Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кабинет евгения онегина. Офисная мебель и всё вокруг неё

Муниципальное Общеобразовательного Учреждение «Лицей №4» Руководитель: Козенко Татьяна Контантиновна Выполнила: Жигалкина Карина Два кабинета Евгения Онегина

Цель работы: Изучить описание кабинета в Петербурге Изучить описание кабинета в деревне Найти отличия в интерьерах Найти возможные сходства в кабинетах Определить изменчивость характера героя

Кабинет в Петербурге Интерьер играет важную роль в раскрытии характера героя. Первое описание характеризует Онегина как светского франта Содержание:

Интерьер кабинета в Петербурге Янтарь на трубах Цареграда Фарфор и бронза на столе И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале Содержание:

Кабинет в деревне Детали второго описания характеризуют интеллектуальную и духовную жизнь героя: «груда книг», «столбик с куклою чугунной». Последняя деталь очень важна: Наполеон – кумир Онегина. Мы видим, как за достаточно короткое время изменился внутренний мир героя. Содержание:

Интерьер кабинета в деревне И лорда Байрона портрет И столбик с куклою чугунной Под шляпой, с пасмурным челом, С руками, сжатыми крестом. Содержание

Два кабинета – два характера Вещи, находящиеся в кабинете в Петербурге, говорят об Онегине как о человеке, принадлежащем к модной светской молодежи, «светском франте». Содержание:

Интерьер кабинета в деревне, напротив, отображает индивидуальность героя. Рассказывает о его интеллектуальной и духовной жизни. Содержание:

Работу выполнила ученица 9«А» класса Жигалкина Карина. С вободное от учебы время я уделяю прочтению книг. Один из любимых авторов - А.С.Пушкин, именно поэтому я решила посвятить свою работу одному из его лучших произведений.

Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа.

Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев. Причем для Татьяны сразу стало ясно, что Онегин - это именно тот желанный и единственный. Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном отражении». С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем - Онегиным, а с другой стороны - с героиней - Татьяной.

Давайте понаблюдаем вместе:

«Первый виток» - Онегин «Второй виток» - Татьяна
знакомство читателя с Онегиным: происхождение и детство героя, воспитание, образование,образ жизни; отъезд Онегина из деревни;
описание кабинета Онегина в Петербурге; описание кабинета Онегина в его деревенском доме, который посещает Татьяна;
переезд в деревню, что связано с двумя при-чинами (болезнь и смерть дядюшки, хандра героя, его неудовлетворенность тем образом жизни, который он ведет в Петербурге); болезнь Татьяны и отъезд семьи Лариных в Москву;
«реформаторская» деятельность в деревне; замужество Татьяны;
знакомство и дружба с Ленским, встреча с Татьяной; встреча Онегина и Татьяны в светском салоне;
письмо Татьяны к Онегину; письмо Онегина к Татьяне;
объяснение в саду между Онегиным и Татьяной (отповедь, проповедь, исповедь?); объяснение Онегина и Татьяны в ее доме (отповедь, проповедь, исповедь?).
сон Татьяны;
именины Татьяны;
дуэль между Онегиным и Ленским. Этим эпизодом заканчивается первый виток в развитии событий в романе. Далее события как бы повторяются, но на другом уровне (см. «Второй виток»). Обратите внимание, что некоторые эпизоды полностью повторяются. Это неслучайно. Такой прием позволяет автору показать своих героев в той же ситуации, но только другими, изменившимися.

Два письма

Обратим внимание, что:
. оба письма написаны под влиянием сильного чувства героев.
. каждый герой, открывая свои чувства, надеется на понимание со стороны своего возлюбленного, поэтому каждое слово в письме искренно.
Проведем сравнение текста писем:
Письмо Татьяны Письмо Онегина
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразил.
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день, и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть...вот блаженство!
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью,
Твоей защиты умоляю...
Но так быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я вашей воле
И предаюсь моей судьбе.

Хронология:

Сначала Татьяна пишет письмо-признание Онегину, затем следует сцена объяснения в саду, где герой читает отповедь девушке.

Потом именины Татьяны, дуэль с Ленским и отъезд Онегина. Татьяна сильно переживает все случившееся, идет в имение к Онегину, хочет там, среди вещей и книг, найти ответ на вопрос, кто же он такой - герой ее романа. Состояние ее здоровья становится все хуже и хуже. Обеспокоенная мать везет Татьяну в Москву, где и выдает ее замуж.

Вернувшийся из путешествия Онегин случайно на балу встречает Татьяну и, еще не зная, что это она, оказывается «сражен» ее величием и красотой. Теперь наступает его очередь страдать, не спать по ночам и в конце концов писать письмо-признание, за которым следует объяснение героев, и вот уже Татьяна дает отповедь Онегину.

Два объяснения

«Урок по Евгению Онегину» - Тема урока: «Система образов романа «Евгений Онегин». Как я ошибся! как наказан! -. Боже мой! Задание: Дать оценку наиболее понравившемуся Вам герою из романа «Евгений Онегин». Я думал: вольность и покой Замена счастью. Евгений Онегин. Творческая работа Мое отношение к героям романа. Татьяна. Владимир Ленский.

«Татьяна Ларина» - На первый взгляд, создаётся впечатление, что образование уездных барышень было поверхностным и неглубоким. Мы узнали, что воспитанием дворянских девочек занималась сначала няня, а затем гувернантки, зачастую взятые из иностранной среды. Какое же воспитание и образование получили Татьяна Ларина и другие героини Пушкина?

«Роман Пушкина Евгений Онегин» - Автор как бы живёт в романе, роднясь то с одним, то с другим героем. Рисунки Пушкина на полях. … Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только другими, но и самим собою. О жанре. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом.

«Евгений Онегин игра» - Владимир Ленский. О ком идет речь? Закончите фразу. Евгений Онегин. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. «Энциклопедия русской жизни». Назовите главных героев романа “Евгений Онегин”: Когда было создано произведение “Евгений Онегин”? Подведем итоги: Правила игры. Авторские отступления в “Евгении Онегине” нужны.

«О Евгении Онегине» - Анна Керн, была прототипом Анны Карениной. Сюжетные линии Онегин и Татьяна. Создавался более 7 лет: с мая 1823 года по сентябрь 1830 г. Евгений Онегин - прототип Пётр Чаадаев, друг Пушкина. Няня Татьяны - вероятный прототип - Яковлева Арина Родионовна, няня Пушкина. Автограф Пушкина - автопортрет с Онегиным на набережной Невы.

«Пушкин Евгений Онегин» - Очерки. В каком произведении А.С. Пушкина мы уже встречались с симметричным построением сюжета? Онегин, Татьяна и Автор – центральные в образной системе произведения. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Роман в стихах. Пушкин издавал роман главами, по мере написания. О вы, почтенные супруги! Сюжет. А. С. Пушкин.

Всего в теме 14 презентаций

Федеральное агентство по образованию

Саратовский государственный университет

Курсовая работа

на тему:

Быт и интерьер в романе

«Евгений Онегин »

Выполнила: студентка 2 курса факультета

ИФиЖ, специальность:

«Журналистика»,

Проверил:

Саратов 2009г.

Введение

1.

2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений

Онегин»

3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»

Заключение

Список литературы и источников.

Введение

Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.

Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.

Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;

Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».

1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека

С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.

Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).

Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.

В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.

В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.

Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.

Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.

Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.

Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.

Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.

Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.

Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.

Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».

Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.

Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;

Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;

Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;

Путешествие в «кабинет философа в осьмнадцать лет…» (Экскурсия к роману «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.) Во второй половине ХIХ века сформировалась русская школа художников-иллюстраторов, и именно с этого времени книжная иллюстрация становится неотъемлемой частью художественной литературы. Иллюстратор следует за творческой мыслью писателя, но в то же время «иллюстрация создаёт особую, параллельную тексту, художественную реальность». Для того чтобы создать хорошие иллюстрации к тому или иному произведению, нужно не только прочесть произведение, но и проникнуть в мир образов, почувствовать дух описываемого времени. Иначе может оказаться, что иллюстрация окажется по своему художественному наполнению гораздо ниже оригинала. Об этом писал известный искусствовед И.Э. Грабарь в своей книге «Моя жизнь»: все иллюстрации к великим литературным произведениям страдают обычно одним недостатком: они неизмеримо ниже оригиналов и неубедительны в своей трактовке персонажей данного автора». Многие известные иллюстраторы открывают своими работами различные смысловые грани художественного произведения. Оригинальные образы пушкинской эпохи удалось создать в своих работах известным художникам-иллюстраторам Павлу Петровичу Соколову и Елене Петровне Сумакиш-Судковской.

П.П. Соколов (1826-1905) родился в семье известного живописца П.Ф. Соколова. Обучался в Санкт-Петербургской Академии живописи под руководством Карла Брюллова. В 1864 году был удостоен звания Академика за картину «Святое семейство». В 1855-1860 годах П.П. Соколов создал 48 рисунков свинцовым карандашом к роману «Евгений Онегин». Это время было ещё близко к пушкинской эпохе, поэтому художнику удалось создать удивительно живые и яркие художественные образы. Под иллюстрациями также карандашом художник написал и весь текст «Евгения Онегина». Эту работу живописца высоко оценили его современники. Известный скульптор, профессор Академии художеств и заведующий литейной мастерской Академии живописи П.К. Клодт предлагал собственные средства на издание рисунков. Однако иллюстрации были опубликованы только в 1893 году и имели огромный успех. На рубеже 19 -20 веков были выполнены иллюстрации к «Евгению Онегину» Е.П. Сумакиш-Судковской (1863-1924). Она была, безусловно, заметной представительницей среды того времени. Художница родилась в Петербурге в семье военного инженера, живописи обучалась в художественной школе в Хельсинки, брала уроки у В.П. Верещагина. В 1882-1890 годах

жила и работала в Париже, занималась в ателье Ж. Бастьен-Лепажа. В 1900-е годы много работала в книготорговом плакате для журнала «Нива». Иллюстрировала книги, в том числе детские. Входила в первый Дамский художественный кружок (1882-1918). Была творчески одарённой натурой, ее работы выставлялись вместе с полотнами В.Верещагина, И. Шишкина, И.Репина. В 1911 году издательство товарищества «Р.Голике и А. Вильбург» выпустило книгу А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с иллюстрациями Е.П. Сумакиш-Судковской. И в отличие от работ П.П. Соколова, ее работы не были так же одобрительно приняты современниками. Многие упрекали ее в нарочитой красивости, иллюстрации отчасти сравнивали с рисунками, выполненными в жанре лубка. Однако её работы имели свое собственное «лицо», а яркость и нарядность её картин во многом говорили о свойствах её души. Работая в технике акварельной живописи, требующий большого мастерства, она раскрашивала свои работы в яркие краски, тем самым делая их похожими на открытки или даже на произведения любочного жанра. От нее не ускользает ни одна деталь из текста романа: Все украшало кабинет Философа в осемнадцать лет. Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненном хрустале; Гребёнки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов. Все эти детали кабинета «молодого философа» детально и с небольшой иронией изображены в работе Е.П. Сумакиш-Судковской. Она рисует Онегина сидящим в кресле, среди предметов молодого повесы. Все детали, которые перечислены у Пушкина, присутствуют у Е.П. Сумакиш-Судковской. До мельчайших подробностей прописаны узоры на вазах, мебели. Иллюстрации имеют интересную композицию. Онегин помещен в центр картины и благодаря двум его отражениям в зеркалах, слева и сзади, взгляд читателя, осматривая все вокруг, снова возвращается к главному герою. П.П. Соколов также изображает Онегина в кресле. Но столь различны приёмы художников! Онегин у П.П. Соколова изображён полулежащим в кресле, он задумчиво смотрит перед собой, ничто не отвлекает взор зрителя от героя, разве что чересчур массивное кресло и едва различимые предметы на столе. Созданный буквально несколькими штрихами образ Онегина в свободной позе, погруженного в раздумье, очень точно передает характер и настроение героя.

У П.П. Соколова герой более лиричен, тонок. Кажется, что, следуя за его взглядом, мы устремляемся в область его мыслей и переживаний. Еще один отрывок из «Евгения Онегина», который проиллюстрировали два художника, изображает Ленского и Ольгу: … Уединившись от всех далеко, Они за шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою. Красочная работа Е.П. Сумакиш-Судковской в данном случае не позволяет сконцентрироваться на чувствах и переживаниях героев. Поза Ленского слишком уверена и статична, Ольга лишена юной нежности и взволнованности. Из-за обилия деталей взгляд читателя несколько рассеивается, что мешает сопереживанию данного отрывка. Герои П.П. Соколова не играют в шахматы, они только сидят за шахматной доской, их мысли, как и у А.С. Пушкина, далеки от игры. Художник тонко передает волнение и влюблённость молодых героев. Ленский смотрит на Ольгу, его рука теребит галстук, повязанный на шее, что выдает его сильное волнение.

Сидящая напротив Ленского Ольга, словно боясь встретиться с ним взглядом, рассеянно и в то же время осторожно берется за шахматную фигуру. Во всем чувствуется неуверенность и робость, присущие молодым влюблённым. Художник добивается этого с помощью точно подмеченных жестов и взглядов. Иллюстрация Е.П. СумакишСудковской, точно и детально передавая обстановку пушкинского времени, часто невольно отвлекают внимание читателя от внутреннего мира героев. Иллюстрации П.П. Соколова, напротив, практически не изображают предметы интерьера и быта пушкинского времени. Художник целиком сосредоточил свое внимание на внутреннем мире героев. Взгляд, жест, поза героев у П.П. Соколова выделены и прорисованы с большим мастерством. «Пушкин в своих произведениях впервые столь ярко показал миру, что такое русский человек. Каковы особенности национального склада характера, его взгляды на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые волнуют». В рисунках П.П. Соколова все эти переживания русского человека переданы в полной мере. Его смело можно назвать одним из лучших иллюстраторов А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Экскурсия подготовлена ученицей 8 класса Мустафиной Дианой. Учитель - Бычкова Светлана Ивановна. Использованы материалы В. Кашириной.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса