Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто такие арии? Культура, язык. Арийские народы

Истина настолько драгоценна, что
должен её сопровождать эскорт лжи.
Уинстон Черчилль,


И сторию арийцев ученые Европы и Азии не знают. Но история этого народа интересует всех историков мира, и они пишут ее; и чем больше пишут, тем больше противоречий в их суждениях, которые создают хаос и неразбериху. Настоящая статья ставит целью разобраться с тем обилием истинных и ложных суждений, вводящих ученых и широкую общественность в заблуждение. Но, прежде чем приступить к изложению статьи, позволю себе вкратце ознакомить читателя с этой легендарной страной.

С вященная Ария состояла из 8-ми областей: Гиркания, Парфия, Ариана, Арахосия, Маргиана, Бактрия, Согдиана, Харезм, принимавшиеся античными авторами за страны. Однако следующее высказывание Верховного Бога зороастрийцев Ахурамазды свидетельствует о том, что все области созданы им, а он является Верховным Богом арийцев, монолитной нации Священной Арии. Страбон сообщает, что существовал единый язык, отличающийся лишь разницей местных диалектов.

П риведем цитаты из сказаний Верховного Бога арийцев Ахурамазды:

"В о-первых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Арианам Вайджу"
Арианам Вайджа - "арийцев Матерь Айджа", т.е Ариана (Парфия).

"В о-вторых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Гаву, заселенную согдийцами"
Гава - гава = "окружай" (городская стена).
Согди = "просочился" ("происходил").

"В -третьих, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Маргиану, сильную, причастную Арте"
Моуру - Мерв - Мары.

"В -четвертых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Бактрию, прекрасную, высоко (держащую) знамя"
"Бактрия" - грецизированная форма арийского слова "Багда" - "утопающая в садах".

"В -пятых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Нисайю, (расположенную) между Маргианой и Бактрией".

Нисайя = Парфия.

"В -шестых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Харайву с оставленными домами"
Лишенные воды вследствие изменения русла Аму-дарьи жители Харезма переселились на новые прибрежные земли, оставляя свои дома, селения и т.д.
Харри-зем, Харезм = "земля арийцев".

"В -cедьмых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Вехркану, заселенную гирканцами"
Вехркан = Гиркания (грециз.) = Гурген ("густой", "лесистый).

"В -восьмых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахурамазда, сотворил: Харахвати, прекрасную"
Арахосия на реке Арахот (Герат).

У ченый-археолог И. Хлопин писал: "Все время своего существования страна Ария находилась на территории Туркменистана Название Ария практически доживает до монгольского нашествия на Среднюю Азию в XIII в.". После монгольского погрома, унесшего жизни 10-15 миллионов арийцев, название Ария фигурировало внутри страны как Харасан: Хари, Ари и дошло до XX в.. Только в 1924 г. Ария была переименована в Туркменистан - слово, которое не знал гениальный поэт и мыслитель Махтумкули, живший в XVIII в.

Н есмотря на многочисленные факты по истории арийцев и Арии, один из крупнейших историков мира академик В.В.Бартольд оказался могильщиком арийцев, похоронившим их "заживо"! Тех самых, которые, как и тысячелетия назад, и сегодня живут на своей родной земле - Священной Арии! Попробуем внести ясность в столь запутанный вопрос.
Бартольд написал "Историю туркменского народа" - народа, который не существовал никогда, потому, что скотоводы туркмены (автохтоны Монголии) не сумели перерасти из племенного строя в народ и рассеялись по континентам Азии и Европы. Академик же, выдумав "Историю туркменского народа", навесил ее на шею арийцев Священной Арии, утверждая, что будто бы туркмены, завоевав Арию в VIII-IX вв., ассимилировали арийцев, которые якобы исчезли, и теперь на их родной земле живут туркмены. Почему же тогда ныне существующие "туркмены" являются по своей антропологии длинноголовыми европеоидами как и тысячелетия назад, в то время как исторические туркмены были брахицефалами монголоидной расы? Таким образом, сама антропология арийцев разносит в пух и прах лживое утверждение Бартольда! Может быть, Бартольд не знал, что на территории между Каспийским морем и Сырдарьей жили арийцы? Но как тогда понимать его же слова: "Насколько мы можем проследить историю Средней Азии, оседлое население ее всегда принадлежало к арийскому племени, именно к арийской группе арийских народов" (Бартольд, т.2, часть II, с. 322)? Выходит так, что Бартольд, намеренно создав историю несуществующего народа, осознанно перечеркнул великую историю арийцев, отлучил их от своих славных предков, создавших на континентах Азии и Европы величайшие цивилизации человечества! Вот что по этому поводу пишет гениальный этнолог Морган: "Арийцы и семиты обосновали цивилизации на земле" (Морган, "Древнее общество", Нью-Йорк, США, 1878).

"Б лагодаря" ошибке Бартольда арийцы из ныне здравствующих превратились в легендарных, подобно атлантам Атлантиды! В чем причина такой вопиющей противоречивости? Возможно, она кроется в том, что Бартольд выполнял "социальный заказ" большевистских "верхов" в рамках "ленинской национальной политики"? Ведь идеология правящей элиты зачастую абсолютно не совпадает с научной объективностью.

О днако от окончательного забвения арийцев спас ариец! Это - древнейший историк Европы ариец Иордан!! Вот что сообщается о нем: "О готах, их происхождении и ранней истории пишет готский писатель Иордан" ("Введение в германскую филологию", М., 1980, с.16). В труде Иордана содержатся названия германских родов арийцев:

А рийские роды Германии

готы, вестготы, остготы, крымские готы (геты-массагеты - С.Я.), бургунды (гунны), саксы (саки), англы (а?лы - "разумные" - С.Я.), англосаксы, алеманы (аланы - "обладавшие" - С.Я.).

В "Генеалогии готских королей" четвертым был Амал ("способ" - С.Я.). Он дал начало Амалам - царственному роду остготов; у везеготов таким же был их вождь Балта ("топор" - С.Я.). Первым историческим лицом из рода Амалов был Германарих, Аталарих является знаменитым королем-полководцем везеготов из рода Балтов.

А рийские роды Священной Арии

аланы ("обладавшие"), гунны ("солнечные"), саки ("зоркие"), массагеты = готы ("иди на удовольствие") .
Иордан называет имена великих полководцев и королей, которыми, как своими предками арийцами, гордилась германская нация от Ницше до Адольфа Гитлера. Вот они:
Ариберди - Aribert ("ариец Берди")
Аталар - Atalarih ("ih" -"я" /германск/, т. е. "я - Аталар")
Атанар - Atanarih ("я - Атанар")
Алар - Alarih ("я - Алар")
Германарих - Germanarih ("я - Герман ариец")
Аттила - Attila ("Атаила" - "Отечество")
Атаоглы, Атагельды, Тиудиберди, Сары, Сапар, Ханалы и т.д.

Цари государства Лидия: Сади-Атта (сада - "простой", атта - "отец" (его сына звали Али-Атта [али - "верховный"], а супругу - Ари-энне ["мать арийка"] (Геродот).

И мя-слово "ата" ("Ата") древнеарийское - не тюркское!!!

О собо обращаю внимание на имя "Гундерих", которое носил король арийцев-гуннов, ошибочно причисляющееся тюркологами к тюркским: Радагуна (II в. до н. э.) из г.Нисы, обнаженные изображения которой вырезались на царских печатях Аршакидов, дочь Аршака Митридата I, царя Парфии; Гундир ("Солнце же"), отсюда Гюнтер - имя собственное германское. Таким образом, слово "гунн" существовало задолго до тюрко-монгольских племен и входило как составная часть в имена арийцев-гуннов.

В ышеуказанные арийские имена великих полководцев и знаменитых королей Германии сегодня являются национальными именами "туркмен", предки которых в ходе миграции на запад, начавшемся в VI в. до н.э, овладели Европой и создали новые народы: германцев, англичан, французов, итальянцев, испанцев, португальцев и т.д. (Иордан). А именем гениального арийского полководца и короля Германариха были названы германская нация и страна Германия!! Об этом свидетельствует следующее: Иордан сообщает, что имя "Германарих" происходит от его арийского имени "Гермен", что означает "не буду растягивать, натягивать".

Р ассмотрим теперь значение имени самого Иордана. Оно весьма красиво и в переводе означает "от милого". Имя "Иордан" состоит из двух частей: корня иор, иар ("милый") и прилагательного дан ("от"), что свидетельствует об агглютинативности арийского языка!!! Такое же имя существовало и у лидийцев: Иардан, отец Омфалы, царицы государства Лидия. В этой связи интересно проследить влияние арийского языка на другие. Например, агглютинативность арийского языка передалась языку древних хайасов страны Хайаса в XIII в. до н. э. после переселения арийцев погибшей Конной Державы Миттанни на Армянское нагорье. Тогда-то они и дали названия стране и ее природно-географическим объектам: "Армения", "Арарат", "Аракс", "Арев" - "Солнце", от которого происходят самоназвание арийцев и топоним Ария - "Солнечная".

З десь следует отметить следующий факт. В 1994 г. по указанию Президента АН Армении автору этих строк довелось выступить с лекцией на тему "История армянского народа и его языка" перед студентами, преподавателями и учеными университета г. Еревана. Успех превзошел все мои ожидания, хотя и знал, что так и будет: представители Общества "Армяне мира" предложили мне написать специально для них "Историю армянского народа и языка в связи с расселением арийцев на Армянское нагорье в XIII в. до н. э." с тем, чтобы я выступал перед армянской диаспорой Европы и Америки! Обещанную статью я написал.

В "Истории армянского народа" (Ереван, 1980, с.70) читаем: "Шумерийское сказание о всемирном потопе вместе со своим героем Зиусудрой впоследствии было иудаизировано с переименованием героя в Ноя". Об этом же пишет знаменитый Тур Хейердал ("Древний человек и океан", М., 1982, с.18): "Иудеи не первыми описали потоп+ Верховный бог повелел истребить потопом человечество за его прегрешения, но шумерийский бог вод Энки+предупредил благочестивого царя по имени Зиусудра о предстоящей опасности и "научил его, как спасти себя, построив очень большой корабль" (Kramer, S.N).

В "Сказаниях Ахурамазды" перечисляются крупные области Священной Арии и первой названа Ариана (Парфия) - колыбель арийской расы. Здесь в V тысячелетии до н.э. в семье земледельца родился первый Пророк в истории человечества Зиусудра (Зороастр). Маргиана, Бактрия, Согдиана, Харезм и т.д. будут созданы тысячелетия спустя. В конце V тысячелетия до н.э. сказание о всемирном потопе и образ Зиусудры (Зороастра) были привнесены шумерами-арийцами на Ближний Восток, в Южную Месопотамию: "После прихода шумеров в Древнее Двуречье (4500-4060 гг. до н.э.) у них постепенно стала складываться государственность" (Матвеев, Сазонов. "Земля Древнего Двуречья", с.49, М., 1986).

О б этом же свидетельствует и язык арийцев-шумерийцев-"туркмен":

Шумер - шум-ер = "роковая земля" (шумерийцы писали "Шум-ер")
Зиусудра - Зеесудра = "влага+вода": Зиусудра
Аннападди - Аннапатды = "Анна хромой"
Аннатумми - Аннатуммы = "Анна горбатый"
Месилим - Месилим = "народ мой благосостоятельный"
Энтен - энтен = "пошатавшийся, побродивший"
Энтемен - энтемен = "не буду шататься/бродить"
Адам - Адам = "человек"
Аман - Аман = "невредимый", "пощада"
Урук - уруг = "родовой"
Умма - умма = "далеко, находиться далеко"
Аш-нан - аш-нан = "хлеб-еда" (богиня зерна)
Инанна - ынанна - ынан-да = "поверь же" (богиня)
Ларса - ларса = "мгновенно", "сразу"
Гудеа - гуда = "сват"
Ур - уры = "яма для хранения зерна"
Киш - киш = возглас, отгоняющий птиц
Зиусудра + Заратуштра = Зороастр!!!

И мя Анна у шумерийцев, как и сегодня, спустя 7000 лет у "туркмен" - мужское. Но в Европе, Америке и во всем мире более 100 миллионов красавиц носят это светлое и певучее арийское имя - Анна! Кстати, как в Ариане (VI тыс. до н.э.) и Шумере (V тыс. до н.э.), так и сегодня маленькие арийцы ("туркмены"!) свое первое детское слово произносят "мемме" ("мамма - "грудь матери"! Отсюда и происходит слово "мама" - самое дорогое слово индоевропейцев!

Н о вернемся к исследуемому вопросу. Авеста была создана зороастрийскими жрецами Арии на флективном руническом языке, совершенно непонятном простому народу. Позднее, когда в IV в. до н. э. Ахемениды приняли зороастризм как государственную религию (проф. Мэри Бойс, Великобритания), персидские маги переработали Авесту, придав ей агрессивность, направленную против создателей зороастрийской религии -арийцев! Однако, по указанию царя Парфии Аршака Вологеза Авеста была записана в Нисе на родном арийском ("туркменском") языке в I в. н.э. Еще до этого "в восточной Парфии в I в. до н.э. существовал письменный текст Авесты" (Луконин, "Древний Иран", М., 1987, с. 239). Цари Персии также попытались записать ее, но персидский язык был чужд Авесте и был неспособен передать особенностей Авестийских звуков! И сегодня только "туркменский" язык обладает всеми звуками Авесты! Поэтому персам ничего не оставалось, как заимствовать слова из чужого языка. В конечном итоге это привело к тому, что язык персов был дважды обогащен за счет языка парфян-арийцев. Об этом говорит его трехступенчатость: древнеперсидский, среднеперсидский и новоперсидский. Более того, персам удалось записать Авесту лишь в XIII-XIV вв., т.е. спустя 1300 лет после ее записи на родном арийском (проф. Мэри Бойс)!

Д алее. Во всем мире агглютинативность языка принято считать свойством тюркских народов. Почему? Напомню, что тюрко-монгольские скотоводы, выходцы из Монголии, пришедшие к восточной границе Арии - реке Сыр-дарья в 70-80 гг. VIII в. (ал-Асир) при общении с местными арийцами испытывали большие затруднения, будучи неспособными дать смысловые соответствия десяткам тысяч арийских слов посредством слов из своего языка, насчитывавшего 300-350 терминов сугубо скотоводческого значения. Для разрушения этого языкового барьера они и переняли язык арийцев (!). Причем, восприятие арийских слов на слух вследствие отсутствия у скотоводов письменности исказило форму и значение арийских слов как варваризмы - так были созданы основы тюркских языков. Вот почему агглютинативность приписывается тюркским языкам! Удивительно, но это обстоятельство совершенно упускается из виду мировой научной общественностью из-за незнания. Все поверили ложному утверждению В.В.Бартольда, будто туркмены-монголоиды, завоевав арийцев, ассимилировали их как по языковому признаку, так и по физическому облику. Развенчать этот миф довольно просто: если данное утверждение было бы верным, то сегодня арийцы должны были бы выглядеть монголоидами. Между тем, они, как и 8000 лет назад в Джейтуне являются долихоцефалами, т. е. обладают всеми признаками, присущими именно арийской расе! На это же указывает выдающийся антрополог О. Бабаков: "+Туркменский народ оказался единственным, сохранившим свой древний облик - длинноголовый европеоидный облик".

О б этом же говорит и такой авторитетный источник, как "Материалы по истории туркмен и Туркмении" (МИТТ, 1939). В трудах 55-ти авторов, в 61-ом арабографическом источнике IX -XIX вв., в 22-х сочинениях на арабском (21 автор) и 32-х на персидском языке абсолютно нет ни одного факта, свидетельствующего о завоевании Харасана (Арии) туркменами! Полудикие туркмены с XI в. по XV в. нападали на города и селения Харасана и грабили, убивали население как бандиты и возвращались в Азербайджан (МИТТ, с. 540). Поэтому они до последнего были изгнаны или истреблены арийцами Великими Сельджуками: "В государстве Великих Сельджуков ни одного туркмена не было" (Сумер, Турция).
Данный факт наносит сокрушительный удар по ложным утверждениям академика Бартольда. Тем не менее, и сегодня ученые пребывают в плену ложных представлений. Очевидно, в силу незнания даже такой замечательный ученый как И.М. Стеблин-Каменский продолжает ошибочно утверждать, что "Средняя Азия - это родина восточной подгруппы иранских языков" (!). А ведь на территории Арии от Каспия до Сырдарьи никаких иранских племен и языков никогда не было! Были войны, захваты городов, но войска персов уничтожались арийцами, а цари захватчиков лишались своих голов. Между арийцами и персами была непримиримая вражда. Только во II тысячелетии н.э. появился совершенно не схожий с внешним обликом арийцев таджикский народ - ираноязычный, что отмечается и Стеблин-Каменским.

Т еперь о древних персах Ирана: они появились на иранском плоскогорье в начале I тысячелетия до н.э., ведя на заре своей истории "кочевой скотоводческий образ жизни" (Авдиев В.И. История Древнего Востока. ОГИЗ, 1948, с.449). К тому же антропологии древних персов была присуща характерная брахицефалия, с присутствием гипербрахицефалии. Общеизвестной же типичной чертой арийцев является долихоцефалия с узким лицом и некрупной изящной головой: ископаемые черепа именно такого типа принадлежали арийцам - создателям мощной оседлоземледельческой Культуры Джейтуна, возраст которой насчитывает 8000 лет. И сегодня, спустя восемь тысячелетий преобладающим признаком у потомков джейтунцев - жителей современного Туркменистана является ярко выраженная долихоцефалия: факт, абсолютно исключающий всякие разговоры об ассимиляции арийцев туркменами! "Туркмены" - беспрерывное продолжение ариев Джейтуна и Алтын-депе: "На заре человечества, когда человек только-только стал говорить членораздельным языком (предположительно 200 тысяч лет до н.э. - С.Я.), арийцы жили на ограниченном пространстве от Джейтуна до Алтын-депе" (Подольный. "Пути народов". М., 1976). Это изначальный эпицентр Священной Арии - Ариана с центром Джейтун!

В ыдающийся ученый археолог В.М. Массон писал: "В 1957 г. на Джейтуне был открыт тип своеобразных однокомнатных домов, стоящих в начале длинной цепи эволюции жилых строений у раннеземледельческих племен+ На Джейтуне не было столбовой конструкции, дающей указание на жилье скотоводов" (Массон В.М. Поселение Джейтун. Л., 1971). А вот что по этому поводу утверждает И. Хлопин: "За прошедшие десятилетия в Восточной Европе, в украинских и южнорусских степях так и не нашли высокой арийской цивилизации 3-4-го тысячелетий до н.э. Зато раскопки в Южном Туркменистане открыли мощную оседло-земледельческую культуру, она оказалась тем ядром, из которого вышли многие индоевропейские народы" (И Хлопин., С-Петербург).

И так, арийцы - исконные земледельцы, а древние персы - скотоводы.
О взаимоотношениях между арийцами и персами можно судить по следующему фрагменту в Авесте:

Чтобы воинов арийских
Мы поражали сотню
На пятьдесят ударов,
На сто ударов - тыщу,
На тыщу - мириад,
На мириад - без счёта

Э ти строки из Авесты указывают на то, что Авеста была переработана персами-магами - вот почему арийцев принято считать скотоводами, несмотря на то, что своего Пророка арийцы, будучи древнейшими земледельцами, именовали "влагой-водой" - Зиусудрой! А скотоводы-персы превратили его в скотовода: "владеющий верблюдами", "погонщик золотых верблюдов" и т.д.

Е сть еще два определения: "индоарии" и "ираноарии". О первом необходимо сказать, что совершенно точно известно, что еще в XIV в. до н.э. арийцы Арии завоевали Северную Индию (Махабхарата) и расселились там. Относительно ираноариев существует в корне ошибочное представление, связанное с причислением самими древними персами к ариям, хотя они и не являлись долихоцефалами по антропологии. К тому же они не были автохтонами Ирана, так как пришли туда сравнительно недавно - в I тыс. до н.э! По утверждению ведущего специалиста по зороастризму проф. Мэри Бойс, после прихода к власти династии Ахеменидов древние персы в IV в. до н.э. приняли зороастризм арийцев как государственную религию, но исказили его приданием ему агрессивности. Это выразилось в расизме "высшей расы" по отношению к "низшей расе", жестокости и уничтожении покоренных народов (проф. Авдиев), что было продолжено фашистами в XX в.

Д а, арийцы были воинственными, от природы высокорослыми, приспособленными к тяготам войны. Да и боевых коней своих "нисейской породы" они создали себе подобными, не знающими страха "летающими небесными конями", как их называли китайцы. Но, по сути, арийцы были истинными земледельцами, бравшимися за оружие только в случае необходимости. Господствующая идеология этой расы характеризуется правилом: "Кто сеет хлеб, тот сеет добро" (Авеста)! Религия их, как отмечает проф. Мэри Бойс, отличалась демократичностью, миролюбием, исключающей слепое рабское преклонение перед Богом. Религиозное сознание арийцев выражалось в признании Всевышнего как силы, создающей добро и счастье на земле. Во все другие религии народов мира, основанные на зороастризме, впоследствии были привнесены элементы агрессивности, чего не было в зороастризме арийцев Арии!

О тносительно языка "туркмен", т.е. арийцев имеется оригинальное сообщение гениального ученого М.В. Ломоносова - всего одно парное слово, которое содержит в себе информацию по истории арийцев и славян. Это слово "аланорси", которое упоминается у Птолемея. Оно существовало 2000 лет назад и существует сегодня только на языке арийцев! 2000 лет назад это слово имело этнико-родовое значение, указывающее на то, что аланы и орси (т.е. аланы и русские) - одно неразрывное понятие. Подтверждением тому служат и слова самого Ломоносова: "Об аланах... известно, что они славяне" (!). Великий ученый локализует и прародину славян: это южная сторона Каспийского моря, т.е. другими словами Гиркания (в Авесте - Вэхркану), крайне западная область Священной Арии, граничащая с центральной областью страны - Парфией. Ломоносов пишет: "Переселение славян должно почитаться из Азии в Европу" (Ломоносов М.В. "Древняя Российская история"). И сегодня русским людям свойственны черты арийской расы: высокорослость, долихоцефалия, удлиненное изящное лицо и т.д., тогда как осетины и таджики, навязывающиеся к арийцам, неузколицые, невысокорослые брахицефалы и даже гипербрахицефалы как древние персы! Когда русские девушки наряжаются в туркменские национальные костюмы, никому и в голову не придет, что они русские! Ведь и "туркменки" белолицые, рослые, с тонким станом, а их платья рассчитаны именно на высоких ростом с тонкой талией ариек! Ведь и Нефертити - царица Египта, "Красавица всех времен и народов" была арийкой! Она сестра Душер-Атта (!) царя арийцев Конной Державы Миттанни (XIV в. до н.э.). Да и менталитеты современных арийцев и русских сохранили свою общность: простота, гостеприимство, доброта, трудолюбие и т.д.

Х отелось бы остановиться и на таком вопросе как группа крови. Сегодня, как и тысячелетия назад она остается неизменной: группы А-I и А-II преобладают среди современных "туркмен", сообщает историк и этнограф М. Дурдыев. А такие группы крови характерны для древних земледельцев Джейтуна. Если же ученые проведут их тесты на ДНК и сопоставят с соответствующими данными по народам Европы и Америки, то я нисколько не сомневаюсь, что будет найдена их полная идентичность, подтверждающая тем самым мои научные открытия.

Д умается, нет необходимости объяснять, как европейцы оказались на континенте Америка. Это широко известный факт, связанный преимущественно с эпохой Великих географических открытий. Молодые, сильные духом люди, переплыв Атлантический океан, становились пионерами, осваивающими неизведанные земли дикого края. Итогом длительного процесса завоевания Нового Света стало появление американского народа, носителя этногенов арийцев-завоевателей Европы - далеких, но прямых потомков создателей Джейтунской культуры. Такова история.

В заключение хотелось бы внести следующее предложение. Учитывая особую роль Священной Арии в истории человечества - прародины и колыбели арийской расы, предлагается при поддержке со стороны ЮНЕСКО придать ей статус Заповедной Священной Земли с запретом любых военных действий на ее территории, как создавшей первые и величайшие цивилизации на нашей планете, ставшие очагами прогресса для всего человечества. Это - цивилизации шумерийцев, крито-минойцев, этрусков, достижения которых явились базисом всего того, что достигнуто человечеством до сего дня! Этого не сумели достичь ни колосс Древности Египет, ни Классическая Греция, ни Огромный Китай.

Исследователь истории арийцев и Арии
Сулий Яранов

Редакция: Довлет Керими, историк

Кто такие арии? Этот вопрос будоражит современные умы. Однако его еще хоть как-то могут понять любители истории. Актуальным он стал при власти Адольфа Гитлера в нацисткой Германии. Немецкая теория «чистой расы» - следствие ошибки исследователя Макса Мюллера - до сих пор не дает покоя некоторым людям. Одни относятся к ней крайне негативно, особенно в нашей стране, другие пытаются найти рациональное зерно. Однако сейчас актуален другой вопрос: "Кто такие славяно-арии?" Он очень удивляет профессиональных историков, социологов и политологов. Постараемся все же разобраться, откуда пошел этот термин и кто такие арии.

Понятие «славяне»

Мы постараемся рассуждать объективно, можно сказать, с научной точки зрения, насколько вообще правомерно так говорить. Славяне - это этнос, а не народ. Отличие в том, что под этносом подразумевается совокупность народов, которые имеют общие исторические корни. Еще в начале 1 тысячелетия нашей эры славян уше подразделяли на три ветви: западных (совр. кашубы, лужичане, чехи, словаки и др.), южных (совр. сербы, хорваты, македонцы и др.), восточных (совр. русские, украинцы, белорусы). Конечно, название у многих историков было различным: анты, склавины и т. д. В истории нет достоверных сведений о едином праслявянском народе. О нем рассуждают только лингвисты на основании анализа языкового сходства и различия. Именно по ним определяется примерное отделение одной группы славян от другой, влияние других культур, местности и т. д. Нет ни одного настоящего ученого, который бы использовал термин «славяно-арии» в своем труде. Откуда такой миф? Постараемся разобраться.

Мифы и реальность

Два не связанных друг друга понятия - «славяне» и «арии» - объединил некий Александр Хиневич. Его последователи понесли идею в массы. Несмотря на то что славяне и арии - это такие же несочетаемые понятия, как, например "желтый - холодный", идея понравилась многим. В нашей стране набирает популярность «родоверство», т. е. вера в предков. Под модный тренд переписываются календари, праздники, часовые пояса, фразеологизмы и т. д. Этому есть объяснение: коммунизм, с его отказом от христианства, породил несколько бездуховных поколений, которые отказались принять христианство при его возрождении. И "славяно-арии" пришлись как нельзя кстати. Кроме этого, новая религия, неоязычество, стала «истинной», альтернативной. Фактически она превратилась в протест общественной системе. А это привлекало молодых романтиков во все времена. Добавим сюда отказ от нравственности, обрядов - и мы получим идеальную религию. Главный постулат - "мы верующие, но от нас ничего не требуется" - сделал идею неоязычества привлекательной. На этом фоне внушить идею не просто «родоверства», а славяно-арийства не представляется сложным.

Кто такие арии

Изучение данного понятия началось в XIX веке. В Европу в это время стали попадать искаженные переводы индийских шастр. Серьезные работы по этому вопросу принадлежат Артуру Авалону, который впервые начал исследовать данную тему. Массовая популярность автора привела к росту подражателей, менее талантливых, которые и начали тиражировать "сенсации" в своих работах.

Считать, что арии - единая раса, нация, ошибочно. В индийский шастрах действительно упоминается о неком едином пранароде, который является якобы предком всех былых людей. Эту мысль развил француз Артюр де Гобино, который создал расовую теорию. Он и назвал арийцев единым народом, от которого произошли все остальные. Идея получила не просто популярность, а масштабное развитие при власти Адольфа Гитлера. Он видоизменил заявив о превосходстве германцев над всеми остальными, а немцев включил в число прямых «чистых» потомков, в отличие от других - «грязных, полукровных».

На самом деле такого понятия, как по отношению к единому народу не существовало. Тогда откуда же берутся мифы? Кто такие арии? Не придумали же их искусственно.

В древнейшем своде индийских законов - "Манавадхармашастре", термин «арья» переводится как «благородный». Так именовались представители высших каст - брахманы, кшатрии, вайшьи. Т. е. это три высшие касты пранарода, говоря современным языком - «сливки общества». Помимо ариев, этот народ имел и две других касты - шудры и чандалы.

Арий - друг или враг?

Несмотря на это, допустимость существования единого праиндоевропейского народа не отменяется. Многие европейские и близки между собой. Все они принадлежат к группе индоевропейских. Следовательно, можно допустить, что был все-таки единый народ. Историки считают, что под этим понятием следует считать группу племен Древнего Ирана. Дословно «арий» переводится с как «друг». И в то же время как «враг». Противоположное значение одного и того же слова - распространенная практика древних языков. Т. е. это мог быть как друг, так и враг. Возможно, это был человек из чужого племени. Т. е. ариец - иноплеменник, происходящий из другой родовой общины. Он может быть действительно другом, а затем сделаться врагом. Гипотезу подтверждает наличие в ведическом пантеоне бога Арьямана. Он как раз и отвечает за дружбу и гостеприимство.

Украина - родина арийцев?

Большинство исследователей сегодня склоняются к тому, что арии жили на территории Древнего Ирана. Не нужно привязывать его к современному шиитскому государству на Ближнем Востоке. Его территория относительно невелика. Древний Иран - это огромные территории Иранского плато, Средней Азии, Казахстана, севера Кавказа и Черного моря. Именно поэтому среди украинских историков бытует мнение, что праевропейцы жили именно на территории современной Украины более 5 тыс. лет назад.

Гипотеза о едином пранароде

Существует гипотеза, что единый пранарод (индоевропейцы, арии) разделился на две ветви: иранскую и индоарийскую. Сам термин «иран» означает «земля ариев». В подтверждение этому ученые доказали схожесть и иранской Авесты. Согласно теории, из единого Ирана отделилась группа, возможно, одно из племен, и примерно в 1700-1300 гг. до н. э. ушла в Индию, где и осталась окончательно. Если это действительно так, то теория о происхождении праевропейцев с территории Украины имеет право на существование.

Лингвистическая теория

Лингвисты также поддерживают территорию происхождения ариев из Восточной и Центральной Европы, так как здесь единый язык разветвляется на множество диалектов, что логично при его естественном развитии на одной территории. В Индии же только одна индоевропейская ветвь, что говорит скорее о миграции, а не о происхождении и развитии. К тому же здесь пришельцы столкнулись с группой, говорящей на местных языках, что в дальнейшем отразилось на развитии языка в целом.

Курганная гипотеза

Археологи также склоняются к тому, что арийцы первоначально обитали на территории Причерноморья. Артефакты знаменитой ямской культуры приводятся в качестве доказательств. Считается, что тут изобрели первые колесницы, которые позволили захватить быстро огромные площади. Подобные теории, к сожалению, порождают псевдонаучные измышления на базе научных фактов. Мол, прямые потомки арийцев - русские, немцы, украинцы или кто-либо еще. На этом фоне и появляются различные славяно-арии. Возможно, что общие предки и произошли с территории Причерноморья, однако в дальнейшем расселились и разделились со временем на множество других народов, а впоследствии их потомки вернулись на эти земли. Последователи исключительности и «чистоты» одной нации в сравнении с другими манипулируют этими фактами, привязывая древний единый корень только к одному листочку, а не к целому дереву.

Культурное наследие ариев

Арии оставили после себя множество письменных памятников. Это "Веды", "Авеста", "Махабхарата", "Рамаяна". Из кочевого народа они превратились в оседлых земледельцев. Разводили коров, коней. Были знакомы с орошением, умели ковать медные и золотые изделия. В качестве основного оружия использовали лук и стрелы. Ярко выраженного кастового строя они не имели, как в Индии. Однако верхушка иерархии - жрецы и аристократы - пользовалась огромным влиянием.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, что единой расы арийцев, возможно, никогда и не было. Скорее всего, благодаря некая группа племен, возможно, даже не близких родственно, распространила свое влияние на огромные территории. Отсюда появление единого индоевропейского языка народов, которые никогда не были близки исторически.

Однако однозначного ответа на вопрос о том, кто такие арии, нет. С каждым днем мы все отдаляемся от него, а научные теории сменяются лженаучными утверждениями. Вполне возможно, что арии - народ, который распространил свое влияние. Но не исключено, что это группа неродственных, но похожих в культурном плане племен, расселившихся по разным сторонам от единого центра.

Слово «арийский» использовано здесь для краткости, в значении «индоевропейский». Арийцами ещё в начале XX века даже в научной литературе нередко называли всю совокупность народов индоевропейской семьи. Это термин чисто лингвистического содержания. Неизвестно даже, имел ли он когда-нибудь конкретное этническое содержание. Иными словами, не были ли самые первые индоевропейцы механическим конгломератом народов различного происхождения, которые лишь благодаря тесному соседству заговорили со временем на близких между собой языках. Несмотря на это, вплоть до сего дня в легковесной популярной литературе можно встретить выражение «арийская раса». То, что такой никогда не было, стало ясно ещё немецкому антропологу начала XX века Хансу Гюнтеру, на авторитет которого, однако, ныне модно ссылаться именно в такого рода литературе.

Представление о том, что некогда индоевропейцы («арийцы») откуда-то пришли и завоевали Европу, составилось лишь по аналогии с арийским «завоеванием» Индии. Но, в отличие от индийской, древняя европейская мифология не содержит указаний на заселение территории в результате массовых миграций.

Мнение о том, что когда-то Европа была «неарийской», основано также на том, что и в современной Европе живут народы, не принадлежащие к индоевропейской семье. Это, прежде всего, пароды финно-угорской группы уральской семьи, а также баски на Пиренейском полуострове, язык которых относится к изолированным языкам Земли. В той древности, которая охватывается историческими свидетельствами, таких народов, похоже, было больше.

Однако и тут есть сомнения. Историкам, которые будут говорить о неиндоевропейских народах Европы как о более древнем субстрате, всегда возразят другие и станут доказывать, что именно баски и финны пришли в Европу позже индоевропейцев. При этом сошлются на венгров, которые точно переселились в Центральную Европу не раньше IX века н. э. Одни историки и лингвисты считают остатками доиндоевропсйского населения Европы исторических лигуров, сардов, этрусков, пеласгов, иберов и т. д. Но другие с не меньшей убедительностью смогут обосновать их индоевропейское происхождение. Одни выделяют т. н. гидронимы древней Европы - названия рек, данные до прихода индоевропейцев и воспринятые последними. Но и им находятся оппоненты, полагающие, что эти названия восходят не к виртуальному доарийскому населению Европы, а к первым индоевропейцам, издревле заселявшим Европу. Есть лингвисты, обнаруживающие субстратную, доиндоевропейскую лексику в древних индоевропейских языках Европы (латыни, германских, кельтских и др.), и есть лингвисты, наличие такой лексики отрицающие.

Генетика, как обычно, не может пролить достаточно света на ход и направления миграций древнейшего населения Европы. Картина европейских гаплогрупп представляет собой весьма пёструю мозаику. Характерно, что в ряде мест Европы современное население генетически восходит к их доисторическим обитателям! Так, в 1996 году было проведено генетическое исследование останков человека, найденного в начале XX века в пещере близ деревни Чеддар в Англии. Возраст этих останков - чуть более 7000 лет. В то время на территории Британии жили ещё первобытные охотники. Выяснилось, что чеддарский человек имел Мт-ДНК гаплогруппы U5, обнаруживаемой у 11 % европейцев. Но самым интересным оказалось то, что у троих современных жителей деревни Чеддар была выявлена та же мутация гаплогруппы (U5а), что и у их древнего земляка! Впрочем, этот пример из Англии не может быть типичным для всей Европы. После того, как Англия стала островом, она превратилась в окраину ойкумены, до которой докатывались лишь слабые волны миграций.

О том, что крупные миграции в доисторической Европе имели место, косвенно говорит хотя бы то, что демографический взрыв в Восточном Средиземноморье, связанный с переходом к производящей экономике (одни учёные считают демовзрыв следствием, другие - причиной неолитической революции), не мог остаться без последствий на территории Европы. О миграциях именно в этот период свидетельствует изменение антропологического облика обитателей доисторической Европы: кроманьоидный расовый тип был потеснён средиземноморским. Неолитическая революция в Европе, происходившая в течение нескольких тысяч лет, совершалась, главным образом, путём расселения древних земледельцев, а не вследствие заимствования их умений и навыков туземным населением.

Первым носителем производящей экономики на значительной части Центральной и Восточной Европы стала возникшая в среднем течении Дуная в V тысячелетии до н. э. культура линейно-ленточной керамики (КЛЛК), хорошо ныне изученная во всех отношениях, кроме одного - неизвестен язык её создателей. Эта культура подсечного земледелия распространялась со средней скоростью 5,5 км в год. То было медленное расселение земледельцев, а не экспансия. Оно осуществлялось, разумеется, не на пустых землях. Однако характерно, что археологи не находят следов военных столкновений между земледельцами и первобытными охотниками. Почти нет оружия в погребениях и культурных слоях поселений КЛЛК. Это обычно объясняют тем, что земледельцы выбирали для расчистки полей богатые аллювиальные и лёссовые почвы, тогда как племена охотников населяли преимущественно районы песчаных почв. Преимущества земледелия не были очевидными для первобытных охотников, те не стремились заимствовать новые навыки хозяйства, если их к этому не вынуждало изменение окружающей среды в результате вмешательства земледелия в природу. Да и то почти всегда оставалась возможность податься дальше от цивилизации, в глушь и дебри.

Взаимоотношения между охотниками и первыми земледельцами и скотоводами, между присваивающей и производящей экономикой - одна из важнейших проблем истории первобытного общества. Эти взаимоотношения рано или поздно заканчивались фатально для охотничьих племён. Но интенсивность этого процесса бывала различной. На примере айнов на Японских островах мы видели, что взаимодействие культур иногда оборачивалось трагедией для носителей менее развитой из них. Особенно если более первобытный народ оказывался слишком консервативным и неспособным или не желавшим заимствовать новый род занятий. В то же время мы знаем примеры другого типа контакта двух экономик. Среди одних и тех же народов Сибири в XVI–XIX веках были как группы исключительно охотников и рыболовов, так и группы кочующих оленеводов (для которых охота и рыболовство, впрочем, служили важным подспорьем). Между теми и другими не замечалось никакого антагонизма, борьбы за ресурсы, за жизненное пространство и т. д. Ещё раз подчеркнём, что разделение между производящей и присваивающей экономикой проходило зачастую не между этносами, а внутри этноса.

Очевидно, в примерах древней Японии и Сибири до массовой русской колонизации мы имеем дело с двумя крайними вариантами проникновения древнего производящего хозяйства в сферу господства хозяйства присваивающего. Похоже, что на большей части древней Европы это проникновение совершалось ближе ко второму (мирному) варианту, чем к первому.

КЛЛК, возможно именно в силу своей изученности, задала немало загадок исследователям. Одна из них - строй обществ этой культуры. Согласно традиционной схеме, восходящей к американскому учёному XIX века Л.-Г. Моргану (построения которого широко использовал Ф. Энгельс), общества КЛЛК, как раннеземледельческие, должны были быть матриархальными. Этому, казалось бы, отвечает незначительное количество предметов вооружения в артефактах КЛЛК, отсутствие укреплений в её поселениях и т. п.

В западной и отчасти в нашей исторической литературе получила широкое распространение выдвинутая американским учёным Марией Гимбутас гипотеза «цивилизации Великой Богини», которая предшествовала арийскому заселению Европы. Для этой цивилизации древних земледельцев была характерна высокая роль женщин в хозяйстве и общественной жизни и, соответственно, главенствующее положение женских божеств в пантеоне.

Но в то же время археологические данные определённо свидетельствуют о более высоком социальном статусе мужчин в КЛЛК. Это ярко выраженное богатство погребений. Да и средняя продолжительность жизни мужчин КЛЛК была явно выше, чем женщин.

«Те предметы в могильном инвентаре, которые могут рассматриваться как ценные или престижные… постоянно встречаются лишь в погребениях старых мужчин, - излагается фактическая сторона вопроса в первом томе академической “Истории Европы”, вышедшем в 1988 году. - Видимо, именно старые и пожилые мужчины занимали более высокое положение в общине и участвовали в межрегиональном обмене. Полированные каменные топоры и ретушированные изделия связаны с погребениями взрослых (31–45 лет) и пожилых (46 и более лет) мужчин. Всё это свидетельствует о высокой роли взрослых мужчин в обществе КЛЛК и даже о тенденции к геронтократии. Из 22 детских погребений (моложе 15 лет) 45 % совсем не имели погребальных даров. Аналогичное положение и с женскими погребениями. Из 23 погребений около половины не имели погребального инвентаря, что ещё раз свидетельствует о более высоком положении мужчин. Женщины имели к тому же меньше шансов дожить до преклонного возраста: из 21 женщины 81 % [вероятно, 17 человек. - Я.Б.] умерли между 16 и 40 годами, а из 26 мужчин только 42 % [видимо, 11 человек. - Я.Б .] умерли в этом возрасте».

Гипотеза матриархата возникла когда-то как интерпретация бытующего у многих народов Земли наследования (фамилии, имущества) предпочтительно по материнской линии. Это трактовалось как пережиток матриархата. Но когда он мог быть? На это наука не могла дать ответа. С течением времени, когда учёные всё больше узнавали о жизни первобытных народов - ныне живущих и исчезнувших, - места для матриархата на магистральной линии развития человечества оставалось всё меньше, пока, наконец, не осталось совсем.

Крупный специалист по традиционному обществу австралийских «аборигенов» английский учёный Фредерик Роуз, из-за коммунистических убеждений эмигрировавший в своё время в ГДР и работавший в Берлинском университете имени А. Гумбольдта, в одной из своих работ так подводил итог многолетним поискам матриархата наукой: «Большинство марксистов пришло к выводу, что её [гипотезы матриархата. - Я.Б.] аргументация не согласуется с данными этнографии, психологии или биологии». Это он писал в тот момент, когда отечественные историки-«марксисты» продолжали рьяно отстаивать концепцию матриархата со ссылками не на практические данные науки, а на кабинетные измышления Моргана полуторавековой давности, к несчастью, поддержанные тогда же Энгельсом. Впрочем, ныне гипотеза матриархата, вопреки дискредитации марксизма, получила даже вторую жизнь, так как она отвечает «политкорректной» моде на борьбу с «мужским шовинизмом», несмотря на то что её научная несостоятельность была убедительно показана ещё в прошлом веке.

В VI тысячелетии до н. э. в Юго-Восточной Европе возникает письмешюсть. Во 2-й половине V тысячелетия до н. э. здесь достигает расцвета культура Винча. Её общество было стратифицированным и иерархичным. В IV тысячелетии до н. э. по её периферии возникает целый ряд культур, явно испытавших импульс (а то и приток населения) из области культуры Винча. Среди них - трипольская культура на Украине и в Молдавии.

Есть исследователи, которые доказывают, что население как культуры Винча, так и трипольской культуры было индоевропейским. Есть и такие, кто яростно отрицает индоевропейскую принадлежность названных культур. С разными взглядами на раннюю историю индоевропейцев мы познакомимся позже. Здесь же затронем важную проблему судьбы письменности Винча - древнейшей на Земле.

Цивилизация Винча не передала своего письма ни одной из других культур. Если возникновение трипольской и некоторых других культур того времени было связано с миграцией из региона Винча, очевидно, что переселенцы не принесли с собой знания письма. Угасло это знание и в самом регионе Винча вместе с исчезновением этой культуры. В III тысячелетии до н. э. в Европе происходят крупные передвижения племён, география археологических культур становится очень динамичной. Есть версия, что цивилизация Винча была разрушена вторгшимися в Европу арийцами и что последние появляются в Европе не ранее II тысячелетия до н. э. Но какова была этническая принадлежность носителей культуры Винча и куда они делись? А если они сами были арийцами, то почему так деградировали?

Первая, несомненно индоевропейская, письменность- греческое слоговое письмо Б, возникшее в середине II тысячелетия до н. э. Мы не можем сказать, на каком языке были сделаны записи предшествовавшего ему критского слогового письма А, существовавшего в начале II тысячелетия до н. э. Этот язык, возможно, был индоевропейским, но явно не греческим. Обе эти системы письменности возникали без связи с письмом Винча. Они, во-первых, совершенно отличны, во-вторых, отделены от него почти двумя тысячами лет.

Нет явных указаний и на миграцию из региона Винча на Ближний Восток, где в IV тысячелетии до н. э. возникают самые развитые на тот момент цивилизации Земли. Письменность шумеров также не обнаруживает связи с письмом Винча. Хотя В.А. Сафронов и H.A. Николаева утверждают иное, ссылаясь на мнение «видных шумерологов», но ни одного из них они не называют. На самом же деле среди специалистов по шумерам нет единодушия в данном вопросе. Кроме того, указанные авторы, пытаясь обосновать свою точку зрения, преуменьшили более чем на тысячу лет возраст надписей из Тэртэрии (V–IV тыс. до н. э.), тогда как на самом деле они относятся к VI тысячелетию. Между письмом Винча и письмом шумеров, при отсутствии явных признаков преемственности, существует временной и пространственный разрыв в тысячи лет и километров, ничем не заполненный.

Не прослеживаются параллели с письмом Винча и в системах письменности эламской и индской цивилизаций. По-видимому, та прогрессивная линия культурного развития человечества, которую представляла цивилизация Винча, угасла вместе с её гибелью. Поэтому нельзя без оговорок согласиться с утверждением В.А. Сафронова, что-де «в истории Европы культура Винча имела значение, сравнимое только с ролью Греции и её воздействием на “варварский” мир».

Угасание цивилизации не обязательно означает исчезновение её носителей как этноса. Мы это видели на при-мерс индской цивилизации. Кем бы ни были её носители но языку - дравидами или ещё кем-то, очевидно, что: 1) их языковая группа и ныне присутствует в Индии; 2) их позднейшая система письменности создавалась на новой основе, не имевшей отношения к хараппскому письму. Такое угасание не означало полного исчезновения живого культурного наследия. Влияние индской цивилизации, как и влияние цивилизации Винча, прослеживается в позднейших культурах соответствующих регионов. Но это влияние уже не было доминирующим. Культурное первенство принадлежало иным веяниям, иным истокам.

Если верна концепция языковых макросемей, то картина доарийской Евразии в общем выглядит так. Более древним было население сино-кавказской языковой макросемьи. К ней в наше время относятся баски, народы кавказской семьи (адыго-абхазские и нахско-дагестанские), буриши, кеты



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Арии (авест. airya-, др.-инд. ā́rya-, др.-перс. ariya- или арийцы (также индоиранцы) – название народов, говорящих на языках арийской (индоиранской) группы индоевропейской семьи, происходящее от самоназвания исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II–I тыс. до н. э.). Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные иранские и индоарийские народы.

Этимология

Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропейской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный» слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев(«своих людей») окружающим чужим народам – др.-инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «чужак».

Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí«друг», «враг», «чужестранец»). Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др.-инд. aryaman-, авест. airyaman-) – Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.

Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» – «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»).

«Арийская» проблема

Это проблема происхождения и прародины, культурной роли и исторического наследия арийских племен занимает мировую науку более двух столетий. Кто же такие арийцы-арии?

Арийскими называют народы, говорящие на языках иранской и индийской групп индоевропейской языковой семьи, а также кафиров (нуристанцев) и дардов. Их предки имели общее имя – «арья», «арьяна», сходные культуру и быт, жили на одной территории, но несколько тысячелетий назад покинули свою колыбель и начали переселяться в далекие друг от друга земли; постепенно арийское единство распалось. В настоящее время народы иранской группы живут в Осетии, Таджикистане, Иране, Афганистане, Турции, Сирии, Ираке и Пакистане, а также в граничащих с ними

странах. Представители индоарийских этносов населяют Индию – главным образом центральные и северные ее районы, Шри-Ланку, Непал, Бангладеш, Мальдивы, восток и юг Пакистана. Мигранты, потомки индоарийцев, образовали крупные колонии в Мьянме, Сингапуре, Малайзии, на островах Маврикий в Индийском и Фиджи в Тихом океанах, в Вест-Индии (Карибское море) и в Гвиане, в ЮАР и на побережье Восточной Африки. Немалое число их осело в Северной Америке и в Европе. Дарды и нуристанцы живут в Кашмире и в прилегающих к Кашмиру провинциях Афганистана и Пакистана. Общая численность ариоязычных народов – порядка 1 млрд. человек, они составляют примерно седьмую часть всего населения Земли. Из этого миллиарда индоариев насчитывается приблизительно 900 млн., иранцев – более 90 млн., дардов и нуристанцев – 5-6 млн. человек.

3 цивилизации

Древние арии создали три высокоразвитых и своеобразных цивилизации – персидскую, индо-гангскую и турано-скифскую, оказали существенное влияние на культуры Передней и Юго-Восточной Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угрофинских народов. Необычайно весом их вклад в сокровищницу духовных ценностей человечества. Арии-индоиранцы ворвались в мировую историю в начале II тысячелетия до н.э. – в эпоху, когда великие цивилизации Египта, Месопотамии, Хараппы (долина Инда) и островов Восточного Средиземноморья (крито-микенский мир) переживали глубочайший внутренний кризис. Племена арийского корня способствовали обновлению древних обществ, придали могучий импульс мировому культурно-историческому процессу. На протяжении двух тысячелетий – вплоть до III–IV веков н.э. – они были главными действующими лицами всемирной истории – пока не состарились и не уступили дорогу более молодым народам.

Среди индоевропейцев «арьяны» не были изолированной, лишенной родственных связей группой. К их наречиям близки славянские, балтские (летто-литовские), а также армянский и древнегреческий языки. Носители этих языков имели с индоиранцами множество общих, восходящих к единому праисточнику, этнографических признаков, культово-мифологических представлений, психологических черт. Это свидетельствует о том, что пращуры греков и армян, балто-славян и индоиранцев составляли в глубокой древности один культурно-исторический блок. Однако протогреки и протоармяне очень рано выделились из этого блока и не поддерживали с индоиранцами столь тесных родственных связей, как предки балто-славян. Гораздо дальше, чем перечисленные народы, отстоят от ариев носители других индоевропейских наречий, в частности, германцы и кельты. Поэтому у славян и балтов (литовцев и латышей) гораздо больше оснований именоваться арийцами, нежели у немцев, скандинавов, французов и прочих европейских народов.

Организация общества

Что же представляло собой древнеарийское общество? Изучение разнообразных источников позволяет утверждать, что задолго до начала широкомасштабных миграций индоиранцы были племенами пастушескими. Краеугольным камнем их общественной жизни являлась большая патриархальная семья, типичная для скотоводческих народов Евразии. Основой экономики было разведение крупного рогатого скота и коней. Количество коров и быков выступало главным мерилом материального благополучия и богатства, корова считалась наилучшей жертвой, которую только могут пожелать боги. Фундаментом военного могущества ариев была боевая конница, великолепные колесницы. Породистый конь стоил целого табуна обычных. Все остальные животные уступали по своему значению коровам и лошадям, а помимо них индоиранцы разводили коз, овец, двугорбых верблюдов. Свиноводство было им почти неизвестно, оно считалось малопочтенным делом, свиней не приносили в жертву богам. Арии занимались и земледелием, но оно являлось для них второстепенным занятием.

Племена индоиранцев были полуоседлыми, раз в несколько лет они переносили свои селения на новое место, находившиеся, как правило, недалеко от прежнего стана. Арии не ведали гончарного круга, лепили керамику «от руки» и обжигали ее не в горне, а в специальных ямах или же на костре. Их ритуальная посуда была деревянной.

Жили индоиранцы в больших, углубленных в землю домах, пользовались и жилищами на колесах – наподобие фургонов или кибиток, знали многие металлы и сплавы – медь, золото, серебро, бронзу, выделывали из них оружие, утварь. Хорошо владели арии искусством деревообработки, именно они довели до совершенства технику строительства колесниц.

Индоиранцы были людьми воинственными, военная добыча – скот, пастбища, пленники – являлась одним из важнейших источников их благосостояния. Войны велись почти постоянно – и между самими индоиранцами, и между ними и другими народами.

Арии были опытными собирателями дикого меда, он являлся существенным элементом их рациона. Основной же пищей для них служили свежее коровье молоко и продукты, из него получаемые: кислое молоко и масло, а также блюда из злаков наподобие каши и вареное мясо. Для различных ритуалов и религиозных торжеств индоиранцы изготавливали «сауму» – напиток, приводивший в состояние священного экстаза. На светских праздниках, общественных и семейных, использовалась хмельная «сура». Эти праздники открывали конные состязания, за которыми следовало коллективное пиршество.

Социальные группы

В их среде оформились три социальных группы, которые именовались «цветами». Наиболее многочисленный из «цветов» составляли общинники-скотоводы. Вторая группа была представлена воинами, третья – жрецами. Они являлись наиболее почитаемым общественным слоем. Воинами-жрецами считались цари, «сыны Солнца», венчавшие всю систему социальной организации ариев и возглавлявшие отдельные племена и племенные союзы.

Различные ветви ариев создали великие памятники древней религиозной мысли, индоарии – «Веды», южные иранцы – «Авесту». Судя по этим памятникам, они поклонялись сонму богов, считая, в то же время, что за всем многообразием жизненных феноменов скрывается единая и вечная Праоснова, духовно-творческое начало, создавшее этот мир, Бог-Абсолют. В каждом из множества их богов воплощались разные аспекты этого Абсолюта.

Религия

В индоиранском пантеоне было очень мало женских божеств, в нем царил суровый патриархат. Боги ариев являлись богами пастушескими. Их наиболее частые эпитеты – «владыка обширных пастбищ», «посылающий прекрасноконное богатство» и т.п. Богов просили оросить пастбища, подарить стада коней и быков. В индоиранских гимнах боги изображались едущими на запряженных лошадьми колесницах, важнейшей их функцией была защита скота от демонов или их служителей в земном мире.

Жертвоприношения были главным элементов религиозной практики ариев. Жертвы приносились не только богам, но и предкам. Богам, помимо животных, жертвовали топленое масло («гхи»), сауму и молоко. В честь предков сооружали курганы с алтарями из камня.

Чрезвычайное развитие получил у индоиранцев культ коня, наряду с ним существовал, вероятно, и менее распространенный у них культ бобра. Существенным компонентом религии ариев было также почитание огня и поклонение Солнцу. Возможно, что и само имя «арья» восходит к древнему названию Солнца – Svar, Svara.

В индоиранской среде сложился священный мифопоэтический язык, употреблявшийся при отправлении ритуалов и обращении к богам. Поэтика ариев зиждилась на скотоводческих терминах. Образы коровы, быка и коня пронизывают индийские «Веды», иранскую «Зенд-Авесту». На их основе построена вся символическая система религиозных текстов, мерцающая аллитерациями и скрытыми смыслами, использующая большое количество эпитетов и синонимов. Только в «Ригведе» – главной из «Вед» – для обозначения ключевых образов – коня, быка и коровы употребляется не менее 10 – 15 различных синонимов.

Родина древней цивилизации

На данный момент можно найти несколько десятков теорий, так или иначе объясняющих происхождение индоиранцев. До сих пор точно неизвестно, откуда именно они пришли:

Европа Остальной мир
Генетики утверждают, что следы арийцев обнаружены на Балканах. Вполне возможно, что до Индии и Ирана этот народ проделал действительно долгий путь. Существует теория, согласно которой арии пришли из приполярных регионов, на это указывает наличие описания полярной ночи и длительной зимы.
Наш Кавказ так же является одной из возможных прародин арийцев. По другим теориям, арии появились в Средней Азии и оттуда отправились «колонизировать» весь мир.
Некоторые ученые логично заявляют, что селиться столь многочисленные племена могли только в устьях рек. На выбор предлагается три наиболее вероятных варианта: Волга, Днепр, Дон. Индоиранцы могли прийти и с Ближнего Востока. Но вот только тюркские наречия значительно отличаются от индоевропейских языков.
Центральная Европа все еще остается одним из наиболее вероятных вариантов, благодаря археологическим находкам. Маловероятно происхождение арийцев из Северной Африки, но это могло бы объяснить маршруты миграции.

  • Во-первых, известно, что вблизи очага формирования индоиранских народов лежали горы. На том отрезке степного евразийского пояса, где теоретически могли обитать предки ариев, такими горами могли быть только кряжи Урала, других районов с горным рельефом там нет.
  • Второе. Индоиранцы были знакомы с явлениями, встречающимися на высоких широтах: снежными холодными зимами, феноменами полярного дня, полярной ночи и полярной зари, северного сияния. Их сведения были весьма точны. Если бы они обитали в Южной России, располагающейся слишком далеко от областей Арктики, они бы не могли иметь такой информации. Напротив, если бы предки ариев жили на Урале и за Уралом, им должна была быть хорошо известна природа Севера, поскольку там граница лесостепи находится недалеко от широт, где регулярно наблюдаются полярные феномены.
  • Третье. Индоиранцы имели очень ранние и очень тесные контакты с предками финно-угров. Их связи с носителями других неиндоевропейских наречий были более поздними и менее представительными. Максимальное сходство в сфере языка и культуры, доходящее иногда до полного тождества, обнаруживается у ариев с угорскими племенами, которые с глубокой древности жили в зауральской тайге, и которых в эпоху существования индоиранской общности в Восточной Европе не было.

Наконец, археологические исследования последних десятилетий выявили в степном и лесостепном Зауралье крупную культурно-историческую общность, которая могла принадлежать древним ариям, так как ее создатели, как и индоиранцы, относились к палеоевропейской расе, вели хозяйство, основанное на разведении коней и крупного рогатого скота, а время существования этой археологической общности и время существования единого массива индоиранцев практически совпадают. Коневодство у зауральских племен было более древним и более развитым, чем у обитателей Восточной Европы, среди них очень рано распространился и культ коня, столь свойственный ариям. Эти племена поддерживали оживленные связи с жителями сибирской тайги, в которых различные ученые видят палеоугров. Кроме того, территория, на которой располагались памятники данной археологической общности, стала ядром формирования культур андроновского круга, принадлежавших, бесспорно, индоиранцам; при этом комплексы, созданные азиатскими предшественниками андроновцев, явились важным компонентом в сложении их культуры.

Совокупность всех этих и множества других фактов и заставляет предположить, что родина арийских народов лежала в азиатских степях, на Южном Урале и в Зауралье.

Маршрут миграции

Около 3000 лет назад по неизвестным нам причинам начинается процесс миграции арийских народов. Первая группа достигает Иранского нагорья. Вторая проходит через пустыню Каракум, горную систему Копетдаг, Северный Афганистан и, перебравшись через хребты Гиндукуша, оказывается на Индийском субконтиненте.

Если путь второй, индоарийской, группы представляется более или менее понятным, то маршрут первой группы на пути к Иранскому нагорью остается загадкой. Существует два основных предположения:

  1. Арии обошли Каспийское море с севера, а затем пересекли Кавказские горы
  2. Они направились через северные от Ирана степи и пересекли пустыню Деште-Кавир

Влияние арийцев на культуру

Но ведь за всю историю существования человечества были тысячи разных племен и народностей, почему именно арии вызывают такой интерес? А все дело в языке. Бытует мнение, что в основе большинства современных языков лежит какой-то один древний, давший начало всем остальным.

На эту мысль историков и лингвистов натолкнули схожие особенности , которые легко найти в большинстве языков народов Европы и Азии. Выходит, все мы потомки некогда разросшегося племени, от которого в течение столетий отделялись небольшие группы, которые заселяли новые территории, ассимилировались с местным населением и в последующем формировали народы и государства.

И хоть за тысячи лет появилось слишком много различий даже между «соседями», все же приятно думать, что некогда мы пошли от одних и тех же людей. Благодатная почва для космополитизма, интернационализма и толерантности. Но самый известный пример «использования» и извращения исторических данных показали немцы в тридцатых годах прошлого столетия.

Гитлер активно использовал идею арийцев как избранной расы в своих пропагандистских речах. При этом нет никаких внятных доказательств тому, что арии считали себя каким-то особенным народом и с пренебрежением относились ко всем остальным. Любое столь агрессивное общество не смогло бы просуществовать так долго и внести свой вклад в мировую культуры, объединившиеся соседи всегда готовы «поставить на место» слишком уж нетерпимый народ.

Первыми были персы и мидийцы

Имеющиеся в нашем распоряжении скудные исторические свидетельства указывают на то, что миграция ариев на территорию современного Ирана осуществлялась относительно небольшими группами (племенами), каждая из которых говорила на своем диалекте иранского языка. Считается, что первыми арийскими племенами, проникнувшими на Иранское плато, были мидийцы и персы. Они мигрировали на эту территорию около X-XI вв. до н.э.

Самое раннее упоминание о мидийцах приходится на 836 год до н.э. во время правления ассирийского царя Салманасара III. В тот момент они населяли центральную часть Ирана. Археологические находки указывают на высокую концентрацию представителей этого народа в районе нынешнего Хамадана.

Первое упоминание о персах происходить чуть раньше – в 843 году до н.э. Этот народ встречается под именем Parsuaš. На тот момент персы, по всей видимости, населяли территорию на юге и западе от озера Урмия. Затем происходит их постепенное движение на юг, что отражается в источниках. При ассирийском царе Тиглатпаласар III (745 – 727 гг. до н.э.) территория расселения Parsuaš – это уже центральный Загрос. Когда же в 639 году Ашшурбанапал уничтожает царство Эламитов и направляется против персидского предводителя Кира I, тот, как говорят источники, управлял районами Parsumaš и Anšan. Последний идентифицируется как место вокруг нынешнего населенного пункта Малйан в провинции Фарс. Иными словами, к тому времени персы уже почти достигли района, которые в дальнейшем будет считаться историческим центром Персидской державы.

Кем на самом деле были древние арии?

Арии это:

  • Общее название для целой группы народностей, которые населяли территорию современной Индии и Ирана 4-5 тысяч лет назад.
  • Общий предок для большинства европейских и азиатских народов.
  • Изначально – кочевые племена, которые смогли переселиться на тысячи километров.
  • Прекрасные земледельцы и отличные воины. При помощи одного лишь меча закрепиться на новых территориях невозможно.
  • Прародители большинства языческих религий, исповедовавших многобожие.

Как именно называли себя индоиранцы, мы уже не узнаем, но можем попытаться выяснить, откуда они пришли:

  1. Из Европы, с Балкан.
  2. С территории современной России – с Кавказа.
  3. Из устьев Дона, Волги или Днепра.
  4. С приполярных территорий.
  5. Из Средней Азии.

И это только наиболее распространенные теории. Когда миграция занимает полтысячелетия и движется во всех направлениях, очень сложно вычислить изначальную точку, из которой распространился народ. Особенно когда речь идет о тысячах лет до нашей эры, письменных источников о той поре практически не сохранилось.

Гитлер и арийская раса

Легенда ариев

Легенда гласит. Некогда на земле жило две расы. Одни имели темный цвет кожи, и были наделены необычайным могуществом. У них была высокоразвита культура и наука. Все их города преимущественно располагались на юге. На севере жили люди «белой расы». Их развитие по сравнению с «черной расой» было не велико, поэтому они были обязаны, подчинятся «черным господам». Но однажды все изменилось. Среди белых людей появился храбрый и мудрый ариец Рам, который больше не желала подчиняться «черным господам». Он смог убедить представителей своей расы поднять восстания в северных землях. Случилось это примерно за восемь тысяч лет до Рождества Христова.

Люди «белой расы» под предводительством Рама смогли одержавшие победу над «черными господами» низвергнувшие их. Это обстоятельство впоследствии отразилось на представителях «черной расы» в том, что они сильно отстали в развитии от белых людей. Рам же сумел создать империю необычайной силы, объединившую многие народы мира. Но все не вечно.

После смерти Рама его наследники никак не могли договориться между собой и на долгие годы развязали кровавую междоусобицу. В итоге небольшие восстания переросли в бунты, а затем в гражданскую войну, затеянную принцем Иршу. Причем борьба за власть и наследие Рама имела не только политическое значения, но и определяла дальнейшие пути развития всего человечества.

В этой борьбе арии потерпели поражения, и все последующие революции, социалистические утопические учения и потери людьми духовности являются следствием этого.

После этих событий осталась и еще одна легенда. Будто бы где-то в Азии высоко в горах, на границе Афганистана, Тибета и Индии, есть страна Агарти-Шамбала, которую населяют мудрецы-медиумы сумевшие выжить после восстания Иршу, спрятавшие в недоступных пещерах тайные лаборатории, библиотеки, склады, хранящие весь научный опыт многих древних цивилизаций. Кто сможет договориться с жителями Шамбалы и завладеет ключом к тайным знаниям – тот завладеет миром и раскроет все тайны Вселенной!

Гитлер в поисках Шамбалы

Услышав эту легенду и прочитав книгу Блаватской, Гитлер становится просто одержим идеей – найти эти тайные знания. В своих поисках он опирается на местоположения указанные Еленой Блаватской. Первое место, где необходимо искать – это город Агади, находящейся под землей на месте бывшей Вавилонии, а второе – легендарная Шамбала, где имеется ключ от всех тайн Вселенной.

После того как 1925 году Адольф Гитлер официально воссоздает свою национал-социалистическую партию в августе того же года в нее вступает Генрих Гиммлер, с которым Гитлер уже знаком еще со времен «Пивного путча». Именно Гиммлер в 1923 году нес «боевое знамя Рейха». Как только преданный Генрих Гиммлер становится членом партии, Гитлер его тут же назначает гаулейтером Баварии. Через какое-то время Адольф рассказывает Генриху древнюю легенду и просит товарища помочь в поисках ценнейших знаний.

В 1926 году сначала в Мюнхене, а потом и в Берлине начинают появляться достаточно многочисленные колонии тибетцев и индусов, с которыми проводят работу специалисты из СС, стараясь получить хоть какую-нибудь информацию о Шамбале и черной вере Бонпо. Ближний и Средний Восток тоже не были забыты. Туда направляются «археологические» экспедиции, состоящие из сочувствующих нацистам ученых и сотрудников СС, которые всеми силами пытаются найти подземный город Агади.

Генрих Гиммлер старается изо всех сил как можно быстрее и лучше выполнить порученное ему Гитлером задание по поиску древних знаний и истоков ариев. В прочем его старания были в скором времени оценены по достоинству. 6 января 1929 года Генрих Гиммлер был назначен на пост рейхсфюрера СС. Таким образом, Гитлер не только отблагодарил Гиммлера за его старания, но и приобрел верного друга и «правую руку».

С начала 1931 года Гиммлер занимается созданием своей независимой секретной службы именуемой СД. Вначале все тех же 30-х Гиммлер начинает проявлять интерес к отставному моряку Рейнхарду Гейдриху. Прекрасно образованный, музыкально одаренный, светловолосый, атлетически сложенный молодой человек, воссоздавал, по мнению Гиммлера, образ истинного арийца. Но не только это в Гейдрихе интересовала рейхсфюрера СС.

В первую очередь Гиммлер обратил внимания на его образование и глубокое знание культуры: этим мог похвастать далеко не каждый нацистский функционер или офицер СС. А Рейнхард родился и вырос в семье директора консерватории, где царил культ культуры. Рейнхард так виртуозно владел скрипкой, что легко мог сделать музыкальную карьеру, но он выбрал путь морского офицера, но не смог там долго удержатся из-за своей слабости к женщинам. Ему пришлось покинуть флот после суда офицерской чести из-за скандальной любовной истории с дочерью одного из старших офицеров.

Проект «Наследие предков»

В итоге Гейдрих был приглашен в кабинет Гиммлера где ему предложили возглавить тайную службу СД целью, которой являлась новая программа по поиску древних знаний именуемая «Наследие предков».

Гиммлер считал, что только Рейнхард Гейдрих, обладая завидной эрудицией и глубокими познаниями мировой культуры, сможет сдвинуть с мертвой точки, основательно зашедшие в тупик поиски. Рейнхард с удовольствием принял предложения рейхсфюрера СС и покинул кабинет.

Через какое-то время после назначения Рейнхарда Гейдриха в составе СС организуется засекреченная структура, получившая название «Наследие предков». Основной задачей этой организации является нахождение в культуре, науке, и истории всего мира, подтверждение богоизбранности и притязаний на мировое господство арийской расы в лице немцев.

Эта секретная структура объединила под своей крышей более пятидесяти научных институтов и закрытых лабораторий разного профиля, где высококлассные специалисты занимались изучением:

  • Символизма
  • Рунических письмен
  • Прикладной лингвистикой
  • Историей ариев
  • Знаниями древних народов с переводами с санскрита

Происхождение Арийской расы

Специалистам и «Наследия предков» удалось выяснить, где зародилась арийская раса. По их данным эти места должны были находиться где-то в Средней Азии в районе пустыни Гоби, в Памире и Восточной Европе.

Также известно, что СС считали, что пустыня Гоби не всегда была безжизненной, а превратилась в таковую в результате использования мощнейшего оружия еще не известного людям 30-х годов прошлого века. А произошло это по их подсчетам примерно четыре тысячи лет назад.

Примерно тогда же племена ариев после экологической катастрофы разбрелись в разные стороны по миру. На северо-запад ушли нордические арии во главе с Тором (впоследствии ставшим главным божеством древних скандинавов и германцев), куда пошли остальные – осталось неизвестным. Многие ученые и до сих пор жаждут узнать, какую информацию хранила организация «Наследие предков».

Ученым, занимающимся сравнительным изучением языков, удалось открыть, что почти все европейские языки имеют общее происхождение и что одного же происхождения с ними были древние языки санскрит и зенд, на которых были написаны священные книги Индии и Ирана. Из родства языков, заключающегося в общих корнях слов и в сходных грамматических формах, ученые вывели то заключение, что индийцы, иранцы, армяне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне и литовцы происходят от общих предков, т е. от одного народа, который принято называть арийцами (или праарийцами) по тому, как называли себя древнейшие представители племени, занявшие Индию и Иран. Конечно, ни один арийский народ не сохранил в своих жилах чистоту крови общих им всех предков, так как, расселяясь в течение тысячелетий по громаднейшей территории от Индийского до Атлантического океана , отдельные племена древних арийцев смешивались с населениями весьма различного происхождения. Кроме того, и неарийские народности могли перенимать у арийцев их язык и таким образом как бы делаться потомками первобытных арийцев не в физическом, а только в культурном отношении. Где жил арийский «пранарод», точно не известно, и ученые на этот счет между собою не согласны. Одни ищут арийскую «прародину» в Азии (главным образом в верховьях Яксарта и Окса [Сырдарьи и Амударьи]), другие, наоборот, в Европе (между прочим, в степях южной России). Не удалось также ученым решить вопрос о большей или меньшей степени родства между отдельными народами общего арийского происхождения и тем показать, как постепенно разделялись и расселялись в разные стороны эти народы, хотя, с другой стороны, и удалось установить большую близость между собою азиатских арийцев. Почти наверное можно сказать, что индийцы и иранцы, одинаково называвшие себя «ариями», ранее других частей отделились от общего корня и, долгое время составляя один народ, жили до своего перехода в Индию и Иран в тех местах, которые многими учеными считались прародиной всех вообще арийцев. В то время, как одни азиатские арийцы из этого центра направились через горный хребет Паропамиз (теперь Гиндукуш) на юго-восток, в долину Инда, другие двинулись на юго-запад, в страну между Каспийским морем и Персидским заливом. Двумя отдельными ветвями иранских арийцев были мидяне и персы.

35. Древнеарийский быт

Ученые делали немало попыток ответить на вопрос о том, как жили в своих первоначальных местах общие предки арийских народов, и многие предположения, сделанные в этом отношении, довольно прочно установились в науке. Древний арийский народ вел кочевой образ жизни, и главным занятием его было скотоводство, хотя, по-видимому, в зачаточном состоянии существовало уже и земледелие. Перекочевывая со своими стадами с места на место, арийцы не сооружали себе сколько‑нибудь прочных жилищ из камня или дерева, а рыли землянки, представлявшие из себя ямы, крытые сверху древесными ветвями и дерном, или строили шалаши, похожие на юрты. Стада коров и овец доставляли арийцам необходимые для пищи мясо и молоко, равно как нужные для одежды шкуры, сшивавшиеся сухими жилами. Понятно, что общественный быт такого народа не мог отличаться сложностью. Древние арийцы жили отдельными родами, т.е. группами семейств, ведших свое происхождение от одних и тех же предков. Семейные отношения были достаточно развиты, на что указывают общие всем арийским народам названия для отца, матери, сына, дочери, брата и сестры, даже для свекра и снохи . Едва ли, однако, составлялись из нескольких родов более прочные союзы. Разве только во время общей опасности отдельные роды соединялись между собою в укрепленных пунктах под властью общих начальников . Религия древних арийцев заключалась в поклонении разным явлениям природы и почитании умерших предков. У них уже существовали слова для обозначения высших существ, которых они видели в главных явлениях природы или которым последние приписывали. Своих богов они называли девами (санскр. дэва, лат. deus и т. п.), т.е. светозарными, и признавали их подателями всяких благ (санскр. бхага, древнеперсид. бага, откуда и наше «Бог»). В особенности поклонялись древние арийцы небу и земле, которых величали отцом и матерью

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса