Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Эпоха барокко. Краткая характеристика. Школьная энциклопедия

Среди многочисленных стилей в искусстве некоторые стоят особняком. Это, например, классицизм и, конечно же, барокко. Чтобы до конца понять, что такое барокко, нужно прежде всего изучить историю и реалии той эпохи, когда этот стиль был широко распространен практически во всей Европе. Давайте поговорим об отличительных особенностях барокко в таких направлениях искусства, как архитектура и музыка.

Что такое стиль «барокко»

Барокко - это целая эпоха. Зародился этот стиль в средневековой Италии приблизительно в конце XVI века, а расцвета достиг в XVII-XVIII вв., распространившись в Европе, придя на смену суровой готике. Если подыскивать подходящий перевод этого слова с итальянского языка, то можно остановиться на варианте «склонный к излишествам». А еще «barocco» означает «распущенный» и даже «порочный». Вот такое слово подобрали итальянцы для этого художественного стиля. Впрочем, португальское слово «barroco» (а в Португалии этот стиль был тоже весьма распространен) означает всего лишь «жемчужина неправильной формы». В целом этот стиль можно охарактеризовать как пышный, с большим количеством излишеств, величественный, роскошный и, в то же время, достаточно контрастный - словом, полная противоположность сменившему его несколько позднее классицизму. Веселая эпоха барокко пришла на смену суровому Средневековью. Именно поэтому вместо рыцарских турниров стали распространенными различные увеселения - карусели, прогулки, фейерверки, маскарады и т.д. Вычурность и неестественность в это время являются нормой. Все то, что будет так дорого людям эпохи романтизма: естественное поведение, скромность и другие подобные качества - для культуры эпохи барокко чуждо. Отсюда такая тяга к пышным парикам и прическам, неестественной одежде и прочее-прочее.

Барокко в архитектуре

Несмотря на столь странные для более поздних эпох черты, в архитектуре стиль барокко, тем не менее, породил немало по-настоящему выдающихся произведений. Имена великих архитекторов - таких, как Растрелли и Бернини, Фонтана и Борромини, Глаубиц и Райнальди о многом скажут даже не слишком подготовленному читателю. Что касается наиболее значительных архитектурных памятников эпохи барокко, выделим, прежде всего, знаменитую капеллу Коронаро, которая находится в Церкви Санта-Мариа-делла-Витториа, что в Риме. Также отметим, что барокко породило множество ответвлений, среди которых выделим такие стили, как испанское барокко, сицилийское барокко, французское барокко (и чуть позже - рококо) и московское барокко, о котором мы расскажем чуть подробнее.

Что такое московское барокко

Именно так называют тот архитектурный стиль, в котором в конце XVII – начале XVIII вв. на Руси были построены многие здания. Стандартная модель оформления дверных и оконных проемов, похожие колонны и другие архитектурные элементы делают постройки, выполненные в этом стиле, весьма узнаваемыми. Также нужно отметить, что московское барокко впоследствии развилось в несколько самостоятельных архитектурных стилей, которые получили свое название по именам дворян и бояр, в чьих землях строились подобные здания. Из основных стилей, ведущих свое происхождение от московского барокко, выделим Нарышкинский, Голицинский, Строгановский стили и стиль Прозоровских. А вот вам небольшой перечень наиболее значительных архитектурных памятников (из сохранившихся), построенных в стиле московское барокко: Трапезная палата Симонова монастыря, Храм Воскресения в Кадашах, Успенский собор в Рязани, Успенский собор в Астрахани, Петропавловский собор в Казани, Тобольский кремль. Последний памятник многие искусствоведы относят к достаточно самобытному стилю - так называемому сибирскому барокко.

Что такое барокко в музыке

Пришедшая на смену музыке ренессанса, музыка эпохи барокко отличается гораздо большей выразительностью. В то же время, как и все творения данной эпохи, она несколько вычурна - местами даже слишком, а также весьма эмоционально. Хотя, надо заметить, что барочное произведение чаще всего выражает какую-то одну конкретную эмоцию: радость или печаль, веселье или грусть и т.д.). Что касается отличий непосредственно в построении композиций, то (музыканты меня поймут) на смену тоническому смещению по терциям, свойственному музыке эпохи ренессанса, смещение тоники стало происходить по квартам и квинтам. Из выдающихся композиторов эпохи барокко отмечу К.Монтеверди, Д.Букстехуде, А.Скарлатти, Т.Альбинони, А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Дж. Перголези и, конечно же, любимого мной Г.Ф.Телеманна.

Билет 21

Архетиктура и скульптура барокко. Творчество Джан Лоренцо Бернини.

Основные черты барокко.

Барокко - стиль в искусстве, архитектуре, литературе, который возник в Италии.

Стиль барокко объединяет два понятия: образ жизни и стиль. Основные черты барокко это пышность и цветистость, грандиозность и торжественность, роскошь и великолепие.

Этому стилю характерны динамика, интенсивность чувств, напряженность и контрастность, реальность в нем сочетается с фантазией. Барокко вдохновляло чувственно-физическое наслаждение жизнью.

Стиль барокко основные черты

Главными чертами барокко, пожалуй, являются динамичные формы и кривые линии. Ему характерны контрасты ритмов и масштабов, света и тени, материалов и фактур. В этом стиле просматривается увлечение аллегориями, уподоблениями, сложными метафорами и другими экспрессивными художественными формами.

Архитектура барокко теряет свое гармоничное равновесие, и круг становится овалом, квадрат - прямоугольником, центрическое сменяется протяженным. Вместо уравновешенных пропорций появляются сложные построения и многообразие форм. При этом в архитектуре барокко господствуют оси и симметрия.

В барокко человек предстаёт многогранной личностью с богатым и сложным внутренним миром и драматическими переживаниями. Искусство барокко характеризуется реализмом, с которым изображается человек. Конфликт, напряженность и движение изобилуют в барокко. Яркий пример - скульптура «Похищение Прозерпины» Бернини.

Это высоко орнаментальный стиль с сильной гармоничной основой.

Он отличался выразительностью, обилием декора, пышностью и излишеством во всем. Живопись, скульптура, архитектура объединялись в новые пространственные отношения, как реальные, так и иллюзорные.

Стиль барокко имеет следующие характерные черты:

Основные темы - мифология и религия

Лексикон обогатился разговорными и иностранными словами

Использование сложных метафор и эпитетов

Видимая динамика

Использование контрастов

Разнообразие жанров

Архитектурные сооружения отличны друг от друга и имеют индивидуальный стиль

Множество украшений и золотых элементов

Зритель должен быть поражен, удивлен и просвещен произведением искусства

Всё должно быть огромно и великолепно

Почти полное отсутствие прямых линий

Обилие кривых линий, округлых и волнообразных форм

Монументальность

Аллегории

Противопоставления

Эмоциональность и чувственность

Поиск человека в мире, вопросы бытия

Сложный синтаксис

Необычность и уникальность

Наигранность и театральность

Баро́кко - характеристика европейской культурыXVII-XVIII веков, в эпоху Позднего Возрождения, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах:Риме,Мантуе,Венеции,Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостоялоклассицизмуирационализму.

Черты барокко

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли,опера,культоваямузыка,оратория); одновременно - тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо,соната,сюитав инструментальной музыке). Мировоззренческие основы стиля сложились как результат потрясения, каким для XVI века сталиРеформацияи учениеКоперника. Изменилось утвердившееся в античности представление о мире как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке как о разумнейшем существе. По выражениюПаскаля, человек стал осознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».

Эпоха барокко

Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств-променад(прогулки в парке); вместорыцарских турниров- «карусели» (прогулки на лошадях) икарточные игры; вместомистерий-театрибал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах местоиконзаняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.

Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко - это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике - кbaroco . В Версальском дворцепоявляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. В армиях эпохи барокко, впервые получивших униформу, большое внимание уделяется «муштре» - геометрической правильности построений на плацу.

Человек эпохи барокко

Человек барокко отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизмастанет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска,корсети искусственно расширенная юбка накаркасе из китового уса. Она на каблуках.

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен- отангл.gentle : «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - этосинонимзверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философаГоббсаестественное состояние (англ.state of nature ) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философуСпинозе, влечения уже составляют не содержаниегреха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовомэтикете(именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу - в учтивомфлирте, ссоры - в утончённойдуэли.

Для барокко характерна идея спящего бога-деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения какмеханицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться - у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителямиПросвещенияявляются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.Исаак Ньютоноткрывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), аКарл Линнейсистематизирует биологию («Система природы»,1735). Повсюду в европейских столицах учреждаютсяАкадемии Науки научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц.Галилейвпервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), аЛевенгукпод микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений:Робинзон Крузо, судовой врачГулливери баронМюнхгаузен.

«В эпоху барокко происходило становление принципиально нового, отличного от средневекового аллегорического мышления. Сформировался зритель, способный понимать язык эмблемы. Иносказание стало нормой художественной лексики во всех видах пластических и зрелищных искусств, включая и такие синтетические формы, как празднества» .

Барокко в живописи

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество РубенсаиКараваджо.

Микеланджело Меризи (1571-1610), которого по месту рождения близ МиланапрозвалиКараваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи . Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом , такие как Аннибале Карраччи(1560-1609) илиГвидо Рени(1575-1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Питер Пауль Рубенс(1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность. Помимо Рубенса международного признания добился ещё один мастер фламандского барокко,Ван Дейк(1599-1641). С творчеством Рубенса новый стиль пришёл в Голландию, где его подхватилиФранс Хальс(1580/85-1666),Рембрандт(1606-1669) иВермеер(1632-1675). В Испании в манере Караваджо творилДиего Веласкес(1599-1660), а во Франции -Никола Пуссен(1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения -классицизма.

Архитектура

Для архитектуры барокко (Л. Бернини,Ф. Борроминив Италии,Б. Ф. Растреллив России,Ян Кристоф Глаубицв Речи Посполитой) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабныеколоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах,волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны ипилястры.Куполаприобретают сложные формы, часто они многоярусны, как усобора Св. Петрав Риме. Характерные детали барокко -теламон(атлант),кариатида,маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем барокко искусства был Карло Мадерна(1556-1629 гг.), который порвал сманьеризмоми создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римскойцеркви Санта-Сусанна(1603 год). Основной фигурой в развитии барочной скульптуры былЛоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к1620 году. Бернини также архитектор. Ему принадлежит оформлениеплощади собора Св. Петрав Риме иинтерьеры, а также другие строения. Значительный вклад оставилиКарло Фонтана,Карло Райнальди,Гварино Гварини,Бальдассаре Лонгена,Луиджи Ванвителли,Пьетро да Кортона. На Сицилии послекрупного землетрясения1693 годапоявилсяновый стильпозднего барокко -сицилийское барокко . Свет выступает как принципиально важный элемент барочного пространства, попадая в церкви через нефы.

Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капеллаКоранаро в церквиСанта-Мария-делла-Витториа(1645-1652 годы).

Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Испанское барокко, или по местному чурригереско(в честь архитектораЧурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его -Собор Святого Иакова, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют егоультрабарокко .

Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворецвместе с регулярным парком,Люксембургский дворец, зданиеФранцузской Академиив Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. Характерной чертой стиля барокко являетсярегулярный стильв садово-парковом искусстве, примером которого являетсяВерсальский парк.

Позже, в начале 18 векафранцузы выработали свой стиль, разновидность барокко -рококо. Он проявился не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России.

В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-ПласвБрюсселе. Черты барокко имеетдом РубенсавАнтверпене, построенный по собственному проекту художника.

В России барокко появляется ещё в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правлениеПетра Iполучает развитие вСанкт-Петербургеи пригородах в творчествеД. Трезини- так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правлениеЕлизаветы ПетровнытворчествеС. И. ЧевакинскогоиБ. Растрелли.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси(авторы -И. Г. Бюринг (нем.)русск., Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамблибарокко в мире:Версаль(Франция),Петергоф(Россия),Аранхуэс(Испания),Цвингер(Германия),Шёнбрунн(Австрия).

В Великом княжестве Литовском получили распространение стили сарматское бароккоивиленское барокко, крупнейший представитель -Ян Кристоф Глаубиц. Среди его известных проектов - перестроенныеКостёл Вознесения Господня (Вильнюс),Софийский собор (Полоцк)и др.

Барокко в скульптуре

Скульптура - неотъемлемая часть стиля барокко. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 векабыл итальянецЛоренцо Бернини(1598-1680). Среди самых известных его скульптур - мифологические сцены похищенияПрозерпиныбогом подземного царстваПлутономи чудесного превращения в деревонимфыДафны, преследуемой богом светаАполлоном, а такжеалтарнаягруппа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Последняя из них со своими вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, стеатральнопреувеличенными чувствами, очень точно выражает устремления скульпторов этой эпохи.

В Испании в эпоху стиля барокко преобладали деревянные скульптуры, для большого правдоподобия их делали со стеклянными глазами и даже хрустальной слезой, на статую часто надевали настоящие одежды.

Барокко в литературе

Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами,антитезами,параллелизмами,градациями,оксюморонами. Бытуетбурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо,П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, какгалантно-героический роман(Ж. де Скюдери,М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер,Ш. Сорель,П. Скаррон). В рамках стиля барокко рождаются его разновидности, направления:маринизм(Италия),гонгоризм(культеранизм) иконсептизм(Испания),эвфуизмиметафизическая школа(Англия),прециозная литература(Франция),макаронизм, т.е. смешанное польско-латинское стихосложение (Польша).

Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали(Оноре д’Юрфе, «Астрея»). В поэзии процветают вычурность, использование сложных метафор. Распространены такие формы, каксонет,рондо,кончетти(небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль),мадригалы.

На западе в области романа выдающийся представитель - Г. Гриммельсгаузен(роман «Симплициссимус»), в области драмы -П. Кальдерон(Испания). В поэзии прославилисьВ. Вуатюр(Франция),Д. Марино(Италия),дон Луис де Гонгора-и-Арготе(Испания),Д. Донн(Англия). Во Франции в этот период процветала «прециозная литература». Культивировали её тогда, главным образом, в салонемадам де Рамбуйе, одном из аристократических салонов Парижа, наиболее модном и знаменитом. В Испании барочное направление в литературе получило название «гонгоризма» по имени виднейшего представителя (см. выше).

Барокко в польской литературе представлено поэзией героического и эпического направления Збигнева Морштына,Вацлава Потоцкого,Веспасиана Коховского(тематика поэзии которых во многом обусловлена богатой событиями военной биографией всех троих), придворного (так называемый макаронический стиль, популярный в конце 17 века)Яна Анджея Морштына, философскогоСтанислава Гераклиуша Любомирского; в прозе - преимущественно мемуарной литературой (наиболее значимое произведение - "Мемуары"Яна Хризостома Пасека).

В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий,Ф. Прокопович.

В Германской литературе традиции стиля барокко поддерживаются до сих пор членами литературного сообщества «Блюменорден». Они собираются летом на литературные праздники в рощеИррхайнподНюрнбергом. Общество организовал в1646 годуГеорг Филипп Харсдёрфферс целью восстановить и поддержать немецкий язык, сильно испорченный в годыТридцатилетней войны .

Теоретически поэтика барокко была разработана в трактатах «Остроумие, или искусство изощренного ума» Бальтасара Грасиана(1648) и «Подзорная труба Аристотеля»Эмануэле Тезауро(1655).

Музыка барокко

Музыка Барокко появилась в конце эпохи ренессансаи предшествовала музыке эпохиклассицизма. Представители -Вивальди,Бах,Гендель. Ведущее положение ужанровкантаты,оратории,оперы. Характерно противопоставлениехораисолистов, голосов и инструментов, сочетание крупномасштабных форм, тяготение ксинтезуискусства при одновременной тенденции к обособлениюмузыкиотслова(возникновение инструментальных жанров).

Мода эпохи Барокко

Модаэпохи барокко соответствует воФранциипериоду правленияЛюдовика XIV, второй половинеXVII века. Это времяабсолютизма. При дворе царили строгийэтикет, сложныйцеремониал.Костюмбыл подчинен этикету. Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме. ДоПетра Iевропейские костюмы носили также и в России некоторые аристократы, хотя не повсеместно.

Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Сперва, когда он был ещё ребёнком (он был коронован в возрасте 5 лет), в моду вошли короткие курточки, называемые брасьер , богато украшенные кружевами. Тогда же в моду вошли штаны,ренгравы , похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Позже появился жюстокор (с французского это можно перевести: «точно по корпусу»). Это - тип кафтана, длиной до колен, в эту эпоху его носили застегнутым, поверх него носили пояс. Под кафтаннадеваликамзол, без рукавов. Кафтан и камзол можно сопоставить с более поздними пиджаком и жилетом, в которые они превратятся через 200 лет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами. Позже его смениложабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах - целые серии бантов. В предыдущую эпоху, приЛюдовике XIII, были популярнысапоги(ботфорты ). Это - полевой вид обуви, их носило обычно военное сословие. Но в то время были часты войны, и в сапогах ходили повсюду, даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже по прямому их предназначению, - в поле, в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До1670 годаони украшалисьпряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Сложно украшенные пряжки называлиаграф .

Женское платьебыло, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двухюбок, нижней (фрипон ) и верхней (модест ). Первая - светлая, вторая - более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшалидрапировки. Драпировки были также и по краюдекольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия - узкая, под платьем носиликорсет. Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы(они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки иличепчики. В 1660-е годы модны были прическиманчини и севинье , по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическафонтанж (не следует путать с чепчиком «фонтанж»), по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов. В истории костюма прическу также именуюткуафюра .

Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход ещё при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее.Шляпыв 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующемXVIII веке.

В моду также вошли зонтики, у женщин -муфты,веера. Без меры использоваласькосметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а чёрная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Перевязь (бандульера ), на которой носили шпаги, вошла в моду ещё в предыдущую эпоху. Ещё раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь её делали также из муара. Материалы того времени: шерсть,бархат,атлас,парча,тафта,муар,камлот,хлопок.

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей:потолок, украшенныйфресками,мраморныестены и частидекора,позолота. Характерны были цветовые контрасты - например, мраморный пол, оформленный плитками вшахматномпорядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля.

Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинамии струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшалисьскульптурамиилепнинойсрастительным узором. В качестве материала для мебели часто использовалсяюжный орехицейлонское чёрное дерево.

Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:

    статуэтки и вазы с растительным орнаментом;

    гобеленына стенах;

    зеркало в золоченой раме с лепниной;

    стулья с резными спинками и т. д.

Используемые детали должны сочетаться между собой в художественно-эстетическомплане.

БАРОККО (итальянский - barocco, предположительно от португальского barroco - жемчужина неправильной формы или от латинского baroсо - мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиционной логике), стиль в искусстве конца 16-18 веков. Охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку и зрелищные искусства. Стиль барокко был выражением типологической общности национальных культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми военными конфликтами (в том числе Тридцатилетняя война 1618-48 годов), укреплением католицизма и церковной идеологии (смотри Контрреформация). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-исторической эпохе барокко, наследовавшей эпохе Возрождения. Хронологические границы барокко не совпадают в отдельных регионах (в Латинской Америке, ряде стран Центральной и Восточной Европы, в России стиль сформировался позднее, чем в Западной Европе) и в различных видах искусства (так, в 18 веке барокко исчерпало себя в западноевропейской литературе, но продолжало существовать в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке). Родиной барокко по праву считается Италия. Барокко преемственно связано с маньеризмом 16 века и сосуществует с классицизмом.

Стиль барокко отразил новое, пришедшее на смену ренессансному гуманизму и антропоцентризму мироощущение, в котором противоречиво сочетались черты рационализма и мистического спиритуализма, стремление к научной систематизации знаний и увлечение магическими и эзотерическими учениями, интерес к предметному миру во всей его широте и религиозная экзальтация. Научные открытия, раздвинувшие границы универсума, принесли осознание бесконечной сложности мира, но в то же время превратили человека из центра мироздания в его малую часть. Разрушение равновесия между человеком и миром проявилось в антиномичности барокко, тяготеющего к острым контрастам возвышенного и низменного, плотского и духовного, утончённого и брутального, трагического и комического и так далее. Спокойное равновесие, гармоничность ренессансного искусства сменились повышенной аффектацией, экзальтированностью, бурной динамикой. Вместе с тем, стремясь к активному воздействию на зрителя-слушателя, стиль барокко опирался на тщательно продуманную рациональную систему приёмов, в значительной степени основанную на риторике [прежде всего на учениях об «изобретении» (латинский inventio) и о стилистических фигурах, «украшении» (латинский elocutio)]. Риторические принципы переносились в различные виды искусства, определяя построение литературного произведения, театрального действия, программ декоративных и монументальных живописных циклов, музыкальных композиций.

Желая соединить в рамках одного произведения контрастные образы, а нередко и элементы различных жанров (трагикомедия, опера-балет и др.) и стилевых манер, мастера барокко особое значение придавали виртуозному артистизму: победа техники над материалом искусства символизировала торжество творческого гения, который обладает «остроумием» - способностью объединять в едином образе далёкие и несхожие между собой понятия. Главным орудием «остроумия» служила метафора - важнейший из барочных тропов, «мать поэзии» (Э. Тезауро).

Стремление к всестороннему воздействию на аудиторию вело к характерному для барокко сближению и взаимопроникновению различных видов искусства (архитектурные иллюзии в живописи и сценографии, скульптурность и живописность архитектуры, театрализация скульптуры, поэтическая и живописная картинность музыки, соединение изображения и текста в фигурных стихах и в жанре эмблемы). Патетически «высокое» барокко с присущими ему грандиозностью и пышностью (архитектурные ансамбли, алтари и алтарные образы, триумфы и апофеозы в живописи, оперы на мифологические сюжеты, трагедия, героическая поэма; театрализованные зрелища - коронации, свадьбы, погребения и т.п.) соседствовало с камерными (натюрморт в живописи, пастораль и элегия в литературе) и низовыми (комедийные интермедии в опере и школьной драме) формами барокко. Жизнеподобие в искусстве барокко нередко граничило как с эффектной театральностью (мотив мира как театра типичен для барокко), так и со сложной символикой: предмет, изображённый в реалистической манере, таил в себе скрытый смысл.

Термин «барокко» возник в 18 веке в среде историков искусства, близких классицизму (И. Викельман, Ф. Милициа); первоначально выражал негативную оценку итальянской архитектуры 17 века, а позднее и всего искусства этого периода. Эпитет «барочный» в классицистической нормативной эстетике служил обозначением всего, что находилось за пределами правил и противоречило упорядоченности и классической ясности. В музыкознании термин «барокко» (впервые - в «Музыкальном словаре» Ж. Ж. Руссо, 1768 год) долгое время также имел негативный смысл, фиксируя внимание на определённых «странностях», выпадавших из норм классицизма. Одним из первых историческую интерпретацию барокко дал Я. Буркхардт (в книге «Il Cicerone», 1855 год), определивший стиль барокко в связи с итальянской архитектурой конца 16 века. Теорию барокко как стиля в изобразительном искусстве, отличного от Возрождения и классицизма, сформулировал Г. Вёльфлин («Ренессанс и барокко», 1888 год; «Основные понятия истории искусств», 1915 год), выделивший формальные категории для разграничения противоположных по своей сути стилей Возрождения и барокко. Представление о барокко как историческом стиле было перенесено на литературу и музыку лишь в начале 20 века. Современная концепция барокко тяготеет к выведению его за пределы искусства и литературы, к перенесению его на такие области, как социология, политика, история, религия и философия. Иногда понятие «барокко» трактуют не в конкретно-историческом смысле, но как обозначение совокупности стилистических черт, периодически повторяющихся на различных стадиях эволюции культуры (так, элементы барочной стилистики усматривают в романтизме, экспрессионизме, сюрреализме, латиноамериканском магическом реализме и пр.).

В. Д. Дажина, К. А. Чекалов, Д. О. Чехович.


Архитектура и изобразительное искусство
. Отдельные черты стиля барокко (тяга к грандиозному, динамичность композиции, драматическая напряжённость) проявились уже в 16 веке в творчестве Корреджо, Микеланджело, Дж. да Виньолы, Ф. Бароччи, Джамболоньи. Расцвет барокко относится к 1620-30-м годам, завершающий этап приходится на середину 18 века, а в некоторых странах на конец этого столетия.

В искусстве барокко воплощалась идея торжествующей церкви, что способствовало решению масштабных архитектурных задач, созданию величественных ансамблей (площадь перед собором Святого Петра в Риме, перестройка важнейших римских базилик, стиль чурригереско в Испании и др.), расцвету живописного оформления интерьеров и репрезентативной алтарной картины. Органичной для барокко была и идея триумфа власти, которая нашла отражение в искусстве придворного барокко, характерного не только для центров абсолютизма (Франция, Португалия, Испания, Австрия, Россия, некоторые государства Германии и Италии), но и для республик, утверждавших своё могущество (Венеция, Генуя).

Присущее барокко стремление к пышности форм, эффектной зрелищности наиболее отчётливо проявило себя в архитектуре. Именно в эпоху барокко рождается новое европейское градостроительство, вырабатывается тип современного дома, улицы, площади, городской усадьбы. В странах Латинской Америки градостроительные принципы барокко определили облик многих городов. Получают развитие дворцово-парковые ансамбли (Версаль, Петродворец, Аранхуэс, Цвингер и др.), переживают расцвет декоративно-прикладные и малые скульптурные формы, садово-парковая пластика. Для архитектуры барокко характерны тяготение к синтезу искусств, подчёркнутое взаимодействие объёма с пространственным окружением (природная среда парка, открытость архитектурного ансамбля площади), криволинейность планов и очертаний, скульптурная упругость и пластичность форм, контрастная игра света и тени, разномасштабность объёмов, иллюзионизм (Дж. Л. Бернини, Ф. Борромини, Д. Фонтана, Пьетро да Кортона, К. Мадерна, К. Райнальди, Г. Гварини, Б. Лонгена, Х. Б. де Чурригера, Г. Хесиус, Л. Ванвителли и др.). С архитектурой активно взаимодействуют живопись и скульптура, преобразуя пространство интерьера; широко используются лепнина, различные материалы в их эффектных и красочных сочетаниях (бронза, разноцветный мрамор, гранит, алебастр, позолота и пр.).

В изобразительном искусстве барокко преобладают виртуозные по исполнению декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического содержания (плафоны Пьетро да Кортона, А. Поццо, братья Карраччи, П. П. Рубенса, Дж. Б. Тьеполо), эффектные театрализованные парадные портреты (А. Ван Дейк, Дж. Л. Бернини, Г. Риго), фантастические (С. Роза, А. Маньяско) и героические (Доменикино) пейзажи, а также более камерные формы портрета (Рубенс), пейзажа и архитектурных ведут (Ф. Гварди, Дж. А. Каналетто), живописных притч (Д. Фетти). Придворная жизнь, её театрализация способствовали активному развитию репрезентативных форм живописи (декоративные циклы росписей дворцовых апартаментов, батальная живопись, мифологическая аллегория и др.). Восприятие реальности как бесконечного и изменчивого космоса делает безграничным живописное пространство, которое открывается ввысь в эффектных плафонных композициях, уходит в глубину в изобретательных архитектурных пейзажах и театральных декорациях (сценография Б. Буонталенти, Дж. Б. Алеотти, Дж. Торелли, Дж. Л. Бернини, И. Джонса, семьи Галли Биббиена и др.). Перспективные эффекты, пространственные иллюзии, линейные и композиционные ритмы, контраст масштабов нарушают целостность, рождают ощущение импровизации, свободного рождения форм, их изменчивости. Первостепенную роль играли оптические эффекты, увлечение воздушной перспективой, передачей атмосферы, прозрачности и влажности воздуха (Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди и др.).

В живописи «высокого» барокко, ориентирующегося на так называемый большой стиль, отдавалось предпочтение историческим и мифологическим жанрам, считавшимся тогда высшими в жанровой иерархии. В эту эпоху возникают и плодотворно развиваются и «низшие» (по терминологии того времени) жанры: натюрморт, собственно жанровая живопись, пейзаж. Демократическое направление барокко, чуждое театрализации и аффектации чувств, проявило себя в реалистических бытовых сценках («живописцы реальности» во Франции, представители караваджизма, жанр бодегонес в Испании, бытовой жанр и натюрморт в Голландии и Фландрии), внецерковной религиозной живописи (Дж. М. Креспи, Рембрандт).

Стиль барокко существовал во множестве национальных вариантов, отличавшихся яркой самобытностью. Для фламандского барокко наиболее характерно творчество Рубенса с его умением живописными средствами передавать ощущение полноты жизни, её внутренней динамики и изменчивости. Испанское барокко отличается большей сдержанностью и аскетичностью стиля в сочетании с ориентацией на местные реалистические традиции (Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Х. де Рибера, архитектор Х. Б. де Эррера). В Германии (архитекторы и скульпторы Б. фон Нейман, А. Шлютер, братья Азам и др.) и Австрии (архитекторы И. Б. Фишер фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт) стиль барокко часто соединялся с чертами рококо. В искусстве Франции барокко сохраняет ренессансную рационалистическую основу, позже активно взаимодействует с классицистическими элементами (так называемый барочный классицизм). Отдельные стилистические черты барокко проявились в подчёркнутом декоративизме построек парадных залов Версаля, декоративных панно С. Вуэ и Ш. Лебрена. Англия с характерным для её архитектуры культом классических форм и палладианства (И. Джонс, К. Рен) освоила более сдержанный вариант барочного стиля (преимущественно в декоративной живописи и оформлении интерьеров). В сдержанных, аскетичных формах стиль проявлялся и в некоторых протестантских странах (Голландия, Швеция и др.). В России развитие стиля барокко приходится на 18 век (расцвет - 1740-50-е годы), что было связано с ростом и укреплением абсолютной монархии. Более ранний период, определяемый как нарышкинское барокко, тесно связан с традициями архитектуры Древней Руси и не имеет прямого отношения к стилю барокко. Своеобразие русского барокко определялось не только устойчивостью национальных традиций и форм, но и взаимодействием барочных черт с классицизмом и рококо (скульптор К. Б. Растрелли, архитекторы Б. Ф. Растрелли, С. И. Чевакинский, Д. В. Ухтомский). Национальные варианты стиля барокко возникли в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Западной Украине, Литве. Центрами распространения барокко были не только европейские страны, но и ряд стран Латинской Америки (особенно Мексика и Бразилия, где барокко приобрело гипертрофированные черты в формах ультрабарокко), а также Филиппины и другие испанские колонии.

В. Д. Дажина.

Литература . Ранние проявления барокко в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четверти 16 века: трагедия Р. Гарнье «Ипполит» (1573 год), «Трагические поэмы» Т. А. д ‘Обинье (созданы в 1577-79-е годы, опубликованы в 1616 году), поэма Т. Тассо «Освобождённый Иерусалим» (1581 год). Стиль угасает во 2-й половине 17 века (хронологической границей барокко для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690 году), однако в славянских литературах продолжает удерживаться и в эпоху Просвещения.

Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в литературе барокко связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познавательных парадигм, что и научные, и географические открытия рубежа 16-17 веков. Влияние новоевропейского эмпиризма сказывается в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма Дж. Марино «Адонис», опубликована в 1623 году).

Важнейшая составляющая барокко - стремление к разнообразию (латинский «varietas»), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в том числе барокко Грасиан и Моралесом, Э. Тезауро, Тристаном Л ‘Эрмитом и особенно Ж. П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», 1609-19 годы). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) - характерные особенности барокко. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов; последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат иезуита Э. Бине «Опыт о чудесах», 1621 год). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире пользуются широкой популярностью книги эмблем: влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе Б. Грасиан-и-Моралеса «Критикон» (1651-57 годы).

Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе Х. фон Гриммельсхаузена «Симплициссимус», 1668-1669 годы). Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус, Дж. Марино), теме бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизнисновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (латинский vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат Дж. Донна «Биотанатос», опубликован в 1644 году; поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт, Т. Кэрью). Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).

Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр.), поэзия барокко развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в поэзии барокко занимают духовные стихотворения (П. Флеминг, Дж. Херберт, Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры - сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религиозная и героическая поэма и пр.

Для западноевропейского барокко чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре барокко с наибольшей полнотой выявляет себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман Дж. Барклая «Аргенида» (1621 год) становится моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирической модификациями барочного романа (Ш. Сорель, П. Скаррон, А. Фюретьер, И. Moшерош) большим успехом пользовалась его галантно-героическая разновидность (Ж. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Так называемый высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж. П. Камю, А. Дж. Бриньоле Сале).

В культуре барокко, отмеченной повышенной театральностью, важное место занимают драматические жанры - как светские (елизаветинская драма в Англии, пасторальная трагикомедия, «новая комедия» в Испании), так и религиозные (испанские ауто, библейские драмы Й. ван ден Вондела). К барокко относится и ранняя драматургия П. Корнеля; его «Комическая иллюзия» (1635-36 годы) - энциклопедия театральных жанров 16-17 веков.

Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе, ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» Дж. Мильтона (1667-74 годы) вмещает в себя и целый ряд мелких жанров - оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, жалобу, альбу и т.д.

Характерная особенность барокко, парадоксальным образом сочетающаяся с тенденцией к анормативности, - склонность к теоретическому самоосмыслению: трактаты «Остромыслие и искусство изощрённого ума» Б. Грасиан-и-Моралеса (1642-48 годы), «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро (опубликован в 1655 году). Ряд романов барокко включают в себя литературно-эстетический комментарий: «Сумасбродный пастух» Ш. Сореля (1627 год), «Пёс Диогена» Ф. Ф. Фругони (1687-89 годы); «Ассенат» Ф. фон Цезена (1670 год).

В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 году А. Андьялом). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западноевропейским образцам (Я. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х годов) по времени опережает трактаты барокко Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. В 18 веке традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским; повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония» М. М. Хераскова, 1786 год).

К. А. Чекалов.

Музыка . Стиль барокко преобладал в европейской профессиональной музыке 17 - 1-й половины 18 века. Границы эпохи барокко, как и традиционное разделение на этапы раннего (1-я половина 17 века), зрелого (2-я половина 17 века) и позднего (1-я половина 18 века) барокко, весьма условны, так как барокко утверждалось в музыке разных стран неодновременно. В Италии барокко заявило о себе на рубеже 16-17 веков, то есть примерно на 2 десятилетия раньше, чем в Германии, а в русскую музыку оно проникло лишь в последней четверти 17 века в связи с распространением партесного пения.

В современном представлении барокко - комплексный стиль, объединяющий многообразные манеры композиции и исполнительства, то есть собственно «стили» в понимании музыкальных теоретиков 17-18 веков («церковный», «театральный», «концертный», «камерный»), стили национальных школ и отдельных композиторов. Многообразие барокко в музыке наглядно проявляется при сравнении таких далёких друг от друга в стилистическом отношении сочинений, как оперы Ф. Кавалли и Г. Пёрселла, полифонические циклы Дж. Фрескобальди и скрипичные концерты А. Вивальди, «Священные симфонии» Г. Шютца и оратории Г. Ф. Генделя. Они, однако, демонстрируют значительную степень общности при сопоставлении их с образцами ренессансной музыки 16 века и с классическим стилем 2-й половины 18 - начала 19 веков. Как и в предшествующие музыкально-исторические эпохи, музыкальное в барокко тесно связано с внемузыкальным (словом, числом, танцевальным движением); однако возникает и новое явление - обособление сугубо музыкальных способов организации, сделавшее возможным расцвет жанров инструментальной музыки.

Эпоху барокко в музыке нередко называют эпохой генерал-баса, отмечая тем самым широкое распространение и важную роль этой системы сочинения, записи и исполнения музыки. Возможность различной расшифровки генерал-баса свидетельствует о специфике барочных сочинений - их принципиальной вариантности и существенной зависимости от конкретного исполнительского воплощения, при котором исполнителям (как правило, при отсутствии подробных авторских указаний в нотном тексте) приходится самим определять темп, динамические нюансы, инструментовку, возможность использования мелодических украшений и так далее вплоть до значительной роли импровизации в ряде жанров (например, в «нетактированных» прелюдиях французских клавесинистов 17 века Л. Куперена, Н. Лебега и др., в каденциях солистов в инструментальных концертах 18 века, в репризных разделах арий da capo).

Барокко - первый стиль в истории европейской музыки с очевидным господством мажорно-минорной тональной системы (смотри Гармония, Тональность). Именно в рамках барокко впервые заявила о себе гомофония (разделение музыкальной фактуры на главный мелодический голос и сопровождение). Тогда же сформировался и достиг своей вершины (в творчестве И. С. Баха) свободный стиль полифонии и его высшая форма - фуга; в музыке барокко используется большей частью смешанный тип фактуры, сочетающий элементы полифонии и гомофонии. Именно в это время складывается индивидуализированный музыкальный тематизм. Как правило, барочная музыкальная тема состоит из яркого начального интонационного ядра, за которым следует более или менее продолжительное развёртывание, приводящее к краткому завершению - кадансу. Барочным темам, как и целым сочинениям, по сравнению с классическими, опирающимися на довольно жёсткий песенно-танцевальный каркас, свойственна гораздо большая метроритмическая свобода.

В эпоху барокко музыка расширила свои выразительные возможности, в особенности в стремлении передать многообразие душевных переживаний человека; они представали в виде обобщённых эмоциональных состояний - аффектов (смотри Аффектов теория). Однако главной задачей музыки в эпоху барокко считалось прославление Бога. Поэтому в жанровой иерархии, зафиксированной в теоретических трактатах того времени, первенство неизменно отводилось жанрам церковной музыки. Тем не менее, на практике светская музыка оказалась не менее значимой, особенно в области музыкального театра. Именно в эпоху барокко сложился и прошёл весьма длительный период своей истории важнейший музыкально-сценический жанр - опера, степень распространения и развития которого во многом являлась показателем уровня музыкальной культуры той или иной страны. Центрами оперного искусства в эпоху барокко стали Венеция (поздний К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести), Рим (С. Ланди), Неаполь (А. Скарлатти), Гамбург (немецкие оперы Р. Кайзера, Г. Ф. Генделя), Вена (Чести, А. Кальдара, И. Й. Фукс), Париж (Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо), Лондон (Г. Пёрселл, итальянские оперы Генделя). Влиянию оперы подверглись как новые, возникшие в эпоху барокко вокальные жанры (оратория и кантата), так и традиционные жанры церковной музыки (в позднебарочных мессах, мотетах, пассионах и так далее активно применялись оперные формы: ария, дуэт, речитатив). Различия между церковной и светской музыкой в стилистическом отношении становились всё менее существенными, что позволяло использовать один и тот же музыкальный материал и в светских, и в церковных сочинениях (многочисленные примеры - в творчестве И. С. Баха).

Эпоха барокко явилась кульминационной для органного искусства, активно развивавшегося в Нидерландах (Я. П. Свелинк), в Италии (Дж. Фрескобальди), Франции (Ф. Куперен, Л. Маршан), но более всего в протестантских землях Германии, где работали С. Шейдт, И. Пахельбель, Д. Букстехуде, И. С. Бах. Многие жанры, связанные с религиозной символикой и рассчитанные на исполнение в церкви (фантазия, токката, прелюдия, фуга, хоральные вариации и так далее), имели, тем не менее, не литургическое, а концертное назначение. Активно использовались и другие жанры инструментальной музыки: триосоната (А. Корелли, Г. Ф. Телеман и др.), танцевальная сюита для различных составов - от клавесина или скрипки соло до больших ансамблей (Ф. Куперен, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель и др.), концерт для солирующего инструмента с оркестром (А. Вивальди, И. С. Бах и др.), кончерто гроссо (Корелли, Гендель). В кончерто гроссо (ансамблево-оркестровом концерте с выделением группы солистов) ярко проявились характерные качества барокко — активное использование принципа концертирования, контрастные сопоставления различных по плотности звуковых масс (подобными качествами обладают и многие вокальные сочинения эпохи барокко, включая так называемые духовные концерты, получившие особое распространение в России в конце 17-18 веков).

Связь с риторикой выражается как в общих принципах расположения музыкального материала, так и в использовании конкретных мелодико-ритмических оборотов с устоявшейся семантикой - так называемых музыкально-риторических фигур, которые в вокальной музыке усиливали значение словесного текста, а в инструментальной - в определённой мере позволяли «расшифровать» образное содержание (впрочем, для раскрытия содержания Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Г. Ф. Телеман инструментальным сочинениям нередко давали характерные названия, а И. Фробергер, И. Кунау, А. Вивальди даже сопровождали их развёрнутыми литературными программами). Однако и лишённая поддержки слова инструментальная музыка, во многом сохранявшая свои прикладные функции (танцевальная, застольная и т.п.), постепенно приобретала эстетическую самоценность, превращаясь в собственно концертную.

Элементы стиля барокко использовались и в музыке классического периода (вплоть до Л. ван Бетховена), а впоследствии - в неоклассицизме 20 века (у И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита). В исполнении музыки барокко всё шире используются исторические музыкальные инструменты (подлинные или их точные копии), воссоздаются специфические для неё акустические условия, исполнительские принципы эпохи, зафиксированные в музыкально-теоретических трактатах и литературно-художественных памятниках 17-18 веков (смотри Аутентичное исполнительство).

Ю. С. Бочаров.

Лит.: Общие работы. Schnürer G. Katholische Kirche und Kultur in der Barockzeit. Paderborn, 1937; Retorica e Barocco. Roma, 1955; Die Kunstformen des Barockzeitalters / Hrsg. von R. Stamm. Bern, 1956; Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. М., 1966; Барокко в славянских культурах. М., 1982; Croce В. Storia dell ‘età barocca in Italia. Mil., 1993; Paul J.-M. Images modernes et contemporaines de l ‘homme baroque. Nancy, 1997; Battistini A. Il barocco: cultura, miti, immagini. Roma, 2000; Велъфлин Г. Ренессанс и барокко: Исследование сущности и становления стиля барокко в Италии. СПб., 2004.

Архитектура и изобразительное искусство.

Riegl A. Die Entstehung der Barockkunst in Rom. W., 1908; Weisbach W. Der Barock als Kunst der Gegenreformation. B., 1921; idem. Die Kunst des Barock in Italien, Frankreich, Deutschland und Spanien. 2. Aufl. B., 1929; Male E. L ‘art religieux après le concile de Trente. P., 1932; Fokker T. H. Roman Baroque art. The history of the style. L., 1938. Vol. 1-2; Praz M. Studies in seventeenth century imagery: In 2 vol. S. 1., 1939-1947; Mahon D. Studies in seicento art and theory. L., 1947; Friedrich C. J. The age of Baroque, 1610-1660. N. Y., 1952; Argan G. C. L ‘architettura barocca in Italia. Rome, 1960; Battisti E. Renaiscimento e barocco. Firenze, 1960; Bialostocki J. Barock: Stil, Epoche, Haltung // Bialostocki J. Stil und Ikonographie. Dresden, 1966; Keleman P. Baroque and Rococo in Latin America. N. Y., 1967; Ротенберг E. И. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1971; Held J.S., Posner D. 17th and 18th century art: baroque painting, sculpture, architecture. N. Y., 1971; Русское искусство барокко. М., 1977; Виппер Б. Архитектура русского барокко. М., 1978; Voss H. Die Malerei des Barock in Rom. S. F., 1997; The triumph of baroque: architecture in Europe, 1600-1750 / Ed. H. Millon. N. Y., 1999; Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Литература. Raymond М. Baroque et renaissance poétique. P., 1955; Getto G. Barocco in prosa e in poesia. Mil., 1969; Sokolowska J. Spory о barok. Warsz., 1971; Dubois Cl. G. Le Baroque. P., 1973; Славянское барокко. М., 1979; Emrich W. Deutsche Literatur der Barockzeit. Königstein, 1981; Questionnement du baroque. Louvain; Brux., 1986; Identità e metamorfosi del barocco ispanico. Napoli, 1987; Hoffmeister G. Deutsche und europäische Barockliteratur. Stuttg., 1987; Souiller D. La littérature baroque en Europe. P., 1988; Le ba- roque littéraire: théorie et pratiques. P., 1990; Павиh М. Барок. Београд, 1991; Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая пол. XVII - нач. XVIII в.). М., 1991; KuchowiczZ. Czlowiek polskiego baroku. Lodz, 1992; Барокко в авангарде - авангард в барокко. М., 1993; Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Михайлов A.B. Языки культуры. М., 1997; Женетт Ж. Об одном барочном повествовании // Фигуры. М., 1998. Т. 1; Hernas Cz. Barok. Warsz., 1998; Силюнас В.Ю. Стиль жизни и стили искусства: (Испанский театр маньеризма и барокко). СПб., 2000; D ‘Ors Е. Lo Barocco. Madrid, 2002; Rousset J. La littérature de l ‘âge baroque en France: Circé et le paon. P., 2002.

Музыка. Bukofzer M. Music in the Baroque era from Monteverdi to Bach. N. Y., 1947; Clercx S. Le baroque et la musique. Brux., 1948; Le baroque musical. Recueil d ‘études sur la musique. Liège, 1964; Dammann R. Der Musikbegriff im deutschen Barock. Köln, 1967; Blume F. Renaissance and Baroque music. A comprehensive survey. N. Y., 1967; idem. Barock // Epochen der Musikgeschichte in Einzeldarstellungen. Kassel, 1974; Stricker R. Musique du baroque. ; Stefani G. Musica barocca. Mil., 1974; Ливанова Т.Н. Западноевропейская музыка XVII-XVIII вв. в ряду искусств. М., 1977; Раабен Л. Музыка барокко // Вопросы музыкального стиля. Л., 1978; Braun W. Die Musik des 17. Jahrhunderts. Laaber, 1981; Donington R. Baroque music: style and performance. N.Y., 1982; Palisca C. V. Baroque Music. 3rd ed. Englewood Cliffs, 1991; Baron J.H. Baroque music: a research and information guide. N. Y., 1992; Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. М., 1994; Anderson N. Baroque music from Monteverdi to Handel. L., 1994.

В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, поэтому Барокко искусство скоро распространилось за пределы «вечного города». Самые глубокие корни за пределами Италии стиль Барокко пустил в католических странах. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции.

В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства.

Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Архитектура барокко тяготеет к торжественному «большому стилю», к подчеркнутой монументальности, основывается на представлении о сложности, многообразии, изменчивости мира, отражает величие Папы Римского и католической церкви, а также могущество и роскошь монархов и крупной аристократии. В это время возводят католические храмы, городские и загородные дворцово-парковые ансамбли - площадь перед собором Св. Петра в Риме, загородные виллы в Италии.

Основные черты построек - сложный криволинейный план и очертания линий, причудливость пластики фасадов, применение сложных многообразных и живописных форм на основе овала, эллипса и полуокружности, полуциркульные окна, разорванные фронтоны, спаренные колонны и пилястры, массивные парадные лестницы, пространственный размах комплексов, слияние искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), декоративность интерьеров, применение зеркал в оформлении помещений. Ордер применяется как декоративно-пластическая форма наравне со скульптурой. Свойства построек - предельная живописность (вычурность), контрастность, напряженность, динамичность образов и текучесть сложных обычно криволинейных форм, стремление к нарочитой пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.

В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.). Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона . Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. Испанское барокко , или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Наиболее популярный памятник его - собор в Сантьяго-де-Компостела, является также одним из наиболее почитаемых верующими храмов Испании. В Латинской Америке барокко смешалось с местными архитектурными традициями, это - самый вычурный его вариант, и называют его ультрабарокко . Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил, и памятники барокко считались памятниками классицизма. Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко . Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения. Они действительно имеют некоторые черты классицизма. В Бельгии выдающимся памятником барокко является ансамбль Гранд-Плас в Брюсселе. Черты барокко имеет дом Рубенса в Антверпене, построенный по собственному проекту художника. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»). В XVIII веке в правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини - так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С.И. Чевакинского и Б.Растрелли. В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы - И.Г. Бюринг, Х.Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г.В. фон Кнобельсдорф).

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шёнбрунн (Австрия).

Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого.

У истоков Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских художника - Караваджо и Аннибале Карраччи , создавшие самые значительные работы в конце 16 - начале 17 вв. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи. Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ - Д.А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи - Доменико Фетти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Он счастливо сочетал лучшие черты школ живописи Севера и Юга, сливая в своих полотнах природное и сверхъестественное, действительность и фантазию, ученость и духовность.

Микеланджело Меризи (Караваджо) (1571-1610) считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света, выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа - портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена. Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей: Доменико Теотокопули (Эль Греко). Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на масленичной горе». Эль Греко был великолепным портретистом - изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения. Диего Веласкес (1599-1660) - великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века. Законодателем в новом стиле стал Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо - «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий - «Вакх» - откровенно телесное восприятие жизни. Помимо Рубенса признания добился еще один мастер фламандского барокко, ван Дейк (1599-1641).

С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606-1669) и Вермеер (1632-1675). В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599-1660), а во Франции - Никола Пуссен (1593-1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения - классицизма.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса - в Харлеме, Рембрандта - в Амстердаме, Вермеера - в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, - всё это служит для нашего упражнения».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса