Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста. Биография

И ван Айвазовский вошел в историю искусства как великий маринист - мастер изображения моря. Но были у него картины и в других жанрах: некоторые написаны в те годы, когда он только искал себя, другие - забава уже признанного мэтра. Взглянем на полотна, в которых Айвазовский узнается с трудом.

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны

Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны. 1869. ГРМ

Айвазовский предпринял путешествие на Кавказ и Закавказье в 1868 году. На этой картине изображен аул Гуниб - последняя ставка имама Шамиля, где его с трудом пленили в 1859 году. Так что это полотно - не просто горный пейзаж, но и похвала русскому оружию, как это часто бывало у Айвазовского.

Афинский Акрополь

Афинский Акрополь. 1883. Киевский национальный музей русского искусства

В 1882 году Айвазовский женился второй раз - на вдове феодосийского коммерсанта Анне Никитичне Саркизовой. Вместе с ней он отправляется в Грецию, лишь в 1832 году получившую независимость от Турции. Художник смотрит на холм Акрополя снизу, через колонны храма Зевса Олимпийского: Парфенон уже не мечеть, и минарет рядом с ним снесен.

Большая пирамида в Гизе

Большая пирамида в Гизе. 1878. Частное собрание

Айвазовский приехал в Египет в 1869 году - его пригласили на торжественное открытие Суэцкого канала. Также он навестил Каир и совершил путешествие по Нилу. Это было одно из многих дальних путешествий художника - недаром еще в 1853 году его избрали действительным членом Русского географического общества.

Ветряная мельница на берегу моря

Ветряная мельница на берегу моря. 1837. ГРМ

Год написания полотна был переломным для художника: незадолго до этого его преподаватель нажаловался на 19-летнего ученика, и картины Айвазовского по приказу Николая I убрали с выставки. Однако Карл Брюллов и другие стали хлопотать за юношу, опала была снята, император посмотрел на его картины, пожаловал его деньгами и отправил сопровождать сына Константина в плавание по Балтике.

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец

Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837. ГМЗ «Петергоф»

Молодой Айвазовский показывал такие успехи в учебе, что срок его обучения был сокращен на два года, и уже в 1837 году он был выпущен с золотой медалью. Его картины начали пользоваться популярностью (например, император купил шесть работ за три тысячи рублей), получал он и специальные заказы - в том числе на виды приморских городов: Петергофа, Ревеля и т. п. Айвазовский стал отсылать все больше и больше денег обедневшим родителям в Феодосию, чем очень гордился.

Вид на Москву с Воробьевых гор

Вид на Москву с Воробьевых гор. 1848. ГРМ

Место, откуда крестьяне взирают на Златоглавую, - не только лучшая точка обзора Москвы. Для людей того времени это была память о недавнем скандале: в 1817 году здесь был заложен первый храм Христа Спасителя. В пустоту канул миллион рублей. Восьмилетний судебный процесс закончился в 1835 году, директор стройки архитектор Витберг был сослан в Вятку. Ныне существующий храм на Волхонке был заложен в 1837 году и в год написания картины еще строился.

Во время жатвы на Украине

Во время жатвы на Украине. 1883. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

У крымского уроженца Айвазовского есть целая серия малороссийских пейзажей - почти все они степные. Очевидно, его «морскую» душу вдохновляли безграничность пространств, колышущиеся под ветром травы, небесные просторы. Чумацкие арбы, запряженные волами, и далекие мельницы подобны у него кораблям и скалам, и поэтому украинские картины у Айвазовского оказываются романтическими, а не реалистическими жанровыми.

Восточная сцена (В лодке)

Восточная сцена (В лодке). 1846. ГМЗ Петергоф

В пейзажах Айвазовского людей можно встретить нечасто. Но с Шишкиным , который приглашал помощников для написания людей и даже медведей, его сравнивать в этом вопросе нельзя: Айвазовский писать человеческие фигуры умел. Доказательство - например, эта картина в модном ориенталистском стиле, где отразились впечатления от визита в Стамбул и другие восточные города.

Данте указывает художнику на необыкновенные облака

Данте указывает художнику на необыкновенные облака. 1883.
Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского

Сюжет, который выбрал Айвазовский, загадочен. Возможно, имеются в виду строки Данте в «Божественной комедии»: «Тот цвет, которым солнечный восход / Иль час заката облака объемлет».

Дворец Ка д"Ордо в Венеции при луне

Дворец Ка д"Ордо в Венеции при луне. 1878. ГРМ

Айвазовский несколько раз бывал в Венеции. Более того, в этом городе в академии ордена мхитаристов на острове Сан-Лазар жил его брат, архиепископ армянской церкви Гавриил (Габриэл), который уже ребенком показал такие способности к обучению, что после церковно-приходской школы был послан учиться в Венецию богословию. Позже он прославился как теолог и писатель (в частности, перевел на армянский басни Крылова).

Овцы

Овцы. 1858. Омский областной музей изобразительных искусств им. Врубеля

Мирный пейзаж с пасущимися овцами создан через несколько лет после намного более драматического изображения той же натуры в картине «Овцы, загоняемые бурею в море». Сам Айвазовский приехал в год написания картины в Париж, где его брат Габриэл готовился принять чин епископа, а художник использовал все свои обширные связи и знакомства, чтобы помочь ему.

Петербург. Переправа через Неву

Петербург. Переправа через Неву. 1870-е. Киевский национальный музей русского искусства

Глядя на картины Айвазовского с изображением Петербурга, обычно вспоминаешь, что Петр I основал этот город именно как морской порт. Художнику нравились его укрепления, заливы, набережные. Но только не при взгляде на это полотно, холодное и неприветливое. Со своей первой женой Айвазовский развелся, говорят, как раз из-за неприязни к Петербургу и светской жизни: она хотела жить в столице и вращаться в обществе, а он предпочитал Крым и труд.

Разумеется, речь идёт о Иване Константиновиче Айвазовском – великом мастере русской школы живописи.

Пленительная Таврида. Воспоминания юности

Для старшего поколения феодосийцев Иван Константинович навсегда остался в памяти маленьким мальчиком, без конца рисующим углём изображения парусных кораблей, ветряных мельниц и башен древних крепостных стен.

Дом семьи Айвазовских возвышался над пустынным берегом Южного моря. Ландшафты Феодосии сильно отличались от роскошных южнобережных пейзажей: Ялты или Гурзуфа. Гряда отвесных Крымских гор растворилась в безбрежной холодной степи, и широкие полосы моря и неба с порой незримым горизонтом – это всё, чем можно было здесь бесконечно любоваться.

Степной , несмотря на лаконичность пейзажей, удивительно многообразен. Нередко яркое солнце сменяется мятежной бурей. Шторму особенно радовалась детская половина жителей, ведь огромные волны приносили на берег обломки баркасов и позеленевшие от времени монеты.

Воображение юного Айвазовского ясно рисовало картины неравной битвы простых рыбаков с разбушевавшимся морем. Скорее всего, это впоследствии и побудило художника к написанию серии работ, посвящённых людям, «мужествующих с бурей». - это особенно выразительный сюжет в его живописи.

Игра контрастов: холодное спокойствие Балтики и солнечная Италия

Благодаря выездной учебной практике от Академии искусств Иван Константинович получил уникальную возможность увидеть тонкую красоту севера. Учения на Балтийском берегу подарили художнику не только запас новых впечатлений, но и знакомство с русским флотом, привязанность к которому сохранилась у Айвазовского на всю жизнь. За время посещения Балтики молодой художник написал семь полномасштабных картин, которые уже на тот момент превосходили все ученические работы.

Позволила Айвазовскому досконально изучить конструкцию парусных кораблей. В творчестве художника появилась новая черта - сюжеты его картин становятся более разнообразными. Мастерски выполненные морские пейзажи обогащаются различной тематикой, о чём свидетельствуют названия академических работ: «Часть Кронштадта с разными судами», «Освещённые солнцем два корабля», «Мрачная ночь: на море корабль в огне», «Кораблекрушение».

Но последним этапом в окончательном становлении характера творчества Айвазовского стал период командировки в Западную Европу. Путь его лежал через Триест, Вену и Берлин к берегам Неаполитанского залива. Созерцание очаровательных итальянских пейзажей и живописного наследия старых мастеров Флоренции и Рима обозначило новый виток в развитии художника.

Изменились не только мотивы полотен, но и сам подход к творческому процессу. Иван Константинович принял решение стать студийным художником. Перенеся мольберт с воздуха в мастерскую, Айвазовский не отдалился от морской стихии. Многолетний опыт наблюдения и изучения натуры дал художнику возможность шире раскрыть свой потенциал. Используя свою изумительную зрительную память и богатую фантазию, Иван Константинович стал работать над творческими работами.

Западная командировка открыла для Айвазовского практически все для маринистов. Счёт работам, написанным за этот период, потерял даже сам художник. Предположительно, им было создано более 80 полотен – от крупных картин до быстрых этюдов. Признание европейской публики было очень важным для живописца, но самым большим впечатлением стала высокая оценка его творчества английским пейзажистом Уильямом Тёрнером, также восхищавшимся поэзией моря.

«Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность…» - эти слова Тёрнера наилучшим образом характеризовали непревзойдённый талант русского мариниста.

Батальные мотивы в живописи Айвазовского

Иван Константинович живо реагировал на все события, волнующие общество. Средством для выражения своих переживаний служило его искусство. Своенравное, непокорное море стало отличным сюжетом для отражения ситуации на родине художника. Как и любой творец, великий Айвазовский стремился вести просветительскую деятельность. Тема морских пейзажей в этом плане только сыграла ему на руку. Ведь красота природы, буйной или статичной, доступна и понятна всем слоям общества.

Множество работ, посвящённых борьбе русского флота в Крымской войне, было написано мастером в «батальный» период творчества. Такие работы, как «Осада Севастополя» или «Гибель английского флота у Балаклавы» правдиво повествуют об ушедших событиях, являясь не только художественным, но и историческим достоянием.

Но не только военные эпизоды берегов Тавриды вдохновляли Айвазовского на создание батальных полотен. Заинтересованность художника в глубоких повествовательных сюжетах проявлялась и в изображении страниц истории и . Помогали раскрывать композицию эпические морские пейзажи острова Крит и горячо любимого Айвазовским Неаполя.

Путь к океану. Завершение творческого пути

Самое своё далёкое Иван Николаевич совершил, будучи в довольно преклонном возрасте. Айвазовский отправился в Америку всего на два месяца: путь был нелёгким, то и дело охватывали страшные штормы. Бескрайний океанический простор произвёл на художника настолько сильное впечатление, что свои картины он писал прямо на палубе корабля.

Много морских видов довелось видеть Айвазовскому, но холодная мощь океана совершила настоящий переворот в мироощущении пейзажиста. Его творчество приняло истинно титанические масштабы. С удивительной энергией создавал Иван Константинович холсты, изображающие беспокойную ширь океана, невероятных размеров айсберги и хмурое грозовое небо.

Айвазовский не переставал плодотворно работать до последнего удара сердца. Непрекращающийся поток творческого развития в сочетании с преданностью любимой теме сделал Ивана Николаевича эталоном мастерства для многих поколений художников.

29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взглянем на 7 знаменитых картин феодосийского художника.

«Вид Константинополя и Босфора» (1856)

В 2012 году на британском аукционе Sotheby’s был установлен новый рекорд для картин российского мариниста. Полотно под названием «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3 миллиона 230 тысяч фунтов стерлингов, что в переводе на рубли составляет более 153 миллионов.
Назначенный на пост художника Адмиралтейства в 1845 году, Айвазовский в составе Средиземноморской географической экспедиции посетил Стамбул и острова греческого архипелага. Столица Османской империи произвела на художника неизгладимое впечатление. За несколько дней пребывания он сделал десятки эскизов, многие из которых легли в основу будущих картин. Более чем через 10 лет по памяти, как и большинство своих полотен, Иван Айвазовский восстановил вид константинопольского порта и мечети Топхане Нусретие.

«Американские суда у скалы Гибралтара» (1873)

До апреля 2012 года самой дорогой из картин Ивана Айвазовского оставалась работа «Американские суда у скалы Гибралтара», проданная в 2007 году с аукциона Christie’s за 2 миллиона 708 тысяч фунтов.
Эту картину Айвазовский также писал по памяти. «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры. Для этого-то художник и должен запомнить их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину», — так художник формулировал свой творческий метод.
Гибралтарская скала была написана Айвазовским через 30 лет после того, как он побывал в британской колонии. Волны, корабли, моряки, борющиеся со стихией, сама розовая скала - плод фантазии художника, работавшего в своей тихой мастерской в Феодосии. Но, выдуманный, пейзаж выглядит донельзя правдиво.

«Варяги на Днепре» (1876)

Третье место среди коммерческих успехов Айвазовского занимает картина «Варяги на Днепре», ушедшая с молотка в 2006 году за 3 миллиона 300 тысяч долларов.
Сюжет картины - путь варягов по главной торговой артерии Киевской Руси, Днепру. Обращение к героическому прошлому, редкое для творчества Айвазовского, — это дань романтической традиции. На переднем плане картины - ладья, на которой стоят сильные и отважные воины, и среди них, судя по всему, сам князь. Героическое начало сюжета подчёркивается вторым названием картины: «Варяжская сага - путь из варяг в греки».

«Вид Константинополя» (1852)

Четвёртый миллионер кисти Айвазовского - «Вид Константинополя», ещё одна картина, написанная по впечатлениям от поездки 1845 года. Её цена составила 3 миллиона 150 тысяч долларов.
Вскоре после окончания Крымской войны Айвазовский возвращался из Парижа, где состоялось открытие его персональной выставки. Путь художника лежал через Стамбул. Там он был принят турецким султаном и пожалован орденом «Нишан Али» IV степени. С тех пор завязалась тесная дружба Айвазовского с константинопольцами. Он приезжал сюда не раз: в 1874, 1880, 1882, 1888 и 1890 годах. Здесь проходили его выставки, он встречался с правителями Турции и получал от них награды.

«Исаакиевский собор в морозный день» (1891)

Картина «Исаакиевский собор в морозный день» была продана на аукционе Christie’s за 2 миллиона 125 тысяч долларов в 2004 году. Это один из редких городских пейзажей художника-мариниста.
С Петербургом была связана вся жизнь Айвазовского, хотя родился и большую её часть он прожил в Крыму. В Петербург он переезжает из Феодосии в 16 лет, чтобы поступить в Академию художеств. Вскоре, благодаря своим успехам, молодой живописец завязывает знакомства с ведущими художниками, писателями, музыкантами: Пушкиным, Жуковским, Глинкой, Брюлловым. В 27 лет он становится академиком пейзажной живописи Петербургской Академии художеств. И затем, в течение жизни, Айвазовский регулярно приезжает в столицу.

«Константинополь на заре» (1851)

Шестое место занимает ещё один вид Константинополя, на сей раз «Константинополь на заре». Он продан был в 2007-м за 1 миллион 800 тысяч долларов. Эта картина является самой ранней из «константинопольских миллионерш» Айвазовского.
Российский маринист довольно скоро получил признание в Европе и Америке как состоявшийся мастер пейзажа. Особенные отношения его связывали с извечными военными соперниками России, турками. Но дружба продолжалась до 90-х годов, когда султан Абдул-Гамид развернул в Константинополе и по всей стране геноцид против армян. Многие из беженцев скрывались в Феодосии. Айвазовский им оказывал всяческую помощь, а награды, полученные от турецкого правительства, демонстративно бросил в море.

«Девятый вал» (1850)

Главная тема творчества Айвазовского - противостояние человека и стихии. Самое знаменитое его полотно, «Девятый вал» — только седьмое по стоимости. В 2005 году оно было продано за 1 миллион 704 тысячи долларов.
В центре сюжета - несколько моряков, которые спаслись во время бушевавшей всю ночь бури. Она в щепки разметала корабль, но они, уцепившись за мачту, остались в живых. Четверо держатся за мачту, а пятый в надежде цепляется за товарища. Восходит солнце, но испытания моряков не окончены: надвигается девятый вал. Последовательный романтик, Айвазовский на этой ранней работе показывает упорство людей, сражающихся со стихией, но бессильных против неё.

Замечательный художник маринист Иван Константинович Айвазовский, как известно родился Феодосии в армянской семье у Константина и Рипсиме Айвазовских 29 июля 1817 г, если по армянски более точно фамилия звучит, как, Айвазян, хотя в быту и в доккументах фамилия отца могла звучать, Гайвазовский.

С самого раннего детства у молодого Айвазовского были выявлены наклонности к искусству, как самоучка он научился играть на скрипке и конечно очень тяготел к рисованию. На способности молодого дарования внимание обратил тамошний архитектор Кох Я.Х., который просвятил мальчика некоторым азам рисования и живописи.

Талант рисовать был замечен тогдашним губернатором Тавриды Казначеевым А. И., который позаботился о зачислении юного дарования в 1831 г. в Таврическую гимназию,

Успехи в рисовании айвазовского раскрывались все более и более, слухи о молодом таланте дошли до градоначальника Феодосии, который помог устроить юношу оканчивающего уездную школу в более авторитетное заведение в гимназию в городе Симферополе. Проучившись с успехом некоторое время в этом заведении, с помощью учителя рисования немецкого художника И.Л. и Гросса оценившего молодой талант в Айвазовском, направляет его в Петербург в академию художеств и там молодого художника зачисляют на учебу в 1833 г. , где его творчество было оценено художником К. П. Брюлловым, очень лестно отзывался о художнике писатель А. С. Пушкин.

В академии Айвазовский упорно развивает свое мастерство и 1835 году была закончена работа с картиной Вид на взморье в около Санкт Петербурга и воздуха над морем , за эти первые произведения художнику была присвоена серебряная медаль Для дальнейшего развития молодого мариниста направляют к известному французскому художнику Ф. Таннеру.

Закончив академию с большой золотой медалью, получил право поездки в родной Крым, где плодотворно работает, пишет этюды Феодосии, Ялты, Севастополя, Гурзуфа. Для продолжения совершенствования своего творчества, Айвазовский вместе с другими художниками академии, в 1840 г. едет в Италию Рим, посещает Венецию, Флоренцию, Неаполь. Знакомится с мировым европейским искусством в различных музеях Европы и плодотворно трудится.

Спустя некоторое время Айвазовский становится очень знаменитым художником маринистом в Европе. Ему присвоено звание академика Римской, Амстердамской и Парижской академии художеств. Вернувшись на родину в 1844 году признанным мастером в 27 лет отроду, ему и в России присваивается звание академика.

Характер Таннера был не простой, строгий, обучая Айвазовского некоторым секретам мастерства, он запрещал ему всякое вольнодумство в создании работ не по теме, тем не менее Айвазовского тянуло к тематике своих картин и в тайне от строгого учителя создает 5 работ в 1837 г. и смело выставляет их в академии художеств, которые получили положительные отзывы.

На непослушание художник Филипп Таннер обращается к царю Николаю 1 с жалобой на своего ученика, соответственно царь уважая Таннера приказывает картины Айвазовского снять с выставки а художника наказать. Этот момент был конечно не приятен для молодого мариниста, прошло долгих шесть месяцев после этого каверзного случая, когда несколько все забылось его наконец простили за его прошлое не академическое поведение и направили в кафедру батальной живописи для занятий более близкому для Айвазовского, это морская живопись с военной тематикой под руководством профессора А. И. Зауэрвейда.

В данном классе художник раскрывает себя с еще большим успехом к 1837 году он заканчивает свой морской пейзаж под названием Штиль, картина получает много отзывов, смотря на это в академии Ивану Айвазовскому вручают Большую золотую медаль, это была мечта всех студентов академии. Дополнительно к медали он заслужил право посетить свой родной Крым и поездка в Европу.

В Крыму Айвазовский продолжает заниматься творчеством, пишет ряд своих любимых морских пейзажей, его приглашают к участию в военных действиях, где художник наблюдает высадку морского десанта на реке Шахе в Черкессии и создает наброски для будущей картины Десант отряда в долине Субаши, впоследствии выкупленную царем. В 1839 году Айвазовский заканчивает обучение в художественной академии и получает звание дворянина.

В обширной биографии художника очень много связано с Турцией, где редкий талант Айвазовского был очень высоко оценен.

В 1845 году Айвазовский посещает Турцию в составе географической экспедиции возглавлявшей Литке Ф. П. Художник посетил Стамбул, который впечатлил художника своей необычной красотой. Этот город художник еще раз посещал в 1856 году, его принимают, как дорого гостя сам султан Абдул-Меджид 1-й, который был поклонником таланта художника имевший в своей картинной галерее работу Ивана Константиновича. Воодушевленный приемом султан наградил художника почетным орденом Нишан Али.

В своем творческом пути Айвазовским создано множество картин с турецкой тематикой, по его работам учились турецкие художники, авторитет художника в Турции был огромен, одна из работ досталась в подарок от друзей султану Абдул-Азизу, под огромным впечатление от картины он сделал хороший коммерческий заказ художнику написать с десяток пейзажных полотен со зрелищными видами Босфора и Стамбула. Султан просто души не чаял в этом мастере пейзажа, часто приглашал его во дворец и впоследствии художником было написано дополнительно около 20 работ. Сам турецкий Падишах наградил его дорогой турецкой наградой - орденом Османии 2-й степени. Чуть позже через год, Айвазовский подготовит новые пейзажные работы в подарок с русской тематикой Зима в Москве и картина Вид на Петербург с моста Святой Троицы.

Как известно Россия часто воевала с Турцией, но на данном этапе в 1878 году, война была прекращена и был подписан мирный договор, в залах турецкого дворца висели картины Ивана Айвазовского, эта выставка благотворно способствовала духу мирных отношений между двумя сторонами. также в честь мира и дружбы картины принадлежащие турецким коллекционерам выставлялись в России и на этот раз художник был награжден алмазной медалью самим султаном Абдулом Хамидом 2-м. а в 1847 году ему присвоили почетное звание профессора академии художеств Петербурга. Можно выделить одну из работ того периода в 1848 году Чесменский бой с характерным морским сражением. Но военная тематика работ иногда сменялась лирическими полотнами морских стихий 1849 году Буря на море ночью

В 1950 году художник снова удивляет современников неожиданным очередным шедевром Девятый вал , работа никого не оставляла равнодушным, некоторые историки и биографы сравнивали ее с увиденным самим Айвазовским штормом из которого ему удалось вырваться живым и невредимым. Хотя в столице и в европейской прессе уже печатали газеты о гибели мариниста, но все как видим обошлось и мастер живописных морских стихий продолжал создавать и радовать публику своими шедеврами. В 1853 году из под кисти художника выходят полотна: Картина Айвазовского Лунная ночь. Купальня в Феодосии , с очень красивым закатом Море. Коктебельская бухта

60-е и 70-е годы 19 века можно с уверенностью назвать полным расцветом творчества Айвазовского. Обилие картин о море, среди этих произведений заметны: Всемирный потоп , Лунная ночь в Константинополе 1862 г, Вид Одессы с моря 1865 г, Морской вид 1867 г, В бурю 1872 г, Радуга 1873 г, Ночь. Голубая волна 1876 г. и другие работы.

В начале 80-х годов художник создает ряд картин среди которых одно из самых его заметных полотен картину Черное море . Несмотря на то, что картина написана в сдержанных тонах и море отражено в пасмурный день, тем не менее картина получила множество положительных отзывов. Сам Крамской отметил картину, как самое грандиозное в творчестве художника. Одна из красивейших работ тихого моря в 1885 году Штиль

Работая вплоть до конца 19 века Айвазовский художник не перестает удивлять тогдашнюю публику все новыми работами в 90-е годы его талант не ослабевает в этот период созданы картины Шторм 1897г, масштабное произведение Среди Волн 1898 г и картина В бурю 1899 г

В 1900 году весной в апреле художник творил очередную картину Взрыв корабля, но картина так и не была закончена, 19 апреля 1900 года художник скончался в своей мастерской. Ныне его мастерская в Феодосии это дом музей Айвазовского

За свою творческую историю Айвазовским было создано более шести тысяч полотен, много картин были куплены русским меценатами, различными коллекционерами со многих стран мира. Его полотна и сегодня продаются и оцениваются огромными суммами, все это говорит об уникальном таланте пейзажиста-мариниста у которого и по сей день нет равных

Знаменитые картины Ивана Айвазовского:

Морское сражение при Наварине 1827 г.
Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835 г.
Ночь. Контрабандисты 1836 г.
Ветряная мельница на берегу моря 1837 г.
Морской берег 1840 г.
Неаполитанский залив 1841 г.
обережье в Амальфи 1841 г.
Венеция 1842 г.
Гондольер на море ночью 1843 г.
Кораблекрушение 1843 г.
Мхитаристы на острове св. Лазаря 1843 г.
Вид Феодосии 1845 г.
Морской вид с часовней 1845 г.
Спасающиеся от кораблекрушения 1844 г.
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 г.
Морское сражение при Ревеле (9 мая 1790) 1846 г.
Башня. Кораблекрушение 1847 г.
Чесменский бой 1848 г.
Девятый вал 1850 г.
Буря 1850 г.
Синопский бой 1853 г.
Буря над Евпаторией 1861 г.
Всемирный потоп 1864 г.
Черное море ночью 1870 г.
В бурю 1872 г.
Черное море 1881 г.
Прибой 1895 г.
Буря у берегов Одессы 1898 г.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса