Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Антиохия сирийская современное название. Историческая экскурсия по Антиохии (Турция)

Антио́хия (Antiochia; Антиохия-на-Оронте, Антиохия Писидийская) - город в Древней Сирии и в средневековой Передней Азии, (с 1516 года - Антакья , на юге Турции), столица государства Селевкидов. Антиохия-на-Оронте была самым известным из шестнадцати древних городов с этим именем. Город был основан в 300 году до н.э. на реке Оронт Селевком I Никатором и назван им в честь отца - Антиоха из Орестии, одного из военачальников Филиппа II Македонского. Антиохия стала столицей государства Селевкидов.

Город делился на четыре квартала, каждый из которых был окружен отдельной стеной, вокруг всего города были дополнительно более высокие и лучше укрепленные стены. Близ Антиохии находилась лавровая и кипарисовая роща Дафна, в которой был выстроен пригород с храмом Артемиды и царским дворцом. В 32 км от Антиохии на берегу Средиземного моря расположился ее аванпорт Селевкия. Находясь на пересечении караванных путей, Антиохия была торговым и ремесленным центром, в годы расцвета не уступала ни Александрии, ни Риму. Число ее жителей доходило до 500 тысяч человек. Город славился зданиями, улицами, освещавшимися по ночам. Соперничая с Птолемеями, Селевкиды построили свой Мусейон.
В 64 году до н.э. город вошел в состав римской провинции Сирия , стал резиденцией наместника. При римлянах здесь возводились храмы, дворцы, театры, акведуки. Центральные улицы города были вымощены мрамором. Император Коммод провел в городе Олимпийские игры. По преданию в 1 веке н. э. Антиохия стала местом крещения апостола Павла, в ней родился евангелист Лука. В городе рано образовалась влиятельная христианская община. В Антиохии находился центр одной из четырех древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви; здесь было проведено десять Вселенских соборов. После упадка города центр патриархата был перенесен в Дамаск. С Антиохией связана деятельность Иоанна Златоуста.
Разрушительное землетрясение 526 года унесло жизни 25 тысяч горожан. Не успел город оправиться от несчастья, как в 542 году был захвачен сасанидским шахом Хосровом I , который переселил всех его жителей в Персию, где в окрестностях Ктесифона была основана «Хосроева Антиохия». Антиохия была восстановлена императором Юстинианом Великим, хотя и в меньших размерах, но играла в Византии значительную роль.
В 11 веке город был завоеван сельджуками , а в конце того же века оказался на пути участников Первого крестового похода и после длительной осады взят штурмом в июне 1098 года. Тогда же было образовано Антиохийское княжество, которое возглавил Боэмунд Тарентский. Свои претензии на город предъявлял и византийский император Алексей I Комнин, которому удалось добиться вассальной зависимости Боэмунда Тарентского. С 1119 года Антиохийское княжество находилось в зависимости от Иерусалимского королевства. Крестоносцы правили городом до 1268 года, когда он был завоеван мамлюкским султаном Бейбарсом. После этого город потерял свое значение, а в 1516 году был завоеван турками, с этого времени носил название Антакья. Археологические раскопками были открыты сооружения римского времени: городская стена, стадионы, термы Диоклетиана, дома с мозаичными вымостками; в пригороде Антиохии Дафне - театр (2 век н.э.) и раннехристианская церковь; в Селевкии - два эллинистических храма, нимфей (2 век), портовые сооружения 1 века, римский некрополь. В Антакье действует археологический музей.

противонесущий, противостоящий; Деян 11:26). Город означенного наименования долгое время был столицею Сирии и основан за 300 лет до Р.Х. Селевком Никатором и был назван Антиохиею, по имени Антиоха, отца его. Расположенный на берегах Оронта, почти в равном расстоянии от Константинополя и Александрии, город считался некогда весьма богатым и коммерческим. Жители его пользовались особенными гражданскими преимуществами, и он занимал третье место в ряду городов Римских провинций. Красота и прекрасные гигиенические условия города, среди текущих потоков и кипарисовых рощ, были беспримерны. Вблизи находилась знаменитая лавровая роща - Дафны с храмом Дианы и Аполлона. В нем проповедовали Павел и Варнава, и здесь в первый раз ученикам Христовым было дано имя Христиан, в виде ли то порицания, или просто в виде отличительного названия от прочих лиц, нам неизвестно. То же наименование встречается и в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. Галилеяне, или Назореи, были прозвищем порицательным, но наименование Христианин просто означало последователей Христа, или Мессии. В церкви Антиохийской был и ап. Петр (Гал 2:11). В последствии времени были здесь знаменитые пастыри и учители Церкви, каковы например св. Игнатий Богоносец, св. Мелетий архиепископ, св. Иоанн Златоуст и др. Никакой город, по всей вероятности, не потерпел столько от различных бедствий, как Антиохия. Он был осаждаем и разграбляем по крайней мере пятнадцать раз; и однажды при взятии оного неприятелем 117,000 человек были убиты, или взяты в плен; три раза он был посещаем голодом, дважды огнем, один раз моровою язвою, четырежды землетрясением, от одного из которых, как полагают, погибло 25 000 человек. Эти посещения гнева Божия за грехи и идолопоклонство жителей Антиохии за долго еще до нашего времени привели город в окончательный упадок и разрушение. Блестящие здания уступили место бедным хижинам; народонаселение, доходившее до 50 тысяч человек, в настоящее время считается только в 10 тыс. человек. В 1822 году землетрясение окончательно разрушило даже развалины древней Антиохии, так что о ней можно сказать со всею силою буквальной истины, что все касающееся величественной некогда Антиохии теперь безвозвратно миновало, и исчезло, как тень или как сон. Новейшая Антиохия называется теперь Антакия; расположена в 20 англ. милях к востоку от Средиземного моря. Большая часть домов Антиохии, представляющих собой жалкий и бедный вид, построена из глины и соломы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что за город застыл у меня в глазах?
Что за город сжигает меня огнем?
Град Антиохия на многих холмах.
Град Антиохия - ты слышал о нём...

Анарион «Антиохия»

Великая древняя Антиохия - современная Антакья – лежит на зелёных холмах у подножия горы Хабиб-Неджар (античный Сильфий). Это один из важнейших исторических городов Турции: в Антиохии зародилась одна из самых влиятельных школ богословия, здесь появилась первая в мире христианская церковь, да и само название «христианство» пошло отсюда, город был столицей одного из могущественных государств крестоносцев.

Антиохию основал в 4 веке до нашей эры диадох Александра Македонского Селевк Никатор. Удачно расположенный в плодородной долине реки Оронт город сразу стал быстро развиваться и приобретать вес в качестве центра торговли, которая велась через соседний морской порт Селевкию Пиерию (нынешний Чевлик). Через Антиохию шёл Великий шёлковый путь, а также торговые караваны из Тарса, Алеппо, Дамаска, Вавилона и других крупных городов античности.
Во времена Рима Антиохия стала одним из самых больших городов Средиземноморья и славилась своим богатством. Главная улица была вымощена мрамором, было много фонтанов, театров, красивых вилл и особняков, почти в каждом доме был водопровод.

Антиохия была либеральным и веротерпимым городом, и потому, в начале 1 века множество христиан, спасаясь от гонений, прибывали сюда. Антиохия стала главным центром христианской веры. Здесь крестился апостол Пётр и отсюда направился в свои миссионерские путешествия.

Как раз в Антиохии после проповедей святого Павла и Варнавы образовалась первая в мире община обращённых язычников, и именно в этом городе они впервые назвали себя «христианами».
В первые века нашей эры в Антиохии состоялись десять Вселенский соборов, здесь была резиденция патриарха, а также зародилась одна из двух главнейших раннехристианских школ богословия.

Благополучие Антиохии резко прервалось в первой половине 6 века. Сначала чудовищное землетрясение 526 года чуть на сравняло город с землей, а в 538 году город разрушил и сжёг персидский царь Хосров I, угнав при этом её жителей в рабство.

Город частично оправился при великом византийском императоре Юстиниане I, были возведены красивые дворцы и храмы, но без былой пышности и великолепия. А в 637 году Антиохия была завоёвана знаменитым арабским полководцем Халидом ибн аль-Валидом и присоединена к Рашидунскому халифату на триста последующих лет.

Город стал приграничной крепостью, которую Византийская империя постоянно пыталась отбить.В 969 году это им, наконец, удалось. Византийское правление продлилось ещё сто лет, а затем город на четырнадцать лет захватили сельджуки Румского султаната.

Второе рождение Антиохия получила во время Крестовых походов, после создания мощного Антиохийского княжества.

Вступившее в долину Оронта 25-тысячное войско, ведомое тремя полководцами Готфридом Бульонским, Боэмундом Тарентским и Раймундом Тулузским, в октябре 1097 года приступили к одной из самых эпичных осад средневековья. Антиохия была надёжно защищена неприступными высокими и крепкими стенами, такими длинными, что войско крестоносцев могло блокировать лишь четверть её периметра.

Осада Антиохии заняла восемь месяцев, во время которой случилось множество событий, достойных романа - голод, конфликт интересов между полководцами, разрыв с византийским императором, битвы с войсками эмира Алеппо, помощь с материалами для осадных орудий от английского флота, переговоры с посланниками Фатимидского халифата (неудачные, так как правитель Каира предлагал отдать крестоносцам Сирию в обмен на ненападение на Палестину, которая была главной целью всех походов).В итоге, город был взят хитростью. Мосульский эмир Кербога выслал в помощь сельджукам огромную армию, в три раза превосходившую по численности войско христиан, поэтому было решено штурмовать город до её прибытия. Хроники гласят, что Боэмунд Тарентский подкупом уговорил антиохийского оружейника, армянина Фируза, впустить солдат в башню по приставной лестнице.

Ворвавшиеся в город крестоносцы устроили там настоящая резню, а восставшие против сельджуков армяне убили правителя города и преподнесли его голову Боэмунду Тарентскому.

Через два дня к захваченной Антиохии подошла армия Кербоги и окружила город. Испытывавшие недостаток провианта крестоносцы не могли выдержать долгую осаду и потому решено было сражаться. Согласно легенде, за две недели до битвы в храме Святого Петра было обнаружено «Святое копье» Лонгина - то самое, которым в Библии римский солдат пронзил тело Иисуса Христа на кресте. Впоследствии оказалось, что история с копьём была психологическим трюком марсельского монаха по имени Пьер Бартелеми, однако необходимый эффект это вызвало.
В последовавшей битве 25-тысячное войско крестоносцев, горя религиозным рвением, буквально смяло 75-тысячную мусульманскую армию. Сельджукские войска в панике рассыпались, а эмир Кербога бежал обратно в Мосул.Осада Антиохии быстро стала легендарной в Европе, о ней слагались песни и поэмы.

Ну а сам город на следующие 150 лет стал столицей важнейшего в истории Крестовых походов христианского княжества. Первым её князем стал тот самый хитромудрый Боэмунд Тарентский.

При крестоносцах Антиохия вернула себе звание влиятельного центра богословия, а также торгового центра. Население города вновь увеличилось, подпитываемое переселенцами из французской Нормандии и Южной Италии, а также переезжавшими из мусульманских земель православными греками и армянами.
К 13 веку власть крестоносцев в Леванте ослабла. В регионе набирал мощь египетский султанат мамлюков и в 1268 году Антиохия пала перед султаном Бейбарсом. Всё христианское население города было убито, а столица княжества разрушена.

За всё время мамлюкского и османского правления Антиохия так и не восстановилась, превратившись в маленький провинциальный городок и уступив титул экономического центра региона Искендеруну.

Третье возрождение Антиохии пришлось на период французского владычества. По результатам Первой мировой войны Хатай и Сирия отошли Франции. В долине Оронта через Антиохию была проведена железная дорога и город стал транспортным узлом между Анатолией и Ближним Востоком.

По сути современный город Антиохия-Антакья в это время был заложен и построен с нуля, сохранив при этом на своих новых улицах частицы архитектурного наследия своей великой древней истории.

А о современной Антакье и её достопримечательностях будет написано в следующей статье.

Из 16 древних городов под названием Антиохи́я (от имени Антиох) наиболее известна Антиохи́я-на-Оро́нте , (Антиохия-на-Дафне, Антиохия Великая ; др.-греч. Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции). Слово «Антиохия» без уточнений обозначает именно этот город.

Антиохия была одной из столиц государства Селевкидов. Основана Селевком I Никатором на левом берегу реки Оронт (в настоящее время называется Аси) в 300 до н. э., во времена войн диадохов, после битвы при Ипсе.

Город делился на 4 квартала, каждый из которых был окружён отдельной стеной, а вместе они были обнесены ещё более высокой и укреплённой стеной. Находясь на перекрёстке караванных путей, Антиохия контролировала торговлю между Востоком и Западом. В годы расцвета в городе жило более 500 тыс. человек.

Позже Антиохия на небольшое время вошла в состав Армении, потом (с 64 до н. э.) стала резиденцией наместника римской провинции Сирия. Антиохия была третьим по величине городом Римской империи после Рима и Александрии. Во дворце Селевка жили Гней Помпей и Коммод, устроивший здесь Олимпийские игры.

Согласно Новому Завету, последователи Христа впервые начали называться христианами именно в Антиохии (Деян.11:26). Позже Антиохия стала называться колыбелью христианского богословия, с ней связана Антиохийская школа богословия. Здесь родился и начинал служение проповедника Иоанн Златоуст. В Антиохии находился центр одной из четырёх древнейших автокефальных церквей - Антиохийской церкви (после упадка города центр патриархата перенесён в Дамаск). Евангелист Лука, по сказаниям, сохранившимся у некоторых древних церковных писателей (Евсевия Кесар., Иеронима, Феофилакта, Евфимия Зигабена и др.), родился в Антиохии.

В VI-VII веках входила в состав Византии. Пострадавший от сильного землетрясения город в VI веке был завоёван и разрушен иранским шахом Хосровом I Ануширваном. Юстиниан I восстановил Антиохию.

После сокрушительного поражения византийской армии при Манцикерте в 1071 император Роман IV Диоген вынужден был в обмен на свободу отдать туркам-сельджукам Антиохию. Но окончательно город был ими завоёван только в 1084.

После долгой осады крестоносцы берут Антиохию в 1098 году; но не передают город Византии, а основывают здесь своё государство - Антиохийское княжество, существовавшее до 1268. После его уничтожения город потерял своё значение.

В настоящее время Антиохия представляет собой город Антакья, центр турецкого вилайета Хатай (с 1516 года).

Литература

· Bouchier Ed. S. A short history of Antioch: 300 B. C.-A. D. 1268. 1921.

· Downey G. A history of Antioch in Syria: from Seleucus to the Arab conquest. Princeton University Press, 1961.

· Wallace-Hadrill D. S. Christian Antioch: a study of early Christian thought in the East. 1982.

Акра Алеппо Антиохия Аполлония Аскалон Афек Бельвуар Газа Грот Тирона Дор Ибелин Иерусалим Йехиам Кастель Кейсария Эль-Карак Крак де Шевалье Монреаль Монфор Сидон Тиверия Тир Торон Триполи Турбессель Хайфа Эдесса Яффа

Антиохия
Из 16 городов, носивших в древности это название, представляют интерес лишь два.

I. АНТИОХИЯ ПИСИДИЙСКАЯ, или ГАЛАТИЙСКАЯ
Была пограничным городом между Фригией и Писидией. Ко времени апостола Павла город был отнесен к римской провинции Галатии. Он располагался в самом сердце Малой Азии, в маловодной горной местности северо-восточнее гор Тавра. О его былом великолепии и поныне свидетельствуют величественные развалины римского храма, площадей, триумфальной арки Августа, римского акведука:
1) Основанная сирийскими властителем Селевком I Никатором (312-280 годах до Р.Х.) и названная в честь его отца, Антиохия в 189 году до Р.Х. стала свободным городом (с избираемой администрацией). В 24 году до Р.Х. стала столицей римской провинции. Жители с особым статусом граждан Рима занимали главенствующее положение; местные уроженцы пользовались меньшими правами. Языком общения является греческий – международный язык в восточной части империи. В 11 году до Р.Х. город превратился в римскую колонию – место поселения солдат-ветеранов;
2) Являясь оживленным торговым центром с хорошо развитым кожевенным промыслом, удобно расположенном на торговом пути из Эфеса к Киликийским воротам, Антиохия привлекала к себе многочисленных иудейских торговцев, которые построили здесь синагогу. Кроме того, в городе размещалось множество гражданских и военных учреждений;
3) Антиохия была центром почитания бога плодородия Мена, которого изображали в образе воина с бычьей головой и во фригийском колпаке. Мессианские ожидания, оживившиеся в эпоху императора Октавиана (первого носителя титула Август, 31 год до Р.Х. – 14 год по Р.Х.) и позволившие отождествить бога Мена с императором, сменились после смерти Августа глубоким разочарованием;
4) Павел и Варнава впервые посетили Антиохии во время своего первого миссионерского путешествия (около 48 года по Р.Х.) и основали там христианскую общину, которая, утвердившись, по обыкновению, при иудейской синагоге, оказывала сильное влияние на всю округу (Деян 13:14 и следующие, Деян 13:50 и следующие). Такой успех миссии Павла, вероятно, был отчасти обусловлен и разочарованием в мессианских ожиданиях, связанных с Августом (сравните мессианские моменты в миссионерской проповеди Павла, Деян 13:16-41 ). Как полагают, эта церковь состояла преимущественно из принявших христианство язычников. Во всяком случае, у Павла появились серьезные противники среди осевших в Антиохии иудеев (Деян 14:19 ; 2Тим 3:11 ). На обратном пути Павел вновь побывал в Антиохии (Деян 14:21 ); возможно он еще раз посетил этот город в начале своего второго путешествия (51-52 годах по Р.Х., сравните Деян 15:41 ; Деян 16:1 и следующие, 6).

II. АНТИОХИЯ СИРИЙСКАЯ:
1) Этот некогда великолепный, но утративший былой блеск и значение город (турецкий Антакья) расположен между горными хребтами Ливана и Тавра в плодородной пойме реки Оронт, в 32-х километрах восточнее Средиземного моря и в 300-х километрах севернее Дамаска;
2) Он также был основан Селевком I Никатором (около 310 или 300 года до Р.Х.), в 64 году до Р.Х. стал вольным городом и, одновременно, столицей римской провинции Сирии, где размещалась резиденция римского наместника;
3) Наряду с Римом и Александрией Антиохия считалась третьим главным городом Римской империи и служила своеобразным мостом между Западом и Востоком. Вместе с располагавшимся по соседству портом Селевкией она являлась крупным торговым центром, что привлекало сюда неисчислимые богатства. Ко времени Павла Антиохия могла насчитывать от 150 тысяч до 200 тысяч жителей;
4) Культура Антиохии сформировалась под влиянием эллинизма. Город славился своими школами философии, медицины и риторики, а также великолепной библиотекой. Кроме того, здесь были театр, стадион, термы (горячие бани) и амфитеатр для зрелищ. Через город проходила обрамленная столбами трехрядная дорога длинной 6,7 километров. Имелось даже дорожное освещение! Многочисленные мозаичные полы того периода и поныне свидетельствуют о богатстве и мастерстве жителей Антиохии;
5) Антиохия была известна не только своими достижениями в области культуры. Дурную славу ей приносила моральная распущенность жителей, вошедшая в поговорку. Этому способствовали и знаменитые рощи Дафны. В многочисленные храмах совершались ритуальные оргии. Культ Аполлона способствовал процветанию в Антиохии множества увеселительных заведений. Рабы, составлявшие треть населения города, жили в нищете. Известна была находчивость антиохийцев, которую они охотно ставили на службу пустому острословию. Трудно сказать, что дало им повод назвать последователей Иисуса «христианами» [греческое христианой , Деян 11:26 ] – признание или насмешка;
6) Значительную часть населения Антиохии составляли иудеи, с большим усердием вербовавшие в приверженцы своей религии. К их синагогальным общинам примыкали многочисленные прозелиты. В Деян 6:5 среди семи попечителей о бедных упоминается как прозелит и некий Николай Антиохиец;
7) В ходе гонений, начавшихся с убийства Стефана, преследуемые члены иерусалимской христианской общины бежали и в Антиохию. Здесь они стали активными миссионерами, но в первое время обращались с благовествованием только к иудейской части населения, пока к этим благовестникам не присоединились прибывшие с Кипра и из Киринеи обращенные (вероятно, также из иудеев), которые стали проповедовать Евангелие и среди грекоязычных жителей Антиохии (Деян 11:19 и следующие). Таким образом в этом городе с мировым значением возникла большая и очень активная церковь (Деян 11:21 );
8) Когда об этом узнали в иерусалимской церкви, в Антиохию был направлен Варнава (Деян 11:22 ). Этот исполненный Святого Духа добросердечный человек, пекущийся о спасении человеческих душ, тотчас же оценил возможности для проповеди Евангелия и активно взялся за дело (Деян 11:24 ), а затем привлек и Павла, отыскав его в Тарсе (Деян 11:25 и следующие). В течение года они исполняли миссионерское служение и учили в Антиохии (до 48 года по Р.Х.). Начиная с этого времени связь с Иерусалимом не прерывалась. Оттуда в Антиохию пришли пророки, укрепившие христианскую общину (Деян 11:27 и следующие). В Антиохии проводились сборы пожертвований для страждущих братьев в Иерусалиме (Деян 11:29 и следующие). Когда иудействующие братья внесли раздор в общину (Гал 2:11 ), то Павел и Варнава были направлены в Иерусалим, чтобы прояснить отношение христиан к Закону Моисея (Деян 15:1-3 ). Ответ начальствующих мужей иерусалимской церкви был передан через Иуду и Силу (Деян 15:22,27 );
9) Важнейшим событием для церкви в Антиохии, вероятно, явилось направление Павла и Варнавы, по повелению Святого Духа и по решению общины, на миссионерское служение среди язычников. Данное апостолам поручение было подкреплено возложением на них рук и молитвой (Деян 13:1-3 ). Таким образом эта очень сильная в духовном отношении церковь, в которой не было недостатка в образованных учителях (Деян 13:1 ), стала местом рождения миссии к язычникам, и этому делу Павел в дальнейшем посвятил себя. Из Антиохии он начал и здесь окончил два своих первых миссионерских путешествия (Деян 13:1-3 ; Деян 14:26 ; Деян 15:36 ; Деян 18:22 ). Антиохия была базой его миссионерской деятельности. Благодаря мужественным шагам, предпринятым христианами, вынужденными бежать в Антиохию, и мужеству здешней общины, отважившейся на поиски нового, церковь избежала превращения в одну из малозначительных иудейских сект (как это произошло с иудействующей ветвью христианства после разрушения Иерусалима в 70 году) и смогла начать свое триумфальное шествие по всему миру.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса