Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Базаров из повести отцы и дети. Характеристика евгения базарова

«Отцы и дети». Нигилист, молодой разночинец, студент, будущая профессия которого - врач. Нигилизмом называют философское движение, представители которого ставили под сомнение принятые в обществе ценности. Во второй половине XIX века в России так называли молодых людей с атеистическими и материалистическими взглядами, которые хотели перемен в сложившемся государственном строе и общественном порядке и негативно относились к религии.

Этот термин встречался в критической литературе и до Тургенева, но после выхода «Отцов и детей» разошелся и стал использоваться в повседневной речи. Слово «нигилист» превратилось в характеристику молодых мужчин и женщин, чьим составным образом в литературе стал Евгений Базаров. Герой остается и в сознании нынешнего человека воплощением нигилизма как отрицания старого, включая «старые» представления о любви и человеческих отношениях.

История создания

Идея «Отцов и детей» начала формироваться у Тургенева в 1860 году, когда тот пребывал в Англии на острове Уайт. Прообразом Евгения Базарова стал молодой врач из провинции, случайный попутчик Тургенева, с которым писатель ехал в поезде. Поездка оказалась сложной - колею занесло снегом, поезд на сутки остановился на какой-то крошечной станции. Тургеневу удалось плотно пообщаться с новым знакомым, они проговорили ночь, и писатель оказался сильно заинтересован собеседником. Случайный знакомый писателя оказался нигилистом. Взгляды этого человека и даже его профессия легли в основу образа Базарова.


Сам роман был создан быстро, в сравнении с тем, с какой скоростью Тургенев работал над другими произведениями. От идеи до первой публикации прошло меньше двух лет. План книги писатель составил в Париже, куда приехал осенью 1860 года. Там же Тургенев начал работать над текстом. Автор планировал закончить работу к весне того же года, чтобы привезти в Россию готовый к публикации текст, но творческий процесс застопорился. Зима ушла на то, чтобы написать первые главы, а к весне 1861-го роман был закончен только наполовину. Тургенев писал в письме:

«В Париже не работается, и вся штука застряла на половине».

Автор заканчивает работу летом 1861 года, уже на родине, в селе Спасское. К сентябрю внесены правки, и Тургенев возвращается с романом в Париж, чтобы там прочитать текст друзьям, кое-что исправить и дополнить. Весной 1982 года «Отцы и дети» впервые публикуются в журнале «Русский вестник», а осенью выходят отдельной книгой.


В этой окончательной версии образ Базарова делается менее отталкивающим, автор избавляет героя от некоторых неприглядных черт, и на этом эволюция персонажа заканчивается. Сам Тургенев так описывал Базарова в списке действующих лиц, когда составлял предварительный портрет героя:

«Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ. Живет малым; доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает... Знает довольно много - энергичен, может нравиться своей развязностью. В сущности, бесплоднейший субъект - антипод Рудина - ибо без всякого энтузиазма и веры... Независимая душа и гордец первой руки».

Биография

Время действия романа «Отцы и дети» - годы непосредственно перед отменой крепостного права (которая состоялась в 1861 году), когда передовые идеи уже начинали проявляться в обществе, в особенности среди молодежи. Евгений Базаров имеет наполовину дворянское происхождение. Его отец, небогатый армейский хирург в отставке, провел жизнь в сельской среде, управляя имением жены-дворянки. Образован, но современные прогрессивные идеи обошли его стороной. Родители Евгения - люди консервативных взглядов, религиозны, однако сына любят и постарались дать тому наилучшее воспитание и образование.


Евгений, как и отец, выбрал карьеру врача и поступил в университет, где сдружился с Аркадием Кирсановым. Базаров «наставляет» приятеля в нигилизме, заражая того собственными взглядами. Вместе с Аркадием главный герой приезжает в имение Кирсановых, где знакомится с отцом приятеля Николаем и старшим братом отца Павлом Петровичем. Противоположные взгляды на жизнь и черты характера обоих героев при столкновении приводят к конфликту.


Павел Кирсанов - гордый аристократ, приверженец либеральных идей, офицер в отставке. За плечами у героя трагическая любовь, которая приключилась с ним в годы юности. В Фенечке, дочери экономки и любовнице своего брата Николая, он видит некую княгиню Р., бывшую возлюбленную. Неприятная ситуация с Фенечкой становится поводом для дуэли между Павлом Петровичем и Базаровым. Последний, оставшись с Фенечкой один на один, целует девушку, чему Павел Кирсанов оказывается возмущенным свидетелем.


Евгений Базаров придерживается революционных и демократических взглядов, окружение либералов-Кирсановых герою идейно чуждо. С Павлом Петровичем герой постоянно спорит об искусстве, природе, человеческих отношениях, дворянстве, - персонажи ни в чем не находят общего языка. Когда Базаров влюбляется в Анну Одинцову, богатую вдову, ему приходится пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих чувств.

Но взаимопонимания Евгений не находит. Анна считает, что безмятежное спокойствие - главное в жизни. Волнения не нужны героине, Анна относится к Базарову с некоторой симпатией, но на признание не отвечает, чтобы не тревожиться.


Побывав в имении Одинцовой, Базаров вместе с Аркадием на три дня едет к родителям, а оттуда назад в имение Кирсановых. Как раз в это время происходит сцена заигрывания с Фенечкой, после которой Павел Петрович и Базаров стреляются на дуэли.

После этих событий герой решает посвятить жизнь медицинской практике. Отношение к труду у Евгения было таково, что сидеть без дела он не мог. Только труд оправдывал существование. Базаров возвращается в имение матери, где принимается лечить каждого, кому необходима медицинская помощь.


Проводя аутопсию человека, умершего из-за тифа, герой нечаянно ранит себя и через некоторое время умирает из-за заражения крови. После смерти героя над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят религиозный обряд - штрих, завершающий трагическую судьбу героя.

Внешность героя Тургенев описывает следующим образом: у Базарова длинное и худое лицо, широкий лоб, нос заострен книзу, глаза большие, зеленоватого оттенка, висячие бакенбарды песочного цвета.


Смысл жизни герой видит в том, чтобы расчистить место в обществе для ростков нового, однако скатывается в полное отрицание культурного и исторического прошлого человечества, заявляя, что искусство не стоит ломаного гроша, а обществу нужны исключительно мясники и сапожники.

Образ и экранизации

В российском кино Евгений Базаров появлялся трижды. Все три экранизации носят одно и то же название - «Отцы и дети», как и сам роман. Первая лента снята в 1958 году киностудией «Ленфильм». В роли Базарова выступил советский актер Виктор Авдюшко. Следующая экранизация вышла в 1984 году. Базаров в исполнении Владимира Богина выглядит очень самоуверенным молодым человеком.


Последняя по времени экранизация выпущена в 2008 году. Это четырехсерийный мини-сериал, снятый режиссером , которая стала также одним из авторов сценария. В роли Базарова выступил . С идеологических распрей здесь акцент перенесен на любовные отношения и возможность обретения героями счастья. Сценаристы трактовали это тургеневское произведение как семейный роман.

  • Некоторые выразительные моменты сценаристы добавили в фильм «от себя», у Тургенева этого не было. Знаменитая сцена, где Базаров признается Анне в любви, происходит среди стекла и хрусталя, которыми наполнена комната. Эти декорации призваны подчеркнуть хрупкость и красоту дворянского мира, в который вторгается Базаров, как «слон в посудной лавке», и хрупкость отношений героев.
  • В сценарий также ввели сцену, в которой Анна дарит Базарову кольцо. В тексте этот момент отсутствует, но он был введен, чтобы подчеркнуть внутреннее сходство Базарова с Павлом Петровичем (возлюбленная последнего когда-то сделала для него то же самое).
  • Режиссер Авдотья Смирнова изначально собиралась отдать роль Павла Кирсанова собственному отцу, актеру и режиссеру .

  • Сцены в имениях снимались в настоящих «тургеневских» местах. Для съемок поместья Кирсанова съемочной группе разрешили использовать флигель в имении Тургенева «Спасское-Лутовиново». Само имение - музей, где хранится множество подлинников, поэтому там снимать не разрешают. Во флигеле же планировалась реставрация. В другой тургеневской усадьбе - Овстюг, что под Брянском, - снимали имение Анны Одинцовой. А вот дом родителей Евгения Базарова пришлось строить специально для съемок. С этой целью по деревням искали старые строения.
  • Десятимесячное чадо одной из сотрудниц музея в имении Тургенева сыграло роль маленького сына Фенечки. В Брянске к съемкам привлекли местных работников театра, те исполняли роли слуг.

  • Чтобы создать одни только наряды для дам, художнику по костюмам Оксане Ярмольник пришлось потратить 5 месяцев. Костюмы, однако, не аутентичны, а намеренно приближены к современной моде, чтобы зрителю легче было проникнуться симпатией к героям и вникнуть в перипетии их жизней. Полностью реконструированные костюмы делали фильм похожим на историческую пьесу и отдаляли зрителя от происходящего на экране, поэтому решено было аутентичностью пожертвовать.
  • Сцены, происходящие якобы на городских улицах, на самом деле сняты на натурных площадках «Мосфильма».
  • Посуду и обои, которые зритель видит в кадре, создавали специально для съемок, чтобы те соответствовали духу времени.

Цитаты

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».
«Видишь, что я делаю; в чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было».
«Воспитание? - подхватил Базаров. - Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я, например... А что касается до времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня. Нет, брат, это все распущенность, пустота! И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество».

Образ Евгения Базарова занимает центральное место во всем романе. Не удивительно, что из 28 глав он не появляется только в двух. Именно поэтому вокруг этого героя строятся все взаимоотношения и группируются персонажи.

Характеристика Базарова - это сложная цепь последовательных событий, соединенных с новым мировоззрением. Евгения можно охарактеризовать с четырех сторон:

1) Базаров - «новый человек» . Описываемое время в романе являлось временем разночинной революционности, а Евгений был как раз человек, который, кажется, отрицает все - он нигилист, но в то же время представляет себя как демократа, то есть сторонника нового течения в политической мысли. Внешне непривлекательный герой удивляет своей самобытностью, умом и уверенностью в себе. Характеристика Базарова также основывается на его материалистических взглядах, схожих со взглядами многих известных ученых (Мечникова, Боткина, Павлова).

2) Базаров - революционер . Характеристика Базарова подтверждает его революционные взгляды: герой открыто спорит с либеральной аристократией в лице Павла Петровича Кирсанова, он резок в своих убеждениях и суждениях, утверждает, что сначала нужно исправить общество, а потом и болезней не будет. Характеристика Базарова также может указать и на то, что Евгений начисто отрицает красоту и всякое эстетическое наслаждение.

3) Базаров - теоретик . Роман «Отцы и дети» (характеристика Базарова, главного героя романа, составлена в точности по страницам произведения) перевернул сознание многих людей. Герой стремился построить свою жизнь в соответствии с нигилизмом - теорией отрицания чувств, переживания и «всякой белиберды».

4) Базаров - «народный герой» . Характеристика Базарова показывает, что он умеет обращаться с мужиками, так как вырос в деревне; у него народный склад речи; его отличает простота в общении.

Весь роман построен на приеме антитезы: противопоставление Евгения Базарова с Аркадием, с его дядей Павлом Петровичем, противопоставление демократии и аристократизма.

Уверенность и целеустремленность героя каждый раз заставляют вступать его в спор со всеми, но в отношениях с Анной Одинцовой полная характеристика Базарова открывается совсем с другой стороны: оказывается, этот всегда смелый и резкий молодой человек, отрицающий красоту и чувства, способен к глубокой и настоящей любви.

В любовном конфликте проявляются его лучшие черты: умение держать удар отвергла чувства, но Базаров с достоинством вышел из этой «битвы» и одержал психологическую победу над эгоизмом любимой женщины), способность к глубоким душевным переживаниям, переоценке своих ценностей. Именно Анне Базаров посвящает свою предсмертную записку, в которой просит позаботиться о его родителях.

Зачем же Тургенев убивает своего героя? На этот вопрос сложно ответить однозначно. Основной причиной считается одиночество. Характеристика Базарова подчеркивает это: отвержение всего привели его к обреченной гибели.


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение, точно отразившее суть эпохи. Дворянский класс уходил в прошлое, его потеснила разночинная интеллигенция. Конфликт двух поколений изображен на страницах романа на примере семьи Кирсановых и нигилиста Базарова.

Образ и характеристика Евгения Базарова станут отправной точкой, которая поможет лучше разобраться с идеей романа И.С. Тургенева.

Замысел Тургенева

В Евгении Базарове И.С. Тургенев воплотил образ молодого представителя недавно возникшего в обществе течения, нигилизма. Прототипом главного героя романа «Отцы и дети» стал уездный врач, с которым Тургенев познакомился во время путешествия по железной дороге. В этом человеке Иван Сергеевич разглядел большую внутреннюю силу, его общественно-политические взгляды поразили писателя. Тургенев вынашивает идею создания нового произведения и вспоминает эту встречу с молодым доктором.

Первая встреча

Впервые читатель встречает Базарова на почтовой станции, он прибывает вместе со своим товарищем и последователем, Аркадием Кирсановым. Внешность его сразу привлекает к себе повышенное внимание:

«Длинное и худое(лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Манера общения Базарова с окружающими людьми слегка развязна. Не претендуя на роскошь, он соглашается поступиться своим комфортом и отправляется вслед за Кирсановыми на тарантасе.

Базаров и Павел Петрович

Встреча Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым символизирует само столкновение двух поколений, либералов и демократов. Он весьма саркастично относится ко всему, что выходит за рамки его взглядов, но при этом является человеком простым и независимым от чужого мнения. Отрицая любовь, искусство и красоту, он отдает предпочтение реальному труду. В его уста вложена знаменитая фраза:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…».

Вступая в полемику с Павлом Петровичем о роли искусства и науки в жизни человека, он твердо отстаивает и аргументирует позицию. Старший Кирсанов и Базаров становятся непримиримыми оппонентами. Евгений не понимает стремления Павла Петровича к красоте и удобству, ему гораздо ближе труд обычных дворовых людей. После дуэли, в которой он ранит дядю Аркадия, Базаров обрабатывает рану Кирсанова и навсегда уезжает из Марьино.

Испытание любовью

Чтобы показать, насколько ошибался Базаров в своем абсолютном отрицании всего прекрасного, автор проводит его через испытание чувствами. Встретив Анну Сергеевну Одинцову, Евгений осознает, что перед ним уникальная женщина, совершенный образец. Со временем в его душе разгорается любовь к ней, но Одинцову пугает страсть Базарова. Анна Сергеевна дает ему строгую отповедь. Это действует на него, как удар хлыстом. Осознав, что любовь все-таки сильное чувство, и даже он подвержен ему, он внутренне страдает и отправляется домой к родителям.

Базаров и родители

Отношения Евгения Базарова с родителями весьма прохладны. Он любит своих стариков, но их образ жизни нагоняет смертельную тоску. Он все время стремится куда-нибудь уехать из родного дома. Мать немного боится его и старается не докучать своими вопросами. Отец безмерно гордится своим сыном, утверждая, что другого такого человека на земле нет:

ОТЦЫ И ДЕТИ

(Роман, 1862)

Базаров Евгений Васильевич — главный герой. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Рассказ об этом эпизоде его жизни, собственно, и составляет сюжет «Отцов и детей». Сначала Б. гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Б. опять возвращается домой и вскоре погибает.

Б. называет себя «нигилистом», определение это поначалу звучит несколько загадочно, но вскоре значение его выясняется вполне: читатель-современник без труда узнавал в герое выразителя в самой крайней форме идей и настроений революционной молодежи. Б. провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Вместе с «постановлениями» отжившего крепостнического строя и либеральным реформаторством он так же категорично отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление, семейные связи, альтруистические чувства, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Б. выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам просвещенной элиты и верованиям или предрассудкам невежественных масс «нигилист» одинаково противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы. Б. считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь ни с объективной ее логикой, ни с «мнением народным». И все это не только идеи, перед читателем человек действительно новой формации, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиям и компромиссам, достигший полной внутренней свободы, готовый идти к своей цели, сокрушая или ненавидя все, что ему противостоит.

В спорах с умеренным либералом Павлом Петровичем Кирсановым Б. легко побеждает. На его стороне не только преимущества молодости и новизны его позиции. Тургенев видит, что «нигилизм» глубоко связан с общественным неустройством и народным недовольством, что это естественное выражение духа времени, когда в России все переоценивается и переворачивается. Тургенев признает, что роль «передового класса» переходит от дворянской интеллигенции к разночинцам. Но это лишь часть истины, открываемой читателю в «Отцах и детях». Тургенев проводит Б. по кругам жизненных испытаний. Герой переживает трагическую любовь, тоску одиночества и даже своеобразную «мировую скорбь». Обнаруживается его зависимость от обычных законов человеческой жизни, его причастность к обычным человеческим интересам, заботам и страданиям. Первоначальная самоуверенность Б. исчезает, его внутренняя жизнь становится все более сложной и противоречивой. Постепенно выясняется мера объективной правоты и неправоты героя. «Полное и беспощадное отрицание» оказывается отчасти оправданным как единственная, по мысли Тургенева, серьезная попытка действительно изменить мир, покончив с противоречиями, которые не могут разрешить ни усилия общественных партий, ни влияние вековых идеалов гуманизма. Однако для Тургенева бесспорно и то, что логика «нигилизма» неизбежно ведет к свободе без обязательств, к действию без любви, к поискам без веры. Тургенев не находит в «нигилизме» созидающей творческой силы: те изменения, которые «нигилист» предусматривает для реально существующих людей, по сути дела, равносильны их уничтожению. «Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.


Базаров Евгений Васильевич – герой романа «Отцы и дети»(1862) И. С. Тургенева. Он является представителем нового движения разночинно-демократической интеллигенции. Называя себя нигилистом, Базаров отрицает основы уклада современной ему общественной жизни, отвергает любые авторитеты, высмеивает принципы, основанные на вере, не понимает восхищения искусством и красотой природы, а возвышенное чувство любви объясняет элементарно, ссылаясь на физиологию человека.

Базаров – разночинец, студент-медик, который прошел школу труда и лишений, добиваясь независимости и самостоятельности. Он убежденный противник крепостнического строя и дворянского уклада жизни. Базаров знает, что такое труд, и считает его единственным необходимым условием для достижения независимости и возможности иметь собственную точку зрения. Базаров – невероятно сильный, но, вместе с тем, дерзкий и циничный человек. Он идет напролом, не признавая чужих мнений, и абсолютно уверен в собственной правоте. Внешность Базарова не слишком привлекательна, одевается он просто, так, чтобы ему удобно было, а не по требованиям моды. Говорит он всегда то, что думает, прямо и открыто, без намеков, и не употребляет иностранных слов.

Его можно назвать весьма сдержанным человеком, далеким от романтики и безрассудных поступков.

В начале романа Базаров гостит в доме у своего друга Кирсанова Аркадия. Здесь он неоднократно вступает в словесные поединки с дядей Аркадия – дворянином и либералом, Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Евгений отправляется в губернский город, там происходит его знакомство с помещицей Одинцовой Анной Сергеевной. По ее приглашению он некоторое время живет в ее усадьбе. Неожиданно для себя Евгений понимает, что влюблен в Одинцову, это страстное чувство захлестнуло его, будто стихия. Базаров пытается бороться со своей страстью, но безуспешно, его цинизм и спокойная уверенность в себе разрушены окончательно. Герой решается на смелое признание и открывает свое сердце любимой женщине, но получает отказ. Анна Сергеевна слишком ценит свой размеренный и спокойный уклад жизни, чтобы впускать в него «нигилиста» Базарова. Евгений покидает дом Одинцовой и вместе с Аркадием приезжает к своим родителям, правда, ненадолго. Базаров тоскует, и они снова отправляются к Анне Сергеевне, она встречает их холодно, и друзья вновь приезжают в имение Кирсановых. Базаров не задерживается здесь надолго и возвращается к родителям. Он помогает отцу

лечить крестьян и однажды, заразившись «трупным ядом», смертельно заболевает.

Встретившись лицом к лицу со смертью, Базаров смутно начинает понимать всю значимость таких проявлений жизни, как любовь, красота, поэзия. Обнаруживается, что он обычный человек, со своими слабостями, горестями и радостями. Он такой же, как и другие. Он мог быть счастлив с любимой женщиной, заботиться о родителях, не скрывая свою любовь за пренебрежительным отношением, радоваться жизни и получать от нее удовольствие, если бы не злосчастная теория «нигилизма», искусственно созданная и обреченная на смерть. В последние минуты своей жизни Базаров прощается с Одинцовой, которая приехала к нему, несмотря на опасность заразиться. Он просит ее утешить родителей, слова героя наполнены нежностью и грустью. Становится понятно, что Евгений – это романтичная, мятежная и трогательная натура, которая на протяжении всего романа скрывалась за маской отрицания. Базаров умирает. Его образ остается одним из самых сложных и противоречивых в истории русской литературы.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса