Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Знаменитые сваны. «Легенды о сванах»: Кровная месть и трофейное немецкое оружие. Значение слова сваны

Один за всех, и все за одного. Каждый — часть большой семьи. По такому принципу живут грузинские горцы, оберегающие ценности рода так же тщательно, как и свободу

Нас легко вычислить по фамилии. У сванов она оканчивается на -ани. А еще у нас нетипичные для Грузии светлые волосы и глаза. Я верю, что именно в Сванетии живут те грузины, чья кровь не смешалась с кровью тюрков и других завоевателей.

Язык у нас тоже свой. Он совсем не похож на грузинский, на котором преподают в школах нашим детям. Мы всегда разговариваем с грузинами на государственном языке, с русскими — на русском, а между собой — на сванском.

Главное для нас — свобода. Нами никогда никто не управлял, сванов не подчиняли князья, не порабощали феодалы и враги. Мои предки выбрали независимую жизнь вдали от цивилизации. Потому часто Вольную Сванетию (она же Восточная Сванетия — территория от Латали до Ушгули) справедливо называют «сообществом свободных кланов».

Символ нашего края — сванские башни. Их возводили в VIII-XIII веках, в основном для обороны. Сейчас они превращаются в туристические достопримечательности. Но до сих пор эти высокие каменные сооружения защищают нас от лавин: как волнорезы, «срезают» силу снежных ударов. А когда-то с башен оповещали соседей об опасности, в них прятали церковную утварь, которую свозили со всей страны во время вторжений неприятеля. Семьями укрывались в башнях от врагов.

Сванские земли были разделены между общинами. В общине они распределялись по кланам, а внутри кланов — между семьями. Я происхожу из древнего рода Парджиани. Первые упоминания о нем датируются XII веком, и связаны они с именем великой царицы Тамары, которая по пути в летнюю резиденцию в Ушгули останавливалась на ночлег в доме моего далекого предка Вахтанга Парджиани. Как и он, я тоже живу в Латали. Вот уже 39 лет живу, не считая периодических выездов в другие страны.

Было время, я покинул свой край и устроился работать в России. Там познакомился с Ксенией, которую в итоге перевез в родной дом, когда осознал, что в Сванетии я вижу будущее семьи. У меня пока две дочери, но вообще сванские семьи многодетны. Обычно к 30 годам мужчина имеет уже троих детей. Пятеро в семье не предел, иногда бывает и десять.

Под одной крышей живет сразу несколько поколений, как в старые времена. Наши предки жили в мачуби — просторном каменном доме с одной комнатой, в центре которой горел очаг. Зимой к большому семейству присоединялся и скот, чтоб всем вместе было теплее. Сейчас у нас, конечно, дома современные, оснащены всей техникой, а животных мы переселили во двор.

У каждого мужчины должен родиться сын. Он унаследует дом и земли. Дочери всегда переезжают в дома мужей, а это значит, что, если нет сына, отчий дом обречен на разрушение. Знаю случаи, когда мужчины брали вторую жену, если первая не могла родить мальчика. Но это скорее исключение, чем правило. На традиционном сванском застолье третий тост посвящается святому Георгию, покровителю Грузии. Во время этого тоста мы желаем сына тем, у кого его еще нет.

Я работаю много, как и большинство соплеменников. Нам всегда есть чем заняться: выгнать коров на пастбище, почистить сарай, построить забор, заготовить дрова на зиму. Наши женщины трудятся не меньше. На их плечах дом и кухня. Мы и детей приучаем работать. Дочери помогают убираться и готовить, а сыновья все лето пасут скот на горах. Поэтому среди местных мужчин так много альпинистов. Мы чувствуем себя на вершинах как дома!

День начинаю в шесть утра с овсянки со сванским медом — самым вкусным в мире. С раннего утра женщины замешивают тесто — здесь хлеб не покупают в магазинах, а пекут сами. Средняя семья из 6-7 человек съедает около 10 лавашей в день. Когда тесто замешано, женщины доят коров и готовят сыр и мацони из парного молока.

Возле домов мы выращиваем горные травы. Для них выделяем почетный угол в саду. Кинзу, уцхо-сунели, имеретинский шафран добавляем в традиционные блюда и в сванскую соль. Ту самую, которую перемалывают 2-3 часа в большой деревянной ступке вместе с травами и специями, растущими только в Сванетии. Это особое искусство и особая традиция, которая передается из поколения в поколение по женской линии, вместе со ступкой. Нашей уже 400 лет.

Сваны похожи на сицилийцев. Нам всегда была свойственна кровная месть. Она могла разгореться из-за оскорбления или земли. История знает пример, когда вендетта между двумя кланами продолжалась более 300 лет, и за это время было убито по 12 человек с каждой стороны. Мой народ считал, что кровная месть помогает сохранить порядок в крае. Страх смерти силен, тем более что за преступления могла быть наказана вся община. Потому мы несем ответственность за поступки не только перед собой, но и перед предками и будущими детьми. Хотя сегодня былые обиды люди в основном заглаживают деньгами или скотом.

Все меняется... Мать, которой сейчас 73 года, часто рассказывает, какой была Сванетия в ее детстве — без электричества и дорог. Как 500 лет назад. А сейчас мы одеваемся, как и все, живем в домах с удобствами. В 2011 году сюда проложили прекрасную дорогу из Зугдиди, в поселке Местиа построили аэропорт, откуда можно добраться до Тбилиси. Жизнь стала другой. Поэтому важно не потерять самое ценное — наши традиции.

Сванетия - один из самых высокогорных районов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Земо (Верхняя) Сванетия находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2000 метров над уровнем моря), а Квемо (Нижняя) Сванетия - в ущелье реки Цхенис-цкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с Рача-Лечхуми, на западе - с Абхазией, с юга примыкает Имерети и часть территории Самегрело. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай и Кабарда.

Население Сванетии - сваны - грузинские горцы, этнографическая группа грузин, говорящих на грузинском и в быту на сванском языках (сванский язык относится к картвельским языкам и имеет четыре диалекта и ряд говоров). Сваны - чрезвычайно колоритный народ. Они всегда славились своей статностью и храбростью. Сваны считались самыми лучшими воинами в Грузии. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: «Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами». О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский.

История гордого, мужественного и свободолюбивого народа Сванов, который сохранил свой язык, насчитывает несколько тысячелетий. Он никогда не был порабощён врагами, может, поэтому народ, некогда заселявший прибрежную полосу Колхидской низменности и нынешнюю Абхазию, после многочисленных войн выбрал для себя свободную жизнь в горах.. Примечательно, что у сванов никогда не было крепостного права, да и дворянство носило условный характер. Ведь каждый сван -это личность, которая не приемлет над собой господства. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых "Сванскими башнями". Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее грузинское занятие, особенно распространенное в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии. Много выдающихся спортсменов дала сванская школа альпинизма. Самым знаменитым человеком в Сванетии является альпинист и скалолаз- "Тигр скал" - Михаил Хергиани, трагически погибший в итальянских Доломитах на стене Су-Альто в 1969 году. Покорителями вершин Ушба, Тетнульды и Шхары были уроженцы Сванетии Габлиани, Джапаридзе, Гугава, Ахвледиани и многие другие. Сваном был Герой Советского Союза, капитан 3-го ранга Ярослав Константинович Иоселиани, который в годы войны совершил не один десяток боевых походов и торпедировал множество вражеских судов. Еще один известный сван - знаменитый кинорежиссер Отар Иоселиани, поставивший фильмы «Листопад», «Жил певчий дрозд», «Пастораль» и др.

, мегрелы , лазы

Сва́ны (самоназвание ლუშნუ, груз. სვანები ) - народность сванской группы картвельской языковой семьи . Самоназвание «lushnu» , ед. «mushwan». Говорят на сванском языке , входящем в отдельную от грузинской ветви северную ветвь картвельской языковой семьи . До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года) , но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин . Кроме своего родного языка , все сваны владеют грузинским языком . Сванские фамилии имеют окончание «ани».

Расселение

Территория расселения сванов - Сванетия - один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000-2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) - в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600-1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Нижней Сванетии соответственно), на западе - с Абхазией , с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии . На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту , по ту сторону которого находятся Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария .

На основании исторических, фольклорных и топонимических сведений некоторые учёные полагают, что в определённый период (XVII-XVIII вв.) сваны обитали и по другую сторону Кавказского хребта, в районе Приэльбрусья .

Язык

Быт и культура

История народа сванов насчитывает несколько тысячелетий. У сванов никогда не было крепостного права, и дворянство носило условный характер. Сваны никогда не вели захватнических войн, об этом свидетельствуют исторические факты, один из которых - строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями». Издревле сваны традиционно увлекались созданием живописных изделий из меди, бронзы и золота. Известные сванские кузнецы, каменотесы и резчики по дереву изготавливали посуду и различный хозяйственный инвентарь из серебра, меди, глины и дерева, а также сванские шапочки - национальный сванский головной убор и уникальные «канци» из турьих рогов.

Традиционным было для сванов пчеловодство - древнее занятие многих народов, распространенное в том числе и в горных районах Западной Грузии. Но самыми уважаемыми и почитаемыми профессиями для свана являются охота и альпинизм. Сваны были и остаются профессиональными охотниками и альпинистами. Охотничий промысел для сванов фактически равноценен хозяйственной деятельности, а альпинизм - национальный вид спорта Сванетии.

Сванские праздники

Известные представители

  • Лейла Мушкудиани

Напишите отзыв о статье "Сваны"

Примечания

Отрывок, характеризующий Сваны

– Коли вы не отвечаете, то я вам скажу… – продолжала Элен. – Вы верите всему, что вам скажут, вам сказали… – Элен засмеялась, – что Долохов мой любовник, – сказала она по французски, с своей грубой точностью речи, выговаривая слово «любовник», как и всякое другое слово, – и вы поверили! Но что же вы этим доказали? Что вы доказали этой дуэлью! То, что вы дурак, que vous etes un sot, [что вы дурак,] так это все знали! К чему это поведет? К тому, чтобы я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, – Элен всё более и более возвышала голос и одушевлялась, – который лучше вас во всех отношениях…
– Гм… гм… – мычал Пьер, морщась, не глядя на нее и не шевелясь ни одним членом.
– И почему вы могли поверить, что он мой любовник?… Почему? Потому что я люблю его общество? Ежели бы вы были умнее и приятнее, то я бы предпочитала ваше.
– Не говорите со мной… умоляю, – хрипло прошептал Пьер.
– Отчего мне не говорить! Я могу говорить и смело скажу, что редкая та жена, которая с таким мужем, как вы, не взяла бы себе любовников (des аmants), а я этого не сделала, – сказала она. Пьер хотел что то сказать, взглянул на нее странными глазами, которых выражения она не поняла, и опять лег. Он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать. Он знал, что ему надо что то сделать, чтобы прекратить это страдание, но то, что он хотел сделать, было слишком страшно.
– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто.
– Расстаться, извольте, только ежели вы дадите мне состояние, – сказала Элен… Расстаться, вот чем испугали!
Пьер вскочил с дивана и шатаясь бросился к ней.
– Я тебя убью! – закричал он, и схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее.
Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него. Порода отца сказалась в нем. Пьер почувствовал увлечение и прелесть бешенства. Он бросил доску, разбил ее и, с раскрытыми руками подступая к Элен, закричал: «Вон!!» таким страшным голосом, что во всем доме с ужасом услыхали этот крик. Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, ежели бы
Элен не выбежала из комнаты.

Через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния, и один уехал в Петербург.

Прошло два месяца после получения известий в Лысых Горах об Аустерлицком сражении и о погибели князя Андрея, и несмотря на все письма через посольство и на все розыски, тело его не было найдено, и его не было в числе пленных. Хуже всего для его родных было то, что оставалась всё таки надежда на то, что он был поднят жителями на поле сражения, и может быть лежал выздоравливающий или умирающий где нибудь один, среди чужих, и не в силах дать о себе вести. В газетах, из которых впервые узнал старый князь об Аустерлицком поражении, было написано, как и всегда, весьма кратко и неопределенно, о том, что русские после блестящих баталий должны были отретироваться и ретираду произвели в совершенном порядке. Старый князь понял из этого официального известия, что наши были разбиты. Через неделю после газеты, принесшей известие об Аустерлицкой битве, пришло письмо Кутузова, который извещал князя об участи, постигшей его сына.
«Ваш сын, в моих глазах, писал Кутузов, с знаменем в руках, впереди полка, пал героем, достойным своего отца и своего отечества. К общему сожалению моему и всей армии, до сих пор неизвестно – жив ли он, или нет. Себя и вас надеждой льщу, что сын ваш жив, ибо в противном случае в числе найденных на поле сражения офицеров, о коих список мне подан через парламентеров, и он бы поименован был».
Получив это известие поздно вечером, когда он был один в. своем кабинете, старый князь, как и обыкновенно, на другой день пошел на свою утреннюю прогулку; но был молчалив с приказчиком, садовником и архитектором и, хотя и был гневен на вид, ничего никому не сказал.
Когда, в обычное время, княжна Марья вошла к нему, он стоял за станком и точил, но, как обыкновенно, не оглянулся на нее.
– А! Княжна Марья! – вдруг сказал он неестественно и бросил стамеску. (Колесо еще вертелось от размаха. Княжна Марья долго помнила этот замирающий скрип колеса, который слился для нее с тем,что последовало.)
Княжна Марья подвинулась к нему, увидала его лицо, и что то вдруг опустилось в ней. Глаза ее перестали видеть ясно. Она по лицу отца, не грустному, не убитому, но злому и неестественно над собой работающему лицу, увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни, несчастие, еще не испытанное ею, несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь.
– Mon pere! Andre? [Отец! Андрей?] – Сказала неграциозная, неловкая княжна с такой невыразимой прелестью печали и самозабвения, что отец не выдержал ее взгляда, и всхлипнув отвернулся.
– Получил известие. В числе пленных нет, в числе убитых нет. Кутузов пишет, – крикнул он пронзительно, как будто желая прогнать княжну этим криком, – убит!
Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею.
– Mon pere, – сказала она. – Не отвертывайтесь от меня, будемте плакать вместе.
– Мерзавцы, подлецы! – закричал старик, отстраняя от нее лицо. – Губить армию, губить людей! За что? Поди, поди, скажи Лизе. – Княжна бессильно опустилась в кресло подле отца и заплакала. Она видела теперь брата в ту минуту, как он прощался с ней и с Лизой, с своим нежным и вместе высокомерным видом. Она видела его в ту минуту, как он нежно и насмешливо надевал образок на себя. «Верил ли он? Раскаялся ли он в своем неверии? Там ли он теперь? Там ли, в обители вечного спокойствия и блаженства?» думала она.
– Mon pere, [Отец,] скажите мне, как это было? – спросила она сквозь слезы.
– Иди, иди, убит в сражении, в котором повели убивать русских лучших людей и русскую славу. Идите, княжна Марья. Иди и скажи Лизе. Я приду.
Когда княжна Марья вернулась от отца, маленькая княгиня сидела за работой, и с тем особенным выражением внутреннего и счастливо спокойного взгляда, свойственного только беременным женщинам, посмотрела на княжну Марью. Видно было, что глаза ее не видали княжну Марью, а смотрели вглубь – в себя – во что то счастливое и таинственное, совершающееся в ней.

В Грузии говорят: «Кто не был в Сванетии, тот не видел Грузии!».

Сванети (Сванетия ) — наиболее красивая и живописная альпийская область, расположена с южной стороны основного Кавказского хребта. Включает в себя 2 района: Местийский (Верхняя сванетия) и Лентехский (Нижняя сванетия). Именно в Верхней сванетии находится самый высокий населённый пункт в Европе — село Ушгули (Ushguli) ок. 2500 м над уровнем моря. Сванетия является частью Колхиды. Согласно греческой мифологии аргонавты пошли за Ясоном в Колхиду, чтобы найти Золотое Руно. Девственная природа, высокие горы и гордые башни создают непередаваемые ощущения. Здесь формируются реки Ингури (Inguri), Кодори (Kodori) и Цхенисцхали (Tskhenistsqali). Эта древняя, уникальная земля сохранила до настоящего дня свою первозданность., одна из которых строительство в старину сторожевых и оборонительных башен, именуемых «Сванскими башнями».

Кто такие сваны

Одни считали их персами по происхождению; другие утверждали, что это выходцы из Месопотамии и Сирии; находились и такие, которые доказывали непосредственное происхождение сванов от древних римлян. Основанием для таких гипотез служили отдельные сходства сванского и персидского языков, сирийские орнаменты на старинных сванских украшениях, а также некоторые италийские элементы г. древней архитектуре Сванетии. Теперь мы знаем, что сваны по своему происхождению картвелы, они принадлежат к семье собственно кавказских, или яфетических народов. Яфетидами назывались древнейшие жители Кавказа, его аборигены. Сванетия-органическая часть Грузии. Она связана с ней не только территориально, но к всей своей историей и многовековой культурой. Тем не менее сванский язык совершенно непохож на современный грузинский. Сванский язык никогда не имел своей письменности, письменность была принята грузинская. На грузинском языке ведется преподаванием школах, на нем же печатаются в Сванетии все книги, журналы и газеты. Язык сванов принадлежат к кавказской группе языков, к южной ее группе, но обособлен отдельной сванской подгруппой. В нерпой подгруппе южных кавказских языков стоят мингрельский и чанский, во второй, картвельской подгруппе-грузинский с его различными говорами (хевсурским, карталинским, имеретинским, гурийским и т. д.), а в третьей, особняком-сванский. Не раз приходилось убеждаться в том, что грузины с говорами картвельской подгруппы ни слова не понимают по-свански. Сванский язык живет параллельно с грузинским. По-грузински читают и учатся, а на сванском говорят в семье и поют песни. Большинство сванов таким образом пользуются теперь тремя различными языками-сванским, грузинским и русским.

То же касается Месопотамии и Персии, то теперь известно: далекие предки картвел заселяли когда-то Малую Азию. Сванетия, как и другие части Грузии, с древнейших времен находилась в самом тесном культурном общении с Сирией, Палестиной и Северной Месопотамией. С распространением в Грузии христианства эти связи окрепли еще больше. В отношении связей с Италией дело. обстоит несколько сложнее. Римляне были знакомы со Сванетией уже с I века нашей эры, когда сваны занимали гораздо большую территорию. Ученые Рима, историки и географы, считали сванов могучим и воинственным народом, с которым приходилось считаться даже римским полководцам. Уже тогда сваны обладали высокой культурой и были хорошо организованы, крепко спаяны своим родовым общественным строем. Не исключено, что какое-то италийское влияние проникло в Сванетию и принесло сюда совершенно чуждые другим районам Кавказа архитектурные формы. Зубцы сванских башен чем-то напоминают о Московском Кремле. Известно, кремлевские стены строили в XV веке итальянцы. На Кавказе и в других местах есть сторожевые башни, в Осетии, например, но нигде ничего подобного архитектурным формам сванских башен вы не найдете. Разве что в средневековой Италии…

Картвелы появились в Грузии за 1000 лет до нашей эры, когда же они поселились в Сванетии, доподлинно пока неизвестно. Однако в Местийском музее можно видеть найденные в Сванетии предметы, принадлежащие людям не только бронзового, но и каменного века.

Сваны - небольшой народ. В настоящее время в Верхней Сванетии насчитывается всего около 18 тысяч жителей. Весьма интересны данные по соотношению полов для 1931 года. До 15-летнего возраста включительно в Верхней Сванетии преобладали в это время мужчины, а после 15 лет-женщины. Это объясняется несчастными случаями в горах (на охоте, в лавинах-при переходе перевалов в горных реках), гибелью во время гражданской войны, а также результатом расцветшей в 1917-1924 годах кровной мести. К счастью, эта вспышка «лицври» была последней. Повзрослевшие ребятишки уже уравновесили это страшное несоответствие. Все сваны до фанатичности гостеприимны. Сейчас по Сванетии ходит много всякого народа, и все пока находят себе кров, приют и пищу в сванских домах. Сваны неторопливы, сдержанны и вежливы. Они никогда не обидят человека. Сванский язык отличается отсутствием бранных слов. Самое сильное ругательство у сванов-слово «дурак». (Остальные заимствованы из других языков.) Но и это слово самолюбие свана не могло вынести, часто из-за него возникала вражда и даже кровная месть. Вежливость сидит в крови у свана, заложена многими поколениями. Уважение к старшим, почитание стариков возведено в Верхней Сванетии в незыблемый закон. С глубокой внутренней культурой, тактом и выдержанностью в характере свана уживаются безумная смелость и отвага.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса