлениями о сотрудничестве с Маратом Гельманом...

В последние годы моя жизнь и творчество связаны с Москвой так же, как с Пермью. И, будучи членом Московского союза художников, я хорошо изучил нравы московских галеристов. Многие из них работают с художниками по принципу: «Ты мне все отдай, а я тебе заплачу. Потом. Может быть». Так что мне не привыкать к цинизму галеристов. Но то, как понимает сотрудничество Марат Гельман, даже меня изумило.

На фестивале «Живая Пермь» выставлялся мой арт-объект «Би-квадрат». Его замысел я обсуждал с Маратом Гельманом и Борисом Мильграмом. Оба они понимали, что арт-объект — затратная и, в общем-то, никому не нужная вещь. Я изготовил «Би-квадрат» с условием, что его купит «Галерея Гельмана», и что эта галерея продолжит со мной сотрудничество.

Марат Гельман расплачивался со мной долго и печально, все время жаловался, что нет денег. Тем не менее оговоренную сумму он мне выплатил полностью, при этом взял подписку, что я не буду этот объект копировать. Тут же он предложил мне участвовать в выставке «Ночь в музее» — создать произведение актуального искусства на какую-нибудь тему искусства классического. По сути, сделал заказ. Я начал работать.

В своей картине я совместил образы с картин Александра Дейнеки и Пабло Пикассо — художников несовместимых. Получилось парадоксально, но композиционно очень гармонично.

Еще в период моей работы над картиной я поделился ее замыслом с одним пермским политтехнологом. И он меня огорошил: «Гельман у тебя не возьмет эту работу. Ты ему больше не нужен, потому что свою роль в разделении пермских художников ты уже сыграл. Участвовал в «Живой Перми», значит, участвовал и в расколе пермских художников». Я тогда ему не поверил. Но когда стал звонить Гельману, чтобы показать эскиз будущей картины, тот не брал трубку, сбрасывал звонки — скрывался. Наконец, удалось созвониться, и Гельман ответил мне очень грубо. Просто нахамил.

Ну что ж, теперь я понимаю, что Марат Гельман сюда приехал, чтобы ему платили, а не для того, чтобы он платил художникам. Художники для него — просто «негры». Но я не вижу у такой деятельности перспектив. Не вижу будущего у этого «музея», который превращается в свалку никем не купленных произведений художников из «Галереи Гельмана». Он ведь сотрудничает с очень ограниченным кругом художников.

Когда я еще надеялся на совместную работу, я подумал: «У меня членский билет МОСХа №7009. Московское отделение Союза художников — это несколько тысяч мощных художников, которые готовы выставляться. Почему бы не привезти их в наш пермский музей? Ведь это — современное искусство!»

Пошел в секретариат Союза, а там мне ответили: «Для нас Гельман — враг. Он скупает работы за копейки, разрушает единство художников».

Я тогда попытался зайти с другой стороны и предложил Гельману наладить отношения с Московским союзом художников. Но он ответил чуть ли не теми же словами: «Я для них — никто!»

Получается, что в Москве уже произошло то, что сейчас происходит в Перми: Марат Гельман выбирает тех, кто готов работать с ним за его подачки, а тем, кто себя высоко ценит, пытается сохранить творческую и финансовую самостоятельность, объявляет войну.

Все это скажется на уровне Пермского музея современного искусства, потому что при Гельмане он своему названию просто не будет соответствовать. Ведь современное искусство — шире, чем актуальное, а актуальное — шире, чем «гельмановское». И уже сказывается: я посмотрел на состав участников выставки «Ночь в музее», и мне стало скучно — все те же фамилии, что были на «Русском бедном». А, например, китайцы, с которыми Гельман пытался договориться о выставке в Перми, от его предложения отказались.

Мара́т Алекса́ндрович Ге́льман (род. 24 декабря 1960 , Кишинёв , СССР ) — галерист , арт-менеджер, публицист, бывший директор пермского музей современного искусства PERMM
Сын известного писателя и драматурга Александра Исааковича Гельмана. В 1 977 году окончил школу № 34 Кишинёва, в 1983 году — Московский институт связи по специальности инженер, одновременно работал машинистом и рабочим сцены во МХАТе, «Современнике» и театре имени Маяковского. До 1986 года работал инженером в Кишинёве. На следующий день после отмены статьи о тунеядстве (1 марта 1986 года) уволился с работы, чтобы написать роман и открыть своё дело.

В 1987 году Гельман, который с юности интересовался искусством, прежде всего современным, сделал первую выставку в своей жизни, показав московских художников в Кишинёве. Она имела большой успех, в том числе и коммерческий, и, приехав в Москву отдавать художникам картины и вырученные от продажи работ деньги, Гельман принял решение остаться в российской столице.

Профессиональную жизнь в искусстве начинал как коллекционер, но, по неопытности собрав неудачную первую коллекцию, был вынужден овладеть навыками продажи произведений искусства и стал фактически первым арт-дилером в СССР. В 1990 году, получив зарубежное образование в области современного искусства, собрал коллекцию украинского искусства, которая легла в основу выставки «Южнорусская волна», показанной в 1992 году и имевшей широкий резонанс. Свой путь в искусство и в искусстве сам Гельман описывает как череду случайностей, но именно эта пластичность и открытость случайному, по мнению галериста, является едва ли не более важным залогом успеха, чем целеустремленность.

Галерея Гельмана

В 1990 году по совету Леонида Бажанова Гельман открыл одну из первых в России частных галерей современного искусства. Она просуществовала до 2012 года, и за 20 лет сменила несколько названий (Gallery Guelman, M. Guelman Gallery, «Галерея М. и Ю. Гельман») и три адреса (1992—1995 годы — Центр современного искусства на Якиманке; 1995—2007 годы — ул. Малая Полянка, д. 7/7, стр. 5; 2007—2012 годы — центр современного искусства Винзавод), но все это время была широко известна как галерея Гельмана.

История галереи Гельмана — это фактически история современного искусства постсоветской России. В разные годы с галерей сотрудничали практически все важнейшие художники этой эпохи — от классиков московского концептуализма (Юрий Альберт, Игорь Макаревич, Вадим Захаров, Дмитрий Александрович Пригов), соц-арта (В. Комар & А. Меламид, Борис Орлов, Леонид Соков) и постмодернизма (П. Пепперштейн,Г. Острецов) до художников петербургской «Новой академии» (Т. Новиков),культовых «Митьков», московского акционизма (О. Кулик,А. Осмоловский,А. Бренер, О. Мавромати,А. Тер-Оганьян,Общество РАДЕК), южнорусской волны (А. Сигутин, А. Савадов,А. Ройтбурд,О. Голосий) и пионеров медиарта («Синий суп»,АЕС+Ф,Ольга Чернышева,Владислав Ефимов & Аристарх Чернышев); от живописцев (Ю. Шабельников,В. Кошляков,А. Виноградов & В. Дубосарский,Д. Врубель) до фотографов (Б. Михайлов, В. Мамышев-Монро), архитекторов (А. Бродский,А. Беляев-Гинтовт), скульпторов (Д. Гутов,Г. Брускин,Мартынчики) и художников, работающих с инсталляциями и новыми медиа (И. Нахова, В. Архипов, арт-группа «Синие носы» и другие).

Помимо российских художников, Гельман показывал в галерее искусство Украины, с которого он начал свой путь как куратор и галерист (выставка «Южнорусская волна», 1992) и которое всегда занимало и занимает значительную часть в его коллекции. С 2002 по 2004 год в Киеве работал филиал галереи Гельмана, который возглавлял его друг и художник московской галереиАлександр Ройтбурд.

Кроме того, в начале 1990-х годов Гельман активно занимался включением постсоветского искусства в международный контекст. С одной стороны, он завязал деловые контакты с ведущими нью-йоркскими галереями, благодаря чему мировое художественное сообщество познакомилось со многими художниками галереи Гельмана; с другой стороны, стремился к показу международных звезд в России — в частности, в галерее на Якиманке состоялись такие важнейшие для Москвы тех лет события, как персональные выставки Энди Уорхола (Alter Ego, 1994) и Йозефа Бойса («Дневник Леонардо», 1994).

Ещё одним существенным аспектом деятельности галереи Гельмана было проведение больших некоммерческих выставочных проектов на внешних площадках. Среди важнейших —«Конверсия»(Центральный Дом художника", 1993), «VII Съезду Народных Депутатов России посвящается» (ЦДХ, 1993), «Новые деньги» (Государственная Третьяковская галерея, 2006), «Динамические пары» (ЦВЗ «Манеж», 2000), «Южнорусская волна», «Ностальгия» (Государственный Русский музей, 2000, к 10-летию галереи Гельмана), «Россия 2» (ЦДХ, 2005), «Питерские: Современное искусство Санкт-Петербурга» (ЦДХ, 2005) и ряд других.

С первых лет работы галерея участвовала в международных выставочных событиях, фестивалях и ярмарках, в том числе, уже в нулевых, в таких ключевых международных ярмарках, как FIAC (Париж) и ARCO (Мадрид). В 1999 году галерея представляла проект для российского павильона на Венецианской биеннале.

В апреле 2012 года Марат Гельман, вместе с двумя другими ведущими российскими галеристами Еленой Селиной и Айдан Салаховой, объявил о переформатировании галерейной деятельности. В случае с галереей Гельмана это закончилось её закрытием. Основной причиной такого шага Гельман назвал сворачивание рынка современного искусства в России, связанное в общей нестабильностью политической и экономической ситуации в стране.

Последним событием в легендарной галерее Гельмана стала выставка Алексея Каллимы «Считай, что тебе повезло» (май-июнь 2012).

Культурный Альянс

В октябре 2012 года на месте закрытой галереи на Винзаводе открылась новая выставочная площадка Марата Гельмана — продюсерский центр «Культурный Альянс». Площадка специализируется на показе в Москве искусства из российских регионов и стран СНГ — здесь уже прошли выставки, давшие актуальный срез искусства Казахстана, Ижевска, Перми.

Обращение к региональному искусству для Гельмана не было случайным: начиная с первых выставок в 1990-х, он был занят поиском новых для московской сцены имен. Ему, в частности, принадлежит заслуга «открытия» новосибирской группы «Синие носы», как и многих художников из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и с Украины.

Свое название и отчасти концепцию галерея получила от ассоциации «Культурный Альянс», созданной Гельманом в 2010 году в сотрудничестве с партией «Единая Россия». Ассоциация создавалась как объединение городов, в которых существует самостоятельная художественная жизнь в сфере современной культуры. За 2 года ассоциацией проведено два крупных фестиваля и десяток выставок, благодаря которым стало ясно, что и вдали от Москвы «существуют интересные художественные сообщества, что региональные художники не чувствуют себя полностью оторванными от столичной и даже международной художественной сцены, что они владеют языком современного искусства, преодолевая и географию и биографию».

В 2012 году Гельман разорвал сотрудничество с властью.

Решил для себя в политических проектах больше не участвовать (большое правительство, Культурный Альянс- новая культурная политика) только профессиональная деятельность, продюсирование фестивалей, организация центров искусства и курирование выставок.

—http://magiq-polit.livejournal.com/20348.html

Однако не прекратил деятельность по культурному развитию регионов. Её результатом и продолжением стала галерея «Культурный Альянс» на Винзаводе.

Этапной для формирования концепции галереи также стала выставка «Искусство против географии», прошедшая в 2011 году в рамках 4-й Московской биеннале современного искусства. Она продемонстрировала новую ситуацию в российском искусстве, в которой регионы начинают взаимодействовать и сотрудничать с российским художественным сообществом для того, чтобы преодолеть депрессию территории самостоятельно, без министерств культуры, государственных музеев и других официальных институций.

Сейчас галерея «Культурный Альянс» является значимой в Москве площадкой, специализирующейся на представлении регионального искусства в столице, а в перспективе и в мире — а значит, на превращении по существу московского современного искусства в российское. В одном из презентационных текстов Гельман выразил надежду на то, что новые имена помогут ускорить выход из глубокого кризиса, в котором, по всеобщему признанию, находится отечественный арт-рынок. Однако от «Культурного Альянса» стоит ждать не только материальных, но и прежде всего художественных дивидендов: тупик, в который зашло российское, да и мировое искусство модернистского извода, если и может быть преодолен, то именно за счет вливания свежих сил. В этом смысле и сейчас, как в начале 1990-х годов, Марат Гельман действует не только и не столько в рыночном пространстве, сколько в истории — искусства и России.

Пермский музей современого искусства

В 2008 году при поддержке Сергея Гордеева, представителя в Совете Федерации от администрации Пермского края, Марат Гельман провел в Перми этапную для него как для куратора выставку «Русское бедное», куда вошли работы важнейших российских художников современности — как хорошо известных (Альберт, Архипов, Гутов, Полисский, Сок ов, Макаревич, Бродский, Шабельников, Ше ховцов и другие), так и молодых (Recycle, Желудь, Кадырова, Трушевский). Выставка прошла в здании Речного вокзала — на тот момент не эксплуатируемом и минимально отреставрированном для экспозиции на средства Гордеева.

Выставка «Русское бедное» и её успех как на городском, так и на общероссийском уровне (за месяц работы выставки её посетили 45 000 человек, после чего по просьбам горожан она была продлена ещё на месяц) положили начало масштабному проекту «Пермь — культурная столица», в рамках которого в том же здании Речного вокзала, уже полностью отреставрированном и оборудованном, открылсямузей современного искусства PERMM.

Марат Гельман не только возглавил музей в должности директора, но и принял непосредственное участие в формировании музейной коллекции, в которую он передал десятки произведений современного искусства из личного собрания .

Кроме того, он выступил куратором большинства выставочных проектов музея, среди которых такие важные для формирования общероссийского художественного сообщества проекты, как «Евангельский проект» Дмитрия Врубеля (2009), «Ночь в Музее» (2010), «Анонимус» (2012), «Лицо невесты» (2012) и «Большой Кавказ» (2011), «Родина» (2011), «Icons» (2012) и др.

Музей PERMM стал не только первым полноценным музеем современного искусства в провинциальном городе, но и институцией федерального и международного значения. Выставочные проекты музея показываются в городах России и за рубежом. В частности, выставка «Видение» была представлена в Санкт-Петербурге в 2010 году и в Твери в 2011 году, «Русское бедное» — в Милане в 2011 году, «Родина» — в Новосибирске и в Красноярске в 2012 году.

Важным достижением музея и лично Марата Гельмана стало участие в разработке концепции и реализации фестиваля «Живая Пермь», который был впервые организован при поддержке бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова в 2009 году. Он стал ключевым событием в культурной жизни Перми и прототипом для более масштабного фестиваля «Белые ночи в Перми», проводимого ежегодно. В 2012 году его посетили более 1 000 000 человек.

23 марта 2009 года Пермский музей современного искусства получил статус государственного краевого учреждения.

В июне 2013 года после череды скандалов Марат Гельман был уволен с поста директора ПЕРММ. В юридическом комментарии к решению об увольнении подчеркивается, что работодатель не обязан мотивировать решение об увольнении, Гельман основной причиной увольнения назвал цензуру. Поводом для увольнения Марата Гельмана с поста директора, по мнению журналистов, послужила персональная выставка красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014», открытая в рамках фестиваля «Белые ночи».

01/03/2017
Павел Герасименко

Марат Гельман, прилетевший в Петербург из Лондона на вернисаж выставки Александра, Ольги и Кати Флоренских «Сделано в Черногории» в Name Gallery , обратил внимание на низкое северное небо, от которого успел отвыкнуть. Известный галерист, а затем директор музея современного искусства в Перми, сейчас Гельман возглавляет созданную им арт-резиденцию в черногорском Которе и видит себя в роли «гуманитарного инженера», считая фигуру посредника между художником и обществом одной из главных и в XX, и в XXI веке. Отвечая на вопросы Arterritory , Гельман обрисовал то, как он видит сейчас общую картину состояния современного русского искусства.

Работа Ольги Флоренской на выставке «Сделано в Черногории», открывшейся в Name Gallery

Хочется начать с одного большого и общего вопроса: в чём, на ваш взгляд, причина неудачи проекта «современное искусство» в России?

Последнее время меня часто спрашивают об этом, и я каждый раз удивляюсь: что должно произойти, чтобы, несмотря на неудачи в политике, медиа и экономике, были удачи в искусстве? Неудачу потерпел весь проект, который начинался в 90-х годах, и искусство ещё не в самом худшем положении. Мы декларировали, что «хотим, как в Европе»: например, галерея Марата Гельмана была первой, названной по имени владельца, потому что это по-европейски. Имитация не скрывалась и даже декларировалась - более того, на какое-то время она сработала, так что году в 1998-м и до 2004-го казалось, что Москва стала одним из европейских культурных центров. Но имитационная стратегия потерпела фиаско, в целом Россия не смогла стать частью Европы. То, что хорошо для Европы с её маленькими расстояниями, не годится для России. Культурные столицы Европы достаточно легко менялись - Париж, Кёльн или Лондон, но всегда это один город, где происходит самое интересное. При российских расстояниях невозможно строить систему с одним центром, это отключает часть страны от культурной жизни. Россия настолько большая, что в имитационный сценарий она просто не умещается. Нельзя вырваться, не потянув за собой всю страну, и, наверное, нужно было действовать более осмысленно, другой вопрос - кому нужно было?


Работа Константина Бенковича на его экспозиции Uniform в Dukley Art Centre . Июнь 2016 года. Фото: Dukley Art Centre

И наконец, то, что происходит сейчас и что окончательно подорвало художественную ситуацию, - это конформизм. Наша творческая интеллигенция, к сожалению, решила воплотить ленинскую формулу «вы не мозг, а говно нации». Когда на первом этапе Путин всех покупал, художественная интеллигенция успешно продалась, а на втором этапе начали ломать, и тогда все сдались и пошли на все мыслимые компромиссы. Понятно, что люди, которые шли в художественные вузы, не предполагали, что надо будет бороться и проявлять мужество, но хоть в какой-то мере стойкость должна была проявиться.

В России если искусство не в авангарде общества, то оно вообще не нужно. В отличие от стран, где искусство может играть декоративную роль, в украшении жизни мы не очень преуспели и вряд ли уже преуспеем. А от авангардной роли отказались сами, хотя она была в наших руках. Был момент, когда люди с разными воззрениями - и Беляев-Гинтовт, и Осмоловский, и я - были частью одной художественной среды. Нынешний раскол на официоз и не-официоз - это политика Мединского, ситуация новейшего времени. Печально, но нельзя сказать, что он пришёл и всё испортил: на компромиссы шли даже самые прогрессивные деятели - отсюда и результат, ведь власть не может остановиться и за одним компромиссом всегда хочет следующего. По большому счету, претензии к людям предъявлять нельзя: они и не планировали быть героями. Как оказалось, протестного искусства очень мало - может быть, сейчас это один Павленский.

Но ведь арт-активизм - искусство тактическое, там нет стратегии художника, которой обладают те самые люди с художественных факультетов, не готовые быть борцами. Может ли быть преодолена дистанция между художниками, создающими ситуации, и художниками, производящими объекты?

Иногда это одни и те же люди, например Ай Вэйвэй - сейчас главный политический художник. Он был главным художником Пекинской олимпиады, но в какой-то момент жизни для него стало важнее всего остального рассказать правду о землетрясении в Сычуане, которая скрывалась властями. Павленский учился в Про Арте вместе с такими художниками, как абсолютный формалист Павел Брат или ироничный Иван Тузов. То, что он одиночка, подчёркивает общую ситуацию гораздо больше, чем меняет её.

Может ли арт-активист стать успешно продающимся художником?

Конечно, да. Музей современного искусства сегодня - это образцовый покупатель, чьи действия повторяют коллекционеры. Сейчас готовится выставка в галерее Saatchi , в которой будет участвовать Павленский. Один очень крупный музей просил нас ни с кем другим не вести переговоры по его работам, в которых они заинтересованы. Если так, следом пойдут коллекционеры.Обсуждая лондонский проект, я провёл в Париже два вечера с Павленским и убедился: это мощный, в том числе пластически, художник с невероятной интуицией, подсказывающей ему избегать любого намёка на фальшь.

Почему же этого не случилось, скажем, после выставки «Русский леттризм»?

Сейчас в Европе начало происходить то, что должно было случиться раньше, - русские деньги помогают продвижению русского искусства в Лондоне и Париже. Искусство, которое рождалось в 90-ые годы на энтузиазме, постепенно музеефицируется. В Тейт теперь есть восточно-европейский попечительский совет, две трети которого составляют богатые русские, которые финансируют программы, связанные с русским искусством. В Центре Помпиду по соглашению с Фондом Потанина запущена рассчитанная на три года программа по изучению русского искусства и открывается уже вторая выставка произведений современных авторов, переданных в дар музею. В экспозиции «Коллекция+» есть и работы акционистов - Олега Кулика и группы «Синие носы».


«Подозреваемые» от AES+F (1997) также представлены теперь в экспозиции «Коллекция+» в Центре Помпиду

За внимание музеев и коллекционеров идёт борьба между представителями сразу нескольких поколений. Появится ли новое поколение художников, чьи работы через 20 лет смогут составить выставку, подобную «Коллекции»?

Ситуация в стране взывает к появлению новых авторов, но вполне возможно, что будет пропуск поколения. Почему так заметны стали Pussy Riot (которые, по мнению некоторых, повторяли сделанное Александром Бренером) или Павленский? Протестное искусство слабо прозвучало в той вполне демократичной ситуации, в которой действовал Бренер, и сработало сейчас. Нынешняя культурная политика власти направлена на раскол творческой среды, так что будущему художнику ещё в ученичестве предлагают два варианта - официоз или андерграунд. И там, и там плохо: в андерграунде лишаешься ресурсов, а официоз требует от художника обслуживания. Не способствует появлению нового поколения и экономический кризис.

Есть ещё одна серьёзная проблема: те, кто открывают сейчас в Москве новые музеи в бывших дворцах, заводах, электростанциях, вкладываются в репрезентацию искусства, но не в его производство. Искусство, которое продолжает делаться в подвалах, не будет смотреться хорошо в этих новых дворцах. Иначе происходит в Китае, где почти всё современное искусство делается на экспорт: галереи маленькие, но мастерская всякого приличного художника - это три раза по четыреста метров: в первой он принимает гостей и там висят готовые работы, во второй рабочий беспорядок и незавершённые вещи, третья - это склад и закуток, где по его эскизам трудятся подмастерья. Такой художник может иногда сделать пустую работу, которая всё равно будет большая и эффектная. В Черногории я отказался делать музей, а создал институцию нового типа: Dukley European Art Community (DEAC ) в Которе - это три этажа мастерских, один этаж коммерческий, и на одном выставочный зал и небольшой театр. Если бы в отечественном искусстве соблюдался баланс репрезентации и производства - грубо говоря, «три рубля на мастерские, один рубль на галереи», - то, может быть, через какое-то время изменилось его качество. Все поддерживают репрезентацию искусства как самую яркую и публичную его часть, а настоящее меценатство в другом. Российский закон о меценатстве выхолостили и погубили, испугавшись того, что государство не сможет контролировать частного человека, который сам решает, какую культуру поддерживать. Поэтому те меценаты, которые сегодня существуют в Москве, - это такие «меценаты по разнарядке».


Фрагмент экспозиции Влада Юрашко Literal sculpture в Dukley Art Centre . Май 2016 года. Фото: Dukley Art Centre

По сравнению с Москвой в Петербурге остро не хватает художественных институций - современных арт-школ «немногим больше одной» и совсем нет меценатов.

Культурная политика может содействовать, может мешать, но не способна заменить собой культурные процессы. От власти и денег зависит многое, но всё-таки художники важнее, и здесь большую роль может сыграть система образования. У нас нет тех профессиональных вещей, что есть в медицинском или юридическом образовании. Наверное, нигде, кроме петербургского Института Про Арте, не учили тому, что художник - это позиция. Даже в Школе Родченко или в ИПСИ художник - это мастерство, это интеллектуальное усилие. А очень важно понимать, что быть художником - это значит стоять на своём. Занимайся тем, что интересно, и тебя финансирует общество, но взамен ты - художник, то есть голос.


Работа Павла Брата на выставке Icons в Dukley Art Centre . Октябрь 2016 года. Фото: Dukley Art Centre

Как мы с вами сейчас выяснили, художник - это долгая профессия. Кто кого переживёт в современной ситуации - политическая власть или художник? И какие возможности остаются у художника?

Когда меня выгоняли из Пермского музея, я говорил: Мейерхольд был директором театра всего полтора года. Потом его убили, но мы знаем, кто победил в результате. Вся история цивилизации показывает, что побеждает, конечно, художник - тот, кто не идёт на компромисс со своим творческим «я». Некоторые считают, что «чем хуже - тем лучше», но неизвестно, сколько мы упустили из-за подавления искусства и какой расцвет мог бы быть. Сейчас «новое русское зарубежье» может не только сыграть роль в продвижении культуры 90-х, но стать пространством и площадкой для развития нового русского искусства вне идеологического контроля системы. Я всё больше думаю о том, что, уехав из России, я в неё как раз приехал, потому что всё самое интересное в русском искусстве теперь происходит за её границами. Например, сейчас рождается новый театр Pussy Riot Theatre - в Черногории они репетируют свой первый спектакль, и 5 марта будет премьера в Москве. Он называется «Школа сопротивления».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса