Кто автор произведения богатырская симфония. Открытый урок "богатырская музыка бородина". Отличительные черты эпического симфонизма Бородина
Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.
История создания
Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало Александр Порфирьевич Бородин подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.
Музыка
Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый — могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема — широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, — кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
Вторая часть — стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик — и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.
Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна — легендарного древнерусского певца, — носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.
Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем — величием. Основной музыкальный образ — главная тема сонатной формы — размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.
Музыка Бородина... возбуждает ощущение силы, бодрости, света; в ней могучее дыхание, размах, ширь, простор; в ней гармоничное здоровое чувство жизни, радость от сознания, что живешь.
Б. Асафьев
Симфония №2 си минор `Богатырская`
Вторая симфония Бородина — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам — Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое — преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части — собрание русских богатырей, в финале — сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.
Все эти картины объединяются общей патриотической идеей, которая последовательно раскрывается в симфонии,— идеей любви к родине и прославления богатырской мощи народа. Единству идейного содержания отвечает музыкальная цельность произведения.
Разнохарактерные картины, показанные во Второй симфонии, образуют одно широкое эпическое полотно, воплощающее мысль о богатстве сил и духовном величии народа.
Цель урока: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству Бородина.
1) образовательные :
– знакомство с музыкой, наполненной могучей
исполинской силой.
– закреплять знание музыкальных терминов
2) развивающие :
– развивать творческое воображение ребят,
попробовать “увидеть” эту музыку “внутри
себя”.
– развивать способность ребят работать в группе
3) воспитательные:
– воспитывать интерес к творчеству Бородина
– воспитывать желание знакомиться с
дополнительной музыкальной литературой.
Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция картины Васнецова “Три богатыря”, карточки со скрипичным ключом – для награждения за правильный ответ.
ХОД УРОКА
1. Муз. приветствие. Распевка.
Тот, кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.
Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Бородина и прослушаем “Богатырскую симфонию”.Это его вторая симфония.
Запишите тему урока.
Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.
(6 человек работает по карточкам с индивидуальными заданиями на усмотрение учителя, а класс отвечает на вопросы учителя.)
Итак, что вы помните о Бородине?
- Сколько профессий было у композитора Бородина? – За ответы раздаются
- В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
- Кто был организатором “Могучей кучки”?
- Основная цель композиторов “Могучей кучки”?
- Что еще создали члены “Могучей кучки”?
- Кто считается композитором-оперником? (Р-К)
- А сколько опер написал Бородин?
- Кто подсказал ему сюжет оперы “Князь Игорь”?
Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в I четверти, когда слушали его Квартет. Давайте вспомним эту музыку.
Прослушивание Квартета Бородина.
(Иллюстрация)
Что такое квартет в музыке?
А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора. Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки, альт, виолончель.
Показ иллюстраций струнных. (Из альбома “Симфонический оркестр”)
Новая тема:
“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.
Вторая симфония Бородина так и называется “Богатырская Симфония”
Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких, как витязи на картине Васнецова.
Широкое, раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили русских богатырей.
Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия. В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев.
Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.
Она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)
Прослушивание фрагмента. Отделить 1 и 2 темы поднятием руки.
Охарактеризовать музыку одним словом.
(Учитель на доске …Печальная, трагическая, осенняя)
А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.
Постарайтесь рассказать об этом произведении, так, чтобы человек, который не знает его, мог бы составить о нем представление.
(Дети в тетрадях пишут анализ музыки, звучащей в классе. 5-10 предложений)
Зачитывают анализ.(2-4 человека)
Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством. (живописью, скульптурой). Хотя связь эта проявляется совсем по –другому. Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.
Связь музыки с изобразительным искусством иная:
У человека есть не только внутренний слух– способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле не звучит, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.
Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова “Три богатыря”.
Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.
Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?
В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.
Кабалевский сказал: “Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.”
Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти
Дети стоя пропевают мелодию главной темы симфонии.
А теперь немного отдохнем и послушаем муз.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА
1. “Жаворонок” Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая
красавица”
Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.
Послушайте сообщения ребят:
1 ребенок:
Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.
2 ребенок:
Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя.
Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился.
И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.
Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:
- Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?
- Как называется это музыкальное произведение? Сколько тем мы прослушали?
- Если бы ты был композитор– какое бы ты дал название?
- Главная мысль?
- Какими средствами автор достиг этого?
Может ли муз перенести нас в другую эпоху?
Только что мы были в классе и вот…
Грамзапись “Погоня” из к\ф “Неуловимые…”
Эта песня переносит нас в совсем другое время. Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения “неуловимых” и поют песню “Погоня”
Давайте мы продолжим разучивание песни.
Распевка-скороговорка “Бык-тупогуб ”
Разучивание песни “Погоня”
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.
Симфоническое творчество А.П.Бородина
А.П.Бородин создал всего две симфонии (третья не закончена). Симфония №2 является наряду с оперой «Князь Игорь» наиболее значительным сочинением композитора. Симфония была впервые исполнена в 1877 году на одном из концертов Русского музыкального общества и не была оценена по достоинству. Триумфальной стала премьера в Москве, состоявшаяся в 1880 году. Название «Богатырская» симфонии дал В.В.Стасов, он же сформулировал программу каждой части: I – Сбор богатырей
II – Игры богатырей
III – Песнь баяна
IV – Пир богатырей
I. Драматургия симфонии. Симфония является первым образцом русского эпического симфонизма. Образные полюса симфонии можно условно представить антитезой «лес – степь», наиболее ярко они проявляются в тематизме, который включает две сферы – русскую и восточную (первая представлена более масштабно, вторая присутствует часто как «оборотная сторона» «русских тем»).
1. Русский тематизм в симфонии представлен различными жанрами:
Плясовая – I элемент главной темы I части, тематизм II части, основная тема финала
Песенная, протяжно-лирическая побочная тема I части, побочная тема финала (размер 3\2)
Былинный распев – основная тема III части
Инструментальный наигрыш – II часть (основная тема), отдельные обороты основной темы IV части
2. Восточный тематизм связан, прежде всего, с Азией (а не Кавказом), что характерно для творчества Бородина в целом. Восточные темы характеризуются остинатным басом, синкопированной мелодикой, изысканными альтерированными гармониями (II часть Allegretto).
II. Тематический контраст соответствует принципам эпической драматургии. Темы не сталкиваются, а сопоставляются. Их развёртывание образует ряд красочных контрастных картин. Принцип сопоставления реализуется на всех уровнях формы: на тематическом уровне (сопоставляются развёрнутые экспозиции тем во всех частях, наиболее ярко – гл. и поб. I части); на уровне разделов одной части (пример – I часть); на уровне сопоставления частей цикла.
III. Ладовая основа – народная, натуральный минор (поб. т. III части), семиступенные лады:
Гл.т. I части – фригийский
Поб.т. I части – миксолидийский
Тема IV части – с лидийской квартой
IV. Метроритм – использование переменных и сложных размеров, частое возникновение синкопы.
V. Композиционное прочтение частей цикла необычно. Композитор отдаёт предпочтение сонатной форме без разработки. В I части разработка ещё отвечает мотивно-тематическому принципу развития, хотя с ним конкурирует принцип вариантности. В дальнейшем Бородин избегает разработки, что отвечает бесконфликтному типу драматургии. IV часть – форма рондо-сонаты.
VI. Особенности оркестровки заключаются в принципе тембровой стилизации (воспроизводится звучание народных инструментов).
Богатырская симфония Бородина идеально соответствует своему названию. Эта симфония рождалась вместе с делом жизни Александра Бородина, вместе с оперой «Князь Игорь»: оба этих сочинения посвящены одной теме – благородству и величию русского богатыря, хозяина русской земли и ее защитника. Первая тема симфонии могла бы стать девизом и творчества Бородина и всей русской музыки. Она предельно афористична: краткий подъем-замах и два притопывающих «шага», возвращающих тему к начальному тону. Это тема-утверждение, тема-приказ, архаически неуклюжий и предельно монолитный. Такое вступление может открывать «Повесть временных лет» или другие «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».
Вся первая часть «Богатырской» – это вариации на главную тему, рядом с которой все остальные мотивы выглядят отрывочно, фрагментарно, как оттеняющие интермедии. И мелькнувший было наигрыш «скоморохов», и мелодия «белых лебедушек», девичий напев – все меркнет перед темой-девизом и ее вариантами. То слышится суровая мужская пляска, то тревожное ожидание-«засада», то резкие удары мечей или скачка витязей в поле. Первая часть симфонии вполне соответствует названию «эпическая», которое часто упоминают в связи со всеми произведениями Бородина. Это название означает многое: и склонность к картинности, и преобладание изложения над развитием, и господство вариационности, и тяготение к сопоставлениям. И, конечно же, грандиозность, размах, широту.
Трудно найти в истории симфонической музыки другое сочинение, где основная тема так безусловно царила бы над всеми другими, как бы подавляя и «отпугивая» их; трудно представить, что одна мысль может заполнить собою все музыкальное пространство. Конечно, грозный голос и особая стать этой темы этого требуют. Однако послушав «Богатырскую» симфонию, пессимисты, пожалуй, назовут ее не столько богатырской, сколько «автократической», настолько велика в ней централизация и концентрация «власти» главной темы. Поэтому симфония Бородина даже несколько «антисимфонична», статична: жанр симфонии подразумевает органическое соединение различного материала и его динамичное развитие. Оптимисты же, пожалуй, будут подчеркивать явно читаемый в музыке образ Ильи Муромца, «сиднем сидевшего» тридцать лет и наконец явившего всю свою силищу. Тогда «Богатырская» – это лишь зерно будущего, символ нераскрытой былинной мощи, наброски и штрихи к грандиозной поэме о русском народе, музыкальное вступление к его славной истории, которой только предстоит совершиться.
Состав оркестра
- 2 флейты
- 2 флейты-пикколо
- 2 гобоя
- 2 кларнета
- 2 фагота
- 4 валторны
- 2 трубы
- 3 тромбона
- литавры
- треугольник
- струнные
История создания
Вторая симфония Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам - Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская . Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.
До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое - преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.
Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.
Музыка
В «Богатырской симфонии» 4 части:
Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый - могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема - широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, - кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.
Вторая часть - стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик - и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.
Третья часть , призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна - легендарного древнерусского певца, - носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируемого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.
Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем - величием. Основной музыкальный образ - главная тема сонатной формы - размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.
Видео