Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Русское музыкальное общество. РМО в других городах России

Ру́сское музыка́льное о́бщество (РМО ; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество , ИРМО ) - российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века - до начала XX века , стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими покровителями были Великая княгиня Елена Павловна (1860-1873), великий князь Константин Николаевич (1873-1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русским музыкальным обществом» (РМО) и первые 10 лет (1859-1868) функционировало под этим наименованием.

История [ | ]

Вел. кн. Елена Павловна

Антон Рубинштейн

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны . В результате в период общественного подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна , Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

Петербургское отделение РМО [ | ]

Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин , В. А. Кологривов , А. Г. Рубинштейн и В. Д. Стасов . Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном «Дом Ф. К. Петрово-Соловово» - Невский проспект , 86).

До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем - М. А. Балакирев (1867-1869), Э. Ф. Направник (1870-1882) и другие.

Московское отделение РМО [ | ]

Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания . Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через 6 лет их было 1300 человек.

Возрождение отделения началось с созданием учеником Н. Рубенштейна М.Гамбургом музыкальных классов в году. С отъездом М. Гамбурга в 1888 г. отделение вскоре прекратило свое свою деятельность и вскоре было закрыто.

В 1895 г отделение было воссоздано С.М. Сомовым , который и стал председателем отделения РМО. В г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж композитор, виолончелист С.В.Заремба .. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович .

Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г по 1 сентября 1914 г. состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища .

РМО в других городах России [ | ]

Отделения РМО были открыты также в других городах Российской империи - в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876) ., Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тифлисе (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891), Полтаве (1899), Самаре (1900) и других.

Всероссийское Хоровое Общество [ | ]

Через 40 лет после расформирования Русского Музыкального Общества в период Октябрьской революции , функции РМО возродились в деятельности Всероссийского Хорового Общества, которое было образовано 10 июня 1957 года решением Совета Министра РСФСР по ходатайству Министерства культуры СССР и Союза композиторов РСФСР. В 1959 году состоялся первый съезд новой организации в Большом зале Московской консерватории , на котором в задачи общества вошли развитие художественного воспитания и образования в стране, а также повышение профессионализма хоровых коллективов. А. Свешников привел следующую формулировку основных целей нового общества:

Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности, эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества, росту мастерства профессиональных хоровых коллективов.

Членами ВХО стали как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы, деятели хорового искусства, любители хорового пения. Возглавили ВХО видные представители хорового искусства: А. Свешников , А. Юрлов, А. Новиков, В. Соколов и Н. Кутузов.

Всероссийское Музыкальное Общество [ | ]

В 1987 году Всероссийское Хоровое Общество было преобразовано во Всероссийское Музыкальное Общество. Согласно Уставу нового творческого союза, принятому на Первом Съезде организации 21 марта 1991 года:

ВМО является правопреемником ВХО и наследником духовных традиций Русского Музыкального Общества, основанного в 1859 году.

Будучи общественной организацией, ВМО объединило на добровольных началах представителей как музыкальной, так и хореографической культуры. В его состав вошли как профессиональные музыканты и педагоги, так и любители музыки, пения и хореографии.

В определении целей ВМО были в том числе приведены следующие пункты:

С 1991 года ВМО принимает в свои ряды привилегированных представителей музыкального искусства с присуждением званий "Заслуженный деятель Всероссийского Музыкального Общества" за выдающиеся достижения в области музыкального просветительства, пропаганду музыкальной культуры, и победы на Международных, либо Всероссийских музыкальных конкурсах. Кандидаты на присуждение звания номинируются членами ВМО, видными деятелями культуры и искусства через региональные представительства общества и утверждаются Президиумом Всероссийского Музыкального Общества в Москве, который ограничивает присуждение званий Заслуженный Деятель ВМО 20 номинантам в год.

На заседании III съезда ВМО председателем правления общества был избран народный артист России, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н.Н.Калинин . А в 2005 году его сменил на этом посту композитор А.И.Жидков.

В 2005 году основой деятельности ВМО становится Единая просветительская программа Русского музыкального общества, которая состоит из шести основных разделов: 1. Фестивали и конкурсы; 2. Музыкальная летопись России; 3. Детское творчество; 4. Издательская деятельность; 5. Мастер-классы и семинары; 6. Капитальное строительство.

В современный состав общества входят 27 региональных отделений ВМО и 11 производственных комбинатов. В значительной мере ВМО осуществляет свою деятельность через работу 11 творческих комиссий, которые были созданы под эгидой Правления Общества и занимаются пропагандой и развитием академического оперного и хорового пения, инструментальной музыки, хореографии, музыкально-эстетическим воспитанием молодого поколения, музыкальной социологией и краеведением.

В 2010 году в ходе Пятого съезда ВМО обществу было возвращено исконное название Русского Музыкального Общества (творческий союз) и была принята новая редакция Устава организации. В этом же году в театральном центре на Дубровке состоялись концерты в честь 150-летнего юбилея со дня создания Русского Музыкального Общества.

Русское музыкальное общество (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО) — российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века — до начала XX века, стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

В Петербурге, в доме графов Виельгорских, в 1840 году сформировалось «Симфоническое музыкальное общество», которое из-за недостатка средств закрылось в начале 1851 года. Его заменило, созданное в 1850 году в доме князя А. Ф. Львова (автора гимна «Боже, царя храни»), «Концертное общество», которое ежегодно во время Великого поста устраивало по три концерта в зале Придворной певческой капеллы. В это же время, для небогатой части публики, стали устраиваться регулярные Университетские концерты (около десяти концертов за сезон) под названием «Музыкальных упражнений студентов С-Петербургского университета». Кроме этого, симфонические концерты стали устраиваться Дирекцией Императорских театров, под управлением К. Б. Шуберта и К. Н. Лядова.

Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны. В результате в период общественного подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна, Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

И.Е. Репин. Портрет композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. 1887.

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были Великая княгиня Елена Павловна (1860—1873), великий князь Константин Николаевич (1873—1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русское музыкальное общество» (РМО) и первые 10 лет (1859—1869) функционировало под этим наименованием.

Вел. кн. Елена Павловна

Общество открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году; 1 мая 1859 года императором был утверждён его Устав

Согласно уставу, РМО ставило своей целью «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов». Просветительский характер деятельности РМО выражен в словах одного из его организаторов Д. В. Стасова: «Сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». Для этого устраивались концерты, открывались учебные заведения, учреждались конкурсы на создание новых произведений.

Юбилейный концерт посвященный 145-летию с момента основания Русского Музыкального Общества

Большой зал московской консерватории им. П.И.Чайковского

Деятельность РМО с самого начала натолкнулась на серьёзные организационные и в особенности материальные трудности, преодолевать которые удавалось лишь благодаря помощи меценатов и содействию «особ императорской фамилии» (формально возглавлявших общество в качестве председателя и его заместителей). Во главе РМО стоял комитет директоров, в который входили А. Г. Рубинштейн, фактически руководивший работой общества, Матв. Ю. Виельгорский, В. А. Кологривов, Д. В. Каншин, Д. В. Стасов. Первый симфонический концерт (собрание) РМО состоялся под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 в зале Благородного собрания (здесь концерты РМО проходили и в последующие годы). Камерные вечера начали проводиться с января 1860 в зале Д. Бернардаки. До 1867 симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, после его ухода из РМО пост гл. дирижёра занимали М. А. Балакирев (1867-1869), который во многом обновил репертуар концертов, включив в него современные сочинения, Э. Ф. Направник (1870-1882); впоследствии приглашались видные русские и иностр. дирижёры, в т. ч. Л. С. Ауэр, X. Бюлов, X. Рихтер, В. И. Сафонов, А. Б. Хессин.


Дирекция РМО в 1909 году.

Сидят, слева: С. М. Сомов, А. И. Вышнеградский, А. К. Глазунов, Н. В. Арцыбушев, М. М. Курбанов. Стоят, слева: В. П. Лобойков, А. И. Чайковский, И. В. Шимкевич, М. Л. Нейшеллер

В 1860 открылось РМО в Москве, возглавляемое Н. Г. Рубинштейном. Симфонические концерты, начавшиеся с 1860 под его руководством, проходили в Колонном зале Дворянского (Благородного) собрания. После смерти Н. Г. Рубинштейна дирижёрами были М. Эрмансдёрфер (1882-89), В. И. Сафонов (1889-1905), M. M. Ипполитов-Иванов (1905-17); приглашались также гастролёры. Важную роль в деятельности Моск. РМО сыграл П. И. Чайковский, входивший в состав директоров на протяжении ряда лет, позднее — С. И. Танеев. Интенсивной была концертная деятельность РМО в Петербурге и Москве; концерты проводились также в залах при новых помещениях консерваторий — Петербургской (с 1896) и Московской (с 1898 в Малом и с 1901 в Большом залах). В среднем ежегодно проходило по 10-12 «регулярных» (абонементных) симфонических концертов и столько же камерных в каждом городе; устраивались также «экстренные» концерты с участием выдающихся исполнителей.

Струнный квартет Петербургского отделения Русского музыкального общества (РМО), 1880-е гг. Слева направо: Леопольд Ауэр, Иван Пиккел, Иероним Вейкман, Александр Вержбилович.

В составе оркестра были музыканты главным образом императорских театров; среди солистов преобладали представители русского исполнительского искусства, в числе которых пианисты А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, виолончелисты К. Ю. Давыдов, В. Фитценгаген, пианист и скрипач братья И. и Г. Венявские, скрипач Л. С. Ауэр и др. Оркестрами руководили многие крупнейшие дирижёры и композиторы России и других европейских стран, в том числе А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, С. И. Танеев, П. И. Чайковский, а также Г.Берлиоз, А. Дворжак, Г. Малер, Р. Штраус и др.

БЗК. Рахманинов | Симфония № 2 ми минор, op. 27 (1907). Дирижер Владимир Федосеев

Основное место в программах концертов РМО отводилось классической музыке (И. С. Бах, Л. Бетховен, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт) и сочинениям немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман). Впервые в России здесь прозвучали произведения западно-европейских авторов того времени (Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа). Русская музыка была представлена в основном сочинениями М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского; состоялись также премьеры симфонических и камерных сочинений композиторов «Могучей кучки» (1-я симфония А. П. Бородина, «Антар» Н. А. Римского-Корсакова). Позднее исполнялись произведения И. Брамса, М. Регера, Р. Штрауса, К. Дебюсси и других зарубежных композиторов; значительное место отводилось русской музыке. С 1863 периодически устраивались общедоступные концерты. В 1860-66 РМО проводило конкурсы русских композиторов.

И.Брамс Симфония №2 ре мажор, соч. 73

Концертный симфонический оркестр Московской консерватории,

Дирижер Дмитрий Поляков

Большой зал Mосковской консерватории

Другой важной стороной деятельности РМО было основание в 1860 в Петербурге и Москве Музыкальных классов, послуживших базой для создания первых в России консерваторий, открывшихся в Петербурге (1862) и Москве (1866) и ставших крупнейшими центрами музыкального образования в России.

В первые годы оба общества в Петербурге и Москве существовали самостоятельно, однако по мере распространения влияния РМО по всей стране столичные об-ва, как и вновь открываемые, стали именоваться отделениями. В 1865 был принят новый устав и учреждена Главная дирекция РМО, в задачу которой входила координация деятельности провинциальных отделений. Они создавались в большинстве крупных культурных центров — в Киеве (1863), Казани (1864), Харькове (1871), Нижнем Новгороде, Саратове, Пскове (1873), Омске (1876), Тобольске (1878), Томске (1879), Тамбове (1882), Тбилиси (1883), Одессе (1884), Астрахани (1891) и др. городах. В 1901 г. отделение общества и музыкальные классы появились в губернском центре Восточной Сибири - Иркутске. На Урале первое отделение ИРМО возникло в 1908г. в Перми.На протяжении 2-й пол. 19 в. РМО играло ведущую роль в музыкальной жизни как Петербурга и Москвы, так и всей страны.

Фильм об истории Саратовской консерватории им. Л.В. Собинова

Открытые при многих отделениях РМО музыкальные классы в ряде случаев постепенно выросли в училища, а в наиболее крупных центрах были преобразованы в консерватории — Саратовскую (1912), Киевскую и Одесскую (1913), Харьковскую и Тбилисскую (1917). В новом уставе 1878 г. особое внимание уделялось положению и правам учебных заведений. Провинциальные отделения в большинстве своём испытывали хронический недостаток в квалифицированных музыкантах и помещениях для концертов и занятий. Правительственная субсидия, выдававшаяся РМО, была крайне недостаточной и предоставлялась в основном столичным отделениям. Наиболее широкую концертную деятельность вели Киевское, Харьковское, Саратовское, Тбилисское и Одесское отделения, они устраивали 8-10 концертов за сезон. Работа отделений плохо координировалась, что отрицательно сказывалось и на постановке преподавания в училищах и муз. классах: вплоть до кон. 19 в. учебные заведения не имели общих учебных планов и программ. На состоявшихся в кон. 19 — нач. 20 вв. в Петербурге съездах директоров муз. классов и училищ были сделаны лишь первые шаги к исправлению положения. Учреждённая в 1891 должность помощника председателя по музыкальной части многие годы оставалась вакантной (в 1909 этот пост занял С. В. Рахманинов ).

Несмотря на многие трудности существования, РМО, отражавшее просветительские стремления передовых общественных кругов, сыграло прогрессивную роль в развитии русской профессиональной музыкальной культуры, в распространении и пропаганде музыкальных произведений, положило начало систематической концертной деятельности, способствовало росту муз.-образовательных учреждений в России и выявлению национальных музыкальных достижений. После Oктябрьской революции РМО прекратило существование.

Ру́сское музыка́льное о́бщество (РМО ; с 1868 года Императорское Русское музыкальное общество , ИРМО ) - российское музыкально-просветительское общество, действовавшее со второй половины XIX века - до начала XX века , стремившееся содействовать распространению музыкального образования, приобщению широкой публики к серьёзной музыке, «поощрению отечественных талантов».

Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими покровителями были Великая княгиня Елена Павловна (1860-1873), великий князь Константин Николаевич (1873-1881), великий князь Константин Константинович (с 1881) и др.). Сначала оно было названо «Русским музыкальным обществом» (РМО) и первые 10 лет (1859-1868) функционировало под этим наименованием.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Идея создания музыкального общества всероссийского масштаба возникла в салоне Великой княгини Елены Павловны . В результате в период общественного подъема конца 1850-х - начала 1860-х годов по инициативе Великой княгини Елены Павловны, Антона Григорьевича Рубинштейна , Юлии Фёдоровны Абазы и других музыкально-общественных деятелей в России появилось общество, которому было суждено сыграть важнейшую роль в поднятии всей отечественной музыкальной культуры.

    Петербургское отделение РМО

    Формально общество создавалось в виде возобновления деятельности «Симфонического общества». Для этого 27 января 1859 года одним из последних директоров этого общества графом М. Ю. Виельгорским были собраны двенадцать прежних его членов и выбраны пять директоров, которым было поручено пересмотреть и изменить устав. Избранные таким образом лица, составили первый Комитет Директоров будущего «Русского музыкального общества», явились фактическими учредителями его; это были: М. Ю. Виельгорский, Д. В. Каншин , В. А. Кологривов , А. Г. Рубинштейн и В. Д. Стасов . Первое симфоническое собрание РМО состоялось под управлением А. Г. Рубинштейна 23 ноября 1859 года в зале Благородного собрания. Камерные вечера начали проводиться с января 1860 года в зале Д. Бернардаки (доме, известном «Дом Ф. К. Петрово-Соловово» - Невский проспект , 86).

    До 1867 года симфоническими концертами руководил А. Г. Рубинштейн, затем - М. А. Балакирев (1867-1869), Э. Ф. Направник (1870-1882) и другие.

    Московское отделение РМО

    Первое симфоническое собрание московского отделения, которое стало началом публичной деятельности, состоялось 22 ноября 1860 года в Малом зале Благородного собрания . Уже в первый год в московском отделении РМО состояло 350 членов, а через 6 лет их было 1300 человек.

    Возрождение отделения началось с созданием учеником Н. Рубенштейна М.Гамбургом музыкальных классов в году. С отъездом М. Гамбурга в 1888 г. отделение вскоре прекратило свое свою деятельность и вскоре было закрыто.

    В 1895 г отделение было воссоздано С.М. Сомовым , который и стал председателем отделения РМО. В г. в качестве дирижера симфоническим оркестром был приглашен в Воронеж композитор, виолончелист С.В.Заремба .. Активно участвовал в деятельности Воронежского отделения РМО Витольд Ганибалович Ростропович .

    Воронежское отделение с 1 сентября 1913 г по 1 сентября 1914 г. состояло из 33 членов, устроило 7 очередных музыкальных собраний, 3 камерных, 3 лекции с музыкальными иллюстрациями, 1 камерное утро и 1 музыкальное утро в день открытия здания Музыкального училища .

    РМО в других городах России

    От­де­ле­ния РМО бы­ли от­кры­ты также в других городах Российской империи - в Кие­ве (1863), Ка­за­ни (1864), Харь­ко­ве (1871), Ниж­нем Нов­го­ро­де, Са­ра­то­ве, Пско­ве (1873), Ом­ске (1876) ., То­боль­ске (1878), Том­ске (1879), Там­бо­ве (1882), Тиф­ли­се (1883), Одес­се (1884), Ас­т­ра­ха­ни (1891), Пол­та­ве (1899), Са­ма­ре (1900) и других.

    Всероссийское Хоровое Общество

    Через 40 лет после расформирования Русского Музыкального Общества в период Октябрьской революции , функции РМО возродились в деятельности Всероссийского Хорового Общества, которое было образовано 10 июня 1957 года решением Совета Министра РСФСР по ходатайству Министерства культуры СССР и Союза композиторов РСФСР. В 1959 году состоялся первый съезд новой организации в Большом зале Московской консерватории , на котором в задачи общества вошли развитие художественного воспитания и образования в стране, а также повышение профессионализма хоровых коллективов. А. Свешников привел следующую формулировку основных целей нового общества:

    Содействие широкому развитию хоровой художественной самодеятельности, эстетическому образованию и внешкольному воспитанию детей и юношества, росту мастерства профессиональных хоровых коллективов.

    Членами ВХО стали как профессиональные, так и любительские хоровые коллективы, деятели хорового искусства, любители хорового пения. Возглавили ВХО видные представители хорового искусства: А. Свешников , А. Юрлов, А. Новиков, В. Соколов и Н. Кутузов.

    Всероссийское Музыкальное Общество

    В 1987 году Всероссийское Хоровое Общество было преобразовано во Всероссийское Музыкальное Общество. Согласно Уставу нового творческого союза, принятому на Первом Съезде организации 21 марта 1991 года:

    ВМО является правопреемником ВХО и наследником духовных традиций Русского Музыкального Общества, основанного в 1859 году.

    Будучи общественной организацией, ВМО объединило на добровольных началах представителей как музыкальной, так и хореографической культуры. В его состав вошли как профессиональные музыканты и педагоги, так и любители музыки, пения и хореографии.

    В определении целей ВМО были в том числе приведены следующие пункты:

    С 1991 года ВМО принимает в свои ряды привилегированных представителей музыкального искусства с присуждением званий "Заслуженный деятель Всероссийского Музыкального Общества" за выдающиеся достижения в области музыкального просветительства, пропаганду музыкальной культуры, и победы на Международных, либо Всероссийских музыкальных конкурсах. Кандидаты на присуждение звания номинируются членами ВМО, видными деятелями культуры и искусства через региональные представительства общества и утверждаются Президиумом Всероссийского Музыкального Общества в Москве, который ограничивает присуждение званий Заслуженный Деятель ВМО 20 номинантам в год.

    На заседании III съезда ВМО председателем правления общества был избран народный артист России, профессор, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Н.Н.Калинин . А в 2005 году его сменил на этом посту композитор А.И.Жидков.

    В 2005 году основой деятельности ВМО становится Единая просветительская программа Русского музыкального общества, которая состоит из шести основных разделов: 1. Фестивали и конкурсы; 2. Музыкальная летопись России; 3. Детское творчество; 4. Издательская деятельность; 5. Мастер-классы и семинары; 6. Капитальное строительство.

    В современный состав общества входят 27 региональных отделений ВМО и 11 производственных комбинатов. В значительной мере ВМО осуществляет свою деятельность через работу 11 творческих комиссий, которые были созданы под эгидой Правления Общества и занимаются пропагандой и развитием академического оперного и хорового пения, инструментальной музыки, хореографии, музыкально-эстетическим воспитанием молодого поколения, музыкальной социологией и краеведением.

    В 2010 году в ходе Пятого съезда ВМО обществу было возвращено исконное название Русского Музыкального Общества (творческий союз) и была принята новая редакция Устава организации. В этом же году в театральном центре на Дубровке состоялись концерты в честь 150-летнего юбилея со дня создания Русского Музыкального Общества.

    РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (РМО; с 1868 – Императорское русское музыкальное общество, ИРМО), музыкально-просветительская организация в России второй половины 19 – начала 20 вв., ставившая целью сделать серьезную музыку доступной широкой публике и способствовать распространению музыкального образования.

    Петербургское и московское отделения ИРМО открылись, соответственно, в 1859 и 1860; их возглавляли братья Рубинштейны – Антон Григорьевич в Петербурге и Николай Григорьевич в Москве. Общество находилось под покровительством императорской фамилии (августейшими председателями были великая княгиня Елена Павловна, великие князья Константин Николаевич, Константин Константинович и другие). Существовали три категории членства: почетные, действительные (уплачивающие ежегодный денежный взнос) и члены-исполнители. Во главе каждого отделения стоял совет директоров; обычно видную роль в нем играли как музыканты, так и меценаты (в частности, в Москве директорами были Н.В.Алексеев и С.Н.Третьяков; с их помощью было куплено здание, где ныне помещается Московская консерватория).

    Симфонические собрания ИРМО (10–12 абонементных концертов в сезон и экстренные собрания с крупными премьерами или участием выдающихся исполнителей) проводились в Петербурге и в Москве в залах городских Благородных собраний, впоследствии в залах консерваторий. Первый концерт РМО состоялся 23 ноября 1859 в Петербурге под управлением А.Г.Рубинштейна. Главными дирижерами РМО в Петербурге были (последовательно) А.Г.Рубинштейн, М.А.Балакирев, Э.Ф.Направник (1839–1916), впоследствии разные русские и иностранные дирижеры, в том числе Г.фон Бюлов, В.И.Сафонов (1852–1918), А.Б.Хессин (1869–1955); в Москве – Н.Г.Рубинштейн, М.Эрдмансдёрфер (1848–1905), В.И.Сафонов, М.М.Ипполитов-Иванов. Часто в Петербурге выступали московские музыканты, а в Москве – петербургские; происходил обмен программами; крупные зарубежные гастролеры выступали в обеих столицах. ИРМО проводило также камерные концерты (примерно в том же числе, что и симфонические). Основную часть репертуара в первые десятилетия существования общества составляла западная классическая музыка, произведения современных зарубежных авторов (Шуман, Берлиоз, Вагнер, Лист), а также Глинки и Даргомыжского; со временем все чаще стали исполняться новые сочинения русских авторов (так, в концертах РМО состоялись симфонические дебюты Мусоргского и Римского-Корсакова; там же впервые были исполнены многие сочинения Чайковского и т.д.). В 1860-х годах РМО проводило исполнительские и композиторские конкурсы, на протяжении всего существования общества регулярно публиковались отчеты о его деятельности.

    Московское и петербургское отделения были учредителями консерваторий двух столиц и осуществляли руководство ими. В течение 1860–1890-х годов отделения ИРМО и общедоступные музыкальные классы при них были открыты в ряде городов страны (Киев, Казань, Харьков, Нижний Новгород, Саратов, Псков, Омск, Тобольск, Томск, Тамбов, Тифлис, Одесса, Астрахань и др.); в большинстве случаев эти классы со временем преобразовывались в училища и консерватории; провинциальные отделения также вели концертную деятельность. Управлять ими должна была главная дирекция РМО.

    Общество прекратило свое существование после 1917.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Презентация на тему
Контроль в дошкольном образовательном учреждении Анализ нод детском саду пример
Африканский союз (АС) - международная межправительственная организация